Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ И СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ И СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / КУРСАНТЫ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Отраднова А. С.

Представлены результаты исследования содержательных характеристик патриотизма у курсантов образовательной организации МВД России и сотрудников органов внутренних дел. Полученные данные свидетельствуют о выраженных показателях в группе курсантов по следующим параметрам: ценностные («личностно-значимые ценности»), эмоциональные («стеничность»), динамические («эргичность») и мотивационные («социоцентризм») характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Отраднова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT CHARACTERISTICS OF PATRIOTISM AMONG CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND INTERNAL AFFAIRS PERSONNEL

The article presents the results of the study of the content characteristics of patriotism among internal affairs personnel and cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The data obtained shows high indicators among the group of cadets for the following parameters: value (“personal significant values”), emotional (“stenicity”), dynamic (“ergicity”) and motivational (“sociocentrism”) characteristics.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ И СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 159.9.07 DOI: 10.17853/2686-8970-2021-3-80-91

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ И СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Александра Сергеевна Отраднова

преподаватель кафедры психологии служебной деятельности и педагогики

alya.otradnova@inbox.ru

Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия

Аннотация. Представлены результаты исследования содержательных характеристик патриотизма у курсантов образовательной организации МВД России и сотрудников органов внутренних дел. Полученные данные свидетельствуют о выраженных показателях в группе курсантов по следующим параметрам: ценностные («личностно-значимые ценности»), эмоциональные («стеничность»), динамические («эргичность») и мотивационные («социоцентризм») характеристики.

Ключевые слова: патриотизм, курсанты, сотрудники органов внутренних дел, образовательные организации МВД России.

Для цитирования: Отраднова, А. С. Содержательные характеристики патриотизма у курсантов образовательной организации МВД России и сотрудников органов внутренних дел / А. С. Отраднова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 3 (6). С. 80-91. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-3-80-91.

CONTENT CHARACTERISTICS OF PATRIOTISM AMONG

CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND INTERNAL AFFAIRS PERSONNEL

A. S. Otradnova

Teacher of the Department of Psychology of Service and Pedagogy

Ural Law Institute of Internal Affairs of Russia, Ekaterinburg, Russia

80

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Abstract. The article presents the results of the study of the content characteristics of patriotism among internal affairs personnel and cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The data obtained shows high indicators among the group of cadets for the following parameters: value ("personal significant values"), emotional ("stenicity"), dynamic ("ergicity") and motivational ("sociocentrism") characteristics.

Keywords: patriotism, cadets, internal affairs personnel, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

For citation: Otradnova, A. S. Content characteristics of patriotism among cadets of educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia and internal affairs personnel / A. S. Otradnova. Text: print // INSIGHT. 2021. № 3 (6). P. 80-91. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-3-80-91.

Феномен «патриотизм» пронизывает все сферы жизни и деятельности человека: учебную, профессиональную и др. От того, каким образом будет сформирован патриотизм личности, во многом зависит благополучие государства. В системе подготовки кадров для органов внутренних дел (ОВД) этот вопрос приобретает особое значение, поскольку от позиции сотрудников полиции, их решений, выполнения тех или иных функций зависят судьбы других людей, общества и государства в целом [9, 11].

Несмотря на значительный интерес ученых к рассматриваемой проблеме, на сегодняшний день существуют противоречия, связанные с необходимостью создания системы патриотического воспитания, а также отсутствием единого понимания феномена «патриотизм» и патриотичности как базового свойства личности. Следует отметить, что подавляющее количество исследований сосредоточено в области следующих наук: философии, педагогики, социологии. В то время как психологические особенности данного явления подробно не изучены.

Цель нашего исследования - анализ содержательных характеристик патриотизма у курсантов образовательной организации МВД России (ОО МВД России) и сотрудников органов внутренних дел.

Проблема формирования патриотизма представлена еще в работах древнегреческих мыслителей (Аристотеля, Платона и др.), которые рассматривали данное явление с точки зрения готовности личности служить на благо общества. Впоследствии эти идеи получили развитие в трудах отечественных и зарубежных мыслителей (В. Г. Бе-

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

81

линского, К. Гельвеция, Д. Дидро, Н. А. Добролюбова, Ж.-Ж. Руссо, Н. Г. Чернышевского и др.). На сегодняшний день феномен «патриотизм» характеризуется междисциплинарным характером, активно разрабатывается в различных отраслях гуманитарного знания (философии, педагогики, политологии, истории и др.) [14].

Изучение психологии патриотизма получило распространение относительно недавно. Наиболее подробно данный феномен нашел отражение в работах И. Б. Кудиновой, С. И. Кудинова, С. С. Кудино-ва, О. Б. Михайловой, Т. В. Пантелеевой, А. В. Потемкина, Н. А. Фоминой и др. [8, 13, 14 и др.]. Так, исследователи в ходе анализа сущности и содержания патриотизма придерживаются основных идей системно-функционального подхода А. И. Крупнова, согласно которому каждое свойство личности включает в себя личностные и индивидные характеристики, функционально связанные между собой. Личностные характеристики содержат мотивационные, когнитивные и продуктивные переменные, которые обусловлены социальными факторами развития и зависят от социального окружения. Индивидные характеристики включают в себя динамические, эмоциональные и регуляторно-волевые составляющие [1, 7].

В рамках исследования психологического содержания патриотизма у курсантов образовательной организации МВД России и сотрудников органов внутренних дел за основу было взято определение патриотизма, предложенное А. В. Потемкиным. Так, по мнению ученого, патриотизм - это системно-функциональное свойство личности, представленное совокупностью инструментально-стилевых и мотива-ционно-смысловых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность субъекта к реализации актуальных и потенциальных социально-значимых ценностей, идеалов и убеждений [13].

Для подтверждения гипотезы (существуют различия в психологическом содержании патриотизма курсантов ОО МВД России и сотрудников ОВД) было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 37 человек (п = 37), из них 20 человек - курсанты образовательной организации МВД России, 17 человек - сотрудники территориальных подразделений ОВД.

82

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

В качестве методик исследования выбраны следующие: анкета-опросник представлений о патриотизме (О. А. Капцевич), бланковая методика «Патриограмма» (А. В. Потемкин) [4, 13].

Анализ результатов анкеты-опросника представлений о патриотизме позволяет отметить, что все участники считают себя патриотом своей страны - России.

При ответе на вопрос, касающийся сложившегося на сегодняшний день в российском обществе отношения к патриотизму, мнения испытуемых разделились (рис. 1).

Рис. 1. Отношение к патриотизму в современном российском обществе: Г~1 - положительное; []Т| - нейтральное; 0 - отрицательное

Следующий вопрос анкеты-опросника был связан с определением личного отношения респондентов к феномену патриотизма (рис. 2).

52%

10%

82%

Рис. 2. Отношение участников исследования к патриотизму: [ГЛ| - положительное; £2 - нейтральное

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

83

Далее, с целью выявления понимания сущности патриотизма курсантам и сотрудникам было предложено ответить на вопрос «Что такое патриотизм в Вашем понимании?». На основании ответов установлено, что более 50 % участников рассматривают патриотизм как «любовь к Родине», «любовь к своей стране», для 14 % - это «защита Отечества, его истории и культуры», «в любое время помогать и защищать свою страну, независимо от того, какое положение ты имеешь». 10 % определяют данное личностное свойство через категорию «отношение»: «отношение личности к своей стране, которая проявляется в его действиях и выражениях к ней», «отношение личности (положительное отношение) ко всем аспектам деятельности государства в целом». Также 10 % опрошенных патриотизм воспринимают как «преданность своей стране, готовность к любым трудностям», «преданность своей Родине, соблюдение закона, правового воспитания». Для 6 % эта категория связана с чувством уважения: «уважение к Родине, к народу, к традициям и обычаям», «уважение и любовь к своей стране, гордость за нее и ее граждан, готовность к самопожертвованию ради страны и ее граждан». Семантический анализ феномена патриотизма позволяет отметить, что сотрудники и курсанты при определении патриотизма ориентируются и на такое его понимание, как «гордость за страну», «чувство привязанности», «гордость за культуру».

В целом, представленные характеристики во многом отражают общепринятое понимание категории «патриотизм». Анализ определений позволяет отметить, что в группе испытуемых преобладает эмоционально-оценочная составляющая данного явления.

Рассмотрим результаты, полученные в ходе выполнения респондентами методики «Патриограмма», цель ее применения - выявление содержательных характеристик патриотизма и специфики их проявления у курсантов ОО МВД России и сотрудников ОВД.

Методика содержит восемь шкал, соответствующих каждому компоненту патриотизма: 1-2 - шкала ценностных характеристик (социально-значимые - личностно-значимые ценности); 3-4 - шкала динамических характеристик (эргичность - аэргичность); 5-6 - шкала эмоциональных характеристик (стеничность - астеничность); 7-8 -шкала регуляторных характеристик (интернальность - экстернальность);

84

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

9-10 - шкала мотивационных характеристик (социоцентризм - эгоцентризм); 11-12 - шкала когнитивных характеристик (осмысленность -осведомленность); 13-14 - шкала продуктивных характеристик (предметно-коммуникативные - субъектно-личностные); 15-16 - шкала характеристик типов затруднений (операциональные - личностные). В каждой шкале присутствуют гармоническая и агармоническая переменные. В итоге измеряются 16 показателей (рис. 3).

Уровень выраженности компонента патриотизма

^ ДА/ \ Л" • \

\ \

\ / \ / к \/ * ■ V/ У V » ' \ / , / " * \ \

\ / \ V . —•

\

0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Показатель компонента патриотизма

Рис. 3. Средние показатели выраженности содержательных характеристик патриотизма: --курсанты;------сотрудники

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что курсанты при выражении патриотизма придерживаются личных интересов, имеют, скорее, некоторые намерения, нежели собственно проявляют рассматриваемое личностное свойство. Как отмечают ученые, такие лица в большей степени склонны размышлять на тему патриотизма, чем осуществлять какие-то конкретные действия, направленные во благо общества, государства. Вместе с тем следует обратить внимание, что для данной группы характерны результаты выше среднего по шкале «Динамический показатель: эргичность», что про-

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

85

является в большой силе, устойчивости, постоянстве проявления патриотического поведения. Однако интенсивность выражения данного свойства пока не имеет постоянной основы. Рассматривая данный показатель в совокупности с ценностным компонентом, можно предположить, что курсанты готовы быть патриотичными в случаях, когда им это выгодно, когда это позволяет улучшить собственное положение, добиться признания и уважения, обрести авторитет среди других людей и т. д. Об этом также свидетельствуют результаты по шкалам «Волевой показатель: экстернальность», «Мотивационный показатель: эгоцентризм». Соответственно, детерминацией патриотизма является стремление повысить свой социальный статус, добиться общественного признания, развить у себя лидерские качества, заслужить авторитет и т. д. [8].

Данные по шкале «Когнитивный показатель: осведомленность» позволяют предположить, что у курсантов в настоящий момент не сформировано целостное представление о патриотизме, его функциональном назначении, толкование существенных признаков данного свойства носит обобщенный, фрагментарный характер. Кроме того, обучающиеся не всегда могут отличить патриотизм от других личностных свойств.

Рассмотрение результатов по шкалам «Рефлексивно-оценочный показатель: коммуникативная переменная», «Рефлексивно-оценочный показатель: личностная переменная» позволяет отметить, что курсанты стремятся реализовать себя в направленности патриотизма на решение личных проблем, связанных с самосовершенствованием и саморазвитием.

Вместе с тем у обучающихся отмечаются высокие характеристики по шкале «Эмоциональный показатель: астеничность», что указывает на доминирование эмоции тревоги, частое предчувствие неудачи, проявление негативных чувств (пессимизм, страх и разочарование) в процессе реализации данного личностного свойства.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что для данной группы испытуемых патриотизм как качество личности полностью не сформировано. Поэтому его проявление в основном обусловлено личностно значимыми целями.

86

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Также исследование содержательных характеристик патриотизма было проведено среди сотрудников органов внутренних дел. Полученные данные позволяют отметить, что в представленной группе результаты выше среднего зафиксированы по таким шкалам, как «Эмоциональный показатель: астеничность», «Мотивационный показатель: эгоцентризм», «Когнитивный показатель: осведомленность».

Следовательно, в группе сотрудников ОВД также отсутствует целостное представление о рассматриваемом личностном свойстве. Выраженность компонента «эгоцентризм» позволяет отметить, что их патриотизм в основном детерминирован желанием проявить себя и свои возможности, получить признание, уважение со стороны других людей и т. д. Кроме того, для данной группы характерно выражение негативных эмоций, связанных с этим желанием (тревоги, страха, предчувствия неудачи и т. д.).

Далее, с целью выявления статистически значимых различий показателей патриотизма у курсантов ОО МВД России и сотрудников ОВД был проведен сравнительный анализ с использованием U-крите-рия Манна-Уитни (таблица).

Статистическая оценка различий показателей патриотизма

Компонент патриотизма Средний ранг р-уровень

Курсанты ОО МВД России Сотрудники ОВД

Эргичность 22,45 14,94 0,03

Стеничность 23,70 13,47 0,00

Личностная переменная 22,25 15,18 0,04

Социоцентризм 22,13 15,32 0,05

Анализ данных, представленных в таблице, свидетельствует о статистически значимых различиях в рассматриваемых группах.

Так, у курсантов отмечаются более выраженные показатели по динамическим характеристикам («эргичность»), что свидетельствует об их готовности (сила, устойчивость, постоянство стремлений) к проявлению патриотизма, отстаиванию интересов своей страны и общества.

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

87

В группе сотрудников ОВД результаты по данной шкале указывают на отсутствие у них стремлений к активному проявлению патриотических намерений.

Кроме того, по шкале эмоциональных характеристик («стенич-ность») у обучающихся также более высокие показатели, чем у сотрудников ОВД. Следовательно, курсанты испытают положительные эмоции при проявлении патриотизма. Им в большей степени свойственно ощущение эмоционального подъема, оттого что они могут принести пользу своей стране. В свою очередь, в проявлении своих эмоций сотрудники ОВД более сдержанны, их отличает нейтральное отношение к данному явлению.

По шкале мотивационных характеристик («социоцентризм») в группе курсантов более высокие результаты, что может свидетельствовать о том, что проявление патриотизма для них связно со стремлением оказать помощь окружающим людям, заслужить уважение в группе, коллективе, социуме. У сотрудников же преобладают эгоцентрические мотивы, опосредованные необходимостью проявить себя и собственные возможности, быть независимыми и самостоятельными. Кроме того, у них отсутствует желание взглянуть на ситуацию с точки зрения окружающих людей. Они в большей степени ориентированы на удовлетворение собственных потребностей.

По шкале характеристик типов затруднений («личностная переменная») у сотрудников ОВД показатели ниже, чем у курсантов. Для обучающихся основные трудности проявления патриотизма связаны с личностной тревожностью, застенчивостью, скромностью. Они могут испытывать сомнения относительно того, что могут принести пользу стране, обществу в силу несформированности определенных личностных качеств и т. д.

На основании проведенного исследования было выявлено, что в группах курсантов ОО МВД России и сотрудников ОВД имеются различия в содержательных характеристиках патриотизма. В частности, отмечается, что у обучающихся выражены показатели по следующим параметрам: ценностные («личностно-значимые ценности»); эмоциональные («стеничность»); динамические («эргичность») и мотивацион-ные («социоцентризм») характеристики.

88

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

Вместе с тем анкетный опрос позволяет отметить, что в обеих группах преобладают эмоционально-оценочные характеристики, в то же время когнитивные характеристики, связанные с пониманием, осознанием патриотизма, не в полной степени сформированы.

Исходя из этого, в целях повышения уровня патриотизма в рамках морально-психологического обеспечения курсантов ОО МВД России и сотрудников ОВД необходимо развивать основные составляющие рассматриваемого личностного свойства: когнитивный, аффективный (эмоциональный) и поведенческий.

Так, когнитивный компонент включает знания истории культуры своей страны, создания и формирования системы органов внутренних дел, сведения о подвигах героев и успехах современников, знакомство с жизнью людей других национальностей, их традициями, национально-специфическими ценностями разных культур. Эмоциональный компонент связан с системой переживаний и восприятием того, что относится к понятию «родина». Поведенческий компонент определяет способность к волевым проявлениям в области патриотизма.

Развитие данных компонентов будет способствовать повышению уровня патриотизма курсантов ОО МВД России и сотрудников ОВД.

Список литературы

1. Алиайдарай, А. Системно-функциональный подход к изучению агрессивности личности сербских и албанских студентов / А. Алиайдарай. Текст: электронный // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2011. № 5. С. 230-233. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-funktsionalnyy-podhod-k-izuche-niyu-agressivnosti-lichnosti-serbskih-i-albanskih-studentov.

2. Бялт, В. С. Воспитательная работа как вид морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел / В. С. Бялт, А. Д. Косолапов. Текст: непосредственный // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70-4. С. 43-46.

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

89

3. Горохова, В. В. Формирование патриотизма и гражданственности у курсантов и слушателей Московского университета МВД России / В. В. Горохова. Текст: электронный // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. С. 5-6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-patriotizma-i-grazhdanstvennosti-u-kursantov-i-slu-shateley-moskovskogo-universiteta-mvd-rossii.

4. Капцевич, О. А. Представленность патриотических ценностей в политическом сознании жителей Санкт-Петербурга и Владивостока: диссертация ... кандидата психологических наук / Ольга Александровна Капцевич. Санкт-Петербург, 2016. 193 с. Текст: непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кожевников, С. И. Патриотическое воспитание студентов вузов: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Сергей Иванович Кожевников. Москва, 2005. 26 с. Текст: непосредственный.

6. Коновалова, О. В. Феномен патриотического воспитания в вузах системы МВД России (2016-2020) / О. В. Коновалова. Текст: непосредственный // Социальная педагогика в России. 2021. № 1. С. 3-8.

7. Крупнов, А. И. Системная структура образования и свойств личности / А. И. Крупнов. Текст: электронный // Психолого-педагогический поиск. 2008. № 4. С. 124-127. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=15276012.

8. Кудинов, С. И. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов / С. И. Кудинов, И. Б. Кудинова, С. С. Ку-динов. Текст: электронный // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2013. № 1. С. 5-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-proyavleniya-pat-riotichnosti-lichnosti-u-studentov.

9. Ларионова, С. В. Особенности патриотического воспитания в образовательных организациях деонтологического типа с использованием наглядных методов обучения / С. В. Ларионова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 33-40.

10. Леонов, А. В. Патриотическое воспитание обучающихся в Волгодонском филиале РЮИ МВД России / А. В. Леонов. Текст: непосредственный // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С.188-190.

90

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

11. Мельченкова, В. В. Патриотическое воспитание в профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / В. В. Мельченкова. Текст: электронный // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-2. С. 337-341. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41594381.

12. Паулкина, Д. П. Развитие патриотизма курсантов образовательных организаций ФСИН России и его роль в обеспечении викти-мологической безопасности / Д. П. Паулкина, К. М. Бурмистрова, И. В. Че-ремисова. Текст: непосредственный // Инновации в образовании. 2021. № 2. С. 41-49.

13. Потемкин, А. В. Новые методы диагностики патриотизма / А. В. Потемкин. Текст: электронный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 4. С. 39-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11968631.

14. Системное исследование патриотичности и ответственности личности / С. И. Кудинов, И. Б. Кудинова, С. А. Гаврилушкин, А. В. Потемкин. Москва: Перо, 2018. 263 с. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=36282180. Текст: электронный.

15. Шурухина, Г. А. Психологический анализ проявления патриотичности у старших школьников / Г. А. Шурухина, Л. А. Жданова. Текст: электронный // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2015. № 3. С. 45-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-proyavleniya-pat-riotichnosti-u-starshih-shkolnikov.

16. Archard, D. Should we teach patriotism? / D. Archard. Text: print // Studies in Philosophy and Education. 1999. Vol. 18 (3). P. 157-173.

ИНСАЙТ. 2021. № 3 (6)

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.