определение динамики формирования гражданско-патриотических ценностей у студентов (результаты экспериментальной работы)
К.А.Климин
В статье рассматриваются цели и задачи подготовительного этапа экспериментальной работы, его методическое обеспечение и начальные результаты диагностики экспериментальных групп по характеристикам формирования гражданско-патриотических ценностей в студенческой среде.
Ключевые слова: формирование, гражданственность, патриотизм, ценность, эксперимент.
Determination of the dynamics offormation civic and patriotic values among students (results of experimental work). The article deals with the aims and objectives of the preparatory phase of the experimental work, the methodological support and diagnostic initial results of experimental groups on the characteristics of the formation of civic and patriotic values among the students.
Keywords: formation, citizenship, patriotism, value, experiment.
Проблема контроля и оценки результатов воспитания, особенно работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательной среде, нуждается в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии, особенно в контексте осмысления новых явлений и процессов, происходящих в педагогической науке, имеющихся сложностей и нерешенных вопросов в практической деятельности по формированию гражданско-патриотических ценностей.
Гражданско-патриотические ценности - это чувства гражданина-патриота, отражающие отношение человека к Родине, выражающиеся в уважении к истории, традициям, культуре своего народа, в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, это чувства, обуславливающие гражданско-патриотическую позицию человека. Так, основными гражданско-патриотическими ценностями являются преданность и любовь к Родине, народу; историческое и культурное наследие родного края; социально значимая деятельность; гражданские права и свободы; гражданский долг и честь, вера и преданность своему Отечеству.
Формирование гражданско-патриотических ценностей - это процесс становления и развития социально значимых позиций гражданственности, который необходим в сфере среднего и высшего профессионального образования. Становление гражданских ценностей в студенческой среде напрямую влияет на профессиональную компетентность будущих педагогов.
Динамика формирования гражданско-патриотических ценностей в студенческой среде раскрывается через организацию, реализацию и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, цель которой заключается в проверке достоверности теоретических положений о
формировании гражданско-патриотических ценностей; в раскрытии конкретного содержания понятий «формирование гражданско-патриотических ценностей» и «гражданско-патриотическое воспитание» в условиях высших учебных заведений и педагогических колледжей; в обосновании необходимости и возможности реализации экспериментальной программы.
Поставленная цель определяет соответствующую организацию экспериментальной работы и ее методическое обеспечение. Педагогический эксперимент включает в себя следующие этапы:
• Подготовительный
• Формирующий
• Заключительный
Каждый этап эксперимента направлен на решение собственных задач, которые одновременно являются промежуточными на пути достижения основной цели.
В задачи подготовительного этапа работы входит: изучение условий, влияющих на формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов; определение состава экспериментальных групп студентов и преподавателей, их организационная подготовка; подбор диагностических методик для оценки формирования гражданско-патриотических ценностей у студентов; проведение диагностического исследования всех участников экспериментальной программы; определение уровня формирования гражданско-патриотических ценностей на момент начала эксперимента.
Одной из задач подготовительного этапа является определение и разработка методического обеспечения исследования. Ведущим методом опытно-экспериментальной работы был избран педагогический эксперимент, позволяющий выявить наиболее существенные закономерности изучаемого педагогического явления или процесса, гибко и своевременно реагировать на возникающие затруднения, вносить необходимые изменения.
Выбор определенных методик как диагностического инструментария по исследуемой проблеме обусловлен необходимостью «фиксации» основных параметров, характеризующих формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов и получение информации об особенностях образовательной и воспитательной среды, важной для формирования изучаемого свойства.
Начальная диагностика основана на критериях сформированности гражданско-патриотических ценностей, которые вытекают из теоретической части данной исследовательской работы. При этом основным компонентам гражданственности и патриотизма соответствуют некоторые обобщенные критерии [1, с. 102].
Так, аксиологическому компоненту соответствует мотивационно-ценностный критерий, который включает мотивы, связанные с преданностью и любовью к своему Отечеству, гордостью за свою страну, радением за честь и достоинство Родины, признанием гражданско-правовых норм, ценностей, принятых в обществе, бережным отношением к истории и культуре своего народа, его обычаям и традициям, принятием гражданского долга по защите Родины.
Деятельностно-творческий компонент представлен деятельностным критерием, который включает осознанное выполнение подростками социальных ролей гражданина, патриота; овладение умениями эффективного взаимодействия в коллективе; приобщение студентов к комплексной интеллектуальной, эмоциональной и познавательной деятельности; практическая деятельность, направленная на реализацию гражданской (социальной) активности посредством участия в социокультурной деятельности на благо родного края.
Когнитивный компонент представлен познавательным критерием, который включает освоение знаний об основополагающих правовых и политических нормах, гражданских обязанностях, гражданской ответственности и долге, механизмах защиты прав человека на практике, особенностях исторического и культурного развития края, традициях, о трудовых и боевых подвигах, памятных местах, духовно-нравственных святынях; овладение умением углубленного изучения выбранной области исследования, умением анализировать информацию и критически ее оценивать, сопоставлять различные версии и оценки исторических и политических событий, аргументировать свою точку зрения.
С целью определения динамики формирования гражданско-патриотических ценностей в рамках подготовительного этапа опытно-экспериментальной работы были выявлены экспериментальные группы, отображающие суть воспитательного и образовательного процессов педагогического вуза. Первая группа - это субъекты, в состав которой входят представители преподавательского коллектива высшего учебного заведения. Вторая группа - это объекты воспитания, состоящая из студентов вуза.
Таблица 1.
Выборки Характеристики Количество
Объекты 1-2 курс 60
3-4 курс 60
5 курс 30
Субъекты Гуманитарные науки 25
Общественные науки 25
Естественные науки 25
По большинству представленных характеристик экспериментальные группы выборок студентов и их преподавателей оказались сопоставимыми, что позволяет говорить о соблюдении принципа равенства исходных условий на начало педагогического эксперимента.
Отметим, что студенты и преподаватели как объекты и субъекты процесса формирования гражданско-патриотических ценностей были включены в программу экспериментальной работы соответствующего исследования с согласия и разрешения администрации образовательного учреждения (Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой).
Данные первоначального диагностического исследования студентов экспериментальной группы как объектов воспитательной работы позволили получить распределение по уровням начальной сформированности гражданско-патриотических ценностей.
Таблица 2.
Уровни Экспериментальная группа
1-2 курс 3-4 курс 5 курс
Высокий 11% 20% 13%
Средний 36% 32% 51%
Низкий 53% 48% 36%
На основании качественного анализа основных показателей сформированности гражданско-патриотических ценностей у студентов различных курсов обучения были определены и описаны характеристики трех уровней сформированности гражданско-патриотических ценностей студентов - высокого, среднего и низкого.
Студенты, обладающие высоким уровнем сформированности гражданско-патриотических ценностей, отличаются высокой познавательной активностью, успешностью в освоении новых социальных ролей, вхождении в новые социальные ситуации. У этих студентов в структуре личности общественные интересы разумно сочетаются с личными желаниями, духовные ценности преобладают над материальными. Гражданско-патриотические ценностные ориентации занимают доминирующие позиции.
Студенты, обладающие средним уровнем сформированности гражданско-патриотических ценностей, обладают внешним характером мотивации, имея при этом в целом позитивное отношение к образовательной и воспитательной деятельности, познавательная активность зависит от внешних стимулов. Принятие новых социальных отношений, освоение гражданских социальных ролей у студентов со средним уровнем сформированности гражданско-патриотических ценностей проходит достаточно успешно. Соотношение интересов личного характера и общественного является неустойчивым, духовные ценности по степени личной значимости являются сопоставимые с социальными и материальными ценностями. Доминирование гражданско-патриотических ценностей на поведенческом уровне реализовывается при поддержке и влияния со стороны социальных групп. Социальная активность данных студентов достаточно высока, они обладают выдержанной гражданско-патриотической позицией.
Студенты, обладающие низким уровнем сформированности гражданско-патриотических ценностей, имеют следующие показатели: низкий уровень познавательной активности, отрицательное отношение к учебе, наличие сложностей в процессе освоения новых социальных ролей и новых социальных отношений. В структуре личности у студентов отмечается преобладание личных интересов над общественно значимыми, часто преобладает ориентация на материальные ценности. Нет устойчивой гражданской позиции, гражданско-патриотические ценности не являются личностно значимыми.
Результаты поуровнего распределения студентов на начало реализации экспериментальной работы определения и улучшения динамики формирования гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов позволяет заключить, что большинство студентов экспериментальной выборки характеризуются средним и низким уровнями сформированности гражданско-патриотических ценностей.
Преподавательский состав, вошедший в группу, связанную с экспериментальной работой по определению динамики формирования гражданско-патриотических ценностей, отличается преобладанием среднего уровня сформированости гражданско-патриотических ценностей. Преподаватели трех направлений научной деятельности были подвергнуты начальной диагностики как субъекты воспитания воспитательной и образовательной работы вуза.
Таблица 3.
Уровни Экспериментальная группа
Гуманитарные науки Общественные науки Естественные науки
Высокий 34% 54% 40%
Средний 33% 32% 51%
Низкий 33% 14% 9%
Представители общественных наук высказывают более уверенную гражданско-патриотическую позицию в сравнении с другими преподавателями академии.
Можно заключить, что начало реализации экспериментальной работы по определению и улучшению динамики формирования гражданско-патриотических ценностей у студентов в сфере высшего образования выявляет необходимые результаты и начальная ситуация в экспериментальных группах объектов и субъектов воспитательной работы отражает недостаточный уровень сформированности гражданско-патриотических ценностей всех участников педагогического процесса. Данная ситуация подтверждает актуальность выбранного направления экспериментальной работы.
Литература:
1. Патрушева Е.А. Педагогические условия формирования гражданско - патриотических ценностей у подростков в процессе историко-краеведческой деятельности // Вестник Института педагогических исследований/ ЧГАКИ. Челябинск, 2007. Вып. 27.
2. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М. 2008.
3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. М., 2000.
4. Мухаметзянова Г. В., Гильманов А. З., Панченко О. Л., Коновалова Е.Н. Патриотическое воспитание студентов: результаты исследований и задачи по повышению его эффективности. Казанский педагогический журнал. 2010. № 3. С. 133-143.