Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ'

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ДИАЛОГ / ОБЩЕНИЕ / МОНОЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Т.Ю.

Статья посвящена влиянию психолого-педагогических условий на развитие диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста.The article is devoted to the influence of psycho-pedagogical conditions for the development of dialogue and monologue speech preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ»

УДК 372.32

Никифорова Т.Ю.

магистрант МБДОУ «Березка» Россия, г. Мичуринск

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ EFFECT OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS TO DEVELOPMENT DIALOGICAL AND MONOLOGICAL

SPEECH

Статья посвящена влиянию психолого-педагогических условий на развитие диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста.

The article is devoted to the influence of psycho-pedagogical conditions for the development of dialogue and monologue speech preschool children.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, диалог, монолог, общение.

Keywords: speech, speech development, dialogue, monologue, dialogue.

Человек обладает бесценным даром речи и языковой способностью. В раннем детстве человек овладевает речью и на протяжении всей жизни совершенствует ее: учится владеть голосом, интонациями, обогащает словарь, свободно строит предложение и текст, приобретает навыки чтения и письма.

Речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, то есть овладение грамматическим строем, а также практическое применение языка, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ [3, с. 60-77].

Речь - одна из важнейших психических функций, которая отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний и играет большую роль в регуляции и поведении деятельности ребенка [4, с. 76-86].

Родную речь ребенок принимает от близких людей, от родителей, из окружающей языковой среды. Общение с близкими, а немного позднее - и с самим собой приходит не только на внешнем, но и на внутреннем, мысленном уровне. В трудах Л.С. Выготского [1, с. 49-68], М.И. Лисиной [4, с. 91], А.В. Запорожца [2, с. 105] прослеживается мнение, о том, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Дошкольник пользуется сложнейшими механизмами речи, не задумываясь над ними, овладевает ими практически, но по мере взросления эти процессы все более осознаются, подчиняются самоконтролю, становятся целенаправленными, регулированными актами.

Речь не возникает сама по себе. Речь является составной частью

общения, которая сочетается с какой-либо другой деятельностью: практической, игровой, познавательной, творческой и т. д. Очевидно, что важно позаботиться о создании определенной ситуации общения, о появлении у дошкольников мотива речи.

Существует мнение, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста в современной методике приобретает все большую актуальность. Одним из направлений речевого развития в дошкольном учреждении становится создание психолого-педагогических условий, которые способствуют становлению у ребенка полноценной психики и возникновению желания активно участвовать в речевом общении [2, с.50-59].

В научной литературе представлен широкий спектр исследований по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста. Согласно исследованиям, в целостной практике ребенка имеется тесная связь общения с другими видами деятельности и с его общей жизнедеятельностью. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях речевого развития детей на разных возрастных этапах развития.

Из научного источника известно, что в дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего диалогической речью, которая по сравнению с монологической речью имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств [3, с. 95-101].

Диалогическая речь - форма речи, состоящая из обмена высказываниями, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики). Большую роль в диалогической речи играет интонация.

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. При организации психолого-педагогических условий диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, поскольку она тесно связана с практической деятельностью дошкольника и используется им для установления контакта и сотрудничества со взрослым в процессе игр и других занятий. Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами о помощи и старается понять их ответы. Этот вид речи жизненно необходим дошкольнику.

Доказано, что диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Особенностям общения дошкольников со взрослым посвящено исследование А.Г. Рузской. Она отмечает, что детям небезразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: дети охотнее принимают задачу общения в том случае, если взрослый обращается к ним ласково [5, с. 95-101].

Основная цель развития диалогической речи у детей старшего

дошкольного возраста - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых:

- умение активно вступать в контакт с собеседником;

- умение быстро реагировать на реплики;

- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее;

- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

- умение использовать мимику и жесты;

- владение разнообразными формами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых).

Основным методом воспитания диалогической речи является беседа. Самой простой ее формой ребенок овладевает элементарно. Такая беседа обычно носит ситуативный характер, поскольку протекает в определенной ситуации и ее содержание не выходит за пределы этой ситуации. Умению участвовать в беседах детей старшего дошкольного возраста нужно учить, поскольку самостоятельно дети владеть диалогом не могут. Нужно научить слушать собеседника, не перебивая, следить за ходом его мысли и в зависимости от этого строить свои высказывания.

Монологическая речь - более сложный вид речи. Монолог - это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. Содержание монологической речи определяется самим говорящим и исходит только из его внутреннего замысла. В отличие от диалога, монолог не прерывается слушателями и не поддерживается их репликами, поэтому говорящему труднее, чем в диалоге, понять отношение слушателей к содержанию его речи. Монолог служит для целенаправленной передачи необходимой информации. В дошкольном возрасте основными видами монологической речи являются пересказ и самостоятельный рассказ. Владение монологической речью - высшее достижение в речевом воспитании дошкольников, которое вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие речи.

Формирование монологической и диалогической речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого развития дошкольника [1, с. 178-199].

Речь ребенка развивается на протяжении всей жизни. В детском саду у дошкольника развивается диалогическая и монологическая речь в различных видах деятельности с помощью самых разнообразных приемов: на занятиях математикой - посредством решения логических задач, на занятиях по

развитию речи - при помощи словарной работы, речевой разминки, чтения и пересказа текста, описания картин, предметов, сочинения сказок и т.п. Воспитатели детского сада направляют свои усилия на то, чтобы речь детей была содержательной и понятной для окружающих и само речевое общение проходило в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе.

Итак, высокий уровень развития диалогической и монологической речи выступает залогом успешной адаптации дошкольника в любой социальной среде и определяет практическую значимость речевого развития с самого раннего детства. Владение грамматически правильной речью позволит ребенку быть понятым, обеспечит возможность передачи сложных сообщений, отражающих связи и зависимости в природе и социуме.

Развитие речи дошкольников при организации психолого-педагогических условий в процессе обучения приводит к обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка. Процесс развития речи длителен и осуществляется на протяжении всех лет обучения и воспитания в детском саду.

Использованные источники:

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2007-250 с.

2. Запорожец, А.В. развитие общения у дошкольников / А.В. Запорожец. -М.: Просвещение, 2008-300 с.

3. Леонтьев, А.Н. Речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009- 190 с.

4. Лисина, М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2008-170 с.

5. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. - М.: Просвещение, 2009-279 с.

УДК 373.24

Оликайнен О.В. студент магистратуры 3 курса Социально-педагогический институт

Обносов В.Н. научный руководитель ФГБО У ВО МичуринскийГАУ Россия, г. Мичуринск ОПРЕДЕДЕНИЕ ЗАДАТКОВ СПОСОБНОСТЕЙ Аннотация: статья посвящена задаткам способностей, в ней рассматривается формирование общих и специальных способностей у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: задатки, способности, нервно-мозговой аппарат, индивидуально-типологические склонности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.