Научная статья на тему 'ОПРЕДЕДЕНИЕ ЗАДАТКОВ СПОСОБНОСТЕЙ'

ОПРЕДЕДЕНИЕ ЗАДАТКОВ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оликайнен О.В.

Статья посвящена задаткам способностей, в ней рассматривается формирование общих и специальных способностей у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPREDEDENIYE OF INCLINATIONS OF ABILITIES

The article is devoted to inclinations and innate abilities. It considers the formation of general and special abilities of

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕДЕНИЕ ЗАДАТКОВ СПОСОБНОСТЕЙ»

развитию речи - при помощи словарной работы, речевой разминки, чтения и пересказа текста, описания картин, предметов, сочинения сказок и т.п. Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

Итак, высокий уровень развития диалогической и монологической речи выступает залогом успешной адаптации дошкольника в любой социальной среде и определяет практическую значимость речевого развития с самого раннего детства. Владение грамматически правильной речью позволит ребенку быть понятым, обеспечит возможность передачи сложных сообщений, отражающих связи и зависимости в природе и социуме.

Развитие речи дошкольников при организации психолого-педагогических условий в процессе обучения приводит к обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка. Процесс развития речи длителен и осуществляется на протяжении всех лет обучения и воспитания в детском саду.

Использованные источники:

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2007-250 с.

2. Запорожец, А.В. развитие общения у дошкольников / А.В. Запорожец. -М.: Просвещение, 2008-300 с.

3. Леонтьев, А.Н. Речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009- 190 с.

4. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2008-170 с.

5. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. - М.: Просвещение, 2009-279 с.

УДК 373.24

Оликайнен О.В. студент магистратуры 3 курса Социально-педагогический институт

Обносов В.Н. научный руководитель ФГБО У ВО МичуринскийГАУ Россия, г. Мичуринск ОПРЕДЕДЕНИЕ ЗАДАТКОВ СПОСОБНОСТЕЙ Аннотация: статья посвящена задаткам способностей, в ней рассматривается формирование общих и специальных способностей у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: задатки, способности, нервно-мозговой аппарат, индивидуально-типологические склонности.

UDK 373.24

Olikainen O. V.

Student of a magistracy 3 course, Social teacher training college Research supervisor: Obnosov V. N.

FGBOOU WAUGHMichurinsk GAU Russia, Michurinsk OPREDEDENIYE OF INCLINATIONS OF ABILITIES

The article is devoted to inclinations and innate abilities. It considers the formation of general and special abilities of preschoolers.

Keywords: inclinations, abilities, neurocerebral device, individual and typological predilections.

При изучении задатков и способностей было немало споров, мнение психологов и ученых по развитию задатков расходятся. Ученые считают, что те или иные способности зависят благодаря анатомическому строению мозговой коры. По их мнению, и проведенным исследованиям, было доказано, что строение мозга у каждого человека не может быть идентичным. И в зависимости от строения, определяется характер, типологические особенности ребенка, а также проявление способностей.

По мнению Маклакова А.Г.: «Индивидуально-типологические особенности проявляются у дошкольника еще на ранних этапах его развития, их тоже можно считать природными задатками».

Можно отметить, что индивидуально-типологические особенности могут иметь разнообразное значение, в них изначально заложены предпосылки к характеру и природным способностям. Если рассматривать общие задатки дошкольника, то, к примеру, высокая подвижность, чувствительность, уравновешенность, непременно оказывает прямое воздействие на формирование узких способностей. К примеру, при сочетании у ребенка высокой степени активности с уравновешенностью, может помочь образованию коммуникативности и волевых качеств. А при сочетании у дошкольника менее слабой нервной системы и высокой чувствительности, способствует образованию художественных или творческих способностей.

Задатки ребенка, как считают отечественные ученые и психологи - это не только анатомо-физиологические способности, но и психофизиологические особенности личности. Эти задатки, обычно проявляются у ребенка с самого раннего детства, когда он пытается овладеть какой-то деятельностью.

Теплов Б.М. считал: «У каждого человека необходимо наличие двух видов задатков:

1. Врожденные.

2. Приобретенные.

Первый вид задатков - врожденные, также их называют

наследственными, а приобретенные - социальными». Первые и вторые способности проходят несколько этапов развития. Все задатки изменчивы, поэтому чтобы разные виды способностей были хорошо развиты у дошкольника, необходимо достаточно сформировать их на предыдущем уровне.

Различия развитости задатков у детей не так уж и велики, они могут отличаться лишь в прирожденных особенностях нервно-мозгового аппарата, функциональных особенностях. Поэтому различия у детей могут быть только в природных задатках, а не в способностях.

Задатки начинают проявляться в какой-либо деятельности, таким образом, затрагиваются специальные способности. Считается, что первые и вторые виды задатков проявляют себя в тех видах деятельности, в которых внимание ребенка привлекают зрительные и слуховые раздражители, (музыка, живопись), они оставляют в сознании дошкольника особый отпечаток.

Дошкольник, проявляя склонность к определенному виду деятельности, неосознанно формирует только зарождающиеся способности. Обычно они проявляются в стремлении ребенка к рисованию, танцам, конструированию и т.д. Эти стремления проявляются достаточно рано, увлеченность той или иной деятельностью может происходить, как в благоприятных условиях, так и вне них.

Но необходимо умение распознавать ложную и истинную склонность. Гиппенрейтер Ю.Б.: «Истинные склонности проявляется в непреодолимом желании ребенка непрерывно заниматься выбранной деятельностью, что влечет за собой быстрое развитие специальных умений и навыков, для достижения нужных результатов. При ложной склонности можно увидеть поверхностное увлечение деятельностью, либо достижение цели стандартным способом, без желания увеличить свой результат».

Часто случается, что родители принимают ложные склонности за истинные и пытаются внушить это ребенку, не видя потенциальных возможностей для дальнейшего развития.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что природная способность, которая только начинает проявляться у дошкольника в какой-то деятельности и есть задатки.

Воспитателям и в первую очередь родителям необходимо вовремя заметить у своего ребенка задатки, благодаря своевременному обнаружению истинных задатков, возможно развитие способностей в игровой форме.

Первыми задатки ребенка могут видеть родители, благодаря наблюдению.

Наблюдение - самый широко применяемый метод изучения ребенка.

Использованные источники:

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 2002. - 336с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2001. - 592с.

6. Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2-х т. [текст] / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 360с.

УДК 37

Орехова С.С. студент 4го курса

кафедра Геометрии и методики преподавания математики

Верещагина Л. С. студент 4го курса

кафедра Геометрии и методики преподавания математики

Шумакова О.А. студент 4го курса

кафедра Геометрии и методики преподавания математики

ФГБОУВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» Российская Федерация, г. Орёл

ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В последние годы стремительно возрастает интерес и внимание к вопросу процесса самовоспитания подростков, как фактора развития всесторонней личности. Как отмечали известные педагоги и психологи: Я.Л. Коломинский, А.В Мудрик, А.С. Макаренко, Ю.К. Бабанский, Р.С. Немов, А.А. Реан, А. И. Кочетов, Л. И. Рувинский и другие, самовоспитание занимает ведущую роль в формировании личности.

Актуальность этого вопроса определяется тем фактором, что сензитивный период для самовоспитания начинается в подростковом возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.

Оторвать друг от друга понятия воспитание и самовоспитание невозможно, т. к. это две стороны одного и того же процесса, имеющие одни и те же цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание школьника-подростка было бы проблематично без педагогического воспитания.

Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Самовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергался школьник в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.

Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: рефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы самовоспитания входят: удовлетворенность, самосуждение, самовнушение,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.