Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ (СОУ) ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ (СОУ) ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИИ (ПМПК) / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / ОВЗ (ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ) / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ (СОУ) / АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СФЕРА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Светлана Борисовна

В статье рассматриваются важность грамотного подбора и определения специальных образовательных условий (СОУ) для обучающих ступени среднего профессионального образования (СПО). Обучающиеся с ОВЗ, по окончании школы, для подтверждения статуса «обучающегося с ОВЗ» и получения заключения ПМПК с указанием адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, подходящей под категорию обучающегося, должны обратиться на ПМПК. Категории обучающихся неоднородны по своему составу, и нуждаются в максимальной ндивидуализации методов, форм, средств и содержания обучения. Объективно оценить потребность молодежного контингента инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональном образовании бывает сложно. Состояние здоровья у обучающихся с ОВЗ накладывает ограничения на выбор сферы трудовой деятельности, профессии, уровня профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS (SES) FOR SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS

The article discusses the importance of competent selection and definition of special educational conditions (SES) for students of secondary vocational education (SPE). Students with HIA, upon graduation, to confirm the status of a "student with HIA" and obtain the conclusion of the PMPK with an indication of an adapted educational program of secondary vocational education suitable for the category of student, should apply to the PMPK. The categories of students are heterogeneous in their composition, and need maximum individualization of methods, forms, means and content of training. It can be difficult to objectively assess the need of the youth contingent of disabled people and people with disabilities in vocational education. The state of health of students with disabilities imposes restrictions on the choice of the field of work, profession, level of professional education.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ (СОУ) ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2022

Научная статья Original article УДК 159.9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ (СОУ) ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

DEFINITION OF SPECIAL EDUCATIONAL CONDITIONS (SES) FOR SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS FOR PERSONS WITH DISABILITIES AND DISABILITIES

Бондаренко Светлана Борисовна, Магистрант, ФГБОУ ВО «Череповецкий Государственный Университет», Россия, г.Череповец

Научный руководитель: Поникарова Валентина Николаевна, кандидат психологических наук, ФГБОУ ВО «Череповецкий Государственный Университет», Россия, г.Череповец

Bondarenko Svetlana Borisovna, Master student, FGBOU VO "Cherepovets State University", Russia, Cherepovets

Scientific adviser: Ponikarova Valentina Nikolaevna, candidate of psychological sciences, FGBOU VO "Cherepovets State University", Russia, Cherepovets

Аннотация: В статье рассматриваются важность грамотного подбора и определения специальных образовательных условий (СОУ) для обучающих ступени среднего профессионального образования (СПО). Обучающиеся с ОВЗ, по окончании школы, для подтверждения статуса «обучающегося с ОВЗ» и получения заключения ПМПК с указанием адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, подходящей под

7767

категорию обучающегося, должны обратиться на ПМПК. Категории обучающихся неоднородны по своему составу, и нуждаются в максимальной ндивидуализации методов, форм, средств и содержания обучения. Объективно оценить потребность молодежного контингента инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональном образовании бывает сложно. Состояние здоровья у обучающихся с ОВЗ накладывает ограничения на выбор сферы трудовой деятельности, профессии, уровня профессионального образования.

Annotation: The article discusses the importance of competent selection and definition of special educational conditions (SES) for students of secondary vocational education (SPE). Students with HIA, upon graduation, to confirm the status of a "student with HIA" and obtain the conclusion of the PMPK with an indication of an adapted educational program of secondary vocational education suitable for the category of student, should apply to the PMPK. The categories of students are heterogeneous in their composition, and need maximum individualization of methods, forms, means and content of training. It can be difficult to objectively assess the need of the youth contingent of disabled people and people with disabilities in vocational education. The state of health of students with disabilities imposes restrictions on the choice of the field of work, profession, level of professional education.

Ключевые слова: психолого-медико-педагогическая комиссии (ПМПК), среднее профессиональное образование (СПО), ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), особые образовательные потребности, специальных образовательных условий (СОУ), адаптированная образовательная программа, сфера трудовой деятельности, уровень профессионального образования.

Keywords: psychological, medical and pedagogical Commission (PMPC), secondary vocational education (SPE), HIA (limited health opportunities), special educational needs, special educational conditions (SOW), adapted educational program. PMPK, secondary vocational education (SPE), HIA (limited health opportunities), special educational needs, special educational conditions (SOW),

7768

adapted educational program, the sphere of labor activity, the level of professional education.

Особые образовательные потребности:

- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка.

Особые образовательные потребностиимеют:

- когнитивные составляющие: владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;

- энергетические составляющие: умственная активность и работоспособность;

- эмоционально-волевые составляющие: направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания.

Особые образовательные потребности не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности; определяют возможные условия обучения, (в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальной школе, дистанционно и т.д).

Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации. Особые образовательные потребности выражаются в конкретных требованиях к специальным образовательным условиям, содержанию и темпу педагогической работы, необходимых для всех обучающихся с ОВЗ.

7769

Согласно положения о психолого-медико-педагогической комиссии (утвержденное приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013г. № 1082) комиссия создается в целях «... проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания».

На ПМПК обращаются дети дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для определения специальных образовательных условий (СОУ), которые будут реализованы в образовательной организации, где дети будут учиться.

Закончив школу, многие обучающиеся с ОВЗ, поступают в учреждения профессионального образования системы СПО и ВУЗы. Ранее такие учащиеся теряли статус ребенка «с ОВЗ».

Практика показывает, что особые образовательные потребности у лиц с ОВЗ продолжают сохраняться и на этапе получения ими профессии/специальности. Некоторым из них необходимо создание в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования специальных образовательных условий, включающих методы обучения и специальные программы, среду жизнедеятельности и индивидуальные технические средства обучения, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение ими общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ среднего профессионального образования, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

7770

Последние документы Министерства просвещения РФ, в частности письмо «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» №ДГ-1342/07 от 31.08.2020, положение

0 пролонгации статуса «обучающегося с ОВЗ» на этапе получения профессионального образования получило подтверждение.

Заключении ПМПК для обучающегося в системе профессионального образования содержит следующую информацию:

■ Адаптированную программу;

■ Безбарьерная архитектурная среда: требуется/не требуется;

■ Специальные технические средства обучения: требуется/не требуется

■ Направления коррекционной работы учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога;

■ Рекомендации по медицинскому сопровождению.

Адаптированная образовательная программа в рамках образовательной организации для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разрабатывается в несколько этапов:

1 этап - Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей;

2 этап - Изучение результатов комплексного психологопедагогического обследования;

3 этап - Разработка адаптированной образовательной программы (АОП);

4 этап - Реализация адаптированной образовательной программы;

5 этап - Анализ и коррекция.

Реализация адаптированных образовательных программы может быть осуществлена в различных формах: очная, очно-заочная дистанционная с применением ДОТ и ЭО. Адаптированные программы размещаются на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

7771

Профессиональное образование является важнейшей сферой социализации обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и условием их интеграции в общество.

Образование и развитие человека с особыми образовательными потребностями ориентировано на более полное раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей, встраивание в систему социальных отношений и осуществление его культурной интеграции.

Литература

1. Антропов А.П., Кантор В.З. Региональные системы инклюзивного высшего образования: ресурсный учебно-методический центр как институциональное решение // Вестник факультета управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018, Вып. 3, ч. 2., С. 459-465.

2. Виноградова Е.А., Царёв А.М. и др. Жизнь с достоинством (Сопровождаемое проживание). / Под ред. А.М. Царёва. Практическое пособие. - М.: Издательство «Перо», 2017. - 272 с.

3. Ворошилова Е.Л. Мировой опыт решения проблем профессиональной самореализации людей с инвалидностью // Дефектология. - № 4. - 2017.

- С. 30-36.

4. Кантор В.З., Антропов А.П., Гдалина Т.Г. Старшие школьники с инвалидностью и выбор профессионально-образовательного маршрута: мотивационно-потребностные аспекты обучения в вузе // Психологическая наука и образование. - 2018. - Том 23. - № 2. - С. 4249.

5. Коробейников И.А., Ворошилова Е.Л. Профессиональная самореализация молодых людей с инвалидностью: проблемы и перспективы решения // Дефектология. - № 6. - 2017. - С. 49-55.

6. Савина М.С., Миндель А.Я., Степанова о.а. и др.; Под ред. М.С. Савиной.

- Актуальные вопросы профессионального обучения и социальной

7772

интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: Сб. статей [Текст] : / - М.: НИИРПО, 2009. - 112 с.

Literature

1. Antropov A.P., Kantor V.Z. Regional systems of inclusive higher education: resource training and methodological center as an institutional solution // Bulletin of the Faculty of Management of St. Petersburg State University of Economics. 2018, Issue 3, part 2., pp. 459-465.

2. Vinogradova E.A., Tsarev A.M. et al. Living with dignity (Accompanied accommodation). / Edited by A.M. Tsarev. Practical guide. - M.: Publishing house "Pero", 2017. - 272 p.

3. Voroshilova E.L. World experience in solving problems of professional self-realization of people with disabilities // Defectology. - No. 4. - 2017. - pp. 3036.

4. Kantor V.Z., Antropov A.P., Gdalina T.G. Senior schoolchildren with disabilities and the choice of a vocational and educational route: motivational and need aspects of studying at a university // Psychological science and education. - 2018. - Volume 23. - No. 2. - pp. 42-49.

5. Korobeynikov I.A., Voroshilova E.L. Professional self-realization of young people with disabilities: problems and prospects of solution // Defectology. -No. 6. - 2017. - pp. 49-55.

6. Savina M.S., Mindel A.Ya., Stepanova O.A. et al.; Edited by M.S. Savina. -Topical issues of vocational training and social integration of persons with disabilities: Collection of articles [Text] : / - Moscow: NIIRPO, 2009. - 112 p.

© Бондаренко С.Б., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2022

Для цитирования: Бондаренко С.Б. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ (СОУ) ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2022

7773

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.