Баянова Л.Ф.
Доктор психологических наук, профессор Кафедра общей и практической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета
Казань, Россия
Ребёнок как субъект в нормативном пространстве культуры
Социальная ситуация развития ребёнка - дошкольника связана с его взаимодействием со взрослыми. В данном взаимодействии задача взрослых связана, прежде всего, с трансляцией правил и норм, выработанных в культуре. Сама культура для психолога представляет собой систему иерархически заданных нормативных ситуаций [1]. Попадая в ситуацию с заданной нормой, ребёнок, так или иначе, выстраивает стратегию взаимодействия с ней. В этом случае он выступает в качестве субъекта взаимодействия с культурой. То, каким образом ребёнок присваивает культурные единицы, предъявляемые в виде правил и норм, зависит от многих обстоятельств. Таковыми обстоятельствами социальной ситуации развития ребёнка, способными повлиять на присвоение им культурных правил и норм, выступают стиль родительского отношения, особенности атрибуции норм и правил, уровень сформированности мотивационной сферы дошкольника и т.д. Интересы и потребности ребёнка в целом включаются в ситуацию. Л.С. Выготский отмечает, что интересы начинают определяться «смыслом, который представляет для ребёнка данная ситуация, и не только она, но и то значение, которое ребёнок вкладывает в эту ситуацию. Возникает первое эффективное обобщение, возникает замещение и переключение интересов» [2, с. 432].
Для исследования культуры как социальной ситуации развития ребёнка необходимо изучение преобладающих в культуре норм и правил, которые транслируются детям взрослыми. Исследование с такой целью было проведено нами среди детей, родителей и воспитателей дошкольных учреждений, что позволило выявить общую картину содержания культурных норм и правил. При этом доминирующие правила, которые есть в
представлениях детей и родителей не совпадают. Это, на наш взгляд, может являться источником психосоциального когнитивного диссонанса.
Исследование стиля родительского отношения в семьях детей старшего дошкольного возраста показало, что преобладающим стилем является симбиотический, что тоже в свою очередь не может не сказаться на субъектной позиции ребёнка в социальной ситуации взаимодействия с родителями. Таким образом, существует с одной стороны тенденция наличия диссонанса в представлениях взрослых и детей о правилах в социальной ситуации развития дошкольника, с другой стороны, наблюдается преобладание симбиотических отношений между родителями и детьми. Эти моменты создают особые условия становления дошкольника как субъекта культурной ситуации, т.е. ситуации с заданной нормой. Субъект ориентирован на конгруэнтность культурному контексту, личность проявляет себя, преодолевая границы субъектности, и соответственно - пределы заданных культурой норм. В связи с указанными особенностями взаимодействия ребёнка с культурой возникает очевидная задача дифференциации двух разных позиций - позиции субъекта и позиции личности, с которых дошкольник выстраивает отношения в нормативной ситуации.
Литература.
1. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход. // Перемены. - 2000. - № 1. - С.81 - 107.
2. Выготский Л.С.Избранные психологические исследования. - М., 1956.