Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИИ/СПЕЦИАЛЬНОСТИ'

ЭТАПЫ ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИИ/СПЕЦИАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ (ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ) / РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Светлана Борисовна

Этапы трудового и профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью должны быть последовательно продуманными, протекать плавно и бесшовно и строиться таким образом, чтобы полученные в теории знания и умения, а также освоенные профессиональные компетенции, постоянно отрабатывались на практике и закреплялись. Успешность в будущей профессионально - трудовой деятельности и социальная адаптация лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) напрямую зависит от того, насколько подробно и глубоко проработаны трудовые действия и профессиональные компетенции. В связи с этим, обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья навыкам трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, должно проходить в несколько этапов и носить регулярный характер. На каждом из перечисленных этапов - необходимо осуществлять постоянный контроль за получаемыми в результате трудовых действий результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF LABOR AND VOCATIONAL TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES. PREPARATION OF AUXILIARY SCHOOL STUDENTS FOR OBTAINING A PROFESSION/SPECIALTY

The stages of labor and vocational training of persons with disabilities and disabilities should be consistently thought out, proceed smoothly and seamlessly and be built in such a way that the knowledge and skills acquired in theory, as well as the acquired professional competencies, are constantly worked out in practice and consolidated. The success in future professional and labor activity and social adaptation of persons with disabilities directly depends on how thoroughly and deeply the labor actions and professional competencies are worked out. In this regard, the training of students with disabilities in the skills of work aimed at achieving a certain goal should take place in several stages and be of a regular nature. At each of these stages, it is necessary to constantly monitor the results obtained as a result of labor actions.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИИ/СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

УДК 159.9

Бондаренко Светлана Борисовна

Магистрант

ФГБОУ ВО «Череповецкий Государственный Университет»

Г. Череповец РФ

ЭТАПЫ ТРУДОВОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ.

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ К ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИИ/СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

Аннотация

Этапы трудового и профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью должны быть последовательно продуманными, протекать плавно и бесшовно и строиться таким образом, чтобы полученные в теории знания и умения, а также освоенные профессиональные компетенции, постоянно отрабатывались на практике и закреплялись.

Успешность в будущей профессионально - трудовой деятельности и социальная адаптация лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) напрямую зависит от того, насколько подробно и глубоко проработаны трудовые действия и профессиональные компетенции. В связи с этим, обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья навыкам трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, должно проходить в несколько этапов и носить регулярный характер. На каждом из перечисленных этапов - необходимо осуществлять постоянный контроль за получаемыми в результате трудовых действий результатами.

Ключевые слова:

Профессиональное обучение, профессионально-трудовая деятельность, обучающиеся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), рабочий процесс, производственные компетенции,

трудовая адаптация.

Svetlana Borisovna Bondarenko

Master's student «Cherepovets State University» Cherepovets State Russia

STAGES OF LABOR AND VOCATIONAL TRAINING OF PERSONS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES.

PREPARATION OF AUXILIARY SCHOOL STUDENTS FOR OBTAINING A PROFESSION/SPECIALTY.

Abstract

The stages of labor and vocational training of persons with disabilities and disabilities should be consistently thought out, proceed smoothly and seamlessly and be built in such a way that the knowledge and skills acquired in theory, as well as the acquired professional competencies, are constantly worked out in practice and consolidated.

The success in future professional and labor activity and social adaptation of persons with disabilities directly depends on how thoroughly and deeply the labor actions and professional competencies are worked out. In this regard, the training of students with disabilities in the skills of work aimed at achieving a certain goal should take place in several stages and be of a regular nature. At each of these stages, it is necessary to constantly monitor the results obtained as a result of labor actions.

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « IN SITU »

ISSN (p) 2411-7161 / ISSN (e) 2712-9500

№5 / 2022

Keywords:

Vocational training, professional and labor activity, students with disabilities (disabilities), workflow,

production competencies, labor adaptation.

Успешность в будущей трудовой деятельности, напрямую зависит от того, насколько дифференцированно был осуществлен подход к выбору направления профессиональной подготовки, насколько полно были учтены особенности физического и умственного развития потенциального будущего работника. Вопросы профессиональной реализации, трудовой адаптации и социализации в обществе имеют особенно актуальное значение, когда речь идет о получении профессии обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и их последующим трудоустройством.

Рабочий процесс, а точнее трудовые действия каждого сотрудника направлены на достижение конечной цели - получение будущего продуктового результата. Продуктовый результат, желаемая цель деятельности должна сформироваться в голове сотрудника до начала физических действий в виде представления, как самого процесса, так и четкого представления параметров предъявляемых к конечному продукту. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, эти представления как правило не очевидны. Поэтому, обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья навыкам трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, должно быть последовательным, плавным и бесшовным, и складывается из следующих этапов:

- Формирование и развитие интеллектуальных и волевых качеств, направленных на осознание цели и условий будущей профессиональной деятельности.

- Усвоение навыков обучения (путем постоянных тренингов), освоению навыков принятия самостоятельных решений и самостоятельной разработки программы действий (плана работы).

- Освоение необходимых в последующей трудовой деятельности компетенций и технологических приемов, необходимых для непосредственного выполнения работы, постоянное закрепление полученных знаний и умений.

На каждом из перечисленных этапов - необходимо осуществлять постоянный контроль за получаемыми в результате трудовых действий результатами.

Первые два этапа предполагают, что обучающийся должен мысленно осуществить свой замысел и создать идеальный образ будущих действий и полученного продуктового результата - это называется предварительной ориентировкой в задании. Главным ориентиром на этом этапе будет сохраняемый в памяти образ конечного продукта. В это время формируется представление и знания работника об условиях выполнения задания.

Эти представления и знания, также как и образ продуктового результата, служат ориентирами для последующих практических действий. Во время посещения лабораторных работ, учебных и производственных практик и при освоении производственных компетенций и модулей, обучающиеся используют и другие ориентиры, специально созданные преподавателем (мастером), такие как -наглядные пособия, учебные инструкционные карты и т. п.

Цель использования этих ориентиров - облегчить и активизировать умственные трудовые действия обучающихся.

Этап планирования сводится к определению порядка и содержания действий для достижения цели с учетом имеющихся условий. Результативность труда напрямую зависит от полноты содержания плана работы. Важным и заключительным этапом планирования является практическое усвоение обучающимися приемов работы. Чем больше трудовых приемов успел освоить студент за время его обучения, тем легче будет проходить период его профессиональной адаптации. Особенно это касается обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. У этой категории

студентов, будущие трудовые показатели, напрямую зависят от того, насколько подробно разобраны алгоритмы трудовых приемов,

Трудовой прием - это комплекс практических действий, направленный на получение промежуточного, элементарного и законченного результатов трудовой деятельности. Различают приемы умственной и практической (предметной) деятельности. Во время практической работы используются оба типа приемов.

Выполнение приемов умственного типа не приводит к физическому изменению объекта труда. Выполнение приемов практической (предметной) деятельности приводит объект труда, к физическим изменениям. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, важным свойством трудовой деятельности является возможность использования в своей будущей трудовой деятельности ранее сформированные, неоднократно отработанные, и регулярно закрепляемые посредствам постоянного повторения навыки, от этого напрямую зависит успешность их трудовой адаптации и социализация в обществе.

Список использованной литературы:

1. Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. Специальная психология: Учебное пособие. - М.: Академия, 2015. - 464 с.

2. Макарова Т.А. Воспитание трудолюбия у школьников: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 2011. - 200 с.

3. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. - 2016. -№ 4. - С. 3-15.

4. Резван Н.Г. Формирование общетрудовых и профессиональных умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках ПТО (обувное дело) с использованием информационных технологий// Урочная и внеурочная деятельность в специальном (коррекционном) образовательном учреждении как средство социализации учащихся с нарушением интеллекта./ Под ред. Г.П. Шереметовой, Е.А. Ивановой. - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2014. - С. 106 - 109.

5. Савин В.В. Трудовая подготовка учащихся коррекционной школы // Профессиональное образование. - 2009. - N 8. - С. 32-33

©Бондаренко С.Б., 2022

Голикова Надежда Викторовна

Волгоградский институт управления - филиал ФГБОУ ВО Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Чернов Александр Юрьевич

Волгоградский институт управления - филиал ФГБОУ ВО Российская академия народного

хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

г. Волгоград, РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация

Исследователи совладающего поведения и толерантности к неопределенности указывают на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.