Научная статья на тему 'ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2,4-ДИХЛОРТОЛУОЛА В ВОДЕ'

ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2,4-ДИХЛОРТОЛУОЛА В ВОДЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Т.А. Козейко, И.А. Кочеровская, Г.В. Толстопятова, С.М. Винницкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2,4-ДИХЛОРТОЛУОЛА В ВОДЕ»

УДК 614.777:547.533]-074:543.544

Т. А. Козейко, И. А. Кочеровская, Г. В. Толстопятова, С. М. Винницкая

ГАЗОХРОМАТОГРАФИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2,4-ДИХЛОРТОЛУОЛА В ВОДЕ

Киевский научно-исследовательский филиал ГОСНИИХЛОРПРОЕКТа

В производстве органического синтеза, в частности для получения бензальдегида, используют 2,4-дихлортолуол (2,4-ДХТ). Это бесцветная маслянистая жидкость со специфическим ароматическим запахом. Молекулярная масса 161, плотность 1,25 г/см3, температура кипения 200,5 °С, упругость паров 0,6203 мм рт. ст. при 20 °С, растворимость в воде 0,1 мас.%. 2,4-ДХТ относится к умеренно токсичным соединениям: ЬЭ50 для крыс 4600 (3900—5220) мг/кг. При длительном поступлении в организм животных он оказывает влияние на функциональное состояние паренхиматозных органов и деятельность центральной нервной системы.

ПДК в воздухе рабочей зоны 10 мг/м3, ПДК в воде водных объектов экспериментально разработана на уровне 0,03 мг/л.

Перед нами стояла задача разработать газо-хроматографический метод определения 2,4-ДХТ в воде водоемов и использовать его для изучения стабильности соединения в воде.

В литературе методы определения 2,4-ДХТ в воде мы не нашли.

Экспериментально было установлено, что минимальное количество 2,4-ДХТ, определяемое пламенно-ионизационным детектором, составило 0,8 мг/л, и, следовательно, прямой анализ на уровне ПДК невозможен.

С целью предварительного концентрирования опробованы два способа — жидкостная и газовая экстракции (метод АРП) [2]. Применительно к газовой хроматографии жидкостная экстракция имеет ряд технических трудностей: необходим хроматографически чистый экстрагент во избежание возможного перекрывания пика определяемого вещества; кроме того, поскольку на анализ отбирают не весь экстракт, а лишь несколько микролитров, то это может свести на нет эффект концентрирования [1]. Так, экстрагируя 2,4-ДХТ из 500 см3 воды 1,5 см3 четыреххлористо-го углерода (ЧХУ), требуемой чувствительности можно достигнуть при величине вводимой пробы не более 0,8—1 мкл (иначе имеет место перекрывание 2,4-ДХТ экстрагентом) и при пределе измерений 20-10-12 А, т . е. на самой чувствительной шкале, но при этом из-за плохой воспроизводимости (нестабильность работы прибора) точность определения снижается.

Этих недостатков лишен метод газовой экстракции, поскольку извлечение происходит в герметически закупоренном сосуде, а величина вводимой пробы может составить 1—10 см3, причем экстрагент не требуется.

Концентрирование 2,4-ДХТ из воды осуществляли методом газовой экстракции с последующим анализом равновесной паровой фазы. Для этого 10 см3 анализируемой пробы воды помещали во флакон вместимостью 20 см3, который закрывали завинчивающейся пластмассовой крышкой, имеющей отверстие диаметром 2—3 мм. Для уплотнения в крышку вставляли обрезанную пе-нициллиновую пробку, которую изолировали от содержимого флакона фторопластовой пленкой. Пробу термостатировали в ультратермостате, после чего паровую фазу отбирали нагретым (до температуры пробы) медицинским шприцем и вводили в хроматограф. Для нагревания шприца использовали воздушную камеру ультратермостата.

С целью выбора оптимальных условий концентрирования изучена зависимость величины площади пика 2,4-ДХТ от температуры и времени термостатирования.

Установлено, что оптимальными являются следующие условия: время термостатирования 20 мин, температура 80 °С, величина вводимой в хроматограф пробы 5 см3. Для получения воспроизводимых данных с высокой точностью отбор паровой фазы из флакона следует производить не более одного раза. Одновременно термостатировали четыре флакона с анализируемой пробой.

Количественное определение производили, используя частный случай абсолютной калибровки, при котором площадь пика 2,4-ДХТ на хро-матограмме градуировочной смеси соизмерима с его площадью на хроматограмме анализируемого образца [2].

В работе использовали хроматограф серии «Цвет-100» с пламенно-ионизационным детектором. Оптимальные условия хроматографирова-ния следующие: металлическая колонка размером 3 мХЗ мм, сорбент — 5% ДС-550 на хрома-тоне N-AW HMDS, фракция 0,250—0,315 мм (готовый сорбент чехословацкой фирмы «Lachema», температура термостата колонок 130°С, температура испарителя 200 °С, расход газа-носителя (азот) 45 см3/мин, скорость диаграммной ленты 240 мм/ч, предел измерения (20—50) • 10~12 А.

Статистически обработанные результаты определения 2,4-ДХТ в воде (при п= 12 и р = 0,95) показали, что относительное стандартное отклонение составляет не более 13 % .

Описанная методика позволяет определять 2,4-ДХТ при его массовой концентрации в воде от 0,0075 мг/л (V4 ПДК).

Разработанный метод был испытан при изу-

{§ чении стабильности 2,4-ДХТ в водных растворах. С этой целью провели две серии исследований с растворами 2,4-ДХТ на водопроводной и дистиллированной воде. Испытаны концентрации 1 мг/л (уровень запаха 5 баллов) и 0,1 мг/л (2 балла).

Наблюдение за динамикой содержания 2,4-ДХТ проводили через 1, 3, 5, 8, 10 и 15 сут.

Полученные данные показали, что 2,4-ДХТ в концентрации 1 мг/л как в водопроводной, так и в дистиллированной воде определялся на 8-е сутки опыта на уровне 0,02—0,03 мг/л по органолеп-тическбму признаку вредности (порог 1 балл). На 10-е сутки опыта содержание 2,4-ДХТ было

ниже 0,0075 мг/л. Исходная концентрация 2,4-ДХТ 0,1 мг/л снизилась до уровня порога по органолептическому признаку вредности на 5-е сутки опыта. Таким образом, на основании результатов аналитического контроля за содержанием 2,4-ДХТ в воде последний можно отнести к среднестабильным соединениям.

Литература

1. Березкин В. Г., Татаринский В. С. Газохроматографи-ческие методы анализа примесей.— М., 1970.

2. Витенберг А. ГИоффе Б. В. Газовая экстракция в хроматографическом анализе.— Л., 1982. — С. 46; 101.

Поступила 26.0i.87

УДК 371.71:331.361.3

Н. П. Гребняк

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗОВЫХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ

Донецкий медицинский институт

В повышении эффективности профессионального обучения и производительного труда школьников важное значение имеет организация учебно-производственного процесса на промышленных предприятиях. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема физиолого-гигиенической аттестации рабочих мест учащихся общеобразовательных школ.

На основании результатов собственных исследований и литературных данных разработана система показателей, характеризующих гигиенические и психофизиологические условия производственной среды. При аттестации рабочих мест школьников целесообразно выделение 4 уровней показателей (см. схему). Количествен-

ная величина нулевого уровня иерархическои структуры является комплексной оценкой сложившихся условий труда на конкретном рабочем месте. Гигиеническое значение этого уровня заключается в том, что он служит основой физиолого-гигиенической аттестации рабочих мест. Динамика нулевого уровня характеризует обоснованность и эффективность разработанных санитарно-гигиенических мероприятий. Наряду с этим сопоставление его величины на различных рабочих местах позволяет определить очередность проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.

На 1-м уровне иерархической структуры осуществляется суммарная характеристика рабочих

Иерархическая структура показателей аттестации рабочих мест школьников

0-й уровень

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

ОК — обобщенная характеристика качества рабочих мест; ГФ—гигиенические условия; ПФ — психофизиологические условия; ФЗ — физические факторы; ХМ — химические факторы; НП — нервно-психические перегрузки, ПП — физические перегрузки; Ш — шум; М — микроклимат; В — вибрация; О — освещенность; 3 — запыленность; Т—токсические вещества; Р—раздражающие вещества; С—сенсибилизирующие вещества; К — канцерогенные вещества; Фэ—эмоциональная напряженность труда; Фм — монотонность труда; Фз — комфортность при использовании средств индивидуальной защиты; Фр — риск травмирования и опасных ситуаций; Фт — физическая тяжесть труда; Фв — максимальная величина перемещенных вручную грузов; Фд — характер рабочих движений; Фк—комфортность рабочей позы; Фп — размерные характеристики моторного поля рабочего места.

мест по гигиеническим и психофизиологическим условиям труда. При этом следует иметь в виду, что они могут оказывать как прямое, так и косвенное влияние на функциональное состояние организма учащихся. Гигиенические и психофизиологические условия производственной среды наряду с благоприятным могут оказывать и отрицательное воздействие (опасные и вредные факторы). В связи с этим сущность 1-го уровня иерархической структуры показателей является их гигиеническое нормирование.

Особенность гигиенического регламентирования факторов 2-го уровня обусловлена характером воздействия физических и химических параметров, а также нервно-психических и физических перегрузок. Гигиеническое значение этого уровня иерархической структуры показателей заключается в дифференцированной оценке рабочей среды (оптимальная, допустимая, нерекомендуемая и экстремальная). Конкретная градация условий работы определяется степенью опасности, природой действия, спецификой фактора и достигнутым технико-технологическим уровнем производства.

3-й уровень иерархической структуры показателей отражает наличие и интенсивность выраженности различных параметров производственного процесса на конкретных рабочих местах. Аналитическая оценка рабочей среды осуществляется по гигиеническим показателям, а трудового процесса, предметов и орудий труда — по психофизиологическим.

При физиолого-гигиенической аттестации рабочих мест школьников применяется два вида показателей: первичные и стандартизованные.

Первичные показатели — конкретные величины и уровни изучаемых гигиенических и психофизиологических факторов, выраженные в соответствующих единицах измерения. Характеристика уровней воздействия гигиенических факторов осуществляется на основе исследования производственного освещения, определения шумовых и вибрационных параметров, изучения микроклиматических условий и санитарно-химического анализа вредных веществ. Лабораторный контроль за физическими факторами рабочей среды организуется на основании действующих ГОСТов, санитарных норм, методических указаний Г1— в].

На основании результатов лабораторного контроля условий труда рассчитываются стандартизованные показатели. Эти показатели характеризуют сравнительную степень воздействия (вредного или оптимизирующего) на организм учащихся и отражают общий уровень условий работы на базовом предприятии. При этом динамика суммарной величины стандартизованных показателей свидетельствует об эффективности проводимых оздоровительных мероприятий.

Стандартизация показателей условий труда & осуществляется на основе нормирования первичных показателей (путем отнесения к соответствующей нормативной или допустимой величине), а также с учетом веса их вредного воздействия. Вес вредного воздействия производственных факторов на организм подростков был определен методом экспертных оценок. При этом эксперты руководствовались следующими критериями: чувствительность организма подростков к воздействию гигиенических и психофизиологических факторов, интенсивностью и продолжительностью их воздействия на базовых предприятиях, возрастными особенностями функционального состояния организма.

Величины стандартизованных показателей токсических веществ и запыленности определяются как производные веса вредного воздействия и частного от деления ПДК на фактическую концентрацию соответствующих ингреди-^ ентов в воздухе рабочей зоны. Стандартизован-^-ные показатели шума и вибрации рассчитываются как произведение веса вредного воздействия на частное от деления поправочного коэффициента на разность между эквивалентными корригированными уровнями (звука, виброскорости, виброускорения) и соответствующими величинами шума и вибрации. Величина стандартизованного показателя освещения определяется как производная веса вредного воздействия и частного от деления фактической величины освещения на нормируемое значение. Стандар- , тизованный показатель микроклиматических условий вычисляется как произведение веса вредного воздействия на среднеарифметическую величину частных показателей температуры, влажности и скорости движения воздуха на рабочем месте, определяемых при сопоставлении фактических величин с нормативными (соответствие оптимальным параметрам— 1,0, соответствие допустимым — 1, 2). ;

Для расчета стандартизованных психофизио-логических показателей все первичные составляющие элементы распределяются на 3—4 диапазона в зависимости от степени вредного воздействия с присвоением коэффициентов в пределах от 0,8 до 1,5 усл. ед. Величины психофизиологических показателей определяются как производные веса вредного воздействия на коэффициент диапазона соответствующего показателя. В качестве первичных составляющих элементов психофизиологических факторов приняты категория тяжести труда, максимальная величина перемещаемых вручную грузов, коорди-нированность движений и участие мышечных групп, время нахождения в вынужденной позе, границы досягаемости зон рабочего места от передней поверхности туловища, степень эмоционального напряжения, количество трудовых действий в операции, число повторений одной операции в течение часа, необходимость примене-

¡гния средств индивидуальной защиты, вероятность травмирования.

При практической работе по аттестации рабочих мест школьников на предприятии следует руководствоваться следующими требованиями: величина стандартизованных показателей должна быть меньше или равна весу вредного воздействия; при значении гигиенических факторов в пределах ПДК и ПДУ величина стандартизованного показателя принимается равной его весу; психофизиологические факторы, оказывающие оптимизирующее воздействие на организм школьников, могут иметь значения, превышающие вес соответствующего показателя.

Аттестация рабочих мест школьников на базовых предприятиях производится комиссией, в которую входят врачи по гигиене детей и подростков и гигиене труда районной СЭС, врач-лаборант, представители предприятия, учебно-%рроизводственного комбината, руно. Порядок ^аттестации следующий: ориентировочный выбор рабочих мест школьников, составление планов-схем учебно-производственных участков с указанием источников вредного и опасного воздействия, исследование гигиенических и психофизиологических факторов, расчет стандартизованных показателей, аналитическая оценка условий труда, заключение о состоянии рабочих мест школьников. Рабочее место аттестуется при величине обобщенного показателя 200 баллов, в том числе не менее 100 баллов по гигиеническим факторам.

Текущий лабораторный контроль показателей 3-го уровня осуществляется ежеквартально. По его результатам определяется необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и оценивается эффективность предложений по устранению выявленных нарушений. Ведущий принцип оценки динамики условий тру-

да учащихся общеобразовательных школ на базовых предприятиях заключается в улучшении условий труда при однонаправленном уменьшении степени вредного воздействия всех производственных факторов.

Выводы. 1. Управление условиями учебно-производственного процесса на промышленных предприятиях базируется на физиолого-гигиени-ческой аттестации рабочих мест школьников в соответствии с дифференцированной на 4 уровня иерархической структурой показателей.

2. Стандартизация гигиенических и психофизиологических факторов учебно-производственного процесса на базовых предприятиях осуществляется на основе нормирования первичных показателей с учетом веса их вредного воздействия на организм учащихся общеобразовательных школ.

3. Практическая работа по физиолого-гигие-нической аттестации рабочих мест школьников на базовых предприятиях заключается в исследовании гигиенических и психофизиологических факторов, расчете стандартизованных показателей, аналитической оценке условий труда и заключении о состоянии рабочих мест.

Литература ^

1. Межотраслевые нормативные материалы НОТ, обязательные для проектирования технологических процессов и оборудования.— М., 1978.

2. Межотраслевые рекомендации по психофизиологическому отбору. — Свердловск, 1978.

3. Методические указания на гравиметрическое определение пыли в воздухе рабочей зоны и в системах вентиляционных установок.— М., 1977.

4. Методика эргономической оценки производственного оборудования.— М., 1981.

5. Санитарные нормы локальной вибрации, передающейся на руки работающих. СН 3041—84.

6. Санитарные нормы вибрации рабочих мест. СН 3044— 84.

Поступила 25.03.87

УДК 615.462.011.17:66.062.411.1-14]-074

Т. В. Лихтман, Н. И. Колесникова, Н. И. Баранова

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОКОЛИЧЕСТВ БРОМИСТОГО МЕТИЛА

В ПОЛИМЕРАХ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

ВНИИ дезинфекции и стерилизации, Москва

Бромистый метил (БМ) применяется для стерилизации медицинских изделий из полимерных материалов в смеси с окисью этилена (ОЭ) в жидкой фазе 2,5: 1 (смесь ОБ). Ввиду высокой токсичности БМ простерилизованные изделия требуется дегазировать до чрезвычайно низких остаточных количеств, соответствующих безопасным дозам этого вещества. Указанное обстоятельство требует разработки весьма чувствительных методов анализа БМ в медицинских изделиях из полимеров.

Предлагаемый в данной работе метод опре-

деления микроколичеств БМ в отличие от ранее описанных [1—3] обладает высокой чувствительностью, а также он проще и совершеннее, чем метод, приведенный в работе [4].

В настоящей работе использовали хроматограф ЛХМ-8МД с пламенно-ионизационным детектором, стальными колонками длиной 1 м и диаметром 3 мм. В качестве неподвижной фазы применяли полимерный пористый сорбент поли-сорб-1. Условия хроматографирования при определении БМ, а также смеси ОБ следующие: температура термостата колонок 100 °С, ско-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.