Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности педагогов в контексте управления знаниями'

Развитие профессиональной компетентности педагогов в контексте управления знаниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / TEACHERS / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / KNOWLEDGE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Лаврентьева Лариса Викторовна

Исследования авторов раскрывают вопросы развития педагогов посредством применения инновационных технологий в условиях трансформации дошкольного образования в контексте управления знаниями. Дается определение понятия «управление знаниями». Определяется роль и значение личности педагога в системе управления знаниями. Рассматриваются компоненты профессиональной компетентности педагога. Проводится диагностика уровня развития профессиональной компетентности педагогов в нижегородском дошкольном образовательном учреждении и даются рекомендации по ее повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Лаврентьева Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Professional Competence of Teachers in the Context of Knowledge Management

The authors' research reveals the development of teachers through the use of innovative technologies in the transformation of preschool education in the context of knowledge management. The definition of “knowledge management” is given. The role and importance of the teacher’s personality in the knowledge management system are determined. The components of the professional competence of the teacher are considered. Diagnostics of the level of development of professional competence of teachers in the Nizhny Novgorod preschool educational institution is carried out and recommendations are made to improve it.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности педагогов в контексте управления знаниями»

профессиональной деятельности. В статье рассматриваются различные подходы ученых к данной проблематике, выделены компоненты и этапы профессиональной адаптации. Выявлена специфика адаптации молодых специалистов к профессионально-педагогической деятельности, обусловленная многофункциональностью, полиструктурностью, полипредметностью учительского труда. Очерчено проблемное поле адаптационных трудностей на разных этапах профессиональной адаптации.

Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, адаптант, молодой специалист, компоненты профессиональной адаптации, этапы профессиональной адаптации.

SUMMARY

In the conditions of transformations in modern society as a whole and in the field of education in particular, the problem of professional adaptation of young specialists to professional activity is becoming more relevant. The article discusses the various approaches of scientists to this issue, reveals the components and stages of professional adaptation. The specifics of adaptation of young specialists to professional and pedagogical activity due to multifunctionality, multistructurality, multidi-sciplinarity of teacher work is revealed. The problem field of adaptation difficulties at different stages of professional adaptation is outlined.

Key words: adaptation, professional adaptation, adaptant, young specialist, components of professional adaptation, stages of professional adaptation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В. В. Система адаптацл робгг-нишв до професшно! дгяльносп. - Дтпро-петровськ, 1999. - 300 с.

2. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / под общ. ред. А. П. Беляевой. - СПб., 1994. - 170 с.

3. Професшна освгга. Словник / за ред. Н. Г. Ничкало. - К.: Вища школа, 2000. - 380 с.

4. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное посо-

бие / С. А. Боровикова, Т. П. Водолазская, М. А. Дмитриева [и др.]; под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Изд-во С.-Петербуржского ун-та, 1991. - 152 с.

5. Энциклопедия профессионального образования / под ред. С. Я. Батышева. - М., 1998. - 568 с.

ш)

Е. В. Яшкова, Л. В. Лаврентьева

УДК 378 РАЗВИТИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

л

лубокие социально-экономические преобразования в России ставят перед российским обществом важнейшую проблему внедрения и использования инновационных технологий управления знаниями в образовательных организациях. Становление новой системы образования, сопровождается изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Цель авторского исследования - изучить текущее состояние и предложить внедрение инновационных технологий управления знаниями для успешного функционирования и развития педагогов дошкольной образовательной организации.

Актуальность исследования обусловлена как внешними факторами, связанными с изменением конкурентной ситуации на рынках, так и внутренними, сознанием необходимос-

ти изменения системы управления образовательным учреждением, с учетом внедрения инновационных процессов и технологий для развития профессиональной компетентности педагогов в контексте управления знаниями.

Российское образование в современном обществе находится на стадии активных изменений. Ежегодно происходят процессы совершенствования и адаптации системы образования к международным требованиям и тенденциям в российском обществе. Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) предопределило необходимость перестройки работы образовательных организаций в соответствии с требованиями государства. В соответствии с этим вопросы, связанные с управлениями знаниями в образовательной организации, имеют актуальное значение [8].

Исследователи трактуют понятие «управление знаниями» как новую управленческую функцию, которая заключается в систематическом и целенаправленном формировании, обновлении и применении знаний для эффективности повышения квалификации педагогов [4; 6]. Управление знаниями - это внутри-организационные процессы системного характера, которые напрямую влияют на сохранение, распределение и непосредственное использование человеческого капитала организации, повышая производительность и эффективность их труда.

Идея построения системы управления знаниями направлена на формирование и/или повышения уровня конкурентоспособности организации за счет выявление ключевых характеристик организации, являющихся базой для получения результатов ее деятельности и создания среды (условий, процессов, мотивации), позволяющей создавать, обновлять и использовать, воплощая в продуктах, организационные знания и ресурсы под меняющиеся требования внешней среды [5].

В науке разработаны различные подходы к управлению знаниями в организации как инновационной технологии: системный (В. П. Бес-палько, Н. В. Кузьмина, В. С. Лазарев, М. М. По-

ташник, П. И. Третьяков и др.); процессный (функциональный) (А. Файоль, Г. Эмерсон, В Шухарт, М. Мескон, Ф. Хедоури и др.); деятельностный (В. Ф. Ломов, В. Д. Шадри-ков, Ю. А. Конаржевский, Н. П. Кузьмина) и другие подходы. Понятие «инновация» (с англ. «введение новаций»), ввел в научную среду И. Шумпетер и определил данное понятие как воплощение научного открытия в новой технологии или продукте [2].

Сферой применения таких инновационных предложений в области управления знаниями является пространство образовательной организации. Управление образовательным учреждением как инновационной организацией носит нормативный характер, сферой применения инноваций в управлении может быть определенная структура управления, система отношений и технологий, либо усложнение структуры объекта или субъекта при достаточно четко закрепленном их характере.

В дошкольном учреждении в системе управления знаниями личность педагога имеет основополагающее значение, так как центральное место здесь занимают не содержание и формы, а специальным образом построенный процесс взаимодействия педагога с детьми (педагогическое взаимодействие), эффективная организация методического обеспечения данного процесса [9]. Особое внимание, по мнению исследователей, необходимо обратить на использование активных и интерактивных форм и метод обучения [1; 10]. В соответствии с этим определим составляющие системы профессиональной компетентности личности педагога дошкольного образования (рисунок 1):

Рассмотрим основные характеристика компонентов системы профессиональной компетентности педагога дошкольного образования:

- интеллектуально-педагогическая компетентность - способность применять полученные знания и опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность к самообучению и генерации новых идей;

Рис. 1. Составляющие системы профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

2017-2018 учебный год

38%

'высшее профессиональное I среднее профессиональное I о буч аются в вузах

Рис. 2. Анализ образовательного уровня педагогических кадров учреждения.

- коммуникативно-личностная компетентность - умение выстраивать разные виды общения, развитая способность к эмпа-тии, умение слушать собеседника, разрешать конфликтные ситуации и заниматься профилактикой их возникновения, способность организовывать взаимодействие с коллегами и родителями в решении педагогических задач, высокая культура общения;

- информационная компетентность -умение получать необходимую информацию для выстраивания взаимодействия с участниками образовательных отношений;

- регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, развитая способность к рефлексии и самоконтролю, высокая стрессоустойчивость [3].

В соответствии с вышесказанным авторами статьи необходимо было определить уровень развития профессиональной компетентности педагогов в контексте управления знаниями в нижегородском Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №37» (далее учреждение) [7]. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования органа местного самоуправления.

Изучение образовательного уровня педагогических кадров учреждения показывает, что 50% педагогов, обеспечивающих воспитательно-образовательный процесс, имеют

20/у/.3 -

Цели и задачи стандарта

■ С труктур а ООП ДО

■ Психолого- педагогические условия реализации ООП

■ Предметно - развивающая среда в соответствии ФГОС ДО

■ Материально- технические условия реализации ООП ДО

■ Результаты освоения ООП ДО

■ Содержательный раздел программы

■ Взаимодействие педагога с семьями воспитанников

Рис. 3. Исследование профессиональных затруднений педагогов в освоении ФГОС ДО.

высшее профессиональное образование, 38% - среднее профессиональное образование, что свидетельствует о достаточном профессиональном уровне педагогических кадров и возможности профессионального роста и развития. 12% сотрудников получают в настоящее время высшее образование по профилю своей работы (рисунок 2).

Курсы повышения квалификации проходят все сотрудники учреждения регулярно.

В целях выявления профессиональных затруднений педагогических кадров в освоении ФГОС ДО авторами проведено анкетирование, содержащее вопросы, направленные на знание целей и задач стандарта, структуры основной образовательной программы дошкольного образования, условий ее реализации основной образовательной программы дошкольного образования и т.д. (рисунок 3).

Исследование показало, что наибольшие трудности у педагогов вызывают такие вопросы, как содержательный раздел программы (68%), организация предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО (54%), определение требований к результатам освоения основной образовательной программ-мы (64%), к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы (58%).

Дополнительный опрос педагогических кадров показал, что 64% воспитателей поло-

жительно оценивают методическую работу дошкольного образовательного учреждения, однако 34% отметили, что им требуется дополнительное обучение и самообразование в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, а 46% считают, что необходимо усилить роль прак-тикоориентированных форм методической работы.

Воспитатели с большим стажем работы отметили, что им требуется индивидуальная помощь в применении интерактивных педагогических технологий, прежде всего, информационных (32%), а воспитатели со стажем работы до 5 лет испытывают трудности во взаимодействии с родителями (24%).

В соответствии с новыми условиями образовательной практики предлагается к внедрению следующие рекомендации:

1. Разработка методических рекомендаций по повышению эффективности методической работы с педагогическими кадрами. В целях совершенствования методической работы предлагаем соотносить формы методической работы с этапами научно-методической работы, к которым относят: проведение ИКТ-консультаций и семинаров, организацию методических консультаций, методической недели, коллоквиумов, методических семинаров, использование деловых игр. В качестве повышения квалификации педагогов

дошкольного учреждения предлагается использование современных педагогических технологий: игровых, личностно-ориентиро-ванного взаимодействия, познавательно-проектной деятельности и др.

2. Разработка программы развития управления знаниями в аспекте формирования ключевых компетенций детей дошкольного возраста. Современный педагог дошкольного образования испытывает сложность в формировании ключевых компетенций дошкольника из-за постоянного внимания на присмотр и уход за детьми. В связи с этим, в русле новых стандартов и требований, предлагается поэтапная программа развития профессионализма в формировании ключевых компетенций дошкольника.

Таким образом, развитие профессиональных компетенций педагогов, использование инновационных технологий управления знаниями в дошкольной организации должно обеспечить повышение качества образования, ориентироваться на нестандартные методы обучения, высокую интерактивность, содержать материалы, нацеленные на формирование у педагогов ключевых и профессиональных компетенций. Результатом становится индивидуальная, авторская высокоэффективная система педагогической деятельности, достижение педагогами высокого уровня профессиональной компетентности, повышение качества воспитания, обучения и развития детей.

АННОТАЦИЯ

Исследования авторов раскрывают вопросы развития педагогов посредством применения инновационных технологий в условиях трансформации дошкольного образования в контексте управления знаниями. Дается определение понятия «управление знаниями». Определяется роль и значение личности педагога в системе управления знаниями. Рассматриваются компоненты профессиональной компетентности педагога. Проводится диагностика уровня развития профессиональной компетентности педагогов в нижегородском дошкольном образовательном учреждении и даются рекомендации по ее повышению.

Ключевые слова: педагоги, развитие, профессионализм, компетенции, управление знаниями.

SUMMARY

The authors' research reveals the development of teachers through the use of innovative technologies in the transformation of pre-school education in the context of knowledge management. The definition of "knowledge management" is given. The role and importance of the teacher's personality in the knowledge management system are determined. The components of the professional competence of the teacher are considered. Diagnostics of the level of development of professional competence of teachers in the Nizhny Novgorod pre-school educational institution is carried out and recommendations are made to improve it.

Key words: teachers, development, profess-sional competence, knowledge management.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваганова О. И. Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения II Вестник Мининского университета [Электронный ресурс]. - 2014. -№ 2. - URL: https:llvestnik.mininuniver.rul jourIarticle/viewI478I454 (дата обращения: 21.04.19).

2. Горшкова Н. В., Иванов В. Ю. Исследование дефиниций «инновация» и «инновационная деятельность»: теоретический подход II Фундаментальные исследования. -2016. - № 10-2. - С. 380-385.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 [Электронный ресурс]. - URL: https:l/base.garant.ru/70643472l (дата обращения: 13.04.19).

4. Жукова О. В. Управление знаниями педагогов в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС II Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2014. -С. 110-118.

5. Малыгина О. В. Построение системы управления знаниями в компаниях II Вестник университета. - 2016. - № 7-8. - С. 36-43.

20/y/;J -

ш

6. Маслов А. В. Управление знаниями в организации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2015. - № 6. - С. 489-491.

7. Официальный сайт МАДОУ № 37 [Электронный ресурс]. - URL: https://mdoy.pr o/index_ds.php?sad=849 (дата обращения: 12.04.19).

8. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08- 249 // Вестник образования [Электронный ресурс]. - 2014. - № 7. - URL: http://xn--31 -jlc6c.xn--p 1 ai/images/sampledata/doc31/79.pdf.

9. Прищепова И. В. Вопросы организации и методического обеспечения работы ДОУ. - СПб., 2016.

10. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета [Электронный ресурс]. -2018 - №3 - URL: https://vest nik.mininunive r.ru/jour/article/view/870/682 (дата обращения 17.04.19).

В. П. Сергеева, Г. И. Грибкова, О. А. Милькевич

УДК 378

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ

СФЕРЫ

последние десятилетия досуг и способы его проведения играют большую роль в формировании культуры личности и общества, сохранении традиционных культурных норм, ценностей, конструктов. Это обуслов-

лено развитием индустрии досуга на фоне глобализации, экономизации культуры, коммерциализации досуга, внедрения технологических принципов в процесс организации досуга. Настоящий этап развития социокультурной сферы характеризуется переходом к технологии индустрии креативного досуга, где особое место отведено взаимодействию вуза и предприятий индустрии креативного досуга, а также созданию системы инновационной подготовки кадров для учреждений образования и культуры в условиях вуза.

Вместе с тем индустрия досуга может включать в себя разные направления деятельности, по которым может быть осуществлена подготовка кадров к таким технологиям, как индустрия семейного и детского отдыха, организация гостеприимства и услуг, организация развлечений и праздников, шоу-индустрия, игровая, компьютерная, творческая, музыкальная индустрии, индустрия танца и кино и др.

Результаты исследования сущности и содержания социально-культурной деятельности представлены в публикациях Э. И. Медведь, О. И. Киселевой, В. П. Сергеевой, Н. Н. Яро-шенко и др. Актуальными являются исследования, посвященные изучению значимости досуга в развитии личности, сущности и специфики современной индустрии креативного досуга, ее составляющих (М. А. Ариарский [2], В. З. Дуликов [4], Л. В. Секретова [8], В. П. Сергеева [1] и др.), которые определяют возможность отбора содержания дисциплин профессиональной подготовки будущих специалистов данной сферы. Кроме того, результаты исследования индустрии креативного досуга определяют необходимость гибкого и динамичного реагирования системы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации на расширение видов креативного досуга, появление новых форм его организации. Изучение эффективных моделей и технологий подготовки специалистов для индустрии креативного досуга (Г. И. Грибкова [3]; Т. И. Ивлева [5]; О. И. Киселева, Э. И. Медведь [7]; В. П. Сергеева [6; 9]) отражает опыт ученых и практикующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.