Определение и оценка специальных условий для проведения конкурсов профессионального мастерства с участием лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе СПО
Definition and evaluation of special conditions for conducting professional skill competitions with the participation of persons with disabilities and disabilities in the SPO system
Бондаренко Светлана Борисовна
Магистрант
ФГБОУВО «Череповецкий Государственный Университет»
Россия, г.Череповец
Bondarenko Svetlana Borisovna
Master's student Cherepovets State University Cherepovets, Russia
Денисова Ольга Александровна
Доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Череповецкий Государственный Университет»
Россия, г.Череповец
Denisova Olga Alexandrovna
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Cherepovets State University Cherepovets, Russia
Аннотация.
В статье рассмотрены проблемы и перспективы обучения в системе среднего профессионального образования (СПО) лиц с особыми образовательными потребностями и инвалидов. Определение и оценка специальных условий для проведения конкурсов профессионального мастерства с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в системе СПО. Обучение студентов с отклонениями в психофизическом развитии, навыкам трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, получение ими профессии(специальности), их профессиональная адаптация на рынке труда и социализация в обществе. Программа подготовки кадров «Профессионалитет», направлена на привлечение лиц с особыми образовательными потребностями к получению профессии, (специальности).
Annotation.
The article discusses the problems and prospects of training in the system of secondary vocational education (SPE) for persons with special educational needs and disabled people. Definition and evaluation of special conditions for conducting professional skill competitions with the participation of persons with disabilities and disabilities in the SPO system. Teaching students with disabilities in psychophysical development, skills of labor activity aimed at achieving a certain goal, obtaining a profession (specialty), their professional adaptation in the labor market and socialization in society. The Professional training program is aimed at attracting people with special educational needs to obtain a profession (specialty).
Ключевые слова: педагогика, психология, образовательные особенности, образование, персонификация.
Key words: pedagogy, psychology, educational features, education, personification.
Решение вопросов образования и занятости людей с особыми образовательными потребностями, является одной из основных целей государственной политики в области социальной защиты трудоспособного населения. На сегодняшний день одной из основных задач являются не только развитие инклюзивного образования, но также осознанная и эффективная профессионализация лиц с особенностями психофизического развития. Программа совершенствования профессионалитета, призвана готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, получая профессию или специальность, осваивают те же виды профессиональной деятельности, что и остальные студенты. Конечным результатом получения образования в техникумах и колледжах должны стать
трудоустройство и социализация выпускников, в том числе и выпускников с психическими и физическими отклонениями. Трудоустройству выпускников с особенностями психофизического развития, препятствуют внутренние и внешние факторы, немаловажным из которых является низкая мотивация самих выпускников с особенностями в психологическом и физическом развитии к трудоустройству. Причины последующих проблем трудоустройства не только в том, что эта категория населения не воспринимается рынком труда в качестве полноценных, равноправных участников, но и в том, что у многих из них нет достаточной уверенности в своих профессиональных возможностях и способностях.
На наш взгляд эффективным методом повышения мотивации к трудоустройству, является привлечение обучающихся с особыми образовательными потребностями, к участию в конкурсах среди специалистов идентичных профессий на различных уровнях. Такие мероприятия создают оптимальные условия для самореализации личности обучающегося, его профессиональной и социальной адаптации в обществе и способствуют формированию опыта творческой деятельности у студентов, в том числе студентов инвалидов. Участие студентов с психическими и физическими особенностями и инвалидностью в таких конкурсах профессионального мастерства как «Молодые профессионалы» Россия, не только дают им возможность показать свои способности, знания, навыки и умения, но и позволяют получить опыт профессиональной деятельности, преодолеть не уверенность в собственных силах и способностях, повысить уровень профессионального мастерства и проявить себя перед потенциальными работодателями.
Комплексное решение вопросов образования и занятости людей с инвалидностью является одной из приоритетных целей государственной политики в области социальной защиты населения. На сегодняшний день одной из основных целей в рамках развития программы профессионалитета, является задача перевода государственной итоговой аттестации из теоретической плоскости, на площадки демонстрационного экзамена. Система среднего профессионального образования совместно с «Агенством развития национальных перспектив» занимаются разработкой и внедрением комплексных решений, нацеленных на подготовку конкурентоспособных специалистов, в том числе специалистов из числа лиц с особыми образовательными потребностями и инвалидностью, востребованных на рынке труда.
Технологии проведения профессиональных конкурсов, затрагивают все стадии подготовки кадров по рабочим профессиям, начиная с момента проведения профориентации в школах и заканчивая целевыми образовательными программами под конкретные рабочие места.
В настоящее время ситуация с трудоустройством инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями представляется довольно сложной задачей, хотя на уровне федерации и регионов России предпринимается целый комплекс мер, направленных на создание рабочих мест, закрепление на рабочем месте молодых специалистов инвалидов, обеспечиваются условия адаптации, создаются специальные условия труда.
Подавляющее большинство людей с психофизическими особенностями не имеют возможности, а зачастую и желания, полноценно трудиться, и основная причина этого даже не столько в отсутствии у них необходимых профессиональных навыков, сколько в сложной адаптации к современным условиям рынка труда в Российской Федерации. Комплексный подход в решении проблем трудовой занятости населения в целом, и инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями в частности, позволят максимально эффективно использовать их способности при последующем трудоустройстве.
Решение проблемы включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в современный рынок труда должно осуществляется на встречу друг другу с двух сторон.
Со стороны общества должно происходить движение навстречу инвалидам путем изменения нормативных документов и создания доступной инфраструктуры.
Со стороны лиц с особыми образовательными потребностями - должно происходить движение навстречу обществу, без активной жизненной позиции самих инвалидов, решение проблем их трудовой занятости не возможно.
На наш взгляд, конкурсы профессионального мастерства необходимо использовать как основной и очень мощный ресурс профессионализации обучающихся.
Основная цель проведения конкурсов профессионального мастерства - вовлечь как можно больше участников образовательного процесса в профессиональную среду, в которой применяются мировые стандарты оценивания качества выполняемых работ и владения профессиональными компетенциями. Также эти конкурсы привлекают внимание органов исполнительной власти, работодателей, общественных организаций к проблемам и перспективам в вопросах содействия трудоустройству обучающихся с инвалидностью.
Задачи конкурсов профессионального мастерства:- создание в обществе понимания, заботы и поддержки людей с особенностями психофизического развития;
- обеспечение условий для лиц с инвалидностью всех групп и нозологий, в том числе множественных сочетанных форм, для реализации права на профессиональную самореализацию или трудовую занятость;
- расширение возможностей лиц с особенными образовательными потребностями в трудоустройстве и освоении новых видов профессиональной деятельности, заключении договоров о трудоустройстве и организации стажировок для выпускников профессиональных образовательных организаций в рамках социального партнерства с работодателями;
- развитие компетенций, ориентированных на региональные рынки труда.
В последние годы повышается интерес к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды. Это связано, как с ростом, понимания необходимости расширениясоциально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, так и нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих инвалидов и их доли среди населения.
Концепция конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - это ресурс развития профессионалитета. Привлечение различных субъектов образовательной системы в эти мероприятия в качестве участников, организаторов, экспертов обеспечивает расширение пространства активного включения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональную среду.
В 2020 - 2021годах, по заказу Министерства просвещения РФ и при непосредственном участии «Молодые профессионалы» Россия, была осуществлена апробация проведения демонстрационного экзамена для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью были задействованы 125 центров проведения демонстрационного экзамена из более чем 40 субъектах Российской Федерации.
Среднее профессиональное образование в нашей стране является общедоступным, то есть все обучающиеся независимо от особенностей и ограничений здоровья имеют возможность получить квалификацию и на деле подтвердить качество своей подготовки в форме демонстрационного экзамена. Задача конкурсов профессионального мастерства - создать для этого все необходимые условия».
Демонстрационный экзамен по стандартам «Молодые профессионалы» Россия нацпроекта "Образование" в рамках апробации, с участием обучающихся с разными видами нозологий проходит с соблюдением всех базовых принципов объективной оценки результатов подготовки (рабочих) кадров.
Задания демонстрационного экзамена не подвергаются изменениям, а комплекты оценочной документации адаптируются по компетенциям, в том числе инфраструктурные листы и планы застроек площадок. «Адаптированные оценочные материалы предусматривают возможность создания дополнительных
условий с учетом индивидуальных особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: увеличение времени, отведенного на выполнение задания, организацию дополнительных перерывов, использование необходимых технических средств, привлечение ассистентов для сопровождения студентов-инвалидов.
«Агенство развития национальных перспектив», как оператор демонстрационного экзамена по стандартам «Молодые профессионалы» Россия, контролирует работу по адаптации оценочных средств и процедуры демонстрационного экзамена с учетом имеющихся видов нозологий у обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Поставлена задача - сделать демонстрационный экзамен универсальной процедурой оценки уровня знаний, умений и практических навыков, доступной для всех студентов, в том числе, и с индивидуальными особенностями здоровья.
Адаптация демонстрационного экзамена - это шанс для каждого показать свой профессиональный уровень и стать востребованным.
На соревновательных площадках радикально меняется представление о профессиональных способностях людей с особыми образовательными потребностями. Они достигают высочайшего мастерства, но при этом им необходимо дать возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Ведь очень важно уметь создавать безбарьерную среду для всех специалистов независимо от их психофизических особенностей. Работникам системы среднего образования, предстоит очень масштабная работа, результатом которой должно стать расширение всех профессиональных возможностей и навыков людей с особенностями психофизического развития, и в первую очередь это позволит увеличить шансы последующего трудоустройства.
Развёрнутое определение специальных условий для проведения конкурсов профессионального мастерства, с участием обучающихся с особыми образовательными потребностями, разрабатывается и утверждается непосредственно в учебном заведении, на площадке которого проводится конкурс. Основные требования к созданию специальных образовательных условий, не должны противоречить приказу Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 14 декабря 2018 г. № 804н/299/1154 "Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве".
Оценочные материалы при проведении конкурсов профессионального мастерства в каждом конкретном конкурсе определены и прописаны в регламенте и не подлежат изменениям под разные категории участников, специальные образовательные условия предоставляются индивидуально по предварительному запросу и под потребности каждого участника с учётом его нозологий.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
1.Конкурсы профессионального мастерства, организуемые союзом «Молодые профессионалы» Россия, нацелены на профессиональную интеграцию, повышение уровня компетентности в выбранной профессии, а также вовлечение участников с особыми образовательными потребностями в трудовую деятельность и успешную их последующую социальную адаптацию.
2. Конкурсы профессионального мастерства являются одним из основных ресурсов для успешного последующего трудоустройства лиц с особенностями психофизического развития.
3. Программа подготовки кадров «Профессионалитет», направлена на привлечение лиц с особыми образовательными потребностями к получению профессии, (специальности), чтобы обеспечить страну
высококвалифицированными рабочими кадрами среднего звена.
Список используемой литературы:
1. Леонгард, Э.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. - М.: МГППУ, 2018. - 278 с.
2. Макарова Т.А. Воспитание трудолюбия у школьников: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2011. -
200 с.
3. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 2016. - № 4. - С. 315.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2022г. № 387. URL: http://government. ru/docs/all/139812/
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 14 декабря 2018 г. № 804н/299/1154 "Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039590/
6. Резван Н.Г. Формирование общетрудовых и профессиональных умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках ПТО (обувное дело) с использованием информационных технологий// Урочная и внеурочная деятельность в специальном (коррекционном) образовательном учреждении как средство социализации учащихся с нарушением интеллекта./ Под ред. Г.П. Шереметовой, Е.А. Ивановой. - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2014. - С. 106 - 109.
7. Семушина, Л.Г. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Л.Г.Семушина // Специалист. - 2004. - №6. - С.45-52.
8. Семушина, Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. / Л.Г.Семушина. М.: 1993. - вып.1. - 188с.
9. Степанова О.А. Концептуальная модель педагога, обучающего лиц с ограниченными возможностями здоровья // В мире научных открытий (Серия: Проблемы науки и образования). 2011. № 5.1 (17). С. 450-460.