Научная статья на тему 'Об особенностях выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств (оперативно-розыскной аспект)'

Об особенностях выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств (оперативно-розыскной аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
522
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
сфера освоения бюджетных средств / выявление / раскрытие / комплекс мер / система слежения / сохранность бюджетных средств / the sphere of budget funds development / identification / disclosure / a set of measures / tracking system / safety of budget funds

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пётр Иванович Иванов

Актуальность определения и анализа отличительных особенностей выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств, во многом обусловлена необходимостью установления механизма влияния совокупности факторов на выбор оптимальной модели решения указанных задач. Нестабильность криминогенной ситуации, складывающейся в сфере освоения бюджетных средств, требует принятия безотлагательных мер по ее декриминализации и минимизации причиняемого ущерба. Такая потребность на сегодняшний день продиктована главным образом некоторой активизацией деятельности криминальных структур, действующих в указанной сфере. Постановка проблемы: как показывает проведенное выборочное изучение, без оперативно-розыскного обеспечения деятельности по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых в сфере освоения бюджетных средств, направляемых на реализацию национальных проектов (программ), невозможно обеспечить защиту этих средств от преступных посягательств ввиду наличия в рассматриваемой системе глубоко скрытых схем (способов) подготовки и совершения названных противоправных деяний. Цель исследования: выработка научно обоснованных подходов к разработке комплекса оперативно-розыскных и иных мер по защите бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов (программ). Такая цель не может быть успешно достигнута без учета отличительных особенностей деятельности по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств, поскольку они отражают специфику и совокупность форм и методов оперативно-розыскной работы. Методы исследования: общенаучные, включающие формально-логические (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), частнонаучные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов). Результаты и ключевые выводы: своевременное познание закономерностей системы оперативно-розыскного обеспечения деятельности по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств, и определение на этой основе оптимального комплекса мер, направленных на повышение его эффективности. Научное обоснование такого комплекса, составляющего содержание оперативно-розыскного обеспечения деятельности, обусловлено необходимостью декриминализации рассматриваемой сферы и минимизации влияния негативных факторов на нее. Для этого в первую очередь должны быть своевременно выявлены источники угроз экономической безопасности указанной сферы, которые заслуживают пристального внимания на предмет всестороннего изучения и анализа преступления экономической и коррупционной направленности, что создает объективную предпосылку для выработки научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию оперативно-розыскного обеспечения деятельности. Кроме того, считаем целесообразным сформировать организационно-правовой механизм непрерывного слежения за состоянием криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере, отвечающий реалиям сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пётр Иванович Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Specifics of Identifying and Disclosing Economic and Corruption Crimes Committed During the Development of Budget Funds (Operational Investigative Aspect)

The relevance of determining and analyzing the distinctive features of identifying and disclosing economic and corruption crimes committed during the development of budget funds is largely due to the need to establish a mechanism for the influence of a set of factors on the choice of the optimal model for solving these problems. The instability of the criminal situation in the sphere of budget funds development requires the adoption of urgent measures to decriminalize it and minimize the damage caused. Such a need today is dictated mainly by some activation of the activities of criminal structures operating in this area. The problem statement: as the conducted selective study shows, without operational search support for the identification and disclosure of economic and corruption crimes committed in the field of budget funds allocated for the implementation of national projects (programs), it is impossible to protect these funds from criminal encroachments due to the presence in the system under consideration of deeply hidden schemes (methods) for preparing and committing these illegal acts. The purpose of the study: to develop scientifically based approaches to the development of a set of operational-investigative and other measures to protect budget funds allocated for the implementation of national projects (programs). Such a goal cannot be successfully achieved without taking into account the distinctive features of the activities for the identification and disclosure of economic and corruption crimes committed during the development of budget funds, since they reflect the specifics and the totality of forms and methods of operational investigative work. The research methods: general scientific, including formal-logical (analysis, synthesis, generalization, hypotheses), private scientific (observation, questioning, interviewing, content analysis of documents). The results and key conclusions: timely knowledge of the laws of the system of operational investigative support for the identification and disclosure of economic and corruption crimes committed during the development of budget funds, and determination on this basis of the optimal set of measures aimed at improving its effectiveness. The scientific justification of such a complex, which constitutes the content of operational investigative support for activities, is due to the need to decriminalize the sphere under consideration and minimize the influence of negative factors on it. To do this, first of all, the sources of threats to the economic security of this sphere should be identified in a timely manner, which deserve close attention for a comprehensive study and analysis of crimes of an economic and corruption orientation, which creates an objective prerequisite for the development of scientifically based proposals and recommendations for improving operational investigative support of activities. In addition, we consider it expedient to form an organizational and legal mechanism for continuous monitoring of the state of the criminal situation in the area under consideration, which meets the realities of today.

Текст научной работы на тему «Об особенностях выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств (оперативно-розыскной аспект)»

PYOTR IVANOVICH IVANOV, Chief Researcher of the Research Center, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: IvanovPI1952@yandex.ru

Scientific Specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Expert Activity; Operational and Investigative Activities.

ПЕТР ИВАНОВИЧ ИВАНОВ,

главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: IvanovPI1952@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

ORCID 0000-0002-2367-3369 УДК 336.61

DOI 10.24412/2072-9391-2021-359-123-131

Дата поступления статьи: 19 апреля 2021 г. Дата принятия статьи в печать: 10 сентября 2021 г.

Об особенностях выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств (оперативно-розыскной аспект)

On the Specifics of Identifying and Disclosing Economic and Corruption Crimes Committed During the Development of Budget Funds (Operational Investigative Aspect)

Аннотация

Актуальность определения и анализа отличительных особенностей выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств, во многом обусловлена необходимостью установления механизма влияния совокупности факторов на выбор оптимальной модели решения указанных задач. Нестабильность криминогенной ситуации, складывающейся в сфере освоения бюджетных средств, требует принятия безотлагательных мер по ее декриминализации и минимизации причиняемого ущерба. Такая потребность на сегодняшний день продиктована главным образом некоторой активизацией деятельности криминальных структур, действующих в указанной сфере.

Постановка проблемы: как показывает проведенное выборочное изучение, без оперативно-розыскного обеспечения деятельности по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых

Abstract

The relevance of determining and analyzing the distinctive features of identifying and disclosing economic and corruption crimes committed during the development of budget funds is largely due to the need to establish a mechanism for the influence of a set of factors on the choice of the optimal model for solving these problems. The instability of the criminal situation in the sphere of budget funds development requires the adoption of urgent measures to decriminalize it and minimize the damage caused. Such a need today is dictated mainly by some activation of the activities of criminal structures operating in this area.

The problem statement: as the conducted selective study shows, without operational search support for the identification and disclosure of economic and corruption crimes committed in the field of budget funds allocated for the implementation of national projects (programs), it is impossible to protect these funds from criminal encroachments due to the presence in the system

124

в сфере освоения бюджетных средств, направляемых на реализацию национальных проектов (программ), невозможно обеспечить защиту этих средств от преступных посягательств ввиду наличия в рассматриваемой системе глубоко скрытых схем (способов) подготовки и совершения названных противоправных деяний.

Цель исследования: выработка научно обоснованных подходов к разработке комплекса оперативно-розыскных и иных мер по защите бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов (программ). Такая цель не может быть успешно достигнута без учета отличительных особенностей деятельности по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств, поскольку они отражают специфику и совокупность форм и методов оперативно-розыскной работы.

Методы исследования: общенаучные, включающие формально-логические (анализ, синтез, обобщение, выдвижение гипотез), частнонауч-ные (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ документов).

Результаты и ключевые выводы: своевременное познание закономерностей системы оперативно-розыскного обеспечения деятельности по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств, и определение на этой основе оптимального комплекса мер, направленных на повышение его эффективности. Научное обоснование такого комплекса, составляющего содержание оперативно-розыскного обеспечения деятельности, обусловлено необходимостью декриминализации рассматриваемой сферы и минимизации влияния негативных факторов на нее. Для этого в первую очередь должны быть своевременно выявлены источники угроз экономической безопасности указанной сферы, которые заслуживают пристального внимания на предмет всестороннего изучения и анализа преступления экономической и коррупционной направленности, что создает объективную предпосылку для выработки научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию оперативно-розыскного обеспечения деятельности. Кроме того, считаем целесообразным сформировать организационно-правовой механизм непрерывного слежения за состоянием криминогенной ситуации в рассматриваемой сфере, отвечающий реалиям сегодняшнего дня.

Ключевые слова: сфера освоения бюджетных средств; выявление; раскрытие; комплекс мер; система слежения; сохранность бюджетных средств.

under consideration of deeply hidden schemes (methods) for preparing and committing these illegal acts.

The purpose of the study: to develop scientifically based approaches to the development of a set of operational-investigative and other measures to protect budget funds allocated for the implementation of national projects (programs). Such a goal cannot be successfully achieved without taking into account the distinctive features of the activities for the identification and disclosure of economic and corruption crimes committed during the development of budget funds, since they reflect the specifics and the totality of forms and methods of operational investigative work.

The research methods: general scientific, including formal-logical (analysis, synthesis, generalization, hypotheses), private scientific (observation, questioning, interviewing, content analysis of documents).

The results and key conclusions: timely knowledge of the laws of the system of operational investigative support for the identification and disclosure of economic and corruption crimes committed during the development of budget funds, and determination on this basis of the optimal set of measures aimed at improving its effectiveness. The scientific justification of such a complex, which constitutes the content of operational investigative support for activities, is due to the need to decriminalize the sphere under consideration and minimize the influence of negative factors on it. To do this, first of all, the sources of threats to the economic security of this sphere should be identified in a timely manner, which deserve close attention for a comprehensive study and analysis of crimes of an economic and corruption orientation, which creates an objective prerequisite for the development of scientifically based proposals and recommendations for improving operational investigative support of activities. In addition, we consider it expedient to form an organizational and legal mechanism for continuous monitoring of the state of the criminal situation in the area under consideration, which meets the realities of today.

Key words: the sphere of budget funds development; identification; disclosure; a set of measures; tracking system; safety of budget funds.

Руководители территориальных органов МВД России на региональном уровне и их подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК), принимая меры по своевременному выявлению и раскрытию хищений бюджетных средств в сфере их освоения, непременно должны учитывать состояние не только криминогенной, но и экономической ситуации в регионе1, которую характеризуют такие факторы, как: недружественные действия иностранных государств против Российской Федерации (экономические их санкции и ограничения); повсеместно сохраняющийся высокий уровень криминализации и коррупции в экономике; недостаточный объем инвестиций в секторы реального производства, обусловленный прежде всего неблагоприятным инвестиционным климатом; высокие издержки бизнеса; избыточные административные барьеры; наличие недостатков в защите прав собственности; значительная доля теневой экономики. Эти и другие факторы, взятые в совокупности, в значительной степени препятствуют эффективной реализации национального приоритета «Экономический рост».

На этом фоне процессы выделения, расходования и освоения бюджетных средств остро нуждаются в оперативно-розыскном отслеживании в силу большой вероятности их расхищения и нецелевого использования. Глава государства неоднократно обращал внимание руководителей правоохранительных органов на важность принятия ими действенных мер по очищению указанных этапов от криминала, на необходимость своевременного пресечения фактов хищений бюджетных средств, в том числе выделяемых на борьбу с коронавирусной инфекцией, жесткого реагирования на попытки создания теневых схем и незаконного вывода капитала за рубеж [2].

Не случайно факты совершения преступлений экономической направленности на этапе освоения бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию национальных проектов (программ), вызывают особое беспокойство [6]. На это указывает и ведомственная статистика. Для убедительности приведем данные за последние годы. Так, в 2017 г. органами внутренних дел (далее — ОВД) было выявлено 4 656 преступлений, в том числе коррупцион-

1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902. Территориальные органы МВД России на региональном уровне с их учетом принимают меры, направленные на реализацию государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 // СЗ РФ. 2014. № 18 (Ч. IV). Ст. 2188.

ной направленности 2 498, ущерб от которых составил свыше 17 млрд руб. В 2018 г. было зарегистрировано указанных видов преступлений в два раза меньше (2 235), соответственно, и преступлений коррупционной направленности (1 179). Материальный ущерб от них составил порядка 10 млрд руб. [10]

В январе — декабре 2019 г. было выявлено 1 698 преступлений, связанных с освоением бюджетных средств, из них 997 — коррупционной направленности. Закончены расследованием уголовные дела о 1 285 преступлениях, в том числе, совершенных в организованных формах — 181. Размер материального ущерба составил свыше 7,7 млрд руб., наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег на сумму более 4 млрд руб. Выявлено 852 лица, совершивших данные преступления, из которых 616 привлечено к уголовной ответственности [11].

В 2020 г. было выявлено 2 500 преступлений экономической направленности, из них, связанных с нацпроектами — 800. Разумеется, приведенные нами сведения не отражают реального состояния, так как сохраняется высокий уровень латентности, зависящий от многих факторов [1, с. 7—14]. Почти каждое второе преступление (более 1,3 тыс.) квалифицировалось как совершенное в крупном и особо крупном размере либо причинившее крупный ущерб, 61 преступление — как совершенное в составе организованной группы или преступного сообщества. Размер причиненного материального ущерба составил 18,2 млрд руб. Обеспечено возмещение материального ущерба на сумму 10,8 млрд руб. [12]

Вышеприведенные результаты, на наш взгляд, могли быть гораздо весомее, если бы не помешали две тесно взаимосвязанные причины, а именно:

1) значительное отставание законодательства от современного темпа развития общественных отношений, а правоприменения еще более от динамично развивающихся способов и форм совершения экономических и коррупционных преступлений, основанных на новых технологиях и социальных коммуникациях;

2) выявление преступлений экономической и коррупционной направленности по результатам рассмотрения официальных заявлений и обращений (достигает до 74 %), что свидетельствует о явной недооценке оперативно-розыскной функции [7, с. 11—13].

Нами проведенное исследование позволило обобщить и выделить некоторые особенности выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при

126

освоении бюджетных средств, которые во многом обусловлены2:

— наличием вызовов и угроз. Ключевые вызовы и угрозы нанесения ущерба экономическим интересам определены Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, принятой Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 2083. К числу таких угроз в названном документе обозначены: общая криминализация экономических отношений, высокий уровень коррупции в экономической сфере, сохранение объемов теневой экономики. Мы полагаем, что успешному преодолению названных видов угроз могут способствовать: надлежащая организация координации деятельности правоохранительных органов при выполнении ими прежде всего информационно-аналитической и оперативно-розыскной функций; повышение квалификации сотрудников с учетом повсеместного внедрения современных информационных технологий, в том числе в сфере обеспечения ведомственного сегмента экономической безопасности; научно-методическое обеспечение деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности в сфере предпринимательства. Например, ОВД обязаны принять меры, определенные ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ4, в части выявления причин преступлений и условий, способствующих их совершению;

— принятием в общегосударственном масштабе мер по реализации национальных проектов (программ). Среди стратегических задач, стоящих перед правоохранительными органами, включая оперативные подразделения полиции, защита бюджетных средств, выделяемых на финансирование национальных проектов, предполагает принятие ими комплекса организационно-управленческих и оперативно-розыскных мер.

Это обусловлено, наряду с другими обстоятельствами, намеченными указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 2045 девятью национальными целями развития страны, в соответствии с которыми опреде-

2 Специфические особенности рассматриваемого вида деятельности обусловлены целым рядом факторов, оказывающих влияние на него как непосредственно, так и опосредованно. В рамках настоящей научной статьи из-за ограниченности ее объема нами не ставилась цель дифференцированно их рассмотреть, так как данный вопрос заслуживает отдельного изучения.

3 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

4 О полиции: Федеральный закон от 3 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

5 О национальных целях и стратегических задачах развития Рос-

сийской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Россий-

ской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

лены 11 национальных проектов и одна национальная программа, в рамках которых запланировано к реализации 66 федеральных проектов и программ.

Заметим, при этом общий планируемый объем финансирования национальных проектов составляет более 25 трлн руб.

Учитывая большие средства, выделяемые из консолидированного бюджета страны, со своей стороны предлагаем принять на региональном и муниципальном уровнях целевые программы по защите бюджетных средств, предназначенных для реализации национальных проектов (программ), в частности, «Развитие АПК», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Производительность труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт».

Одновременно считаем, что в целях успешного решения указанной задачи проводимые мероприятия следует осуществлять в тесном взаимодействии с ФСБ России, ФТС России, ФАС России, ФНС России, Счетной палатой Российской Федерации, Федеральным казначейством, Росфинмониторингом, Следственным комитетом Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, а также государственными корпорациями. Организационной основой такого взаимодействия должен служить межведомственный план мероприятий, разработанный по результатам предварительно проведенного мониторинга. По такому пути и идут на сегодня названные субъекты взаимодействия.

Центральное место среди намечаемых мероприятий должны занять меры по проверке и контролю за состоянием финансирования и обоснованности освоения средств бюджета и внебюджетных источников, выделяемых на реализацию национальных проектов. Регулярные участники конкурсов и аукционов в первую очередь должны выступать объектом проверок на предмет фактического освоения выделенных бюджетных денежных средств, в том числе проверка законности проведения аукционов; соответствие объема выполненных работ данным, указанным в документации.

Как нам представляется, чтобы своевременно реагировать на факты хищений бюджетных средств и коррупционных проявлений на всех уровнях власти и управления в сфере их освоения органы, осуществляющие проверку и контроль, должны заблаговременно располагать достоверной первичной информацией, не дожидаясь истечения трехлетнего периода. Практи-

ка показывает, что без оперативно-розыскных возможностей при этом не обойтись.

Настораживает то обстоятельство, что с большой вероятностью можно прогнозировать сохранение высокого уровня коррупционных процессов при реализации должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления полномочий в сферах распределения бюджетных денежных средств. Указанная сфера чаще всего остается объектом посягательства для нечистоплотных чиновников и аффилированных с ними бизнес-структур6.

Другой не менее важной особенностью, накладывающей свой отпечаток на деятельность по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств, является либерализация уголовной политики в сфере экономики [14, с. 449-452].

Как известно, этот процесс берет свое начало с 2009 г., когда по поручению Президента Российской Федерации7 была разработана Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере, преследовавшая основную цель в виде определения ключевых экономико-правовых проблем, требовавших безотлагательного решения, обоснования выбора именно этих проблем и предложений соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты.

Уголовная политика в области борьбы с экономической преступностью и особенности ее реализации оперативными подразделениями полиции нами изучалась достаточно обстоятельно, результаты неоднократно доводились до научной общественности в виде научных статей. Учитывая это, считаем нецелесообразным повторяться.

На осуществление рассматриваемой деятельности оказывает существенное влияние реализация принципа недопустимости давления на бизнес. Государственная политика обеспечения экономической безопасности с позиции правоохранительных органов, включая органов внутренних дел, рассматривает эту область деятельности как свою составную часть.

Реализация уголовной политики в сфере предпринимательства, преследующая цель соз-

6 Хищения денежных средств, как правило, совершаются путем завышения стоимости приобретаемого оборудования, смет на выполненные работы, иных услуг в рамках государственных закупок в соответствии с федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, сохраняется опасность хищений бюджетных средств путем незаконного возмещения НДС.

7 Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере на основании поручения Президента Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № ПР-3169. Москва, 2010.

дания благоприятных условий для обеспечения защиты экономических интересов и прав добросовестных предпринимателей при осуществлении ими экономической деятельности, является на сегодняшний день общегосударственной задачей. Необходимость снижения административного давления на бизнес вытекает из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № Пр-294.

В настоящее время создана и функционирует Автономная некоммерческая организация «Платформа для работы с обращениями предпринимателей».

Мы считаем, что процесс глобализации затрагивает и деятельность по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств. Доступ к электронным информационным базам во многом подтолкнул криминальные структуры на использование цифровых технологий в противоправных (корыстных) целях. Дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также средств электронной связи значительно расширили их возможности [8].

Цифровизация экономики также оказывает заметное влияние8. Последние достижения науки и техники криминальные структуры, орудующие в сфере освоения бюджетных средств, также всячески предпринимают попытку использовать в целях незаконного обогащения. В этом плане С. В. Пырчев справедливо отмечает, что «достаточно высокая криминальная рентабельность, преступления с использованием возможностей высоких технологий вызывают обоснованный интерес организованной преступности, целью которой является получение сверхприбылей при минимальном риске» [9, с. 142].

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что правоохранительные органы в современных условиях столкнулись с новым феноменом - «криминальным подпольем»9 в так называемой «беловоротнич-ковой» среде. Характерными его чертами являются: избрание принципа теневой экономики, базирующейся на финансовом мошенничестве; эксплуатация преимуществ коррупции в органах государственной власти и в негосударственном секторе экономики; принятие оболочки организованной преступности экономической направленности, в том числе носящей

8 О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 5018.

9 Организованная преступность, в том числе транснациональная; коррупция; легализация «грязных» денег и теневая экономика образуют его ядро (конгломерат, симбиоз).

128

транснациональным характер; использование информационно-телекоммуникационных технологий как средств наращивания сверхприбыли и обеспечения безопасности от возможного разоблачения; совершение общественно-опасных деяний, связанных с манипулированием рынком и неправомерным использованием инсайдерской информации, а также экономическими и коррупционными преступлениями в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Невозможно либо крайне затруднительно реализовать важнейший правовой принцип — неотвратимость наказания, поскольку деяния носят, как правило, глубоко замаскированный характер. К тому же высокий профессионализм дельцов теневой экономики позволяет им обезопасить себя от возможного изобличения [15].

Принимаемые правоохранительными органами контрмеры, даже базирующиеся на оперативно-аналитических мероприятиях, на наш взгляд, не всегда успешны по причине использования криминальными структурами при совершении финансовых операций (сделок) аффилированных юридических лиц.

Механизм оперативно-розыскного противодействия, по нашему мнению, должен базироваться на результатах применения программно-целевого метода и риск-ориентированного подхода к его организации с учетом потенциальных криминогенных факторов и угроз.

Как показывает правоприменительная практика, в тех случаях, когда сведения о риск-ориентированных участниках государственных контрактов изучаются и анализируются в целях пресечения противоправных посягательств на бюджетные средства совместно с Росфинмониторингом, то отмечается ощутимая результативность. Так, например, такая форма работы в 2020 г. применялась при проведении почти 8 тыс. проверок получателей средств из федерального бюджета. В общей сложности тем самым удалось задокументировать свыше 2,5 тыс. преступлений в части освоения бюджетных ассигнований и 800, связанных с национальными проектами. Как видим, благодаря слаженной совместной работе удалось обезопасить бюджет от расхищения его средств.

Говоря о принимаемых мерах, нельзя не учесть существующие риски и угрозы, сдерживающие решение задачи, связанной с обеспечением экономической безопасности. Например, к ним в рамках стратегического национального приоритета «Здравоохранение» относятся: коррупция в данной отрасли; хищение денежных средств, выделяемых на закупки лекарственных препаратов и аппаратуры для модернизации больниц и поликлиник в рамках го-

сударственных контрактов; неэффективная политика руководства медицинских учреждений при начислении заработной платы и стимулирующих выплат сотрудникам; поставки контрафактных препаратов в лечебные учреждения.

Мы полагаем, чтобы иметь полное представление о состоянии преступности экономической направленности в сфере освоения бюджетных средств необходимо учесть для этого сведения указанного вида преступности в целом, безотносительно какой-либо сферы (отрасли) экономики. Так, в 2020 г. было пресечено 105,5 тыс. преступлений экономической направленности, основная часть которых задокументирована сотрудниками полиции. Треть от числа выявленных противоправных деяний совершена в крупном и особо крупном размерах.

Завершено расследование 65 тыс. экономических преступлений, из них виновные установлены ОВД — 80 %. Приняты меры по возмещению ущерба на сумму свыше 200 милр руб. Доказана причастность организованных преступных групп и преступных сообществ к 6 тыс. преступлений экономической направленности.

Судя по этим данным, есть еще поле деятельности в части касающейся расследования преступлений, предварительное следствие по которым обязательно (заблаговременное принятие процессуальных и оперативно-розыскных мер по установлению имущества, подлежащего конфискации, всех лидеров и активных участников организованных преступных групп и преступных сообществ). Это относится и по делам анализируемой нами категории.

В настоящей научной статье мы указали лишь основные факторы, которые оказывают влияние на деятельность по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств. Безусловно, их достаточно много.

Как нам представляется, своевременное выявление и раскрытие экономических и коррупционных преступлений в первую очередь предполагает:

— создание оперативными подразделениями полиции совместно с иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД), предпосылок для оперативного отслеживания этапов (стадий) выделения, распределения и освоения бюджетных средств, выделяемых для реализации национальных проектов (программ), борьбы с коронавирусной инфекцией. Условия для этого могут быть созданы путем подбора и расстановки источников оперативной информации на объектах первоочередной оперативной

заинтересованности («рисковых зон»)10, целенаправленной разработки и проведения оперативно-розыскных и оперативно-аналитических мероприятий, использования ведомственных и межведомственных информационных систем;

— принятие действенных мер по обеспечению возмещения причиненного материального ущерба в рамках проводимого мониторинга, придав ему системно-осуществляемый характер [16]. Решая данную задачу, в том числе с использованием результатов оперативно-розыскного мониторинга11, необходимо обеспечить условия для функционирования таких его слагаемых, как «риск-ориентированный подход» к предвидению потенциальных угроз и вероятности нанесения вреда, «реперные точки» (сфера приложения основных усилий оперативных подразделений полиции). Иными словами, результаты такого мониторинга позволяют определить и конкретизировать перечень объектов первоочередной оперативной заинтересованности (по степени подверженности криминальному влиянию);

— комплексное использование сил и средств ОВД с целью выявления и пресечения фактов вымогательства, «крышевания», «откатов» [4]. Это продиктовано, прежде всего, тем, что свыше 60 % общего количества зарегистрированных экономических преступлений в анализируемой сфере имеют коррупционную направленность. Учитывая это, мы полагаем, что приоритетным направлением борьбы с коррупцией выступает пресечение наиболее опасных коррупционных проявлений — фактов взяточничества;

— вскрытие фактов использования подставных или аффилированных организаций с целью придания правомерного вида расходования бюджетных денежных средств, выделенных для реализации целевых программ12 и крупнейших инвестиционных проектов, а также на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (например, медицинского оборудования). Так, некоторое распространение получили случаи использования подставных фирм (организаций) с целью преступного завладения бюджетными средствами путем заключения фиктивного договора;

— разработку и принятие методического пособия, содержащего тактику и методику выяв-

10 Это такие звенья (сегменты) экономики, которые в большей степени подвержены влиянию криминальных структур. Они, как правило, «прощупываются» посредством мониторинга (наблюдения и системы контроля).

11 Под «оперативно-розыскным мониторингом» автор понимает наблюдение, анализ, оценку и прогноз противоправных деяний, связанных с освоением бюджетных средств, совокупность негативных факторов, а также реализацию планов, программ и стратегий по противодействию экономическим и коррупционным преступлениям.

12 Факты хищений и нецелевого использования бюджетных

средств, выделенных в рамках федеральных и региональных целевых программ.

ления и документирования замаскированных схем завладения преступным путем бюджетными и внебюджетными средствами. Изучение и анализ способов их совершения и сокрытия показывает, что они становятся высокоинтеллектуальными;

— выведение путем разработки и проведения комплекса мероприятий, проводимых на межведомственной основе, из-под контроля криминальных структур бюджетообразующих отраслей экономики [17]. Мы, исходя из результатов правоприменительной практики, относим это к числу элитарно-криминального бизнеса. При осуществлении мероприятий вне поля зрения не должны оставаться факты хищений бюджетных средств, в том числе выделяемых на борьбу с коронавирусной инфекцией, попытки создания теневых схем и незаконного вывода капитала за рубеж;

— установление оперативным путем фактов применения криптовалюты (виртуальной валюты)13 приступным сообществом в криминальных схемах. Многие исследователи отмечают [3, 5], что уклонение от уплаты налогов (сборов) посредством использования хозяйствующими субъектами (бюджетополучателями) криптовалюты (цифровых денежных средств) следует рассматривать как новую угрозу экономической безопасности, поскольку крайне трудно получить налоговым органам объективную информацию об их доходах и расходах. Тем самым оборот «биткоина» может нанести существенный ущерб государству от неуплаты налогов, так как легче в таком случае занизить доходную часть совершаемых операций (сделок). Заметим еще одно немаловажное обстоятельство, что связано с криптовалютой: на теневом рынке обналичивание с использованием цифровых валют обретает особую популярность.

Подытоживая сказанное, отметим, что особенности выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств, во многом обусловлены целым рядом факторов, носящих преимущественно социально-экономический, правовой и организационно-управленческий характер. Отсюда защита бюджетных средств от преступных посягательств — комплексная проблема, успешное решение которой предполагает принятие мер по минимизации воздействия указанных факторов на деятельность, направленную прежде всего на обеспечение вытеснения из сферы ос-

13 Под «криптовалютой» подразумевается виртуальное средство выражения стоимости, представленное в цифровом формате, в основе которой лежит технология криптографии (шифрования данных) и выступающее в качестве средства обмена либо расчетной денежной единицы, либо средства хранения стоимости [13, с. 199—201].

воения бюджетных средств, противоправно расходующих их юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом следует иметь в виду, что обеспечение защиты бюджетных средств — общегосударственная функ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ция. В ее реализации в системе ОВД активное участие принимают оперативные подразделения полиции. Головной службой по организации ОРД в указанных целях выступают подразделения ЭБиПК.

130

Список литературы:

1. Беляева Л. И., Иванов П. И. Теория оперативно-розыскной деятельности о латентно-сти экономических и коррупционных преступлений // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел. 2014. № 4 (32).

2. Выступление В. Путина на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 3 марта 2021 года. URL: http://www.kremlin. ru/catalog/persons/310/events/65090 (дата обращения: 10.04.2021).

3. Егорова Е. В., Чефранов А. И. Уход от налогообложения через использование крипто-валюты как угроза экономической безопасности: сборник научных статей по итогам Недели Российской науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Рязань, 2021.

4. Криминологическая характеристика «Откатов» в современной России: монография / под общ. ред. Р. В. Жубрина. Москва, 2016.

5. Ляшенко В. Р. Позитивные и криминологические тенденции использования криптова-люты в Российской Федерации: сборник научных статей по итогам Недели Российской науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Рязань,2021.

6. Михайлов А. Е. Общая характеристика борьбы с преступностью // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 2 (55).

7. Модельная концепция реализации в системе МВД России государственной политики по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции. Москва, 2019.

8. Пестрецов М. А. Информационные технологии как инструмент в противодействии имущественным преступлениям: сборник научных статей по итогам Недели Российской науки в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Рязань,2021.

9. Пырчев С. В. Тенденции организованной преступности в развивающемся цифровом мире // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 2 (54).

References:

1. Belyaeva L. I., Ivanov P. I. Teoriya operativ-no-rozysknoj deyatel'nosti o latentnosti eko-nomicheskih i korrupcionnyh prestuplenij // Aktual'nye problemy operativno-rozysknoj i ad-ministrativnoj deyatel'nosti organov vnutrennih del. 2014. № 4 (32).

2. Vystuplenie V. Putina na ezhegodnom rasshiren-nom zasedanii kollegii Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii 3 marta 2021 goda. URL: http://www.kremlin.ru/catalog/persons/310/ events/65090 (data obrashcheniya: 10.04.2021).

3. Egorova E. V., Chefranov A. I. Uhod ot nalo-gooblozheniya cherez ispol'zovanie kriptovaly-uty kak ugroza ekonomicheskoj bezopasnosti: sbornik nauchnyh statej po itogam Nedeli Rossijskoj nauki v Ryazanskom filiale Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya. Ryazan', 2021.

4. Kriminologicheskaya harakteristika «Otkatov» v sovremennoj Rossii: monografiya / pod obshch. red. R. V. Zhubrina. Moskva, 2016.

5. Lyashenko V. R.. Pozitivnye i kriminologich-eskie tendencii ispol'zovaniya kriptovalyu-ty v Rossijskoj Federacii: sbornik nauchnyh statej po itogam Nedeli Rossijskoj nauki v Ryazanskom filiale Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya. Ryazan', 2021.

6. Mihajlov A. E. Obshchaya harakteristika bor'by s prestupnost'yu // Vestnik Vladimirskogo yuridi-cheskogo instituta. 2020. № 2 (55).

7. Model'naya koncepciya realizacii v sisteme MVD Rossii gosudarstvennoj politiki po obe-specheniyu ekonomicheskoj bezopasnosti i pro-tivodejstviyu korrupcii. Moskva, 2019.

8. Pestrecov M. A. Informacionnye tekhnologii kak instrument v protivodejstvii imushchestvennym prestupleniyam: sbornik nauchnyh statej po itogam Nedeli Rossijskoj nauki v Ryazanskom filiale Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya. Ryazan', 2021.

9. Pyrchev S. V. Trends in organized crime in developing digital world // Trudy Akademii uprav-leniya MVD Rossii. 2020. № 2 (54).

10. Otchet o rezul'tatah raboty podrazdelenij ekonomicheskoj bezopasnosti i protivodejstviya korrupcii organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii za yanvar' — dekabr' 2017 goda: (forma «5-BEP») // AIS «Portal GIAC» 10.5.0.15 / cms/ (data obrashcheniya: 10.04.2021).

10. Отчет о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации за январь — декабрь 2017 года: (форма «5-БЭП») // АИС «Портал ГИАЦ» 10.5.0.15 /cms/ (дата обращения: 10.04.2021).

11. Отчет о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации за январь-декабрь 2019 года: (форма «5-БЭП») // АИС «Портал ГИАЦ» 10.5.0.15 /cms/ (дата обращения: 10.04.2021).

12. Отчет о результатах работы подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации за январь — декабрь 2020 г.: (форма «5-БЭП») // АИС «Портал ГИАЦ» 10.5.0.15 /cms/ (дата обращения: 10.04.2021).

13. Целищев П. Б., Коречков Ю. В. Сущность крип-товалюты. Процесс эмиссии криптовалют // Молодая наука — 2015: сборник материалов шестой региональной научной конференции студентов и аспирантов. Ярославль, 2015.

14. Шегабудинов Р. Ш. К вопросу об уголовной политике в сфере противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией // Уголовная политика и культура противодействия преступности: материалы международной научно-практической конференции. Краснодар, 2020.

15. Янишевский А. Б. О некоторых аспектах противодействия преступлениям в сфере экономики в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4.

16. Янишевский А. Б., Иванов П. И. О проблемах обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного преступлениями экономической направленности // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 4.

17. Янишевский А. Б., Иванов П. И. Подрыв экономических основ организованной преступности экономической направленности // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 1.

11. Otchet o rezul'tatah raboty podrazdelenij eko-nomicheskoj bezopasnosti i protivodejstviya ko-rrupcii organov vnutrennih del Rossijskoj Fe-deracii za yanvar' — dekabr' 2019 goda: (forma «5-BEP») // AIS «Portal GIAC» 10.5.0.15 / cms/ (data obrashcheniya: 10.04.2021).

12. Otchet o rezul'tatah raboty podrazdelenij eko-nomicheskoj bezopasnosti i protivodejstvi-ya korrupcii organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii za yanvar' — dekabr' 2020 g.: (forma «5-BEP») // AIS «Portal GIAC» 10.5.0.15 / cms/ (data obrashcheniya: 10.04.2021).

13. Celishchev P. B, Korechkov Yu. V. Sushchnost' kriptovalyuty. Process emissii kriptovalyut // Molodaya nauka — 2015: sbornik materialov shestoj regional'noj nauchnoj konferencii stu-dentov i aspirantov. Yaroslavl', 2015.

14. Shegabudinov R. Sh. K voprosu ob ugolovnoj politike v sfere protivodejstviya organizovannoj ekonomicheskoj prestupnosti, sopryazhennoj s korrupciej // Ugolovnaya politika i kul'tura protivodejstviya prestupnosti: materialy mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnodar, 2020.

15. Yanishevskij A. B. Some aspects of counteraction to crimes in the sphere of economy in Russian Federation // Vestnik Moskovskogo uni-versiteta MVD Rossii. 2016. № 4.

16. Yanishevskij A. B, Ivanov P. I. O problemah obespecheniya vozmeshcheniya material'nogo ushcherba, prichinennogo prestupleniyami eko-nomicheskoj napravlennosti // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2016. № 4.

17. Yanishevskij A. B, Ivanov P. I. Podryv eko-nomicheskih osnov organizovannoj prestupnosti ekonomicheskoj napravlennosti // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2016. № 1.

Для цитирования:

For citation:

Иванов Пётр Иванович. Об особенностях выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств (оперативно-розыскной аспект) // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59). С. 123—131.

Ivanov Pyotr Ivanovich. On the specifics of identifying and disclosing economic and corruption crimes committed during the development of budget funds (operational investigative aspect) // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3 (59). P. 123-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.