Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ / ПРИЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ / ИОС - КАК ФАКТОР СИСТЕМООБРАЗОВАНИЯ / ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOMOTOR ABILITIES OF STUDENTS / SELF - REGULATION TECHNIQUES / IOS - AS A FACTOR OF SYSTEM EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акбашева Рахила Сегидуловна

В нашей статье мы рассматриваем на основе пятикомпонентной модели состояние и перспективы информационно-образовательной развивающей среды (ИОС) в России. В ходе нашей исследовательской работы мы попытались системно рассмотреть информационно-образовательную среду с учетом: различных подходов ее понимания, изучения особенностей и аспектов ИОС. Мы попытались определить и очертить их концептуальную составляющую. Нами проведен анализ применяемых методов и методик в исследовании проблематики, с применением установок системного подхода изучены сфера образовательной среды, механизм психомоторной саморегуляции и его возможности как основного фактора развития. Определенна роль и возможности ИОС по повышению эффективности учебного процесса. Проанализированы потенциальные возможности информационно-коммуникационных технологий в развитии детских психомоторных способностей. В настоящее время мы наблюдаем, что происходит процесс трансформации информационно-коммуникационных технологий в инструмент развития личности учащегося и соответственно назрела настоятельная задача для их эффективного и рационального применения при решении технологических задач преследующих цели развития и формирования личности человека учитывая его индивидуальные возможности по адаптации. Показываем этапность культивирования и формирования необходимых психомоторных качеств. Демонстрируем возможности влияния ИОС на учащихся в аспекте формирования необходимых психомоторных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акбашева Рахила Сегидуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT - PSYCHOLOGICAL ASPECT

In this article, we consider the state and prospects of the information and educational development environment (IOS) in Russia on the basis of a five-component model. In the course of our research, we tried to systematically consider the information and educational environment, taking into account: various approaches to understanding it, studying the features and aspects of the IOS. We tried to define and outline their conceptual component. We analyzed the methods and techniques used in the study of the problem, using the system approach settings, studied the sphere of the educational environment, the mechanism of psychomotor self-regulation and its capabilities as the main factor of development. The role and capabilities of the IOS to improve the effectiveness of the educational process are defined. The potential of information and communication technologies in the development of children's psychomotor abilities is analyzed. At present, we are witnessing the transformation of information and communication technologies into.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Отмечаем, особенность современного этапа развития системы образования связана с реализацией новых ФГОС и предполагает переход от педагогики формирования к педагогике раскрытия потенциала участников образовательного процесса, обеспечению условий их саморазвития.

Выводы. Таким образом, деятельность руководства по эффективной организации методической работы должна обеспечивать практико-ориентированные основы профессионального развития состава преподавателей, активное и системное освоение знаний и закрепление профессиональных умений с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей педагогов и их профессиональных интересов, способствовать своевременной оценке качества их профессионального мастерства.

Литература:

1. Бордовская И.В Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. 432 с.

2. Быстрицкая Е.В., Ядрышников К.С. Методический инструментарий инновационных технологий в образовании (на примере кейс-метода) // Вестник Мининского университета. 2015 - №1 - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/14/15 (дата обращения: 20.10.20).

3. Лаврентьева Л.В., Яшкова Е.В., Лаврентьев В.А. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 152-156.

4. Султанова, Т.А., Ткачева, Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. - 2019. - №19. -С. 613-616.

5. Федулов Ю.П. Организация учебной деятельности в вузе и методика преподавания в высшей школе: учеб. пособие / Ю.П. Федулов. - Краснодар: КубГАУ, 2019. - 155 с.

6. Хлынина А.Ю. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом / А.Ю. Хлынина, С.А. Тиньков, Е.В. Тинькова // Дельта науки. - 2017. - № 1. - С. 42-44.

7. Яшкова Е.В. Управление развитием деловой карьеры менеджера В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 322-325.

Психология

УДК 740

кандидат психологических наук, доцент Акбашева Рахила Сегидуловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Аннотация. В нашей статье мы рассматриваем на основе пятикомпонентной модели состояние и перспективы информационно-образовательной развивающей среды (ИОС) в России. В ходе нашей исследовательской работы мы попытались системно рассмотреть информационно-образовательную среду с учетом: различных подходов ее понимания, изучения особенностей и аспектов ИОС. Мы попытались определить и очертить их концептуальную составляющую. Нами проведен анализ применяемых методов и методик в исследовании проблематики, с применением установок системного подхода изучены сфера образовательной среды, механизм психомоторной саморегуляции и его возможности как основного фактора развития. Определенна роль и возможности ИОС по повышению эффективности учебного процесса. Проанализированы потенциальные возможности информационно-коммуникационных технологий в развитии детских психомоторных способностей. В настоящее время мы наблюдаем, что происходит процесс трансформации информационно-коммуникационных технологий в инструмент развития личности учащегося и соответственно назрела настоятельная задача для их эффективного и рационального применения при решении технологических задач преследующих цели развития и формирования личности человека учитывая его индивидуальные возможности по адаптации. Показываем этапность культивирования и формирования необходимых психомоторных качеств. Демонстрируем возможности влияния ИОС на учащихся в аспекте формирования необходимых психомоторных способностей.

Ключевые слова: электронная информационно - образовательная среда, психомоторные способности учащихся, приемы саморегуляции, ИОС - как фактор системообразования.

Annоtation. In this article, we consider the state and prospects of the information and educational development environment (IOS) in Russia on the basis of a five-component model. In the course of our research, we tried to systematically consider the information and educational environment, taking into account: various approaches to understanding it, studying the features and aspects of the IOS. We tried to define and outline their conceptual component. We analyzed the methods and techniques used in the study of the problem, using the system approach settings, studied the sphere of the educational environment, the mechanism of psychomotor self-regulation and its capabilities as the main factor of development. The role and capabilities of the IOS to improve the effectiveness of the educational process are defined. The potential of information and communication technologies in the development of children's psychomotor abilities is analyzed. At present, we are witnessing the transformation of information and communication technologies into.

Keywords: electronic information and educational environment, psychomotor abilities of students, self -regulation techniques, IOS - as a factor of system education.

Введение. Термин и понятие «электронная информационно-образовательная среда» постепенно все более и более входит в круг научного интереса психологической и педагогической науки. В данной статье мы преследуем цель, провести комплексный системный анализ данного понятия, при помощи новейших наработок специалистов психологов и педагогов в данной сфере.

Многие ученые и специалисты, как в России так и в развитых странах мира работают над проблематикой ИОС. Мы можем отметить следующих специалистов Н.Б. Крылова, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, которые пытаются с позиций философского осмысления рассмотреть понятие и составные элементы

образовательной среды. Следующие учёные В.Н. Дружинин и М.И. Башмаков разрабатывает практическую реализацию феномена ИОС в различных условиях его применение.

М.И. Башмаков сосредоточил свои усилия на разработке и развитии концепции продуктивного обучения, мы предполагаем, что данная система имеет высокие перспективы распространение в различных учебных заведениях и сферах обучения.

Теория продуктивного обучения опирается на концепцию обучения человека через деятельность с использованием принципа многовариантности образовательного процесса в системе обучения.

Башмаков полагает, что личность в обучающую систему имеет возможность развиваться путем индивидуальной практики осуществляем решение разнообразных обучающих задач. Личность учащегося активно В процессе практической деятельности и выполняет задача по контролю подготовки оцениваем и рефлексии. Учащиеся также испытывает ощутимое влияние опыт общения социальной среды.

Система продуктивного обучения на практике осуществляется на основе компетентностного подхода, в котором значительное влияние уделяют развитию креативных способностей, наклонностей у обучаемого. В ходе обучения психолого-педагогический состав должен учитывать спектр разнообразных связей сложившихся и динамично развивающихся внутри образовательной среды, выявить и определить потенциальные возможности по применению при обучении новейших информационных технологий в сфере образования.

Значительное внимание уделяется сфере самореализации путём дисциплины и организации сориентированной на приоритет здорового образа жизни, демонстрируются модели, в которых применяются, и учитывается множество возможностей мультивариативности сферы образования.

Изложение основного материала. Еще Л.С. Выготский в своих работах указывал на трехкомпонентную структуру образовательной среды, отмечал роль в ней активности самого обучающегося, считал, что данная среда идеальна. Проблему ЭИОС в зоне взаимодействия всех элементов системы образования рассматривал В.М. Дрофа. Г.П. Щедровицкий в своих работах отмечал первичность субъекта при высокой значимости среды.

Т.Б. Крюкова, Р.А. Юрова полагают, что при развитии и конструировании собственного «Я» возможно опираться на образовательную среду, как на индивидуальное многовекторное образование.

Маркова в ходе своих исследований концентрирует внимание на образовательную среду как на особое пространство, в котором под воздействием совокупности условий позитивно влияющее на развитие человека.

В.А. Ясвин утверждает, что исходя из подходов социальной экологии, образовательная среда представляет собой систему комплекса воздействия для формирования личности, выстраиваемой по требуемому образцу исходя из специфики пространственно-предметного окружения.

В.Я. Ясвин выделяет и такой фактор, как самоосознанность, когда субъект под воздействием среды проявляет активность, ориентированную на саморазвитие, в ходе деятельности личность усваивает комплекс социальных ценностей влияющих на ее формирование. Соответственно полагаем, что среда есть система и взаимоотношений человека с другими людьми, но ряд природных, социальных, техногенных факторов, значительно воздействующих на жизнедеятельность человека.

Исследователи отмечают, что аспект взаимодействия при рассмотрении среды с точки зрения экопсихологического подхода становится системообразующим началом между человеком и окружающей средой.

Психологи полагают, что бурное развитие информационных и компьютерных технологий ставят ряд серьезных проблем и требуют глубоких походов для их исследования. Полагаем, что активность обучающегося превращается в одни из компонентов среды.

Важной задачей становится анализ всех данных и приемов и методик, которыми владеет психолого-педагогическое сообщество на практике содействующее быстрому развитию в смежных областях знания, особенно изучающих взаимодействие человека и ЭВМ (human-computer interaction). Соответственно в ИОС работа по развитию психомоторных качеств демонстрирует этапность их культивирования в психомоторные качества. Полагают, что выявлять и формировать психомоторные способности детей в сфере ИОС возможно с двухлетнего возраста, только данная работа требует от наставника и учителя новых знаний и компетентностного роста.

Важным условием является, чтобы в эту среду были включены родители, которые должны учить и контролировать, рационально применять компьютерную технику и информационные технологии, которые превратятся в эффективный инструмент развития личности.

Психологи в ходе изучения сферы взаимодействия человека и ЭВМ выделили 5 базовых позиций, они следующие. Анализ и изучение предметной сферы ИОС в технологическом аспекте считается первой позицией, вторая позиция являет собой сферу надежности и доверия в системе человек - ЭВМ в ее технологической составляющей. Третьей позицией психологи считают, позицию личностного характера, возможности личности адаптироваться к цифровому миру. К четвертой позиции относят набор инструментария позволяющего работать с информационными массивами в той или иной электронной системе. Пятой позицией полагают направление по развитию креативности в сфере творчества и науки.

Наблюдается дискуссия по сути понятийного аппарата информационной образовательной среды. А.А. Андреев полагает целесообразным заявить о появлении электронной педагогики, исследователь считает, что электронная педагогика является подсистемой социокультурной среды.

Исходя из полученного опыта, психологи рекомендуют для детей дошкольного возраста компьютерные игры, способствующие развитию их психомоторных способностей.

Ю.Н. Кулюткин рассматривая развитие личности в социокультурной среде, останавливается на разнообразных факторах влияющих на учащегося: от природного и до фактора креативности преподавателя.

Ильченко подчеркивает значение для обучаемого следующих составляющих: информационной, технической, учебно-методической.

В.А. Ясвин считает, что ИОС представляет собой систему социального и пространственно-предметного окружения с определенным алгоритмом с итоговыми целями.

Таким образом, можно заявить, что подавляющее большинство специалистов в своих исследованиях приоритетное внимание уделяют на ИОС как на систему. Описание ИОС как понятие носит преимущественно технологически-организационный характер.

Уваров в своих работах рассматривает взаимодействие ИОС и информационно-коммуникационных технологий [Уваров, 2008]. Полагает, что развитие информационных технологий приведет к все более высокой насыщенности школы информационно-коммуникационными технологиями, начальным этапом видит автоматизированное место одного участника образовательного процесса - учителя, а затем автоматизацию целых классов в учебных заведениях. Данный процесс все более высокого насыщения ими учреждений образования приведет к созданию и распространению новой технологии обучения. Технология будет содержать интегрированную в несколько уровней методологической и технологической составляющей системы обучения.

Соответственно в настоящий период истории наблюдается необратимый процесс информатизации школы в ходе которого происходят глубокие процессы преобразования содержания методов и организационных форм обучения учащихся при переходе к условиям информационного общества. Процесс информатизации образования способен обеспечить сферу образования новой креативной методологией и практикой создания и рационального применения современных средств ИКТ в поле информационно-образовательной среды. Данные усилия позволят реализовать на практике психолого-педагогические цели по воспитанию и обучению на новом более действенном уровне.

Полагаем, что фундаментом создания и функционирования ИОС образовательного учреждения является правильная, выверенная организация и применение ИКТ. Считаем, что именно эффективное применение инструментария ИКТ позволит образовательным учреждением выйти на новые возможности и перспективы. Применение информационных и коммуникационных технологий в системе образования приводят к значительному изменению дидактических средств, педагогических технологий, методов и форм обучения. Всё вышеперечисленное будет способствовать трансформации традиционной образовательной среды в прогрессивно качественно новую информационно-образовательную среду способную значительно повысить качество обучения.

Выводы. Данные обстоятельства выдвигают принципиально новые требования не только к обучающимся, но и к педагогам-наставникам. Их компетенции, знания и умения должны иметь более высокий уровень. Данное требование вызвано тем, что в перспективе каждый учащийся в ходе процесса обучения будет применять персональный компьютер, интегрированный как в компьютерную сеть учебного заведения, так и в глобальную паутину мирового интернета, и такая модель обучения приобретает всё больше и больше распространение во всех системах образования в мире.

При этом отмечается что в современном образовательном процессе наряду с применением новейших информационных технологий: электронных книг, интерактивных досок, систем искусственного интеллекта, возможностей пространство интернета успешно применяются и традиционные средства обучения, такие как книги, телевидение и радио.

Считаем, что при данных психолого-педагогических подходах, информационно-образовательная среда с ее интенсивно развивающимися компьютерными технологиями превращается в мощный инструмент для прогрессивного и успешного развития современного подрастающего поколения XXI века.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.

2. Башмаков М.И. Теория и практика продуктивного обучения. М.: Народное образование, 2000. 248 с.

3. Газман О.С. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995. 214 с.

4. Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997. 230 с.

5. Дрофа В.М. Образовательная среда как объект управления. URL: http://ooipkro.nm.ru/ Text/t10_72.htm

6. Дружинин В.И. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический журнал. 1998. № 2. С. 61-70.

7. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Москва, 2002. 20 с.

8. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение. М.: Юнити - ДАНА, 2000. 376 с.

9. Костанова Н.А., Буслаева Н.Н. Разработка Организация работы кружка «Олимпионик» в рамках инновационной площадки» // Сборник инновационных идей. Пятигорск. 2016. С. 12-16.

10. Крылова Н.Б. и др., Открытое образование // Новые ценности образования. 2006. № 3(27). С. 24-30.

11. Кулюткин Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1. С. 6-7.

12. Маркова А.К. Психологические проблемы повышения квалификации // Советская педагогика. 1992. № 9-10. С. 41.

13. Осипенкова Е.В. Информационно-образовательная среда современного школьника // Школьные технологии. 2002. № 4. С. 25-35.

14. Панов В.И. (ред.) Экопсихологические исследования-2: монографический сборник. М.: УРАО Психологический институт, 2011. 372 с.

15. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993. 310 с.

16. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды и концепции развивающего образования. М., 2000. 230 с.

17. Соловьева О.В., Наумова Т.В. Системное описание электронной информационно-образовательной среды // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Том 5. № 6А. С. 159-171.

18. Уваров А.Ю. Кластерная модель преобразования школы в условиях информатизации образования. М.: МИОО, 2008. 165 с.

19. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1993. С. 16-20.

20. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

21. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М.: Молодая гвардия, 1997. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.