Научная статья на тему 'Ребенок как субъект в нормативном пространстве культуры'

Ребенок как субъект в нормативном пространстве культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КУЛЬТУРОЙ / КУЛЬТУРНЫЕ НОРМ / КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баянова Л. Ф.

Социальная ситуация развития ребенка-дошкольника связана с его взаимодействием со взрослыми. В данном взаимодействии задача взрослых связана, прежде всего, с трансляцией правил и норм, выработанных в культуре. Для исследования культуры как социальной ситуации развития ребенка необходимо изучение преобладающих в культуре норм и правил, которые транслируются детям взрослыми. Исследование с такой целью было проведено нами среди детей, родителей и воспитателей дошкольных учреждений, что позволило выявить общую картину содержания культурных норм и правил. При этом доминирующие правила, которые есть в представлениях детей и родителей не совпадают. Это, на наш взгляд, может являться источником психосоциального когнитивного диссонанса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ребенок как субъект в нормативном пространстве культуры»

Баянова Л.Ф.

Доктор психологических наук, профессор Кафедра общей и практической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета

Казань, Россия

Ребёнок как субъект в нормативном пространстве культуры

Социальная ситуация развития ребёнка - дошкольника связана с его взаимодействием со взрослыми. В данном взаимодействии задача взрослых связана, прежде всего, с трансляцией правил и норм, выработанных в культуре. Сама культура для психолога представляет собой систему иерархически заданных нормативных ситуаций [1]. Попадая в ситуацию с заданной нормой, ребёнок, так или иначе, выстраивает стратегию взаимодействия с ней. В этом случае он выступает в качестве субъекта взаимодействия с культурой. То, каким образом ребёнок присваивает культурные единицы, предъявляемые в виде правил и норм, зависит от многих обстоятельств. Таковыми обстоятельствами социальной ситуации развития ребёнка, способными повлиять на присвоение им культурных правил и норм, выступают стиль родительского отношения, особенности атрибуции норм и правил, уровень сформированности мотивационной сферы дошкольника и т.д. Интересы и потребности ребёнка в целом включаются в ситуацию. Л.С. Выготский отмечает, что интересы начинают определяться «смыслом, который представляет для ребёнка данная ситуация, и не только она, но и то значение, которое ребёнок вкладывает в эту ситуацию. Возникает первое эффективное обобщение, возникает замещение и переключение интересов» [2, с. 432].

Для исследования культуры как социальной ситуации развития ребёнка необходимо изучение преобладающих в культуре норм и правил, которые транслируются детям взрослыми. Исследование с такой целью было проведено нами среди детей, родителей и воспитателей дошкольных учреждений, что позволило выявить общую картину содержания культурных норм и правил. При этом доминирующие правила, которые есть в

представлениях детей и родителей не совпадают. Это, на наш взгляд, может являться источником психосоциального когнитивного диссонанса.

Исследование стиля родительского отношения в семьях детей старшего дошкольного возраста показало, что преобладающим стилем является симбиотический, что тоже в свою очередь не может не сказаться на субъектной позиции ребёнка в социальной ситуации взаимодействия с родителями. Таким образом, существует с одной стороны тенденция наличия диссонанса в представлениях взрослых и детей о правилах в социальной ситуации развития дошкольника, с другой стороны, наблюдается преобладание симбиотических отношений между родителями и детьми. Эти моменты создают особые условия становления дошкольника как субъекта культурной ситуации, т.е. ситуации с заданной нормой. Субъект ориентирован на конгруэнтность культурному контексту, личность проявляет себя, преодолевая границы субъектности, и соответственно - пределы заданных культурой норм. В связи с указанными особенностями взаимодействия ребёнка с культурой возникает очевидная задача дифференциации двух разных позиций - позиции субъекта и позиции личности, с которых дошкольник выстраивает отношения в нормативной ситуации.

Литература.

1. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход. // Перемены. - 2000. - № 1. - С.81 - 107.

2. Выготский Л.С.Избранные психологические исследования. - М., 1956.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.