Научная статья на тему 'Оплата труда в образовательных организациях'

Оплата труда в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
904
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЛАТА ТРУДА / ЛИМИТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ТАРИФЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

В статье рассказано, как правильно сформировать систему оплаты труда работников учреждения за счет бюджетных ассигнований и средств поступающих от приносящей доход деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оплата труда в образовательных организациях»

Труд и оплата

ОПЛАТА ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам

Бюджетные образовательные учреждения самостоятельно определяют систему оплаты труда. Такое право им предоставлено действующим российским законодательством. Однако при разработке системы оплаты труда им следует учитывать требования Трудового кодекса РФ (ТК РФ), иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений (далее — работники учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного • и стимулирующего характера, устанавливаются:

• коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством;

• иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права;

• Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в редакции от 29.09.2008 (далее — Положение № 583).

При определении учреждением системы оплаты труда работников, согласно п. 2 Положения № 583, необходимо использовать:

• единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

• единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Заметим, что квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в редакции от 29.04.2008);

государственные гарантии по оплате труда (ст. 130 ТК РФ). В силу ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

— величина минимального размера оплаты труда в РФ. Установление минимального размера оплаты труда предусмотрено ст. 133 ТК РФ. На основании этой статьи минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Напомним, что на сегодняшний день минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и составляет 4 330 руб. в месяц;

— меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы установлено ст. 134 ТК РФ;

— ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Нормы об ограничении удержаний из заработной платы содержатся в ст. 137 ТК РФ, а нормы об ограничении размера удержаний из заработной платы — вст. 138 ТК РФ;

— ограничение оплаты труда в натуральной форме. Как установлено ст. 131 ТК РФ, в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 % от начисленной месячной заработной платы;

— обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

— государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрены в гл. 57 разд. XIII «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» ТК РФ;

— ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;

— сроки и очередность выплаты заработной платы;

• перечень видов выплат компенсационного харак-

тера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвитием России.

Отметим, что на сегодняшний день Перечень видов выплат компенсационного характера в

федеральных бюджетных учреждениях, а также Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 (в редакции от 19.12.2008). В соответствии с этим приказом в перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях включены:

— выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

— выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

— выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

— надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;

• перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвитием России.

Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены приказом Минздравсоцразвития России от

29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (в редакции от 19.12.2008). Заметим, что данный перечень небольшой и предусматривает следующие виды стимулирующих выплат за: интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы, выслугу лет и премиальные выплаты по итогам работы.

Отметим, что приказами Рособразования от 28.11.2008№ 1763, 1769установленыпример-ные показатели стимулирования работников:

— государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Минобрнауки России, за количество, интенсивность и качество труда;

— государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Минобрнауки России, за количество, интенсивность и качество труда соответственно.

Кроме того, приказами Рособразования от

28.11.2008 № 1764, 1770 установлены целевые показатели эффективности работы:

— государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Минобрнауки России;

— государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Минобрнауки России;

• примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденные федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета. Примерное положение об оплате труда работников установлено, в частности, для работников:

— федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минфина России, по виду экономической деятельности «Образование» — приказом Минфина России от 30.10.2008 № 120н «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование»;

— федеральных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Минспорта России, по виду экономической деятельности «Образование» — приказом Минспорта России от 08.06.2009 № 371 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по виду экономической деятельности «Образование»;

— федеральных бюджетных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных МИД России — приказом МИДа России от 20.11.2008 № 18122 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, подведомственных МИДу России»;

— федеральных бюджетных учреждений среднего профессионального образования и общеобразовательной школы-интерната среднего

(полного) общего образования, подведомственных МИДу России — приказом МИДа России от 20.11.2008 № 18121 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений среднего профессионального образования и общеобразовательной школы-интерната, среднего (полного) общего образования, подведомственных МИДу России»;

— федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Правительства РФ, по виду экономической деятельности «Образование» — приказом Минобрнауки России от 31.10.2008№ 335 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование»;

— федеральных бюджетных учреждений образования, подведомственных Минрегиону России — приказом Минрегиона России от

23.10.2008 № 230 «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Министерства регионального развития Российской Федерации»;

— федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, по виду экономической деятельности «Образование» — приказом Минобрнауки России от

29.09.2008 № 272 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование»;

• рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 г. утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009, протокол № 10. В силу п. 6 Единых рекомендаций системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников образовательных учреждений бюджетной сферы устанавливаются:

— в федеральных государственных образовательных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с феде-

ральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

— в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

— в муниципальных образовательных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Установление и изменение систем оплаты труда работников образовательных учреждений бюджетной сферы, на основании п. 7 Единых рекомендаций, осуществляются с учетом:

— достигнутого уровня оплаты труда;

— государственных гарантий по оплате труда;

— размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

— мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);

— создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения;

— порядка аттестации работников образовательных учреждений бюджетной сферы, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ;

— типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном законодательством РФ);

• мнения представительного органа работников.

На основании п. 3 Положения № 583 размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем образовательного учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказом Минздравсоцразвития России от

05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».

Профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования».

В силу п. 4 Положения № 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характераустанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, что следует из п. 5 Положения № 583.

Заработная плата руководителей образовательных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. На это указывает п. 6 Положения № 583.

При этом должностной оклад руководителя образовательного учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном от-

ношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 № 167н «Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения». Заметим, что разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения приведены в приказе Минздравсоцразвития России от

02.04.2008 № 158н «Об утверждении разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения».

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров образовательных учреждений устанавливаются на 10—30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 8 Положения № 583).

Федеральные государственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера (п. 9 Положения № 583). Например, приказом Минобрнауки России от 28.11.2008 № 363 утверждено Положение о выплатах стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России.

Руководителям учреждений — главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ.

Заметим, что указанные выше главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5 % лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений. В частности, разъяснения об использовании централизованных до 5 % лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимули-

рующего характера утверждены приказом Минздравсоцразвития России от27.11.2008 № 666н.

Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом — главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решению указанного органа и в соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России. Например, Перечень целевых показателей и критериев оценки эффективности работы подведомственных Рослесхозу федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования утвержден приказом Рослесхоза от21.12.2009 № 524.

Согласно п. 7 Положения № 583 к основному персоналу образовательного учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

Перечни должностей и профессий работников образовательных учреждений, которые относятся к основному персоналу, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития России. К примеру, Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений по виду экономической деятельности «Образование» утвержден приказом Минспорта России от 27.04.2009 № 249. Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности «Образование» утвержден приказом Минрегиона России от29.08.2008 № 150.

На основании п. 10 Положения № 583 штатное расписание образовательного учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях

срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета и также за счет средств государственных внебюджетных фондов).

Фонд оплаты труда работников образовательного учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности, что следует изп. 11 Положения № 583.

Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом, начиная с 01.01.2010, объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 % средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета), и также средства государственных внебюджетных фондов направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.

Список литературы

1. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: постановление Правительства РФ от

05.08.2008 № 583.

2. Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих: постановление Минтруда России от21.08.1998 № 37.

3. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федеральный закон от 24.06.2008 № 91-ФЗ.

4. Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях: приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822.

5. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.