Научная статья на тему 'ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СИСТЕМА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА / ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИННОВАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Быстрова Наталья Васильевна, Гордеев Кирилл Сергеевич

Актуальность исследования характеризуется необходимостью подготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии с современными реалиями нарастающего научно-технического прогресса, которые характеризуются появлением новых профессий, содержание которых коренным образом преобразуется. Одним из способов разрешения данной проблемы является опережающая система подготовки кадров для региона в образовательных и профессиональных организациях, в частности, деятельность центров опережающей подготовки. Причина появления ресурсных центров - это непосредственно разрыв между скоростью изменений современных технологий и неспособность профессионального образования обеспечить соответствующую скорость изменения образовательных программ и выпуск на рынок специалистов, обладающих необходимыми рынку профессиональными квалификациями. Таким образом, центры опережающей подготовки представляют собой необходимый элемент развития современной модели социально-экономического устройства. Авторы статьи рассматривают программы, предлагаемые центром опережающей профессиональной подготовки на территории г. Нижний Новгород, выделяют преимущества и особенности его работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Быстрова Наталья Васильевна, Гордеев Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED TRAINING AS ONE OF THE AREAS OF PROFESSIONAL EDUCATION MODERNIZATION

The relevance of the research is characterized by the necessity of training qualified working personnel in accordance with the modern realities of the growing scientific and technological progress, which are characterized by the appearance of new professions, the content of which is radically transformed. One of the ways to solve this problem is an advanced system of personnel training for the region in educational and professional organizations, in particular, the activity of advanced training centers. The reason for the emergence of resource centers is a direct gap between the speed of changes in modern technologies and the inability of vocational education to provide the corresponding speed of change in educational programs and the release to the market of specialists with the necessary professional qualifications. Thus, the centers of advanced training are a necessary element in the development of the modern model of socio-economic structure. The authors of the article consider the programs offered by the advanced vocational training center in the city of Nizhny Novgorod, highlight the advantages and features of its work.

Текст научной работы на тему «ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 377.2

кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Гордеев Кирилл Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность исследования характеризуется необходимостью подготовки квалифицированных рабочих кадров в соответствии с современными реалиями нарастающего научно-технического прогресса, которые характеризуются появлением новых профессий, содержание которых коренным образом преобразуется. Одним из способов разрешения данной проблемы является опережающая система подготовки кадров для региона в образовательных и профессиональных организациях, в частности, деятельность центров опережающей подготовки. Причина появления ресурсных центров - это непосредственно разрыв между скоростью изменений современных технологий и неспособность профессионального образования обеспечить соответствующую скорость изменения образовательных программ и выпуск на рынок специалистов, обладающих необходимыми рынку профессиональными квалификациями. Таким образом, центры опережающей подготовки представляют собой необходимый элемент развития современной модели социально-экономического устройства. Авторы статьи рассматривают программы, предлагаемые центром опережающей профессиональной подготовки на территории г. Нижний Новгород, выделяют преимущества и особенности его работы.

Ключевые слова: практико-ориентированный подход, образовательная программа, система опережающей подготовки кадров, открытая система, лучшие практики, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, примерная основная образовательная программа, инновационный научно-технологический центр.

Annotation. The relevance of the research is characterized by the necessity of training qualified working personnel in accordance with the modern realities of the growing scientific and technological progress, which are characterized by the appearance of new professions, the content of which is radically transformed. One of the ways to solve this problem is an advanced system of personnel training for the region in educational and professional organizations, in particular, the activity of advanced training centers. The reason for the emergence of resource centers is a direct gap between the speed of changes in modern technologies and the inability of vocational education to provide the corresponding speed of change in educational programs and the release to the market of specialists with the necessary professional qualifications. Thus, the centers of advanced training are a necessary element in the development of the modern model of socio-economic structure. The authors of the article consider the programs offered by the advanced vocational training center in the city of Nizhny Novgorod, highlight the advantages and features of its work.

Keywords: practice-oriented approach, educational program, system of advanced training, open system, best practices, federal state educational standard, professional standard, model basic educational program, innovative scientific and technological center.

Введение. Стремительное развитие техники и технологий, ускорение изменений бизнес-процессов производства и обслуживания приводят к тому, что современный рынок труда характеризуется возрастающими рисками квалификационных разрывов. Появляются профессии и квалификации будущего. Одни компетенции выходят на первый план, а другие становятся историей. Опубликованное в 2019 году исследование РАНХиГС показывает, что к 2030 году компетенции 45,5% работников в России могут потерять актуальность из-за введения роботов в эксплуатацию [5]. Одна из главных причин того, что выпускники образовательных учреждений не трудоустраиваются по специальности - это «отставание» системы подготовки кадров от требований рынка труда. В 2019 году Росстатом было проведено выборочное исследование, в результате которого было выявлено, что в период с 2016 года по 2018 год не работают по специальности [9]:

- 31% (634,5 тысячи) студентов, окончивших высшие учебные заведения;

- 43% (389,3 тыс. чел.), студентов, окончившие средние профессиональные образовательные учреждения;

- 50% (224,6 тыс. чел.) студентов, окончившие профессиональные училища.

Уровень безработицы среди выпускников вузов 2019 года составил 12,9%, тогда как среди выпускников с дипломом о среднем профессиональном образовании безработных уже в первом квартале 2020 года 17,9% [9]. Хочется также подчеркнуть тот факт, что по отдельным специальностям наблюдается дефицит кадров. Это также доказывает дисбаланс между спросом со стороны работодателей и предложением со стороны образовательных учреждений. Кроме того, часть специальностей уже не актуально, а на новые направления образовательные учреждения не ведут набора.

Таким образом, «отставанию» системы подготовки кадров также способствует несоответствие скорости обновления номенклатуры и содержания образовательных программ темпам развития технологий. Действующие в системе образования перечни профессий, специальностей, направлений подготовки, по которым осуществляется набор на обучение в стране, не соответствуют номенклатуре квалификаций, которые устанавливаются профессиональным сообществом на основе профессиональных стандартов.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время сложилась ситуация, когда у большого количества работников нет документального подтверждения профессиональной квалификации, что затрудняет задачу оценить ее избыток или недостаток по сравнению с требованиями рабочего места, при этом в целом и повсеместно отмечается несоответствие имеющихся навыков требованиям их рабочих мест [1]. Формальные образовательные квалификации не отражают фактический уровень квалификации работника. По этой причине наличие документа о высоком образовательном уровне не повышает шансы найти работу. Предоставление возможности для непрерывного обучения каждому человеку на протяжении его трудовой жизни без каких-либо ограничений, касающихся возраста, пола, предыдущего образования и подготовки, как внутри формальной системы образования, так и вне её, представляет собой одно из требований международной политики профессионального образования и подготовки. В настоящее время в Российской Федерации ещё

не созданы широкие возможности для участия граждан в непрерывном образовании. Получив профессию или специальность, с учётом ускорения процессов обновления технологий, человек должен иметь возможность продолжать в течение всей трудовой жизни учиться и при необходимости полностью переучиваться. Для её кадрового обеспечения работодателям необходимы механизмы конструирования в режиме «онлайн» образовательных и карьерных траекторий своих работников, инициирования и организации оперативной подготовки кадров по новым и обновляющимся (изменяющимся) профессиям, в том числе по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с получением новых квалификаций, описанных в том числе на основе требований профессиональных стандартов или их проектов, то есть признаваемых на корпоративном, отраслевом и национальном уровнях [2].

Таким образом, речь должна вестись в первую очередь об организации так называемой «опережающей профессиональной подготовки». Применительно к термину «опережающая подготовка» полагается, что содержание и характер профессионального образования и обучения должны соответствовать требованиям техники и технологиям, которые либо еще не внедренны в производство, либо совсем не существуют, но уже можно увидеть отдельные элементы в возможностях реального внедрения. Термины «опережающая подготовка кадров», «опережающее профессиональное образование», «опережающее профессиональное обучение можно считать синонимами.

Изучением вопроса опережающей профессиональной подготовки занимались такие ученые как В.М. Бондаренко, В.М. Зуев, М.В. Журавлева, А.М. Новиков, С.Н. Лысенкова,М.В. Усынин и другие.

Усынин М.В. рассматривает процесс опережающей профессиональной подготовки как «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и обучающихся, направленных на формирование профессиональных компетенций и ПЗСЛ бакалавров путем перевода педагогической системы в состояние опережающего развития» [8, с. 11]. С точки зрения Журавлевой М.В. «опережающее профессиональное образование, являясь механизмом создания «новой экономики», не может осуществляться в отрыве от производства и науки. В связи с этим необходимость реализации опережающей профессиональной подготовки предполагает создание условий ее осуществления, которые будут обеспечиваться не только образовательными учреждениями, но и отраслевыми производственными и научными структурами» [4, с. 23]. Жуков Г.Н. и Пахомова Е.А. под опережающим профессиональным образованием понимают «системообразующее свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии всех компонентов педагогической системы, построенных на основе инновационных процессов и направленных на профессиональное развитие будущего специалиста, формирование его готовности к профессиональной деятельности в условиях модернизации экономики» [3, с. 66].

Важной составляющей организации опережающей подготовки, как показывает международный опыт, должна стать система перспективного прогнозирования и планирования востребованных в будущем квалификаций и компетенций, развиваемая на национальном уровне.

Цель организации опережающей подготовки кадров по новым и обновляющимся (изменяющимся) профессиям заключается в удовлетворении потребностей компаний (предприятий, организаций) в своевременном обеспечении квалифицированными кадрами новых и изменяемых бизнес процессов вследствие принятия новых целей производства или обслуживания (модернизация или расширение производства и обслуживания, связанная с внедрением новой техники и технологий, с автоматизацией и роботизацией, с цифровизацией процессов управления; запуск новых сервисов и продуктов; оптимизация организационной структуры и т.п.).

Можно условно выделить три модели опережающей подготовки кадров:

- 1 модель (США и Великобритания) - за счёт большей свободы образовательные организации сами формируют содержание образовательных программ, учитывая изученный материал по компетенциям, которые запрашиваются работодателями; иногда образовательные организации обращаются за консультацией к профессиональным ассоциациям, которые помогают длительные программы адаптировать требованиям, предъявляемые рынком труда;

- 2 модель (Испания) - система с большей степенью государственного регулирования образования, адаптация достигается за счёт системы дополнительного образования работников;

- 3 модель (Чили) - сформирована кластерная система подготовки кадров для горнодобывающей отрасли; работает государственная программа при участии предприятий, учебных заведений и отраслевого совета по компетенциям; ведется учёт изменений в компетенциях, осуществляется введение новых модулей в стандартные образовательные программы.

Рассмотрим зарубежную практику выявления текущих и перспективных компетенций (табл. 1).

Таблица 1

Зарубежная практика выявления текущих и перспективных компетенций [6]

Страна Характеристика

Испания - с периодичностью раз в 2 года анализируется 200 востребованных профессий; - для каждой делается краткий обзор необходимых компетенций; - вводятся новые и обновляются старые компетенции.

Австрия - с периодичностью раз в 2 года проводится опрос более чем 7000 предприятий со штатом более 20 сотрудников; - действует сервис «Барометр квалификаций».

Великобритания - создаются рабочие группы с активным привлечением работодателей для разработки актуальных образовательных программ по рабочим профессиям.

Ирландия - с 1996 г. функционирует экспертная группа по востребованным в будущем компетенциям; - сеть частных корпоративных центров и организаций, реализующих короткие программы опережающей подготовки.

США - на протяжении 20 лет ведется информационная база, которая содержит характеристику тынка труда США и данные о востребованных и перспективных профессиях, технологиях и умениях.

Таким образом, особенностями зарубежных практик является наличие сбора и обработки информации о востребованных на рынке труда компетенциях в разрезе профессий и профессиональных групп, а также ведущая роль в определении востребованных и перспективных компетенций отводится представителям из сферы труда.

В Российской Федерации разработано большое количество официальных документов, регламентирующие опережающую подготовку кадров, но эти документы носят в основном декларативный характер. Правилом реализации программ опережающей профессиональной подготовки в Российской Федерации является ускоренное обучение с длительностью программ не более 6 месяцев.

Значимую роль в рамках опережающей системы подготовки кадров для региона в образовательных и профессиональных организациях играет деятельность центров опережающей подготовки. Ресурсные центры представляют собой вполне своевременное и необходимое явление в образовании [7].

В настоящее время разработан федеральный проект «Молодые профессионалы», в рамках которого до 2024 года планируется создать более 100 центров опережающей подготовки кадров. Причиной появления таких центров - это разрыв между скоростью изменений современных технологий и неспособность профессионального образования обеспечить соответствующую скорость изменения образовательных программ и выпуск на рынок специалистов, обладающих необходимыми рынку профессиональными квалификациями.

Центры опережающей подготовки предоставляют некоммерческим организациям (НКО) (инициативным группам) квалифицированный доступ к информационным, учебным, материально-техническим, научно-методическим ресурсам для того, чтобы НКО (инициативные группы) могли достигать высоких профессиональных результатов. Это иногда дефицитные и всегда дорогие ресурсы - концентрируя их, ресурсный центр становится ключевым игроком на поле создания НКО и обеспечивает их профессиональный рост.

Центр опережающей подготовки представляют собой структуру, способную решать весьма обширный круг задач: анализ и прогноз; оценка и мониторинг; социальный маркетинг; социальное предпринимательство; методическое обеспечение; информационно-техническое обеспечение. Главным клиентом центров являются в первую очередь НКО и граждане, желающие создать НКО. Однако клиентами центров могут быть и коммерческие организации, которые также заинтересованы в получении методических материалов, консалтинговых услуг на базе ресурсного центра, проведении тренинговых программ для сотрудников. Клиентами центров опережающей подготовки также могут быть служащие муниципальных и региональных органов власти, которые начинают работать с инициативными гражданами и хотят повысить свой профессиональный уровень владения данной темой.

Методическая функция центра опережающей подготовки распространяется не только на некоммерческие организации и расширяется до уровня качественной экспертизы. Центр может быть экспертом и для программ органов власти, бизнеса, отдельных идей просто активных граждан. Он способен предложить клиентам программы, тесты, стандарты, разработки, методические рекомендации, удовлетворять специфические образовательные запросы клиентов. Однако повышение квалификации руководителей и членов НКО представляет собой приоритет образовательной политики центра. Центры опережающей профессиональной подготовки представляют собой необходимый элемент развития современной модели социально-экономического устройства. Создание и развитие центров базируется на четких принципах, из которых главный - это непосредственно объединение и концентрация различных ресурсов для создания комфортной среды функционирования некоммерческих организаций и инициативных групп населения. Главной задачей подобных центров является мониторинг актуальных и прогнозных потребностей рынка труда. Сотрудники центра анализируют образовательные возможности региона и при необходимости инициируют создание в системе профессионального образования новых программ подготовки по востребованным компетенциям в короткие сроки (не более 9 месяцев).

На сегодняшний день в г. Нижний Новгород функционирует центр опережающей подготовки как структурное подразделение Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский индустриальный колледж». Центр начал свою работу с ноября 2020 года. Рассмотрим некоторые программы, которые реализует Центр для следующих категорий (табл. 2).

Таблица 2

Программы, реализуемые Нижегородским Центром опережающей профессиональной подготовки

Категории Название программы Продолжительность Описание

для школьников Вожатый в рамках проекта «Первая профессия» 72 часа теоретическая и практическая подготовка обучающих к работе вожатого в детских оздоровительных лагерях и образовательных организациях

Маляр в рамках проекта «Первая профессия» 72 часа теоретическая и практическая подготовка обучающихся к деятельности маляра строительного по окрашиванию наружных и внутренних поверхностей зданий и сооружений

для студентов Организация выездной фотосъемки 16 часов получение практического опыта фотосъемки одиночных и групповых портретов в студии и на выезде

для граждан Microsoft Excel для опытных пользователей 18 часов расширение возможностей работы в приложении

Основы технологии больших данных 18 часов рассматриваются теория и практика работы с данными, а также перспективы и ожидания, связанные с этим направлением

Обеспечение контроля технического состояния автотранспортных средств 250 часов изучение современной нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию проверки и контроля технического состояния транспортных

средств с целью обеспечения безопасности дорожного движения

для людей за 50 Microsoft Word 2013 18 часов практическая подготовка работы с документами

Основы работ с вычислительной техникой 18 часов теоретические и практические навыки работы на компьютере

Центр представляет собой единый комплекс с функциональными зонами: коворкинг (32 места), лекторий с мультимедийным оборудованием (76 мест), зона проектной деятельности (10-20 мест), компьютерный класс (20 мест), медиазона (20 мест), видеостудия, Jalinga Studio, обучение в среде виртуальной реальности. В Центре делается акцент на цифровизацию учебного процесса.

Ключевыми преимуществами деятельности центров опережающей профессиональной подготовки являются следующие:

1. Взаимодействие центров со всеми секторами общества, налаженные тесные контакты с НКО, государством, местной властью, средствами массовой информации, бизнесом.

2. Проведение крупных совместных мероприятий и проектов.

3. Наличие программы по взаимодействию с властными структурами, с бизнесом.

4. Проведение широкомасштабных акций, направленных на население в целом, на молодежь, учебные заведения.

5. Применение социальных технологий коллег (аналогичных ресурсных центров, некоторых НКО).

6. Наличие доступного, технически оснащенного офиса, вследствие чего о работе центра осведомлены население, СМИ, государство, бизнес.

Особенности материально-технической базы центра опережающей подготовки можно представить следующим образом: технически оснащенный офис, с открытым доступом; офис оборудован рабочими местами, имеет место для обслуживания клиентов, отдельное место для бухгалтерии; налаженность ремонта и профилактического обслуживания офисного оборудования; налаженность и оптимальная работа средств связи (телефон, факс, эл. почта, Skype); в центр без проблем могут дозвониться клиенты, иногородние участники, сотрудники центра чётко и внятно отвечают на телефонные звонки; центр работает по определённому расписанию, которое находится в открытом доступе; в офисе любой может получить информацию по услугам, грантам, и любую другую информацию, касающуюся предоставляемых услуг; в центре есть ответственный за получение и доставку почты в офис; в центре регулярно выходят материалы в СМИ, сообщения в социальных сетях о мероприятиях ресурсного центра и НКО.

Центр опережающей профессиональной подготовки планирует и ведёт программы во взаимодействии с соответствующими партнерами, в связи с чем следует отметить, что:

1. Программы ведутся последовательно, планомерно, они направлены непосредственным образом на конечные результаты.

2. Координатор развивает основные направления программ, анализирует и планирует программную деятельность и мероприятия.

3. Проводится оценка нужд: интервью, анкетирование НКО, опрос членов Совета НКО.

4. Проводятся консультации по оформлению заявок на конкурсы, распространяется информация по конкурсам проектов.

Выводы. Таким образом, одним из требований международной политики профессионального образования и подготовки является предоставление возможности для непрерывного обучения каждому человеку на протяжении его трудовой жизни без каких-либо ограничений, касающихся возраста, пола, предыдущего образования и подготовки, как внутри формальной системы образования, так и вне её. На сегодняшний день в нашей стране ещё не созданы широкие возможности для участия граждан в непрерывном образовании. В этой связи особую актуальность приобретает опережающая система подготовки кадров для региона в образовательных и профессиональных организациях. В свою очередь, «отставанию» системы подготовки кадров способствует несоответствие скорости обновления номенклатуры и содержания образовательных программ темпам развития технологий. Действующие в системе образования перечни профессий, специальностей, направлений подготовки, по которым осуществляется набор на обучение в стране, не соответствуют номенклатуре квалификаций, которые устанавливаются профессиональным сообществом на основе профессиональных стандартов. Применительно к термину «опережающая подготовка» полагается, что содержание и характер профессионального образования и обучения должны соответствовать требованиям техники и технологиям, пока еще не внедренным в производство или не существующим вовсе, но уже просматриваемым в возможностях реального внедрения. Анализируя зарубежный опыт опережающей подготовки кадров, можно сделать вывод о том, что опережающая подготовка кадров в Российской Федерации носит во многом декларативный характер. Правилом реализации программ опережающей профессиональной подготовки в Российской Федерации является ускоренное обучение с длительностью программ не более 6 месяцев. Значимую роль в рамках опережающей системы подготовки кадров для региона в образовательных и профессиональных организациях играет деятельность центров опережающей подготовки. Данные центры представляют собой вполне своевременное и необходимое явление в образовании. На территории г. Нижний Новгород функционирует центр опережающей подготовки, деятельность которого имеет свои преимущества и особенности.

Литература:

1. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Принципы современного образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 68-70.

2. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Григорян К.М. Развитие soft skills в условиях формирования конкурентоспособности студентов педагогических направлений // Проблемы современного педагогического образования. -2020. - № 66-3. - С. 37-40.

3. Жуков Г.Н., Пахомова Е.А. Стратегия опережающего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2009. - №1 (1). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-operezhayuschego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.04.2021).

4. Журавлева М.В. Система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса (на примере Республики Татарстан). Автореф.дис...докт.пед.наук: 13.00.08. - Казань, 2012. - 43 с.

5. Исследование: 20 миллионов россиян могут потерять работу из-за роботов. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190910/1558509931.html (дата обращения 02.04.2021)

6. Лучшие практики организации опережающей подготовки кадров по новым и обновляющимся (изменяющимся) профессиям. [Электронный ресурс]. URL: https://bc-nark.ru/upload/iblock/57a/LP_operezhayushchey_podgotovki.pdf (дата обращения 03.04.2021).

7. Лысенко В.Г. Подготовка кадров в условиях центра опережающей профессиональной подготовки: задачи и условия реализации // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - №4 (36). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-kadrov-v-usloviyah-tsentra-operezhayuschey-professionalnoy-podgotovki-zadachi-i-usloviya-realizatsii (дата обращения: 02.04.2021).

8. Усынин М.В. Педагогическое управление процессом опережающей профессиональной подготовки бакалавров. Автореф.дис...канд.пед.наук: 13.00.08 - Челябинск, 2018. - 24 с.

9. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/88401?print=1 (дата обращения 02.04.2021).

Педагогика

УДК 376.4

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Голованова Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Аннотация. В статье актуализирован вопрос использования приемов алгоритмизации в развитии операционального компонента мышления при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Обосновывается специфика их использования и приведены конкретные приемы алгоритмизации для различных операций мышления, как на основе предметов или их изображений, так и на речевом материале.

Ключевые слова: дошкольники с задержкой психического развития, операциональный компонент мышления, приемы алгоритмизации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование.

Annotation. The article deals with the issue of using algorithmization techniques in the development of the operational component of thinking in preparation for literacy training for children of older preschool age with mental retardation. The specifics of their use are justified and specific methods of algorithmization for various operations of thinking are given, both on the basis of objects or their images, and on speech material.

Keywords: preschool children with mental retardation, operational component of thinking, algorithmization techniques, analysis, synthesis, comparison, generalization, classification, abstraction.

Введение. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с задержкой психического развития является неотъемлемой частью обучения на этапе дошкольного детства. В связи со своеобразным развитием высших психических функций дошкольников с ЗПР, проблема подготовки к обучению грамоте детей данной категории приобретает особую актуальность. Это аргументировано тем, что недостатки развития всех психических функций, нарушения речи, присутствующие у детей, имеющих задержку психического развития, приводят к необходимости специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте. Одной из основных причин, создающих определенные затруднения в усвоении учебного материала старших дошкольников с ЗПР, является недостаточная подготовленность их мышления к освоению школьной программы несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования. Эти же причины и являются основной преградой в успешном овладении грамотой детьми с ЗПР [6].

Проблема развития операций мышления у дошкольников с ЗПР отражена в работах и исследованиях многих современных авторов. Согласно исследованиям Т.В. Коротовских, у дошкольников с ЗПР наблюдаются основные трудности в вычленении составных частей предмета, они не учитывают второстепенные детали предмета, хаотично сравнивают предметы или их изображения друг с другом по несопоставимым и несущественным признакам [8]. В исследованиях И.А. Коневой [7], Н.А. Антипановой [1], О.В. Плетниковой [11], Е.А. Кронштатовой [9] и И.А. Емельяновой [4] отмечается, что дети допускают ошибки при исключении предмета, определении существенного признака предметов и объединения предметов в одну категорию, сосредотачивая внимание главным образом на отчетливо выступающих внешних качествах предмета, а также классификации предметов на несколько групп, определении сходства и различий предмета, правильном понимании и интерпретации пословиц и поговорок. Е.П. Забудская в своих исследованиях отмечает подобную тенденцию при абстрагирование какого-либо заданного признака или свойства предмета [5]. Таким образом, можно отметить единство взглядов большинства отечественных авторов, констатирующих недостатки операций мышления у дошкольников с ЗПР.

Актуальность рассмотрения вопроса о развитии операционального компонента мышления в период подготовки к обучению грамоте отражается в следующем. Перечисленные недостатки в определяют трудности формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, лексической и грамматической сторон речи. Подготовка к обучению грамоте обеспечивает овладение действиями, которые помогают дошкольнику осознавать единицы языка и речи, которые возможны только с помощью мыслительных операций. Владение операциями мышления предполагает, что дошкольник способен анализировать звуковой и слоговой состав слова, тем самым подготавливается анализ и словесного состава предложений [10].

Изложение основного материала статьи. В связи с актуальностью проблемы подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР нами было разработано методическое обеспечение по развитию операционального компонента мышления у дошкольников с ЗПР. Новизна данного обеспечения прослеживается в применении приемов алгоритмизации при развитии операций мышления. Приемы алгоритмизации являются «встраиваемым» материалом в программу обучения дошкольного образовательного учреждения. Стоит отметить, что подготовка детей к обучению грамоте осуществляется в первую очередь на занятиях, проводимых учителем-логопедом, направленных на расширение словарного запаса, знакомство со звуко-слоговой структурой слова, развитие ручной моторики и подготовки руки к письму, а также обучение элементарной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.