Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ'

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оперативно-розыскная политика / Арктические регионы России / подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел / operational search policy / Arctic regions of Russia / economic security and anti-corruption units of the internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петр Иванович Иванов

На основе изучения и анализа обширных литературных источников, современного состояния нормативных правовых актов, оперативно-следственной практики, а также криминогенной ситуации по линии борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности автором предпринята попытка рассмотреть реализацию оперативно-розыскной политики через призму государственной политики в плане борьбы с указанными видами преступлений в Арктических регионах России. Автором высказаны наиболее действенные формы и методы противодействия им в условиях экономического кризиса и пандемии. В работе с учетом особенностей Арктической зоны предлагается система мер по стабилизации в ней оперативной обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петр Иванович Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL-INVESTIGATIVE POLICY AS AN INTEGRAL PART OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF COMBATING ECONOMIC AND CORRUPTION CRIMES IN THE ARCTIC REGIONS OF RUSSIA

Based on the study and analysis of extensive literary sources, the current state of regulatory legal acts, operational investigative practice, as well as the criminogenic situation in the fight against crimes of economic and corruption orientation, the author attempts to consider the implementation of operational investigative policy through the prism of state in terms of combating these types of crimes in the Arctic regions of Russia. The author expresses the most effective forms and methods of countering them in the conditions of the economic crisis and pandemic. The paper proposes, taking into account the peculiarities of the Arctic zone, a system of measures to stabilize the operational situation in it.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ»

Научная статья УДК 343

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ПОЛИТИКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ

С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Петр Иванович Иванов

Академия управления МВД России, Москва, Россия, IvanovPI1952@yandex.ru, ORCID 0000-0002-2367-3369

Аннотация. На основе изучения и анализа обширных литературных источников, современного состояния нормативных правовых актов, оперативно-следственной практики, а также криминогенной ситуации по линии борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности автором предпринята попытка рассмотреть реализацию оперативно-розыскной политики через призму государственной политики в плане борьбы с указанными видами преступлений в Арктических регионах России. Автором высказаны наиболее действенные формы и методы противодействия им в условиях экономического кризиса и пандемии. В работе с учетом особенностей Арктической зоны предлагается система мер по стабилизации в ней оперативной обстановки.

Ключевые слова: оперативно-розыскная политика, Арктические регионы России, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел.

Для цитирования: Иванов П. И. Оперативно-розыскная политика как составная часть государственной политики в области борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями в Арктических регионах России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 3 (101). С. 83-89.

Original article

OPERATIONAL-INVESTIGATIVE POLICY AS AN INTEGRAL PART OF THE STATE POLICY IN THE FIELD OF COMBATING ECONOMIC AND CORRUPTION CRIMES IN THE ARCTIC REGIONS OF RUSSIA

Petr I. Ivanov

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, IvanovPI1952@yandex.ru, ORCID 0000-0002-2367-3369

Abstract. Based on the study and analysis of extensive literary sources, the current state of regulatory legal acts, operational investigative practice, as well as the criminogenic situation in the fight against crimes of economic and corruption orientation, the author attempts to consider the implementation of operational investigative policy through the prism of state in terms of combating these types of crimes in the Arctic regions of Russia. The author expresses the most elfective forms and methods of countering them in the conditions of the economic crisis and pandemic. The paper proposes, taking into account the peculiarities of the Arctic zone, a system of measures to stabilize the operational situation in it.

Keywords: operational search policy, Arctic regions of Russia, economic security and anti-corruption units of the internal alfairs bodies.

For citation: Ivanov P. I. Operational-investigative policy as an integral part of the state policy in the field of combating economic and corruption crimes in the Arctic regions of Russia // Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Alfairs of Russia. 2023. No 3 (101). P. 83-89. (In Russ.)

© Иванов П. И., 2023

Наличие множества специфических особенностей Арктической зоны Российской Федерации1 подталкивает на необходимость предварительного уяснения самого ее понятия, и только после этого следует предложить модель оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, поскольку в противном случае мы не сможем достичь желаемого результата - выработать оптимальную модель. Учитывая сказанное, автор настоящей научной статьи решил идти по этому пути: вначале изучить понятие «Арктическая зона Российской Федерации», а лишь затем попытаться предложить читателям свой вариант противодействия, которое выступает одним из основных направлений оперативно-розыскной политики, являющейся составной частью государственной политики в области борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, совершаемыми в регионах и на территориях Арктического региона.

Проведенное нами изучение монографических и иных научных работ позволило утверждать, что понятие «Арктическая зона Российской Федерации» исследователями, как правило, рассматривается в узком и широком смыслах слова. В первом его смысле Арктическая зона Российской Федерации есть геостратегическая территория.

В представленном варианте, как видим, не раскрыто его содержание, что неоднозначно может быть истолковано исследователями, интересующимися проблемой Арктической зоны. А вот во втором понимании уже становится ясно, каковы характерные его черты и свойства. При формулировании второго значения Арктической зоны в первую очередь принимаются во внимание

экономические, геополитические и социально-природные аспекты освоения Арктики. В этом плане трудно недооценивать роль и значение «Северного морского пути», а также наличие на ее территории минерально-сырьевой базы.

Говоря об Арктической зоне, нередко исследователи употребляют понятие «Арктический регион»2 [1, с. 13], хотя эти понятия, на наш взгляд, нетождественные.

Не вдаваясь в глубину геополитических вопросов, отметим, что знание оперативными подразделениями полиции специфики рассматриваемой зоны позволяет им это учесть при организации противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым в первую очередь на объектах нефтегазового и горнопромышленного комплексов.

Социально-экономические, гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры, принимаемые гласно соответствующими государственными органами, при всей их значимости и важности не могут «компенсировать» те возможности, которыми на сегодняшний день обладают (располагают) оперативно-розыскные меры, поскольку они носят негласный характер и при их принятии приметаются специальные силы, средства, методы и мероприятия, посредством проведения которых могут быть выявлены глубоко скрытые факты, события, действия, обстоятельства, заслуживающие внимания при расследовании рассматриваемых нами преступлений, и впоследствии вовлеченные в уголовный процесс в виде результатов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). Между тем мы не отвергаем возможность использования

1 В дальнейшем наряду с использованием полного словосочетания «Арктическая зона Российской Федерации» также используются термины «Арктика», «Арктический регион».

2 Заметим, что в Арктическом регионе располагаются территории России, США, Канады, Норвегии, Дании (за счет Гренландии и Фарерских островов), Швеции, Финляндии, Исландии. При этом самые протяженные границы в Арктике имеет Россия. Юридически обоснованными правами на освоение арктического шельфа в пределах 200-мильной исключительной экономической зоны обладают только государства, чья береговая линия выходит непосредственно к Северному Ледовитому океану. Официально только Россию, США, Канаду, Норвегию и Данию принято считать арктическими.

в процессе осуществления оперативно-розыскного противодействия и гласных источников информации, с помощью которых могут быть получены данные, представляющие оперативный интерес. Многолетняя практика убедительно доказала полезность сочетания гласных и негласных начал как одного из принципов организации указанного вида противодействия.

Разведывательно-поисковый потенциал оперативно-розыскного противодействия не сравним пока что с никакими другими действиями (мерами), реализуемыми в его рамках.

Одним из основных направлений оперативно-розыскной политики [2] является противодействие экономической преступности и коррупции, которое выступает неотъемлемой частью ОРД органов внутренних дел (далее - ОВД). Проведенное нами выборочное изучение показывает, что оно сопровождает успешную реализацию специально принятой Государственной программы1. С позиции оперативно-розыскной политики ее наличие подразумевает:

- научно обоснованную и практически выверенную политическую волю государства на необходимость обеспечения экономической безопасности Арктических регионов в части рационального и экономного, целевого (адресного) расходования выделенных для нормального функционирования социально-бытовых и иных объектов бюджетных денежных средств (подавляющее большинство из них - дотационные субъекты Российской Федерации, нуждающиеся в пополнении бюджета за счет внешних источников);

- вложение в целях реализации предусмотренных Государственной программой мероприятий колоссальных средств из

консолидированного бюджета страны (сотнями млрд руб.), поскольку она рассчитана на ускоренное социально-экономическое развитие Арктики и повышение ее существенного вклада в потенциал страны.

Создание в рамках ведомственной Концепции2 [4] надежной системы защиты бюджетных и внебюджетных средств, собственности от преступных посягательств, на наш взгляд, способствует:

- планомерной реализации комплекса мер по созданию необходимых условий для осуществления предпринимательской деятельности в Арктических регионах страны;

- модернизации промышленных производств, разработки новых месторождений твердых полезных ископаемых с привлечением частных инвестиций;

- реализации в указанных регионах экономических проектов с участием иностранных инвесторов;

- своевременному реагированию на основе мониторинга криминогенной ситуации на новые угрозы в сфере обеспечения экономической безопасности;

- созданию в Арктической зоне необходимых условий для улучшения жизни людей, в том числе коренных малочисленных народов.

Со своей стороны полагаем, что при организации оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности целесообразно учитывать уже реально существующие предпосылки, способствующие созданию благоприятных условий для этого, а именно:

- совокупность правоотношений, возникающих в различных сферах экономической и иной деятельности (предпринимательской, торговой, внешнеэкономической, бан-

1 Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации: Государственная программа Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 г. № 484 // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.04.2021. № 14. Ст. 2352.

2 Концепция реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 октября 2021 г. № 760. Документ официально опубликован не был.

ковской) на территории Арктической зоны, (конкретизируют их документы стратегического планирования, определяющие механизм реализации норм, предусмотренных в законодательных и иных актах);

- устойчивое территориальное развитие1, сосредоточение основных углеводородных ресурсов и запасов полезных ископаемых, а также наличие основной артерии транспортного обслуживания (Северного морского пути), позволяющего осуществлять крупномасштабные перевозки в процессе освоения арктических месторождений;

- результаты проводимых мониторин-гов освоения бюджетных и иных средств, направляемых на реализацию Государственной программы;

- наличие заблаговременно разработанной системы мер своевременного реагирования на основные вызовы и угрозы обеспечения экономической безопасности в Арктике.

Помимо этого, непременно должна учитываться совокупность внешних факторов, позитивно либо негативно влияющих на состояние рассматриваемого нами вида деятельности. Заметим, что их достаточно много, но мы укажем лишь наиболее значимые из них. К их числу относим:

- так называемый ежегодно осуществляемый «северный завоз» продуктов питания, медикаментов, горюче-смазочных и строительных материалов и т. д.;

- расселение по регионам и территориям Арктической зоны коренных малочисленных народов, в отношении которых действует особый правовой режим по месту их проживания. При этом важно подчеркнуть, что распоряжением Правительства Российской Федерации определены места традиционного их проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Существует и Единый перечень коренных малочисленных

народов, что также свидетельствует об особом режиме правового их положения;

- необычные природно-климатические условия.

На этот счет среди исследователей существуют различные точки зрения. Одни из них [3, с. 10] Арктику характеризуют следующим образом: лютый мороз, ураганные ветры, тысячи километров безжизненного пространства, долгая полярная ночь. Другие же ее рассматривают как стратегическую зону России. Так, Е. А. Корчак в своей монографии [4, с. 5] останавливается на трех взаимосвязанных между собой обстоятельствах, характеризующих Арктику: 1) минерально-сырьевых и биологических ресурсах;

2) возможностях Северного морского пути;

3) развитии арктических месторождений.

За этими ключевыми моментами кроются проблемные вопросы. Е. А. Корчак приходит к выводу о том, что они во многом актуализируют Арктическую зону России как особый объект государственного регулирования. Со своей стороны мы разделяем ее мнение, но одновременно полагаем, что без государственной поддержки невозможно или крайне затруднительно успешно разрешить все имеющиеся там проблемы. К тому же следует иметь в виду, что тем самым это позитивно скажется на оперативно-розыскное противодействие преступлениям экономической и коррупционной направленности, так как доля негативных факторов, прежде всего социально-экономического свойства, влияющих на состояние оперативной обстановки в регионах и на территориях Арктической зоны России, реализующих Государственную программу, сопровождаемую бюджетным и внебюджетным финансированием, будет сведена до минимума.

Основным механизмом реализации оперативно-розыскной политики в Арктиче-

1 Между тем социальный уровень развития характеризуют следующим образом: дискомфортность условий жизнедеятельности, очаговость расселения и жизнедеятельность коренных малочисленных народов Севера, неравномерность развития транспортной инфраструктуры и обеспеченности энергоресурсами, ограниченные возможности развития сельского хозяйства и низкий уровень самообеспеченности некоторыми наименованиями продукции.

ской зоне на сегодня является Концепция обеспечения экономической безопасности, которая определяет комплекс мер [5]. Применительно к названной зоне наиболее значимыми, на наш взгляд, являются:

- создание многоуровневой системы отслеживания складывающейся ситуации в части расходования финансовых ресурсов, предназначенных для покрытия затрат на реализацию Государственной программы Российской Федерации, чтобы своевременно выявлять и пресекать факты незаконного завладения выделенными средствами криминально активными лицами;

- противодействие нецелевому использованию и хищению бюджетных средств, выделяемых на реализацию Государственной программы Российской Федерации. Одной из мер по его осуществлению является оперативное прикрытие объектов, наиболее подверженных криминальному влиянию, предварительно определенных из общего числа объектов первоочередной оперативной заинтересованности;

- предотвращение фактов проявлений коррупции в структурах органов власти, ведающих вопросами освоения Арктической зоны, и местного самоуправления. Мы полагаем, что система противодействия подвергается постоянной корректировке механизма ее обеспечения, прежде всего с учетом степени криминогенности конкретных объектов, расположенных на территории названной зоны и подверженных криминальному влиянию;

- предупреждение преступлений экономической направленности в топливно-энергетическом комплексе, сфере недропользования и незаконной добычи водных биологических ресурсов. Осуществление совместно с заинтересованными контрольно-надзорными и иными органами оперативно-профилактических операций и мероприятий на объектах, «пораженных» правонарушениями экономической и кор-

рупционной направленности. Такая форма взаимодействия, в частности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК) ОВД, как показывает практика, показала свою эффективность и результативность;

- своевременное выявление и пресечение фактов незаконного перевода бюджетополучателем денежных средств в теневой сегмент экономики с целью последующего их обналичивания1;

- обеспечение эффективности выявления, пресечения, предупреждения и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности, минимизации их негативных последствий. В этом плане мы укажем два способа: 1) разработку и внедрение в практику работы в условиях Арктической зоны комплекса научно-методических рекомендаций по оперативному поиску, оперативно-розыскному предупреждению и раскрытию названных видов преступлений оперативным путем; 2) проработку вопроса о создании современной межведомственной информационной инфраструктуры, адаптированной к указанным условиям, и материально-техническом ее обеспечении.

В организации и осуществлении оперативно-розыскного противодействия рассматриваемым видам преступлений можно выделить два основных подхода.

Первый подход - ведомственный, когда намеченные цели и задачи пытаются решать в рамках одного ведомства с помощью имеющихся в его распоряжении сил и средств. Такой подход не самый лучший из-за ограниченности человеческих и материально-технических ресурсов.

Второй подход - межведомственный, когда помимо оперативных подразделений полиции задействуются в установленном порядке органы, осуществляющие ОРД. Данный подход наиболее востребованный и, на наш взгляд, является оптимальным.

В заключение отметим следующее.

1 Оправдано для этого проведение глобального мониторинга сети Интернет в целях получения оперативно-значимой информации в отношении бюджетополучателей, совершающих высокотехнологичные преступления с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Во-первых, наличие единой оперативно-розыскной политики как составной части государственной политики в области борьбы с экономическими и коррупционными преступлениями в Арктических регионах России - объективный процесс, обусловленный единством цели стоящих перед ней задач.

Во-вторых, оперативно-розыскное противодействие экономической преступности и коррупции, совершаемых на объектах топливно-энергетического и хозяйственного комплекса, сферы недропользования и биологических ресурсов, дислоцированных на территории Арктической зоны, выступает одним из ключевых направлений оперативно-розыскной политики, определяемой действующим оперативно-розыскным законодательством, выступающим ядром оперативно-розыскной науки.

В-третьих, указанный вид противодействия - комплексная проблема, суть которой заключается в преодолении противо-

речий между необходимостью повышения его эффективности как деятельности подразделений ЭБиПК ОВД по борьбе с преступлениями экономической и коррупционной направленности на указанных объектах рассматриваемой системы и современным состоянием научного обеспечения оперативно-розыскного противодействия, не удовлетворяющего потребностям системы МВД России в части обеспечения экономической безопасности. В настоящее время перед научной общественностью остро стоит задача разработки современной модели противодействия.

В-четвертых, содержанием анализируемого вида противодействия выступает совокупность мер, принимаемых указанными подразделениями в целях своевременного выявления, пресечения, предупреждения и раскрытия экономических и коррупционных преступлений в Арктических зонах России.

СПИСОК источников

1. Конышев В. H., Сергунин А. А. Арктика в международной политике: сотрудничество или соперничество? / под ред. зам. директора РИСИ, канд. геол.-минер, наук И. В. Прокофьева; М.: РИСИ, 2011. 194 с.

2. Иванов П. И. Концептуальные основы формирования оперативно-розыскной политики: понятие, сущность и содержание // Вестник Владимирского юридического института. 2022. № 2 (63). С. 26-33.

3. Моргунова М. О., Цуневский А. Я. Энергия Арктики / под научн. ред. В. В. Бушуева. М.: ИЦ «Энергия», 2012. 84 с.

4. Корчак Е. А. Арктическая зона России: социальный портрет регионов / Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2017. 101 с.

5. Иванов П. И. О разработке отечественной системы оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы // Труды Академии управления МВД России. 2019. №3 (51). С. 60-67.

REFERENCES

1. Konyshev V. N., Sergunin A. A. The Arctic in international politics: Cooperation or Rivalry? / edited by deputy. Directors of RISI, Candidate of Geol.-Miner, sciences I. V. Prokofiev; M.: RISI, 2011. 194 p. (In Russ.)

2. Ivanov P. I. Conceptual foundations of the formation of operational-investigative policy: concept, essence and content // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2022. No. 2 (63). P. 26-33. (In Russ.)

3. Morgunova M. O., Tsunevsky A. Ya. Energy of the Arctic / under the scientific editorship of V. V. Bushueva. M.: 1С «Energy», 2012. 84 p. (In Russ.)

4. Korchak E. A. The Arctic zone of Russia: Social portrait of regions / Institute of Economic Problems of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Apatity: Publishing House of the Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2017. 101 p. (In Russ.)

5. Ivanov P. I. On the development of the domestic system of operational-investigative provision of economic security of the socio-budgetary sphere // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Alfairs of Russia. 2019. № 3 (51). P. 60-67. (In Russ.)

Информация об авторе:

П. И. Иванов, доктор юридических наук, профессор.

Information about the author:

P. I. Ivanov, Doctor of Law, Professor.

Статья поступила в редакцию 23.12.2022; одобрена после рецензирования 06.09.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 23.12.2022; approved after reviewing 06.09.2023; accepted for publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.