Этапы трудового и профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью. подготовка учащихся вспомогательных школ к получению профессии/специальности
Stages of labor and vocational training of persons with disabilities and disabilities. preparation of auxiliary school students for obtaining a profession/specialty
Бондаренко Светлана Борисовна
Магистрант
ФГБОУВО «Череповецкий Государственный Университет»
Россия, г.Череповец e-mail: [email protected]
Bondarenko Svetlana Borisovna
Master's student Cherepovets State University , Cherepovets, Russia e-mail: [email protected]
Поникарова Валентина Николаевна
кандидат психологических наук ФГБОУ ВО «Череповецкий Государственный Университет»
Россия, г.Череповец
Ponikarova Valentina Nikolaevna
Candidate of Psychological Sciences Cherepovets State University Cherepovets, Russia
Аннотация.
Статья посвящена рассмотрению этапов обучения в системе среднего профессионального образования (СПО) инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями. Этапы трудового и профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью должны быть последовательно продуманными, протекать плавно и бесшовно и строиться таким образом, чтобы полученные в теории знания и умения, а также освоенные профессиональные компетенции, постоянно отрабатывались на практике и закреплялись.
Успешность в будущей профессионально - трудовой деятельности и социальная адаптация лиц с особыми образовательными потребностями, напрямую зависит от того, насколько подробно и глубоко проработаны трудовые действия и профессиональные компетенции. В связи с этим, обучение студентов инвалидов трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, должно проходить в несколько этапов и носить регулярный характер. На каждом из перечисленных этапов - необходимо осуществлять постоянный контроль за получаемыми в результате трудовых действий результатами.
Annotation.
The article is devoted to the consideration of the stages of training in the system of secondary vocational education (SPE) for the disabled and persons with special educational needs. The stages of labor and vocational training of persons with disabilities and disabilities should be consistently thought out, proceed smoothly and seamlessly and be built in such a way that the knowledge and skills acquired in theory, as well as the acquired professional competencies, are constantly worked out in practice and consolidated.
The success in future professional and labor activity and social adaptation of persons with special educational needs directly depends on how thoroughly and deeply the labor actions and professional competencies are worked out. In this regard, the training of students with disabilities in work aimed at achieving a certain goal should take place in several stages and be of a regular nature. At each of these stages, it is necessary to constantly monitor the results obtained as a result of labor actions.
Ключевые слова: среднее образование, образование, педагогика, психология, инвалиды.
Key words: secondary education, education, pedagogy, psychology, disabled people.
Процент молодых людей, успешно реализовавшихся в своей будущей трудовой деятельности, зависит не только от того, насколько дифференцированно осуществлялся подход к выбору направления профессиональной подготовки и получению будущей профессии, но и от того, насколько полно были учтены
особые потребности физического и умственного развития потенциально будущего работника. Профессиональная самореализация, трудовая адаптация и социализация в обществе особенно актуальны, когда речь идет о обучающихся с особыми образовательными потребностями, и их последующего трудоустройства и реализации себя в профессии. Эффективность профессиональной реабилитации людей с инвалидностью, напрямую зависит от комплекса мер и мероприятий по профессиональной ориентации, которые позволяют сформировать мотивацию к социализации, трудовой деятельности, и внесению личного вклада в развитие общества у названной категории обучающихся.
Целевые установки профессионалитета в области получения профессии, (специальности), а также образования людей с инвалидностью, связаны с обеспечением преемственности различных этапов их профессионально-образовательного маршрута, и предполагают выстраивание вертикали бесшовного образования, начиная с учреждений дошкольного и общего образования, последовательно переходя в организации системы среднего профессионального и высшего образования, с последующим выходом на открытый рынок труда через постдипломное сопровождение и помощь при трудоустройстве.
Наиболее значимый и важный фактор для социализации лиц с индивидуальными образовательными потребностями), а также важное условие их интеграции в общество - это получение профессии (специальности).
Наиболее успешная профессиональная самореализация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью состоит из многих составляющих, в число которых непременно входит качественное воспитание и обучение на всех ступенях образования, начиная с дошкольного возраста. Огромную роль в этом играет качественно и своевременно проведённая профориентационная работа.
На каждом этапе рабочего процесса, трудовые действия каждого сотрудника, должны быть направлены на достижение конечной цели и получение будущего продуктового результата, для инвалидов это не является само по себе разумеющимся фактом. На наш взгляд, для достижения наилучшего результата в дальнейшей трудовой деятельности, необходимо как можно на более раннем этапе начинать проводить профориентационные и диагностические мероприятия. Продуктовый результат - это желаемая цель деятельности, которая должна сформироваться в голове каждого сотрудника до начала трудовой деятельности в виде представления, самого процесса, и чёткого представления критериев предъявляемых к конечному продуктовому результату его трудовой деятельности. Для потенциальных будущих сотрудников, нынешних обучающихся с особыми образовательными потребностями, эти представления, как правило, не очевидны расплывчаты и хаотичны.
Поэтому, обучение студентов с отклонениями в психофизическом развитии, навыкам трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, должно быть последовательным, плавным и бесшовным, и складывается из следующих этапов:
- Формирование и развитие интеллектуальных и волевых качеств, направленных на осознание цели и условий будущей профессиональной деятельности.
- Усвоение навыков обучения (путем постоянных тренингов), освоению навыков принятия самостоятельных решений и самостоятельной разработки программы действий (плана работы).
- Освоение необходимых в последующей трудовой деятельности компетенций и технологических приемов, необходимых для непосредственного выполнения работы, постоянное закрепление полученных знаний и умений.
На каждом из перечисленных этапов - необходимо осуществлять постоянный контроль за получаемыми в результате трудовых действий результатами.
На первых двух этапах предполагается, что обучающиеся должны мысленно осуществить свой замысел, создать идеальный образ будущих действий и полученного продуктового результата - это
называется предварительной ориентировкой в задании. Главным ориентиром на этом этапе будет сохраняемый в памяти образ конечного продукта. В это время формируется представление и знания работника об условиях выполнения задания, именно поэтому необходимо как можно более подробно проработать процесс подготовки к началу реализации работ.
Более детальная проработка этих представлений и знаний, также как и образ продуктового результата, послужат ориентирами для последующих практических действий. Во время посещения лабораторных работ, учебных и производственных практик и при освоении производственных компетенций и модулей, обучающиеся используют и многие другие ориентиры, специально созданные преподавателем (мастером), с учётом образовательных потребностей и физических особенностей.
Цель использования как можно более широкого спектра ориентиров - облегчить, активизировать и довести до автоматизма умственные трудовые действия обучающихся с особенностями психофизического развития.
Все этап планирования последующих трудовых действий, сводится к определению порядка и содержанию конкретных действий для достижения целей с учетом имеющихся условий. Результативность труда напрямую зависит от полноты содержания плана работы и качества усвоенных профессиональных компетенций. Важным и заключительным этапом планирования является практическое усвоение обучающимися приемов работы, запоминание алгоритмов действий, как можно более точная проработка разных внештатных ситуаций. Чем больше трудовых приемов успел освоить и не однократно отработать студент за время его обучения, тем легче будет проходить период его профессиональной адаптации и социализации. Особенно это касается, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. У данной категории студентов, будущие трудовые показатели, напрямую зависят от того, насколько подробно разобраны и доведены до автоматизма алгоритмы трудовых приемов.
В работе различают приемы умственной и практической (предметной) деятельности. Во время практической работы, трудовой деятельности, используются оба типа приемов.
Для обучающихся с особыми нуждами, важным свойством трудовой деятельности является возможность использования в своей будущей трудовой деятельности ранее сформированных, неоднократно отработанных, и регулярно закрепляемых посредствам постоянного повторения навыков и умений, от этого напрямую зависит успешность их трудовой адаптации и социализация в обществе.
Нормативно-правовая база Российской Федерации позволяет осуществлять такую деятельность. Но при этом, как нам кажется. существующие на данный момент организационно-правовые формы не обеспечивают полноты и качества оказываемой услуги по профессиональному самоопределению граждан с ОВЗ и инвалидностью. На наш взгляд одна из причин этого в отсутствие профессиональных консультантов специализирующихся именно на профориентации нетипичных детей.
В России подготовке таких специалистов не уделяется должного внимания, как правило, функции консультантов берут на себя педагоги-психологи либо социальные педагоги. Профориентационная работа практически сведена к информированию о направлениях образования и специальностях. Консультирование осуществляется с использованием ограниченного количества диагностического инструментария не достаточного для раскрытия способностей и профессиональных склонностей обучающегося с инвалидностью и ОВЗ.
Для решения проблем возникающих во время проведения профориентационной диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов необходимо сформировать сообщество профессиональных профконсультантов, а также разработать систему профориентационных мероприятий
сочетающую в себе вариативность моделей и современных технологий адаптированную под людей с особыми образовательными потребностями.
Для более качественного решения проблем профориентации и трудоустройства лиц с особыми образовательными потребностями, необходимо разработать электронный варианта консультативной модели личностного и профессионального развития, направленного на информирование, расширение представлений о возможностях и ограничениях профессионального самоопределения и профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ, предназначенный не только для них самих, но и для их социального окружения.
Предполагаем, что повысить качество профориентационной работы, также возможно по средствам её индивидуализации. Групповые консультации при проведении профориентирования среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо минимизировать по причине того, что разные нозологии с разной степенью выраженности, требуют абсолютно разного подхода. Понимание смысла и принятие рекомендаций по выбору специальности происходит в условиях реализации в процессе консультирования принципа коммуникативности. Продуктивное использование специально обученным профессиональным консультантом, всевозможных психологических приёмов и средств коммуникации, не только позволяет сделать процесс консультирования полноценным диалогом, но и сформировать образ желательной работы, подходящей под особые потребности именно для этого человека, а также наметить будущий индивидуальный образовательный маршрут. Содержательность индивидуальной траектории профессионального самоопределения инвалида определяется его особенностями, потребностями, индивидуальными способностями и возможностями, при этом большую роль играет адекватность его самооценки.
Систему методического обеспечения процесса профориентационной диагностики и последующего профессионального самоопределения необходимо начинать формировать на основе индивидуализированного подхода, учитывающего индивидуальные образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также с обязательным учётом потребностей открытого рынка труда непосредственно заинтересованного в развитии потенциальных будущих рабочих кадров.
Разработанный в 2022 году проект, несомненно является ключевой инициативой социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
Среди наиважнейших инициатив проекта - создание на базе колледжей и техникумов образовательно-производственных центров (кластеров). Они будут представлять собой интеграцию колледжей и техникумов и соответствующим направлениям их подготовки производственных организаций реального сектора экономики.
Проект профессиональной подготовки рабочих кадров, предполагает разработку и внедрение новых образовательных программ ориентированных на потребности открытых рынков труда и конкретных предприятий, запланировано создание информационной платформы «Цифровой конструктор компетенций».
Кадровый состав колледжей и техникумов - педагогические работники, мастера производственного обучения, работники, ответственные за воспитание, и представители управленческих команд - должен регулярно проходить обучение по компетенциям, необходимым для эффективной реализации федерального проекта «Профессионалитет». Они должны непрерывно совершенствовать свои педагогические, производственные, управленческие навыки и навыки конструирования образовательных программ под запросы современных потребностей открытого рынка труда, работодателей и экономики.
Минпросвещения России обеспечивает доступность профессионального образования для инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития, а также проведение масштабных соревнований по профессиональному мастерству - Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и
чемпионатов «Абилимпикс», которые в свою очередь нацелены на привлечение молодёжи к получению профессии, (специальности).
В России, согласно статистики, более 3,6 тысяч учебных заведений системы СПО, в которых обучаются около 3,3 миллионов студентов. Процент поступления в ссузы вырос в 5 и более раз если сравнивать начало 2000-х, когда в ссузы поступало не больше 10-12 процентов выпускников девятых классов. — молодые люди, готовящиеся овладеть профессиональными навыками и выйти во взрослую жизнь. Новая программа подготовки кадров «Профессионалитет» - это огромный ресурс, который на данном этапе развития так необходим стране. Программа привлечения всех без исключения к получению профессии, (специальности), разработана Министерством просвещения. Цель программы — быстро и качественно обучить молодежь, в том числе молодежь с инвалидностью, необходимым коипетенциям и навыкам, необходимым открытому рынку труда, обеспечить страну высококвалифицированными рабочими руками, профессиональными кадрами среднего звена.
Популяризация рабочих профессий и специальностей — это один из этапов проводимой в последнее время реструктуризации системы среднего профессионального образования. Включение лиц с особыми образовательными потребностями в получение одновременно профессии, (специальности), и образования в колледжах и техникумах, очень важная составляющая этой программы.
Список используемой литературы:
10. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. Специальная психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 2015. - 464 с.
11. Макарова Т.А. Воспитание трудолюбия у школьников: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2011. -
200 с.
12. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 2016. - № 4. - С. 315.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2022г. № 387. URL: http://government. ru/docs/all/139812/
14. Резван Н.Г. Формирование общетрудовых и профессиональных умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках ПТО (обувное дело) с использованием информационных технологий// Урочная и внеурочная деятельность в специальном (коррекционном) образовательном учреждении как средство социализации учащихся с нарушением интеллекта./ Под ред. Г.П. Шереметовой, Е.А. Ивановой. - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2014. - С. 106 - 109.
15. Савин В.В. Трудовая подготовка учащихся коррекционной школы // Профессиональное образование. - 2009. - N 8. - С. 32-33
16. Степанова О.А. Концептуальная модель педагога, обучающего лиц с ограниченными возможностями здоровья // В мире научных открытий (Серия: Проблемы науки и образования). 2011. № 5.1 (17). С. 450-460.