ме приведенного выше санитарного минимума, возрасту, а также программам обучения и вос-
Для других возрастных групп разрабатываются питания, и адекватные критерии оценки эффек-
с использованием описанного выше принципа тивности санитарно-просветительной работы.
СВОЙ санитарный минимум, соответствующий ИХ Поступила 24.12.85
УДК 371.7:377].614.3
Н. П. Гребняк, Л. В. Гребняк, Ж. В. Кирина, В. А. Финько,
В. И. Агарков
ОПЫТ САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА УСЛОВИЯМИ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Донецкий медицинский институт; Донецкая областная санэпидстанция
В профессиональном развитии учащихся общеобразовательных школ, в совершенствовании их профессиональной подготовки и трудового воспитания большую роль играет соединение обучения с производительным трудом на предприятиях. Создание единой системы трудового обучения и воспитания школьников требует внедрения санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих укрепление и сохранение
| их здоровья.
Санитарно-гигиенический контроль за трудовой деятельностью учащихся на базовых предприятиях осуществляется в соответствии с перспективным и текущими планами работы санэпидстанций. Практика показала, что наиболее предпочтительным является проблемно-тематический метод планирования, позволяющий обеспечить комплексное участие всех подразделений санэпидслужбы. Мероприятия по контролю за профессиональным обучением, производительным трудом и профориентацией выделены в особый раздел, основными направлениями которого являются организационные мероприятия, предупредительный и текущий санитарный надзор, лабораторный контроль, профориентация и гигиеническое обучение школьниковтОр-
# ганизационными мероприятиями предусмотрены паспортизация базовых предприятий и межшкольных учебно-производственных комбинатов (МУПК), разработка планов-заданий по оздоровлению условий труда, создание врачебно-инженерных бригад, подготовка различных вопросов для заслушивания на санитарно-эпиде-миологических, медицинских и педагогических советах, коллегиях облоно, а также в советских и партийных органах.
Начальным звеном в предупреждении возможного вредного влияния условий труда на базовом предприятии является санитарная паспортизация объектов. При ее проведении мы руководствуемся приказами Министерства просвещения от 11.05.85 г. «Об утверждении поло-
# жения о межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» и от
11.05.85 г. «Об утверждении положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ». Санитарные паспорта содержат следующую информацию: наименование предприятия, радиус обслуживания школ и доставка учащихся, краткая характеристика производственного процесса в целом, класс предприятия, размещение ученических цехов или участков (в отношении «розы ветров» и проходной), наличие помещений для теоретических занятий,бытовых помещений для учащихся (состав и достаточность), организацию питания и питьевого водоснабжения. В характеристике ученических цехов отражаются площадь и кубатура помещения, количество рабочих мест и их оснащение оборудованием, организация труда, производственное освещение и вентиляция, система отопления, обеспеченность средствами индивидуальной защиты. Особое внимание уделяется вредным факторам производства как в ученических цехах, так и в смежных производственных подразделениях, а также организации медицинской помощи.
Учитывая важность организации профессионального обучения и производительного труда учащихся, городскими и районными санэпидстанциями в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29.09.84 г. «О разработке хозяйственными и профсоюзными органами комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздорови-тельных мероприятий на 1986—1990 гг.» заранее намечены мероприятия для включения в комплексные планы базовых предприятий.
Выбор рабочих мест для производственного обучения и производительного труда осуществляет администрация МУПК совместно с представителями предприятия, районо и органов государственного санитарного надзора. Разрешение оформляется актом за месяц до начала учебного года. На каждое рабочее место мастер МУПК составляет специальную учетную карту-характеристику, в которой освещаются следующие вопросы: рабочие операции, осна-
щенность, состояние оборудования, характер работы, соответствие рабочего места требованиям производственной санитарии и гигиены труда.
Текущий санитарный надзор за условиями труда школьников осуществляется комплексно: специалистами по гигиене труда, гигиене питания, коммунальной гигиене при координирующей роли врача по гигиене детей и подростков. Кратность санитарно-гигиенических обследований зависит от фактического состояния условий труда, специфики производства, вида выполняемых работ, степени эпидемиологической значимости объекта, но не менее 6 раз в течение года. Основная цель этих обследований заключается в предупреждении вредного влияния на учащихся как производственных факторов, так и характера трудового процесса. Наиболее часто учащиеся общеобразовательных школ занимаются производительным трудом, связанным с металлообработкой, строительными работами, ремонтом машин и механизмов, переработкой пищевых продуктов, а ~ также швейным и прядильно-ткацким производством. Виды вредных веществ в воздушной, среде и другие неблагоприятные факторы зависят от технологических особенностей производства. При металлообработке основными вредностями являются аэрозоли масел, присадки к смазоч-но-охлаждающим жидкостям, шум и вибрация. Процессы металлопокрытия сопровождаются выделением в воздух рабочей зоны щелочей, органических растворителей, солей цинка, меди, хрома, никеля, серной кислоты. При окраске изделий могут выделяться уайтспирит, ацетон, бензин, толуол, ксилол, щелочь. При сварке в зависимости от видов применяемых электродов выделяются окислы железа, марганца, азота, хроматы. В термических цехах наиболее часто отмечаются неблагоприятные микроклиматические условия, воздействие теплоизлучения, акролеина, окиси углерода, масел. При изготовлении строительных изделий из дерева основными отрицательными факторами являются шум, вибрация, неблагоприятные микроклиматические условия, значительные физические усилия и выделение вредных веществ (формальдегида, аммиака). Аналогичные производственные факторы характерны и для строительных работ с превалированием загрязнения воздушной среды вредными веществами при отделочном цикле (толуол, ксилол и другие растворители). Наиболее выраженными производственными вредностями в радиотехнической промышленности являются уайтспирит, толуол, четыреххлористый углерод, ацетон, соединения свинца и марганца, аэрозоли масел, повышенная температура воздуха. На рабочих местах слесарей по ремонту машин и механизмов наиболее часто отмечаются шум, местная вибрация, бензин, керосин, окись углерода, ак-
ролеин, окислы азота. Гигиенические условия труда швейного и прядильно-ткацкого производства характеризуются вынужденным положением тела, монотонностью труда, напряжением зрения, шумом, вибрацией, неблагоприятными микроклиматическими условиями. Работа учащихся на предприятиях пищевой промыш-леиности, общественного питания связана с воздействием высоких температур и влажности, окиси углерода, акролеина.
Учитывая специфические особенности технологических процессов, наличие различных вредных производственных факторов и выраженность их уровней в осуществлении санитарного надзора, важное значение следует уделять лабораторному контролю. Повышению эффективности и целенаправленности лабораторного обследования во многом помогает составление планов-схем базовых предприятий с указанием пыле- и газоопасных мест, источников шума и вибрации, травмоопасных зон.
Базовое предприятие обязано обеспечить ежеквартальное проведение лабораторных анализов на рабочих местах учащихся с целью количественного определения вредных веществ в воздушной среде (чаще всего путем заключе- • ния договора со спецлабораториями городских или районных санэпидстанций). При этом имеется в виду, что источниками выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны могут быть сырье, промежуточные и конечные продукты, а также отходы производства на всех этапах технологического процесса. Лабораторный контроль осуществляется в соответствии с унифицированным планом точек отбора проб, а инструментальные замеры проводятся на фиксированных рабочих местах в ученических цехах. Унифицированные планы точек отбора проб ежегодно уточняются врачебно-инженерными бригадами в ссставе врача по гигиене труда, врача по гигиене детей и подростков, врача-ла-боранта, инженера по технике безопасности, врача подросткового кабинета или школы, а # также мастера производственного обучения.
По результатам лабораторного обследования рабочих мест учащихся на базовом предприятии санэпидстанцией проводится оценка условий труда. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны должно быть ниже ПДК, а величина шума и вибрации — ниже предельно допустимых уровней (ПДУ). Учитывая повышенную чувствительность организма подростков к действию вредных веществ [1—5], величины ПДК. для них рекомендуется снижать в 3—4 раза. В заключении по результатам лабораторного обследования указываются число и вид обнаруженных вредных веществ, удельный вес анализов и инструментальных замеров с превышением ПДК и ПДУ, а также вредные 4 вещества, концентрация которых выше ПДК. Затем перечисляются рабочие места учащихся
с отклонениями условий труда от нормативов. К заключению прилагается предписание о проведении санитарно-оздоровительных мероприятий.
При осуществлении текущего санитарного надзора за условиями труда школьников на базовых предприятиях особое внимание следу-5 ет обращать на состояние и эффективность эксплуатации коллективных средств защиты работающих (защита от шума, вибрации и различных видов излучения, нормализация воздушной среды и освещения рабочих мест и производственных помещений). При санитарно-гигиенической оценке освещенности имеется в виду, что для учебно-производственных помещений базовых предприятий нормированные значения повышены на один разряд.
В процессе текущего санитарно-гигиенического обследования дается оценка организации учебно-производственного процесса. Непременным условием гигиенически рациональной его организации является закрепление за каждым учащимся постоянного рабочего места с исправным оборудованием и комплектом необходимых защитных приспособлений. Все работы школь-§ ники должны выполнять только в специальной одежде (халаты, комбинезоны, фартуки, береты, косынки). Планировка рабочего места и применяемое на нем оборудование, инструменты, приспособления, рабочая мебель должны соответствовать антропометрическим, функциональным и психофизиологическим особенностям учащихся. Рабочие операции рекомендуется строить в соответствии со следующими принципами: создание условий для коротких и наименее утомительных движений, равномерное выполнение трудовых движений обеими руками, сокращение количества трудовых движений, ритмизации движений, оптимальная доступность органов управления и инструментов.
Особенностью контроля за трудом учащихся на предприятиях общественного питания и пи-$ щевой промышленности является необходимость обеспечения доброкачественности в эпидемиологическом отношении выпускаемой ими продукции.' Основные элементы предупреждения обсеменения пищевых продуктов патогенными микроорганизмами — это предварительный медицинский осмотр учащихся (с занесением результатов в санитарную книжку), гигиеническое обучение, овладение школьниками практическими навыками по контролю качества термической обработки продуктов, контроль за гигиеной технологического процесса и уровнем санитарной культуры на предприятии. Программа гигиенического обучения утверждается санэпидстанцией. Экзамен по санитарному минимуму принимает комиссия с участием § врача по гигиене детей и подростков. На практических занятиях в МУПК учащиеся еще до начала работы на пищевых объектах осваива-
ют простейшие методы лабораторного контроля за качеством сырья и термической обработки продуктов, правильностью мытья посуды (определение концентрации щелочи в воде моечных ванн, обнаружение жира на посуде, определение температуры блюд, а также предельной кислотности молока).
Оценка рациональности режима труда и отдыха базируется на изучении факторов, способствующих развитию утомления: монотонность труда, высокие темп рабочих движений и ритм трудовой деятельности, повышенная тяжесть и напряженность труда. Соответствие трудовой нагрузки функциональному состоянию организма школьников достигается нормированием труда.
Наиболее предпочтительными, особенно для подростков с отклонениями в состоянии здоровья, являются индивидуальные нормы, основанные на сравнении показателей в динамике рабочего дня. Простой и в то же время информативной является оценка обоснованности норм по устойчивости физиологических функций (в основном частоты пульса и артериального давления) в динамике работы и время их восстановления. Кроме того, можно использовать тест дифференцированной самооценки самочувствия, активности и настроения.
Ведущим критерием эффективности санитарного надзора за организацией трудового обучения школьников на базовых предприятиях служит динамика состояния здоровья, являющаяся результирующей влияния условий труда. Комплексная оценка состояния здоровья осуществляется по методике, предложенной НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР [4].
Таким образом, реформа общеобразовательной и профессиональной школы обусловила новое направление в деятельности врача по гигиене детей и подростков. Осуществление санитарного надзора за условиями труда школьников на базовых предприятиях включает в себя многообразные задачи по оценке и разработке мероприятий, направленных на сохранение их здоровья и повышение эффективности профессионального обучения.
Литература
1. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. — М., 1980.
2. Методические указания по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков. — М., 1981.
3. Руководство для врачей школ / Под ред. Г. Н. Сердю-ковской. — М., 1983.
4. Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. — М., 1979.
5. Сухарева Л. М„ Самотолкика Н. Г. // Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. — М., 1983. — С. 79— 87.
Поступила IG.12.85