Научная статья на тему 'Переход к «Эффективному контракту» как ведущая задача модернизации отраслевой системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения'

Переход к «Эффективному контракту» как ведущая задача модернизации отраслевой системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотова Т. Ю.

Консультирует Т.Ю. БОЛОТОВА, руководитель проекта ГАРАНТ-ИнФарм, информационная компания «Гарант»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Болотова Т. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переход к «Эффективному контракту» как ведущая задача модернизации отраслевой системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения»



ПЕРЕХОД К «ЭФФЕКТИВНОМУ КОНТРАКТУ» КАК ВЕДУЩАЯ ЗАДАЧА МОДЕРНИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Консультирует Т.Ю. БОЛОТОВА,

руководитель проекта ГАРАНТ-ИнФарм,

информационная компания «Гарант»

Разработка в организации системы оплаты труда, гарантий и компенсаций, в полной мере соответствующей требованиям трудового и налогового законодательства, является одной из сложных управленческих и юридических задач. Из-за отсутствия четкого разграничения между компенсационными и стимулирующими выплатами возникают проблемы в вопросах квалификации, определения целей начисления компенсационных выплат работникам и уяснения их правовой природы.

Механическое повышение зарплаты, как заявил Владимир Путин в предвыборной Программе, «всем и каждому неэффективно». «Считаю, речь о любых реформах в здравоохранении и образовании может идти только в том случае, когда эти реформы обеспечивают достойную оплату труда профессионалов-бюджетников». В статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Президент указал на то, что «необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат». Обеспечение перехода к «эффективному контракту», который должен четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы, определено как ведущая задача модернизации отраслевой системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения. Минфин России оценивает объем увеличения расходов бюджетной системы в связи с переходом на эффективный контракт в социаль-

~1у1енецжер 1\РВ

\ здравоохранения 2013

52 Я

ной сфере, то есть на оплату труда в зависимости от качества и эффективности работы, в 2-3% ВВП к 2020 году.

С 1 сентября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений, труд которых оплачивается на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, введены новые системы оплаты труда, которые включают размеры окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Виды выплат стимулирующего характера, входящие в систему оплаты труда указанных работников, устанавливаются в соответствии с перечнями видов этих выплат, утверждаемыми Минздравсоцразвития России (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2912.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральны!х бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральны!х бюджетных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2008, № 11080). В связи с этим был утвержден Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, в который вошли следующие выплаты:

— за интенсивность и высокие результаты работы;

— за качество выполняемых работ;

— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

— премиальные по итогам работы.

Они направлены на стимулирование работника к качественному результату труда и поощрение его за выполненную работу. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с данным перечнем. Перечень для бюджетных организаций закрытый, но количественные и качественные показатели разрабатываются каждым бюджетным учрежде-

нием самостоятельно, на основании нормативной базы, разработанной для каждой отрасли.

Необходимо учитывать, что с 1 января 2010 г. объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников (см. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. №818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральны!х бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»).

Этапы перехода на новые системы оплаты труда предусмотрены в Информационном письме Минздравсоцразвития РФ от 10.09.2008 № 6800-АС «Об исполнении графика реализации мероприятий по переходу на новые системы/ оплаты/ труда»:

— утверждение штатного расписания;

— утверждение положений об оплате труда работников соответствующих учреждений на основе примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности с учетом рекомендаций, утвержденных Минздравсоцразвития;

— предупреждение работников о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора;

— заключение дополнительных соглашений к трудовому договору.

В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях устанавливаются следующие выплаты:

— по итогам работы (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год);

— за образцовое качество выполняемых работ;

№В Менеджер

3013

— за выполнение особо важных и срочных работ;

— за интенсивность и высокие результаты работы (см. Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. № 425н).

При формировании Перечня стимулирующих выплат для работников федеральных бюджетных учреждений исходят из необходимости определения качественных и количественных показателей для каждой конкретной стимулирующей выплаты. Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников:

— заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю непосредственно;

— руководителей структурных подразделений учреждения, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителям руководителей, по представлению заместителей руководителя;

— остальных работников, занятых в структурных подразделениях учреждения, по представлению руководителей структурных подразделений.

Размеры и условия выплат стимулирующего характера для работников всех категорий устанавливаются на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями, разработка которых осуществляется с учетом следующих принципов (п. 16. Единые

рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2012 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 27 декабря 2011 г., протокол № 10)):

— объективность — размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;

— предсказуемость — работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;

— адекватность — вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации;

— своевременность — вознаграждение должно следовать за достижением результата;

— справедливость — правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику;

— прозрачность — решения о выплатах и об их размерах принимаются с учетом мнения представительного органа работников.

В пункте 37 Единых рекомендаций даны разъяснения по вопросу установления выплат медицинским работникам, участвующим в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, в том числе программ повышения доступности амбулаторной медицинской помощи. При их установлении следует обращать внимание на следующие факторы:

— указанные выплаты относятся к виду выплат стимулирующего характера;

— перечень должностей специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, участвующих в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, утвержденными федеральным

1енеджер №В

здравоохранения 2012

органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

— финансовое обеспечение денежных выплат стимулирующего характера осуществляется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

— сроки, порядок, условия осуществления и размеры указанных выплат работникам определяются положениями об оплате труда работников учреждения в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти субъектов РФ;

— размер и условия установления выплат стимулирующего характера работнику, участвующему в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, а также права и ответственность работника и работодателя определяются трудовым договором либо дополнительным соглашением к трудовому договору;

— выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые медицинским работникам, участвующим в реализации программ модернизации здравоохранения субъектов РФ, учитываются при исчислении среднего заработка во всех случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

В целях мотивирования медицинских и фармацевтических работников к повышению квалификации, обеспечения единых подходов при оплате труда работников рекомендуется в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ не допускать различий в размерах должностных окладов, в повышающих коэффициентах либо в надбавках стимулирующего характера для медицинских работников, имеющих один и тот же уровень квалификации, в том числе одну и ту же квалификационную категорию.

Также следует учитывать, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего времени работника за учетный период (месяц, квартал, год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, которое определяется исходя из установленной для работников данной категории еженедельной продолжительности рабочего времени.

Конкретный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы может определяться как в процентах к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ (профессиональные квалификационные группы) работника, так и в абсолютном размере. Максимальный размер выплаты стимулирующего характера по итогам работы не ограничен. Выплаты стимулирующего характера, установленные в процентном отношении, применяются к минимальному окладу (ставке) по соответствующим ПКГ без учета повышающих коэффициентов (см. Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главны!ми распорядителями средств федерального бюджета, примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. № 425н).

В апреле—мае 2007 г. приказами Мин-здравсоцразвития России были утверждены критерии оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача), медицинской сестры врача общей практики (семейного врача), врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового и медицинской сестры участковой на терапевтическом участке. На современном этапе в части подготовки «дорожной карты» эффективного контракта руководителям отрасли предложено разработывать типовой контракт с работником, оказывающим ту или иную медицинскую услугу, в котором должны быть учтены все виды выплат, а не только зарплата.

№В Менеджер

3013

В июне месяце утверждены рекомендации по разработке системы оплаты труда работников медицинских организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения Москвы, участвующих в осуществлении мероприятий по переходу на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда (Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012 №531 «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы»). Рекомен-

дации содержат перечень должностей и профессий работников, относящихся к основному персоналу, и порядок исчисления размера их средней заработной платы; порядок и условия исчисления стажа, дающего право на получение стимулирующей выплаты за продолжительность непрерывной работы в медучреждениях; перечень видов компенсационных и стимулирующих выплат и разъяснения о порядке их установления. Департаментом устанавливаются целевые показатели эффективности и качества предоставляемых государственных услуг медучреждений, перешедших на систему оплаты труда, отличную от тарифной.

Перечень

приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, регламентирующих порядок введения новых систем оплаты труда

По оплате труда руководителей федеральных бюджетных учреждений:

— Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 №823 «Об утверждении разъяснения о реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5% на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений» (зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2008, №11 108);

— Приказ Минздравсоцразвития России от 02.04.2008 № 158н «Об утверждении разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения» (зарегистрирован в Минюсте России 29.04.2008, № 11 606);

— Приказ Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 № 167н «Об утверждении порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения» (зарегистрирован в Минюсте России 05.05.2008, № 11 624).

1енеджер №В

здравоохранения 3013

Утверждающие состав профессиональных квалификационных групп:

— Приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» (зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2007, № 10 191);

— Приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников» (зарегистрирован в Минюсте России 27.09.2007, № 10 189);

— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 апреля 2007 г. № 282 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового».

— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 апреля 2007 г. № 283 «Критерии оценки эффективности деятельности врача-педиатра участкового».

— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 мая 2007 г. № 324 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности медицинской сестры участковой на терапевтическом участке».

— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 мая 2007 г. № 325 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача)».

— Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 мая 2007 г. № 326 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности медицинской сестры врача общей практики (семейного врача)».

— Приказ Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 № 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг» (зарегистрирован в Минюсте России 09.04.2008, № 11481);

— Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 №217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2008, № 11 725);

— Приказ Минздравсоцразвития России от 03.07.2008 № 305н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок» (зарегистрирован в Минюсте России 18.07.2008, № 12 001);

Утверждающие перечень видов выплат стимулирующего и компенсационного характера:

— Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2008, № 11 080);

— Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2008, № 11 081).

№В Менеджер

3013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.