Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ'

РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МЫШЛЕНИЯ / ПРИЕМЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / СРАВНЕНИЕ / ОБОБЩЕНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ / АБСТРАГИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Голованова Ирина Николаевна

В статье актуализирован вопрос использования приемов алгоритмизации в развитии операционального компонента мышления при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Обосновывается специфика их использования и приведены конкретные приемы алгоритмизации для различных операций мышления, как на основе предметов или их изображений, так и на речевом материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Светлана Николаевна, Голованова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF OPERATIONAL COMPONENT OF PRESCHOOLERS THINKING WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY IN PREPARATION FOR LITERACY EDUCATION

The article deals with the issue of using algorithmization techniques in the development of the operational component of thinking in preparation for literacy training for children of older preschool age with mental retardation. The specifics of their use are justified and specific methods of algorithmization for various operations of thinking are given, both on the basis of objects or their images, and on speech material.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

6. Лучшие практики организации опережающей подготовки кадров по новым и обновляющимся (изменяющимся) профессиям. [Электронный ресурс]. URL: https://bc-nark.ru/upload/iblock/57a/LP_operezhayushchey_podgotovki.pdf (дата обращения 03.04.2021).

7. Лысенко В.Г. Подготовка кадров в условиях центра опережающей профессиональной подготовки: задачи и условия реализации // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - №4 (36). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-kadrov-v-usloviyah-tsentra-operezhayuschey-professionalnoy-podgotovki-zadachi-i-usloviya-realizatsii (дата обращения: 02.04.2021).

8. Усынин М.В. Педагогическое управление процессом опережающей профессиональной подготовки бакалавров. Автореф.дис...канд.пед.наук: 13.00.08 - Челябинск, 2018. - 24 с.

9. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/88401?print=1 (дата обращения 02.04.2021).

Педагогика

УДК 376.4

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Голованова Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Аннотация. В статье актуализирован вопрос использования приемов алгоритмизации в развитии операционального компонента мышления при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Обосновывается специфика их использования и приведены конкретные приемы алгоритмизации для различных операций мышления, как на основе предметов или их изображений, так и на речевом материале.

Ключевые слова: дошкольники с задержкой психического развития, операциональный компонент мышления, приемы алгоритмизации, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование.

Annotation. The article deals with the issue of using algorithmization techniques in the development of the operational component of thinking in preparation for literacy training for children of older preschool age with mental retardation. The specifics of their use are justified and specific methods of algorithmization for various operations of thinking are given, both on the basis of objects or their images, and on speech material.

Keywords: preschool children with mental retardation, operational component of thinking, algorithmization techniques, analysis, synthesis, comparison, generalization, classification, abstraction.

Введение. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с задержкой психического развития является неотъемлемой частью обучения на этапе дошкольного детства. В связи со своеобразным развитием высших психических функций дошкольников с ЗПР, проблема подготовки к обучению грамоте детей данной категории приобретает особую актуальность. Это аргументировано тем, что недостатки развития всех психических функций, нарушения речи, присутствующие у детей, имеющих задержку психического развития, приводят к необходимости специально организованной коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте. Одной из основных причин, создающих определенные затруднения в усвоении учебного материала старших дошкольников с ЗПР, является недостаточная подготовленность их мышления к освоению школьной программы несформированность основных мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования. Эти же причины и являются основной преградой в успешном овладении грамотой детьми с ЗПР [6].

Проблема развития операций мышления у дошкольников с ЗПР отражена в работах и исследованиях многих современных авторов. Согласно исследованиям Т.В. Коротовских, у дошкольников с ЗПР наблюдаются основные трудности в вычленении составных частей предмета, они не учитывают второстепенные детали предмета, хаотично сравнивают предметы или их изображения друг с другом по несопоставимым и несущественным признакам [8]. В исследованиях И.А. Коневой [7], Н.А. Антипановой [1], О.В. Плетниковой [11], Е.А. Кронштатовой [9] и И.А. Емельяновой [4] отмечается, что дети допускают ошибки при исключении предмета, определении существенного признака предметов и объединения предметов в одну категорию, сосредотачивая внимание главным образом на отчетливо выступающих внешних качествах предмета, а также классификации предметов на несколько групп, определении сходства и различий предмета, правильном понимании и интерпретации пословиц и поговорок. Е.П. Забудская в своих исследованиях отмечает подобную тенденцию при абстрагирование какого-либо заданного признака или свойства предмета [5]. Таким образом, можно отметить единство взглядов большинства отечественных авторов, констатирующих недостатки операций мышления у дошкольников с ЗПР.

Актуальность рассмотрения вопроса о развитии операционального компонента мышления в период подготовки к обучению грамоте отражается в следующем. Перечисленные недостатки в определяют трудности формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза, лексической и грамматической сторон речи. Подготовка к обучению грамоте обеспечивает овладение действиями, которые помогают дошкольнику осознавать единицы языка и речи, которые возможны только с помощью мыслительных операций. Владение операциями мышления предполагает, что дошкольник способен анализировать звуковой и слоговой состав слова, тем самым подготавливается анализ и словесного состава предложений [10].

Изложение основного материала статьи. В связи с актуальностью проблемы подготовки к обучению грамоте детей с ЗПР нами было разработано методическое обеспечение по развитию операционального компонента мышления у дошкольников с ЗПР. Новизна данного обеспечения прослеживается в применении приемов алгоритмизации при развитии операций мышления. Приемы алгоритмизации являются «встраиваемым» материалом в программу обучения дошкольного образовательного учреждения. Стоит отметить, что подготовка детей к обучению грамоте осуществляется в первую очередь на занятиях, проводимых учителем-логопедом, направленных на расширение словарного запаса, знакомство со звуко-слоговой структурой слова, развитие ручной моторики и подготовки руки к письму, а также обучение элементарной

грамоте. Поэтому разработанное нами методическое обеспечение по формированию операционального компонента мышления реализуется в первую очередь учителем-логопедом. Стоит отметить, что развитие операционального компонента мышления реализуется в большей степени на занятиях у учителя-дефектолога. По этой причине наше методическое обеспечение реализуется обоими специалистами для достижения максимального результата. Учитель-дефектолог на своих занятиях формирует операциональный компонент мышления в рамках одной тематики или лексической темы, а учитель-логопед формирует операциональный компонент мышления в рамках подготовки к обучению грамоте с уклоном на пройденный лексический материал на занятиях учителя-дефектолога.

Целевой ориентир данного методического обеспечения направлен на качественные и количественные изменения компонентов операционального компонента мышления у старших дошкольников с ЗПР на этапе подготовке к обучению грамоте. Методическое обеспечение по развитию операционального компонента мышления дошкольников с ЗПР при подготовке к обучению грамоте представляет собой четкие и структурированные приемы алгоритмизации для каждой мыслительной операции. Результаты проведенного теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы позволяет сделать выбор в пользу использования принципа формирования мыслительных операций, приведенный Л.В. Ворониной, основывающийся на постепенном усложнении предъявляемого материала при развитии операционального компонента мышления у дошкольников с ЗПР.

1. Практический этап - действия непосредственно с реальными предметами. Так как на первоначальных этапах развитие операций мышления происходит на уровне восприятия, то ребенку предлагается для анализа реальный хорошо знакомый предмет. Данный процесс позволит по-другому рассматривать привычные детям предметы, что создает базу для формирования теоретического анализа [3].

2. Зрительный этап - выполнение задания в образном плане, наблюдая за предметами.

3. Моделирование - выполнение задания не с самими предметами, а с их моделями, знаками, символами (наглядный материал).

4. Внешнеречевой этап - выполнение задания с использованием речевого материала (слова, слоги, звуки) [2].

При реализации приемов алгоритмизации для каждой мыслительной операции обязательно должна предшествовать подготовительная работа, направленная на актуализацию ранее изученного, активизацию словарного запаса и т. д. На этапе развития операции анализа у старших дошкольников с ЗПР формируются умения выделять части и существенные признаки предмета, выделять определенные предметы из общего количества. Обучение всегда начинается с линейных алгоритмов. К примеру, при обучении выделения частей предмета и его признаков используется следующий алгоритм.

1. Характеристика предмета. Ребенку предлагаются реальные предметы (овощи, фрукты, посуда, одежда). Дается определенное количество времени для рассмотрения ребенком данного предмета. В процессе педагог задает вопросы, касающиеся характеристики данного предмета - Что это? Для чего используется?

2. Выделение частей предмета и их признаков (цвет, размер, форма, материал). На данном этапе алгоритма ребенок вместе с педагогом обозначают части предмета: кастрюля - дно, крышка, ручки; стол - столешница, ножки. Далее выделяются признаки предмета - Какой цвет? Мягкий или жесткий? Большой или маленький?

3. Выделение деталей в каждой части и их признаков. После выделения частей определенного предмета, педагог вместе с ребенком переходят к рассмотрению деталей и признаков в каждой его части. Например, «Крышка у кастрюли какая?» - железная, тяжелая, жесткая, блестящая, белая. В случае возникших затруднений педагог задает наводящие вопросы.

На последующих этапах работы этот же самый алгоритм проводится в такой же последовательности, но только в зрительном плане, т.е. ребенок рассматривает предмет, не трогая и не ощупывая его. Далее используется наглядный материал, с яркими и четкими изображениями предмета, не имеющих лишних, отвлекающих внимание ребенка, деталей. Далее алгоритм используется только с использованием речевого материала.

Предложенный алгоритм анализа идентичен анализу звукового состава слова: характеристика слова в целом (т.е. слово состоит из слогов), выделение частей слова с опорой на определённый способ действия (звук, слог), выделение признаков звуков и слогов. К формированию данных навыков плавно подходят на последнем этапе. Тот же самый принцип действует на данном этапе в заданиях, требующих выделить определенный звук или слог из группы иных звуков или слогов. К примеру, можно привести следующий подбор звуков - а, и, о, в, у. Ребенку предлагается выделить «лишний» звук и объяснить, почему этот звук таковым является.

В процессе развития операции синтеза у дошкольников с ЗПР формируется навык восстановления целого из отдельных частей. Используются конструкторы, разрезные картинки с изображениями предметов (4-5 частей), лепка предметов из пластилина. Алгоритм, используемый на данном этапе, аналогичный вышеописанному: определение цели задания, определение назначения каждой части, объединение отдельных деталей, получение модели целостного предмета. На этапе использования данного алгоритма на речевом материале используются задания, направленные на объединение звуков в слоги, объединение слогов в слова.

На этапе развития операции сравнения, а именно умения сравнивать предметы, видеть различия и сходства в предметах используется следующий алгоритм.

- Сопоставление предметов друг с другом. Предлагаются два предмета, отличающиеся друг от друга одним признаком.

- Определение признака сравнения. Педагог «подводит» ребенка к тому, что предложенные предметы отличаются друг от друга по длине, ширине, размеру, высоте, количеству.

- Вывод. Ребенок совместно с педагогом приходят к выводу, разные или одинаковые данные предметы, и по какому признаку они друг от друга отличаются.

При обучении грамоте большое внимание также уделяется подготовке мелкой моторики и руки к письму. При обучении в школе письму дети путают заглавные и строчные буквы. Поэтому не мало важно развивать навык сравнения на материале написанных букв, цифр, а также их частей (палочки, крючки). Алгоритм формирования данного навыка следующий: знакомство с материалом работы (педагог предлагает написанные буквы, отличающиеся друг от друга по размеру), определения различий в написанном материале, определение признака сравнения.

При развитии операции обобщения, а именно: умения обобщать предметы по внешним существенным признакам используется следующий алгоритм: определение содержания предлагаемых предметов, относящихся только к одной группе (посуда, одежда, фрукты), определение принадлежности каждого предмета, определение признака, по которому происходит обобщение этих предметов. На этапе подготовки дошкольников с ЗПР к обучению грамоте можно использовать задания, основной целью которых являются объединение гласных или согласных букв, слов на заданный звук в одну группу: предъявление ребенку речевого материала, разбор значения слов (или признаков звуков), определение общего признака всех слов (звуков).

Приемы алгоритмизации, направленные на развитие мыслительной операции классификации, а именно, навыка группировки предметов по определенным показателям или признакам в отдельные группы, представлены следующим образом.

- Определение содержания предметов. Работа аналогична как в алгоритме по развитию операции обобщения.

- Классификация предметов. Педагог обозначает соответствующими картинками на столе две группы. «К этой картинке ты кладешь картинки с изображениями фруктов, а к этой - изображения овощей».

- Определения признака классификации. На данной этапе происходит разбор признаков, работа над ошибками.

На этапе развития операции абстрагирования формируется навык понимания переносного смысла пословиц и поговорок. Этому способствует, в свою очередь, чтение детских художественных произведений, в содержании которых уже имеются крылатые выражения и фразы. Алгоритм развития операции абстрагирования следующий: чтение художественного произведения; разбор его содержания; разбор пословицы, поговорки, крылатой фразы; определение смысла выбранного материала.

Выводы. Реализация описанных выше приемов алгоритмизации по развитию мыслительных операций у дошкольников с ЗПР используется равноценно по решению педагога. При этом содержание уже существующей программы образовательного учреждения не меняется. Несомненными достоинствами данных приемов являются четкая последовательность действий, которую можно апробировать на любом лексическом материале в зависимости от конкретного этапа обучения, а также использование ведущего принципа от простого к сложному при предъявлении материала работы, который в наибольшей степени предполагает результативность при обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что разработанные приемы алгоритмизации по развитию операционального компонента мышления при подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР имеют особую практическую значимость в работе педагогов в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Литература:

1. Антипанова Н.А., Дацко М.А. Особенности развития детей с нарушениями интеллекта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №2. - С. 24-27.

2. Воронина Л.В., Карпова М.В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения // Педагогическое образование в России. - 2017. - №4. - С. 37-43.

3. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза и сравнения у дошкольников на этапе подготовки к школе // Школьные технологии. - 2019. - №6. - С. 46-52.

4. Емельянова И.А., Шелудченкова В.К. Экспериментальное исследование словесно-логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением интеллекта // Постулат. - 2017. - №6. - С. 34-40.

5. Забудская Е. П. Особенности развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // ХХ1 Всероссийская студ. науч. прак. конф. НГУ. - Нижневартовск: НГУ, 2019. - С. 287-290.

6. Ильина С.Ю., Зарин, А.П., Карслиева И.В. Условия организации педагогической работы по формированию у дошкольников с задержкой психического развития готовности к обучению грамоте // Гуманитарные науки и образование. -2016. - №2. - С. 26-29.

7. Конева И.А., Романова С.В. Особенности высших психических функций у дошкольников с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 31-39.

8. Коротовских Т.В., Григорьева Е.М., Купцова Ю.Н. Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития // Мир науки: педагогика и психология. -2019. - №3. - С. 38-44.

9. Кронштатова Е.А., Белисова А.А., Борисова Н.А. Особенности развития словесно-логического мышления у детей с нарушениями интеллекта // Актуальные вопросы современной науки. - 2018. - №2. - С. 56-59.

10. Кусова М.Л., Воронина, Л.В. Использование логических операций в процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2016. - №6. - С. 130-137.

11. Плетникова О.В., Медведева Е.Н., Никифорова И.М. Формирование мыслительных операций у детей с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №10. -С. 85-88.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кириллова Мария Александровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); кандидат философских наук, доцент Саватеева Оксана Викторовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)

РОЛЬ РОМАНА ДЖ.Р.Р. ТОЛКИНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ

Аннотация. Рассмотрена возможность использования романа эпопеи Дж. Р.Р. «Властелин колец» с целью формирования культурологической компетенции будущих филологов. Предлагаются рекомендации по формированию общекультурных и лингвистических компетенций во время прочтения и анализа романа.

Ключевые слова: культурологическая компетенция, студенты-филологи, роман эпопея, образы и реалии. Annotation. The issues of the use of J.R.R. Tolkien's novel «The Lord of the Rings» for students of philology are being discussed. The novel can be used to build cultural competence in would-be philologists. Techniques on how to use the novel in building corresponding skills are observed.

Keywords: cultural competence, students of philology, novel, images and realities.

Введение. Во введении необходимо напомнить читателю о предыдущей статье авторов, в которой была рассмотрена дидактическая ценность романа эпопеи Дж.Р.Р. Толкина «Властелин колец» и возможность его использования на занятиях по иностранному языку со студентами-филологами с целью формирования лингвистической компетенции у обучающихся. Авторы предприняли попытку анализа лингвистических особенностей романа и доказали, что «Властелин колец» предоставляет студентам уникальную возможность познакомиться с такими аспектами лингвистики, как словообразование,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.