Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / РЕКОМЕНДАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EDUCATIONAL INSTITUTION / MANAGEMENT / TEACHERS / METHODICAL WORK / RECOMMENDATIONS / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Лаврентьева Лариса Викторовна, Зверев Сергей Арестович

В статье рассматриваются особенности процесса управления методической работой как целенаправленной деятельностью непрерывного профессионально-творческого развития педагогов. Доказывается, что реализация факторов развития преподавательского состава обеспечивает качество и эффективность методической работы. Рассматриваются цели, задачи формы и методы процесса управления повышения квалификации педагогических кадров. Определяются этапы научно-методической работы. В целях обеспечения качественной деятельности с преподавательским составом предлагается разработка плана по управлению методической работой образовательного учреждения. Доказывается, что эффективная методическая работа должна обеспечивать практико-ориентированные основы профессионального развития педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Лаврентьева Лариса Викторовна, Зверев Сергей Арестович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF THE PROCESS OF INCREASING EFFICIENCY OF METHODICAL WORK WITH PEDAGOGICAL PERSONNEL OF EDUCATIONAL INSTITUTION

The article examines the features of the process of managing methodological work as a purposeful activity of continuous professional and creative development of teachers. It is proved that the implementation of the factors of development of the teaching staff ensures the quality and efficiency of methodological work. The goals, tasks of the form and methods of the process of management of professional development of teaching staff are considered. The stages of scientific and methodological work are determined. In order to ensure quality activities with the teaching staff, it is proposed to develop a plan for managing the methodological work of an educational institution. It is proved that effective methodological work should provide a practice-oriented basis for the professional development of teaching staff.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Яшкова Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Лариса Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); консультант Зверев Сергей Арестович

Администрация города Нижнего Новгорода (г. Нижний Новгород)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса управления методической работой как целенаправленной деятельностью непрерывного профессионально-творческого развития педагогов. Доказывается, что реализация факторов развития преподавательского состава обеспечивает качество и эффективность методической работы. Рассматриваются цели, задачи формы и методы процесса управления повышения квалификации педагогических кадров. Определяются этапы научно-методической работы. В целях обеспечения качественной деятельности с преподавательским составом предлагается разработка плана по управлению методической работой образовательного учреждения. Доказывается, что эффективная методическая работа должна обеспечивать практико-ориентированные основы профессионального развития педагогических кадров.

Ключевые слова: образовательное учреждение, управление, педагоги, методическая работа, рекомендации, эффективность.

Annotation. The article examines the features of the process of managing methodological work as a purposeful activity of continuous professional and creative development of teachers. It is proved that the implementation of the factors of development of the teaching staff ensures the quality and efficiency of methodological work. The goals, tasks of the form and methods of the process of management of professional development of teaching staff are considered. The stages of scientific and methodological work are determined. In order to ensure quality activities with the teaching staff, it is proposed to develop a plan for managing the methodological work of an educational institution. It is proved that effective methodological work should provide a practice-oriented basis for the professional development of teaching staff.

Keywords: educational institution, management, teachers, methodical work, recommendations, efficiency.

Введение. Управление методической работой определяется как система взаимосвязанных мер, действий, профессиональных объединений, реализующих эти мероприятия, влияющих на повышение профессионального уровня квалификации персонала образовательных учреждений. Методическая работа основана на системном подходе, способствует решению стратегических и тактических задач образовательного учреждения, предполагает определение целей, задач, обеспечивающих повышение квалификации педагогических кадров в условиях реализации федеральных образовательных стандартов и цифровизации всех сфер деятельности общества [3, 51.

На этой основе методическая работа инновационного образовательного учреждения в области развития педагогических кадров предполагает учет двух факторов. Первый заключается в осознании стратегии профессионального личностно-ориентированного развития преподавательского состава в зависимости от уровня его профессиональной компетентности. Второй - в выявлении, систематизации и распространении прогрессивного педагогического опыта [6].

Изложение основного материала статьи. Реализация данных факторов обеспечивает качество и эффективность методической работы, который состоит в том, что, во-первых, педагоги повышают свой профессионализм (результаты аттестации), а во-вторых, создается продуктивная методическая среда (обобщенный инновационный опыт работы педагогов, методические разработки и рекомендации, пособия и оборудование педагогического процесса и др.).

Преподавателю с целью непрерывного профессионального саморазвития, необходимо проявлять такие важные личностные и профессиональные качества, как системность мышления, стремление к аналитической и творческой деятельности, владение информационной и коммуникативной культурой, умение самостоятельно действовать в стандартных и неопределенных условиях и др. Именно качество профессиональной подготовки педагогических кадров образовательного учреждения напрямую влияет на качество реализации новых образовательных программ, педагогических технологий, что, в конечном итоге, определяет результат профессиональной деятельности и дальнейшее развитие [61.

Указанная тенденция выдвигает на первый план управленческие аспекты в совершенствовании деятельности образовательной организации, определяя необходимость повышения роли ее методической составляющей, как условия непрерывного развития профессиональной компетентности и профессионально-педагогической квалификации педагогических кадров. (С.Ф. Багаутдинова, С.Ф. Корнилова, А.Н. Дахин, В.С. Лазарев, О.Е. Лебедев, П.И. Третьяков и др.) [71.

Современные требования, определяемые образовательным стандартом, обусловливают интеграцию методической работы в образовательном учреждении в единую систему обучения, базирующуюся на управлении развитием профессиональной компетентности педагогических кадров, что предопределяет постановку следующих целей:

- непрерывное повышение качества учебно-воспитательного процесса для полноценного развития личности обучающихся;

- развитие профессиональной компетентности, профессионального мастерства, творческого потенциала педагогов;

- освоение и внедрение в образовательный процесс инновационных методов и приемов обучения, воспитания и развития обучающихся;

- осуществление обмена передовым педагогическим опытом;

- оказание помощи для профессионального роста педагогов и др.

Задачи по управлению методической работой направлены на достижение педагогическими кадрами необходимого качества профессиональной квалификации и подготовки в условиях реализации ФГОС:

- информационно-методическое и нормативное обеспечение в освоении педагогическими кадрами законодательных и локальных нормативных и организационно-методических документов (электронные образовательные ресурсы, интерактивные дидактические материалы, презентации и др.);

- самообразование педагогов;

- создание инновационного «банка идей»;

- создания развивающего методического пространства (оснащенность методического кабинета, определение наиболее актуальных форм и методов методической работы в соответствие с принципами дифференцированного подхода, специально организованные методические мероприятия).

Основное содержание управления методической работой представляется как деятельность, обеспечивающая профессиональное совершенствование педагогов в области:

- общекультурной подготовки, способствующей усилению речевой культуры педагогов, компетенций в различных областях и др.;

- дидактической подготовки, обеспечивающей знание ведущих дидактических концепций обучения (развивающих, личностно-ориентированных, др.);

- социально-психологической, воспитательной и информационного-коммуникативной подготовки, способствующей формированию коммуникативных компетенций, педагогической эмпатии, рефлексии и др.);

- здоровьеобеспечивающей подготовки, направленной на культуру здоровья и безопасность жизнедеятельности, физическое воспитание обучающихся;

- этико-правовой подготовки, направленной на соблюдение нравственно-этических отношений, правовых норм и защиту прав обучающихся;

- управленческой подготовки, обеспечивающей развитие способности управлять коллективом обучающихся;

- технологической подготовки, направленной на формирование практических умений организовывать разнообразные виды деятельности для обучающихся.

Важным условием повышения результативности процесса управления методической работы в образовательном учреждении является определение форм и методов обучения и развития педагогических кадров руководством организации [4].

Необходимо отметить, что система обучения и развития взрослых имеет дело со особенной аудиторией, которая определилась в своем профессиональном выборе, обладает особыми личностными и профессиональными характеристиками, влияющими на осуществляемую профессиональную деятельность, обладает жизненным и профессиональным опытом, которым стремиться поделиться, предъявляет иные требования к качеству и результатам обучения, а также нацелен на практическое применение (использование) полученных новых знаний и умений.

Особенности возрастных характеристик слушателей, проходящих повышение квалификации, предполагает учет таких закономерностей, как способы освоения знаний, навыков и умений, условий мотивации обучения, интереса к получению новых знаний.

Поэтому, образовательная деятельность взрослого обучающегося должна рассматриваться в целостном контексте социально-экономических, психологических и педагогических аспектов данной работы, во взаимосвязи образования с жизнью и трудовой деятельности.

В целях оптимизации методического обеспечения предлагается соотносить формы методической работы с этапами научно-методической работы, к которым относят:

- методический этап предполагает план проведения методических консультаций, методического коллоквиума, методического семинара, научно-методической конференции, педагогической гостиной, психологических тренингов, педагогического ринга, решение кейс-заданий и др. [2];

- практический этап предполагает в основном, использование деловых игр, круглых столов, вебинаров, семинаров-практикумов, научно-практические конференции и т.д.;

- аналитический этап становится необходимым при обобщения итогов учебного года, организации конкурсов профессионального мастерства и т.д. [1].

Обозначенные формы методической деятельности взаимосвязаны, что предполагает их обязательную дифференциацию по следующим основаниям:

- значимости (направлена на целесообразность выбора (отбора) форм работы в соответствии с ведущим видом деятельности педагога на разных этапах его профессионального развития);

- преемственности (предусматривает, что каждая последующая форма работы является логическим продолжением предыдущей).

Одним из направлений повышения квалификации педагогов является использование инновационных педагогических технологий, способствующих организации обучения как активного процесса взаимодействия с целью достижения прогнозируемого и желаемого результата в решении задач образовательного учреждения [1].

Разнообразие образовательных программ, реализуемых в образовательном учреждении, необходимость овладения и руководства разными видами деятельности предполагают использование различных технологий: игровых, личностно-ориентированного взаимодействия, познавательно-проектной деятельности и др. В целях обеспечения качественного результата для внедрения руководством образовательного учреждения предлагается разработка плана методической работы в условиях реализации федеральных образовательных стандартов нового поколения (таблица).

В программе представлены все направления методической работы: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная, экспертная, образовательная.

Таблица

План методической работы образовательного учреждения

Содержание Формы работы Сроки Ожидаемый результат

Аналитическая деятельность

Анализ состояния образовательной и методической работы Наблюдение о бразовательног о процесса Сентябрь 2020 Аналитическая справка о состоянии готовности образовательной организации к реализации ФГОС

Мониторинг освоения основной образовательной программы Оценка достижения промежуточных результатов Декабрь 2020 Апрель 2021 Анапитическая справка по итогам мониторинга

Инфо'рмацно н ноя деятель но сть

Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, локальных актов по введению и реализации ФГОС Работа с источниками В течение года Наличие систематизированных источников, размещенных в методическом кабинете

Подбор, систематизация, распространение информационных материалов о ФГОС и технологиях его реализации Работа с источниками В течение года Информация на сайте образовательного учреждения

Определение учебно-методической литературы, пособий, оборудования, используемых в образовательном процессе Семинар Октябрь 2020 Февраль 2021 Презентация «Введение ФГОС — перспектива развития»

Организационно-методическая деятельность

Организация сетевого взаимодействия педагогов по различным аспектам реализации ФГОС Методический семинар В течение года Наличие продуктов работы творческих групп

Организация совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования Аукцион педагогических идей В течение года Материалы, подготовленные к публикации, список публикаций

Обобщение и Методический В течение Совместные планы,

распространение передового семинар года проекты деятельности по

педагогического опыта различным вопросам ФГОС

Консультационная деятельность

Оказание помощи педагогам Инд ив идуальны Ежемесячно Отчет о проведенных

по разъяснению требований е/ групповые консультациях, списки

ФГОС; составлению консультации педагогов, повышающих

индивидуальных для педагогов квалификацию по

образовательных маршрутов индивидуальному

повышения квалификации образовательному

педагогов маршруту

Консультирование Педагогическая Ежемесячно Планы

творческих групп по гостиная работы творческих

направлению их групп

деятельности

Экспертная деятельность

Экспертиза рабочих Самоанализ/ В течение Экспертные заключения

программ педагогов взаимоанализ года

Экспертиза продуктов

деятельности творческих

групп

Образовательная деятельность

Обеспечение повышения Мастер — класс Апрель 2021 План - график

квалификации всех наставника повышения

педагогов по вопросам квалификации

ФГОС

Моделирование Взаимопосещен В течение Создание моделей

образовательного процесса ие года образовательного

на основе ФГОС процесса в соответствии с ФГОС

Организация С амообразовани В течение Повышение

дистанционного обучения е года квалификации педагогов

педагогов, в том числе в Творческий по проблеме реализации

форме вебинаров и вебконференций отчет требований ФГОС

Отмечаем, особенность современного этапа развития системы образования связана с реализацией новых ФГОС и предполагает переход от педагогики формирования к педагогике раскрытия потенциала участников образовательного процесса, обеспечению условий их саморазвития.

Выводы. Таким образом, деятельность руководства по эффективной организации методической работы должна обеспечивать практико-ориентированные основы профессионального развития состава преподавателей, активное и системное освоение знаний и закрепление профессиональных умений с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей педагогов и их профессиональных интересов, способствовать своевременной оценке качества их профессионального мастерства.

Литература:

1. Бордовская И.В Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. 432 с.

2. Быстрицкая Е.В., Ядрышников К.С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) // Вестник Мининского университета. 2015 - №1 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/14/15 (дата обращения: 20.10.20).

3. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Лаврентьев В.А. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 152-156.

4. Султанова, Т.А., Ткачева, Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. - 2019. - №19. -С. 613-616.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федулов Ю.П. Организация учебной деятельности в вузе и методика преподавания в высшей школе: учеб. пособие / Ю.П. Федулов. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 155 с.

6. Хлынина А.Ю. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом / А.Ю. Хлынина, С.А. Тиньков, Е.В. Тинькова // Дельта науки. - 2017. - № 1. - С. 42-44.

7. Яшкова Е.В. Управление развитием деловой карьеры менеджера В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 322-325.

Психология

УДК 740

кандидат психологических наук, доцент Акбашева Рахила Сегидуловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Аннотация. В нашей статье мы рассматриваем на основе пятикомпонентной модели состояние и перспективы информационно-образовательной развивающей среды (ИОС) в России. В ходе нашей исследовательской работы мы попытались системно рассмотреть информационно-образовательную среду с учетом: различных подходов ее понимания, изучения особенностей и аспектов ИОС. Мы попытались определить и очертить их концептуальную составляющую. Нами проведен анализ применяемых методов и методик в исследовании проблематики, с применением установок системного подхода изучены сфера образовательной среды, механизм психомоторной саморегуляции и его возможности как основного фактора развития. Определенна роль и возможности ИОС по повышению эффективности учебного процесса. Проанализированы потенциальные возможности информационно-коммуникационных технологий в развитии детских психомоторных способностей. В настоящее время мы наблюдаем, что происходит процесс трансформации информационно-коммуникационных технологий в инструмент развития личности учащегося и соответственно назрела настоятельная задача для их эффективного и рационального применения при решении технологических задач преследующих цели развития и формирования личности человека учитывая его индивидуальные возможности по адаптации. Показываем этапность культивирования и формирования необходимых психомоторных качеств. Демонстрируем возможности влияния ИОС на учащихся в аспекте формирования необходимых психомоторных способностей.

Ключевые слова: электронная информационно - образовательная среда, психомоторные способности учащихся, приемы саморегуляции, ИОС - как фактор системообразования.

Annоtation. In this article, we consider the state and prospects of the information and educational development environment (IOS) in Russia on the basis of a five-component model. In the course of our research, we tried to systematically consider the information and educational environment, taking into account: various approaches to understanding it, studying the features and aspects of the IOS. We tried to define and outline their conceptual component. We analyzed the methods and techniques used in the study of the problem, using the system approach settings, studied the sphere of the educational environment, the mechanism of psychomotor self-regulation and its capabilities as the main factor of development. The role and capabilities of the IOS to improve the effectiveness of the educational process are defined. The potential of information and communication technologies in the development of children's psychomotor abilities is analyzed. At present, we are witnessing the transformation of information and communication technologies into.

Keywords: electronic information and educational environment, psychomotor abilities of students, self -regulation techniques, IOS - as a factor of system education.

Введение. Термин и понятие «электронная информационно-образовательная среда» постепенно все более и более входит в круг научного интереса психологической и педагогической науки. В данной статье мы преследуем цель, провести комплексный системный анализ данного понятия, при помощи новейших наработок специалистов психологов и педагогов в данной сфере.

Многие ученые и специалисты, как в России так и в развитых странах мира работают над проблематикой ИОС. Мы можем отметить следующих специалистов Н.Б. Крылова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, которые пытаются с позиций философского осмысления рассмотреть понятие и составные элементы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.