Научная статья на тему 'Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации'

Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
852
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / НОРМАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ / ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ / НАДЁЖНОСТЬ / ВАЛИДНОСТЬ / PRESCHOOLER / NORMATIVE SITUATION / CULTURAL CONGRUENCE / DISCRIMINATIVITY / RELIABILITY / VALIDITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баянова Лариса Фаритовна, Мустафин Тимур Равилевич

В статье предложены методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации и её психометрическая оценка, представленная показателями дискриминативности, надёжности и валидности. Анализ позволил выделить четыре содержательных фактора, описывающих правила в нормативных ситуациях, типичных для дошкольного возраста: «Послушность, соответствие ожиданиям взрослого», «Безопасность», «Самообслуживание, гигиена», «Самоконтроль». Степень соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации оценивается как его культурная конгруэнтность. Соответствие правилам в нормативной ситуации оценено, исходя из типичных для дошкольного возраста правил. Оценка соответствия ребёнка проводилась количественно - в баллах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES FOR STUDYING CHILDREN’S COMPLIANCE WITH RULES IN A NORMATIVE SITUATION

The article explores techniques for studying children’s compliance with rules in a normative situation and their psychometric estimation, presented by indicators of discriminativity, reliability, and validity. A factor analysis enabled the authors to determine four substantive factors, describing the rules in normative situations, which are typical of preschool age: “obedience, compliance with expectations of adults”, “safety”, “self-service, hygiene”, “self-control”. A degree of preschoolers’ compliance with rules is evaluated as their cultural congruence. This compliance with rules in a normative situation is estimated on the basis of rules, which are typical of preschool age. The degree of compliance was calculated in points.

Текст научной работы на тему «Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №3(41)

УДК 159.922

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКА ПРАВИЛАМ НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ

© Л.Ф.Баянова, Т.Р.Мустафин

В статье предложены методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации и её психометрическая оценка, представленная показателями дискриминативности, надёжности и валидности. Анализ позволил выделить четыре содержательных фактора, описывающих правила в нормативных ситуациях, типичных для дошкольного возраста: «Послушность, соответствие ожиданиям взрослого», «Безопасность», «Самообслуживание, гигиена», «Самоконтроль». Степень соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации оценивается как его культурная конгруэнтность. Соответствие правилам в нормативной ситуации оценено, исходя из типичных для дошкольного возраста правил. Оценка соответствия ребёнка проводилась количественно - в баллах.

Ключевые слова: дошкольник, нормативная ситуация, культурная конгруэнтность, дискримина-тивность, надёжность, валидность.

Проблема нормативной интерпретации поведения и психики обсуждается как отечественными исследователями [1-3], так и зарубежными учёными [4-6]. В продолжение теории Л.С.Выготского в последние годы сформировалось самостоятельное направление исследований, где в качестве единицы культуры рассматривается нормативная ситуация [7-14]. Н.Е.Веракса определяет нормативную ситуацию как «стандартную ситуацию социального взаимодействия, в которой достаточно точно определены правила социального поведения» [7: 84]. Человек, взаимодействуя с культурой, вступает в определенные отношения с правилом, позиционируемым ему культурой. В данном случае становится чрезвычайно важным изучение формирования механизмов взаимодействия человека с правилом в период детства. Чем более ребёнок способен подчинить свое поведение культурным правилам, тем более конгруэнтным культуре он выступает в социальном взаимодействии. Культурная конгруэнтность - это показатель степени соответствия ребёнка культуре как системе типичных для данного возраста нормативных ситуаций [14]. Исходя из данной дефиниции культурной конгруэнтности, нами разработана методика, позволяющая оценить степень соответствия ребёнка 5-6 лет правилам в нормативной ситуации, что, по существу, позволяет определить его культурную конгруэнтность. Важно отметить актуальность разработки диагностических инструментов для измерения тех или иных показателей социализации детей, поскольку валидизирован-ных методик для психодиагностики дошкольника в настоящее время крайне недостаточно.

В качестве исходного материала для методики определения соответствия дошкольника пра-

вилам в нормативной ситуации использовались утверждения, выявленные методом частотного анализа. Типичные для дошкольного возраста нормативные ситуации описаны в нашей работе, посвященной содержательной характеристике правил, регламентирующих поведение ребёнка и являющихся основой нормативных ситуаций [11]. Конструирование методики построено на основе обнаруженных правил, на которые указали взрослые (родители, воспитатели дошкольных учреждений) и дети 5-6 лет в ходе ответов на специально разработанные вопросы анкеты.

Методом частотного анализа нами было выявлено 102 наиболее упоминаемых правила, регламентирующих поведение дошкольника.

Результаты и их обсуждение

Проверка методики на надёжность и валид-ность осуществлялась по окончательному варианту методики, включающему 56 утверждений.

При факторном анализе было принято четы-рёхфакторное решение. Факторная структура методики выявлена методом главных компонент с последующим варимакс-вращением. Выявленные 4 фактора вошли в показатель культурной конгруэнтности ребёнка дошкольного возраста. В таблице 1 приведена факторизация пунктов и значения факторных нагрузок.

Таблица 1.

Факторная матрица компонентов соответствия

дошкольника правилам в нормативной ситуации

Фактор 1

№ Утверждения, содержащие правила нормативной ситуации, типичные для дошкольного возраста Факторная нагрузка

1 Быть послушным 0,589

2 Здороваться со старшими 0,734

3 Помогать взрослым 0,647

5 Хорошо вести себя в общественных местах 0,577

7 Не грубить взрослым 0,590

9 Употреблять вежливые слова 0,502

10 Уважать старших 0,592

11 Быть честным со взрослыми 0,674

17 Уступать место старшим 0,675

20 Не трогать без разрешения чужие вещи 0,703

21 Не перебивать старших 0,563

30 Проявлять заботу о старших 0,573

32 Спрашивать разрешения у взрослых, прежде чем сделать что-либо 0,465

56 Адекватно реагировать на запреты и ограничения 0,524

Фактор 2

12 Не баловаться 0,453

13 Не убегать далеко от взрослых 0,608

14 Не прыгать на диване 0,591

15 Не играть со спичками 0,623

16 Не мешать взрослым делать что-либо 0,554

18 Не сидеть долго за компьютером / телевизором 0,649

22 Не открывать дверь незнакомым людям 0,624

23 Не разговаривать во время еды 0,519

24 Делать всё тихо 0,713

25 Не ходить одному гулять 0,563

26 Не разговаривать с незнакомыми людьми 0,606

27 Не разговаривать громко 0,483

33 Не прыгать в лифте 0,503

34 Спокойно сидеть за столом 0,518

35 Не хлопать дверью 0,752

38 Не бегать после еды 0,637

39 Не бегать там, где можно упасть 0,657

40 Не падать в снег зимой 0,461

44 Не играть дома в мяч 0,579

Фактор 3

4 Мыть руки перед едой 0,346

6 Соблюдать правила гигиены 0,458

8 Чистить зубы 0,445

19 Вовремя ложиться спать 0,528

28 Соблюдать режим дня 0,416

29 Делать зарядку 0,384

31 Регулярно заниматься спортом 0,458

42 Самостоятельно просыпаться и вставать 0,501

49 Следить за своими вещами 0,618

50 Поддерживать распорядок дня 0,444

51 Закрывать рот при кашле и чихании 0,674

53 Аккуратно заправлять постель 0,519

54 Следить за осанкой 0,601

Фактор 4

36 Не слушать громкую музыку 0,442

37 Аккуратно ездить на велосипеде 0,511

41 Самостоятельно одеваться 0,499

43 Аккуратно кушать 0,584

45 Правильно выполнять задания 0,682

46 Быть сдержанным, когда хвалят других детей 0,486

47 Быстро реагировать на вопросы 0,457

48 Быть внимательным 0,523

52 Проявлять познавательную активность 0,455

55 Выполнять задания до конца 0,557

Как показывает анализ позиций, входящих в факторы, имеется их чёткая содержательная интеграция, которую можно объединить в обобщенной характеристике. Анализ факторов проводился по линии уточнения конструктной ва-лидности, связанной с интерпретацией относительно имеющихся в теории культурно-исторической концепции положений о психологии дошкольного возраста. Так, первый фактор объединяет утверждения, касающиеся послушности, соответствия ожиданиям взрослых, поэтому он назван нами соответствующим образом как «Послушность, соответствие ожиданиям взрослого». Ориентация ребёнка на взаимодействие со взрослым и соответствие ожиданиям взрослого отражает содержание фактора, являющегося одним из основных при определении культурной конгруэнтности. В классических исследованиях по психологии дошкольника подчёркивается доминирующая роль взрослого в социальной ситуации ребёнка-дошкольника. Д.Б.Эльконин отмечает, что дошкольный возраст вращается вокруг своего центра - вокруг взрослого человека, который определяющим образом выступает субъектом взаимодействия с ребёнком в его общении, познании, освоении предметного мира и мира социальных отношений [15].

Утверждения, включенные во второй фактор, связаны с теми опасными последствиями, которые могут повлечь за собой действия ребёнка, нарушающего правила. Данный фактор получил название «Безопасность». Фактор, связанный с соблюдением правил безопасности, в современных социокультурных условиях приобретает особую актуальность, поскольку в настоящих реалиях безопасность ребёнка подвергается немалому риску. Соблюдение правил безопасности является частью культуры современного ребёнка, что требует от него определенного соответствия, конгруэнтности культуре. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в данный фактор входят утверждения «Делать всё тихо», «Не мешать взрослым делать что-либо», «Не разговаривать громко», «Не хлопать дверью». Это объясняется тем, что ребёнок дошкольного возраста воспринимает запреты взрослого как источник собственной

безопасности. Гуревич К.М. ещё в середине прошлого века в исследованиях детей дошкольного возраста обнаружил, что ребёнок в мотивации своих действий ориентируется на запрет взрослого [3]. Позже им был предложен закон нормативного психического развития, который объясняет склонность человека особенно на ранних этапах онтогенеза следовать социальным требованиям, принимать нормативы [16]. Д.Б.Эльконин по этому поводу пишет, что «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» взрослых уже на рубеже раннего детства и дошкольного возраста выступают как регуляторы поведения ребёнка [15].

Третий фактор получил название «Самообслуживание, гигиена». Этот фактор предполагает выявление соответствия ребёнка правилам, направленным на поддержание гигиены, самообслуживания. Этот спектр правил является, как показывают наблюдения за детьми, наиболее активно транслируемым дошкольникам взрослыми. Однако не все дети успешно их осваивают, что требует дифференцированной оценки детей по данному фактору. Ребёнку-дошкольнику в данном возрасте начинают предъявлять не эпизодические, а систематические требования, предполагающие соблюдение ежедневных правил. Это правила, требующие опрятности, самообслуживания в утренние часы (заправить постель, почистить зубы), которые являются компонентами культуры, прививаемой взрослыми детям в социальной ситуации взаимодействия. Этот фактор в отличие от других предполагает выработку несложных в исполнении навыков в повторяющихся, типичных ситуациях. Обычно соответствие правилам, включенным в данный фактор, вырабатываются в ходе упражнений, поэтому соответствие правилам самообслуживания зависит от того, насколько социальная ситуация взаимодействия со взрослым способствует выработке навыков самообслуживания.

Четвёртый фактор - «Самоконтроль» - связан с ограничением импульсивности ребёнка, со способностью к контролю своих действий, направленных на соответствие определенным правилам. Данный фактор так же, как и фактор «Соответствие ожиданиям взрослого, послушность», имеет теоретические обоснования в отечественной детской психологии. Фактор «Самоконтроль» отражает тенденции, связанные с двумя новообразованиями, на которые указывает Л.Ф.Обухова [17]. Во-первых, самоконтроль связан с возникновением соподчинения мотивов, во-вторых, - с началом развития произвольного поведения. У дошкольника начинает наблюдаться преобладание контролируемых действий над импульсивными. На основе выявленных факторов и включенных в каждый из них правил нами была разработана «Ме-

тодика определения соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации».

Дискриминативность и надёжность методики

Методика обладает высоким показателем дискриминативности, измеренной с помощью коэффициента о-Фергюсона. Этот коэффициент показывает возможность дифференцировать испытуемых по предлагаемым в методике шкалам.

Ретестовая надёжность методики измерена с помощью коэффициента корреляции г-Пирсона между результатами методики, проведенной с интервалом в три месяца. Коэффициент Кронба-ха показал высокий уровень одномоментной надёжности (Таблица 2).

Таблица 2.

Показатели дискриминативности и надежности методики определения соответствия дошкольника _правилам в нормативной ситуации_

Шкалы Дискриминативность (о- Фергю-сона) Надёжность

Одномоментная надёжность (а Кронба-ха) Ретестовая надёжность

Р уровень значимости

Фактор 1 0,56 0,846 0,380 0,05

Фактор 2 0,39 0,856 0,371 0,05

Фактор 3 0,69 0,815 0,465 0,01

Фактор 4 0,82 0,746 0,367 0,05

Показатель культурной конгруэнтности дошкольника 0,63 0,932 0,381 0,05

Надёжность методики рассмотрена нами через согласованность каждого задания опросника с показателями по отдельным шкалам и по тесту в целом, а также через рассмотрение статистической достоверности различий между верхней и нижней частями выборки, измеренных с помощью г-критерия Стьюдента (Таблица 3). Говоря о последнем, необходимо отметить, что большинство заданий теста показывают достоверную дифференциацию между высокими и низкими значениями по выборке.

Таблица 3.

Показатели внутренней согласованности пунктов методики определения соответствия дошкольника _правилам в нормативной ситуации_

Утверждения, по которым родители оценивают соответствие дошкольника правилам Я1 Я2 г- критерий

Ребенок послушен 0,572 0,701 7,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ребенок здоровается со старшими 0,285 0,396 3,4

Ребенок помогает взрослым 0,475 0,616 5,3

Ребенок моет руки перед едой 0,432 0,476 6,8

Ребенок хорошо ведет себя в общественных местах 0,518 0,659 5,6

Ребенок соблюдает гигиену 0,433 0,435 5,8

Ребенок не грубит взрослым 0,555 0,677 8,1

Ребенок всегда чистит зубы 0,409 0,483 4,4

Ребенок употребляет вежливые слова 0,355 0,461 3,8

Ребенок уважителен к старшим 0,519 0,664 5,9

Ребенок честен со взрослыми 0,478 0,581 5,1

Ребенок не хулиганит 0,533 0,585 6,4

Ребенок не убегает далеко от взрослых 0,555 0,641 7,4

Ребенок не прыгает на диване 0,462 0,552 4,4

Ребенок не играет со спичками 0,247 0,348 3,1

Ребенок не мешает взрослым делать что-либо 0,443 0,463 3,6

Ребенок уступает место старшим 0,550 0,547 6,8

Ребенок не сидит долго за компьютером / телевизором 0,475 0,604 4,6

Ребенок ложится спать вовремя 0,525 0,509 5,4

Ребенок не трогает без разрешения чужие вещи 0,536 0,554 6,0

Ребенок не перебивает старших 0,550 0,524 5,9

Ребенок не открывает дверь незнакомым людям 0,396 0,451 4,7

Ребенок не разговаривает во время еды 0,451 0,446 4,7

Ребенок делает все тихо 0,566 0,564 6,8

Ребенок не ходит один гулять 0,335 0,439 4,9

Ребенок не разговаривает с незнакомыми людьми 0,472 0,645 5,5

Ребенок не разговаривает громко 0,464 0,547 4,5

Ребенок соблюдает режим дня 0,519 0,628 6,0

Ребенок делает зарядку 0,393 0,608 3,1

Ребенок проявляет заботу о старших 0,506 0,559 5,9

Ребенок регулярно занимается спортом 0,390 0,570 4,1

Ребенок спрашивает у Вас разрешение, прежде чем сделать что-либо 0,479 0,597 5,3

Ребенок не прыгает в лифте 0,347 0,453 4,7

Ребенок спокойно сидит за столом 0,450 0,408 3,9

Ребенок не хлопает дверью 0,475 0,642 5,7

Ребенок не слушает громко музыку 0,294 0,362 4,1

Ребенок аккуратно ездит на велосипеде 0,384 0,508 3,9

Ребенок не бегает после еды 0,513 0,630 6,0

Ребенок не бегает там, где может упасть 0,429 0,617 5,1

Ребенок не падает в снег зимой 0,349 0,501 3,0

Ребенок самостоятельно одевается 0,461 0,546 4,5

Ребенок самостоятельно просыпается и встает 0,423 0,474 3,3

Ребенок внимателен 0,588 0,666 7,0

Ребенок не играет дома в мяч 0,370 0,454 3,7

Ребенок правильно выполняет 0,453 0,613 4,4

задания

Ребенок сдержан, когда хвалят 0,517 0,555 6,3

других детей

Ребенок быстро реагирует на 0,525 0,600 5,9

вопросы

Ребенок кушает аккуратно 0,521 0,566 5,4

Ребенок следит за своими ве- 0,529 0,567 5,0

щами

Ребенок поддерживает распо- 0,577 0,737 6,7

рядок дня

Ребенок закрывает рот при каш- 0,450 0,524 4,0

ле /чихании

Ребенок проявляет познава- 0,386 0,568 4,7

тельную активность

Ребенок заправляет постель ак- 0,514 0,625 5,1

куратно

Ребенок следит за осанкой 0,518 0,620 4,7

Ребенок выполняет задания до 0,434 0,588 4,0

конца

Ребенок адекватно реагирует на 0,537 0,587 5,9

запреты и ограничения

Примечание: Я1 - коэффициенты линейной корреляции пунктов с суммарным баллом по всей методике (56 пунктам); Я2 - коэффициенты линейной корреляции пунктов со «своей» шкалой субтеста; ^критерий - уровень статистической достоверности различий средних арифметических ^-критерий Стьюдента) по данному пункту между верхней и нижней частью выборки (эти части выбираются по величине суммарного балла). Расчёт производился на основе установления нормального распределения.

Для определения согласованности целого теста мы пользовались формулой Спирмена-Брауна и обнаружили показатель при г=0,22, значимый на уровне а <0,01 для выборки 82 респондентов.

Валидность. При создании методики проверялась содержательная валидность, процедура определения которой заключалась в сопоставлении родительских оценок с оценками экспертов (Таблица 4)

Таблица 4.

Показатели содержательной валидности методики определения соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации (взаимосвязь шкал методики

Шкалы культурной конгруэнтности дошкольника Валидность

Я Р

Фактор 1 0,40 0,01

Фактор 2 0,34 0,05

Фактор 3 0,38 0,01

Фактор 4 0,43 0,01

Показатель культурной конгруэнтности дошкольника 0,38 0,01

Выводы

1. В ходе исследования была разработана методика, определяющая культурную конгруэнтность - показатель соответствия ребёнка-дошкольника типичным для его возраста правилам в нормативной ситуации. Факторный анализ позволяет выявить четыре шкалы, входящие в состав показателя культурной конгруэнтности.

2. Среди факторов, составляющих культур -ную конгруэнтность ребёнка дошкольного возраста, как показала методика, различают «Послушность, соответствие ожиданиям взрослого», «Безопасность», «Самообслуживание, гигиена», «Самоконтроль».

3. Результаты психометрической оценки методики показывают высокую конструктную ва-лидность, что выражено в согласованности методики с теоретическими положениями в отечественной детской психологии. Факторы, объясняющие культурную конгруэнтность дошкольника, отражают тенденции развития ребёнка в данном возрасте и формирования его новообразований.

4. Показатели психометрической оценки, связанные с выявлением дискриминативности, надёжности и валидности методики на определение соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации, позволяют рассматривать её в качестве психодиагностического инструмента для определения его культурной конгруэнтности.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №15-06-10954 «Психологические механизмы взаимодействия дошкольника с правилами в нормативной ситуации».

Приложение

Текст опросника «Методика исследования соответствия дошкольника правилам в нормативной ситуации»

Перед Вами опросник, в котором предложен ряд утверждений. Необходимо оценить, насколько каждое утверждение соответствует поведению ребенка в баллах от 0 до 4. При этом оценка в баллах производится следующим образом:

«0» - не соответствует;

«1» - скорее не соответствует;

«2» - скорее соответствует;

«3» - в целом соответствует;

1 Ребенок послушен 0 1 2 3 4

2 Ребенок здоровается со старшими 0 1 2 3 4

3 Ребенок помогает взрослым 0 1 2 3 4

4 Ребенок моет руки перед едой 0 1 2 3 4

5 Ребенок хорошо ведет себя в общественных местах 0 1 2 3 4

6 Ребенок соблюдает гигиену 0 1 2 3 4

7 Ребенок не грубит взрослым 0 1 2 3 4

8 Ребенок всегда чистит зубы 0 1 2 3 4

9 Ребенок употребляет вежливые слова 0 1 2 3 4

10 Ребенок уважителен к старшим 0 1 2 3 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Ребенок честен со взрослыми 0 1 2 3 4

12 Ребенок не хулиганит 0 1 2 3 4

13 Ребенок не убегает далеко от взрослых 0 1 2 3 4

14 Ребенок не прыгает на диване 0 1 2 3 4

15 Ребенок не играет со спичками 0 1 2 3 4

16 Ребенок не мешает взрослым делать что-либо 0 1 2 3 4

17 Ребенок уступает место старшим 0 1 2 3 4

18 Ребенок не сидит долго за компьютером / телевизором 0 1 2 3 4

19 Ребенок ложится спать вовремя 0 1 2 3 4

20 Ребенок не трогает без разрешения чужие вещи 0 1 2 3 4

21 Ребенок не перебивает старших 0 1 2 3 4

22 Ребенок не открывает дверь незнакомым людям 0 1 2 3 4

23 Ребенок не разговаривает во время еды 0 1 2 3 4

24 Ребенок делает все тихо 0 1 2 3 4

25 Ребенок не ходит один гулять 0 1 2 3 4

26 Ребенок не разговаривает с незнакомыми людьми 0 1 2 3 4

27 Ребенок не разговаривает громко 0 1 2 3 4

28 Ребенок соблюдает режим дня 0 1 2 3 4

29 Ребенок делает зарядку 0 1 2 3 4

30 Ребенок проявляет заботу о старших 0 1 2 3 4

31 Ребенок регулярно занимается спортом 0 1 2 3 4

32 Ребенок спрашивает у Вас разрешение, прежде чем сделать что-либо 0 1 2 3 4

33 Ребенок не прыгает в лифте 0 1 2 3 4

34 Ребенок спокойно сидит за столом 0 1 2 3 4

35 Ребенок не хлопает дверью 0 1 2 3 4

36 Ребенок не слушает громко музыку 0 1 2 3 4

37 Ребенок аккуратно ездит на велосипеде 0 1 2 3 4

38 Ребенок не бегает после еды 0 1 2 3 4

39 Ребенок не бегает там, где может упасть 0 1 2 3 4

40 Ребенок не падает в снег зимой 0 1 2 3 4

41 Ребенок самостоятельно одевается 0 1 2 3 4

42 Ребенок самостоятельно просыпается и встает 0 1 2 3 4

43 Ребенок внимателен 0 1 2 3 4

44 Ребенок не играет дома в мяч 0 1 2 3 4

45 Ребенок правильно выполняет задания 0 1 2 3 4

46 Ребенок сдержан, когда хвалят других детей 0 1 2 3 4

47 Ребенок быстро реагирует на вопросы 0 1 2 3 4

48 Ребенок кушает аккуратно 0 1 2 3 4

49 Ребенок следит за своими вещами 0 1 2 3 4

50 Ребенок поддерживает распорядок дня 0 1 2 3 4

51 Ребенок закрывает рот при кашле/чихании 0 1 2 3 4

52 Ребенок проявляет познавательную активность 0 1 2 3 4

53 Ребенок заправляет постель аккуратно 0 1 2 3 4

54 Ребенок следит за осанкой 0 1 2 3 4

55 Ребенок выполняет задания до конца 0 1 2 3 4

56 Ребенок адекватно реагирует на запре- 0 1 2 3 4

ты и ограничения

Ключ к обработке результатов:

1. «Послушность, соответствие ожиданиям взрослых»

1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 17, 20, 21, 30, 32, 56

2. «Безопасность»

12, 13, 14, 15, 16, 18, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 33, 34, 35, 38, 39, 40, 44

3. «Самообслуживание, гигиена»

4, 6, 8, 19, 28, 29, 31, 42, 49, 50, 51, 53, 54

4. «Самоконтроль»

36, 37, 41, 43, 45, 46, 47, 48, 52, 55

Интерпретация шкал опросника

«Послушность, соответствие ожиданиям взрослых» Высокие показатели по данной шкале отражают конгруэнтность поведения ребёнка ожиданиям взрослых относительно типичных правил взаимодействия в нормативной ситуации. Это находит проявление в таких паттернах поведения, как приветствие взрослого, уважение к нему, недопустимость перебивания речи взрослого, честность и организацию своего поведения как регламентируемого взрослым, разрешаемого взрослым. « Безопасность»

Шкала имеет самое большее количество позиций в методике, что подчёркивает ориентацию культуры на сохранение жизни и здоровья ребёнка. Культурная конгруэнтность ребёнка по данной шкале предполагает соблюдение правил, предупреждающих преимущественно физические увечья. Например, ребёнок, имеющий высокие показатели по шкале «Безопасность», не должен играть с опасными предметами, прыгать и передвигаться там, где можно потенциально упасть. Актуальная в современном контексте опасность взаимодействия с незнакомыми чужими людьми также входит в интерпретационный контент данной шкалы.

«Самообслуживание, гигиена»

Показатели по данной шкале отражают соответствие ребёнка правилам ухода за собой, общепринятым в культуре гигиеническим правилам. Старший дошкольник с высокими показателями по шкале должен соблюдать режим дня, умываться и чистить зубы, проявлять опрятность при уходе за вещами, следить за осанкой. « Самоконтроль »

Низкие показатели по данной шкале предполагают импульсивное поведение ребёнка, неспособность доводить начатое дело до конца, невнимательность, громкие эмоциональные реакции. Высокие показатели по шкале отражают соответствие ребёнка правилам, предусматривающим внимательное выполнение заданий, аккуратность, самоконтроль эмоциональных реакций, внимательность, сдержанность.

1. Акимова М.К., Горбачёва Е.И. Социальный капитал личности: нормативный подход к изучению и диагностике. // Вопросы психологии. - 2014. -№1. - С.58 - 79.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Наука. -1978. - 311 с.

3. Гуревич К.М. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1940. - 38 с.

4. Bell D. Communitamanism und its critics. - Oxford: Clarendon Press, 1993. - 402 p.

5. Berry J.W. Social and cultural change. / In H.C.Triandis and R.Brislin. Handbook of Cross-Cultural Psychology. - Boston: Allyn and Bacon, 1980. - Pp. 211 - 280.

6. Herskovits M.J. Cultural anthropology. - New York: Knopf., 1955. - 569 p.

7. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // «Перемены». - 2000. -№1. - С. 81 - 107.

8. Баянова Л.Ф. Образ Гамлета у Л.С.Выготского как отражение психологических особенностей эпохи. // Вопросы психологии. - 2011. -№ 6. - С. 77 - 83

9. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии. // Филология и культура. Philology and Culture. - 2012. - №3 (29). - С.294 -299.

10. Корзинкина Н.А. Особенности поведения подростка в типичных ситуациях социального взаимодействия с заданной нормой: дис. . канд. психол. наук. - М., 2005. - 187с.

11. Мустафин Т. Р. Контент-анализ нормативной ситуации дошкольника. // Филология и культура. Philology and Culture. - 2013. - №1 (31) . - C.295 -298.

12. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников. // Культурно-историческая психология. - 2010. - № 3. - С.78 - 85.

13. Ульянова В.П. Социально-психологические особенности рефлексии нормативной ситуации подростками с делинквентным поведением: дис. . канд. психол. наук. - Москва, 2008. - 157с.

14. Баянова Л.Ф., Мустафин Т.Р. Культурная конгруэнтность дошкольника в нормативной ситуации и возможности ее исследования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013.

- №4. - С.70 - 75.

15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.

- М.: Педагогика, 1989. -560 с.

16. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. - СПб.: Питер, 2008. - 280с.

17. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

TECHNIQUES FOR STUDYING CHILDREN'S COMPLIANCE WITH RULES IN A NORMATIVE SITUATION

L.F.Byanova, T.R.Mustafin

The article explores techniques for studying children's compliance with rules in a normative situation and their psychometric estimation, presented by indicators of discriminativity, reliability, and validity. A factor analysis enabled the authors to determine four substantive factors, describing the rules in normative situations, which are typical of preschool age: "obedience, compliance with expectations of adults", "safety", "self-service, hygiene", "self-control". A degree of preschoolers' compliance with rules is evaluated as their cultural congruence. This compliance with rules in a normative situation is estimated on the basis of rules, which are typical of preschool age. The degree of compliance was calculated in points.

Key words: preschooler, normative situation, cultural congruence, discriminativity, reliability, validity.

1. Akimova M.K., Gorbachyova E.I. Social'nyj kapital lichnosti: normativnyj podxod k izucheniyu i diag-nostike. // Voprosy psixologii. - 2014. - №1. - S.58 -79. (in Russian)

2. Bobneva M.I. Social'nye normy i regulyaciya pove-deniya. - M.: Nauka. - 1978. - 311 s. (in Russian)

3. Gurevich K.M. Razvitie volevyx dejstvij u detej doshkol'nogo vozrasta: avtoref. dis.... kand. psixol. nauk. - Moskva, 1940. - 38s. (in Russian)

4. Bell D. Communitarrianism and its critics. - Oxford: Clarendon Press, 1993. - 402 p. (in English)

5. Berry J.W. Social and cultural change. / In H.C.Triandis and R.Brislin. Handbook of Cross-Cultural Psychology. - Boston: Allyn and Bacon, 1980. - Pp. 211 - 280. (in English)

6. Herskovits M.J. Cultural anthropology. - New York: Knopf., 1955. - 569 p. (in English)

7. Veraksa N.E. Lichnost' i kul'tura: strukturno-dialekticheskij podxod // «Peremeny». - 2000. - №1. - S. 81 - 107. (in Russian)

8. Bayanova L.F. Obraz Gamleta u L.S.Vygotskogo kak otrazhenie psixologicheskix osobennostej e'poxi. // Voprosy psixologii. - 2011. - № 6. - S. 77 - 83. (in Russian)

9. Bayanova L.F. K postanovke problemy sub"ekta kul'tury v psixologii. // Filologiya i kul'tura. Philology and Culture. - 2012. - №3 (29). - S.294 - 299. (in Russian)

10. Korzinkina N.A. Osobennosti povedeniya podrostka v tipichnyx situaciyax social'nogo vzaimodejstviya s zadannoj normoj: dis. ... kand. psixol. nauk. -Moskva, 2005. - 187s. (in Russian)

11. Mustafin T.R. Kontent-analiz normativnoj situacii doshkol'nika. // Filologiya i kul'tura. Philology and Culture. - 2013. - №1 (31). - C.295 - 298. (in Russian)

12. Pashhenko A.K. Normativnoe povedenie mladshix shkol'nikov. // Kul'turno-istoricheskaya psixologiya.

- 2010. - № 3. - S.78 - 85. (in Russian)

13. Ul'yanova V.P. Social'no-psixologicheskie osoben-nosti refleksii normativnoj situacii podrostkami s de-linkventnym povedeniem: dis. ... kand. psixol. nauk.

- Moskva, 2008. - 157s. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Bayanova L.F., Mustafin T.R. Kul'turnaya kon-grue'ntnost' doshkol'nika v normativnoj situacii i vozmozhnosti ee issledovaniya // Sovremennoe dosh-kol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. - 2013. -№4. - S.70 - 75. (in Russian)

15. E'l'konin D.B. Izbrannye psixologicheskie trudy. -M.: Pedagogika, 1989. - 560 s. (in Russian)

16. Gurevich K.M. Differencial'naya psixologiya i psixodiagnostika. Izbrannye trudy. - SPb.: Piter, 2008. - 280s. (in Russian)

17. Obuxova L.F. Detskaya (vozrastnaya) psixologiya. Uchebnik. - M.: Rossijskoe pedagogicheskoe agent-stvo, 1996. - 374 s. (in Russian)

Баянова Лариса Фаритовна - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: balan7@yandex.ru

Bayanova Larisa Faritovna - Doctor of Psychology, Professor, Department of Psychology, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: balan7@yandex.ru

Мустафин Тимур Равилевич - аспирант кафедры психологии Казанского федерального университета.

420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: timur-mystafin@rambler.ru

Mustafin Timur Ravilevich - graduate student, Department of Psychology, Kazan Federal University.

18 Kremlyovskaya Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: timur-mystafin@rambler.ru

Поступила в редакцию 15.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.