Научная статья на тему 'Проблемы и опыт педагогов профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в ау по «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»'

Проблемы и опыт педагогов профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в ау по «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / INCLUSION / VOCATIONAL TRAINING FOR PEOPLE WITH DISABILITIES / PROBLEMS AND EXPERIENCE IN VOCATIONAL TRAINING FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Раиса Леонидовна

В статье рассматриваются проблемы профессионального обучения лиц с особыми образовательными потребностями и опыт профессиональной деятельности педагогов колледжа в профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Пути решения проблем качества профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие с педагогическим, родительским сообществом, социальными партнерами. Рассматриваются пути повышения профессиональной компетентности педагогов через внутрикорпоративное обучение и методическую деятельность в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Раиса Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND EXPERIENCE OF TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES IN AU PO “KHANTY-MANSIYSK TECHNOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COLLEGE”

The article discusses the problems of vocational training for people with special educational needs and the experience of professional activities of college teachers in vocational training for people with disabilities. Ways to solve the quality problems of vocational training for people with disabilities through interaction with the pedagogical, parental community, social partners. The ways of increasing the professional competence of teachers through internal corporate training and methodological activities in college are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы и опыт педагогов профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в ау по «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»»

ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В АУ ПО «ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Жукова Р.Л. Email: Zhukova672@scientifictext.ru

Жукова Раиса Леонидовна — методист, Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж, г. Ханты-Мансийск

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы профессионального обучения лиц с особыми образовательными потребностями и опыт профессиональной деятельности педагогов колледжа в профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Пути решения проблем качества профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья через взаимодействие с педагогическим, родительским сообществом, социальными партнерами. Рассматриваются пути повышения профессиональной компетентности педагогов через внутрикорпоративное обучение и методическую деятельность в колледже.

Ключевые слова: инклюзия, профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, проблемы и опыт профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

PROBLEMS AND EXPERIENCE OF TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES IN AU PO "KHANTY-MANSIYSK TECHNOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COLLEGE"

Zhukova R.L.

Zhukova Raisa Leonidovna—Metodist, AUTONOMOUS INSTITUTION OF VOCATIONAL EDUCATION KHANTY-MANSIYSK TECHNOLOGICAL ANDPDAGOGICAL COLLEGE, KHANTY-MANSIYSK

Abstract: the article discusses the problems of vocational training for people with special educational needs and the experience of professional activities of college teachers in vocational training for people with disabilities. Ways to solve the quality problems of vocational training for people with disabilities through interaction with the pedagogical, parental community, social partners. The ways of increasing the professional competence of teachers through internal corporate training and methodological activities in college are considered.

Keywords: inclusion, vocational training for people with disabilities, problems and experience in vocational training for people with disabilities.

УДК 316.33

В настоящее время профессиональное обучение и последующее трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья разных нозологий является одной из самых актуальных тем для обсуждения у специалистов и педагогических работников. Некоторые педагоги считают, что профессиональное обучение указанной категории лиц способствует профессиональной социализации и адаптации в обществе, другая группа педагогов считает, что нужно обучать лиц с ограниченными возможностями здоровья в специализированных учреждениях, где есть узкие специалисты (дефектолог, тьютор, сурдопереводчик и др.), и создавать для последующего трудоустройства рабочие места, что в настоящее время является огромной проблемой именно для лиц с ограниченными возможностями здоровья, так как для инвалидов есть квотируемые места по трудоустройству в каждом регионе России. Образовательному учреждению среднего профессионального образования предстоит обеспечить реализацию права на качественное профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Данная социальная группа составляет перспективную категорию обучающихся, которые хотят и при соответствующих условиях могут в разных формах обучаться в системе среднего профессионального образования [3]. Получение профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,

полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Большинству выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида только профессиональное обучение обеспечивает коррекцию и компенсацию их психофизического развития, и возможность трудоустройства в сфере материального производства в современных условиях экономического развития общества [1]. Поэтому задачами профессионального обучения людей с ограниченными возможностями здоровья являются: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности и исполнительности); коррекция и компенсация средствами профессионального обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим профессиональное обучение работать на производстве [1]. Для того чтобы процесс профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, и дальнейшего трудоустройства был успешным, необходимо принимать во внимание реалии и тенденции развития системы среднего профессионального образования, а также требования регионального рынка труда, который находится под давлением социально-экономических факторов и трудовой миграции [3]. Состояние здоровья многих людей с ограниченными возможностями здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения, что требует расширения спектра задач деятельности учреждений среднего профессионального образования и обеспечение в процессе профессионального образования необходимой коррекции и компенсации отклонений в развитии отдельных категорий обучающихся как важного фактора успешности их последующей социально-трудовой интеграции [3]. Процесс профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья является процессом профессиональной реабилитации, профессионального обучения, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства [3]. Опыт педагогов-практиков доказывает, что созданные условия в колледже для профессионального обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, спроектированные адекватно познавательным возможностям, физическим возможностям слушателей и обучающихся, их трудовым и жизненным потребностям, способны обеспечить обучающимся освоение адаптированных образовательных программ, формирование общей культуры личности, решение разных проблем развития во взаимодействии педагогических работников и специалистов колледжа с обществом. Образовательная среда колледжа обеспечивает включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в доступные виды жизнедеятельности и отношений, тем самым способствуя их успешной социализации, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталых слушателей, позволяя им освоить доступные профессии и достичь определенного уровня социализации. Проблемы организации профессионального обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью связаны со сложившейся системой профессионального обучения, современными условиями и требованиями рынка труда, которые затрудняют трудоустройство указанной категории людей. Высокие квалификационные требования к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и, особенностям умственного и физического развития обучающихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями (сопряжены с ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены люди с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья коррекционных школ [1]. Основной перечень проблем связан с неготовностью к психолого-педагогическому сопровождению лиц с ограниченными возможностями здоровья специалистов и педагогических работников при достаточно высоком уровне их профессионализма. Проблемой является взаимодействие обучающихся с особыми потребностями со своими сверстниками с нормативным развитием и поиск возможных ресурсов для оптимизации этого взаимодействия. Проблемой является психолого-педагогическая готовность педагогических работников к инклюзивному профессиональному образованию и факторы, влияющие на его формирование, так как успех инклюзивного профессионального образования зависит конкретно от положительного отношения каждого педагога и специалиста, работающего с указанной категорией лиц, его профессионализма и специфики в работе с лицами ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Психолого-педагогическая готовность и отношение педагогов, умение использовать специальные подходы к профессиональному обучению, для того, чтобы включить в образовательный процесс всех обучающихся со специальными потребностями, а также

владение психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для работы с различными обучающимися разных нозологий влияет на социальное взаимодействие обучающихся, слушателей с особыми потребностями в рамках профессионального обучения в колледже. Отметим, что взаимодействие слушателей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со своими здоровыми сверстниками положительно отражается на указанной категории лиц в части развития коммуникативных качеств и социальной адаптации в колледже. Главными проблемами являются приемы, технологии и специальные методы профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных нозологий, специфика организации профессионального обучения с обучающимися с особыми образовательными потребностями и возможностями, педагоги не готовы. Есть необходимость через внутрикорпоративное обучение устранения профессиональных дефицитов педагогов в области: основ дефектологии, специальной психологии, особенностей нозологий, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, владения технологиями и специальными методиками профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, педагогического проектирования способов работы с семьями лиц данной категории, которые не всегда открыты к общению, так как психологические «барьеры» связаны с общественным мнением. Безусловно внутрикорпоративное обучение педагогов позволит развить профессиональные компетенции такие как:

> готовность принять разных слушателей, вне зависимости от реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;

> психологическая установка на оказание профессиональной помощи любому обучающемуся;

> готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

> умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и др.);

> умение составлять совместно с другими специалистами программы индивидуального обучения, психолого-педагогического и социального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

> умение использовать специальные подходы, технологии и методы к профессиональному обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех слушателей, обучающихся со специальными потребностями в профессиональном образовании и обучении;

> владение психолого-педагогическими методами и технологиями, необходимыми для работы с обучающимися разных нозологий.

Вопросы профессионального обучения и последующего трудоустройства обучающихся с особыми потребностями обсуждались 18 апреля 2019 года на круглом столе совместно с представителями, специалистами медико-социальной экспертизы, профпатологии, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, центра занятости населения, родителей обучающихся с особыми потребностями, педагогического сообщества Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа и казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», в ходе работы и обсуждения актуальных вопросов инклюзивного профессионального обучения были выработаны рекомендации к проведению для педагогов обучающего семинара в текущем году по классификации и особенностям нозологий лиц с ограниченными возможностями здоровья до начала приемной компании, внутрикорпоративное обучение педагогов и специалистов. Проблемы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются в части не заинтересованности и не смотивированности обучающихся, слушателей к получению конкретной профессии - недостаточность базовых знаний школьной образовательной программы, особенности нозологий указанной категории лиц, отсутствие созданных рабочих мест на рынке труда. Отсутствие стандартов профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие специализированных специалистов и педагогических работников, отсутствие индивидуальных программ обучения, на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии и медико-социальной экспертизы, качества заключений психолого-медико-педагогических комиссий, недостаточность использования возможностей окружающего социума, отсутствие системной работы с общественностью по вопросам инклюзивного профессионального обучения являются

препятствием качественного профессионального обучения обучающихся с особыми потребностями и сохранности контингента.

Методическая деятельность преподавателей, мастеров производственного обучения, методистов, социальных педагогов, педагогов-психологов и других специалистов Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа обусловлена не только совершенствованием методик профессионального обучения указанной категории обучающихся, наличия необходимой специальной литературы, комплексного учебно-методического обеспечения адаптированных образовательных программ, преподаваемых дисциплин и профессиональных модулей, реализацией адаптированной образовательной программы, участием в профессиональных конкурсах «Абилимпикс», региональных научно-практических конференциях, курсах повышения квалификации, но и обеспечением современных интерактивных подходов к профессиональному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые позволят активизировать образовательный процесс, побудить обучаемых к творческому участию в нем и внеаудиторной творческой работе с учетом психофизиологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Интерактивные методы заключаются в том, что они ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с педагогом, но и друг с другом, на доминирование активности обучающихся в процессе профессионального обучения. К методам интерактивного обучения относятся тренинги, различные виды деловых и ролевых игр с созданием проблемных ситуаций приближенных максимально к производственным, групповые дискуссии и др.

В Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже осуществляется профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по следующим профессиям: 17530 рабочий зеленого строительства, 13450 маляр, 19729 штукатур, 18560 слесарь-сантехник, 175.3 комплектовщик товаров, 12680 каменщик, 17544 рабочий комплексного обслуживания зданий и сооружений, 13249 кухонный рабочий, 17531 рабочий зеленого хозяйства, 19258 уборщик производственных помещений.

Пути решения проблем: откорректировано содержание адаптированной образовательной программы - включена учебная дисциплина: введение в профессию и основы социально-психологической адаптации на рынке труда; с целью совершенствования уровня профессионального мастерства педагогических работников и специалистов на сайте колледжа размещаются актуальные нормативно-правовые, методические документы и методические рекомендации об инклюзивном профессиональном обучении; посещаются занятия коллег с анализом результатов профессиональной деятельности; проводятся инструктивно-методические совещания, круглые столы по актуальным вопросам и проблемам профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; разработана программа внутрикорпоративного обучения дополнительной профессиональной подготовки по повышению квалификации педагогических работников, работающих с лицами ограниченными возможностями здоровья для расширения и углубления профессиональных знаний, умений, профессиональных компетенций; систематическое ознакомление с методическими рекомендациями и требованиями к профессиональному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, что особенно важно понимать, с целью формирования не только умений, знаний и навыков, но и развития профессиональных и общих компетенций, способов развития интереса и позитивной мотивации к будущей профессии обучающихся, повышение качества их подготовки к практической самостоятельной деятельности, что будет способствовать профессиональной социализации и социализации в обществе.

Педагогическими работниками и специалистами колледжа в образовательном процессе используются образовательно - реабилитационные технологии профессионального обучения и воспитания: индивидуализация, личностно-ориентированные подходы, мультимедийные технологии, современные интерактивные технологии, применяются элементы саморазвивающего обучения через приобщение к изучению профессиональной литературы в библиотеке колледжа и участие в различных литературных и профессиональных гостиных, организованных специалистами библиотеки, согласованными с мастерами производственного обучения, методистами. С учетом здоровьесберегающих технологий, с учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе организованы динамические паузы, что влияет не только на организм, но и на обучаемость в целом лиц с ограниченными возможностями здоровья, организовано двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на бюджетной основе в столовой колледжа. Именно учет особенностей обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья имеет огромное значение. Актуальной проблемой является повышение мотивации обучающихся к получению профессии, тренировке памяти, сообразительности, активизации как мыслительной деятельности, так и познавательной деятельности, особенно в период учебно-производственного обучения идет отработка трудовых приемов и операций по алгоритму. В целях активизации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья разных нозологий очень важно увеличить часы производственного обучения и создавать проблемные ситуации, приближенные к производственным, что позволяет сформировать ответственность, исполнительность и активизировать мотивацию к получению профессии, логическое мышление и ответственность обучающихся. В адаптационную образовательную программу включен адаптационный цикл, который включает следующие практико-ориентированные дисциплины: коммуникативный практикум в профессиональной деятельности, введение в профессию и основы социально-психологической адаптации на рынке труда, культура речи и общения, социальная адаптация, адаптивная физическая культура, здоровый образ жизни, основы безопасности жизнедеятельности, охрана труда, что позволяет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к условиям профессионального обучения в колледже и социуме. Создание у обучающихся ситуации успеха, доброжелательное отношение педагогических работников и специалистов благоприятствует созданию благоприятной атмосферы на занятиях профессионального обучения, осуществляется индивидуальный подход, дифференцированный подбор заданий дает возможность каждому обучающемуся, слушателю поверить в свой успех. Так обучающаяся с ограниченными возможностями здоровья по специальности: документационное обеспечение управления и архивоведения приняла участие в профессиональном конкурсе «Абилимпикс-2019», где успешно заняла на региональном уровне 1-е место (г. Нижневартовск) и на уровне России 2-е место (г. Москва). Слушатели групп по профессиям маляр, штукатур, рабочий зеленого строительства, каменщик являются активными читателями художественной литературы, участниками литературных гостиных, спортивных мероприятий и общеколледжных мероприятий, представитель от групп профессионального обучения входит в состав студенческого самоуправления колледжа и является активным участником молодежных проектов, реализуемых в колледже.

Выходом из сложившейся ситуации в колледже определены следующие актуальные направления работы: освоение мастерами производственного обучения дополнительных специальных компетенций по работе с лицами ограниченными возможностями здоровья в процессе внутрикорпоративного обучения повышения квалификации; назначение приказом директора колледжа ответственного методиста по работе с педагогическими работниками и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, расширение спектра профессий профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с предложениями рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа Югры.

Список литературы / References

1. Васенков Г.В. Профессионально-трудовая подготовка умственно-отсталых школьников: дисс. докт. пед. наук. Москва, 2006. 422 с.

2. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / Под. ред. Е.М. Старобиной. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 304 с.

3. Степанова О.А. Комплексная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе, 2012. № 8. 60 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.