Научная статья на тему 'Сложные вопросы оплаты труда в бюджетных учреждениях'

Сложные вопросы оплаты труда в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1265
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / ТК РФ / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

Бюджетным организациям при разработке системы оплаты труда следует учитывать, что в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы ежегодно разрабатываются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В статье рассмотрены сложные вопросы оплаты труда в бюджетных организациях культуры и сферы медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сложные вопросы оплаты труда в бюджетных учреждениях»

Учет и отчетность бюджетных учреждений

СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Оплата труда в бюджетных учреждениях культуры

В соответствии с п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно государственных органов или органов местного самоуправления в сферах культуры, науки, образования, здравоохранения, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения культуры в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, причем бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения такого задания (п. 3 ст. 9.1 Закона о некоммерческих организациях).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением культуры осуществляется в виде субсидий от соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

В состав субсидий включены и средства на оплату труда творческих работников, специалистов и иных сотрудников бюджетных учреждений культуры.

Бюджетным организациям при разработке системы оплаты труда следует учитывать, что в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы ежегодно разрабатываются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Действующее российское законодательство предоставляет право бюджетным учреждениям культуры самостоятельно определять систему оплаты труда. При разработке системы оплаты труда следует учитывать требования трудового законодательства Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

Одним из таких документов является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Положение № 583).

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений включают в себя размеры

окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (п. 1 Положения № 583).

Системы оплаты труда согласно п. 2 Положения № 583 устанавливаются с учетом:

— Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». Справочник состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих;

— Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих». Этот справочник состоит из двух разделов, первый из которых содержит квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих, широко распространенных в учреждениях и организациях, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии;

— государственных гарантий по оплате труда. Перечень основных государственных гарантий по оплате труда работников содержится в ст. 130 Трудового кодекса РФ (ТК РФ);

— перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях (Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»);

— перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях (Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»);

— примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

В частности, Примерные положения по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства, образования, науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, утверждены приказом Минкуль-туры России от 28.08.2008 № 64 «Об утверждении Примерных положений по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства, образования, науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации» (далее — Положение № 64);

— рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 г. утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012. Протокол № 11);

— мнения представительного органа работников.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения культуры на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3 Положения № 583).

Профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии утверждены приказом Минздрав-соцразвития России от 31.08.2007 № 570 «Об ут-

верждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии» (далее — Приказ № 570).

Профессиональные квалификационные группы профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии утверждены приказом Минздрав-соцразвития России от 14.03.2008 № 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии».

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 4 Положения № 583).

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 — 30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений (п. 6 Положения № 583).

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение культуры.

Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития России (п. 7 Положения № 583).

Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ (п. 8 Положения № 583).

Федеральные государственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. Указанные главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5 % лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных казенных учреждений (п. 9 Положения № 583).

Отметим, что примерный перечень целевых показателей эффективности деятельности работников учреждений культуры, искусства, образовательных учреждений и науки, подведомственных Минкуль-туры России, установлен письмом Минкультуры России от 14.07.2010 № 45-01-39/04-ПХ.

Перечень целевых показателей эффективности деятельности федеральных библиотек, находящихся в ведении Минкультуры России, и критерии оценки эффективности работы их руководителей утвержден приказом Минкультуры России от 28.03.2012 № 248 «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности федеральных библиотек, находящихся в ведении Минкультуры России, и критериев оценки эффективности работы их руководителей».

Фонд оплаты труда работников федерального бюджетного учреждения формируется исходя из объема средств, поступающих в установленном порядке этому учреждению из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

По результатам выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) по решению федерального органа исполнительной власти (государственного органа) федеральному бюджетному учреждению могут предоставляться субсидии из федерального бюджета в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ на осуществление выплат стимулирующего характера из расчета до 5 % нормативных затрат (затрат, фактически сложившихся за отчетный период) на оплату труда персонала, участвующего непосредственно в оказании государственной услуги (выполнении работы) (п. 11 Положения № 583).

Особенности установления работникам культуры должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат. В соответствии с п. 3 Положения № 583 размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на

основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп (ПКГ)), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников учреждений культуры и искусства устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к ПКГ, утвержденным Приказом № 570, а также приказом Минздравсоц-развития России от 29.09.2008 № 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей руководителей, специалистов и служащих».

В соответствии с п. 2.1 разд. 2 Положения № 64 рекомендуются следующие минимальные размеры окладов, которые устанавливаются на основе отнесения занимаемых работниками должностей служащих к ПКГ (табл. 1).

Оклады заместителей рекомендуется устанавливать на 5 — 10 % ниже окладов соответствующих руководителей структурных подразделений.

Для артистического и художественного персонала, установление оклада которому производится в зависимости от нормы выступлений (постановок), при перевыполнении установленной нормы размер должностного оклада возрастает пропорционально ее перевыполнению.

В учреждениях культуры, где применяется поспектакльная оплата труда артистического пер-

сонала, расчет месячного должностного оклада производится исходя из ставки за одно выступление, умноженной на количество выступлений в месяц. Размер оплаты за выступление определяется путем деления оклада работника на норму выступлений в месяц, установленную учреждением (п. 2.1 Положения № 64).

Пример. А. А. Антонов работает в драматическом театре в должности артиста. В соответствии с Приказом № 570 должность «артист» отнесена к ПКГ «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена». Ему рекомендован минимальный размер оклада — 5 000 руб.

Предположим, что в театре применяется пос-пектакльная оплата труда. Норма выступлений в месяц по театру равна 16. В мае текущего года А. А. Антонов был задействован в 13 спектаклях.

Рассчитаем размер оклада данного работника за май.

Размер платы за одно выступление составит 312,50 руб. (5 000 руб.: 16 выступлений).

Следовательно, оклад артиста А. А. Антонова за май будет равен 4 062,50 рублей (312,50 руб. х х 13 выступлений).

Установление размера окладов рабочих. Установление базовых окладов сотрудников рабочих профессий также осуществляется на основании ПКГ. При этом приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих» (далее — Приказ Минздрав-

Таблица 1

Минимальные размеры окладов, устанавливающихся на основе отнесения занимаемых работниками должностей служащих к ПКГ

№ п/п ПКГ, установленные в соответствии с нормативно-правовыми актами Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников по должностям, входящим в ПКГ, руб.

1 Должности технических исполнителей и артистов вспомогательного состава (Приказ № 570) 3 200

2 Должности работников культуры, искусства и кинематографии среднего звена (Приказ № 570) 4 350

3 Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена (Приказ № 570) 5 000

4 Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии (Приказ № 570) 5 700

5 Общеотраслевые должности служащих первого уровня (Приказ № 247н) 3 100

6 Общеотраслевые должности служащих второго уровня (Приказ № 247н) 4 350

7 Общеотраслевые должности служащих третьего уровня (Приказ № 247н) 4 950

8 Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня (Приказ № 247н) 5 650

соцразвития России № 248н) утверждены ПКГ общеотраслевых профессий рабочих, которые наряду с применением в других бюджетных учреждениях применяются также и в учреждениях культуры.

В приказе Минздравсоцразвития России № 248н профессии и должности рабочих относятся к той или иной ПКГ в зависимости от присвоенных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС), утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР».

Минкультуры России для своих подведомственных учреждений предлагает минимальные размеры окладов рабочих, установленные в зависимости от разряда выполняемых работ в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих (табл. 2).

Компенсационные выплаты. Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях».

К таким выплатам относятся:

— выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ);

— выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

— выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ

различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в ночное время);

— надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»), их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ.

Стимулирующие выплаты. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (далее — Перечень № 818) работникам учреждений культуры независимо от занимаемой должности могут быть установлены следующие стимулирующие выплаты:

1) за интенсивность и высокие результаты работы;

2) за качество выполняемых работ;

3) за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Таблица 2

Минимальные размеры окладов рабочих Минкультуры России, установленные в зависимости от разряда выполняемых работ в соответствии с ЕТКС работ и профессий рабочих

№ Разряд в соответствии с ЕТКС работ Рекомендуемый минимальный

п/п и профессий рабочих размер оклада, руб.

1 1-й 3 000

2 2-й 3 300

3 3-й 3 750

4 4-й 4 350

5 5-й 4 700

6 6-й 5 000

7 7-й 5 150

8 8-й 5 300

Отметим, что в учреждениях культуры рекомендуется устанавливать стимулирующую надбавку за выслугу лет работникам из числа служащих и работникам прочих профессий в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях культуры и искусства (государственных или (и) муниципальных), в следующих размерах (в процентах от оклада) (п. 2.9 Положения № 64):

— при выслуге лет от 1 года до 3 лет — 5 %;

— при выслуге лет от 3 до 5 лет — 10 %;

— при выслуге лет свыше 5 лет — 15 %;

4) премиальные выплаты по итогам работы.

К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Перечнем № 818 определено, что виды, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда.

Поскольку перечень выплат стимулирующего характера является рекомендательным, учреждения культуры вправе по своему усмотрению выбрать из него те виды стимулирующих выплат, которые будут производиться их работникам.

Размер выплаты стимулирующего характера может определяться как в процентах к окладу (должностному окладу) работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер выплат стимулирующего характера не ограничен.

Дополнительные стимулирующие выплаты работникам учреждений культуры и искусства. Пунктом 2.2 Положения № 64 определено, что положением об оплате и стимулировании труда работников учреждения может быть предусмотрено установление работникам повышающих коэффициентов к окладам:

— персональный повышающий коэффициент к окладу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— повышающий коэффициент к окладу по учреждению (структурному подразделению);

— повышающий коэффициент к окладу за профессиональное мастерство;

— повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности.

Решение о введении соответствующих норм принимается учреждением культуры с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.

Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Рекомендуемые размеры и иные условия применения повышающих коэффициентов к окладам приведены в пп. 2.3 — 2.6 Положения № 64.

Оплата труда в бюджетных медицинских организациях

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным медицинским учреждением осуществляется в виде субсидий от соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). В состав субсидий включены и средства на оплату труда медицинских работников и иных сотрудников бюджетных медицинских учреждений.

При разработке системы оплаты труда бюджетным медицинским учреждениям следует учитывать рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В настоящее время такие рекомендации утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012 (далее — Рекомендации).

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников бюджетных медицинских учреждений согласно пп. 6, 8 и 31 Рекомендаций устанавливаются:

— в федеральных государственных учреждениях: коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583;

— в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальныхучрежде-

ниях: коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Рекомендаций.

Системы оплаты труда работников федеральных государственных медицинских учреждений. В силу п. 9 Рекомендаций системы оплаты труда работников федеральных государственных медицинских учреждений устанавливаются и изменяются с учетом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), утвержденного приказом Мин-здравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н и в соответствии с ТК РФ1.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы медицинских работников устанавливаются с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (п. 10 Рекомендаций).

Положение об оплате труда работников учреждения, разрабатываемое медицинским учреждением, должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп и не может содержать минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, предусмотренные примерными положениями об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

1 Более подробно см. раздел «Оплата труда в бюджетных учреждениях культуры» настоящей статьи.

Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами и соглашениями (п. 14 Рекомендаций).

В соответствии с п. 15 Рекомендаций размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников медицинских учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

При этом разработка показателей и критериев эффективности работы осуществляется с учетом следующих принципов:

— объективности: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;

— предсказуемости: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;

— адекватности: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации;

— своевременности: вознаграждение должно следовать за достижением результата;

— прозрачности: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

Следует отметить, что фонд оплаты труда в федеральных государственных медицинских учреждениях формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), объемов средств, централизованных главным распорядителем средств федерального бюджета и используемых учреждениями с учетом исполнения ими целевых показателей эффективности работы, объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений

на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (п. 27 Рекомендаций).

Для справки. Перечень целевых показателей эффективности работы бюджетных медицинских учреждений утвержден приказом Минобрнауки России от 12.10.2010 № 1011 « О целевых показателях эффективности работы бюджетных научных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и иных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации».

Системы оплаты труда работников государственных медицинских учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных медицинских учреждений. В соответствии с п. 31 Рекомендаций при установлении системы оплаты труда работникам государственных медицинских учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

— при введении новых условий оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных тарифных ставок, минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

— не допускать установления различных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, различных повышающих коэффициентов к ним либо диапазонов размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по одним и тем же должностям работников с одинаковой квалификацией, выполняющих одинаковую трудовую функцию;

— не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения для них систем оплаты труда при

условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда.

При разработке нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления согласно п. 33 Рекомендаций не вправе:

— формировать и утверждать профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам;

— переносить профессии рабочих и должности служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп, изменять порядок регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), в том числе вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы;

— применять наименования должностей (профессий) работников, не соответствующие наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним;

—утверждать квалификационные характеристики по должностям служащих и профессиям рабочих;

— отступать от Единого реестра ученых степеней и ученых званий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней», а также установленных сроков вступления в силу решений об их присуждении;

— устанавливать повышающие коэффициенты за наличие среднего или высшего профессионального образования при формировании размеров должностных окладов (ставок заработной платы) по должностям служащих, квалификационные характеристики которых не содержат требований о наличии среднего или высшего профессионального образования;

— устанавливать по должностям работников, входящих в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы,

различные размеры повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы.

При введении и применении систем оплаты труда работников государственных медицинских учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений следует обращать внимание на:

• необходимость формирования в положениях об оплате труда, разрабатываемых в учреждении, условий оплаты труда, которые свойственны только работникам данного учреждения, а также на обязательность установления в них по всем имеющимся в штате учреждения должностям работников фиксированных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.

При этом минимальные тарифные ставки, оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, предусматриваемые в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, целесообразно рекомендовать учреждениям использовать лишь в качестве ориентиров, не указывая их в положении об оплате труда работников конкретных учреждений;

• закрепление в трудовом договоре с работником (в дополнительном соглашении к трудовому договору) его конкретной трудовой функции, условий оплаты труда с указанием фиксированного размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленного ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы);

• формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения;

• наличие критериев и показателей для стимулирования труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом;

• применение демократических процедур при оценке эффективности работы различных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера (создание соответствующей комиссии с участием представительного органа работников);

• необходимость внесения изменений в трудовые договоры с работниками (заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам) в случаях изменения условий и размеров оплаты труда, в том числе при переходе на новые системы оплаты труда, при установлении и изменении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, установленных работникам за исполнение ими трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда, размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера;

• нецелесообразность внесения в локальные нормативные акты положений, дублирующих нормы ТК РФ, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.

В разделе X Рекомендаций установлены особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. На основании п. 36 Рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:

— повышение оплаты труда работников учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, а также межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации на

дополнительное финансовое обеспечение Территориальных программ государственных гарантий;

— осуществление денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с указанными врачами в медицинских организациях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи производится за счет средств обязательного медицинского страхования, учитывающих увеличение финансового обеспечения расходов, осуществляемых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

— при разработке критериев оценки эффективности труда медицинских работников использовать установленные стандарты и порядки оказания медицинской помощи при проведении медицинскими работниками лечебно-диагностических мероприятий.

При установлении выплат стимулирующего характера за интенсивность, высокие результаты работы, за качество выполняемых работ рекомендуется сохранять условия, порядок и размеры выплат, установленных в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения, медицинским работникам, участвующим в повышении доступности амбулаторной медицинской помощи и реализации стандартов оказания медицинской помощи, предусмотренных дополнительными соглашениями к трудовым договорам с работниками и Положениями об оплате труда работников учреждений.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 г.: решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012. Протокол № 11.

3. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осущест-

вляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

4. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

5. О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: постановление Правительства РФ от 31.10.2002 № 787.

6. О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны: постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573

7. О целевых показателях эффективности работы бюджетных научных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и иных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации: приказ Минобрнауки России от 12.10.2010 № 1011.

8. Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней: постановление Правительства РФ от 30.01.2002 № 74.

9. Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих: постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

10. Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях: приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822.

11. Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях: приказ Минздрав-соцразвития России от 29.12.2007 № 818.

12. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии: приказ Минз-дравсоцразвития России от 31.08.2007 № 570.

13. Об утверждении профессиональных квалификационных профессий рабочих культуры,

искусства и кинематографии: приказ Минздравсоц-развития России от 14.03.2008 № 121н.

14. Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности федеральных библиотек, находящихся в ведении Минкультуры России, и критериев оценки эффективности работы их руководителей: приказ Минкультуры России от 28.03.2012 № 248

15. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей руководителей, специалистов и служащих: приказ Минздравсоцраз-вития России от 29.09.2008 № 247н.

16. Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих: приказ Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 248н.

17. Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»: постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30.

18. Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях: приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822.

19. Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях: приказ Минздравсоцраз-вития России от 29.12.2007 № 818.

20. Письмо Минкультуры России от 14.07.2010 № 45-01-39/04-ПХ.

21. Примерное положение по оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений культуры и искусства, образования, науки, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации: приказ Минкультуры России от 28.08.2008 № 64.

22. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.