Научная статья на тему 'Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста'

Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
17913
873
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кондрашина О. Е.

Kondrashina О.Е. The significance of speech development in education and upbringing of preschool children. The article is dedicated to the problem of mastering language and to the development of all aspects of children's speech at preschool age and significance of organization of speech environment of a child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»

ЗНАЧЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О.Е. Кондрашина

Kondrashina О.Е. The significance of speech development in education and upbringing of preschool children. The article is dedicated to the problem of mastering language and to the development of all aspects of children’s speech at preschool age and significance of organization of speech environment of a child.

Речь является неотъемлемой частью социального бытия людей, она - необходимое условие развития общества. Речь нас окружает повсюду и является одной из важнейших психических функций человека. Овладение речевым общением создает предпосылки для всех социальных контактов человека, способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Одну из главных ролей в становлении личности человека играет родной язык. Он является важнейшим средством человеческого общения, познания окружающей действительности. Язык служит проводником по каналам приобщения человека к ценностям духовной культуры. Несмотря на длительные изучения происхождения речи, природа ее языка остается для исследователей загадкой. Речь окружает нас повсюду. Она присутствует в мыслях людей, участвует в планах. С древних времен человека интересовал факт возникновения речи. Это объясняется условиями жизни человека, проблемой происхождения его самого и человеческого общества.

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок активно усваивает все стороны и нормы родного языка. В этот период происходит активное усвоение его фонетической, грамматической и лексической сторон. Для успешного развития ребенка необходимо рано начинать обучение родному языку.

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Чтобы показать роль овладения языком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь. Опираясь на исследования психолингвистов, психологов, педагогов, дадим краткую характеристику этих функций. И.А. Зимняя, анализируя язык и речь, условно выде-

ляет три группы функциональных характеристик языка (в широком смысле). Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальные и в) личностные функции человека [3].

В первую группу входят характеристики, согласно которым язык - средство: 1) общения как формы социального взаимодействия; 2) присвоения общественно-исторического, социального опыта, т.е. социализации; 3) приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.

Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 1) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности;

2) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; 3) опосредствования высших психических функций человека; 4) развития познавательных интересов; 5) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоциональноволевой сферы).

Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.

Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: 1 ) осознания человеком собственного «Я»; 2) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе. В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.

Наряду с общими элементами общественно-исторического опыта в языке есть элементы, присущие той или иной национальной культуре. В этом смысле А.А. Леонтьевым выделяется еще одна функция языка -национально-культурная. Она ярко охарактеризована и в работах К.Д. Ушинского, показавшего национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания [1].

Процесс овладения речью начинается рано. Уже с трех лет ребенок может изменять и комбинировать слова согласно формальным правилам. Момент перехода от жеста к речи у ребенка отождествляется с новой ступенью развития его сознания. В этот момент речь приобретает новую функцию, она становится средством познания действительности. Использование слов предполагает знание предметов, их действий и качеств. Ребенок начинает накапливать личный и усваивать коллективный опыт, который он черпает из социального окружения. Усвоение им речи означает усвоение картины мира.

При чисто педагогическом подходе усвоение родной речи имеет колоссальное значение для всестороннего развития ребенка, полноценного формирования его личности. Необходимым условием решения задач умственного, этнического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития является полноценное овладение родным языком. Если ребенок плохо владеет речью, он не может четко и ясно выразить свою мысль, что непременно отразится на его успехах в обучении. По мере обогащения сознания растет и

овладение речью. Дошкольник развивается всесторонне, у него расширяется потребность выражать свои мысли, передавать накопленный опыт, делится знаниями.

В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является центральной линией развития ребенка, так как меняет его отношение к окружающей действительности, выводя из ситуационной зависимости. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не идентичны и возникают независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым ребенок уточняет свои представления об окружающей действительности, в его сознании совершенствуются формы ее отражения. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения ребенка. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Важно, чтобы все стороны, формы и компоненты речи развивались во взаимосвязи друг с другом. Без этого невозможно гармоничное развитие речи. В каждой из сторон речи имеется глубокое внутреннее содержание, которое непосредственно накладывается на организацию высказывания человека и формирует его связную речь. В развитии лексической стороны очень важно развитие умения понимать значения слова, что приводит к осознанному выбору слов и словосочетаний и их точному употреблению. При формировании грамматического строя речи важно не упустить понимание роли синтаксиса в образовании предложения, при построении текста, т.е. ребенок должен научиться строить простые и сложные предложения разных типов, уметь правильно согласовывать и изменять в них слова. Формирование звуковой стороны речи ставит задачу

овладения такими характеристиками, как дикция, плавность, темп, сила голоса и интонация высказывания. Для успешного развития монологической речи необходимо развитие таких качеств речи, как связность и целостность, которые характеризуются такими чертами, как коммуникативная направленность, логика изложения, структура и организация речевых средств.

Необходимо с самого начала пребывания ребенка в детском саду развивать его речевую активность, активно общаться с ребенком, помогать в его общении с другими детьми, отвечать на его вопросы и задавать их, учить его доказывать и рассуждать.

Диалогическая речь развивается быстрее и лучше, нежели монологическая, которая требует организации и не может быть стихийной. Монолог необходимо спланировать, обработать внутренние связи и композицию. В нем обнаруживаются жанровые различия (повествование, описание), стилистические особенности говорящего. Сопоставление диалога и монолога позволяет сделать вывод, что в диалоге закладывается основа монолога, диалог первичен, а монолог вторичен, в диалоге закладываются зачатки монологической речи. По всей видимости, неумение многих школьников спорить, доказывать свою точку зрения, объяснять, четко излагать свои мысли идет из дошкольного детства. Именно в этот период необходимо учить ребенка продуктивно пользоваться речью. В диалоге у дошкольника развивается, пополняется и активизируется словарь (т.е. лексическая сторона речи), ребенок пытается правильно строить предложение, изменять слова, т.е. формируется грамматическая сторона речи. Для полноты убеждения появляется необходимая сила голоса, темп и интонация, т.е. происходит развитие звуковой стороны речи.

Развитие речи у дошкольников происходит в общении со взрослыми и сверстниками, что способствует развитию разных сторон личности ребенка. Общение со взрослыми развивает у детей умение говорить и поступать правильно, слушать и понимать другого, усваивать новые знание. Общение со сверстниками учит его управлять людьми, выражать себя, вступать в разнообразные отношения. Контактирование с другими

детьми у ребенка пополняет лексический запас, который дополняется наречиями, прилагательными, способствует передаче эмоций, дошкольники чаще используют разнообразные глагольные формы и сложные предложения. Это можно объяснить тем, что ребенок менее понятливый и чуткий партнер, чем взрослый. Сверстник не будет угадывать желания и настроения собеседника, ему необходимо объяснить все четко и понятно. А так как желание общаться со сверстниками очень велико, ребенку приходится более связно и понятно выражать свои мысли. Именно эта непонятливость и играет большую положительную роль в развитии речи детей. Взрослый же поймет ребенка всегда, в общении с ним ребенку не надо прикладывать много усилий. Словесное взаимодействие со взрослым приводит к овладению речевыми нормами, появлению новых слов и словосочетаний. Однако все вновь усвоенное может остаться в «пассиве», если ребенок не будет употреблять его в повседневной жизни. Чтобы эти знания стали активными необходима жизненная потребность в них. Эта потребность и возникает при общении со сверстниками.

Таким образом, для развития речи ребенка ему необходимо общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Для более плодотворного речевого развития нужно проводить обучение на специальных занятиях. Занятие - это часть, фрагмент единого целого, своеобразная «клеточка» учебного процесса, в которой проявляются признаки, присущие всему явлению. Обучение родному языку на занятиях - это планомерный систематический процесс развития всех сторон речи и мышления ребенка, процесс целенаправленного формирования у него речевых навыков и умений [5]. Основная деятельность на занятиях по родному языку - это речевая, которая в свою очередь тесно связана с мыслительной деятельностью, умственной активностью. Во время занятия дети думают, слушают, дискутируют, отвечая на вопросы и задавая их сами. Ребята не просто слушают взрослого, они пополняют свой словарный запас, уточняют грамматическую сторону, делают выводы, обобщают услышанное, высказывают свое отношение к какому-либо предмету и явлению. На занятиях по развитию речи педагогу необходимо сле-

дить, чтобы не было внешней заторможенности некоторых детей, при их внутренней активности, когда, например, один ребенок говорит, а остальные только его слушают, несмотря на то, что внутренне они четко следят за последовательностью рассказывания. На занятии все дети должны быть предельно активны, высказываться по каждому вопросу желательно каждому ребенку в отдельности.

В 90-е гг. некоторые педагоги предложили отказаться от занятий по развитию речи во всех возрастных группах, кроме старшей и подготовительной, предлагалось оставить занятия по обучению грамоте. Мотивировалось это тем, что на занятиях нет возможности предоставить каждому ребенку необходимое количество речевой практики, многие дети только слушают. На занятиях преобладают репродуктивные методы обучения, не имеется достаточной направленности на развитие коммуникативной деятельности. Однако данная точка зрения не нашла поддержки ни у исследователей, ни у практических работников. Необходимость специальных занятий объяснили М.М. Алексеева и В.И. Яшина:

1) специальные занятия дают необходимую планомерность, систему и последовательность;

2) занятия помогают целенаправленной фиксации внимания на определенных языковых явлениях, которые становятся предметом сознания;

3) в условиях специального обучения формируется целый ряд речевых умений и навыков, составляющих основу языковой способности;

4) происходит взаимовлияние речи детей друг на друга [1].

Ф.А. Сохин и О С. Ушакова, изучая развитие речи детей в лаборатории по развитию речи, предложили комплексный подход к решению речевых задач, который позволяет осуществить правильное речевое воспитание детей, воспитание их умственной активности. Комплексный подход понимается как объединение речевых задач в программном содержании одного занятия и отбор соответствующих способов выполнения этих задач. Необходимость их объединения связана со сложностью системы языка, взаимодействия единиц языка в речевой деятельности и

взаимозависимости элементов языка в обучении родному языку; с важностью решения целого ряда задач, без которых невозможно обеспечение многоаспектного лингвистического воспитания дошкольников и т.д.

Существует еще один немаловажный аспект в развитии речи детей в дошкольном образовательном учреждении - это речь воспитателя, которая все время находится в поле зрения дошкольников. Так как ребенок почти весь день находится в стенах детского сада, педагог является основным источником, из которого дети черпают образец родного языка. Необходимо, чтобы речь воспитателя была грамматически правильной, лексически богатой и разнообразной, с правильными и точными словесными обозначениями, интонационно выразительной, связной, удобной для понимания детей дошкольного возраста. К своей речи воспитатель должен относиться критически, слушать себя и устранять все недостатки своей речи. Зачастую сделать это сложно, поскольку воспитатель прежде всего обращает внимание на то, что он говорит, а не на то, как это делает. Такие недостатки как монотонность, торопливость, невнятность, повышенный тон и неточность произнесения некоторых звуков могут упускаться из внимания. Чтобы этого не допускать, нужно прислушиваться к замечаниям коллег по работе. Очень полезно устраивать свои открытые занятия и посещать занятия своих товарищей по работе, записывать их на видео. Важно также следить за фонологической стороной речи, так как каждую фразу можно сказать с разной интонацией. Этот прием очень важен при работе с различными рассказами, сказками, фольклорной литературой.

Восприятие речи детьми происходит лучше, если она состоит из коротких фраз. При этом нельзя избегать сложных форм предложения, заменяя их простыми. Важно использовать в своей речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Беседуя с детьми на определенную тему, необходимо выделять главное, избегать ненужное, второстепенное, отвлекающее. Доступная и понятная речь воспитателя без многословия и нагромождения ненужных подробностей хорошо воспринимается и усваивается детьми.

При работе с детьми воспитателю необходимо принимать во внимание следующее:

- все звуки должны произноситься правильно;

- речь должны быть четкой, ясной и понятной, с хорошей дикцией;

- должны быть широко использованы интонационные приемы;

- речь должна быть литературно правильной и содержательной;

- содержание текстов должно передаваться в доступной форме;

- речь педагога должна быть синонимически богатой;

- при разговоре с детьми и персоналом не должно быть повышенного тона и грубости.

На протяжении дошкольного возраста ребенок практически овладевает грамматической стороной речи. В этом состоит отличие от школьного обучения, где дети заучивают правила родного языка и начинают понимать, почему надо говорить так, а не по-другому. Здесь стоит отметить важность правильности проведения занятий с дошкольником. Ребенок накапливает опыт общения практически, слушая взрослых, общаясь со сверстниками. По мере накопления опыта речевого общения у ребенка образуются эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка, которое обнаруживается и формируется не только в процессе правильного употребления уже известных ребенку выражений, но и в изменении слов и словосочетаний [2]. Развитие чувства языка оказывается существенной помощью для построения устной речи детей-дошкольников, а также помогает в усвоении ребенком грамматики в школьные годы.

Делая выводы, можно сказать, что речь развивается в дошкольном детстве по двум взаимосвязанным направлениям: с одной

стороны, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка с взрослыми и сверстниками, с другой, -речь становится основой перестройки мыслительных процессов, превращаясь в орудие мышления. Без речи нет мыслительной деятельности.

Ребенок учится правильно произносить и правильно понимать обращенную к нему речь, его словарный запас увеличивается, он

овладевает верным употреблением грамматических конструкций родного языка. Речь дошкольника перерастает из ситуативной в контекстную, она становится связной, а затем и объяснительной. Овладевая речью практически, ребенок не осознает ее закономерностей, не понимает своих действий с ней. Это происходит только к концу дошкольного периода, он начинает понимать, что речь состоит из отдельных предложений и слов, а слово состоит из отдельных звуков. Ребенок осознает, что слово и обозначенный им предмет - не одно и то же; словом можно пользоваться в отсутствие предмета, использовать как знак предмета. Овладение речью позволяет овладевать знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. Приобретая эти знания, он учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать. Слово - материальная оболочка мысли. Однако это справедливо лишь в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета. Мыслительной деятельности нет, если ребенок не понимает, о чем он говорит.

Благодаря овладению речью, мир для ребенка становится шире и понятнее. Таким образом, слово увеличивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение).

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу; слушать собеседника, стараться его понять, не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет и т.д. Поэтому очень важно начинать развивать речь ребенка как можно раньше и участвовать в этом должны все взрослые люди, которые его окружают.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М., 2000.

2. Запорожец А.В. Психология. М., 1965.

3. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.

4. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 1979.

5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2007.

6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.

Поступила в редакцию 24.02.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.