Научная статья на тему 'Операционный анализ как инструмент контроллинга'

Операционный анализ как инструмент контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операционный анализ как инструмент контроллинга»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Караваев В. Россия: инвестиционная политика и коммерческие банки // Проблемы теории и практики управления 1998. N. 3. С.60—64.

2. Мальцев Г., Марковская В., Афанасьева И. Инвестиционный рынок: конъюн-

11 вступила 20.11.2000.

к тура 1998 г. // Инвестиции в России. 1999.

№ 4. С. 22 — 30.

3. Чекмарева Е. Н. Роль банков в интеграции

банковского и промышленного капитала // Деньги и кредит. 1999. № 7. С. 17 — 22.

ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНТРОЛЛИНГА

С. А. АДАЙКИНА, студентка,

Т. А. САЛИМОВА, кандидат экономических наук

Переход к рыночной экономике требует современных подходов к управлению. Новым словом в управлении стало появление контроллинга как функционально обособленного направления экономической работы на предприятии, связанного с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте, обеспечивающей принятие оперативных и стратегических управленческих решений.

Контроллинг — это система управления, которая включает в себя установление цели предприятия, текущий сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществление функции контроля отклонений фактических показателей деятельности предприятия от плановых, а также, что наиболее важно, подготовку рекомендаций для принятия управленческих решений. Координируя, интегрируя и направляя деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей, контроллинг выполняет функцию „управления управлением" и является синтезом планирования, учета, контроля, экономического анализа, организации информационных потоков и многого другого.

Уже сегодня делайте то, о чем другие завтра

будут только думать.

Гераклит

В контроллинге различают стратегическую и оперативную области разработки и реализации решений. Для каждой из этих областей можно применять различные инструменты, помогающие руководителям в управлении предприятием.

Как правило, на отечественных предприятиях решения принимаются на основе показателей прибыли и рентабельности с использованием в качестве затратной составляющей полной себестоимости, что часто приводит к искаженной оценке рентабельности выпускаемой продукции. Приоритетным можно считать такой подход, когда выбор осуществляется на основе анализа структуры затрат и расчета валовой маржи, то есть разности между результатом реализации и суммой переменных затрат. Подобный подход предполагает, что отчетность на предприятии содержит раздельные данные о переменных и постоянных затратах, что характерно для системы расчета прибыли с учетом сумм покрытия. На основе таких данных становится возможным проведение операционного анализа, или анализа „издержки — объем — прибыль'', — инструмента оперативного контроллинга, который является одним

© С. А. Адайкина, Т. А. Салимова, 2000

13 наиболее простых и результативных ютодов внутреннего анализа, проводи-юго с целью оперативного и стратеги-(еского планирования и управления финансово-хозяйственной деятельно-тью предприятия.

Данный метод позволяет выявить за-¡исимость финансовых результатов биз-1сса от изменения издержек, цен, объе-юв производства и сбыта продукции и [вляется одним из методов управле-шя операционной прибылью. В отли-!ие от внешнего финансового анализа результаты операционного (внутреннего) анализа, как правило, составляют соммерческую тайну предприятия.

Операционный финансовый менеджмент предлагает для унификации и си-:тематизации подходов к принятию решений в области операционного анализа все многообразие конкретных вопросов и ситуаций разделить на четыре следующих направления:

1) анализ критических (пороговых) показателей;

2) оценку предпринимательского риска;

3) анализ чувствительности опера-црюнной прибыли на изменение цены и различных групп затрат;

4) выбор стратегического направления деятельности компании на рынке с точки зрения увеличения ее прибыльности и рентабельности, анализ ассортиментной политики.

В рамках первого направления анализируется структура затрат, выделяется переменные и постоянные, прямые и косвенные затраты. Даются расчет и оценка таких показателей, как критический объем реализации и порог рентабельности, характеризующие точ-(ку безубыточности в натуральном и стоимостном выражении, а также запас финансовой прочности и маржа безопасности.

В рамках второго направления операционный анализ базируется на определении силы операционного (производственного) рычага, его оценке и прогнозировании.

Третье направление связано с ответом на два вопроса: I) что будет, ссли...; 2) на сколько можно изменить

объем реализации без потери црибы-ли.

Решение второго вопроса связано со следующей ситуацией. В современных условиях на первый план выходит проблема не увеличения прибыли, а ее сохранения в заданных самим предприятием размерах, обеспечивающих оптимальное соотношение между покрытием производственных и социальных нужд предприятия и величиной налоговых выплат.

Анализ чувствительности операционной прибыли позволяет:

— построить рейтинг влияния отдельных факторов (цены, постоянных и переменных затрат, объема производства) на финансовый результат деятельности предприятия;

— планировать рентабельность на основе запаса финансовой прочности;

— прогнозировать последствия изменения рыночных цен, уровня и структуры затрат на результаты деятельности предприятия;

— выбрать оптимальные, с точки зрения риска и доходности, пути выхода из кризиса.

Рассмотрим применение операционного анализа на примере деятельности условного предприятия, относящегося к отрасли электронной промышленности. Проведем его в рамках третьего и четвертого направлений, представляющих наибольший интерес. Основным видом деятельности предприятия является производство групп приборов А, В,

С.

Повышение цены на 2 % компенсирует сокращение объема реализации на 2,35 % или увеличивает прибыль на 20,8 %.

Если проанализировать последовательные 2% изменения сначала переменных, а потом постоянных затрат, то получим следующие результаты: изменение переменных расходов на анализируемом предприятии приводит к изменению прибыли на 2,7 %, а постоянных расходов — на 6,11 %.

На первое место по степени влияния на прибыль выходит изменение цены, а на последнее — изменение переменных затрат. Но поскольку пред-

приятие относится к отрасли электронной промышленности, то данное направление для повышения прибыли оно использовать не может, поскольку ее цены должны соответствовать ценам зарубежных аналогов, а они достаточно низкие.

С помощью анализа чувствительности можно выявить взаимосвязь факторов цены и постоянных расходов с объемом реализации:

— при увеличении цены на 2 % можно сократить объем реализации на 2,35 % без негативных последствий для финансовых результатов предприятия, а при ее снижении на 2 % анализируемое предприятие должно увеличить объем реализации на 2,6 %, чтобы компенсировать потерю дохода;

— если предприятию удастся уменьшить постоянные издержки на 2 %, то снижение объема реализации, на которое оно может пойти, составит 1,55 %; рост постоянных издержек на 2 % можно компенсировать путем увеличения объема реализации продукции на

1,38 %.

Подобное распределение четко очерчивает приоритет финансово-хозяйственных действий по регулированию массы и динамики прибыли. В анализируемой ситуации руководство предприятия должно сосредоточить свое внимание на снижении постоянных затрат, так как данное направление принесет наиболее ощутимый результат.

Четвертое направление предполагает выбор стратегического направления деятельности компании на рынке с точки зрения увеличения ее прибыльности и рентабельности, анализ ассортиментной политики. В основе третьего направления находится расчет объема реализации (К0), обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из следующих показателей: цены, переменных и постоянных затрат.

Если изменяется цена реализации,

то

Ко = (СМо:кМ1):Ць

(1)

где СМо

маржи; к

м

исходная сумма валовой - новый коэффициент ва-

ловой маржи; Ц,1 — новая цена реализации;

если изменяются постоянные из-

держки, то

К0 = (СМо: кМ()) : Ц0,

(2)

где км

о

исходный коэффициент ва-

ловой маржи; До

если изменяются держки, то

цена реализации; переменные из-

К0 = (СМо : кМ|) : Ц0

(3)

Рассмотрим алгоритм проведения анализа чувствительности на данном предприятии, выпускающем

4 020 тыс. шт. изделий группы А по цене 5,3 руб. за штуку, при этом средние переменные расходы составляют

1.3 руб./шт., а постоянные расходы — 11 812,1 тыс. руб.

Оценим 2% увеличение цены до

5.4 руб./шт. Тогда новая выручка от реализации составит 21 708 тыс. руб., или 100 %, переменные расходы —

5 226 тыс. руб. (24 %); валовая маржа — 16 482 тыс. руб. (75,9 %); постоянные расходы — 11 812,1 тыс. руб. (54,4 %); прибыль — 4 669,9 тыс. руб. (21,5 %).

Определим по формуле (1), при каком объеме реализации можно получить прежний результат (3 865,9 тыс. руб. прибыли):

^ 16 093,2 тыс. руб. _ . s- / К0 =-q 759 2— • 5,4 руб./шт. =

= 3 925,4 тыс. шт.

Критерием выбора наиболее прибыльной и рентабельной продукции могут служить следующие показатели:

1) валовая маржа на единицу продукции;

2) доля валовой маржи в цене на единицу продукции;

3) валовая маржа на единицу ограничивающего фактора.

Валовая маржа характеризует реальную доходность продукции, так как расчет данного показателя не искажается распределением постоянных затрат, то есть затрат, не связанных непосредственно с производством конкретных видов продукции.

Проведем расчет и выбор наиболее прибыльной для данного предприятия

продукции. Исходная информация представлена в табл. 1.

Таблица 1

Продуктовые группы А В С Всего

гыс. руб. /о тыс. руб. /о тыс. руб. 7 /о тыс. руб. %

Выручка от реализации Переменные затраты Сумма покрытия 21 286 5 192,8 16 093,2 100 24,4 75,6 2 313 88,5 2 224,5 100 3,83 96,17 25 821 10 970,8 14 850,2 100 42,5 57,5 49 420 16 252,1 33 167,9 100 32,9 67,1

Объем производства, тыс. шт. 4 020 1 630 560 6 210

Сумма постоянных затрат 1 1 812,1 1 283,5 14 328,7 27 424,3 55,5

Производственный результат (прибыль) 4 281 941 521,5 5 743,5 11,6

Расчеты проведем на основе сокращенной себестоимости, то есть с использованием отношения валовой маржи и переменных затрат. Лучшие показатели принадлежат группе В (25,13) и А (3,09), а наихудшие — группе С (1,35). Для подтверждения данного вывода проведем следующую проверку. Допустим, что предприятие отказывается от производства изделий группы С и увеличивает объем реализации группы В до 28 134 тыс. руб., то есть оставляет выручку на прежнем уровне. Изменение общей прибыли представлено в табл. 2.

Таблица 2

1 Гоказатели, гыс. руб. Л В С Всего

Выручка от реализации 21 286 28 134 - 49 420

Переменные затраты 51 92,8 1 076,6 6 269,4

Постоянные затраты 27 424,3

11рибыль 15 726,2

Изменение ассортимента выпускаемой продукции в соответствии с выводами, полученными с помощью расчета валовой маржи, привело к увеличению прибыли на 173,8 %.

Если все три группы приборов поль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зуются на рынке спросом и пока еще не находятся на завершающих этапах своих жизненных циклов, то перспективным направлением, с точки зрения прибыльности, для предприятия будет наращивание производства приборов группы В.

Анализ структуры стоимости позволяет принимать и более глобальные решения, например осуществлять выбор стратегии поведения предприятия на рынке. Существует несколько упрощенных правил, позволяющих руководству предприятий выбрать наиболее выгодный вариант. Критерием выбора выступает максимальное увеличение доли валовой маржи.

Наиболее простым и широко ис-1 пользуемым в мировой практике подходом к анализу структуры стоимости является так называемое „правило 50 процентов'4, которое сводится к следующему: все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат в выручке от реализации. Если доля переменных затрат больше 50 %, то по данным видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 %, то предприятию лучше сосредоточить свое внимание на увеличении рыночного сегмента данной продукции. Это даст большее увеличение доли валовой маржи.

Поскольку на анализируемом предприятии все три группы изделий имеют долю переменных затрат менее 50 % (24,4, 3,8 и 42,5%), то предприятию выгоднее всего работать на увеличение их рыночного сегмента.

Проведенное нами исследование в рамках двух направлений операционного анализа по предприятию позволило сделать следующие выводы.

Анализ чувствительности прибыли на изменение цены и затрат по приборам группы А позволил определить степень их влияния на прибыль. Из рассмотренных факторов наибольшее влияние оказывает изменение цены. Ее повышение на 2 % привело бы к увеличению прибыли на 20,8 % или дало бы возможность сократить объем реализации на 2,3 %. Изменение постоянных затрат увеличивает прибыль на

6,11 %, а переменных — на 2,7 %.

С учетом специфики рынка электронной продукции приоритетом финан-сово-хозяйственных действий предприятия по регулированию массы и динамики прибыли в сложившейся ситуации будет снижение постоянных затрат.

Операционный анализ позволяет

также осуществить формирование наиболее прибыльного и рентабельного ассортимента продукции. Наши расчеты показали, что если предприятие исключит из своего ассортимента изделие С и увеличит производство изделия В, оставив выручку на прежнем уровне, то прибыль возрастет на 173,8 %.

С точки зрения выбора стратегии поведения на рынке у предприятия есть альтернатива: работать над снижением затрат или сосредоточить свое внимание на увеличении рыночных сегментов производимых изделий. Так как все три группы приборов имеют долю переменных затрат менее 50 %, то по „правилу 50 процентов4' предприятию выгоднее всего работать по второму направлению, что даст наибольший эффект или большее увеличение валовой маржи.

Операционный анализ необходимо проводить наряду с осуществлением маркетинговой стратегии предприятия с учетом реальных возможностей на рынке. Тем не менее его значение трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой следует строить разработку финансовой политики предприятия.

Поступила 24.05.2000.

ДИНАМИКА ТРАНСАКЦИОННОГО И ТРАНСФОРМАЦИОННОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ МОРДОВИИ

Е. Н. ПОДГОРНОВА, аспирант

Кризисная ситуация в Республике Мордовия привела к резкому увеличению уровня трансакционных издержек. Попытаемся, используя модель выделения из валового внутреннего продукта трансакционного и трансформационного секторов Дж. Уоллиса и Д. Норта,

дать оценку трансакционным издержкам. Сначала подробно рассмотрим каждый показатель трансформационного сектора, включающего в себя следующие отрасли: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.

© Е. Н. Подгорнова, 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.