Научная статья на тему 'О психологическом изучении взаимодействия ребенка и культурного правила'

О психологическом изучении взаимодействия ребенка и культурного правила Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
188
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРАВИЛО / КУЛЬТУРНАЯ НОРМА / НОРМАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баянова Л.Ф.

В статье дается психологическая оценка взаимодействия ребенка с культурным правилом, в котором правило рассматривается как обращенная к ребенку культурная норма. Важными в психологическом анализе присвоения правила являются показатели дифференциации правила, нормативной диспозиции и культурной конгруэнтности. Данные показатели позволяют определить уровни достижения ребенка в усвоении культурного правила в нормативной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О психологическом изучении взаимодействия ребенка и культурного правила»

О психологическом изучении взаимодействия ребёнка и культурного правила

Баянова Л. Ф.

Доктор психологических наук профессор

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

Казань, Россия

Аннотация: В статье даётся психологическая оценка взаимодействия ребёнка с культурным правилом, в котором правило рассматривается как обращенная к ребёнку культурная норма. Важными в психологическом анализе присвоения правила являются показатели дифференциации правила, нормативной диспозиции и культурной конгруэнтности. Данные показатели позволяют определить уровни достижения ребёнка в усвоении культурного правила в нормативной ситуации.

Ключевые слова: дошкольник, культура, нормативная ситуация, правило, дифференциация правила, культурная конгруэнтность, нормативная диспозиция.

Взаимодействие ребёнка с социальной средой представляет собой сложный процесс его обращения к миру знаков и символов, выработанных в культуре. Понимание и присвоение ребёнком искусственно созданных культурой знаков происходит в условиях общения с взрослыми. Развитие ребёнка в культуре - это, по мнению Л.С.Выготского, «врастание в культуру», на что он прямо указывает в следующем фрагменте: «Врастание ребенка в культуру является развитием в собственном смысле этого слова, хотя и развитием другого типа, чем утробное развитие человеческого плода». (Выготский Л.С., Т.3., с.292). Социальная ситуация развития, в которой ребёнок общается с взрослым, является необходимым условием его культурного (социального) развития.

Взрослые делегированы культурой для трансляции выработанных в ней искусственных средств - знаков. Знаки являются символизированной формой некоторого значения. Мир знаков - это не только названия предметов, качеств и действий, но и правил и норм, соответствующих той или иной культуре (Веракса Н.Е., 2000). Любая социальная ситуация находится в нормированных культурой рамках, т.е. является нормативной. Нормативность культуры пронизывает все уровни ситуации, регламентируя поведение человека, его познание, эмоциональное переживание. Ярким примером нормативной природы культуры является регламентирующая восприятие функция сенсорных эталонов, что было обнаружено в исследованиях Л.А.Венгера.

Нормативная ситуация содержит в своей основе правило, которое является ничем иным как обращенной к ребёнку нормой (Баянова Л.Ф., 2013). Получается, что адресованность нормы приобретает статус правила. Ребёнок-дошкольник вступает в диалог не с культурной нормой в силу неразвитости рефлексии, а с обращенным к нему правилом. В связи с этим возникает множество психологических размышлений о потенциальных возможностях ребёнка данного возраста в способности дифференцировать правило, воспринять его, предвосхищать последствия следования правилу или его игнорирования т.д. Процесс трансляции культурой своих норм, их символизации, ведущей к трансформации нормы в правило, является сложным процессом. В этом процессе важен исходный методологический тезис о нормативной природе культуры (Баянова Л.Ф., 2011).

Вопрос о том, какими ресурсами в овладении культурными нормами обладает психика ребёнка дошкольного возраста, достаточно актуален в наши дни, когда

проблема социализации и личностного становления в раннем детстве стали широко обсуждаемыми. В огромном количестве исследований в отечественной психологической науке даются объяснения различных аспектов психологи дошкольника. Это работы по изучению познавательных функций (Veraksa N.E., 2011; Запорожец А.В.,1986; Поддьяков Н.Н., 1977), воображения (Дьяченко О.М., 1988), символической функции (Веракса А.Н., 2012), детской игры (Эльконин Д.Б., 1971), общения (Кравцова Е.Е., 2005), предвосхищения в мышлении дошкольника (Шиян И.Б., 1999) и др. Во всех этих работах подчёркивается роль социальной ситуации развития дошкольника - того культурного пространства, в котором происходит становление личности ребёнка. Вступая во взаимодействие с культурой, ребёнок либо различает, либо не различает правило, которое задаётся в нормативной ситуации. Это исходный момент, определяющий характер его взаимоотношений и поведения в данной ситуации с заданным правилом. В зависимости от результатов дифференциации правила в нормативной ситуации возникает стратегия взаимодействия с правилом, проявляется нормативная диспозиция. То, насколько ребёнок дифференцирует правило и действует в соответствии с ним, определяет степень его культурной конгруэнтности. Данный показатель определяется взрослыми, являющимися субъектами взаимодействия с ребёнком в нормативной ситуации. Указанные психологические факторы, определяющие отношение ребёнка к правилу в нормативной ситуации - показатель культурной конгруэнтности, нормативная диспозиция и дифференциация правила, требуют дальнейшего исследования и создания методического инструментария для их определения.

Библиография

1. Баянова Л.Ф. 2013. Ребенок — субъект культуры. Сборник материалов. // Второй ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (6-7 декабря 2012 года, Москва). М. C. 56-57.

2. Баянова Л. Ф. 2011. Образ Гамлета у Л. С. Выготского как отражение психологических особенностей эпохи. // Вопросы психологии. № 6. С. 77- 84.

3. Veraksa N. E. 2011. Development of cognitive capacities in preschool age. // International Journal of Early Years Education. 19 (1). pp. 79-87.

4. Веракса Н. Е. 2000. Личность и культура: структурно-диалектический подход. // «Перемены». №1. С. 81-107.

5. Веракса А.Н. 2012. Символ как средство познавательной деятельности // Вопросы психологии. №4. С. 62-71.

6. Выготский Л.С. 1983. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т.3. М. 368 с.

7. Дьяченко О.М. 1988. Об основных направлениях развития воображения дошкольника. // Вопросы психологии. №6. С. 52-59.

8. Запорожец А.В. 1986. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка / Избранные психологические труды в 2-х томах. Т.1. Психическое развитие ребенка. М. 321с.

9. Кравцова Е.Е. 2005. Психологическое содержание понятия «социализация» в рамках культурно-исторического подхода Л.С.Выготского. // Журнал практического психолога. №6. С.39-52.

10. Поддьяков Н. Н. 1977. Мышление дошкольника. М. 272 с.

11. Шиян И.Б. 1999. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников. // Вопросы психологии. №3. С. 57-67.

12. Эльконин Д.Б. 1971. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. № 4. С.6-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.