Научная статья на тему 'Историография и современное состояние проблемы проектирования информационно- образовательной среды системы профессионального образования'

Историография и современное состояние проблемы проектирования информационно- образовательной среды системы профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) / КОМПОНЕНТЫ ИОС / THE INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT (IOS) / EDUCATIONAL SYSTEM IN THE CONDITIONS OF EDUCATION INFORMATION / IOS COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарина Ольга Валентиновна

Рассматриваются отдельные компоненты ИОС во взаимосвязи с историческим процессом становления информатизации образования, дается характеристика этапов развития информационной образовательной среды (ИОС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historiography and current state of the problem design of the information and educational environment of system of professional education

In article the characteristic of stages of development of the information educational environment (IOS) is given, the IOS separate components in interrelation with historical process of formation of information of education are considered.

Текст научной работы на тему «Историография и современное состояние проблемы проектирования информационно- образовательной среды системы профессионального образования»

УДК 378.147 ББК 74.480.26

О.В. Башарина ИСТОРИОГРАФИЯ

И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются отдельные компоненты ИОС во взаимосвязи с историческим процессом становления информатизации образования, дается характеристика этапов развития информационной образовательной среды (ИОС).

Ключевые слова: образовательная система в условиях информатизации образования, информационная образовательная среда (ИОС), компоненты ИОС.

Основой любой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Это означает, что перед каждым высшим учебным заведением стоит сложная, многофакторная задача -сформировать новую информационно-образовательную среду (ИОС) подготовки специалистов с учетом не только сегодняшних требований новых Федеральных образовательных стандартов, но и социальной перспективы, стремительного распространения новых информационных и коммуникационных технологий.

Огромный лавинообразный поток информации, получивший название «информационного кризиса», захлестнул человечество в конце XX в. Информация как неистощимый, возобновляемый ресурс человечества наряду с веществом и энергией становится фундаментальным ресурсом человеческой деятельности, главной ценностью социума [17]. Рост информационных ресурсов неизбежно привел к противоречию между производством и использованием информации и ускорил процесс информатизации соя временного общества. Ц- Информатизация общества невоз-| можна без информатизации образова-^ ния. Это связано с тем что, образование о наряду с проблемами выживания и раз-

вития земной цивилизации, экологии, энергетики, питания вошло в число глобальных проблем человечества. Тем самым официально признано, что судьба нашей цивилизации решающим образом зависит от судеб образования. В связи с этим А.Д. Урсул пишет: «Можно сказать, что в мире в целом сложилась такая ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации, возобладает ли в мире ожидаемый разумный порядок или стремительно надвигающийся хаос» [22].

Анализ и обобщение определений по -нятия «Информатизация образования», позволяет говорить о том, что она призвана решать комплекс задач, связанных с необходимостью повышения качества образования, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве [6].

Для решения этих задач образовательное учреждение должно создать педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие обучающихся.

Анализ исследований по проблеме педагогических условий позволил выделить три основные точки зрения. В первом случае ученые (Ю.К. Бабан-

ский, М.И. Ерецкий, П.И. Пидкасистый и др.) рассматривают педагогические условия как обстоятельства, от которых зависят результаты обучения. Во втором случае (А.Ф. Аменд, Н.Ю. Посталюк, Н.М. Яковлева и др.) - как совокупность мер в образовательно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение обучающимися высшего уровня деятельности. В третьем случае (М.Е. Дуранов, С.Л. Рубинштейн и др.) отмечается, что педагогические условия - это среда, обстоятельства, в которых реализуются педагогические факторы.

Результаты анализа философской и педагогической литературы позволяют утверждать, что применительно к цели нашего исследования целесообразно употреблять категорию «условия» именно в значении «среды», в которой исследуемое явление - система формирования учебно-профессиональной компетентности - не только существует, но - главное - эффективно функционирует и развивается.

Мы придерживаемся мнения Л.В. Львова, утверждающего, что «противопоставление второй и третьей точек зрения на сущность педагогических условий ... может быть преодолено путем их диалектического синтеза. Следовательно, под педагогическими условиями ... системы подготовки педагогов профессионального обучения, понимается совокупность мер образовательного процесса, образующих профессионально-образовательную среду, соблюдение которых способствует наиболее эффективному формированию учебно-профессиональной компетентности» [14, с. 65].

Отметим, что систематизация средств информатизации образования и формирования на их основе определенной среды, может обеспечить систему подготовки специалистов требуемой информацией. И такие попытки предприни -маются достаточно давно. Я.А. Ваграмен-ко [6], А.В. Хуторской [27],

Н.В. Брановский [3] утверждали, что информационные технологии могут стать основой проектирования новой

развивающей среды и обучающего пространства, названной «информационной образовательной средой».

Вопросы создания и функционирования информационно-образовательной среды раскрыты в работах А.Г. Абросимова [1], А.А. Андреева [2], И.Г. Захаровой [8], О.А Ильченко [9], А.С. Курылева [12], Е.В. Лабановой [13], С.В. Назарова [16], В.А. Ясвина [30], и др.

Обобщение изложенных точек зрения, позволили нам сформулировать рабочее определение информационно-образовательной среды, под которой мы понимаем систему педагогических условий, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические технологии, направленные на формирование личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных компетенций.

Решение первой задачи исследования предполагает необходимость определения понятия историография научной проблемы. В пределах нашего исследования мы принимаем точку зрения Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, трактующих «историографию научной проблемы как хронологически полную и систематизированную совокупность сведений о ее развитии» [29, с. 16].

В процессе выполнения историко-педагогического анализа, мы, исходя из идеи и понятия периодизации, опираясь на закономерности развития общества, историю развития профессионального образования, теории информатизации образования, идеи компетентностного подхода, выявили периоды становления исследуемой проблемы. В качестве основания для построения периодизации проблемы, мы, опираясь на работы в области историографии [29], выделили социально-исторические предпосылки, отражающие особенности социально-педагогической ситуации, теоретических достижений по решению исследуемой проблемы, и практики ее решения [29].

ч: а>

ю о

<и о а.

<и с ю

Несмотря на большое число научных работ, вопросы возникновения и последующего развития информационно-образовательной среды практически не изучены, а исследования в этой области носят фрагментарный характер [15]. Однако, не вызывает сомнения тот факт, что каждый этап информатизации образования сопровождается этапом проектирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

Проведенный анализ литературы позволил сделать вывод о том, что массовая информатизация образования началась в 1984 г., следовательно, именно эту дату в нашем исследовании мы будем считать начальной точкой для рассмотрения этапов проектирования информационно-образовательной среды в связи с проникновением информационных технологий в образование.

Основным государственным документом, обозначившим первый этап формирования информационно-образовательной среды (этап компьютеризации образовательного процесса), стало Постановление ВС СССР от 12.04.1984 №13-Х1 «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В нем была поставлена задача совершенствования содержания образования «...вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе, создавать для этого специальные школьные и межшкольные кабинеты...» [18].

На первом этапе проектирование информационно-образовательной среды осуществляется с целью повышения эффективности (с меньшими временными и физическими затратами) работы педагога с имеющейся информацией. Достижение ю этой цели осуществлялось путем увели-Ц. чения поставок первых отечественных

| ЭВМ в образовательные учреждения, ш

^ началом подготовки педагогов и студенев тов в области алгоритмизации и про-

граммирования, изучения основ работы вычислительных машин. Основным методом обучения является программированное обучение. Компьютер на этом этапе является основным объектом изучения. Взаимодействие осуществляется на уровне «педагог ^ ЭВМ», «студент ^ ЭВМ» описывается на эмпирическом уровне, с позиций пользователя. На этом этапе компоненты информационно-образовательной среды не выделены.

Второй этап начался в 1990 г. (этап внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс), с момента принятия первой целевой комплексной программы «Информатизация образования» [10]. Она была рассчитана на 1991-1995 гг., но так и не была полностью реализована, так как ее финансирование прекратилось уже в 1991 г.. Однако на этом этапе была поставлена задача завершения организации обязательного изучения информатики с использованием компьютеров и широкое применение возможностей новых информационных технологий при изучении других школьных предметов. В учебных заведениях началось использование АРМ - автоматизированных рабочих мест: директора, психолога, учителя, классного руководителя и др. [21]. Проектирование информационно-образовательной среды осуществляется с целью активного освоения и интеграции информационных технологий в традиционные учебные дисциплины и освоение на этой основе новых методов и организационных форм работы.

В образовательном процессе появляется новый вид учебных средств ЦОР -цифровых образовательных ресурсов (электронные учебники, мультимедийные презентации, медиалекции и т. п.), и автоматизированных дидактических средств (компьютерные тесты, тренажеры, обучающие системы и др.). В систему подготовки специалистов внедряются экспертно-обучающие профессионально ориентированные системы (ЭОПОС) и компьютерные дидактические игры, ре-

ализующие принципы контекстного обучения (моделирующие условия будущей профессиональной деятельности и частично анализирующие поведение обучающегося в этих условиях).

Предпринимаются несистематизированные попытки использовать потенциал информационных технологий для развития личности обучающегося, развития его способности к альтернативному мышлению, формирования умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, процессов, явлений, взаимосвязей между ними.

Изменяется роль преподавателя перестающего быть доминирующим источником информации, контролирующим практически все потоки информации в процессе обучения, который становится аналитиком потока компьютерной информации и консультантом обучающихся.

Использование информационных технологий в системе образования способствовало, применению в учебном процессе таких методов, как компьютерное моделирование учебно-познавательной деятельности, метод информирования, программирование учебной деятельности, ассоциативный метод, метод тестирования, игровой метод активного обучения [17], метод проектов [4] метод «не поставленных задач» [28], и др. На этом этапе компьютер становится средством обучения.

31 мая 1995 г. постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию была утверждена Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России, в которой появилось понятие информационно-образовательной среды, ставшее базовым для большого количества исследований [11]. 10 июля 1998 г. была утверждена Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, в кото-

рой прозвучало определение «информационной среды» (автор Ю.А. Шнайдер).

В исследовательских работах рассматриваются вопросы формирования и развития различных информационно-образовательных сред (М.И. Нежурина, 1998 г., Е.Г, Торина Е.Г, 1999 г, Г.П. Путилов, 2000 г.), однако компоненты информационно-образовательной среды не отражают еще ее системный характер.

Третий этап проектирования информационно-образовательной среды (этап активного использования Интернет-среды) начинается с 2001 г. Основными документами этого периода являются Федеральная целевая программа «Развитие Единой образовательной информационной среды (на 2001-2005 г.) [23], Федеральная централизованная программа «Электронная Россия на 2002-2010» [24]. Этот этап характери-зуется насыщением образовательных учреждений мощными персональными компьютерами. В образовательном процессе используются телекоммуникационные технологии, мультимедиа технологии и технологии виртуальной реальности, средства обучения и хранения знаний, к которым относятся: электронные учебники и мультимедийные проекты; глобальные и локальные образовательные сети и электронные библиотеки и архивы; информационно-поисковые и информационно-справочные системы; сервисные программные средства; практикумы и интерфейсы к удаленным виртуальным лабораториям; средства автоматизации профессиональной деятельности; средства математического и имитационного моделирования. Компьютер на этом этапе становится средством управления образовательным процессом.

Проектирование ИОС среды осуществляется с целью формирования основ информационного мировоззрения обучающихся. У обучающихся формируются компетентности по поиску, отбору и структурировании информационных материалов полученных из глобальной сети.

ч: а>

ю о

ш о а.

<и с ю

Возникает новая форма взаимодействия педагогов и обучающихся, не зависящая от их места нахождения (on-line) и времени (off-Нпе).

В многочисленных исследованиях сущности информационно-образовательной среды с позиций Интернета в основе выделения компонентов положены информационный и технологический аспекты информационно-образовательной среды.

Четвертый этап проектирования информационно-образовательной среды начинается с 2006 г. принятием Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. [25], которая обозначила необходимость смены методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обуче -ния, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

В этот период был реализован проект при поддержке Всемирного банка «Информатизация системы образования (ИСО)» [19]. Благодаря этому проекту 400 тысяч преподавателей на всех уровнях образования прошли курсы повышения квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; были организованы методические информационные центры, разработаны разнообразные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). На этом этапе компьютер становится средством научно-педагогического исследования, происходит теоретическое обоснование компонентов ИОС.

Проектирование информационно-образовательной среды осуществляется с целью смены методической основы обучения и освоения каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживае-я мых соответствующими современными Ц- средствами ИКТ (информационный и ! знаниевый аспекты ИОС). Пересмотр

LO

^ и радикальное изменение содержания о образования на всех его уровнях про-

фессионального образования позволяет готовить обучающихся к жизни и деятельности в информационном обществе, формируя у них новые, необходимые для этих условий личные качества и навыки (ценностно-целевой компонент). В образовательный процесс включаются обучающие системы на основе «облачных технологий» (технико-технологический компонент). Обучение осуществляется на основе ассоциативного метода усвоения информации (программно-технологический компонент). В новых образовательных условиях происходит усиление функции поддержки студента преподавателем и необходимость организации обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при реализации его индивидуальной траектории обучения (коммуникационный компонент).

Сущность ИОС рассматривается как:

• новая педагогическая система;

• учебно-методический и организационный комплекс;

• педагогическое явление, связанное с новыми знаниями, фактами, информацией, экономикой и культурой. Последний этап проектирования

информационно-образовательной среды реализуется в наше время и перед обществом стоят задачи, поставленные Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг.: «.эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования; создание целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования; организация мероприятий по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.» [26].

Эти задачи могут быть решены только в результате организации в об-

разовательном учреждении высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды, подготовки специалистов с учетом не только сегодняшних требований новых Федеральных образовательных стандартов, но и социальной перспективы, стремительного распространения новых информационных и коммуникационных технологий.

Четвертый этап (этап психолого-технологического обеспечения эффективного функционирования образовательной системы в условиях ИОС) - это этап формирования целостной ИОС, в органическом единстве всех компонентов. Он характеризуется необходимостью уточнения сущности, содержания, компонентного состава, определением уровней педагогического проектирования, их содержательного наполнения, раскрытием закономерностей, выделением системных специфических принципов моделирования ИОС, обеспечивающих эффективную профессиональную подготовку, позволяющих повысить эффективность обучения, в том числе дистанционного.

Таким образом, историографический анализ точек зрения на информационно-образовательную среду и проекция на предмет нашего исследования позволили:

1. Уточнить сущность понятия ИОС, под которой в дальнейшем будем понимать - систему педагогических условий, объединяющую в себе информа-ционные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические технологии, направленные на формирование личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных компетенций.

2. Выделить компоненты информационно-образовательной среды и определить их содержательное наполнение:

• ценностно-целевой включает совокупность целей и ценностей профессионального образования, которые

могут быть значимы для индивида,

образовательного учреждения профессионального обучения и социума.

• программно-технологический компонент, включающий методы, формы, средства, программы управления образовательным процессом.

• информационно-знаниевый включает информационные образовательные ресурсы, систему компетенций обучающегося, составляющих основу его профессиональной деятельности.

• коммуникационный - включает формы взаимодействия между субъектами педагогического процесса.

• технико-технологический - включает технические средства обучения, оболочки дистанционного обучения, новые информационные технологии, в том числе, телекоммуникационные сети.

Библиографический список:

1. Абросимов А.Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий: дис. ... докт. пед. н. - М., 2005. - 261 с.

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. - М.: МГОУ, 2002. - 168 с.

3. Брановский Ю.С., Шапошникова Т.Д. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: учеб. пособие. -Краснодар: КубГТУ, 2001. - 415 с.

4. Бухаркина М.В. Моисеева, А.К. Петров / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224 с.

5. Ваграменко Я.А. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы // Педагогическая информатика. 1997. № 1. С. 41-51.

6. Винницкий Ю.А Информатизация образования: проблемы и перспективы // [Электронный ресурс]: http:// edugal axy.intel .ru/index. php?act=attach &type=blogentry&id=3409

:

a>

io о

<u о

.

<u с io

г С ш га

7. Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: монография. - Челябинск: ЧГАКИ,

2002. - 276 с.

8. Захарова И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: дис. ... докт. пед. н. - Тюмень: ТТУ,

2003. - 399 с.

9. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дис. ... канд. пед. н. -М., 2002. - 20 с.

10. Концепция информатизации образования (Роберт И.В. в соавторстве, ВНИК ГКНО СССР) // Информатика и образование. 1990. № 1. С. 3-9.

11. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утверждена постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию 31.05.1995 г № 6 // [Электронный ресурс]: http:// de.unicor.ru/science/groundwork/ concept.html

12. Курылев А.С. Проектирование информационно-образовательной среды открытого профессионального образования: автореф. докт. ... пед. н. - Калининград, 2008. - 40 с.

13. Лобанова Е.В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения: дис. ... докт. пед. н. - М., 2005. - 314 с.

14. Львов Л.В. Повышение эффективности системы подготовки педагогов профессионального обучения: монография. -Челябинск: ЧГАА, 2009. - 154 с.

15. Малиатаки В.В. Информационная го образовательная среда: историче-Ц. ский аспект // [Электронный ресурс]: ! http://www. cyberleninka.ru/article/n/

informatsionnaya-obrazovatelnaya-о sreda-istoricheskiy-aspekt.

16. Назаров С.А., Назаров В.А., Каменева Т.С. Педагогическая модель инфор -мационно-образовательной среды технического вуза // Педагогические науки. № 6. 2006. С. 292-297.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Пасхин Е.Н. Философско-методоло-гические аспекты информатизации образования // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества / отв. ред. И.А. Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996. С. 84-90.

18. Постановление ВС СССР от 12.04.1984 №13-XI «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» // [Электронный ресурс]: http://www. libussr.ru/doc_ussr/usr_12023.htm

19. Проект «Информатизация системы образования (ИСО)» // [Электронный ресурс]: http://www.ict.edu.ru/ ft/005463/34873.pdf

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2004. - 720 с.

21. Уваров А.Ю. Вступая в век информации. // Информатика и образование. 1995. № 2.

22. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. - М., 1990. - 268 с.

23. Федеральная целевая программа «Развитие Единой образовательной информационной среды (на 20012005 гг.) // [Электронный ресурс]: http://www.inforegion.ru/ru/main/ science/IT_education/REOIS/.

24. Федеральная централизованная программа «Электронная Россия на 2002-2010» // [Электронный ресурс]: http://www. nbuv. gov.ua/l aw/ 01ru-er. htm

25. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. // [Электронный ресурс]: http://elementy. ru/Library9/r1340.htm

26. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. // [Электронный ресурс]: http://fip.kpmo. ru/fip/i nfo/13430. html

27. Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // [Электронный ресурс]: http://www. eidos.ru/journal/2005/0901.htm

28. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. 1998. № 2. С. 5-13.

29. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов: монография. - Челябинск: РБИУ, 2010. - 316 с.

30. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001. - 365 с.

га

.

ю

га

:

.

:

ш (3

ш

е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.