Научная статья на тему 'ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И БЫТА НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В ТРУДАХ РУССКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В'

ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И БЫТА НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В ТРУДАХ РУССКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИ / СЕВЕРНЫЙ ТАДЖИКИСТАН / КУЛЬТУРА / БЫТ / РУССКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафаров Қодир Ҳотамович

В статье рассматриваются данные приведенные русскими исследователями касательно районов Северного Таджикистана второй половины XIX в. Русские исследователи наравне с естественнонаучным изучением края дали подробные сведения об этническом составе, языке, истории, материальной и духовной культуре населения региона. Автор статьи на основе изучения научных публикаций русских исследователей второй половины XIX в., анализирует жизни и быта населения Северного Таджикистана в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF THE LIFE AND EVERYDAY LIFE OF THE POPULATION OF NORTHERN TAJIKISTAN IN THE WORKS OF RUSSIAN RESEARCHERS OF THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article examines the data provided by Russian researchers regarding the regions of Northern Tajikistan in the second half of the 19th century. Russian researchers, along with the natural science study of the region, provided detailed information about the ethnic composition, language, history, material and spiritual culture of the region's population. The author of the article analyzes the history of the population of Northern Tajikistan in the period under review based on the study of scientific publications of Russian researchers of the second half of the 19th century.

Текст научной работы на тему «ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И БЫТА НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В ТРУДАХ РУССКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В»

Сведения об авторах: Иброхимов Муродали Файзалиевич-доктор исторических наук, профессор Государственного института изобразительного искусства и дизайна Таджики-стана.E-mail: murodali@list.ru. Тел.: (+992) 987384876, (+37 992) 2217247.

Каримова Ганджина Бахтиёровна-соискатель Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша. Тел. 918817250, 2217260. E-mail: gancinkarimova@gmail.com

Information about the authors: Ibrohimov Murodali Faizalievich - doctor of history, Professor of the State institute of fine arts and design of Tajikistan. E-mail: murodali@list.ru. Tel. :(+992) 987384876, (+37 992) 2217247.

Karimova Ganjina Bakhtierovna-candidate of the A. Donish Institute of history, archeology and Ethnography. Tel. 918817250, 2217260. E-mail: gancinkarimova@gmail.com

УДК-91 (575.3)

ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И БЫТА НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В ТРУДАХ РУССКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

САФАРОВ К. Х., Институт истории, археологии и этнографии имени А. Дониша

К моменту завоевания Россией Средней Азии, в частности Северного Таджикистана, в русской востоковедческой литературе накопился значительный материал о различных сторонах жизни населения Туркестанского края: о населении, ремеслах, торговых и экономических ресурсах. При широте охвата вопросов, степень накопленного материала по отдельным областям Средней Азии была разной. Лучше была изучена Бухара, как столица Бухарского эмирата в целом. О Северном Таджикистане имеются отдельные сведения, которые позволяют осветить при помощи этнографических данных ряд вопросов жизни и быта населения.

Новый этап в изучении Средней Азии был связан с завоеванием царской Россией. Создавались благоприятные условия для более детального изучения конкретных областей: этнографии и истории их населения.

Много было сделано в этот период для изучения хозяйственной деятельности населения Средней Азии в целом, а таджиков в частности. Ещё в 1866 г. в г. Худжанде побывал выпускник восточного факультета Петербургского университета П.И.Пашино. В 1868. он опубликовал свою работу «Туркестанский край в 1866 г. Путевые заметки» [11,56].

В девятой главе автор кратко останавливается на приеме гостей местным баем: «На столе стоят сласти, ...съедобные печенья домашней кухни...Прежде всего хозяева предлагают попробовать расставленные

перед гостями сласти; потом подают крепкий желтый чай, за этим следуют пирожки с говядиной и с сахаром, потом пельмени с бульоном, бялиш (политет) и в заключение плов» [11, 94]. В главах, посвященных Северному Таджикистану, он характеризует организации труда ремесленников-надомников Худжанда, которые работали на предпринимателей.

В 1867 г. на страницах «Отечественные записки» появилась работа Ю.Д.Южакова «Наши приобретения в Средней Азии», содержащая сведения о ремесленниках и торговых заведениях в городах Ура-Тюбе и Худжанде.Однако в ней много неточностей. Ю.Д. Южаков явно преувеличил данные о количестве ремесленных мастерских и численности ремесленниках, что свидетельствуют о малом знании им местных условий [14,13].

Русский исследователь и чиновник А.Д.Гребенкин в 1872 г. в сборнике «Русский Туркестан» опубликовал очень интересную статью о населении Средней Азии, в частности о таджиках. В статье «Таджики» автор, прежде всего, останавливается на описании особенностей таджиков Зеравшанской долины.

Говоря о языке таджиков, автор отмечает, что он был персидский, но на нем говорили не все таджики. Ввиду того, что в округе жило много узбеков, таджики уже с малолетнего возраста говорили и на узбекском языке. Среди женщин - таджичек были и такие, которые совсем не знали узбекского языка [6, 27]. Рассказывая о духовной культуре, в частности о религии автор отмечает, что среди таджиков распространился суннизм.

В статье автор выделяет деятельность таджиков на несколько отраслей. Он останавливается на описании таджиков-земледельцев: «Таджики, будучи разбросаны по различным местностям округа, занимаются всеми отраслями земледелия: они хлебопашцы, садоводы, огородники и скотоводы.... Они сознают материальную выгоду владения землею и занятие земледелием, но сосредоточивать свои силы исключительно на нем, видеть все свое богатство только в земле -несообразно с их натурой, требующей большого круга деятельности и обладающей разносторонними способностями»[6,28]. Рассказывая о таланте таджиков как земледельцев, автор отмечает, что пашни, принадлежащие таджикам всегда лучше узбекских. Во втором параграфе статьи автор более подробно останавливается на ремесленном производстве таджиков. А.Д. Гребенкин пишет:«Таджики занимаются выделкой канауса (исключительно тад), адраса, бикасаба, алачи, хосы, дока, фаута, тибет-сали, бузи (всех сортов). Окраской бумажных ниток, шелка, шерсти и пуха таджики занимаются мало: они красят только в красивые цвета.

В сборнике «Материалы для статистики Туркестанского края», который был издан в 1873 г., опубликована другая статья А. Гребенкина «Ремесленная деятельность таджиков Зеравшанского округа» [5,47]. В ней рассматривается ремесленная деятельность таджиков данного округа.

По словам автора, ремеслом исключительно занимались таджики. Действовали следующие виды ремесла: ткацкое и вязальное; кузнечное, медночное и прочие; сапожное, шорное, седельное и другие; красильное; гончарное; швейное. Таджики ткали канаус (шаи), адрас, алачи, каламу, мату, хосу, чалмы, опояски, вязали чулки и другие. Для своих ткацких станков они употребляли шелк и хлопчатую бумагу, шерсть и пух использовали очень редко.

В 1874г. А.Д. Гребенкин опубликовал другую свою статью «Народы Средней Азии», в которой даны сведения о таджиках и других среднеазиатских народах [7,19].

Высоко оценивая эти работы ученого, вместе с тем необходимо отметить, что у А.Д.Гребенкина наблюдается тенденция, свойственная некоторой части дореволюционных авторов, приписывать национальному характеру изучаемого ими народа определенные черты, нередко отрицательные.Эти авторы, как отмечает профессор Н.О. Турсунов, «подчеркивали пороки, обусловленные социальными и бытовыми условиями, укоренившимися традициями, и трактовали их как характерные черты того или иного народа. Основанные на крайне ограниченных и неглубоких наблюдениях оценки, в корне неправильные, имеют привкус великодержавных взглядов людей, стоящих в стороне от народной жизни».

В 70-х гг. Х1Х в. востоковед А.Л. Кун собрал обширные, оставшиеся неопубликованными материалы по археологии, топографии Худжанда, о его жителях, жилых кварталах, об отраслях ремесла. Представляют интерес и записанные им в Худжанде загадки, пословицы и поговорки населения. В работе А.Л. Куна «Некоторые сведения о Ферганской долине» имеется краткое сообщение о крепости Махрам, об одноименном селении (Канибадамский район) [8,31]. Побывав также в Китабе и Шахрисабзе, А.Л. Кун составил список кварталов этих городов [9,13].

Особняком стоят работы по истории завоевания Средней Азии, в частности Ферганской долины, изданные участвовавшими в нем русскими генералами и офицерами. М.А. Терентьев в 1874 г. опубликовал статью «Статистические очерки Среднеазиатской России», в которой дает сведения о численности населения Средней Азии, в т. ч. Северного Таджикистана.

Свои наблюдения о жизни городов и селений Северного Таджикистана оставили и другие русские ученые.Работы знаменитого

ученого-естествоиспытателя А.П. Федченко «Топографический очерк Зеравшанской долины и заметки о соседних бекствах и памятниках Самарканда», «Заметки о Верхнем Зеравшане» посвящены населению Зеравшанской долины [13,69].

Редакция журнала «Природа и люди» в 1880 г. в городе Санкт -Петербурге подготовила и издала книгу «Народы России», в которой помещен раздел «Среднеазиатские народы» (таджики и узбеки). В данном разделе дается сведения об истории, быте, культуре, образе жизни таджиков. Книга также рассказывает о ремеслах, народной кухне, верованиях, обычаях и обрядах, фольклоре таджиков, которые входили в состав Российской империи.

В 1880 г. в городе Санкт-Петербурге была издана книга В. Радлова «Средняя Зерафшанская долина». Работа была результатом поездки автора по среднеазиатским городам [12,47].В своей работе автор останавливается и на материальной культуре населения. Он пишет: «Одеты они в свои пестрые и длинные халаты, обуты в сапоги с длинными и узкими голенищами, в светло-зеленных галошах; головы покрыты фантастично-свернутыми огромными чалмами белого, зеленого и красного цвета. Они одни сидят группами на базаре или у мечети, где ведут оживленные разговоры.Только изредка прокрадывается между пестрыми группами мужчин маленькая стойкая личность, закутанная в длинный синий халат, наброшенный на голову. Рукава этого халата, назад концами завязанные. Доходят почти до подола, халат она прихватывает рукой на груди, а к стоячему воротнику пришит кусок черной сетки из конских волос, закрывающий совершенно лицо. Это -женщина».

Русский исследователь и чиновник Г.А. Арандаренко в 1880 г. в газете «Туркестанские ведомости» опубликовал статью «Скотоводство в Зерафшанской долине» [3,51].В ней приводятся важные сведения о таджиках этой местности, об их быте и о скотоводческом хозяйстве, которое сыграло большую роль в жизни горцев. Автором дана справка о системе и способах содержания скота, о его видах и количестве, о молочном хозяйстве жителей Зеравшанской долины.

В 1886 г. в городе Казани была опубликована работа В.Наливкина и М.Наливкиной «Очерки быта женщины оседлого туземного населения Ферганы» [10,38]. Работа состоит из следующих разделов: «Предисловие»; «Краткий очерк Ферганской долины»; «Религия и духовенство»; «Жилище и утварь»; «Наружность женщины и ее одежда»; «Занятие и пища»; «Характер женщины, ее привычки, занятия и поведение в отношении окружающих»;«Беременность и роды. Девочка»; «Девушка. Сватовство и брак»; «Многоженство. Развод. Вдовство и смерть женщины».

Особенно интересны для исследователей помещенные в работе А.И. Макшеева «Исторический обзор Туркестана и наступательное движение в него русских» [1,13] планы городов Худжанда и Ура-Тюбе, на которых зафиксированы конфигурация их территорий,расположенные крепостных стен и ворот, направление главных арыков, улиц местонахождение цитаделей и базаров.

В конце XIX в. сбором и изучением археологических и этнографических материалов по Средней Азии начал свою научную деятельность М.С. Андреев. В 1896 г. он опубликовал статью «Исторические заметки о Ходженте» [2, 15]. В данной статье приведены народные предания и некоторые исторические данные о городе Худжанде.

Русский историк, краевед и страстный собиратель старины В.Л. Вяткин в конце Х1Х в. собрал любопытные данные о праздновании праздника Навруза в городе Самарканде. Он тщательно изучил доступные ему письменные источники, касающиеся этого древнего праздника восточно-иранских народов, дополнил их данные своими личными наблюдениями и в 1897 г. в газете «Туркестанских ведомостях» опубликовал статью «Навруз в Самарканде» [4, 36].

Во время сбора материала он заметил, что к этому празднику относится целый ряд обрядов и обычаев.В данной статье он останавливается на те обряды и обычаи, которые были распространены среди жителей города. По этому поводу он пишет: «Общая схема новогодних обычаев в том виде, в каком они сохранились до настоящего времени в Самарканде такова: Зажигание огней и хождение с огнем на арык Оби Рахмат».

Таким образом, важной стороной изучения Средней Азии, в т.ч. Северного Таджикистана, были подсчеты численности населения. Первые приблизительные исчисления, основанные, на личных впечатлениях и наблюдениях делались еще в первой половине Х1Х в. Е.К. Мейендорфом, Н.В. Ханыковым и А. Вамбери.

После присоединения Средней Азии к России появилась воз -можность получить более точные цифры. С конца 60-х гг. XIX в. начали публиковаться первые статистические сведения о численности и этническом составе населения, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, составленные на основании опроса нижних чинов местной администрации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макшеев А.И. Исторический обзор Туркестана и наступательные движения в него русских. СПБ.,-1890.

2. Андреев М.С. Исторические заметки о Ходженте // СКСО. Самарканд,-1896.

Вып. 4.

3. Арандаренко Г.А. Скотоводство в Зерафшанской долине // Туркестанские ведомости, -1880,-№34.

4. Вяткин В. Л. Навруз в Самарканде//Туркестанские ведомости,-1897. №394.

5. Гребенкин А.Д. Мелкие народности Зеравшанского округа // Русский Туркестан: сб., изданный по случаю политехнической выставки. М.,-1872. Вып.2. С. 110-130.

6. Гребенкин А.Д. Таджики // Русский Туркестан,-1872. Вып.2. С.1.

7. Гребенкин А.Д. Народы Средней Азии // Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник. СПб.,-1874. Вып. 3.

8. Кун А.Л. Некоторые сведения о Ферганской долине. СПб.,-1876.

9. Кун А.Л. Очерки Шахрисябзского бекства. Записки РГО по отделению этнографии. СПб.,-1880. Т. 6. С. 203-227.

10. Наливкин В. И. Наливкина М. Очерки быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. Казань,-1886.

11. Пашино П.И. Туркестанский край в 1866 г. Путевые заметки. СПб., 1868.

12. Радлов В.В. Средняя Зерафшанская долина // Записки ИРГО по изучению этнографии,-1880. Вып.6.

13. Федченко А.П. Заметки о Верхнем Зеравшане // Материалы для статистики Туркестанского края. Ежегодник. СПб.,-1872. Вып. 2.

14. Южаков Ю.Д. Наши приобретения в Средней Азии (Ура-Тюбе и его округ) // Отечественные записки,-1867. № 7-8.

ОПИСАНИЕ ЖИЗНИ И БЫТА НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО ТАДЖИКИСТАНА В ТРУДАХ РУССКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

В статье рассматриваются данные приведенные русскими исследователями касательно районов Северного Таджикистана второй половины XIX в. Русские исследователи наравне с естественнонаучным изучением края дали подробные сведения об этническом составе, языке, истории, материальной и духовной культуре населения региона. Автор статьи на основе изучения научных публикаций русских исследователей второй половины XIX в., анализирует жизни и быта населения Северного Таджикистана в рассматриваемый период.

Ключевые слова: таджики, Северный Таджикистан, культура, быт, русские исследователи, история.

ТАВСИФИ ^АЁТ ВА ТАРИЦИ ЗИНДАГИИ АХОЛИИ ТОЧ.ИКИСТОНИ ШИМОЛИ ДАР АСАР^ОИ МУ^АЦЦИЦОНИ РУС ДАР НИМАИ ДУЮМИ

АСРИ XIX

Дар макола маълумоти пешних,одкардаи мухдкки;они рус дар бораи навохди Точикистони Шимолй дар нимаи дуюми асри XIX тах,к,ик, шудааст. Мухдккщони рус дар баробари омузиши табиати минтака, дар бораи таркиби нажодй, забон, таърих, фархднги моддй ва маънавии ах,олии он маълумоти муфассал додаанд. Муаллифи ма;ола хдёт ва тарики зиндагии ахолии Точикистони Шимолиро дар давраи баррасишаванда дар асоси та^лили осори илмии мухд;;ик;они рус дар нимаи дуюми асри XIX баррасй кардааст.

Калидвожа^о: тоцикон, Тоцикистони Шимоли, фаруанг, маишат, мущщщони рус, таърих.

DESCRIPTION OF THE LIFE AND EVERYDAY LIFE OF THE POPULATION OF NORTHERN TAJIKISTAN IN THE WORKS OF RUSSIAN RESEARCHERS OF THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY

The article examines the data provided by Russian researchers regarding the regions of Northern Tajikistan in the second half of the 19th century. Russian researchers, along with the natural science study of the region, provided detailed information about the ethnic composition, language, history, material and spiritual culture of the region's population. The author of the article analyzes the history of the population of Northern Tajikistan in the period under review based on the study of scientific publications of Russian researchers of the second half of the 19th century.

Key words: tajiks, North Tajikistan, culture, life, Russian researcher, history.

Маълумот дар бораи муаллиф: Сафаров Кодир Х,отамович - докторанти соли 3 PhD Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш. Тел: (+992) 987 00 02 11, почтаи электрон й: hotamzodaa@gmail.com

Information about author: Safarov Qodir Hotamowich - 3rd year PhD of the A.Donish Institute of History, Archaeology and Ethnography. Tel: (+992) 987 00 02 11, e-mail: hotam-zodaa@gmail.com

УДК-903.4

«ТАЪРИХИ ^УМОЮН»-И ГУЛШАНЙ ВА А^АММИЯТИ ТАЪРИХИЮ ЧУЕРОФИИ ОН

АБДУЛЛОЕВА З. М., Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи А. Дониш

Сарчашмах,ои хаттии таърихй чихдти омузиш ва тахдики х,одисах,ои таърихй ахдммияти мух,им доранд. Яке аз чунин сарчашмах,ои таърихй «Таърихи х,умоюн»-и Мухдммад Содикхочаи Гулшанй мебошад,ки таърих ва вазъи чугрофию фархднгии аморати Бухоро ва шах,ру вилоятх,ои онро дар нимаи дуюми асри XIX ва ибтидои асри XX инъикос менамояд. Муаллифи он Содикхочаи Гулшанй аз донишмандон, шоирон ва таърихнависони нимаи дуюми асри XIX ва ибтидои асри XX буда, дар Бухоро ба дунё омадааст.

Соли таваллуди у ба таври аник маълум нест. Содикхочаи Гулшанй ва дигар донишмандони он давра низ дар ин хусус ба таври мушаххас маълумот надодаанд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.