ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №1(31)
УДК 159.9.(075.83)
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ СИТУАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
© Т.Р.Мустафин
Обсуждаются результаты эмпирического исследования социальной ситуации развития дошкольников как нормативного пространства, выраженного в правилах социального взаимодействия.
Ключевые слова: социальная ситуация развития, нормативная ситуация, правило, дошкольник.
Социальная ситуация развития обусловливает особые отношения между ребенком и средой. В социальной ситуации перед ребенком на различных этапах онтогенеза возникают многообразные задачи, связанные с пониманием занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми. Социальное пространство, определяемое Л.С.Выготским как социальная ситуация развития, в дошкольном возрасте создается и организуется взрослыми. Эта организация заключается в установлении системы социальных условий при взаимодействии с ребенком [1]. Взрослый человек для ребенка остается главным фактором формирования личности, так как, с одной стороны, его поддержка и одобрение уравновешивают дошкольника с окружающей средой, а с другой - его «санкции» регулируют поведение ребенка. Ребенок во взаимодействии со взрослым не просто является субъектом социальной ситуации, но и субъектом культуры, предписывающей ему необходимость соответствия нормам [2]. Поскольку взаимодействие ребенка и взрослого в социальной ситуации развития регламентируется культурными нормами, социальная ситуация в ее содержательном наполнении есть ситуация нормативная.
Социальная ситуация развития изменчива в онтогенезе. Согласно Л.С.Выготскому, исходным моментом для динамических изменений служит развитие возрастных новообразований [3]. К основным новообразованиям дошкольного возраста следует отнести появление зачатков рефлексии и соподчинения мотивов [4-6]. Благодаря указанным новообразованиям осуществляется дифференциация правил, т.е. предписанных способов действия, относящихся к культуре, в которой происходит развитие ребенка. Важным обстоятельством социальной ситуации развития дошкольника при этом является также анализ им ситуации как пространства возможностей со способностью его к предвосхищению [7].
В культурно-исторической концепции социальная ситуация развития детерминирована культурой. Становление психики при этом есть
глубокое погружение в исторически развивающееся проблемное поле культуры [8]. Культура, являясь системой нормативных ситуаций, конструирует культурное содержание социальной ситуации развития дошкольника. Под нормативной ситуацией понимается «стандартная ситуация социального взаимодействия, в которой достаточно точно определены правила социального поведения» [9: 84]. В нормативной ситуации ребенок выступает с позиций субъекта. В области психологии развития в последние годы проблема взаимодействия субъекта и культуры обсуждается в исследованиях Н.Е.Вераксы [9], Л.Ф.Бая-новой [2], А.К.Пащенко [10] и др. Действия субъекта в нормативной ситуации охарактеризованы наличием внутренней биологической напряженности, откуда возникает основная задача социализации - подчинение активности правилам, задаваемым культурными нормами. Исходя из этого, возникает необходимость эмпирического изучения ребенка-дошкольника как субъекта нормативной ситуации, первым шагом на пути изучения психологии дошкольника как субъекта культуры является анализ содержания нормативной ситуации с точки зрения правил, заложенных в ней. Встает задача психологической рефлексии современного представления о социальной ситуации развития как о ситуации, в которой ребенку предъявляются правила. По мере взросления ребенка происходит все большее включение его в культуру, которое происходит через усвоение многочисленных культурно обусловленных правил социального взаимодействия.
Наше исследование направлено на выявление культурного пространства дошкольного детства, т.е. правил, включенных в социальную ситуацию развития ребенка. Для дошкольника это взаимодействие ограничено определенным кругом людей, где приоритетными являются взрослые как основные источники усвоения детьми правил и сверстников, с которыми в игровой форме эти правила апробируются. Нами было проведено анкетирование 143 детей, 104 родителей и 47 воспитателей на предмет дифференциации правил.
Методика и процедура исследования
С целью изучения нормативного пространства культуры нами были разработаны анкеты с открытыми вопросами для родителей, детей дошкольного возраста и воспитателей дошкольного образовательного учреждения, являющихся
субъектами социальной ситуации развития дошкольников. Ребенку в устной форме задавались три вопроса - «Какие правила детям надо всегда соблюдать?»; «За какие правильные поступки обычно хвалят детей?»; «Какими поступками бывают недовольны взрослые?» Ответы на первый вопрос позволяют понять, какие правила выделяются детьми в целом. Второй вопрос дает основание для выделения наиболее сформированных представлений. Иными словами, утверждая о том, что ребенка чаще всего хвалят за определенные поступки, можно заключить, что правила, лежащие в их основе, детьми чаще соблюдаются, чем нарушаются. Отвечая на третий вопрос, дети предъявляют ответы по наиболее часто нарушаемым правилам. Все ответы детей фиксировались экспериментатором в письменной форме отдельно для каждого ребенка.
Анкеты для взрослых - как для родителей, так и для воспитателей - предъявлялись в виде бланков для заполнения, в которых также фиксировались их ответы. Взрослым задавались пять вопросов, направленных на выявление их представлений о соблюдении, соответствии и несоответствии детей требованиям норм, выраженных в правилах. К числу вопросов относятся следующие: «Какие правила в повседневной жизни Ваш ребенок соблюдает четко и самостоятельно?»; «О каких нормах приходится постоянно напоминать детям?»; «Каким нормам Вашему ребенку зачастую трудно бывает соответствовать?»; «За выполнение каких правил хвалите ребенка?»; «Несоблюдение каких правил порой приводит Вас к желанию наказать ребенка?» Первый вопрос направлен на выявление наиболее выделяемых и соблюдаемых правил. Последующие два вопроса дают основания для дифференциации правил, которые, говоря словами Л.С.Выготс-кого, находятся в зонах актуального и ближайшего развития [11]. Последние два вопроса отражают содержание таковых в анкете для детей.
Для выделения наиболее часто выделяемых правил и их группирования был проведен контент-анализ с привлечением частотного анализа с помощью программных средств компьютерной обработки данных - SPSS v20.0 и MS Excel.
Результаты и их обсуждение
На основании контент-анализа 415 ответов детей и 577 ответов взрослых (родителей и воспитателей) нами выделены семь групп правил:
правила отношений со взрослыми; правила, обеспечивающие самоконтроль; правила дисциплины; правила гигиены; правила, поддерживающие познавательную активность; правила отношений с детьми (сверстниками) и правила безопасности. Данная классификация проводилась с привлечением метода частотного анализа. При этом утверждения в ответах объединялись в соответствии с выделенными нами классами правил. Так, в класс правил отношений со взрослыми мы объединили следующие утверждения: «слушаться взрослых», «здороваться со старшими», «помогать взрослым», «не врать взрослым», «не перебивать воспитателя», «уступать место взрослым». По такому же содержательному принципу были объединены ответы и других классов правил. Общий частотный анализ показал, что распределение ответов детей и взрослых при дифференциации правил в социальной ситуации их взаимодействия имеет различия (Таблица 1.).
Таблица 1.
Частоты (в %) и ранги выборов правил в вы__________________ борках________________________
Классы правил Дошкольники Взрослые
Правила отношений со взрослыми 29,2 (I) 5,7 (IV)
Правила самоконтроля 19,0 (II) 21,3 (III)
Правила дисциплины 17,5 (III) 33,9 (I)
Правила гигиены 10,6 (IV) 29,8 (II)
Правила, поддерживающие познавательную активность 9,3 (V) 3,6 (VI)
Правила отношений с детьми 9,1 (VI) 4,3 (V)
Правила безопасности 5,0 (VII) 1,2 (VII)
Основаниями для классификации правил может послужить характер требований правил: положительные (разрешение) и отрицательные (запреты). Другим основанием может стать степень соблюдения правил детьми. С этих позиций правила могут быть очевидными выполняемыми (усвоенными), очевидными невыполняемыми, неочевидными и т.д. Большая часть выделенных детьми правил выражена в форме положительных утверждений (57%). Остальные правила выражены в форме запретов. Взрослые также формулируют правила преимущественно в утвердительной форме (78%). При дальнейшем анализе результатов анкетирования взрослых и дошколь-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ. ПСИХОЛОГИЯ
ников мы рассматривали и указанные основания, что отражено в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение правил нормативной ситуации дошкольниками и взрослыми по характеру ут-_______________________________________ верждений_______________________________________________
Группа правил Результаты анкетирования детей Результаты анкетирования родителей
Количество ответов Количе- ство правил + - Количество ответов Количество правил + -
А Б В Сумма А Б В Сумма
Отношения со взрослыми 121 11 7 4 12 18 3 33 4 5 1 10 10 1
Самокон- троль 79 26 12 14 36 52 35 123 4 10 10 24 15 8
Дисцип- лина 73 26 21 5 117 43 36 196 7 7 9 23 23 0
Гигиена 44 12 10 2 109 50 13 172 4 6 4 14 9 5
Познавательная актив-ность 39 7 6 1 9 11 1 21 3 2 1 6 6 0
Отношения с детьми 38 8 3 5 3 10 12 25 2 7 5 14 9 5
Безопас- ность 21 14 1 13 2 1 4 7 1 1 2 4 2 2
Итого: 415 104 60 44 286 185 104 577 25 38 32 95 74 21
+ - выраженные в форме утверждения; - - выраженные в форме отрицания (запретов); А - соблюдение; Б -необходимость напоминания; В - трудности соответствия.
Дошкольники выделяют 11 правил, связанных с послушанием, уважением и помощью взрослым. Примечательно, что родители также выделяют 11 правил этой группы, из которых только 2 правила не встречаются в ответах детей («слушать» и «не перебивать»), т.е. 10 % группы правил взаимоотношения со взрослыми не соблюдаются детьми, по мнению родителей. Это же подтверждается при анализе ответов, затрагивающих похвалу и порицание. Группа правил отношений со взрослыми имеет самый высокий показатель частоты встречаемости как у детей, так и у родителей.
Правила, обеспечивающие самоконтроль и дисциплинированность, также очевидны для детей (79 и 73 ответа соответственно), при этом как дети, так и родители выделяют примерно одинаковое количество правил (26 и 24 правила группы самоконтроля и 26 и 23 правила группы дисциплины). Из всего числа несоблюдаемых детьми правил, выделенных родителями (32), правила самоконтроля и дисциплины не соблюдаются чаще других (31 и 28%). Из числа всех правил
группы «самоконтроль» - не соблюдаются 41%, а в группе «дисциплина» - 39%.
В ответах как детей, так и родителей правила безопасности (самосохранение, возможность надзора) выражены меньше остальных (21 ответ детей и 7 ответов родителей). Из числа несоблю-даемых правил эта группа, наряду с правилами отношений со взрослыми и правилами, поддерживающими познавательную активность, соблюдается детьми в большей степени (6% по отношению ко всем выделенным несоблюдаемым правилам и 50 % по отношению к выделенным правилам группы «безопасность»). Однако, судя по количеству ответов, эта группа не может быть идентифицирована как полностью усвоенная детьми.
Анализ показателей оценки соблюдения или несоблюдения детьми правил показывает, что взрослые (и родители, и воспитатели) в наименьшей степени отмечают соблюдение или несоблюдение правил групп «безопасность» и «отношения с детьми». Дети также не оценивают правила группы «безопасность». Что касается правил отношений с детьми, то похвала ими
практически не оценивается (4% ответов респондентов), а порицание хоть и слабо, но отмечается (12% ответов).
Анализ ответов детей, родителей и воспитателей, являющихся субъектами социальной ситуации развития дошкольников, показывает возможность научной рефлексии взаимодействия ребенка с культурой как системой нормативных ситуаций. При этом типология правил, представленных в ответах детей и взрослых, обозначает необходимость исследования индивидуальных показателей уровня усвоения нормативной ситуации в дошкольном возрасте. Знание дошкольником существующих правил, типичных для нормативной ситуации культуры, в которой происходит социализация ребенка, является показателем его культурной конгруэнтности, или соответствия культурному контексту. В данном случае конгруэнтность обозначает границы субъ-ектности, поскольку личностная позиция, как отмечено в работе Л.Ф.Баяновой [12], требует «выхода» за пределы культурного пространства и созидания новой нормы.
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2008. - №1. - С. 12 - 20.
2. Баянова Л.Ф. К постановке проблемы субъекта культуры в психологии // Филология и культура. Philology and Culture. - 2012. - №3. - С. 294 - 299.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М., 1984. - 432 с.
4. Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузы-рея. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 166 -171.
5. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. -1996. - №6. - С. 64 - 74.
6. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 3. - С. 17 - 33.
7. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 57 - 66.
8. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 129 - 132.
9. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурнодиалектический подход // «Перемены», 2000. -№1 - С. 81- 107.
10. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. - 2010. - №3. - С. 81 - 88.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
12. Баянова Л.Ф. Образ Гамлета у Л.С.Выготского как отражение психологических особенностей эпохи // Вопросы психологии. - 2011. - №6. -С. 77 - 84.
CONTENT ANALISYS OF PRESCHOOLERS’ NORMATIVE SITUATION
T.R.Mustafin
The article discusses the results of the empirical research into the social situation of preschoolers’ development as a normative space expressed in the rules social interaction.
Key words: social situation of development, normative situation, rule, preschooler.
Мустафин Тимур Равилевич - аспирант кафедры прикладной психологии Института педагогики и психологии Казанского федерального университета.
E-mail: timur-mystafin@rambler.ru
Поступила в редакцию 17.09.2012