Научная статья на тему 'Особенности развития выносливости у учащейся молодежи с разной профессиональной направленностью'

Особенности развития выносливости у учащейся молодежи с разной профессиональной направленностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1231
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ / PHYSICAL LOAD / GENERAL ENDURANCE DEVELOPMENT PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хламов Виктор Николаевич, Драничкин Андрей Сергеевич

Статья посвящена одной из актуальных и еще в недостаточной степени разработанных проблем развития общей выносливости у различного контингента населения, а в частности курсантов высших военных учебных заведений Министерства обороны РФ и студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хламов Виктор Николаевич, Драничкин Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Endurance development peculiarities of studying youth with different \ professional trend

Endurance development peculiarities of studying youth with different professional trend. An article is devoted to one of the topical and insufficiently worked out problem of general endurance development of different social groups, particularly cadets of higher military schools and students of the institutes.

Текст научной работы на тему «Особенности развития выносливости у учащейся молодежи с разной профессиональной направленностью»

УДК 796/799

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ С РАЗНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

© В.Н. Хламов, А.С. Драничкин

Статья посвящена одной из актуальных и еще в недостаточной степени разработанных проблем развития общей выносливости у различного контингента населения, а в частности курсантов высших военных учебных заведений Министерства обороны РФ и студентов высших учебных заведений. Ключевые слова: физическая нагрузка, процесс развития общей выносливости.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что систематическое выполнение физических упражнений на выносливость совершенствует приспособительные механизмы организма, снимает нервно-психическое напряжение, улучшает процессы обмена веществ и кровоснабжения органов и тканей, что положительно отражается на общем физическом состоянии, самочувствии и работоспособности.

Таким образом, развитие выносливости у различных контингентов населения - важная научная и социальная задача. В полной мере это касается и курсантов высших военных учебных заведений (ввузов), профессиональная деятельность которых требует большого нервно-психического напряжения, крепкого здоровья и высокой работоспособности.

Между тем, специфика учебного процесса в ввузах и современная его организация, недостаточная физическая подготовленность курсантов и необходимость обеспечить оптимальный уровень развития их выносливости при одноразовом учебном занятии и одном часе самостоятельной подготовки в неделю требуют определенного круга эффективных методических подходов применительно к физическому воспитанию курсантов.

В возрастном аспекте студенты высших учебных заведений (вузов) и курсанты вву-зов являются однородным контингентом. Вопросу, касающемуся средств и методов развития выносливости у студентов, а также режимов выполнения ими двигательных нагрузок, посвящено значительное количество исследований.

Одни исследователи считают, что в качестве средства воспитания общей выносливости студентов следует использовать в основном бег: кроссы, повторный бег на средних и длинных отрезках, бег в чередовании с

общеразвивающими упражнениями и упражнениями на дыхание. Другие высказывают мысль о целесообразности применения широкого круга средств, среди которых могут быть различные виды спортивных игр, связанных с проявлением общей и специальной выносливости: футбол, баскетбол, гандбол, плавание, конькобежный и лыжный спорт и т. д. В частности, В.В. Кузовенков [1] указывает, что в основу подготовки к сдаче норм на выносливость должно лечь комплексное использование всех средств тренировки на базе общей физической подготовки (ОФП) с применением различных методов подготовки. Наиболее эффективными средствами воспитания общей выносливости являются длительный бег и кроссы с различной степенью интенсивности, подвижные и спортивные игры, ходьба на лыжах и плавание.

A.В. Лотоненко [2], А.А. Тимофеев [3] выявили большую эффективность применения в учебных занятиях со студентами ходьбы на лыжах.

Аналогичного мнения придерживаются Я.С. Вайнбаум [4] и Н.П. Рымарь [5]. Они утверждают, что для развития выносливости оптимальным средством является ходьба на лыжах, бег же должен составлять 15-20 минут при пульсе 140-160 уд./мин.

Наиболее предпочтительным методом развития выносливости студентов, как свидетельствует анализ литературы, является равномерный метод (Ю.А. Генявичус [6],

B.М. Гавриленко [7]). Малоинтенсивные продолжительные нагрузки оказывают положительное влияние на функциональное состояние систем организма нетренированных людей, предохраняют от перенапряжения, легче поддаются контролю.

Однако многие исследователи не ограничиваются применением одного лишь рав-

номерного метода тренировки. Так, для развития выносливости у юношей 15-17 лет на уроках физической культуры А.П. Желязни-ков [8] применял как равномерный, так и повторный методы тренировки. Автор считает, что оба метода дают положительный эффект и позволяют в течение двух месяцев (по предлагаемой им схеме) повысить выносливость юношей к сдаче программного норматива по марш-броску на 5 км.

В исследовании Ю.А. Генявичуса [6] показано, что занятия по физическому воспитанию с ЧСС 160-180 уд./мин. положительно влияют на повышение физической подготовленности, функциональных возможностей кардиореспираторной системы, а также на состояние здоровья, особенно хороший эффект для развития выносливости дает легкоатлетический бег, проводимый интервальным и повторному методами.

Исследования, проведенные В.М. Гавриленко [7], показали, что в группах, применявших повышенный объем циклических упражнений, обнаружены большие сдвиги в тестах, отражающих выносливость. Весьма неожиданным оказался тот факт, что наиболее высокий прирост результатов в беге на 1000 и 2000 м обнаружен в группе, занимавшейся по программе со скоростносиловой направленностью по методу интервального упражнения.

Обобщая изложенное, следует подчеркнуть, что выполнение однообразных двигательных заданий, сходных по характеру нагрузки, при развитии выносливости оказывает достаточно сильное воздействие на организм занимающихся. Поэтому упражнения следует не только строго дозировать по числу повторений и интервалам отдыха, но и наряду с легкоатлетическими заданиям широко использовать элементы спортивных и подвижных игр, значительно повышающих эмоциональный фон занятий.

Важной для практики особенностью является и то, что функциональные сдвиги, достигнутые при комплексном применении различных средств, сохраняются дольше, чем при раздельном их использовании.

Многие исследования направлены непосредственно на изучение и выявление наиболее приемлемых режимов интенсивности выполнения физических упражнений. Изучая нагрузки физической тренировки, Е.А. Пиро-

гова [9] предлагает мышечную нагрузку в диапазоне мощности 60-70 % максимального потребления кислорода (МПК) и характеризует ее наиболее благоприятной динамикой показателей кардиореспираторной системы, более поздним появлением признаков утомления по сравнению с нагрузками, составляющими 75 % МПК. При выполнении нагрузки 60 % МПК максимальная частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет 143171 уд./мин.

В.В. Михайлов [10] применительно к практике физического воспитания предлагает распределять нагрузки в зависимости от их зон. Если выполняются малоинтенсивные упражнения и ЧСС не превышает 130 уд./мин., то нагрузки относятся к «компенсаторной», или «восстановительной», зоне. Такие нагрузки не обеспечивают в должной мере развивающего режима, поэтому в тренировочной практике ими заполняют интервалы отдыха между смежными заданиями, а также используют во время разминки, утренней зарядки.

Тренировочные нагрузки, выполненные при ЧСС 131-150 уд./мин., относятся к аэробной зоне. Они обеспечивают развивающий режим, а именно, повышение аэробной производительности.

Г.С. Туманян, Я.К. Коблев [11] классифицировали физические нагрузки для студентов следующим образом. Малой считается нагрузка в том случае, если после ее выполнения частота пульса равна 108-130 уд./мин., средней - 132-166 уд./мин., большой - 168180 уд./мин. и максимальной, если частота пульса больше 180 уд./мин.

В период начальной военной подготовки нового пополнения ввуза и в первый месяц учебного года или периода обучения (на общеподготовительном этапе) физическая подготовка должна быть направлена преимущественно на повышение общефизической подготовленности военнослужащих. Физическая нагрузка на этих занятиях должна быть средней (ЧСС 130-150 уд./мин.). Начиная со второго месяца занятий нагрузка должна увеличиваться и быть высокой (ЧСС 150-180 уд./мин.).

Весьма важными представляются рекомендации относительно построения занятий, направленных на преимущественное развитие выносливости, и последовательности средств и методов с этой целью.

Так, А.В. Лотоненко [2] предложил, как упоминалось раньше, разделить годичный цикл на три условных этапа, различных между собой по задачам, средствам и методам их решения.

На первом этапе (сентябрь-октябрь) наиболее эффективные средства развития общей выносливости - кросс по слабо пересеченной местности, спортивные игры. Основными методами тренировки являются равномерный, переменный и игровой.

На втором этапе (ноябрь-март) особое внимание следует уделять развитию специальной выносливости, необходимой в лыжных гонках. Основными методами тренировки являются равномерный, переменный, повторный, интервальный и соревновательный.

На третьем этапе (апрель-май) общий объем нагрузки снижается, однако увеличивается ее интенсивность. Средства и методы развития выносливости остаются те же.

В.В. Кузовенков [1] считает, что учебный процесс необходимо строить с учетом преимущественного развития выносливости. Он предлагает на начальном этапе (10-12 недель) осуществлять бег в равномерном темпе. Объем беговой работы в этот период должен составлять 120-150 км, при этом 55-60 % объема нагрузки выполняется с низкой интенсивностью, 25-30 % - со средней и 10-20 % - с высокой интенсивностью. После этого рекомендуется переходить к занятиям по лыжной подготовке с объемом 160-190 км. Весенний этап использовать преимущественно на развитие силовых качеств и быстроты.

Н.Я. Петров с соавторами [12] для развития общей выносливости рекомендует использовать методы равномерного и переменного бега. Первый применяется в начале учебного года и рассчитан на 4 месяца. В течение первого месяца беговая программа начинается с 5-минутной нагрузки и доводится до 10 минут. В последующие три месяца время бега увеличивается до 13-20 минут. Интенсивность не превышает 50 % максимальной.

После лыжной подготовки выносливость развивается переменным методом: зани-

мающиеся развивают выносливость в беге на отдельных дистанциях (100, 400, 800, 1500 м) и, объединяя эти дистанции, доводят их в

сумме свыше 3000 м. Интенсивность нагрузки колеблется от 70 до 90 % максимальной.

Наставление по физической подготовке и спорту в вооруженных силах Российской Федерации (НФП-2001) определяет тренировку в передвижении на лыжах равномерным, переменным и повторным методами. Наибольшее предпочтение отдается равномерной тренировке с малой и средней скоростью передвижения [13].

В процессе тренировки в беге на различные дистанции для развития общей выносливости применяется в основном продолжительный медленный бег в равномерном темпе.

Физическая нагрузка согласно НФП-2001 определяется по частоте сердечных сокращений (ЧСС) в минуту и может быть: низкой - до 130 уд./мин., средней - до 130-150 уд./мин., высокой - до 150-180 уд./мин., максимальной - свыше 180 уд./мин.

Таким образом, в профессиональноприкладной физической подготовке курсантов ввузов наибольшее применение для развития общей и специальной выносливости нашли методы непрерывного (равномерный, переменный) и интервального (повторный, интервальный) упражнений. А основными средствами являются беговые упражнения и ходьба на лыжах. Все внимание при этом необходимо акцентировать на частоте сердечных сокращений. Критерием тренированности считается состояние, когда ЧСС достигает 150-180 уд./мин.

В целом, анализ научно-методической литературы убеждает в эффективности целенаправленного педагогического процесса по развитию выносливости в студенческом возрасте и свидетельствует о целесообразности и необходимости воспитания выносливости в данный период.

1. Кузовенков В.В. Эффективность внедрения основ спортивной тренировки в подготовку к выполнению комплекса ГТО студентами вузов // Проблемы физического воспитания студентов: тез. докл. Всесоюз. науч. конф. М., 1976. С. 72-73.

2. Лотоненко А.В. Физическая культура, спорт, работоспособность студентов. Воронеж, 1986.

3. Тимофеев А.А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов 17-18 лет в условиях техниче-

ского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Мн., 1988.

4. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. М., 1986. С. 175.

5. Рымарь Н.П. Нормирование тренировочных нагрузок для подготовки студентов к выполнению норм комплекса ГГО: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983.

6. Желязников А.П. Выносливость юношей 15-17 лет к циклическим нагрузкам большой и умеренной интенсивности // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. № 1. С. 104-106.

7. Генявичюс Ю.А. Об эффективности применения легкоатлетических упражнений в целях подготовки студентов к сдаче норм комплекса ГТО IV ступени: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1979.

8. Гавриленко В.М., Михайлов В.П. Возможности сочетания учебно-тренировочных нагрузок, направленных на повышение уровня выносливости и скоростно-силовых качеств у студентов техн. вузов // Теория и практика физ. культуры. 1986. № 1. С. 35-36.

9. Пирогова Е.А. Допустимые величины физических нагрузок для программ оздоровитель-

ной физической тренировки // Теория и практика физ. культуры. 1985. № 5. С. 20-22.

10. Михайлов В.В. Путь к физическому совершенству. М., 1989.

11. Туманян Г. С. Коблев Я.К. Выносливость: как ее измерять // Теория и практика физ. культуры. 1973. № 6. С. 59-61.

12. Петров Н.Я., Шестакова Т.Н. Основы управления учебным процессом физического воспитания студентов технических вузов: метод. пособие. Мн., 1981. С. 9-15.

13. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации. М., 2001. С. 56-67.

Поступила в редакцию 27.11.2008 г.

Khlamov V.N., Dranichkin A.C. Endurance development peculiarities of studying youth with different professional trend. An article is devoted to one of the topical and insufficiently worked out problem of general endurance development of different social groups, particularly cadets of higher military schools and students of the institutes.

Key words: physical load, general endurance development process.

УДК 796I799

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ

© М.Н. Мистрюкова

В статье раскрыта специфика формирования двигательной культуры личности студентов через реализацию авторской методики, разработанной с использованием средств ритмопластики. Данная методика ориентирована на развитие аксиологического, операционного и эстетического компонентов двигательной культуры личности. Она разработана по принципу предписаний алгоритмического типа, что предусматривает разделение учебного материала на блоки, реализуемые в определенной последовательности.

Ключевые слова: двигательная активность, двигательная культура, методика формирования, методические блоки, ритмопластика.

Современная ситуация общественного развития в России, происходящие изменения в духовной жизни общества актуализируют проблему превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры как развивающейся системы нравственных ценностей, становления личности выпускника как человека культуры. Степень развития социокультурного, нравственного, интеллектуального и физического потенциала будущих специалистов является показателем

сформированности культурного облика личности.

В настоящее время особое значение в общественном сознании приобретают идеи бережного отношения личности к своему физическому здоровью, наличия у нее эстетического вкуса, умения творить повседневную жизнь по законам красоты, что способствует усилению роли и значимости развития не только эстетической и физической культуры личности в системе современного выс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.