Научная статья на тему 'Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития'

Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2948
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДИАГНОСТИКА / MENTAL OPERATIONS / SENIOR PRESCHOOLER / MENTAL RETARDATION / DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротовских Татьяна Владимировна, Григорьева Екатерина Михайловна, Купцова Юлия Николаевна

Понятие «задержка психического развития» предполагает нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Психолого-педагогическая диагностика является необходимым условием построения эффективной коррекционно-педагогической работы. В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей развития мыслительных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях компенсирующей группы дошкольного образовательного учреждения, как необходимого условия готовности к обучению в школе. На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО весьма актуальной и социально значимой является проблема развития мыслительной деятельности. Теоретико-методологические основы развития мыслительной деятельности у дошкольников определены в работах М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Н.А. Никашиной, К.С. Лебединской, У.В. Ульенковой, И.Ф. Марковской, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер. Проблемы содержания и организации работы по развитию мыслительной деятельности в детском саду активно разрабатывались С.А. Домишкевич, Н.В. Елфимовой, И.Ю. Калугина. В данной статье автором проведено изучение особенностей мыслительной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях компенсирующей группы ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коротовских Татьяна Владимировна, Григорьева Екатерина Михайловна, Купцова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental study of features of development of mental operations in preschool children with delay of mental development

The notion of "delay mental development" assumes violation of normal pace mental development, when individual mental functions (memory, attention, thinking, emotionally-volitional sphere) lag behind in his development from adopted psychological norms for this age. Psychological and pedagogical diagnostics is a necessary condition for building an effective correctional and pedagogical work. The article presents the results of an experimental study of the features of the development of mental operations in older preschoolers with mental retardation in a compensating group of preschool educational institutions as a necessary condition of readiness for school. At the present stage in the conditions of the introduction of the GEF TO a very relevant and socially significant is the problem of development of mental activity. Theoretical and methodological foundations of the development of mental activity in preschool children are defined in the works of M.S. Pevzner, T.A. Vlasova, N.Ah. Nikashina, K.S. Lebedinsky, W.V. Elenkova, I.F. Markov, S.G. Shevchenko, D.R. Triger. The content and organization of work cavitiy mental activities in kindergarten were actively developed S.A. Domashkevich, N.In. Elfimova, I.Y. Kalugina. In this article the author conducted the study of peculiarities of mental activity of the senior preschool children with delay of mental development in terms of compensating group DОО.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №3, Том 7 / 2019, No 3, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-3 -2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/08PSMN319.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Коротовских Т.В., Григорьева Е.М., Купцова Ю.Н. Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN319.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Korotovskih T.V., Grigorieva. E.M., Kuptsova Yu.N. (2019). Experimental study of features of development of mental operations in preschool children with delay of mental development. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN319.pdf (in Russian)

УДК 159.9

Коротовских Татьяна Владимировна

БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]

Григорьева Екатерина Михайловна

БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Магистрант E-mail: [email protected]

Купцова Юлия Николаевна

БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия

Магистрант E-mail: [email protected]

Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития

Аннотация. Понятие «задержка психического развития» предполагает нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Психолого-педагогическая диагностика является необходимым условием построения эффективной коррекционно-педагогической работы. В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей развития мыслительных операций у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях компенсирующей группы дошкольного образовательного учреждения, как необходимого условия готовности к обучению в школе. На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО весьма актуальной и социально значимой является проблема развития мыслительной деятельности. Теоретико-методологические основы развития мыслительной деятельности у дошкольников определены в работах М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Н.А. Никашиной, К.С. Лебединской, У.В. Ульенковой, И.Ф. Марковской, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер. Проблемы содержания и организации работы по развитию мыслительной деятельности в детском саду активно разрабатывались С.А. Домишкевич, Н.В. Елфимовой, И.Ю. Калугина. В данной статье автором проведено изучение особенностей мыслительной

https:// mir-nauki. com

деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях компенсирующей группы ДОО.

Ключевые слова: мыслительные операции; старший дошкольник; задержка психического развития; диагностика

Современные исследования в области изучения детей с нарушением в развитии показывают увеличение среди общего количества детей с ОВЗ детей с задержкой психического развития. Увеличение детей данной категории подтверждает актуальность развития дифференциальной диагностики и разработки методов и средств коррекции данного нарушения

На современном этапе развития специальной педагогики и психологии изучению детей с ЗПР посвящены работы многих исследователей: Н.Ю. Боряковой, Т.А. Власовой, Г.И. Жаренковой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, Н.А. Никашиной, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, С.Г. Тригер, У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко и др.. В работах А.О. Дробинской, Л.Н. Белопольской, Н.Ю. Зелениной, Л.М. Шипицыной рассматривается важность оптимизации коррекционно-образовательной работы с детьми данной категории в связи с реализацией инклюзивного образования.

Н.Ю. Борякова, К.С. Лебединская, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, В.В. Юртайкин, О.А. Журбина утверждают, что ведущим нарушением при ЗПР является нарушение познавательной деятельности, нарушение развития личностных качеств ребенка, а также его речевых возможностей [1, с. 2].

У детей с ЗПР имеются специфические нарушения в области мыслительной деятельности. Мышление, являясь наиболее сложной и значимой функцией, формирующейся в дошкольный период, выступает как ведущий компонент общего мыслительного процесса. В процессе познания окружающей действительности у ребенка дошкольного возраста взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. У детей с ЗПР данного возраста имеются специфические нарушения развития всех форм мышления, что затрудняет процесс познания мира [8].

Общим для всех видов задержки психического развития является эмоционально -личностная незрелость и задержка развития всех психических процессов [2]. К началу школьного обучения у детей данной категории обнаруживается отставание в развитии всех форм мышления. Наиболее нарушенным оказывается словесно-логическое мышление при наиболее развитом наглядно-действенном. Детям подготовительной группы с ЗПР свойственна несформированность основных мыслительных операций, таких как: анализ, синтез, обобщение, сравнение [7].

На сегодняшний момент есть много работ, посвященных изучению детей с задержкой психического развития, однако вопрос развития мыслительной деятельности у детей данной категории остается наиболее актуальным. В работах Й.Н. Брокане, С.А. Домишкевич, Н.В. Елфимовой и В.А. Пермяковой содержатся данные о развитии мышления детей этой группы. В своем исследовании ученые утверждают, что детям 5-6 лет с ЗПР свойственны следующие нарушения мыслительной деятельности: замедленность мыслительных процессов, сочетающихся с низкой интеллектуальной работоспособностью; низкое развитие функций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, подмена подлинных причинных связей случайной близостью в пространстве и времени; значительное затруднение в удержании словесных инструкций в памяти [10].

[3, с. 3].

Наиболее отчетливо это можно увидеть во время наблюдения за детьми в процессе освоения навыков чтения и письма, усвоения грамматических правил и решения арифметических задач. Необходимо учитывать тот факт, что четкие представления о своеобразии развития мыслительной деятельности дает не только анализ результатов детей в ходе усвоения ими учебного материла, но и анализ результатов психолого-педагогической диагностики, так как многим детям с ЗПР свойственны страх перед новой для них задачей как учебного, так и не учебного характера. Помимо этого, дети выполняют задания, часто не дослушав инструкции, или отказываются от него. Немногим детям с ЗПР свойственна быстрая реакция на задания, качественное и последовательное его выполнение. Они с интересом начинают выполнять все задания, но часто проявляют при этом повышенную двигательную активность. Но данная активность не способствует качественному выполнению задания, ребенок часто спешит, торопится, главное для него - оказаться первым, а качество работы при этом не имеет решающего значения. Встречается и другая категория дошкольников с задержкой психического развития - это дети, которые постоянно ждут поддержки и одобрения со стороны педагога, даже если знают правильный ответ.

В дошкольный период у ребенка происходит формирование всех компонентов мышления. Поэтому ребенку с ЗПР необходима система коррекционно-развивающих занятий, чтобы предотвратить дальнейшие трудности в процессе школьного обучения. Для построения коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей необходимо учитывать индивидуальные особенности.

Выявление особенностей и определение уровней сформированности мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития являлось целью эксперимента. Эксперимент проводился на базе компенсирующей группы дошкольной образовательной организации города Сургута.

В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет. Из них 8 мальчиков и 2 девочки. У этих детей имеется заключение ПМПК, в котором прописаны рекомендации к посещению компенсирующей группы для занятий с учителем - дефектологом, учителем -логопедом, психологом. Дети посещают группу второй год. Анамнез свидетельствует, что у детей неотягощенная наследственность. У 7 из 10 опрошенных родителей это первый ребенок. Роды протекали спокойно, без осложнений, но в первые три месяца был сильный токсикоз, гипоксия плода. Дети родились в срок. Асфиксии не наблюдалось. У 5 из 10 детей в раннем возрасте (до 1 года) были перенесены заболевания с осложнениями.

В ходе эксперимента использовались диагностические методики, разработанные С.Д. Забрамной, О.В. Боровик, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Р.С. Немовым. Результаты методик были оценены по пятибалльной шкале, где 5-4 - это высокий уровень, 3-2 - средний уровень, 1 -0 - низкий.

Результаты методики «Классификация предметов» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик). Два ребенка (20 %) выполнили задание на высоком уровне. Матвей и Богдан смогли выполнить инструкцию: «Сделай так, чтобы групп было меньше. Скажи, какие группы животных можно объединить и как их назвать?» Что свидетельствует о способности группировать объекты на основе существенных признаков и дает возможность абстрагироваться от случайных. 2 ребенка (20 %) выполнили задание на среднем уровне. Ярослав и Артём не только испытывали значительные трудности при названии предметов и групп (обобщающее слово), но и путали и относили предметы не к тем группам при осуществлении классификации, не всегда были уверены в правильности своих ответов. В основе обобщения детей лежат несущественные признаки, чаще всего цвет. 6 детей (60 %) показали низкий уровень выполнения данного диагностического задания. Детям было сложно его выполнить, потому что они не владеют обобщающими понятиями. Учитель-дефектолог оказывал помощь наводящими и

https:// mir-nauki. com

уточняющими вопросами, показывал пример выполнения, но после этого дети не смогли выполнить это задание. Попытки выполнения задания представляли собой хаотичное раскладывание картинок без опоры на принципы их классификации по существенным признакам.

По результатам методики «Исключение лишнего» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик) Ярослав и Богдан выполнили задание на среднем уровне, что составило 20 %. Максим, Дмитрий, Матвей, Яна, Артем, Ангелина, Данил выполнили задание на низком уровне, что составило 80 %. При оказании помощи в виде наводящих и уточняющих вопросов испытуемые не давали правильные ответы (например, красный квадрат, он красного цвета; большой, потому что он слишком большой). Выбор неподходящей фигуры осуществлялся на основе внешних признаков. У многих детей возникли трудности при объяснении своего решения и названии фигур (они использовали жест указания), когда были не уверены в ответе, то смотрели на учителя-дефектолога, ожидая реакции одобрения. Например, Яна при ответе на вопрос учителя: «Какая фигура лишняя?», сказала: «Все». На просьбу педагога объяснить свой выбор, она лишь засмеялась. Многие выбирали лишнюю фигуру методом проб и ошибок. На уточняющий вопрос педагога: «Посмотри внимательно, ты точно думаешь, что эта фигура лишняя?», начинали выбирать другую фигуру. Аргументировать свой ответ не могли.

На основе результатов методики «Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов) был выявлен низкий уровень (100 %) развития наглядно-образных представлений мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Испытуемые не справились с предложенным заданием, подходящие карточки были хаотично разложены, методом эмпирических проб пояснить свой выбор испытуемые не могли. Время выполнения задания выходило за рамки отводимого времени. Только 2 (20 %) ребенка из 10 (Матвей К. и Богдан) предприняли попытки раскладывания карточек. Матвей К. пытался соотнести называемые им предметы с карточкой, а Богдан показывал на некоторых картинках недостающую деталь, но назвать и выбрать ее не мог. Выполнение данного задания оказалось наиболее сложным для детей группы.

Для исследования анализа и синтеза взаиморасположения частей изображения, способности соотносить части и целое с их пространственной координацией, а также выявления актуального уровня развития наглядно-образного и действенного мышления использовалась методика Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Складывание разрезных картинок». В результате проведения методики были выявлены следующие особенности развития мыслительных операций у детей. Не справились с заданием 5 из 10 детей (50 %), так как не у всех детей присутствовал интерес выполнять задание. Испытуемые отвлекались на посторонние раздражители. Ангелина (10 %) выполнила задание, но испытывала трудности при складывании разрезной картинки: две части собрала верно, но две другие собрала с помощью учителя-дефектолога. У 4 детей (40 %) не возникло трудностей собрать картинку, разрезанную по диагонали.

В результате проведения методики С.Д. Забрамной, О.В. Боровик «Последовательные картинки» был выявлен низкий уровень развития логического мышления и способности делать обобщения. У всех детей возникли трудности с выполнением задания, 8 детей (80 %) не справились с заданием. Дети допускали ошибки при установлении последовательности. Все дети нуждались в прямых указаниях на ошибки и демонстрации правильного варианта. Задание у всех испытуемых вызвало трудности.

В результате проведения диагностического задания С.Д. Забрамной, О.В. Боровик «Нелепицы» было выявлено, что у детей сформированы неполные и неточные образы об окружающей действительности. Дети с высоким и средним уровнем выполнения задания при виде картинок начинали смеяться и говорить: «Почему у зебры хвост такой?». Например,

Богдан сразу определил и смог правильно объяснить: «У зебры хвост льва. А у льва хвост зебры». Ярослав показывал на хвост, но объяснить не смог.

В процессе проведения констатирующего эксперимента и качественного анализа проведенного исследования были определены итоговые показатели развития мыслительной деятельности детей, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Итоговые уровневые показатели развития мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР

№ Имя ребенка Диагностические методики Общее количество баллов Уровень

1 2 3 4 5

1 Ярослав 3 4 1 5 2 15 Средний

2 Максим 1 1 1 1 1 5 Низкий

3 Дмитрий 1 1 1 1 1 5 Низкий

4 Матвей 5 2 2 5 4 18 Высокий

5 Богдан 5 3 2 5 3 18 Высокий

6 Артём 4 1 1 1 1 8 Низкий

7 Ангелина 2 1 1 3 2 9 Средний

8 Яна 1 1 1 2 1 6 Низкий

9 Матвей 1 1 1 1 1 5 Низкий

10 Данил 1 2 1 5 1 10 Средний

Таким образом, можно выделить следующие особенности мыслительной деятельности

[5]:

• высокий уровень познавательной активности выявлен у 5 детей, что составляет 50 процентов от числа детей в группе;

• средний уровень познавательной активности выявлен у 3 детей, что составляет тридцать процентов от общего числа детей в группе;

• низкий уровень познавательной активности выявлен у двух детей, что составляет 20 процентов от общего числа детей в группе;

• снижение работоспособности к переработке и приему информации;

• ограниченные фрагментарные представления и знания об окружающем мире;

• недостаточная развитость умственных операций при наличии отставания в речевом развитии.

Итак, после проведения констатирующего эксперимента обработка данных показала, что состояние мыслительной деятельности всех детей имеет разные показатели, высокого уровня не выявлено. Все дети экспериментальной группы нуждаются в оказании систематической коррекционной помощи, педагога-дефектолога.

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Борякова, Н.Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников [Текст] / Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.

Борякова, Н.Ю. Развитие мнестических процессов у детей с задержкой психического развития в структуре коррекционной работы [Электронный ресурс] / Н.Ю. Борякова [и др.] // Специальное образование. - № 2 - 2013. - Электронные текстовые дан. - 2013. - Доступ с сайта научной электронной библиотеки «КиберЛенинка». - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mnesticheskih-protsessov-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-strukture-korrektsionnoy-raboty, свободный. - Загл. с экрана.

Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов. - http://www.dissercat.com/content/sravnitelnoe-izuchenie-narushenii-myslitelnoi-i-rechevoi-deyatelnosti-u-doshkolnikov-s-zpr-i#ixzz5iRA8MS4l.

Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 157 с. (Школа развития).

Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, Владос. - 2008. - 178 с.

Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. - М.: Просвещение, 1984. - 119 с.

Специальная психология. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / Никишина Н.Б. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультета психологии. - СПб.: Речь, 2003. - 432 с.

Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова - М., 1990. - 184 с.

Korotovskih Tat'yana Vladimirovna

Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia E-mail: [email protected]

Grigorieva. Ekaterina Mikhaylovna

Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia E-mail: [email protected]

Kuptsova Yulia Nikolaevna

Surgut state pedagogical university, Surgut, Russia E-mail: [email protected]

Experimental study of features of development of mental operations in preschool children with delay

of mental development

Abstract. The notion of "delay mental development" assumes violation of normal pace mental development, when individual mental functions (memory, attention, thinking, emotionally-volitional sphere) lag behind in his development from adopted psychological norms for this age. Psychological and pedagogical diagnostics is a necessary condition for building an effective correctional and pedagogical work. The article presents the results of an experimental study of the features of the development of mental operations in older preschoolers with mental retardation in a compensating group of preschool educational institutions as a necessary condition of readiness for school. At the present stage in the conditions of the introduction of the GEF TO a very relevant and socially significant is the problem of development of mental activity. Theoretical and methodological foundations of the development of mental activity in preschool children are defined in the works of M.S. Pevzner, T.A. Vlasova, N.Ah. Nikashina, K.S. Lebedinsky, W.V. Elenkova, I.F. Markov, S.G. Shevchenko, D.R. Triger. The content and organization of work cavitiy mental activities in kindergarten were actively developed S.A. Domashkevich, N.In. Elfimova, I.Y. Kalugina. In this article the author conducted the study of peculiarities of mental activity of the senior preschool children with delay of mental development in terms of compensating group DOO.

Keywords: mental operations; senior preschooler; mental retardation; diagnosis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.