УДК 159.9(075.83)
ДИСПОЗИЦИЯ СУБЪЕКТА НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Л.Ф. Баянова, Э.А. Садретдинова1
1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10954а
Аннотация. В статье отражаются теоретические и эмпирические аспекты исследования нормативной диспозиции в дошкольном возрасте. Под нормативной диспозицией понимается готовность ребенка вести себя в соответствии с правилами в нормативной ситуации. Теоретический обзор проблемы нормативной диспозиции включает теоретические положения иерархической теории диспозиции В.А. Ядова; положения теории установки Н.Д. Узнадзе; концепции нормативной ситуации Н.Е. Вераксы; уровневой оценки поведения в нормативной ситуации А.К. Пащенко.
Цель заключается в разработке метода исследования индивидуального уровня нормативной диспозиции у детей дошкольного возраста. Метод представляет собой серию незавершенных сюжетов, отражающих типичные для дошкольного возраста нормативные ситуации. Данные сюжеты соответствуют ситуациям с правилами, регламентирующими безопасность, послушность, самообслуживание и самоконтроль ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Оценка ответов производится по четырем уровням, среди которых -импульсивный, полевой, ролевой, нормативный. В процессе работы над конструированием метода произведена его психометрическая оценка по параметрам конструктной и внешней валидности, ретестовой надежности и дискриминативности. Метод оценки нормативной диспозиции позволяет выявить доповеденческую характеристику субъекта нормативной ситуации - степень установки ребенка вести себя в соответствии с правилами.
Ключевые слова: нормативная ситуация, диспозиция, дошкольник, конструктная валидность, ретестовая надежность.
THE DISPOSITION OF THE NORMATIVE SITUATION SUBJECT AND THE PROSPECTS FOR RESEARCH PRESCHOOL AGECHILDREN
L. Bayanova, E. Sadretdinova
Abstract. The article reflects theoretical and empirical aspects of the preschool age normative dispositions study. The normative disposition refers to the child's readiness to act in accordance with the rules in the normative situation. The theoretical overview of the problem of normative disposition includes theoretical positions of the hierarchical disposition theory by V.A. Yadova, the principles of N.D. Uznadze readiness theory, the normative situation concept by N.E. Veraksy, the level evaluation of behavior in the normative situation by A.K. Paschenko.
The study purpose is to develop method for studying the individual level normative dispositions in preschool children. The method is a series of unfinished stories, reflecting the typical preschool normative situations. These stories correspond to situations including rules which regulate safety, obedience, self-service and self-control of the child at the senior preschool age. The responses are evaluated according to four levels, including - impulsive, "field", role-playing, normative. While constructing the method its psychometric evaluation was made according to the parameters of construct and external validity, test-retest reliability and discriminative. The method for the normative disposition assessment allows revealing the prebehavior characteristics of the normative situation subject - the degree of the child's readiness to behave in accordance with the rules.
Keywords: normative situation, disposition, pre-schooler, construct validity, test-retest reliability.
Поведение человека в ситуации детерминировано многими факторами, важнейшим из которых является диспозиция личности - готовность поступить определенным образом, предрасположенность к конкретному поведенческому акту. Исследование диспозиции представляется достаточно сложным, поскольку данная проблема недостаточно изучена в психологической науке. Известно, что социологи уделяют большое внимание феномену диспозиции. Так, общепринятой является социологическая теория, известная как диспозиционная
концепция регуляции поведения личности, созданная В.А. Ядовым [11]. Диспозицию ученый исследовал комплексно как диспозиционно-установочное явление;
исходным при этом было положение теории Н.Д. Узнадзе об установке как целостно-личностном состоянии готовности так или иначе вести себя в предлагаемой ситуации с целью удовлетворения потребностей и достижения целей [10]. Исследования установки как особого состояния проводились в рамках научной школы Н.Д. Узнадзе [6;8]. В данных исследованиях важным представляется
тот факт, что установка формируется как за счет самой ситуации, так и за счет личностных свойств субъекта. В социологической теории диспозиции детерминантой поведения в ситуации является не установка, а диспозиция. Диспозиция в его концепции имеет иерархическую структуру, в которой представлен и когнитивный, и эмоциональный компоненты [11].
Для психологии, на наш взгляд, важно понимать, что проблема диспозиции сопряжена с тремя научными контентами: с психологией ситуации, с психологией субъекта, с психологией установки. В данном исследовании нами изучалась нормативная диспозиция дошкольника, которая отражает то, как ребенок проявляет готовность действовать в соответствии с предлагаемым в ситуации правилом. В психологии подобная ситуация рассматривается в качестве нормативной и определяется как «стандартная ситуация социального взаимодействия, в которой достаточно четко определены правила социального поведения» [5, с.84]. В нормативной ситуации ребенок выступает как субъект культуры, «сознательно отражающий культурные нормы и проявляющий соответствие им в своем поведении, общении, деятельности» [1, с.287].
Нормативная ситуация представлена для субъекта как идеальными (предписанные способы действия), так и материальными свойствами (признаки) [5]. Ребенок, осваивающий мир социальных отношений, находится при этом в социальной ситуации развития, свойственной для конкретного возраста системе отношений со взрослым. Взрослый, транслирующий культурные нормы ребенку, осуществляет это опосредованно, наделяя правило признаком, предметно представленным ребенку. Со стороны ребенка важна дифференциация правила, что связано с его способностью различать предметные признаки ситуации как соотнесенные с правилом. В зарубежной психологии развития активно ведутся исследования психологии детей дошкольного возраста в контексте правил, о чем подробно описано в одной из наших публикаций [2]. На первом этапе восприятия нормативной ситуации дошкольник должен установить правило, обращенное к нему, затем вести себя в соответствии или не в соответствии с правилом - быть конгруэнтным или не конгруэнтным культуре. Между восприятием нормативной ситуации и непосредственным поведением есть важный этап, связанный с установкой на то ли иное
поведение. Если методики, диагностирующие дифференциацию правила в нормативной ситуации и культурной конгруэнтности разработаны и апробированы [3;4;12], то методика на исследование нормативной диспозиции предлагается впервые.
Исследование по разработке методики на определение нормативной диспозиции в дошкольном возрасте проводилось в период с 2011 по 2016 годы в дошкольных образовательных учреждениях Казани.
В данной методике оценка диспозиции осуществляется, исходя из предложенных А.К. Пащенко уровней поведения в нормативной ситуации [7]:
1) Импульсивный. Поведение на данном уровне сопровождается либо неконтролируемыми, непроизвольными движениями или другими действиями, либо продолжительными «замкнутыми».
2) Полевой. Поведение на данном уровне характеризуется как неопосредованное правилом; направленность действий устремлена по отношению к эмоционально привлекательным внешним факторам.
3) Ролевой. Поведению на данном уровне свойственны проявления устойчивых поведенческих паттернов, возникающих в различных социальных микрогруппах и социальных ситуациях.
4) Нормативный. Поведение на данном уровне характеризуется целенаправленностью, легким выполнением действий, при которых важен не результат, а характер их выполнения, при этом само поведение не прерывается и не сопровождается какими-либо другими видами действий.
Выделение уровневой схемы нормативной ситуации относительно поведения обусловлено необходимостью понимания структуры нормы и нахождения объективного инструмента для качественной оценки поведения. Методика на определение нормативной диспозиции дошкольника состоит из описания историй с незавершенными предложениями. Сами ситуации не случайны, а соотнесены с привычными для дошкольного возраста сюжетами, включающими типичные правила, обращенные к дошкольникам. В исследованиях поведения детей обнаружено, что типичные для дошкольного возраста нормативные ситуации образуют четыре фактора: «Послушность, соответствие ожиданиям взрослого», «Безопасность», «Самоконтроль»,
«Самообслуживание» [4]. Предлагаемые сюжеты были сгруппированы в соответствии с указанными факторами. Всего детям
предложены 12 сюжетов. Примеры сюжетов на каждый из типичных для дошкольного возраста нормативных ситуаций следующие:
«Послушность, соответствие ожиданиям взрослого»
Павлик с родителями в воскресенье пошли в гости к родственникам. Зайдя в квартиру и увидев гостей, Павлик...
«Безопасност ь »
Как-то раз Оле захотелось купить мороженое, и она решила пойти в магазин, который находится через дорогу. Начала она переходить дорогу, как вдруг на светофоре загорелся красный свет. Тогда.
« Самоконтрол ь »
Однажды мальчик играл со своей любимой игрушкой - «железная дорога» и до того увлекся, что не заметил как наступила ночь. В комнату зашла мама и сказала мальчику, что пора ложиться спать, на что мальчик ответил: «Мама, можно я еще поиграю?». Тут он.
«Самообслуживание, гигиена»
Ксюша гуляла во дворе с друзьями. В обеденное время мама позвала ее домой кушать. После того как девочка зашла домой, мама попросила ее помыть руки с мылом. Ксюша зашла в ванную комнату, открыла кран с водой, потянулась к мыльнице, а в ней мыла не оказалось, тогда.
Дошкольнику предлагается инструкция: «Послушай, пожалуйста, несколько историй. Истории надо продолжить, досочинить».
Ответы оценивались следующим образом:
0 баллов - ответ отражает импульсивное, спонтанное поведение ребенка в заданной ситуации.
1 балл - ответ отражает полевое поведение, характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации ребенка на ситуативно-значимые объекты воспринимаемого окружения.
2 балла - ролевое поведение - степень соответствия роли, исполняемой действующим лицом в заданной ситуации.
3 балла - нормативный уровень - поведение отражает понимание и применение правил.
Индивидуальные баллы различные, но наблюдается определенная согласованность. Большим и малым значениям первичного опроса приблизительно соответствуют большие и малые значения повторного опроса. Расчеты показывают, что тест обладает высокой ретестовой надежностью г = 0,7659, при р = 0,05. Повторное исследование проводилось с интервалом в два месяца.
Внешняя валидность установлена с помощью расчёта коэффициента корреляции со шкалой «социальная нормативность» опросника Рене Жиля. Коэффициент корреляции показал высокую валидность, подтверждающую соответствие методики изучаемому параметру нормативности. Так, коэффициент корреляции между показателями методики на определение нормативной диспозиции и социальной нормативности имеет статистическую значимость и подтверждает валидность: г = 0,7701, при р = 0,05.
Дискриминативность методики измерялась с помощью критерия 5 Фергюсона. Данный показатель указывает на высокую дискриминативность методики (5 = 0,830).
Как показали исследования, связанные с психологией субъекта нормативной ситуации, верификация психологических параметров представляется весьма сложной процедурой. Во-первых, оценка поведения с точки зрения его соответствия правилам нормативной ситуации (культурной конгруэнтности) требует оценки внешнего эксперта. Во-вторых, важнейшим моментом в психологии субъекта нормативной ситуации является его способность увидеть правило. Данный аспект психологии субъекта связан с анализом им предметного (материального) уровня нормативной ситуации, признаков, в которых с помощью культурных средств закодировано правило. И наконец, в-третьих, самым сложным в плане диагностики является выявление нормативной диспозиции, которая в непосредственном поведении не проявляется, поскольку является доповеденческим аспектом психологии субъекта нормативной ситуации. В целом нами создан ряд психодиагностических методик, позволяющих определить те или иные аспекты психологии ребенка в его взаимодействии с культурной нормой в социальной ситуации развития. Дальнейшее исследование поведения дошкольника в нормативной ситуации может быть продолжено в условиях игровой деятельности, что обусловлено ресурсом игры как ведущего вида деятельности в данном возрасте [9]. Исследование поведения ребенка могут быть продолжены и в кросскультурном аспекте, где результаты зарубежных исследований [13-17] сравнивались бы с результатами изучения российской выборки детей дошкольного возраста в нормативной ситуации.
Литература:
1. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии / Л.Ф. Баянова // Филология и культура. Philology and Culture. - 2012. -№ 3(29). - С. 294-299.
2. Баянова Л.Ф., Байрамян P.M. О взаимодействии ребенка и правила в зарубежной психологии развития / Л.Ф. Баянова, Р.М. Байрамян // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2016. - № 2. - С.14-21.
3. Баянова Л.Ф. Определение дифференциации правила дошкольником в нормативной ситуации / Л.Ф. Баянова // Филология и культура. Philology and Culture. - 2013. - № 3(33). - С. 286-289.
4. Баянова Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации / Л.Ф. Баянова // Филология и культура. Philology and Culture. - 2015. - № 3(41). - С. 225-232.
5. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход / Н.Е. Веракса // «Перемены». - 2000. - № 1. - С. 81-107.
6. Имедадзе И.В. Категория поведения в теории установки / И.В. Имедадзе. - Тбилиси, 1991. - 120 c.
7. Пащенко А.К. Особенности организации нормативного пространства младших школьников // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 1. -С. 48-54.
8. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки / А.С. Прангишвили. - Тбилиси: Мецниереба, 1967. - 201 c.
9. Садретдинова Э.А. Особенности исследования индивидуального стиля интеллектуально-предметного компонента игровой деятельности / Э.А. Садретдинова // Филология и
культура. Philology and Culture. - 2015. - № 1(39). - С. 339-346.
10. Узнадзе Н.Д. Психология установки / Н.Д. Узнадзе. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 416 c.
11. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 89-105.
12. Bayanova L.F, Mustafin T.R. Factors of compliance of a child with rules in a Russian cultural context // European Early Childhood Education Research Journal. - 2016. - Vol. 24, Is.3. - P. 357-364.
13. Chernyak N.. Kushnir T. (2014). The Self as a Moral Agent: Preschoolers Behave Morally but Believe in the Freedom to Do Otherwise. Journal of Cognition and Development, 15(3), 453-464.
14. Dixon J.K., Egendoerfer L.A., Clements T. (2009). Do they really need to raise their hands? Challenging a traditional social norm in a second grade mathematics classroom. Teaching and Teacher Education, 25(8), 72-81.
15. Goh Wendy W.L., Bay S., & Chen, Hsueh-Hua V. (2015). Young school children's use of digital devices and parental rules. Telematics and Informatics, 32(4), 787795.
16. Kalish C.W., Shiverick S.M. (2004). Children's reasoning about norms and traits as motives for behavior. Cognitive Development, 19(3), 401-416.
17. Matthies Е., Selge S., & Klockner C.A. (2012). The role of parental behaviour for the development of behaviour specific environmental norms - The example of recycling and re-use behaviour. Journal of Environmental Psychology, 15(3), 277-284.
Сведения об авторах:
Баянова Лариса Фаритовна (г. Казань, Россия), доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, e-mail: balan7@yandex.ru
Садретдинова Эльвира Азгамовна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 113 комбинированного вида» Советского района города Казани, e-mail: eas-2007@rambler.ru
Data about the authors:
L. Bayanova (Kazan, Russia), Doctor of Psychology, Professor of Psychology at Kazan (Volga) Federal University, e-mail: balan7@yandex.ru
E. Sadretdinova (Kazan, Russia), Ph.D., head of the municipal budget preschool educational institution "Kindergarten № 113 combined type" of the Soviet district of the city of Kazan, e-mail: eas-2007@rambler.ru