Научная статья на тему 'Организация творчества студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности'

Организация творчества студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ЛИЦА С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ / PERSONS WITH DISABILITY / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мерзликина Татьяна Ивановна, Рыскина Лилия Леонидовна

Внеурочная воспитательная работа считается неотъемлемой частью процесса обучения. Каждое образовательное учреждение должно обеспечить вариативность внеурочной деятельности, используя различные формы организации, отличающиеся от классно-урочных статичных занятий. Содержание внеурочной деятельности регламентируется внутренними документами образовательного учреждения и определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. В областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Кожевниковский техникум агробизнеса» организация внеурочной деятельности по профессии 19601 «швея» для студентов с инвалидностью и студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью творческого кружка. Материалы статьи опираются на программу творческого кружка, разработанные в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей, индивидуальных возможностей и психофизического развития, а также профессиональной направленности учреждения. В программе творческого кружка описаны приемы работы с различными художественными материалами, даны рекомендации, которыми должен руководствоваться преподаватель на этапе планирования, проведения и анализа занятия. Целью статьи является возможность обмена опытом и передовой практики по организации внеурочной деятельности для учащихся с инвалидностью и учащихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах развития систем профессионального образования. Также рассматриваются способы взаимодействия различных образовательных учреждений и стимулирования педагогического общения и взаимодействия на различных ступенях профессиональной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мерзликина Татьяна Ивановна, Рыскина Лилия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISABLED STUDENTS’ CREATIVE ACTIVITY ORGANIZATION BY MEANS OF THE EXTRACURRICULAR WORK

The extracurricular educational work is an integral part of the learning process. An educational institution must ensure the variability of extracurricular activities, using different forms of organization which are different from class-based static classes. The content of extracurricular activities is regulated by the internal documents of the educational institution and is determined by the requirements of the Federal State Educational Standard for Secondary Vocational Education. In the regional state budget educational institution of secondary vocational education “Kozhevnikovo Agribusiness Technical College” the organization of extracurricular activities for the category of disabled students and persons with disabilities in the frame of specialty “Seamstress” is carried out by means of a creative group training. The article is based on the creative group training program which is designed in accordance with the special educational needs of disabled students and persons with disabilities as well as taking into account the characteristics of their psychophysical development and individual opportunities, and the professional specialization of the institution. The creative group training program describes methods for working with various artistic materials, the program gives the recommendations for the teacher during the planning, conduct and analysis of the classes. The purpose of the article is the possibility of sharing experiences and progressive practices of organization the creative training for disabled students and persons with disabilities at different stages of the development of vocational education systems. Also the reader is invited to think about the ways of interaction between different educational institutions and to stimulate pedagogical communication and interaction at various levels of the professional educational system.

Текст научной работы на тему «Организация творчества студентов с ограниченными возможностями здоровья посредством внеурочной деятельности»

УДК 37 . 02

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-154-160

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т. И. Мерзликина1, Л. Л. Рыскина2

1 Кожевниковский техникум агробизнеса, Томская обл., с. Кожевниково

2 Томский государственный педагогический университет, Томск

Внеурочная воспитательная работа считается неотъемлемой частью процесса обучения. Каждое образовательное учреждение должно обеспечить вариативность внеурочной деятельности, используя различные формы организации, отличающиеся от классно-урочных статичных занятий. Содержание внеурочной деятельности регламентируется внутренними документами образовательного учреждения и определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. В областном государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Кожевниковский техникум агробизнеса» организация внеурочной деятельности по профессии 19601 «швея» для студентов с инвалидностью и студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с помощью творческого кружка. Материалы статьи опираются на программу творческого кружка, разработанные в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей, индивидуальных возможностей и психофизического развития, а также профессиональной направленности учреждения. В программе творческого кружка описаны приемы работы с различными художественными материалами, даны рекомендации, которыми должен руководствоваться преподаватель на этапе планирования, проведения и анализа занятия. Целью статьи является возможность обмена опытом и передовой практики по организации внеурочной деятельности для учащихся с инвалидностью и учащихся с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах развития систем профессионального образования. Также рассматриваются способы взаимодействия различных образовательных учреждений и стимулирования педагогического общения и взаимодействия на различных ступенях профессиональной образовательной системы.

Ключевые слова: адаптация, лица с ОВЗ и инвалидностью, внеурочная деятельность, творческая деятельность.

В последнее время многими авторами [1-3] отмечается значимость внеурочной деятельности и ее возрастающая роль в осуществлении преемственности основных образовательных программ и обеспечении единства образовательного пространства. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) отмечается, что основная образовательная программа должна реализовываться и через внеурочную деятельность [4-6].

Ключевым направлением внеурочной деятельности в рамках ФГОС СПО выступает достижение запланированных результатов по освоению основной образовательной программы среднего профессионального образования. Организация внеурочной деятельности по профессии 19601 «швея» в областном государственном бюджетном учреждении среднего профессионального образования «Кожевниковский техникум агробизнеса» осуществля-

ется в форме занятий в специализированном кружке для развития творческого потенциала, рассчитанном на 2 учебных года (по 35 час/год). Контроль результатов данной внеурочной деятельности может быть осуществлен посредством выполнения творческих заданий и участия в конкурсах по профессиональному мастерству.

В данном образовательном учреждении на основе адаптированной программы профессиональной подготовки проходят обучение студенты с инвалидностью и студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [7] из числа лиц, окончивших специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIII вида, и выпускников общеобразовательных школ [8-10], которые имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Принимая во внимание форму и содержание внеурочной деятельности, для ее реализации в техникуме используется оптимизационная модель. Данная организационная модель выбрана с целью минимизации экономических затрат на внеурочную деятельность, создания целостного образовательного и методического пространства в образовательной сети региона, а также организационном и содержательном единстве всех его участников.

Организация внеурочной деятельности предоставляет возможность для раскрытия творческого потенциала каждого из обучающихся с учетом индивидуальных возможностей и потребностей. В свою очередь, творчество является непременным условием успешной самореализации личности, позволяющим проявить себя в современном мире в разнообразных жизненных ситуациях. Организация внеурочной деятельности для лиц с инвалидностью и лиц с ОВЗ имеет ряд особенностей, о которых и пойдет речь далее.

Все обучающиеся обладают определенными талантами и способностями, задача педагога разглядеть и раскрыть эти таланты посредством внеурочной деятельности. Следует учитывать, что у студентов с ОВЗ и/или инвалидностью ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, требующая активного проявления смелости и фантазии. Таким образом, целью внеурочных занятий в форме творческого кружка профессии «швея» является формирование навыков, умений и приемов работы с различными художественными материалами [11, 12]. В ходе достижения поставленной цели огромной заслугой педагога будет закрепление знаний и умений по профессии, полученных на занятиях по учебной практике.

Важнейшей задачей обучения студентов на занятиях, проводимых в рамках творческого кружка, является воспитание эмоционально-положительного отношения к результату собственного труда. В ходе занятий развиваются мышление, восприятие, мелкая моторика (точность движений рук), а также зрительно-двигательная координация, внимание и память. В программу творческого кружка включена работа с различными материалами и нестандартными приемами обработки: ткани, кожи, бумаги и ниток [11, 12]. Такая работа стимулирует интерес обучающихся к творчеству и является важным условием развития творческого потенциала каждого студента.

Основными требованиями к организации внеурочной деятельности являются четкая, понятная размеренная речь преподавателя, наводящие вопросы, повторение материала, работа в привычной обстановке и в знакомом коллективе создают благоприятный микроклимат. Не менее важным условием для лучшего усвоения нового материала является организация личного пространства студента, что способствует упорядочению деятельности и приучает к порядку. В процессе творческой деятельности у студентов с инвалидностью и студентов с ОВЗ усиливается ощущение личностной значимости, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно выстраиваются социальные контакты. Помимо это-

го, творчество способствует устранению негативных переживаний, внутренних трудностей, которые порой кажутся непреодолимыми для личности.

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни каждого человека. Психофизические особенности студентов, разные уровни их умственных способностей требуют неодинаковых условий обучения для обеспечения эффективного обучения каждого студента или группы в целом. На этапе подготовки занятия для кружка преподаватель должен помнить, что студентам с ОВЗ нужно много времени для привыкания, запоминания, поэтому вносить большое разнообразие заданий не следует.

Каждое занятие должно сопровождаться определенным набором действий:

- преподаватель проговаривает тему задания и фиксирует ее на доске;

- студент повторяет задание (не следует пренебрегать этим пунктом, так как он способствует лучшему пониманию дальнейших действий);

- преподаватель фиксирует на доске учебные цели и задачи урока;

- преподаватель объявляет критерии оценки;

- студенты пошагово выполняют задание, сопоставляя с образцом;

- студенты проверяют все задание и выявляют допущенные неточности в своей работе, сравнивают с работой других учащихся;

- совместное подведение итогов занятия, выставление оценок.

Для студентов с ОВЗ преобладает наглядно-образцовое мышление, особую роль играют тактильные ощущения: потрогать материал или потянуть нити, а также наглядная составляющая: обратить внимание на сочетание цветов, если это вышивка, надо учесть направление полукреста, толщину нити и цветовую гамму или на направление ворса. В условиях кружковой системы, при дифференцированном подходе обучения, цель состоит в том, чтобы помочь каждому студенту достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям. Более сильным студентам предлагается больше различных идей, их творческий потенциал высок, а менее способных студентов нужно морально поддерживать и предлагать им интересную работу по их индивидуальным способностям. Такие обучающиеся аккуратно и с любовью выполняют несложные изделия, результат которых виден сразу. Самое главное - сохранить обучающий и развивающий смысл работы. По окончании занятия каждый студент должен достичь запланированных учебных целей, видеть результат своего труда, получить устную оценку.

Организация внеурочной деятельности, включая форму кружка, для студентов из кор-рекционных школ проходит в два этапа:

Первый этап. Проводится психологом с целью выявления индивидуальных способностей: физических, психологических и личностных.

Второй этап. Преподаватель подразделяет группу студентов с ОВЗ на подгруппы, руководствуясь следующими характеристиками:

- по усвоению материала;

- особенностями восприятия, памяти и мышления;

- уровню работоспособности;

- темпу работы;

- особенностями процессов возбуждения и торможения.

В соответствии с перечисленными характеристиками, по личному опыту одного из авторов настоящей статьи Т. И. Мерзликиной, группу студентов целесообразно подразделить на три подгруппы:

Первая группа: слабое усвоение материала; низкий уровень работоспособности и темп работы вследствие заторможенности и невнимательности.

Вторая группа: плохое усвоение материала; низкий уровень работоспособности вследствие неуравновешенности и повышенной возбудимости.

Третья группа: быстрое и правильное усвоение учебного материала, хороший уровень работоспособности, высокая мотивация и исполнительность.

Организация творческого процесса строится с учетом психофизиологических особенностей каждого обучающегося и основана на принципах индивидуализации и дифференциации. Опишем разные приемы организации творчества студентов в приведенных трех группах.

Для студентов, относящихся к первой группе, требуется больше раздаточного материала и, как следствие, на выполнение задания расходуется больше времени. Каждое упражнение выполняется последовательно, по готовому образцу, что приводит к заметному упрощению работы, но не уменьшению ее объема.

При работе с учащимися из второй группы необходимо учитывать, что они способны справиться с заданием быстрее, поэтому происходит усложнение материала. На этапе планирования преподаватель подготавливает дополнительные задания для перенаправления их избыточной энергии в нужное «творческое русло».

Обучающиеся из третьей группы способны самостоятельно справиться с заданием. Студенты вследствие высокой мотивации и исполнительности не нуждаются в постоянном внимании и контроле преподавателя. Студенты достаточно легко достигают запланированного конечного результата и поставленных учебных целей.

Следует отметить, что опыт проведения внеурочной работы был не всегда удачным, в частности, кружок по вышиванию не оправдал возлагаемых на него ожиданий. Неудачи с данным курсом были связаны со следующими факторами: 1) трудоемкость работы, требующая повышенного внимания и терпения; 2) кропотливость и продолжительность работы над одним изделием, порой в течение целого учебного года; 3) конечный результат виден не сразу, поэтому высок риск того, что у обучающегося пропадет интерес к работе. Пути преодоления данных сложностей: убедить каждого студента, на каждом занятии, что его поурочное задание - это и есть промежуточный, но менее важный результат. И так шаг за шагом, совместно с учеником, приближаться к конечному результату, которым является готовое изделие.

Подводя итоги, отметим еще раз, что работа на внеурочных занятиях опирается на навыки, полученные на занятиях по учебной практике. Более того, занятие в кружках способствует усвоению и закреплению профессиональных знаний, умений и навыков. Задачей преподавателя является создание условий, при которых потенциал студента будет использован полностью. По опыту положительный результат внеурочной деятельности достигается с помощью организации простой работы, примерами которой служат работы по изготовлению игольниц, мягкой игрушки и кукол. Здесь и результат, и навыки по приобретаемой профессии появляются быстрее, а следовательно, и закрепляются эффективнее. Таким образом, любому студенту важен тот результат, который вызывает у него радость.

Практическая значимость статьи заключается в том, что описанные в ней приемы организации внеурочной деятельности, основанные на личном опыте работы с лицами с инвалидностью и/или имеющими ОВЗ, могут быть применимы для различных образовательных учреждений. У данных категорий студентов существует множество различных форм нарушений, следовательно, план внеурочной деятельности должен разрабатываться с учетом их особенностей и возможностей. В каждом конкретном случае это требует от преподавателя проявления профессионального мастерства при внедрении различных приемов организации внеурочной деятельности. Вследствие чего просматриваются огромные перспективы дальнейшего исследования проблемы организации внеурочной деятельности для

студентов с инвалидностью и студентов с ОВЗ, стимулируя педагогическое общение и взаимодействие на различных ступенях.

Список литературы

I. Афанасьева Е . А . Проектирование образовательной среды в условиях реализации инклюзивной практики // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 1(166) . С . 14-17 .

2 . Иванов Н . Г . , Иванова И . В . , Алехина Г . Д . Организация технического творчества старшеклассников в условиях сете-

вого образовательного взаимодействия // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 12 (177) . С . 20-23.

3 . Симонова Е . А. Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой образовательной парадигме // Актуальные

вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар . науч . конф . Уфа: Лето, 2015 . С . 216-220 . URL: https:// moluch . ru/conf/ped/archive/148/7432/ (дата обращения: 25. 12 .2017) .

4 . Распоряжение Правительства РФ от 17 . 11. 2008 г. № 1662-р (ред . от 10 .02 . 2017 № 172) «Концепция долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» . URL: http://www. consultant, ru/ cons/cgi/online . cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=100007,0&md=0 . 32341822979948465#0 (дата обращения: 25.12 . 2017) .

5 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 767 «Об утверждении федерального государст-

венного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 262019 . 04 "Оператор швейного оборудования"» (зарегистрирован Министерством юстиции, регистрационный № 29551 от 20 августа 2013 года) . URL: http://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/70342782/#ixzz55pN1NKpT (дата обращения: 25.12 . 2017) .

6 . Постановление Минтруда РФ от 3 июля 2002 г. № 47 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справоч-

ника работ и профессий рабочих, выпуск 46, раздел "Швейное производство"» URL: http://alletks . ru/etks46/p . html (дата обращения: 25. 12 .2017) .

7 . Положение об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ОГБПОУ «Кожевниковский тех-

никум агробизнеса» . URL: http://www. ктаб . рф/fff/polozheniejovz. pdf (дата обращения: 25. 12 .2017) .

8 . Попов Г . Н . Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) .

2008. Вып . 3 (77) . С . 63-66 .

9 . Суворова И . В . Региональная система образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвали-

дов в Томской области // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 6 (147) . С . 131-138 .

10 . Медова Н . А. Особенности развития сельской муниципальной образовательной системы в рамках формирования ин-

клюзивного образования // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2011. Вып . 13 (115) . С 75-78.

II. Яковлева Т . В . Гид по стилю для успешной карьеры и личной жизни . М . : Эксмо, 2006 . 320 с . 12 . Мартопляс Л . В . , Скачкова Г . В . Школа кройки и шитья на дому. Минск: Полымя, 1992. 335 с .

Мерзликина Татьяна Ивановна, мастер производственного обучения, Кожевниковский техникум агробизнеса (ул. Гагарина, 36, стр. 3, Томская обл., с. Кожевниково, 636160). E-mail: Tanya.merzlikina.58@bk.ru

Рыскина Лилия Леонидовна, кандидат физико-математических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: ryskina@tspu.edu.ru

Материал поступил в редакцию 09.01.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-154-160

DISABLED STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY ORGANIZATION BY MEANS OF THE EXTRACURRICULAR WORK

T. I. Merzlikina1, L. L. Ryskina2

1 Kozhevnikovo Agribusiness Technical College, Kozhevnikovo, Tomsk region, Russian Federation

2 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The extracurricular educational work is an integral part of the learning process. An educational institution must ensure the variability of extracurricular activities, using different forms of

organization which are different from class-based static classes. The content of extracurricular activities is regulated by the internal documents of the educational institution and is determined by the requirements of the Federal State Educational Standard for Secondary Vocational Education. In the regional state budget educational institution of secondary vocational education "Kozhevnikovo Agribusiness Technical College" the organization of extracurricular activities for the category of disabled students and persons with disabilities in the frame of specialty "Seamstress" is carried out by means of a creative group training. The article is based on the creative group training program which is designed in accordance with the special educational needs of disabled students and persons with disabilities as well as taking into account the characteristics of their psychophysical development and individual opportunities, and the professional specialization of the institution. The creative group training program describes methods for working with various artistic materials, the program gives the recommendations for the teacher during the planning, conduct and analysis of the classes. The purpose of the article is the possibility of sharing experiences and progressive practices of organization the creative training for disabled students and persons with disabilities at different stages of the development of vocational education systems. Also the reader is invited to think about the ways of interaction between different educational institutions and to stimulate pedagogical communication and interaction at various levels of the professional educational system.

Key words: adaptation, persons with disability, extracurricular activities, creative activities.

References

1. Afanas'yeva Ye . A . Proyektirovaniye obrazovatel'noy sredy v usloviyakh realizatsii inklyuzivnoy praktiki [The design of the educational environment in the conditions of inclusive practices] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol . 1(166), pp. 14-17 (in Russian) .

2 . Ivanov N . G . , Ivanova I . V. , Alekhina G . D . Organizatsiya tekhnicheskogo tvorchestva starsheklassnikov v usloviyakh sete-

vogo obrazovatel'nogo vzaimodeystviya [Organization of technical creativity of senior pupils in conditions of the educational network interaction] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, vol . 12(177), pp . 20-23 (in Russian) .

3 . Simonova E . A . Aktualizatsiya roli vneauditornoy deyatel'nosti v novoy obrazovatel'noy paradigme [Actualization of the role

of extracurricular activities in the new educational paradigm] . Materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. "Aktual'nye voprosy sovremennoy pedagogiki" [Materials of the VI International Scientific Conference "Actual problems of modern pedagogy"] . Ufa, Leto Publ . , 2015 . pp . 216-220 (in Russian) . URL: https://moluch . ru/conf/ped/archive/148/7432/ (accessed 25 December 2017) .

4 . Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. N 1662-r (red. ot 10.02.2017 N 172) Kontseptsiya dolgosrochnogo

sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda" [Order of the Government of the Russian Federation No . 1662-r of November 17, 2008 (revised as of February 10, 2017, No . 172) "The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period until 2020"] (in Russian) . URL:http://www. consultant. ru/cons/cgi/online . cgi?req=doc&base=LAW&n=212832&fld=134&dst=100007,0&rnd=0 . 32341822979948465#0 (accessed 25 December 2017) .

5 . Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 2 avgusta 2013 g. № 767 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo

obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovaniya po professii 262019.04 "Operator shveynogo oboru-dovaniya"» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 2, 2013 No . 767 "On approval of the federal state educational standard of secondary vocational education by profession 262019 04 "The operator of sewing equipment"] (in Russian) . URL: http://www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/70342782/#ixzz55pN1NKpT (accessed 25 December 2017) .

6 . Postanovleniye Mintruda RF ot 3 iyulya 2002 g. N 47 "Ob utverzhdenii Edinogo tarifno-kvalifikatsionnogo spravochnika rabot

i professiy rabochikh, vypusk 46, razdel "Shveynoye proizvodstvo" [Decree of the Ministry of Labor of the Russian Federation of July 3, 2002 No . 47 "On Approval of the Unified Tariff and Qualification Handbook of Works and Occupations of Workers, issue 46, section "Sewing Production"] (in Russian) . URL: http://alletks . ru/etks46/p . html (accessed 25 December 2017) .

1 . Polozheniye ob obuchenii invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya OGBPOU "Kozhevnikovnikovskiy tekhnikum agrobiznesa" [Regulations on training disabled people and people with disabilities "Kozhevnikovo Agribusiness Technical College"] (in Russian) . URL: http://www. KTa6. p$/fff/polozhenie_ovz. pdf (accessed 25 December 2011) .

8 . Popov G . N . Problemy obucheniya detey s umstvennoy otstalost'yu [The problems of education of mentally handicapped

children] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2008, vol . 3(11), pp . 63-66 (in Russian)

9 . Suvorova I. V. Regional'naya sistema obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i detey-invalidov

v Tomskoy oblasti [Educational system of handicapped and special needs children with disabilities and disabled children in Tomsk region] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol . 6(141) . pp . 131-138 (in Russian) .

10 . Medova N . A . Osobennosti razvitiya sel'skoy munitsipal'noy obrazovatel'noy sistemy v ramkakh formirovaniya inklyuzivnogo

obrazovaniya [Peculiarities of the municipal rural educational system in the formation of inclusive education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2011, vol . 13(115), pp . 15-18 (in Russian) . 11. Yakovleva T. V. Gid po stilyu dlya uspeshnoy kar'yery i lichnoy zhizni [Guide for a successful career and personal life] . Moscow, Eksmo Publ , 2006, 320 p (in Russian) 12 . Martoplyas L . V. , Skachkova G . V. Shkola kroyki i shit'ya na domu [School of cutting and sewing at home] . Minsk, Polymya Publ. , 1992, 335 p . (in Russian) .

Merzlikina T. I., Kozhevnikovo Agribusiness Technical College (ul. Gagarina, 36, str. 3, Kozhevnikovo, Tomsk region, Russian Federation, 636160). E-mail: Tanya.merzlikina.58@bk.ru

Ryskina L. L., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: ryskina@tspu.edu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.