Научная статья на тему 'ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / КУРСАНТЫ ФСИН / ПАТРИОТИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурмистрова Кристина Михайловна

В статье рассматривается программа психологического сопровождения развития патриотизма курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. Программа разработана по компонентам сфер развития личности: когнитивный компонент, мотивационно-потребностный, операционно-деятельностный, рефлексивный и мировоззренческо-ценностный. Категория предполагаемых участников программа - курсанты вузов ФСИН России. Специфика программы заключается в ее опоре на эстетико-семиотический подход в психологическом знании. Предполагаемые результаты по окончанию программы это изменения в мотивацион-но-потребностной и мировоззренческо-ценностной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурмистрова Кристина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF PATRIOTISM OF CADETS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the program of psychological support for the development of patriotism among cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The program is developed according to the components of the spheres of personality development: cognitive, motiva-tional-need, operational-activity, reflective and worldview-value. The category of prospective participants in the program is cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The specificity of the program lies in its reliance on the aesthetic-semiotic approach in psychological knowledge. The expected results of the program are changes in the motivational-need-based and worldview-value spheres.

Текст научной работы на тему «ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

3. Samoylenko, I.I. (2012), "Psychological characteristics of sambo", available at: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2017/09/15/psihologicheskaya-harakteristika-sambo/ (accessed 12 January 2021).

4. Sementsova, Ya.S. (2019), "Psychological training of sambists", Young scientist, No. 9 (247), pp. 174-176, available at: https://moluch.ru/archive/247/56977/ (accessed 22 January 2021).

Контактная информация: ioakimidi-julija@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2021

УДК 159.99

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ ФСИН РОССИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кристина Михайловна Бурмистрова, адъюнкт, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

В статье рассматривается программа психологического сопровождения развития патриотизма курсантов высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России. Программа разработана по компонентам сфер развития личности: когнитивный компонент, мотивационно-потребностный, операционно-деятельностный, рефлексивный и мировоззренческо-ценностный. Категория предполагаемых участников программа - курсанты вузов ФСИН России. Специфика программы заключается в ее опоре на эстетико-семиотический подход в психологическом знании. Предполагаемые результаты по окончанию программы это изменения в мотивацион-но-потребностной и мировоззренческо-ценностной сферах.

Ключевые слова: компоненты программы, психологическая программа, курсанты ФСИН, патриотизм, образовательный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p423-426

DESCRIPTION OF THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF PATRIOTISM OF CADETS OF THE FEDERAL

PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Kristina Mikhailovna Burmistrova, the adjunct, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Abstract

The article discusses the program of psychological support for the development of patriotism among cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The program is developed according to the components of the spheres of personality development: cognitive, motivational-need, operational-activity, reflective and worldview-value. The category of prospective participants in the program is cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The specificity of the program lies in its reliance on the aesthetic-semiotic approach in psychological knowledge. The expected results of the program are changes in the motivational-need-based and worldview-value spheres.

Keywords: components of the program, psychological program, cadets of the Federal Penitentiary Service, patriotism, educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Подъем национального самосознания в последние годы обусловил социальный заказ на такие черты личности, как патриотизм и гражданственность. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение в рамках реализации

госпрограмм: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020» от 30.12.2015 г. №1493 и «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 12.11.2020 года N 2945-р.

Исторически сложилось так, что именно учебные заведения являются фундаментом формирования гражданской идентичности личности и причастности ее к родным истокам. Поэтому значительной является задача совершенствования системы развития патриотизма, которая способствовала бы формирования у учащихся патриотического сознания и верности Родине. В соответствии с этим система патриотического воспитания в вузе должна обеспечить целенаправленное формирование у курсантов активной жизненной позиции, развитие у них государственного мышления, готовности к решению важных задач в соответствии с национальными интересами страны. Система должна способствовать подготовке курсантов - будущих офицеров к такой военно-профессиональной деятельности, в которой знания, опыт и личные интересы соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью к судьбе Родины.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Целью программы является развитие патриотизма курсантов ФСИН в условиях образовательного процесса в вузе; создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих развитию духовно-нравственного потенциала личности и успешному обучению.

Из общей цели патриотического воспитания курсантов вытекают следующие задачи:

1. Формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

2. Приобщение курсантов к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

3. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности как важнейшей характеристики молодых граждан, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности;

4. Воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, формирование социально значимой целеустремленности;

5. Формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе.

Выполнение задач будет способствовать значительному повышению уровня социальной активности курсантов, развитию патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству.

Методологическую основу разработки программы составили основополагающие идеи и положения следующих научных подходов:

- личностный подход (К.К. Платонов, Н.К. Гончаров, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукин);

- системный подход (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, В.А. Лекторский, Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин);

- деятельностный подход (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Э.С. Маркарян, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Тепло в);

- культурно-исторический подход (М.М. Бахтин, Л. С. Выготский, Н.Я. Данилевский, А.Р. Лурия);

- субъектный подход (A.B. Брушлинский, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, Э.В. Сайко);

- эстетико-семиотический подход (И.В. Черемисова).

Психологические условия и основные направления программы:

- создание развивающей среды в учебно-воспитательной работе с курсантами;

- эмоционально-образная насыщенность и духовно-нравственное содержание произведений искусства, используемых в развивающей программе;

- разнообразие творческой активности в мотивационном, эмоциональном, когнитивном, коммуникативном, деятельностном и мирровозренчески-ценностном аспектах с учетом психологических особенностей юношеского возраста;

- личность преподавателя и психолога, обладающая высоким уровнем патриотизма;

- направленность программы психологического сопровождения на развитие целостной личности обучающегося.

Основные направления программы:

1. Методическая работа с преподавателями, кураторами учебных групп, командирами взводов, психологами вуза; деятельность психолога, направленная на развитие духовно-нравственного потенциала личности.

2. Психолого-педагогическая работа с обучающимися, направленная на развитие их духовности и патриотичности.

3. Организация взаимодействия с родителями обучающихся, направленного на развитие патриотизма и духовности в семье.

4. Организация взаимодействия с общественными организациями, учреждениями культуры, укрепление связей с представителями религиозных конфессий и средствами массовой информации._

Этапы психологического сопровождения

Первый этап - проведение комплексного диагностического исследования степени выраженности патриотизма Второй этап - совместная деятельность преподавателей, командиров учебных групп и взводов вуза, работников учреждений культуры, представителей общественных организаций и деятельность психолога, направленная на развитие духовно-нравственных качеств личности курсанта средствами художественно-эстетической деятельности. Третий этап - итоговая диагностика уровня развития патриотизма курсантов ФСИН.

Диагностические методики, используемые для психологического сопровождения развития патриотизма курсантов

№ Компонент программы Содержание компонента программы Диагностический комплекс

1. Когнитивный -знание содержания понятий и категорий («Отечество», «патриотизм», «долг»); -знание истории (семьи, культуры, этноса); -способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству; -осмысление своей роли и места в жизни общества. 1. Авторская анкета «Патриот» 2.Мини-сочинение на тему: «Каким я вижу патриота» 3. Методика «Неоконченные предложения»

2. Мотивационно-потреб-ностный -потребность в познании исторического прошлого страны; -проявление устойчивого интереса к проблемам и особенностям развития общества и государства; -позитивное отношение и интерес к службе; -наличие опыта патриотической мотивации в социально-значимых видах деятельности. 1.Шкала оценки потребности в достижении (Орлов Ю.М.). 2.Методика определения направленности личности -на достижение успеха/избегание неудачи (А.А. Реан)

3. Операционально-дея-тельностный -готовность к непосредственному участию в созидательной деятельности на благо Отечества и его защиты; -совокупность навыков, умений и качеств, необходимых для реализации функции защиты Отечества; -самореализация в качестве субъекта патриотической деятельности в сферах жизнедеятельности 1.Опросник «Цель-средство-результат» Карманов А.А. 2.Методика диагностики предельных смыслов Д. А. Леонтьева 3.Продукты творческой деятельности 4. Ситуационные задачи

№ Компонент программы Содержание компонента программы Диагностический комплекс

3. Рефлексивный -отстаивание и утверждение патриотизма как жизненно важного принципа, борьбе с его деформацией и извращением; -готовность к героическим свершениям и достижениям. 1.Самонаблюдение 2.Беседы 3.Мини-сочинение-размышление 4.Мини-сочинение-музыкальное впечатление.

4. Мировоззренчески-ценностный -осмысление Отечества как высшей социально-значимой, духовно-исторической ценности; -наличие патриотических идеалов, культурных образцов как регулятивов жизнедеятельности личности, группы; -гордость за принадлежность к культуре и достижениям Отечества; -приоритетность ценностей и интересов Отечества перед индивидуальными. 1. Тест исследования патриотизма «Патриограмма» А. В. Потемкина, 3. Методика СЖО Д. А. Леонтьева 4.Определение жизненных ценностей личности (Мш!-тест) П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова

ВЫВОД

К ожидаемым результатам внедрения программы психологического сопровождения мы можем отнести следующие:

1. Повышение активности курсантов в мероприятиях патриотической направленности.

2. Расширение объема знаний курсантов об истории своей Родины, родном крае, культурно-историческому наследию в семье традициях, обычаях своего народа и других народов и этносов.

3. Позитивные изменения в мотивационно-потребностной и мировоззренческо-ценностной сферах у обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурмистрова, К.М. Патриотизм как основа ценностно-смысловой сферы курсанта ФСИН / К.М. Бурмистрова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. - Ульяновск : Перспектива, 2020. - С. 223-225.

2. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: коллективная монография / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев : Авторское перо, Волгоград, 2006. - 172 с.

3. Черемисова, И.В. Вторичная музыкальная личность в пространстве элитарного образования: эстетико-семиотический подход : монография / И.В. Черемисова. - Ульяновск : Зебра, 2019. - 235 с.

REFERENCES

1. Burmistrova, K.M. (2020), "Patriotism as the basis of the value-semantic sphere of the FSIN cadet", Category "social" in modern pedagogy and psychology: materials of the eighth All-Russian scientific-practical conference with remote and international participation, Perspective, Ulyanovsk, pp. 223225.

2. Vyrshchikov, A.N. and Kusmartsev, M.B. (2006), Patriotic education of youth in modern Russian society, Author's pen, Volgograd.

3. Cheremisova, I.V. (2019), Secondary musical personality in the space of elite education: an aesthetic-semiotic approach, Zebra, Ulyanovsk.

Контактная информация: kristina_byrm@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.