Научная статья на тему 'КАК МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ'

КАК МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Петр Иванович

Актуальность затронутой в научной статье темы обусловлена, прежде всего, тем, что в условиях мирового экономического кризиса сфера предпринимательской деятельности как никогда остро нуждается в ее защите, в том числе посредством принятия уголовно-правовых и иных мер, направленных на максимальное ограничение давления на бизнес со стороны правоохранительных органов. В связи с этим многие экономические составы преступлений планируется декриминализовать, чтобы выбить почву из-под ног административного незаконного воздействия на бизнес. Складывающаяся ситуация коренным образом изменит правоприменительную практику подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел. Традиционная модель оперативно-розыскного противодействия может не сработать в интересах реализации уголовной политики в новых условиях в целом, включая оперативно-розыскную как ее составную часть [1, с. 26-33]. Оперативно-розыскная наука уже заблаговременно должна предложить практике научно выверенные варианты выхода из создавшейся ситуации, чтобы экономический кризис, сопровождаемый административной реформой, не оказал сильного негативного влияния на хозяйствующие структуры, доходы от результатов деятельности которых не перестали бы пополнять бюджет страны. Среди комплекса мер, разрабатываемых на основе теоретического осмысления, наиболее востребованной становится мера обеспечения указанных подразделений практико-ориентированными рекомендациями и оперативно-розыскной методикой документирования, предусматривающей пошаговый алгоритм действий по обнаружению, закреплению и фиксации противоправных деяний, совершаемых недобросовестными предпринимателями в организованной форме в первую очередь в сфере реализации национальных проектов (программ), выступающих объектом осуществления оперативно-розыскной деятельности в режиме усиленного (уплотненного) контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Петр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW CAN THE DECRIMINALIZATION OF ECONOMIC CRIMES AFFECT THE OPERATIONAL-INVESTIGATIVE COUNTERACTION: POINT OF VIEW

The relevance of the topic raised in the scientific article is primarily due to the fact that in the conditions of the global economic crisis, the sphere of entrepreneurial activity is in more urgent need of its protection than ever, including through the adoption of criminal law and other measures aimed at limiting the maximum pressure on business from law enforcement agencies. In this regard, many economic crimes are planned to be decriminalized in order to deprive the ground for administrative illegal influence on business. The current situation will radically change the law enforcement practice of the economic security and anti-corruption units of the internal affairs bodies. The traditional model of operational-investigative counteraction may not work in the interests of the implementation of criminal policy in the new conditions as a whole, including operational-investigative as an integral part of it. Operational investigative science should already offer scientifically verified ways out of the current situation in advance, so that the economic crisis, accompanied by administrative reform, does not have a strong negative impact on economic structures whose income from the results of their activities would not cease to replenish the country’s budget. Among the set of measures developed on the basis of theoretical understanding, the most popular is the provision of these units with practice-oriented recommendations and operational-investigative documentation methodology, which provides for a step-by-step algorithm of actions to detect, consolidate and fix illegal acts committed by unscrupulous entrepreneurs in an organized form, primarily in the implementation of national projects (programs) that are the object of implementation of operational investigative activities in the mode of enhanced (compacted) control.

Текст научной работы на тему «КАК МОЖЕТ ПОВЛИЯТЬ ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ»

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России

Научная статья

УДК 343

как может повлиять декриминализация экономических преступлений на оперативно-розыскное противодействие: точка зрения

Иванов Петр Иванович

Академия управления МВД России, Москва, Россия, IvanovPI1952@yandex.ru

Аннотация. Актуальность затронутой в научной статье темы обусловлена, прежде всего, тем, что в условиях мирового экономического кризиса сфера предпринимательской деятельности как никогда остро нуждается в ее защите, в том числе посредством принятия уголовно-правовых и иных мер, направленных на максимальное ограничение давления на бизнес со стороны правоохранительных органов. В связи с этим многие экономические составы преступлений планируется декриминализовать, чтобы выбить почву из-под ног административного незаконного воздействия на бизнес. Складывающаяся ситуация коренным образом изменит правоприменительную практику подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел. Традиционная модель оперативно-розыскного противодействия может не сработать в интересах реализации уголовной политики в новых условиях в целом, включая оперативно-розыскную как ее составную часть [1, с. 26-33]. Оперативно-розыскная наука уже заблаговременно должна предложить практике научно выверенные варианты выхода из создавшейся ситуации, чтобы экономический кризис, сопровождаемый административной реформой, не оказал сильного негативного влияния на хозяйствующие структуры, доходы от результатов деятельности которых не перестали бы пополнять бюджет страны. Среди комплекса мер, разрабатываемых на основе теоретического осмысления, наиболее востребованной становится мера обеспечения указанных подразделений практико-ориентированными рекомендациями и оперативно-розыскной методикой документирования, предусматривающей пошаговый алгоритм действий по обнаружению, закреплению и фиксации противоправных деяний, совершаемых недобросовестными предпринимателями в организованной форме в первую очередь в сфере реализации национальных проектов (программ), выступающих объектом осуществления оперативно-розыскной деятельности в режиме усиленного (уплотненного) контроля.

Ключевые слова: подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, экономические и коррупционные преступления, оперативно-розыскное противодействие, декриминализация

Для цитирования: Иванов П.И. Как может повлиять декриминализация экономических преступлений на оперативно-розыскное противодействие: точка зрения // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. № 1. С. 136-142.

Original article

How can the decriminalization of economic crimes affect the operational-investigative counteraction: point of view

Ivanov Pyotr I.

Academy of Management of the Ministry, Moscow, Russia, IvanovPI1952@yandex.ru

Abstract. The relevance of the topic raised in the scientific article is primarily due to the fact that in the conditions of the global economic crisis, the sphere of entrepreneurial activity is in more urgent need of its protection than ever, including through the adoption of criminal law and other measures aimed at limiting the maximum pressure on business from law enforcement agencies. In this regard, many economic crimes are planned to be decriminalized in order to deprive the ground for administrative illegal influence on business. The current situation will radically change

© Иванов П.И., 2023

the law enforcement practice of the economic security and anti-corruption units of the internal affairs bodies. The traditional model of operational-investigative counteraction may not work in the interests of the implementation of criminal policy in the new conditions as a whole, including operational-investigative as an integral part of it. Operational investigative science should already offer scientifically verified ways out of the current situation in advance, so that the economic crisis, accompanied by administrative reform, does not have a strong negative impact on economic structures whose income from the results of their activities would not cease to replenish the country's budget. Among the set of measures developed on the basis of theoretical understanding, the most popular is the provision of these units with practice-oriented recommendations and operational-investigative documentation methodology, which provides for a step-by-step algorithm of actions to detect, consolidate and fix illegal acts committed by unscrupulous entrepreneurs in an organized form, primarily in the implementation of national projects (programs) that are the object of implementation of operational investigative activities in the mode of enhanced (compacted) control.

Keywords: economic security and anti-corruption units, economic and corruption crimes, operational and investigative counteraction, decriminalization

For citation: Ivanov P.I. How decriminalization of economic crimes can affect operational-search countermeasures: a point of view // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1. Pp. 136-142.

Государственная политика (от гр. «ро1Шке» - искусство управления государством) выражающая функции государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, определенная в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [2], побудила к необходимости принятия всеми министерствами и ведомствами наиболее действенных мер по ее реализации. Применительно к государственной политике по обеспечению экономической безопасности управление означает поддержание соответствующего режима деятельности государственных органов, скоординированность (согласованность, упорядоченность) наиболее действенных мер по ее реализации. МВД России, являясь одним из субъектов обеспечения экономической безопасности, в целях повышения эффективности реализации указанной политики специально приняло Концепцию [3] - документ стратегического планирования, определяющий сегмент его деятельности в рамках установленной компетенции (в системе МВД России головной службой по обеспечению экономической безопасности выступают подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции). Стратегией к основным вызовам и угрозам экономической безопасности наряду с иными (преступные деяния в сфере информационных технологий, мошенничество с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, незаконная миграция, терроризм, транснациональная организованная преступность) отнесено сохранение на сегодняшний день значительной доли теневой экономики, высокого уровня криминализации и коррупции в экономической сфере. На этом фоне сохраняет свою актуальность защита бюджетных средств, предоставленных для финансирования национальных проектов (программ) [4], поскольку преступления, связанные с незаконным получением мер государственной поддержки в виде грантов, субсидий, и неправомерное завладение денежными средствами, выделенными из федерального и регионального бюджетов в рамках

реализации национальных проектов для исполнения государственных и муниципальных контрактов, заключенных с коммерческими организациями на строительство и ремонт социальных, промышленных объектов, автомобильных дорог, поставку, монтаж оборудования, составляют основной массив среди зарегистрированных противоправных деяний [5, с. 121-127].

Следует отметить, что Концепция реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, будучи ведомственным программным документом, конкретизирует основные направления деятельности, а также приоритеты, обозначенные Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

Мировой экономический кризис и пандемия, сопровождаемые геополитическими проблемами, послужили толчком для коренной ломки традиционно устоявшегося подхода к противодействию экономическим и коррупционным преступлениям с использованием специальных сил и средств оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД). Иными словами, сформированная годами модель может в какое-то время давать сбои из-за качественно изменившихся условий, когда негативные факторы начнут оказывать доминирующее влияние на нее. Данное обстоятельство, на наш взгляд, вызывает некоторую тревогу, чтобы не застать врасплох, хотя проблема обновления оперативно-розыскного противодействия в результате декриминализации - ее основанием является недостаточная эффективность некоторых уголовно-правовых норм и отсутствие возможности переломить ситуацию, связанную с ростом преступлений посредством ужесточения уголовно-правовых норм, - экономических составов относительно не нова [6, с. 516-525 ].

Давайте вспомним 2009 год, когда экономический кризис вынудил заговорить о необходимости раз-

работки Концепции модернизации уголовного законодательства в экономической сфере (была представлена как программа действий на будущее) [7]. Существовавшие в то время негативные факторы в сфере реализации уголовного законодательства многими специалистами теории уголовного права были представлены в следующем виде:

1. Такие причины, как коррупция [8], произвол, непрофессионализм, низкое качество уголовного закона. Все это отрицательно сказалось на принятии окончательного решения с применением норм уголовного закона [9, с. 21-26].

2. Существовавший разрыв между количеством зарегистрированных (выявленных) преступлений и направленных уголовных дел в суд для последующего осуждения по ним лиц. Правоохранительные (досудебные) органы, учитывая данное обстоятельство, нередко ограничивались принятием иных мер ответственности (привлечением к административной либо гражданско-правовой ответственности).

3. Излишние издержки государства на уголовное преследование за преступления в сфере экономики, когда его результаты не покрывают произведенные затраты (расходы) [10, с. 60-67]. Иначе говоря, полученные результаты от уголовного судопроизводства оказываются малоэффективными, государство при этом не становится своего рода выгодоприобретателем.

4. Отсутствие оценочных показателей, характеризующих действенность принятых норм уголовного закона по результатам их реального применения.

5. Возникающие трудности при определении степени обеспечения неприкосновенности хозяйствующих субъектов и надежной защиты их собственности от преступных посягательств.

Говоря о факторах, нельзя забывать о том, что они действуют не автономно, а всецело, о чем лишний раз напоминают нам основные философские законы и категории («единство и борьба противоположностей», «переход количества в качество», «причинность и следствие»), использованные нами при выборочном их изучении и анализе, что позволяет тем самым проникнуть в сущность, в частности, в систему негативных факторов. Одновременно мы пытались основной упор делать на диалектику - всеобщий метод познания, и увидели, как они развиваются до сего времени (даже в новых условиях), продолжают воспроизводить все новые и новые себе подобные причины и условия. Вот почему мы решили в рамках настоящей научной статьи высказать свою точку зрения по вопросу оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, совершаемым в сфере реализации национальных проектов (программ), в условиях, когда законодатель активно проводит линию модернизации уголовного закона. Мы исходим из того, что такая проблема, несмотря на принимаемые меры по ее разрешению, до сих пор существует.

Суть затронутой в работе научной проблемы в целом заключается в разрешении существующих противоречий между потребностью теоретико-прикладного осмысления структурно-содержательных элементов оперативно-розыскного противодействия через призму постоянно меняющихся его объектов воздействия в силу декриминализации экономических составов преступлений и низкой эффективностью в новых условиях традиционной модели такого противодействия, не способной в полной мере реализовать ключевые положения уголовной политики в системе оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Данную проблему мы условно разбили на две составляющие: 1) всесторонняя оценка и анализ криминогенной ситуации в сфере предпринимательской деятельности в интересах реализации целей и задач национальных проектов (программ) в условиях дальнейшей декриминализации экономических составов преступлений и поиск на их основе приемлемых путей решения; 2) необходимость выработки современных форм и методов оперативно-розыскного противодействия, отвечающих требованиям сегодняшнего дня.

Возвращаясь к факторам, назовем те из них, которые существенным образом влияют на состояние сохранности бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ). Среди них обратим внимание на следующие:

1. Наличие материальных (финансовых) основ теневого, криминального бизнеса и организованной преступности. Как нам представляется, пока не удалось выкорчевать их корни. Думается, что искусно смешались добропорядочные и недобропорядочные, полукриминальные и криминальные представители бизнеса в интересах получения личных выгод.

2. Активное использование в законной экономической деятельности средств и методов теневой экономики (уклонение от уплаты налогов, неправомерный вывод денежных средств за рубеж, незаконное завладение имущественным комплексом, ценовые сговоры, ограничение доступа на рынок и устранение из него других субъектов экономической деятельности, незаконное предпринимательство и т. п.).

3. Нахождение ряда прибыльных отраслей экономики и их финансово-хозяйственной деятельности под влиянием организованных преступных формирований субъектов. Среди них лесопромышленный, топливно-энергетический комплекс, куда на реконструкцию, перевооружение и замену основных фондов направляются значительные бюджетные и внебюджетные средства.

4. Нецелевое использование бюджетных средств в рамках реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов, а также выделенных на развитие отечественного судостроения, оборонно-промышленного комплекса, авиастроения, модернизацию транспортной системы.

Указанные факторы во многом влияют на дальнейшее развитие преступности экономической и кор-

рупционной направленности. Основными направлениями ее развития (тенденциями) выступают:

- определяющее влияние на ее состояние современной информационной технологии. Глобальное информационное пространство стало объектом ОРД, которое обеспечивает наряду с другими возможностями доступ к мировым информационным ресурсам;

- дальнейшее сращивание организованной экономической преступности с транснациональной, международной преступностью;

- выход нелегального бизнеса в условиях действия моратория на контрольно-проверочную деятельность из тени. Послабление контрольно-надзорной деятельности, на наш взгляд, служит основной предпосылкой для этого;

- использование недобросовестными предпринимателями санкционного давления стран Запада на осуществление нелегальных экспортно-импортных операций (сделок). Некоторая либерализация внешнеэкономической деятельности может оказаться им на руку;

- значительное сужение сферы международного сотрудничества правоохранительных органов в условиях нерешенности геополитических проблем;

- острая потребность в получении на сегодняшний день необходимых сведений посредством активного осуществления оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности, их координации, объединения усилий при решении общегосударственных задач.

При познании закономерностей целесообразно устанавливать корреляционные связи и отношения посредством многофакторного анализа цифровой среды и экономической (коррупционной) преступности и их детерминант.

В целях оптимизации оперативно-розыскного противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности, на наш взгляд, подлежат учету не только уже познанные закономерности, но и те, которые следует еще установить:

- закономерности, отражающие происходящие перемены в сфере предпринимательской деятельности путем целенаправленного проведения государством административных реформ в условиях мирового экономического кризиса. В настоящей работе мы имеем в виду реформу в области принятия уголовно-правовых мер по преступлениям, совершаемым в сфере экономики;

- закономерности, раскрывающие специфические особенности организации и тактики оперативно-розыскного противодействия, учет которых способствует максимальному исключению фактов противоправного давления на бизнес, особенно при проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения, закрепления и фиксации оперативно-значимых данных, содержащих сведения о совершаемых хищениях и иных корыстных преступлениях в сфере предпринимательской деятельности;

- закономерности, сопутствующие сохранению делового климата во взаимоотношениях с добросовестными предпринимателями, высказывающимися о необходимости очищения сферы предпринимательской деятельности от незаконного предпринимательства, вовлечения «грязных» денег в легальный оборот. Нам представляется, что перекрытие каналов и источников их получения - задача первоочередной важности, поскольку наличие в легальном обороте таких средств создает опасность в части увеличения теневого сегмента экономики (финансовая подпитка носит сугубо криминальный характер). Средства, вложенные в экономику, приносят прибыль и тем самым укрепляют «бюджет» организованных преступных структур, которые специализируются на преступном завладении бюджетных денежных средств путем заключения фиктивных договоров с аффилированными коммерческими структурами, имеющими в органах власти и управления коррупционные связи из числа высокопоставленных представителей, ведающих вопросами распределения и освоения бюджетных средств в целях реализации национальных проектов (программ);

- закономерности, связанные с разработкой современного механизма противодействия, предполагающего учет передового зарубежного и отечественного опыта, достижений современной науки и техники [11, с. 122-126], цифровизации экономики [12, с. 146-153];

- закономерности, учитываемые при разработке оперативно-розыскной модели противодействия (документирования) преступлениям экономической направленности, совершаемым представителями организованных преступных формирований с использованием современных информационных технологий. Многолетняя практика убедительно показывает, что используемые ими способы извлечения преступных доходов создают большие трудности в документировании криминальных деяний, результаты которого могли бы в последующем выступать источником доказательств по делу;

- закономерности, связывающие процесс декриминализации экономических составов преступлений с формами и методами оперативно-розыскного противодействия;

- закономерности по обеспечению экономической безопасности сферы реализации национальных проектов (программ), затрагивающие три группы угроз: 1) подрыв экономической (финансовой) основы транснациональных организованных преступных сообществ; 2) отмывание доходов, полученных в результате совершения хищений и нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов (программ); 3) фиктивное банкротство, выведение средств в теневую экономику.

Процесс декриминализации экономических составов преступлений - это лишь одна сторона дела. Важно еще обеспечивать качественную проверку

заявлений и сообщений о таких преступлениях, а также их расследование. Проведенное выборочное изучение затронутой нами проблемы показало, что всесторонняя проверка подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции организуется, как правило, в рамках четырех оперативно-тактических ситуаций, а именно: 1) от «заявления (сообщения) - к проверяемому лицу»; 2) «от лица - к преступлению»; 3) «от преступного события - к лицу»; 4) «от материалов налоговых органов - к преступному событию». Со своей стороны полагаем, что в целях оптимального их разрешения целесообразно разработать оперативно-розыскные методики, в которых предусмотреть алгоритмы действий сотрудников указанных подразделений. Неслучайно Генеральная прокуратура РФ, МВД РФ, Следственный комитет РФ, ФСБ РФ, ФТС РФ приняли совместное указание по усилению надзора и контроля за качественным расследованием уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности [13], сопровождаемым оперативно-розыскным обеспечением со стороны оперативных подразделений полиции.

Автор настоящей работы, принимая во внимание данное обстоятельство, предпринял попытку обобщить основные направления прокурорского надзора и ведомственного контроля со стороны руководителей территориальных органов внутренних дел, предметом которого выступали различные виды деятельности, осуществляемые их подчиненными в предпринимательской сфере.

Острие прокурорского надзора и контроля за ОРД в указанной сфере, на наш взгляд, должно быть направлено:

- на снижение давления на хозяйствующих субъектов (предпринимателей). Глава государства обращает особое внимание на недопустимость фактов давления и ущемления прав указанных субъектов в малом и среднем бизнесе, а также в отношении самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей;

- на своевременное реагирование на факты злоупотребления со стороны недобросовестных должностных лиц правоохранительных органов;

- на необходимость разработки соответствующих ведомственных документов, направленных на упорядочение порядка осуществления мониторинга состояния законности в сфере ОРД, в первую очередь при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, включая ограничивающие конституционные права и свободы проверяемых лиц;

- на усиление контроля по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, сопровождаемым оперативными сотрудниками полиции;

- на недопустимость ими подмены гражданско-правовых споров уголовным преследованиям в целях «устранения конкурентов» (декриминализация экономических составов преступлений, по мнению отдельных исследователей, не решит все накопив-

шиеся проблемы в сфере предпринимательской деятельности, поэтому данный вопрос, на наш взгляд, является дискуссионным);

- на своевременное пресечение фактов несоблюдения требований ст. 90 УПК РФ (преюдициальность судебных решений в части решения вопроса о возбуждении уголовного дела);

- на выявление фактов привлечения к ответственности предпринимателей, расширительно толкуя отдельные положения законодательства с обвинительным уклоном, например, о лицензировании (в соответствии с Федеральным законом от 09.03.2022 № 51-ФЗ возвращен особый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым составам преступлений, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, заключающийся в качестве единственного повода для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям - материалы, которые направлены налоговыми органами);

- на пресечение случаев произвольного избрания и применения мер пресечения, особенно заключения под стражу (ч. 1 ст. 108 УПК РФ), или игнорирования должностными лицами органов предварительного расследования представленных со стороны защиты материалов, оправдывающих предпринимателя;

- на обнаружение фактов необоснованного приостановления производства по уголовному делу, когда предприниматель проходит по нему в качестве обвиняемого и находится под стражей;

- на выявление случаев искусственного приостановления предварительного следствия в отношении недобросовестных предпринимателей с целью полностью «развалить» бизнес. Президент РФ в одном из выступлений отметил, что развал бизнеса одного предпринимателя влечет потерю работы в среднем ста тридцати сотрудников, а это порождает серьезные проблемы для национальной экономики;

- на тщательное рассмотрение жалоб представителей бизнес-сообщества на незаконные действия сотрудников оперативных подразделений полиции, когда имеет место с их стороны административное давление на бизнес;

- на недопущение фактов незаконного и необоснованного уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. Здесь речь идет об уголовно-правовом воздействии на бизнес;

- на отслеживание хода реформирования контрольно-надзорной деятельности государственных органов, нацеленной на упрощение административных процедур для предпринимателей, создание благоприятного делового климата и сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности;

- на соблюдение законодательства о недопустимости привлечения к уголовной ответственности по ст. 210 УК РФ учредителей, руководителей и сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую и иную деятельность и не связаны с профессиональной организованной преступно-

стью. В связи с вышеизложенным, приведем лишь одну цифру из оперативно-следственной практики, а именно около ста дел в отношении бизнесменов возбуждается ежегодно по ст. 210 УК РФ.

Осуществляя надзор и контроль за ОРД, следует искать ответ на вопрос, какая проверка с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов была проведена оперативными подразделениями по сигналам о теневом сегменте предпринимательской деятельности, поскольку объем теневой экономики вышел за пределы 20 трлн руб., по данным Росфин-мониторинга, что составляет около 20 % внутреннего валового продукта России. Правоохранительные органы этот участок работы должны держать под усиленным контролем, требуя от своих работников принятия действенных мер по перекрытию источников и каналов пополнения «теневого» бюджета недобросовестных предпринимателей. При этом они должны нацеливать, в частности, сотрудников оперативных подразделений полиции на необходимость разработки и осуществления комплекса разведывательно-поисковых мер посредством мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети, включая сеть Интернет, в цифровой среде.

Резюмируя вышеизложенное, а также руководствуясь проведенным анализом научных трудов и норм действующего законодательства, представляется необходимым сформулировать основные выводы.

Некоторое осложнение криминальной ситуации, обусловленное противоправными действиями со стороны лидеров и активных членов организованных преступных формирований, выходящими за пределы страны, безусловно, отрицательно сказывается на состоянии защиты экономических интересов добросовестных предпринимателей и их собственности, участвующих в реализации национальных проектов (программ).

На этом фоне прогнозируется дальнейший рост преступлений, связанных с завладением денежных средств, выделяемых из региональных и консолидированного бюджетов средств на указанные цели, а также на борьбу с пандемией и ее последствиями. Существует большая вероятность увеличения числа совершаемых противоправных деяний, связанных с отмыванием денег, мошенничеством в отношении граждан и организаций. Сохраняется большая вероятность легализации (отмывания) доходов, незаконного перемещения средств за рубеж. На фоне нестабильности криминальной ситуации не исключаются попытки финансирования экстремистских и террористических организаций.

Среди приоритетов, создающих соответствующие условия для активизации оперативной работы, продолжают оставаться разработка и внедрение в практические подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции научно обоснованных методических рекомендаций по своевременному выявлению и предупреждению хищений денежных

средств и их нецелевого расходования. Определение на основе изучения и анализа передового опыта пошагового алгоритма действий по документированию завуалированных преступных действий лиц, причастных к их совершению, обеспечению возмещения причиненного материального ущерба.

В интересах своевременного получения оперативно-значимой информации важно силами и средствами оперативных подразделений полиции выстраивать на местах многоуровневую систему отслеживания движения целевых средств.

Список источников

1. Иванов П. И. Концептуальные основы формирования оперативно-розыскной политики: понятие, сущность и содержание // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. 2022. № 2 (63).

2. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 20. Ст. 2902.

3. Об утверждении Концепции реализации в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации: приказ МВД России № 760 от 14 октября 2021 г. (документ официально опубликован не был).

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.

5. Иванов П. И. Криминальные проявления в сфере реализации национальных проектов (программ): меры оперативно-розыскного противодействия // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2022. № 3 (60).

6. Волкова О. В. Реализация уголовной политики путем криминализации и декриминализации отдельных преступных посягательств // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17.

7. Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере, подготовленная на основании поручения Президента Российской Федерации № ПР-3169 от 28 ноября 2009 г.

8. Криминологическая характеристика «откатов» в современной России: монография / под общ. ред. д-ра юрид. наук Р. В. Жубрина. М.: Юрлитинформ, 2016. 248 с.

9. Иванов П. И. Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств // Безопасность бизнеса. 2021. № 2.

10. Иванов П. И. О разработке отечественной системы оперативно-розыскного обеспечения экономической безопасности социально-бюджетной сферы // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51).

11. Чубейко С. В., Довиденко П. Ю. Теневой Интернет как элемент развития информационных технологий и преступности // Философия права. 2021. № 3 (98).

12. Назаренко Г. В. Цифровые технологии как инструмент предотвращения и борьбы с коррупцией в сфере государственного управления // Философия права. 2022. № 3 (102).

13. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности: указание Генеральной прокуратуры РФ № 387/49, МВД РФ № 1/7985, Следственного комитета РФ № 1/218, ФСБ РФ № 23, ФТС № 266-р от 23 июля 2020 г. (документ официально опубликован не был).

References

1. Ivanov P. I. Conceptual bases for the formation of the operational-search policy: concept, essence and content // Bulletin of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2022. No. 2 (63).

2. On the Strategy for the Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2017. No. 20. Art. 2902.

3. On the approval of the Concept for the implementation in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the state policy to ensure the economic security of the Russian Federation: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 760 dated October 14, 2021 (the document was not officially published).

4. On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. No. 20. Art. 2817.

5. Ivanov P. I. Criminal manifestations in the implementation of national projects (programs): measures of operational-search countermeasures // Bulletin of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 3 (60).

6. Volkova O. V. Implementation of criminal policy through criminalization and decriminalization of individual criminal attacks // Issues of Russian justice. 2022. No. 17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. The concept of modernization of criminal legislation in the economic sphere, prepared on the basis of the order of the President of the Russian Federation No. PR-3169 dated November 28, 2009.

8. Criminological characteristics of «kickbacks» in modern Russia: monograph / ed. ed. Dr. jurid. Sciences R. V. Zhubrin. M. Yurlitinform, 2016. 248 p.

9. Ivanov P. I. On ensuring the protection of the rights and legitimate interests of persons engaged in

entrepreneurial activity from criminal encroachments // Business Security. 2021. No. 2.

10. Ivanov P. I. On the development of the domestic system of operational-search support for the economic security of the social and budgetary sphere // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 3 (51).

11. Chubeiko S. V., Dovidenko P. Yu. Shadow Internet as an element of the development of information technology and crime // Philosophy of Law. 2021. No. 3 (98).

12. Nazarenko G. V. Digital technologies as a tool for preventing and combating corruption in public administration // Philosophy of Law. 2022. No. 3 (102).

13. On strengthening prosecutorial supervision and departmental control over bodies engaged in operational-search activities, inquiry and preliminary investigation in criminal cases on crimes in the field of entrepreneurial activity: instruction of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation No. 387/49, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation No. 1/7985, the Investigative Committee RF No. 1/218, Federal Security Service of the Russian Federation No. 23, Federal Customs Service No. 266-r dated July 23, 2020 (the document has not been officially published).

Сведения об авторе

Иванов Петр Иванович - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заслуженный юрист Чувашской Республики, заслуженный профессор Академии управления МВД России

Information about the author

Ivanov Pyotr I. - Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation, Honored lawyer of the Chuvash Republic, Honored Professor of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Статья поступила в редакцию 19.10.2022; одобрена после рецензирования 01.11.2022; принята к публикации 20.03.2023

The article was submitted 19.10.2022; approved after reviewing 01.11.2022; accepted for publication 20.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.