ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №3(33)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.
ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9(075.83)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРАВИЛА ДОШКОЛЬНИКОМ
В НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ
© Л.Ф.Баянова
В статье приводятся психометрическая оценка и описание методики определения дифференциации правила детьми старшего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Представлены результаты расчетов показателей дискриминативности, внешней валидности, внутренней согласованности и ретестовой надежности.
Ключевые слова: нормативная ситуация, дифференциация правила, старший дошкольник, валид-ность, надежность.
В направлении психологических исследований, трактующем культуру как систему нормативных ситуаций, остается актуальной проблема разработки диагностического инструментария по изучению субъекта культуры. Очевидно, что в нормативной ситуации, в которой человек взаимодействует с правилом, предъявляемым ему, будут проявляться те или иные психологические особенности восприятия и оценки им правила, отношения к правилу, диспозиции в ситуации в целом и т.д. Так, на сегодня известны методики по выявлению поведения младшего школьника в нормативной ситуации [1], рефлексии нормы подростком [2], по определению культурной конгруэнтности дошкольника [3]. Основное направление разработок диагностических методик связано с выявлением становления субъекта культуры в онтогенезе - с изучением детей и подростков в нормативной ситуации.
На наш взгляд, важным моментом во взаимодействии ребенка и культурной среды, представленной системой нормативных ситуаций, является дифференциация правила. Слово дифференциация происходит от латинского «differentia» и означает «различие». В русском языке под дифференциацией принято понимать выделение частного из общей совокупности по некоторым признакам. Цель создания методики на определение дифференциации правила в нормативной ситуации заключается в том, чтобы иметь психодиагностическое средство для определения способности ребенка старшего дошкольного возраста различать правило в ситуации, в которой оно задано. Процесс дифференциации правила, безусловно, связан, с одной стороны, с апперцепцией - вспоминанием правила, с которым ребенка знакомили взрослые в социальной ситуации, с другой - с атрибуцией, приписыванием правила
объектам заданной ситуации. Известное ребенку правило должно «проявиться» в ситуации, требующей соблюдения правила в сюжетной линии, предлагаемой в содержании заданий методики. Ребенок в нормативной ситуации либо различает правило, обнаруживая его, либо не дифференцирует его. Не задаваясь целью выявить причины этого, методика призвана установить способность ребенка к дифференциации правила. Поскольку сюжеты, предлагаемые в методике, являются типичными для дошкольника, то она выявляет тенденции оценки ребенком нормативной ситуации, присущие данному возрасту.
Теоретическим основанием для создания методики определения дифференциации правила явилась концепция Н.Е.Вераксы о нормативной ситуации как единице культуры [4]. Нормативная ситуация является пространством активности личности и регламентирует поведение человека в соответствии с заданным культурным правилом. Процесс социализации сводится в значительной степени к трансляции взрослым правил, предъявляемых ребенку. Сама социальная ситуация развития как ситуация взаимодействия ребенка с окружающими его людьми, согласно взглядам Л.С.Выготского, служит задачам «врастания» ребенка в культуру [5]. Е.Е.Кравцова комментирует эту мысль следующим образом: «По мнению Л.С.Выготского, основным средством и источником психического развития в онтогенезе является общение ребенка с окружающими его людьми. При этом результат общения традиционно рассматривают как развивающуюся способность ребенка подчиняться социальным нормам и отношениям» [6: 39].
Для каждого возрастного этапа социальная ситуация развития особенна, поскольку направлена на развитие специфичных для того или ино-
го возраста новообразований. Для дошкольника в качестве психологических новообразований выступают соподчинение мотивов, начало формирования произвольности и воображение (Л.И.Бо-жович [7]; Л.С.Выготский [5]; О.М.Дьяченко [8]; Е.Е.Кравцова [6]; В.Т.Кудрявцев, Г.К.Уразалиева [9]; Д.Б.Эльконин [10] и др.). Именно воображение, по мнению Е.Е.Кравцовой, выступает основой для экстериоризации, когда ребенок как субъект социальной ситуации взаимодействия со взрослым становится способным предъявить собственную норму, свое, субъективно им созданное в воображаемой ситуации, правило [6]. Если вслед за Н.Е.Вераксой представить культуру как систему нормативных ситуаций, то поведение ребенка в нормативной ситуации можно интерпретировать как поведение субъекта культуры. Субъект культуры определяется нами как человек, взаимодействующий с культурой, представленной системой нормативных ситуаций, сознательно отражающий их и проявляющий соответствие культурным нормам в своем поведении, общении, деятельности [11], [12].
При создании методики мы опирались на предложенную Н.Е.Вераксой классификацию нормативных ситуаций, в которых субъектом взаимодействия является старший дошкольник. В данной классификации выделяют три типа ситуаций: нормативные ситуации, содержащие правила, направленные на самого себя; нормативные ситуации, содержащие правила взаимодействия ребенка с вещами; нормативные ситуации, содержащие правила взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Разработанные нами сюжеты ситуаций нашли подтверждение у экспертов, в качестве которых выступили воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Методика
Ребенку последовательно предлагаются 10 серий картинок. Из них первая, вторая и четвертая иллюстрируют сюжет ситуации. Третья карточка представляет собой чистый лист. По замыслу методики на третьей картинке должен быть запечатлен фрагмент сюжета, где персонаж должен действовать в соответствии с правилом в сюжетной линии типичной для старшего дошкольного возраста ситуации. Картинки каждой серии выкладываются перед ребенком на стол одновременно в ряд, зачитывается инструкция.
Инструкция, предлагаемая ребенку, звучит следующим образом: «Перед тобой четыре карточки. На них изображена история, приключившаяся с человечком. Но одна карточка пустая. Ты должен подумать и сказать, что должно быть нарисовано на этой белой карточке».
Пример предлагаемых сюжетов: 1. Человечек пошел гулять в сад. 2. Он увидел на земле красивые сладкие яблоки. 3. Что было дальше? 4. А теперь он ест сладкое яблоко. Предполагается, что ребенок, способный к дифференциации правила в ситуации, выделяет его в сюжетной линии предлагаемой содержательной серии картинок. В данном случае он говорит, что на карточке №3 человечек моет яблоко. В проведенных ранее исследованиях по контент-анализу нормативных ситуаций детей старшего дошкольного возраста было обнаружено, что правила гигиены занимают достаточно большой процент в общем диапозоне правил, с которыми сталкиваются дети данного возраста [13]. Исходя из типичных для данного возраста правил, предъявляемых детям, в окончательный вариант методики на определение дифференциации правила дошкольником нами включены 10 нормативных ситуаций.
Процесс валидизации методики включал расчет внешней валидности, внутренней согласованности, ретестовой надежности и дискримина-тивности. Психометрические данные, выявленные при валидизации методики, представлены в таблице 1.
Внешняя валидность рассчитывалась с помощью опросника Рене Жиля, содержащего параметр «социальная нормативность». Коэффициент корреляции показал высокую валидность, подтверждающую соответствие методики изучаемому параметру нормативности. Под внутренней согласованностью теста понимается степень точности, с которой тест измеряет определенное свойство или качество. Чтобы рассчитать коэффициент внутренней валидности методики, мы разделили результаты на две части. По эмпирическим результатам внутренняя согласованность методики оказалась значима. Степень точности, с которой методика измеряет сформиро-ванность понимания нормативной ситуации дошкольниками, высокая. Ретестовая надежность подсчитывалась проведением повторного исследования на этой же экспериментальной выборке по истечении времени. Расчеты показали высокую ретестовую надежность.
Опишем процедуру валидизации методики на определение дифференциации правила дошкольником в нормативной ситуации.
Обработка результатов эмпирических данных осуществлялась различными методами математической статистики: параметрические методы сравнения двух выборок (1>критерий Стьюдента), корреляционный анализ и расчет дискримина-тивности теста (Таблица 1.).
Для выявления тонкости тестируемого свойства измерялся индекс дискриминативности ме-
Л.Ф.БАЯНОВА
тодики. Например, если испытуемые показывают сходные результаты, то это значит, что тест измеряет крайне приблизительно, грубо. Поэтому при определении дискриминативности теста важно получить в результатах как можно большее количество градаций, что будет показывать точность дифференциации оценок. Измерение дискриминативности производится с помощью показателя дельта Фергюсона. В нашем исследовании данный показатель оказался значимым.
Таблица 1.
Психометрические показатели методики на определение дифференциации правила дошкольни-
Параметры ва- Значения па- Уровень
лидизации мето- раметров ва- значимости
дики лидизации
Дискриминатив- 5 = 0,836 -
ность
Внутренняя со- Я = 0,791 при р < 0,01
гласованность
Ретестовая на- Я = 0,7947 при р < 0,01
дежность
Внешняя валид- Я=0,487 при р < 0,01
ность
Далее измерим внутреннюю согласованность методики, т.е. степень точности, с которой тест измеряет определенное свойство или качество (Таблица 2.). Для допуска теста к использованию в психодиагностике необходимо эмпирическое определение надежности как показателя его устойчивости к воздействию внешних и внутренних помех.
Таблица 2.
Первичные результаты исследования с помощью методики МОДПНС (п=10, N=40, где N - объем выборки; п - количество заданий; Б^количество ответов, дифференцирующих правило в норма-
№ серии картинок 1(А) 2 (Б) 3 (В) 4 (Г) 5(Д)
Б, 21 37 19 36 35
№ серии картинок 6(Ж) 7 (Е) 8 (З) 9(И) 10(К) 2
Б, 37 36 33 18 38
В данной процедуре вычисляем коэффициент полной корреляции между частями теста, используя формулу Пирсона, выявляющую корреляцию между частями теста. Надежность теста, выраженная во внутренней согласованности, бы-
ла подтверждена также расчетами по формуле Спирмана-Брауна.
Через некоторое время мы проверили методику на ретестовую надежность, путем проведения повторного тестирования на той же выборке испытуемых, которая проходила первое тестирование, с последующим расчетом коэффициента корреляции между двумя показателями. Таким образом, одна и та же группа детей прошла данную методику два раза с небольшим временным промежутком.
Методика прошла процесс валидизации, который включал в себя расчет внешней валидно-сти, внутренней согласованности, ретестовой надежности и дискриминативности (Таблица 1.). Проведенные процедуры позволяют нам использовать данную методику в качестве инструмента диагностики дифференциации правила детьми дошкольного возраста в нормативной ситуации.
Процесс социализации ребенка сводится к развитию его личности в определенных культурных условиях, которые предполагают усвоение ребенком правил, транслируемых в нормативной ситуации. С одной стороны, ребенок в силу субъективных факторов воспитательных условий может знать правило и видеть его как обобщенный паттерн своего поведения в нормативной ситуации, с другой стороны, может и не знать правила. Во втором случае становится невозможной дифференциация правила в нормативной ситуации, что проявляется в культурном несоответствии или отсутствии культурной конгруэнтности ребенка в нормативной ситуации [3]. Следовательно, за невыполнением ребенком правила следует предполагать не столько нежелание следовать условиям нормативной ситуации, сколько неспособность дифференцировать правило в ней. Тогда становится очевидной необходимость диагностики дифференцирования правила в нормативной ситуации как предпосылка создания оптимальных условий для социализации ребенка в культурной среде.
1. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: автореф. дис. ... канд. пси-хол.н. - М.: МГППУ, 2010 - 24 с. Ульянова В.П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинкветным поведением: автореф. дисс. ... канд. психол.н. - М.: МГППУ, 2008. -23 с.
Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №4. - С.70 - 75.
3.
4. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены». - 2000. -№1 - С. 81 - 107.
5. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г.Ярошевского. Вступительная статья М.Г.Ярошевского. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
6. Кравцова Е.Е. Психологическое содержание понятия «социализация» в рамках культурно-исторического подхода Л.С.Выготского // Журнал практического психолога. - 2005. - №6. - С. 39 -52.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение. - 1968. -435 с.
8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. - 1988. - №6. - С. 52 - 59.
9. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Социальный и психологический смысл явлений детской субкультуры // Прикладная психология. - 1999. -№1. - С. 64 - 69.
10. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6 - 20.
11. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. Philology and Culture - 2012. - №3 (29). - С. 294 -299.
12. Баянова Л. Ф. Проблема взаимодействия субъекта и культуры в отечественной психологии ХХ века: автореф. дис. ... д. психол. наук. - М.: РГГУ, Институт психологии имени Л.С.Выготского, 2009 -37 с.
13. Мустафин Т.Р. Контент-анализ нормативной ситуации дошкольника // Филология и культура. Philology and Culture. - 2013. - №1 (31). - С. 295 -298.
THE DEFINITION OF THE RULE DIFFERENTIATION GIVEN BY A PRESCHOOL CHILD IN A NORMATIVE SITUATION
L.F.Bayanova
The article presents the psychometric evaluation and description of a technique used to define rule differentiation given by senior preschool children in a normative situation. The results of the calculations of indicators for discrimination ability, external validity, internal coherence and retesting reliability are considered.
Key words: normative situation, differentiation of rule, senior preschool child, validity, reliability.
Баянова Лариса Фаритовна - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии Казанского федерального университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 14.05.2013