Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОКОЛИЧЕСТВ БРОМИСТОГО МЕТИЛА В ПОЛИМЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОКОЛИЧЕСТВ БРОМИСТОГО МЕТИЛА В ПОЛИМЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОКОЛИЧЕСТВ БРОМИСТОГО МЕТИЛА В ПОЛИМЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

¡гния средств индивидуальной защиты, вероятность травмирования.

При практической работе по аттестации рабочих мест школьников на предприятии следует руководствоваться следующими требованиями: величина стандартизованных показателей должна быть меньше или равна весу вредного воздействия; при значении гигиенических факторов в пределах ПДК и ПДУ величина стандартизованного показателя принимается равной его весу; психофизиологические факторы, оказывающие оптимизирующее воздействие на организм школьников, могут иметь значения, превышающие вес соответствующего показателя.

Аттестация рабочих мест школьников на базовых предприятиях производится комиссией, в которую входят врачи по гигиене детей и подростков и гигиене труда районной СЭС, врач-лаборант, представители предприятия, учебно-%рроизводственного комбината, руно. Порядок ^аттестации следующий: ориентировочный выбор рабочих мест школьников, составление планов-схем учебно-производственных участков с указанием источников вредного и опасного воздействия, исследование гигиенических и психофизиологических факторов, расчет стандартизованных показателей, аналитическая оценка условий труда, заключение о состоянии рабочих мест школьников. Рабочее место аттестуется при величине обобщенного показателя 200 баллов, в том числе не менее 100 баллов по гигиеническим факторам.

Текущий лабораторный контроль показателей 3-го уровня осуществляется ежеквартально. По его результатам определяется необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и оценивается эффективность предложений по устранению выявленных нарушений. Ведущий принцип оценки динамики условий тру-

да учащихся общеобразовательных школ на базовых предприятиях заключается в улучшении условий труда при однонаправленном уменьшении степени вредного воздействия всех производственных факторов.

Выводы. 1. Управление условиями учебно-производственного процесса на промышленных предприятиях базируется на физиолого-гигиени-ческой аттестации рабочих мест школьников в соответствии с дифференцированной на 4 уровня иерархической структурой показателей.

2. Стандартизация гигиенических и психофизиологических факторов учебно-производственного процесса на базовых предприятиях осуществляется на основе нормирования первичных показателей с учетом веса их вредного воздействия на организм учащихся общеобразовательных школ.

3. Практическая работа по физиолого-гигие-нической аттестации рабочих мест школьников на базовых предприятиях заключается в исследовании гигиенических и психофизиологических факторов, расчете стандартизованных показателей, аналитической оценке условий труда и заключении о состоянии рабочих мест.

Литература ^

1. Межотраслевые нормативные материалы НОТ, обязательные для проектирования технологических процессов и оборудования.— М., 1978.

2. Межотраслевые рекомендации по психофизиологическому отбору. — Свердловск, 1978.

3. Методические указания на гравиметрическое определение пыли в воздухе рабочей зоны и в системах вентиляционных установок.— М., 1977.

4. Методика эргономической оценки производственного оборудования.— М., 1981.

5. Санитарные нормы локальной вибрации, передающейся на руки работающих. СН 3041—84.

6. Санитарные нормы вибрации рабочих мест. СН 3044— 84.

Поступила 25.03.87

УДК 615.462.011.17:66.062.411.1-14]-074

Т. В. Лихтман, Н. И. Колесникова, Н. И. Баранова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОКОЛИЧЕСТВ БРОМИСТОГО МЕТИЛА

В ПОЛИМЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ВНИИ дезинфекции и стерилизации, Москва

Бромистый метил (БМ) применяется для стерилизации медицинских изделий из полимерных материалов в смеси с окисью этилена (ОЭ) в жидкой фазе 2,5: 1 (смесь ОБ). Ввиду высокой токсичности БМ простерилизованные изделия требуется дегазировать до чрезвычайно низких остаточных количеств, соответствующих безопасным дозам этого вещества. Указанное обстоятельство требует разработки весьма чувствительных методов анализа БМ в медицинских изделиях из полимеров.

Предлагаемый в данной работе метод опре-

деления микроколичеств БМ в отличие от ранее описанных [1—3] обладает высокой чувствительностью, а также он проще и совершеннее, чем метод, приведенный в работе [4].

В настоящей работе использовали хроматограф ЛХМ-8МД с пламенно-ионизационным детектором, стальными колонками длиной 1 м и диаметром 3 мм. В качестве неподвижной фазы применяли полимерный пористый сорбент поли-сорб-1. Условия хроматографирования при определении БМ, а также смеси ОБ следующие: температура термостата колонок 100 °С, ско-

676

436

166 /39 63 15

11,66

31,12

По оси ординат

Градуировочная кривая

площадь хроматографического абсцисс — количество БМ, мкг.

пика, мм2; по оси

рость газа-носителя (азота) 30 мл/мин, скорость водорода 30 мл/мин, скорость воздуха 300 мл/мин. При указанных условиях время удерживания БМ 67 с, причем хроматографический пик имел острую симметричную форму. Время удерживания ОЭ в случае анализа смеси ОБ 55 с. Градуировку хроматографа с помощью раствора БМ в ацетоне проводили следующим образом. В стеклянный сосуд вместимостью 60 мл, используемый обычно в качестве аэрозольного баллона, наливали точно взвешенное (до 0,1 мг) количество ацетона. Затем сосуд герметизировали с помощью резиновой прокладки и металлической крышки, которую закрывали с помощью обжимного устройства. Во избежание сорбции паров раствора резиновой прокладкой ее изолировали алюминиевой фольгой. БМ в сосуд с ацетоном вводили с помощью шприца при глубоком охлаждении искусственным льдом флакона с БМ и шприца. Количество введенного в сосуд БМ определяли весовым методом. Такой способ приготовления раствора обусловлен чрезвычайно высокой летучестью БМ (1К 3,56 °С). Готовили не менее 7 сосудов с разным содержанием БМ. Калибровку производили микро.шприцем вместимостью 1 мкл. Содержание БМ в пробе последовательно увеличивали от 0,3 до 30 мгк. Площади пиков рассчитывали как произведение высоты на длину средней линии пика. Градуировочная кривая приведена на рисунке.

Количествнное определение БМ в полимерных материалах медицинского назначения (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полиуретан, резины на основе натурального каучука, наполненного мелом, сажей и без наполнителя, а также силиконовый каучук, наполненный аэросилом) осуществляли методом анализа равновесной паровой фазы. Навеску измельченного полимерного материала величиной от десятых до сотых долей- грамма (в зависимости от сорбционной способности материала), содержащего БМ, помещали в стеклянный сосуд, описанный выше, и герметизировали его указанным методом (без алюминиевой фольги). Затем сосуд нагревали на кипящей водяной бане в течение 0,5, 1, 2, 3 и 4 ч. Исследования показали,

что время, за которое достигалось равновесное распределение БМ между полимером и газовой фазой (переставало увеличиваться количество БМ в газовой фазе), варьировало для разных материалов весьма незначительно и во всех случаях практически не превышало 2 ч. Поэтому было рекомендовано проводить нагревание всех образцов в течение 2 ч перед началом отбора проб для парофазного анализа. Необходимо отметить, что при указанных условиях опыта равновесие существенно сдвинуто в сторону паровой фазы. Путем повторной десорбции из одного и того же образца было показано, что практически весь БМ (до 99%) переходит из материала в паровую фазу.

Пробы из сосудов в количестве 1 мл отбирали с помощью газовых шприцев и вводили непосредственно в колонку хроматографа. Причем шприц прогревали многократным промыванием его парами БМ в воздухе во избежание оши ки при определении. Необходимо также указать, что все емкости, использованные в работе (сосуды, шприцы и т. д.), были тщательно откалиб-рованы весовым методом с помощью термостатированной дистиллированной воды.

Описанная методика дает возможность использовать указанные условиях хроматографи-рования, методики градуирования и анализа равновесного пара для совместного определения ОЭ и БМ. В этих условиях оба вещества хорошо разделяются и дают острые симметричные пики, что не создает никаких дополнительных трудностей при проведении анализа и обработке хроматограмм при количественном определении компонентов смеси ОБ в полимерных материалах.

Содержание БМ и ОЭ в образце рассчитывали по формуле:

д-У

X

Vo-P'

где X — количество БМ или ОЭ, содержащее в 1 г полимерного материала, мкг/г; q — количество БМ или ОЭ, введенное в колонку хроматографа в пробе паровой фазы, найденное из градуировочного графика, мкг; V — объем сосуда, см3; У0 — объем газовой пробы, см3; Р —

ят

масса образца полимера, г.

В данной работе определение БМ и ОЭ проводили на уровне десятых долей микрограмма на 1 мг. Однако предел обнаружения данного метода может быть на 2—3 порядке ниже. Ошибка определения находится в пределах 5%.

Литература

1. Каменное Н. А., Чуднова Л. Б. // Проблемы дезинфекции и стерилизации.— М., 1972. — Вып. 22. — С. 91.

2. Методика определения бромистого метила в газовоздушных пробах.// Сборник по карантину растений. — М., 1963. — № 15.— С. 120.

3. Монро X. А. //Там же. — 1962. — № 10.— С. 91.

4. Сосновский Е. Лихтман Т. В., Руденко Б. А., Баранова Н. И. //Гиг. и сан.— 1984. — № 6. — С. 56.

Поступила 18.02.87

48

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.