Научная статья на тему 'Развитие производства и потребления пива в республике Башкортостан'

Развитие производства и потребления пива в республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Т.Ф., Яровенко Л.Л.

Приведен анализ объемов производства и потребления пива в разрезе ассортимента и основных его товаропроизводителей, разработана классификация пивоваренных предприятий Башкортостана, отражены тенденции развития пивоваренного производства, проанализированные производственно-экономические показатели ОАО Комбинат пивобезалкогольных напитков «Шихан».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of development of manufacture and consumption of beer in Republic of Bashkortostan

Given is analysis of volumes of manufacture and consumption of beer in the aspect of assortment and main manufacturers, elaborated is classification of brewing enterprises of Bashkortostan, shown are tendencies of development of brewing manufacture, analyzed are production-and-economic indices of Combine of beer-and-soft drinks «Shikhan».

Текст научной работы на тему «Развитие производства и потребления пива в республике Башкортостан»

Развитие производства и потребления пива

в Республике Башкортостан

Т.Ф. Рябова, Л.Л. Яровенко

Московский государственный университет технологий и управления

Мировой рынок пива в последние годы характеризуется консолидацией, несмотря на то, что остается сильно фрагментированным. В 2004 г. 10 ведущих пивоваренных компаний в мире произвели 52 % потребляемого населением земного шара пива (в 1999 г. — 23 %). В пятерку лидеров входят американская компания Anheuser-Busch, британская SAB Miller, голландская Heineken, бельгийская InBev и датская Carlsberg. Исследования Euromonitor International показали, что глобальный рынок пива в

2003 г. составил 1,484 млн гл, что на 2,3 % выше уровня 2002 г. Рост объясняется повышенным потреблением пива в развивающихся странах, таких, как Китай, где объем рынка уже превысил американский, ранее считавшийся крупнейшим рынком пива в мире, а также Восточной Европе, Колумбии, Аргентине и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Медленно растут объемы продаж пива в Латинской Америке, а также на мексиканском и бразильском рынках, что обусловлено низким уровнем доходов населения. В то же время в

2004 г. наблюдали стагнацию и спад объемов продаж пива на таких развитых рынках, как Австралия, Северная Америка и Западная Европа. С одной стороны, рынки в этих регионах достигли своей зрелости, а с другой — в этих странах усиливается конкуренция со стороны других алкогольных напитков, таких, как вино и слабоалкогольные напитки.

Россия считается одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся рынков пива в мире. Пивоваренная отрасль России впервые показала существенный рост производства в 1997 г. (на 25 %), что стало следствием восстановления экономики ее предприятий, усиления конкурентной борьбы в данном секторе и снижения акциза. Даже несмотря на кризис, в 1998 г. выпуск пива увеличился на 28 %, а в 1999 г. было зафиксировано максимальное увеличение производства — почти на 32 %. После 1999 г. темпы роста этого вида

продукции продолжались. Так, по сравнению с 2000 г. в 2001 г. рост составил 23,6 %, 2002 г. — 36,3 %, 2003 г. — 46,9 %, в 2004 г. — 62,9 %. Ежегодный прирост пива за последние годы рассматриваемого периода в среднем превышал 10 %. Анализируя динамику производства пива в России, можно отметить, что темпы роста становятся более умеренными: в 2003 г. — 8 %, в 2004 г. — 11 %. Росту производства способствовали прежде всего рост экономики России в целом и доходов населения, а также грамотная маркетинговая стратегия, вывод на рынок новых марок, рестай-

линг существующих брэндов, расширение рынков сбыта, оптимизация систем дистрибуции.

В Республике Башкортостан действуют восемь пивоваренных предприятий, отличающихся организационно-правовыми формами, мощностями и характером технологического процесса. В табл. 1 приведена классификация пивоваренных предприятий Республики Башкортостан.

Динамика производства пива пивоваренными предприятиями Башкортостана за 2000-2004 г. представлена в табл. 2.

В основном рост объемов производства обеспечивают два крупных производителя в Башкирии — ОАО «Комбинат пивобезалкогольных напитков «Шихан» (г. Стерлитамак) и ОАО «Амстар» (г. Уфа).

Данные табл. 2 показывают, что объем производства пива в Башкортостане возрастает устойчивыми темпами, общий показатель которых в 2004 г. по сравнению с 2000 г. составил 93,6 %. По итогам 2004 г. производство пива увеличилось на 17 % по отношению к уровню 2003 г. и составило 23 019,9 тыс. дал.

Таблица 1

Классификационный признак Характеристика Предприятие

Организационно-правовая форма Открытое акционерное общество КПБН «Шихан» (г. Стерлитамак), «Амстар» (г. Уфа), «Нефтекамский завод пивобезалкогольных напитков».

Общество с ограниченной ответственностью «Белпиво» (г. Белебей), ПТФ «Агидельсервис» (г. Дюртюли), «Рауш-Биер» (г. Туймазы), «Мелеузовский пивобезалкогольный завод»

Муниципальное унитарное предприятие МУП «Сибайский завод алкогольных напитков «Сибайалко»

Производственная мощность Крупные, производящие более 3 млн дал пива в год ОАО КПБН «Шихан», ОАО «Амстар»

Средние и мелкие, производящие от 0,2 до 1 млн дал пива в год ОАО «Нефтекамский завод пивобезалкогольных напитков», ООО «Белпиво», ООО ПТФ «Агидельсервис», ООО «Рауш-Биер», ООО «Мелеузовский пивобезалкогольный завод», МУП «Сибайский завод алкогольных напитков «Сибайалко»

Стадии производственного процесса Предприятия с собственной солодовней ОАО КПБН «Шихан»

Предприятия, не имеющие собственных солодовен ОАО «Амстар», ОАО «Нефтекамский завод пивобезалкогольных напитков», ООО «Белпиво», ООО ПТФ «Агидельсервис», ООО «Рауш-Биер», ООО «Мелеузовский пивобезалкогольный завод», МУП «Сибайский завод алкогольных напитков «Сибайалко»

Степень участия иностранного капитала Предприятия, контролируемые иностранными инвесторами ОАО КПБН «Шихан», ОАО «Амстар»

Независимые региональные производители ОАО «Нефтекамский завод пивобезалкогольных напитков», ООО «Белпиво», ООО ПТФ «Агидельсервис», ООО «Рауш-Биер», ООО «Мелеузовский пивобезалкогольный завод», МУП «Сибайский завод алкогольных напитков «Сибайалко»

Таблица 2

Предприятие Производство, тыс. дал 2004 г., %

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. к 2000 г.

ОАО КПБН «Шихан» (г. Стерлитамак) 8926 9330 10 079,9 10 209,5 11 906,9 133,4

ОАО «Амстар» (г. Уфа) 2642,8 3563,3 5422,9 9292,5 10 985,5 В 4,2 раза

ООО «Белпиво» (г. Белебей) 0,0 0,0 0,0 53,2 54,9 —

ОАО «Нефтекамский завод пивобезалкогольных напитков» 112,3 107,9 47,2 46,4 41,4 36,9

ООО ПТФ «Агидельсервис» (г. Дюртюли) 39,1 38,8 31,9 36,4 5,8 14,8

МУП «Сибайский завод алкогольных напитков» и «Сибайалко» 23,9 22,3 19,4 10,4 6,8 28,5

ООО «Рауш-Биер» (г. Туймазы) 20,9 20,6 19,6 9,2 4,2 20,1

ООО «Мелеузовский пиво-безалкогольный завод БПС» 123,5 108,5 46,4 3,0 14,4 11,7

Всего 11 888,5 13 191,4 15 667,3 19 660,6 23 019,9 193,6

Таблица 3

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004г. 2004 г., % к 2000 г.

Объем товарной продукции, млн руб. 513,9 706,7 1004,6 1188,0 1404,8 273,3

Объем производства продукции

в натуральном выражении, тыс. дал:

Пиво, всего 9330 10 001 10 036 1 0210 11 159,5 119,6

В том числе:

бутылочное 6857 7125 6735 6320 6387 93,1

емкостное 376 298 221 28 32 8,5

кеги 809 811 802 747 739 91,3

ПЭТ 1288 1767 2278 3115 4001,5 310,6

Безалкогольные напитки, тыс. дал 265,4 293,1 380,2 478 489 184,2

Минеральная вода, тыс. дал. 987 1008 1193 1780 1834 185,8

Квас хлебный, тыс. дал 95,7 109 123 137 139,7 145,9

Солод товарный, т 197,9 210 212 137 138,6 70,0

Среднесписочная численность работающих, чел. 903 941 1019 1072 1082 119,8

Себестоимость товарной продукции, млн руб. 325,3 443,8 675,1 990,6 1207,9 371,3

Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп. 0,63 0,62 67,2 83,4 85,9 136,3

Комбинат пивобезалкогольных напитков «Шихан» расположен в г. Стер-литамаке Республики Башкортостан, на юго-востоке Волжского региона и по объемам производства сопоставим с ЗАО «Пивобезалкогольный комбинат «Очаково», на его долю приходится 24 % республиканского пивного рынка. Предприятие принадлежит голландской пивоваренной компании Heineken, которая в 2004 г. приобрела российский пивоваренный холдинг «ЦЕПКО», владевший 78 % акций пивоваренного завода «Шихан» и 100 % акций пивоварни «Волга» (г. Нижний Новгород). Производственная мощность холдинга в 2004 г. составила 1,4 млн гл в год. Комбинат выпускает три брэнда: «Шихан», «Седой Урал» и «Соляная пристань». Основные производственно-экономические показатели деятельности ОАО КПБН «Шихан» представлены в табл. 3.

Из данных табл. 3 видно, что объем производства пива в натуральном выражении в 2004 г. по сравнению с 2000 г. увеличился на 19,6 %, минеральной воды — на 85,8, безалкогольных напитков — на 84,2 %. Увеличился объем производства пива в ПЭТ-таре. Так, к 2004 г. темпы роста розлива в данный вид тары увеличились в 3,1 раза, в то время как производство бутылочного пива снизилось на 6,9 %, в кеги — на 8,7, емкостно-

Рис. 1. Структура производства пива в зависимости от упаковки ОАО КПБН «Шихан»

го — на 91,5 %. Удельный вес производства пива в зависимости от вида упаковки в 2003 г. ОАО КПБН «Шихан» приведен на рис. 1.

Среднесписочная численность работающих на комбинате в 2004 г. увеличилась на 19 % по сравнению с 2000 г., одновременно возрос объем товарной продукции (в 2,7 раза). В настоящее время на ОАО КПБН «Шихан» качеству производимой продукции уделяется особое внимание, используется международный стандарт качества ^0-9000. Динамика объема продаж пива за 2000-2003 гг. по месяцам наглядно показывает, что наибольший объем продаж пива приходится на май — август. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего исследуемого периода, что указывает на сезонный характер потребления напитка. Наибольший объем продаж зафиксирован в городах Уфа, Стерли-

тамак, Оргенбург, Магнитогорск, Са-лават. Объем продаж пива в разрезе ассортимента ОАО КПБН «Шихан» в 2003 г. показывает, что наибольшей популярность пользуются: «Шихан светлое», «Шихан крепкое» и «Седой Урал» (рис. 2).

Изменилась ассортиментная политика комбината, например некоторые сорта пива («Гордей», «Президентское», «Берхомут», «Жигулевское») сняты с производства, так как спрос на них невысок и не покрывает расходы на производство и реализацию. Учитывая высокую популярность пива компании «Балтика», ОАО КПБН «Шихан», используя опыт данного конкурента, разработало такие разновидности пива, как «Шихан зо-

лотой», «Шихан крепкий», «Шихан светлый», «Шихан безалкогольный», «Шихан Праздничный». Таким образом, был адаптирован ассортимент продукции к индивидуальным запросам конечных потребителей, была изменена также этикетка, которая стала более красочной и привлекательной.

Организация сбыта продукции комбината пивобезалкогольных напитков «Шихан» базируется на маркетинговых исследованиях, которые показали, что продукция ОАО КПБН «Шихан» конкурентоспособна по цене и качеству. Главные его конкуренты — крупные пивоваренные компании «Балтика», «Афанасий», «Па-тра», «Сибирская корона», «Солодов» и др.

ОАО КПБН «Шихан» постоянно проводит маркетинговые исследования с целью изучения потребностей покупателей, которые свидетельству-

ют о том, что потребители, несмотря на приверженность к традиционной упаковке (бутылочное пиво), в последнее время все большее предпочтение стали отдавать баночному пиву, так как данный вид упаковки более практичен, надежен и безопасен. Выпуск баночного пива и освоение новых рынков сбыта в настоящее время являются стратегическими задачами комбината. Также к числу основных задач можно отнести постоянный поиск новых средств и методов сбыта, оптимизацию каналов товародвижения, стимулирование сбыта и рекламу.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО КПБН «Шихан» показал инновационную направленность развития, что выражается в его устойчивом положении на рынке пива Башкортостана.

Второе ведущее предприятие пивоваренной промышленности Башкортостана — пивоваренный завод ОАО «Амстар» (предприятие со 100%-ными иностранными инвестициями).

Единственный акционер комбината — турецкий холдинг Effes, который в 2003 г. купил уфимский пивоваренный завод ОАО «Амстар» через ЗАО Пивоварня «Москва-Эфес». С момента создания пивоваренного за-вода(1998 г.) была взята ориентация на производство пива класса «Пре-миум». Производственная мощность завода составляет 1,5 млн гл в год. Пиво, производимое на «Амстар», полностью соответствует стандартам марок его европейских сортов по вкусовым качествам и цвету. Это подтверждается, в частности, тем фактом, что контроль как производства, так и готовой продукции осуществляется не только по нормативным документам РФ (ГОСТ, СанПин, и др.), но по методикам и нормам Европейской конвенции по пивоварению.

На предприятии большое внимание уделяется расширению ассортимента продукции, упаковке, рекламе. В настоящее время продукция реализуется в 27 регионах Российской Федерации, а также на Украине, в Белоруссии, Латвии. Значительная доля продаж приходится на крупнейшие города России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград и Нижний Новгород. Продажа продукции по Башкортостану составляют около 30 % общего объема. ООО «Пивзавод» (г. Ме-леуз) создано в 2002 г. на базе ООО «Мелеузовский пивобезалкогольный завод Башпотребсоюз». Учредители Общества — юридические (30 %) и

тыс. руб.

100 000

80 000

20 000

Январь Февраль Март Апрель

Май

Июнь Июль Август Сентябрь

«Шихан светлое» «Шихан крепкое» «Гордей»

«Шихан классическое» «Соляная пристань» «Золотое»

«Шихан оригинальное» «Седой Урал»

Рис. 2. Объем продаж основных брэндов ОАО КПБН «Шихан» в 2003г.

физические лица (70 %). Пивзавод производит пиво — «Нугуш оригинальное», «Нугуш классическое», «Нугуш темное»; миниральную воду — «Красноусольская», «Нугуш заповедный»; напитки — «Бурати-но», «Колокольчик» и др.; квас хлебный.

Доля рынка пивзавода в 2000 г. составляла 3,7 % от общего объема производства пива по республике, в 2004 г. — 0,8 %. Пивзавод направляет свою продукцию в следующие города Башкортостана: Мелеуз, Салават, Кумертау и Ишимбай.

В целом, анализируя показатели деятельности пивоваренных предприятий России и Башкортостана, можно сказать, что российский рынок пива продолжает оставаться одним из самых перспективных в мире, даже несмотря на то, что темпы прироста его объемов замедляются и становятся более стабильными. В условиях консолидации рынка и концентрации производства становится трудно выживать мелким и средним предприятиям. Важнейшая проблема их эффективного развития — правильный выбор политики: либо развиваться самостоятельно, либо войти в состав крупных пивоваренных компаний. В обоих случаях предприятиям необходимо привлекать инвестиции для модернизации оборудования, приобретать новые технологии, развивать маркетинг, разрабатывать и осваивать новые виды продукции с целью увеличения производства, повышения качества и расширения рынков сбыта.

В пивоваренной отрасли высок эффект масштаба, поэтому себе-

стоимость 1 л пива, производимого крупными предприятиями,более чем в два раза ниже аналогичного показателя мелких предприятий. Поэтому мелким и средним предприятиям необходимо проводить постоянный профессиональный мониторинг рыночной ситуации для наращивания производственных мощностей, повышения качества производимой продукции и выхода на новые рынки. Большинство мелких и средних пивоваренных заводов сталкиваются с проблемой организации сбыта продукции.

Для дальнейшего развития отрасли необходим заслон для появления на рынке недоброкачественной, фальсифицированной и поступающей по нелегальным каналам продукции. Для защиты рынка от проникновения недоброкачественной продукции требуются разработка новых критериев, входной контроль сырья и выходной контроль готовой продукции, ужесточение регламента и пересмотра действующих ГОСТов, которые должны соответствовать международным стандартам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверина О.В., Тульская Н.С. Особенности российского рынка пива//Пиво и напитки. 2003. № 2.

2. Беличенко А.М. Тенденции развития пивоваренной отрасли России//Пиво и напитки. 2002. № 2.

3. Ермолаева Г.А., Колчева Р.А. Технология и оборудование производства безалкогольных напитков. — М.: ИРПО; Изд. Центр «Академия», 2000.

4. Рынок пива. — М.: Business Analytica Europe Limited, 2002. &

120 000

60 000

40 000

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.