Научная статья на тему 'Механизм управления безубыточностью производства на предприятии'

Механизм управления безубыточностью производства на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм управления безубыточностью производства на предприятии»



МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗУБЫТОЧНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Т.П. ПЕСТРЯКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»Ставропольского государственного университета

Динамичность внутренней и внешней среды предприятий в условиях рыночной экономики требует новых подходов к управлению, основанных прежде всего на принципах гибкости и экономической целесообразности. В результате меняются методы экспертной диагностики производственного и финансового состояния хозяйствующих субъектов, а также критерии принятия управленческих решений. Одним из таких методов оперативного менеджмента является управление безубыточностью производства с помощью операционного анализа (система «директ-костинг»), основанного на взаимосвязи прибыли с объемом реализации продукции, доходом от реализации и издержками. Его применение позволяет предприятию решать такие задачи, как определение:

- объема реализации продукции для достижения безубыточного финансового положения;

- оптимального объема реализации и ассортиментного набора продукции;

- минимального уровня цен на производимую продукцию;

- факторов производства, влияющих на динамику финансового результата.

Управление безубыточностью на предприятии предполагает изменение мышления управленческого персонала, отказ от традиционного «констатирующего» анализа и переход на «опережающий» анализ, применение системного подхода к исследуемой проблеме. Для иллюстрации практики применения данного механизма в статье использованы данные ЗАО «Карачаевский пивоваренный завод». Обществом осуществляется производство и реализация винно-водочных изделий, пива, безалкогольных напитков и минеральной воды. В 2002 г. его доход от реализации составил 21,6 млн руб., чистая прибыль - 0,4 млн руб., рентабельность продаж - 2,7%, рентабельность капитала - 2,3%.

Управление безубыточностью на предприятии осуществляется в такой последовательности. На первом этапе проводится операционный анализ деятельности с помощью системы аналитических показателей (табл. 1). Особое значение при этом имеет экономическая интерпретация полученных данных.

Так, высокая доля валовой маржи в доходе от реализации (коэффициент выручки) свидетельствует о большей амплитуде колебания прибыли в результате динамики дохода от реализации, связан-

Таблица 1

Показатели безубыточности производства на ЗАО "Карачаровский пивоваренный завод"

Показатель Год

2000 2001 2002 2002 в % к 2000

Доход от реализации продукции, тыс. руб. 16011 24647 21601 134,9

Переменные расходы, тыс. руб. 14454 . 22 704 19 203 132,8

Постоянные расходы, тыс. руб. 1045 1362 1820 174,2

Валовая маржа:

а) сумма, тыс. руб. 1557 1943 2 398 154,0

б) в доходе от реализации, % 9,7 7,9 11,1 -

Порог рентабельности, тыс. руб. 10 773,2 17 240,5 16 396,4 152,2

Сила операционного рычага 3 3,4 4 133,3

Запас финансовой прочности, тыс. руб. 5 237,8 7 406,5 5 204;6 99,4

Операционная прибыль, тыс. руб. 512 581 578 112,9

* Данные по ЗАО «Карачаевский пивоваренный завод» предоставлены автору Л. Байчоровой.

ной в свою очередь с производственной, сбытовой и маркетинговой стратегиями предприятия. Высокое значение коэффициента выручки выгодно при стабильно высоком спросе на производимую продукцию, так как в этом случае даже небольшой прирост дохода от реализации приведет к существенному увеличению прибыли. В условиях нестабильной конъюнктуры рынка оно свидетельствует об увеличении риска убытка.

Рост порога рентабельности (критического объема, точки безубыточности) сигнализирует о ранних признаках повышения операционного риска и дает возможность изменить наметившиеся негативные тенденции к сокращению прибыльности производства. Однако снижение фактического объема ниже критического не всегда означает необходимость прекращения выпуска продукции. Оно может быть временным явлением, связанным, например, с модернизацией предприятия, освоением новых видов продукции и др. Производство еле-, цует считать неэффективным, если доход от реализации не покрывает его постоянные расходы.

Запас финансовой прочности является еще одним аналитическим показателем, предназначенным для оценки степени риска. Чем он больше, тем стабильнее положение предприятия. Для оперативного использования данного показателя рекомендуется составлять график безубыточности (рис. 1), наглядно показывающий влияние текущего производственного положения предприятия на формирование его финансового результата.

Сила операционного рычага позволяет определить, на сколько процентов может измениться прибыль при изменении дохода от реализации на один процент. Мощный операционный рычаг обычно связан с большим удельным весом постоянных затрат в общих расходах и свидетельствует о высоком операционном риске. Поэтому при нестабильном спросе на продукцию рекомендуется снижать постоянные расходы во избежание резкого падения прибыли. При стабильном спросе эффективнее повышение доли постоянных расходов, возможное при реконструкции или модернизации производства.

Для предприятий с широким ассортиментом производимой продукции необходимо проводить операционный анализ в разрезе ассортиментных групп и отдельных номенклатурных единиц. При этом точка безубыточности определяется как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Рост показателей безубыточности на ЗАО «Карачаевский пивоваренный завод» (см. табл. 1) в ус-

Рис. 1. График безубыточности производства ЗАО * Карачаевский пивоваренный завод*

К - ось объема производства, тыс. руб.; 3 - ось затрат, тыс. руб.; О - точка безубыточности, тыс. руб.; 1 - зона убытка; 2 - зона прибыли; П - переменные затраты на весь объем производства, тыс. руб.; С - постоянные затраты на весь объем производства, гыс. руб.; В - суммарные затраты на весь объем производства, гыс. руб.; Д - доход от реализации продукции, тыс. руб.

ловиях нестабильной конъюнктуры регионального рынка свидетельствует о повышении риска в его производственной деятельности. Для выявления основных причин такого положения на втором этапе анализа изучаются основные факторы, влияющие на безубыточность производства. При этом исследуются как внешние (конъюнктура рынка, природно-климатические условия, макроэкономическая и политическая ситуация и др.), так и внутренние факторы (рис. 2). Как видно, проблема роста безубыточности напрямую зависит от совер-

шенствования производственной, снабженческо-сбытовой, маркетинговой, учетной и финансовой стратегий предприятия.

Для выявления наиболее значимых внутренних факторов по степени и* влияния на безубыточность производства используется метод цепных подстановок (табл. 2).

Детальный анализ наиболее значимых показателей (факторов) проводится по традиционным методикам и не является предметом обсуждения для данной статьи.

Таблица 2

Факторы изменения безубыточности производства безалкогольных напитков на ЗАО "Карачаевский пивоваренный завод"

Показатель 2000 г. 2002 г.

Объем реализации, тыс. дал 80 84,9

Цена реализации единицы продукции, руб. 3,4 4,6

Доход от реализации, тыс. руб. 272,0 390,5

Переменные расходы на единицу продукции, руб. 1,7 2,1

Постоянные расходы, тыс. руб. 16,2 18,4

Валовая маржа, тыс. руб. 136,0 212,2

Изменение порога рентабельности - всего, тыс. руб. в том числе за счет: - объема реализации - цены реализации единицы продукции - удельных переменных расходов - постоянных расходов + 1,7 +0,7 -14,3 + 10,7 +4,6

Таблица 3

Рентабельность производства ассортиментных групп продукции на ЗАО "Карачаевский пивоваренный завод"

Показатель Наименование ассортиментных групп

Безалкогольные напитки Минеральная вода Пиво Винная продукция Водочная продукция

Доход от реализации, тыс. руб. 3 030,7 1 263,4 7 493,4 1 531,6 8 281,9

Расходы, тыс. руб. 3 573,9 2 515,4 5 079,3 2 951,9 6 902,5

Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. -543,2 -1 252,0 + 2 414,1 -1 420,3 + 1 379,4

Уровень рентабельности (+, -), % -15,2 -49,8 +47,5 -48; 1 +20,0

На третьем этапе управления безубыточностью производства разрабатываются мероприятия по ее повышению. На ЗАО «Карачаевский пивоваренный завод» это заключается в совершенствовании ассортиментной и ценовой политики, внедрении системы управления затратами.

На современных предприятиях накоплен достаточный опыт решения указанных проблем, а также отработан механизм их практической реализации. Однако он не всегда дает положительный эффект из-за отсутствия действенных критериев оценки получаемого результата при сравнении рекомендуемых альтернатив. Так, применение традиционных подходов к анализу ассортиментной политики предприятия (сравнение по уровню рентабельности производства) может привести, наоборот, к снижению безубыточности производства в целом.

Проиллюстрируем данный тезис на примере ЗАО «Карачаевский пивоваренный завод» (табл. 3), в ассортиментный перечень которого входят два вида минеральной воды «Теберда», четыре вида пива («Карачаевское» и «Ячменный колос»), два вида вина («Осеннее» и «Ставропольское»), три вида водки («Ледниковая», «Экстра», «Домбайская особая») и семь наименований безалкогольных напитков различной емкости. Исходя из анализа рентабельности производства, завод за последние годы резко наращивает выпуск пива и водки, повышая при этом отпускные цены на них в силу своего монопольного положения в Карачаево-Черкессии. Тем не менее данная стратегия не привела к росту прибыли предприятия.

Рыночный подход к управлению ассортиментной политикой хозяйствующего субъекта предполагает применение в качестве критерия эффектив-

Наименование ассортиментных групп продукции Доход от реализации, тыс. руб. Переменные расходы, тыс. руб. Валовая маржа, тыс. руб. Ранжированный ряд продукции по удельной валовой марже

на весь объем продукции в расчете на единицу продукции

Безалкогольные напитки 3 030,7 403 2 627,7 0,026 III

Минеральная вода 1 263,4 3 213,6 -1 950,2 -0,037 • V

Пиво 7 493,4 9 285,3 4 208,1 0,032 II

Вино 1531,6 1 890,3 -358,7 -0,015 IV

Водка 8 281,9 4410,8 3 871,1 0,062 I

Таблица 5

Матрица динамики порога рентабельности (тыс. руб.) при изменении постоянных и переменных расходов (по данным ЗАО «Карачаевский пивоваренный завод» за 2002 г.)

Изменение переменных расходов, % Изменение постоянных расходов, %

-15 -10 -5 0 +5 + 10

-15 6 340 6713 7 086 7 459 7 832 8 205

-10 7 774 8 231 8 688 9 146 9 603 10 060

-5 9 981 10 568 11155 11742 12 329 12916

0 13 937 14 757 15 577 16 396 17217 18 036

+5 23 439 24818 26 197 27 576 28 954 30 333

+10 70 318 74 454 78 591 822 727 86 863 91000

Таблица 4

Расчет удельной валовой маржи по ассортиментным группам продукции на ЗАО «Карачаевский пивоваренный завод» (2002 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.