Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ'

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / КОМПЕТЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ПРОГРАММА / EDUCATIONAL INSTITUTION / TEACHING STAFF / COMPETENCIES / DEVELOPMENT / KNOWLEDGE MANAGEMENT / PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Синева Надежда Леонидовна, Соколов Виктор Алексеевич

В статье рассматриваются особенности развития педагогических кадров в контексте управления знаниями. Определяется ряд инновационных подходов и классификаций по реализации управления знаниями в образовательных организациях. Выявляется, что управление знаниями педагогов ориентировано на развитие педагогических компетенций. Рассматривается процесс повышение квалификации педагогических кадров как важное направление профессиональной деятельности. Выделяются основные проблемы образовательного учреждения по повышению компетентности педагогов, в частности недостаточная работа педагогов по самообразованию, неготовность к нововведениям, отсутствие стремления непрерывно повышать свой профессиональный уровень. В целях развития ключевых компетенций педагогических кадров предлагается поэтапный алгоритм разработки программы в контексте управления знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Синева Надежда Леонидовна, Соколов Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF KEY COMPETENCIES OF EDUCATORS OF EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE CONTEXT OF KNOWLEDGE MANAGEMENT

The article discusses the features of the development of teaching staff in the context of knowledge management. A number of innovative approaches and classifications for the implementation of knowledge management in educational organizations are determined. It is revealed that knowledge management of teachers is focused on the development of pedagogical competencies. The process of professional development of teaching staff is considered as an important direction of professional activity. The main problems of an educational institution in improving the competence of teachers are highlighted, in particular, insufficient work of teachers in self-education, unpreparedness for innovations, lack of desire to continuously improve their professional level. In order to develop key competencies of teaching staff, a phased algorithm for developing a program in the context of knowledge management is proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Синева Надежда Леонидовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); заведующий кафедрой информационных и математических дисциплин, кандидат технических наук, доцент Соколов Виктор Алексеевич Нижегородский государственный инженерно-экономический университет институт пищевых технологий и дизайна (филиал) (г. Нижний Новгород)

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития педагогических кадров в контексте управления знаниями. Определяется ряд инновационных подходов и классификаций по реализации управления знаниями в образовательных организациях. Выявляется, что управление знаниями педагогов ориентировано на развитие педагогических компетенций. Рассматривается процесс повышение квалификации педагогических кадров как важное направление профессиональной деятельности. Выделяются основные проблемы образовательного учреждения по повышению компетентности педагогов, в частности недостаточная работа педагогов по самообразованию, неготовность к нововведениям, отсутствие стремления непрерывно повышать свой профессиональный уровень. В целях развития ключевых компетенций педагогических кадров предлагается поэтапный алгоритм разработки программы в контексте управления знаниями.

Ключевые слова: образовательное учреждение, педагогические кадры, компетенции, развитие, управление знаниями, программа.

Annotation. The article discusses the features of the development of teaching staff in the context of knowledge management. A number of innovative approaches and classifications for the implementation of knowledge management in educational organizations are determined. It is revealed that knowledge management of teachers is focused on the development of pedagogical competencies. The process of professional development of teaching staff is considered as an important direction of professional activity. The main problems of an educational institution in improving the competence of teachers are highlighted, in particular, insufficient work of teachers in self-education, unpreparedness for innovations, lack of desire to continuously improve their professional level. In order to develop key competencies of teaching staff, a phased algorithm for developing a program in the context of knowledge management is proposed.

Keywords: educational institution, teaching staff, competencies, development, knowledge management, program.

Введение. Сегодня в российской действительности происходит переформатирование системы образования. Данный аспект непосредственно отражается на учебно-воспитательном процессе, в том числе раскрывает проблему необходимости применения инновационных технологий управления знаниями [3, 41. В связи с тем, что появились новые стандарты и требования, разрабатываются программы развития по формированию ключевых компетенций преподавателя.

Развитие ключевых компетентностей у педагогических кадров рассматриваются на сегодняшний день как необходимое требование в системе непрерывного образования. Для осуществления этого нужны квалифицированные педагогические кадры и их возможность к накоплению опыта с позиции управления знаниями.

Изложение основного материала статьи. Вопросы управления нашли свое отражение в работах М. Вебера, Э. Мэйо, Д. Макгрегора, Т. Питерса, Г. Саймона, Ф.Тейлора, Р. Уотермена, Т.Файоля и др. Проблемы управления знаниями в образовательных учреждениях рассматриваются в исследованиях таких ученых, как А.Н. Дахин, В.С. Лазарев, О.Е. Лебедев, П.И. Третьяков и др. Разработали классификации инноваций такие ученые как: П.Н. Завлин, А.В. Васильев, В.В. Горшков, Е.А. Кретова, Э.А. Уткин, Г.И. Морозова, С.Д. Ильенкова и др.

Существуют несколько подходов к реализации управления знаниями в организациях. Один из них основывается на содержании знаний в людях и способности ими делиться и хранить. Другой подход рассматривает знания как информацию по какой-либо проблеме и применению инновационных подходов по заданному направлению.

Попытка выделить наиболее общие критерии классификации инноваций предпринята Л.И. Алмазовой. В основу разработанной ею классификации, положены следующие признаки:

- сфера, в которой будет внедряться инновации;

- способ возникновения инновационного процесса;

- широта и глубина инновационного внедрения;

- основа, на которой возникают новшества [11.

Одна из классификаций инноваций предложена Ю.В. Яковцом заключается в том, что происходит деление на: крупнейшие базисные инновации; крупные инновации; средние инновации; мелкие инновации. В основу классификации инноваций, положен цикличный характер развития техники [11. Так, результатом крупнейших базовых инноваций являются революционные перевороты в науке и технике. Крупные инновации характеризуются изменением техники в рамках одного направления. Средние инновации направлены на изменение и совершенствование моделей техники. Мелкие - направлены на улучшение отдельных параметров техники и основаны на мелких изобретениях. А.Г. Гостев предлагает классификацию инноваций, в основе которой положены различные подходы [1].

Указанные подходы к классификации инноваций позволяют определить характерные особенности данной деятельности. Таким образом, в качестве классифицирующего признака инноваций выступает характер новшеств. Как отмечает Р.У. Мюллер, инновации различаются по целям. Указанный автор считает, что цель инноваций может заключаться как в получении прибыли, так и не быть ориентированными на получение дохода от их внедрения (экономические инновации).

В условиях цифровизации общественных процессов инновации могут осуществляться в различных отраслях (экономической, материально-технической, образовательной, социальной сферах) [81. В настоящее время исследователями разработано множество классификаций инноваций. При этом в качестве классифицирующих признаков применяются разнообразные параметры.

В условиях перехода образовательного учреждения управление знаниями педагогов должно быть ориентировано на развитие педагогических умений:

- исследовательских;

- проектировочных;

- организаторских;

- коммуникативных;

- конструктивных.

Организация непрерывного повышения квалификации педагогических кадров любого уровня образования определяется в современных условиях принципиально важным направлением профессиональной деятельности [7, 91. Данный процесс содействует профессиональному совершенствованию и развитию, как в области предметных знаний, так и в освоении новых образовательных методик [2, 61. Поэтому принцип непрерывности повышения квалификации становится основополагающим, наряду с принципом обязательного прохождения квалификационной подготовки педагогическими кадрами как условие прохождения аттестации.

Повышая квалификацию, педагоги развивают свою профессиональную компетентность: приобретают специальные и профессиональные знания; проявляют качества ответственности, самостоятельности и др.; развивают потребность к научному познанию; способности к коммуникациям, организации деятельности; навыки управленческой деятельности, рефлексии.

Указанные обстоятельства способствуют постановке реально достижимых целей, направленных на повышение профессионального уровня педагогов, позволяют целенаправленно и системно планировать содержание методической работы с учетом индивидуальных потребностей педагогов.

Поэтому, несмотря на использование разнообразных форм методической работы, активных методов обучения педагогических кадров, можно отметить, что педагогическая деятельность требует совершенствования в соответствии с новыми условиями образовательной деятельности.

Выделяются основные проблемы образовательного учреждения:

- организация методических мероприятий без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов, что снижает эффективность профессиональных результатов;

- недостаточный анализ реальных проблем образовательного учреждения, формальный подход к изучению профессиональных потребностей и затруднений педагогов по повышению профессионального мастерства и развитию профессиональной компетентности;

- недостаточная работа педагогов по самообразованию, неготовность к нововведениям, отсутствие стремления непрерывно повышать свой профессиональный уровень и квалификационную категории, что увеличивает возможные риски по реализации ФГОС в практику работы.

В соответствии с вышесказанным, целью разработки программы заключается в раскрытии специфики структуры компетентностного подхода, осознание смысла и психолого-педагогического содержания понятий «компетентность», «компетенция» и «ключевые компетентности обучающихся», овладении диагностикой ключевых компетентностей и технологиями, способствующими формированию ключевых педагогических компетенций [10, 111.

В соответствии с этим сформированы следующие задачи:

1. Сформировать у педагогического коллектива представления о компетентностно-ориентированном подходе в образовании.

2. Ознакомить педагогов с классификацией и содержанием ключевых компетенций.

3. Обучить педагогический коллектив организации мониторинга оценки уровня сформированности ключевых компетенций.

4. Познакомить педагогов с инновационными педагогическими технологиями.

5. Включить педагогов в различные формы сотрудничества (с коллегами, преподавателями курсов, обучающимися).

6. Стимулировать исследовательскую и экспериментальную деятельность педагогов.

Рассмотрим поэтапный алгоритм разработки программы.

1. Подготовительный этап. В связи с не идеальностью системы повышения квалификации кадров, необходима инновационная образовательная практика. Она имеет опережающий характер по сравнению с программно-методическим обеспечением повышения квалификации педагогов. В особенности отчетливо это стало вступать в противоречия в связи с идеями компетентностного обучения.

Предлагаемая программа направлен на разрешение этого противоречия за счет привлечения социальных партнеров. Система мероприятий поможет педагогам сформировать представления о компетентностно-ориентированном образовании, овладеть инструментарием ключевых компетентностей у дошкольников, овладеть технологиями и методиками, формирующими ключевые компетенции.

Программа предполагает включение разнообразные, в том числе практико-ориентированные, формы организации обучения: семинары, дискуссии, выполнение практических заданий, работу в творческих группах, рефлексию и т.п.

2. Этап реализации программы. Предусматривает ряд направлений, которые направлены на формирование ключевых компетенций педагогов: самообразование (изучение методической литературы; работа в методических объединениях, творческих группах); теоретическая подготовка (освоение новых педагогических технологий, методов и приемов; посещение проблемных семинаров и вебинаров); распространение опыта (конкурсы/ проекты (очные, дистанционные) [5].

3. Рефлексивный этап. Предполагается оценивать результативность предложенной программы по повышению профессиональной компетентности педагогов в аспекте компетентностного образования; знакомство с большим количеством педагогических технологий, освоение и внедрить которые на небольшой промежуток времени остается проблематичным.

По результатам реализации программы необходимо провести диагностику эффективности, которая состоит из анкетирования педагогов образовательного учреждения до внедрения программы управления знаниями в формировании ключевых компетенций дошкольника и после ее внедрения.

4. Заключительный этап. Работа руководства как эффективных менеджеров по повышению квалификации педагогов и дальнейшему построению их карьерных траекторий в аспекте формирования ключевых компетентностей должна быть продолжена с учетом выявленных проблем [12].

Выводы. Разработка программы развития ключевых компетенций педагогов будет способствовать:

- ориентированию на инновационные формы обучения, высокую интерактивность;

- созданию благоприятных условий для осмысления профессиональной позиции, овладения необходимыми профессионально-личностными качествами, профессиональными умениями и навыками, позволяющими эффективно выполнять профессиональные функции;

- применению научно-методического сопровождения образовательного процесса;

- использованию информационно-методической поддержке по содержанию нормативных и законодательных документов различных уровней, по реализации образовательной политики образовательного учреждения, организации индивидуального самообразования;

- внедрению программно-информационной поддержке профессиональной деятельности;

- мотивации педагогических кадров к изучению инновационного педагогического опыта, а также к профессиональному самовыражению и обобщению собственного профессионального опыта, в стремлении к представлению и трансляции его результатов.

Литература:

1. Бараненко, С.П. Инновационный менеджмент / С.П. Бараненко. - М.: Центрполиграф, 2018. - 320 с.

2. Богатырева, Ю.И. Проектирование и реализация курса повышения квалификации «Информационная безопасность образовательной организации» / Ю.И. Богатырева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск. - 2017. - № 1(30). - С. 22-28.

3. Бордовская И.В Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. 432 с.

4. Быстрицкая Е.В., Ядрышников К.С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) // Вестник Мининского университета. 2015 - №1 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/14/15 (дата обращения: 20.10.20).

5. Вахрушева Г.П. Ключевые профессиональные компетенции учителя-предметника // Интерактивная газета. Выпуск №78-79, октябрь 2018 [Электронный ресурс]. — URL: http://io.nios.rn/artides2/97/2/klyuchevye-professionalnye-kompetencii-uchitelya-predmetnika (дата обращения: 17.10.20).

6. Гончаров И.С. Интеллектуальная собственность, применение систем управления знаниями в образовательной деятельности // Проблемы науки. - 2017. - N 6 (19). - С. 42-45.

7. Калинченко, А.В. К вопросу об организации обучения студентов педагогического вуза использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности / А.В. Калинченко // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2018. - № 3 (45). - С. 84-91.

8. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Лаврентьев В.А. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 152-156.

9. Организационно-методические основы применения комплексов общеразвивающих упражнений в образовательном процессе: учебно-методическое пособие / О.В. Байгужина, О.А. Комиссарова, О.Б. Никольская, М.В. Шапошникова. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитар. - пед. Ун-та, 2020. - 167 с.

10. Топ-8 профессиональных компетенций современного учителя [Электронный ресурс]. -URL: https://activityedu.ru/Blogs/teacher/top-8-professionalnyh-kompetenciy-sovremennogo-uchitelya/(дата обращения: 17.10.20).

11. Федулов Ю.П. Организация учебной деятельности в вузе и методика преподавания в высшей школе: учеб. пособие / Ю.П. Федулов. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 155 с.

12. Яшкова Е.В. Управление развитием деловой карьеры менеджера В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 322-325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.