Труд и оплата
ОПЛАТА ТРУДА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление № 583) с 01.12.2008 были введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений.
В частности, согласно приказу Минздрав-соцразвития России от 14.08.2008 № 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений» были разработаны примерные положения об оплате труда работников медицинских учреждений.
В соответствии с пп. 2 и 3 Постановления № 583 введение новых систем оплаты труда осуществляется руководителями учреждений — главных распорядителей средств федерального бюджета в отношении работников подведомственных им учреждений с учетом, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая согласно новым системам оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе
единой тарифной сетки, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Отраслевые системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее — Положение об установлении систем оплаты труда), утвержденным п. 5 Постановления № 583.
Согласно п. 1 Положения об установлении систем оплаты труда, которые включают в размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также указанным Положением.
При этом размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы (п. 3 Положения об установлении систем оплаты труда).
Напомним, что критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены при-
казом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».
Профессиональные квалификационные группы должностей работников в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 № 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг».
На основании п. 2 Положения об установлении систем оплаты труда учреждения здравоохранения при установлении системы оплаты труда своих работников должны учитывать следующие нормы:
• единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 «Об утверждении «Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»», разд. «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1;
• единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в редакции от 29.04.2008);
• государственные гарантии по оплате труда, установленные ст. 130 Трудового кодекса РФ (ТК РФ). Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
— величина минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) в РФ. Установление МРОТ предусмотрено ст. 133 ТК РФ, согласно которой МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. На сегодняшний день МРОТ установлен Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (далее — Закон № 91-ФЗ) и составляет 4 330 руб. в месяц;
— меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы установлено ст. 134ТКРФ;
— ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы. Нормы об ограничении удержаний из заработной платы содержатся в ст. 137 ТК РФ, а нормы об ограничении размера удержаний из заработной платы — в ст. 138 ТК РФ;
— ограничение оплаты труда в натуральной форме. Абзацем 2ст. 131 ТК РФ установлено, что в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 % от начисленной месячной заработной платы;
— обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами. Реализация этой гарантии обеспечивается нормами гражданского законодательства, предусматривающими очередность удовлетворения требований кредиторов. В соответствии со ст. 64 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) предусматривает такую же очередность удовлетворения требований. Дополнительно ст. 95 Закона № 127-ФЗ устанавливает, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда,
причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда;
— государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрен в гл. 57 разд. XIII «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» ТК РФ;
— ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В соответствии со ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. При этом можно выделить следующие виды ответственности: материальная, административная, дисциплинарная, уголовная.
Административная ответственность является самой распространенной. В соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушение законодательства о труде влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от 1 ООО до 5 ООО руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 ООО до 5 ООО руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (постановления Президиума ВАС РФ от 04.11.2003 № 8908/03, ФАС Дальне-Восточного округа от 29.12.2009 по делу№ Ф03-4958/2009, ФАС Уральского округа от 02.12.2009 по делу № Ф09-9594/09-С1, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.03.2008 по делу№ АЗЗ-15224/07-Ф02-957/08, ФАС СевероЗападного округа от 10.01.2008 по делу № А21-3721/2007идр.).
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ), согласно которой невыплата свыше двух месяцев
заработной платы, совершенная руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Если продолжительная задержка выплат заработной платы повлекла тяжкие последствия (например, покушение сотрудника на самоубийство или хронические заболевания, которые могут быть квалифицированы как тяжкий вред здоровью), ответственность ужесточается: штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. (или заработная плата, либо иной доход осужденного за период от года до трех лет); лишение свободы на срок от трех до семи лет с запретом занимать определенные должности или осуществлять указанную деятельность на срок до трех лет. Уголовная ответственность по данной статье может быть применена только в том случае, если задержка выплаты зарплаты свыше двух месяцев была вызвана корыстной или иной личной заинтересованностью руководителя организации. О наличии такой заинтересованности можно говорить, например, при использовании денежных средств, предназначенных для выплат, в личных целях, например на покупку личного автомобиля. Дисциплинарная ответственность может возникнуть, если работодатель и лицо, ответственное за выплату заработной платы, — разные люди. В этом случае представительный орган работников имеет право обратиться к работодателю с заявлением о нарушении трудового законодательства либо условий коллективного или трудового договоров. В соответствии со ст. 195 ТК РФ за несвоевременную выплату заработной платы работодатель вправе применить к виновному лицу (наемному руководителю организации) одно из дисциплинарных взысканий, предусмотренных ч. 1 ст. 192 ТК РФ (замечание, выговор или увольнение).
Материальную ответственность регулирует ст. 236 ТК РФ. В ней сказано, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан дополнительно уплатить проценты (денежную
компенсацию) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Это означает, что если причиной невыплаты заработной платы в срок является несвоевременное перечисление денежных средств контрагентами организации, то работодателю все равно придется уплатить сотрудникам компенсацию. Обязанность выплатить денежную компенсацию не освобождает работодателя от привлечения к прочим видам ответственности; — сроки и очередность выплаты заработной платы. Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных причитающихся работнику сумм установлена ст. 142ТКРФ, согласно которой медицинский работник в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы; • перечень внаов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития России. В силу п. 4 Положения об установлении систем оплаты труда выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. На сегодняшний день Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, а также Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (далее — Приказ № 822). В соответствии с Приказом № 822 в перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях включены:
— выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
— выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
— выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся отнормальных);
— надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;
• перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемый Минздравсоцразвития России.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективнымидоговорами, соглашениями, локальными нормативными актами, что следует из п. 5 Положения об установлении систем оплаты труда. Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях». Данный перечень предусматривает следующие виды стимулирующих выплат: за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, за выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы;
• примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета. Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения Федерального агентства по управлению государственным имуществом утверждено приказом Росимущества от 17.11.2008 № 375 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения Федерального агентства по управлению государственным имуществом»;
• рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 г. (далее — Единые рекомендации) утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009, протокол № 10. В силу п. 6 Единых рекомендаций системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников медицинских учреждений бюджетной сферы устанавливаются:
— в федеральных государственных медицинских учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
— в государственных медицинских учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
— в муниципальных медицинских учреждениях
— коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Установление и изменение систем оплаты труда работников медицинских учреждений бюджетной сферы, на основании п. 7 Единых рекомендаций, осуществляются с учетом: достигнутого уровня оплаты труда; государственных гарантий по оплате труда; размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; размеров выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудо-
вого права; мнения профсоюзов (объединений профсоюзов); создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения; порядка аттестации работников образовательных учреждений бюджетной сферы, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ; типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, нормы времени, утверждаемые в порядке, установленном законодательством РФ); • мнение представительного органа работников. Согласно ч. 2 ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа). Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. В письме Минздравсоцразвития России от 10.09.2008 № 6800-АС «Об исполнении графика реализации мероприятий по переходу на новые системы оплаты труда» предусмотрены следующие этапы перехода на новые системы оплаты труда:
— утверждение штатного расписания;
— утверждение положений об оплате труда работников соответствующих учреждений на основе примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Минздравсоцразвития России;
— предупреждение работников о предстоящихиз-менениях обязательных условий трудового договора;
— заключение дополнительных соглашений к трудовому договору.
Рассмотрим перечисленные этапы перехода на новые системы оплаты труда более подробно на примере медицинского учреждения.
Утверждение штатного расписания. Штатное расписание — это документ, определяющий структуру медицинского учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению.
Порядок составления штатного расписания учреждениями здравоохранения утвержден приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996 № 16 (далее — Порядок составления штатного расписания).
Согласно п. 2 и 3 Порядка составления штатного расписания штатное расписание разрабатывается каждым учреждением здравоохранения самостоятельно и ежегодно утверждается главным врачом (директором, заведующим, начальником) по состоянию на 1 января.
Порядок расположения структурных подразделений и должностей в штатном расписании на основании п. 5 Порядка составления штатного расписания определяется руководителем учреждения здравоохранения. При этом в каждое структурное подразделение должны включаться штатные должности по всем категориям персонала с указанием специальности, начиная с высшего и заканчивая младшим звеном (например, заведующий структурным подразделением, врачи-специалисты, медицинская сестра, санитарка, водитель автомобиля, уборщик служебных помещений).
В свою очередь, должности, не являющиеся медицинскими или фармацевтическими, относятся к немедицинским структурным подразделениям. В штатном расписании указывается итоговая численность должностей, соответствующая расчетной численности по фонду заработной платы, предусмотренной сметой (пп. 6, 7 Порядка составления штатного расписания).
Для перехода на новую систему оплаты труда учреждениям здравоохранения при формировании штатного расписания и направлении его на согласование с вышестоящей организацией следует исходить из принципа достаточности численного состава работников учреждения для гарантированного выполнения ими соответствующих уставным целям федеральных бюджетныхучреждений функций, задач и объемов работ. При этом главным распорядителям при согласовании штатного расписания необходимо обращать внимание на его обоснованность в части соответствия включенных в него данных функциям, задачам и объемам работ каждого из подведомственных федеральных бюджетных учреждений.
Если в штатное расписание не вносились изменения либо вносились, но незначительные, то его переутверждение на предстоящий год необязательно. В этом случае оформляется перечень изменений на основании п. 3 Порядка составления штатного расписания.
Утверждение положений об оплате труда работников медицинских учреждений. В соответствии с п. 6 Постановления № 583 для введения новой системы оплаты труда приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н утверждены Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (далее — Рекомендации № 425н).
Рекомендациями № 425н предложено включать в примерное положение об оплате труда работников медицинских учреждений следующие разделы: «Общие положения», «Порядок и условия оплаты труда», «Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера», «Заключительные положения». Кратко рассмотрим указанные разделы.
Общие положения. Согласно п. 6 Рекомендаций № 425н данный раздел может содержать следующую информацию: ссылку на основании издания примерного положения (например, Постановление № 583); общее описание применяемой системы оплаты труда и ее основных элементов; краткую характеристику системы оплаты труда, применяемой для отдельных категорий работников.
Порядокиусловия оплаты труда. Данный раздел может содержать несколько подразделов: • основные условия оплаты труда (п. 7.1 Рекомендаций № 425н). Данный подраздел включает порядок применения и размеры минимальных окладов (ставок) работников на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам (далее — ПКГ), повышающих коэффициентов к окладу по занимаемым должностям. Учреждения здравоохранения применяют:
— ПКГ должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526;
— ПКГ должностей работников, занятыхв сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от31.03.2008 № 149н;
— ПКГ общеотраслевых должностей руководителей и служащих, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н;
— ПКГ общеотраслевых профессий рабочих, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 248н.
Вместе с этим при определении минимальных размеров окладов (ставок) медицинских работников по соответствующим ПКГ рекомендовано учитывать требования к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимым для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, а также норму Закона №91-ФЗ, устанавливающую с 01.01.2009 МРОТ в сумме 4 330 руб.
Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) по соответствующим ПКГ, а также повышающие коэффициенты к окладу по занимаемым должностям рассчитываются на основе осуществления дифференциации типовых должностей, включаемых в штатное расписание бюджетных учреждений и содержащихся в соответствующих разделах Справочника работ и профессий рабочих и Справочника должностей специалистов и служащих. Они устанавливаются в отношении конкретного работника с учетом его профессиональной подготовки, сложности выполняемой им работы, а также степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных перед ним задач, стажа его работы в конкретном учреждении и других факторов;
• компенсационные выплаты (п. 7.2 Рекомендаций № 425н). Данные выплаты устанавливаются на основе Перечня выплат компенсационного характера. Конкретные размеры коэффициентов, процентных надбавок и условий их применения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. Выплаты компенсационного характера, установленные в процентном отношении, согласно п. 7.2 Рекомендаций № 425н применяются к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ без учета повышающих коэффициентов;
• стимулирующие выплаты (п. 7.3 Рекомендаций № 425н). В указанный подраздел следует включить перечень (конкретные наименования) данных выплат, сформированный в соответствии с Перечнем выплат стимулирующего характера, а также их рекомендуемые размеры. Перечень стимулирующих выплат должен
отвечать уставным задачам и показателям оценки эффективности работы федерального бюджетного учреждения, устанавливаемым главным распорядителем, а также исходить из необходимости определения качественных и количественных показателей. Такие выплаты производятся по решению руководителя медицинского учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату
труда работников учреждения, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда.
Конкретные размеры данных выплат устанавливаются по итогам работы и могут определяться в процентах к минимальному окладу (ставке) работника по соответствующим ПКГ и в абсолютном размере.
Выплаты стимулирующего характера, установленные в процентном отношении, применяются к минимальному окладу (ставке) без учета повышающих коэффициентов на основании п. 7.3 Рекомендаций № 425н.
Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера. Согласно п. 8 Рекомендаций № 425н данный раздел содержит условия оплаты труда руководителей федеральных бюджетных учреждений, включая размеры должностных окладов и порядок их индексации, а также размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с п. 6 Положения об установлении систем оплаты труда должностной оклад руководителя медицинского учреждения определяется трудовым договором и составляет до пяти размеров средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им учреждения.
Для учреждений здравоохранения перечень таких работников определен приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2008 № 421н «Об утверждении Перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных учреждений», который представлен должностями врачей-специалистов.
Порядок исчисления средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения утвержден приказом Минздравсоцразвития России от08.04.2008 № 167н. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров медицинских учреждений устанавливаются на 10—30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Выплаты компенсационного характера для руководителя бюджетного медицинского учреждения, его заместителей и главного бухгалтера согласно п. 7.2 Рекомендаций № 425н устанавливаются в соответствии с Перечнем выплат компенсационного характера, т. е. в общеустановленном порядке.
Однако выплаты стимулирующего характера для данной категории работников предусматрива-
ются в самостоятельном перечне стимулирующих надбавок. Они устанавливаются с учетом целевых показателей эффективности деятельности федерального бюджетного учреждения.
Эти показатели для учреждений, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 19.03.2010 № 169н «Об утверждении целевых показателей эффективности деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и критериев оценки эффективности работы их руководителей, условий премирования руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
В данном приказе определены критерии оценки эффективности работы руководителей таких учреждений и условия их премирования. При этом руководителю медицинского учреждения, являющегося главным распорядителем, выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ, а их размер определяется с учетом результатов деятельности возглавляемого им учреждения.
Заключительные положения. В этом разделе отражаются особенности оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, а также иные рекомендации по условиям оплаты труда работников, которые, по мнению главных распорядителей, целесообразно отражать в положениях об оплате и стимулировании труда работников подведомственных учреждений с учетом специфики трудовых отношений. В частности, данная глава может регулировать вопросы оказания медицинским работникам материальной помощи из фонда оплаты труда.
Кроме того, в ней может определяться порядок делегирования руководителем медицинского учреждения руководителям филиалов, структурных подразделений полномочий по определению размеров заработной платы работников филиала (структурных подразделений), компенсационных и стимулирующих выплат в пределах средств, направляемых филиалами на оплату труда (или фондов оплаты труда, резервируемых руководителем для структурных подразделений в целях стимулирования работников данных структурных подразделений).
Предупреждение работников о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора. При введении новой системы оплаты труда в
соответствии со ст. 74 ТК РФ допускается внесение изменений в определенные сторонами условия трудового договора по инициативе руководителя учреждения здравоохранения, так как в данном случае они не могут быть сохранены по причине, связанной с организационными или технологическими условиями труда.
Об изменении условий договора медицинский работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до внесения этих изменений. Но в таком порядке можно изменить только условия оплаты труда, а не трудовую функцию работника и срок трудового договора.
Заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам. Мероприятие по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам со своими штатными работниками является последним этапом перехода на новые системы оплаты труда. Примерные формы дополнительного соглашения и трудового договора утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме».
Список литературы
1. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.
2. Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений: приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н.
3. Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме: приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 424н.