Научная статья на тему 'Оперативно-разыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями'

Оперативно-разыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1077
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ЗАКОН / LAW / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / КОАП / ADMINISTRATIVE CODE / МВД / ОРД / ОРМ / ОВД / ОРГАНИЗОВАННЫЙ / ORGANIZED / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIMES / ПРАВО / ПОЛИЦИЯ / POLICE / РОССИЯ / RUSSIA / СОГ / УПК РФ / CRIMINAL PROCEDURE CODE / MINISTRY FOR INTERNAL AFFAIRS / OPERATIVE-SEARCH ACTIVITY / INTERNAL AFFAIRS AGENCY / INVESTIGATION GROUP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торопин Ю. В., Васильев Ф. П.

В статье рассматривается актуальный вопрос о наличии в системе власти (надзора) такого явления, как коррупция, а также и других видов экономических правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Торопин Ю. В., Васильев Ф. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operative-Search Support of Internal Affairs Agencies to counteract Economic and Corruption Crimes

The paper considers the actual issue of corruption and other economic crimes in the system of state supervisory bodies.

Текст научной работы на тему «Оперативно-разыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями»

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

70

Ю.В. ТОРОПИН,

первый заместитель начальника, кандидат юридических наук

Ф.П. ВАСИЛЬЕВ,

доцент кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,

доктор юридических наук (Академия управления МВД России)

Оперативно-разыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями

В статье рассматривается актуальный вопрос о наличии в системе власти (надзора) такого явления, как коррупция, а также и некоторых видов экономических правонарушений.

Безопасность, государство, закон, коррупция, КоАП, МВД, ОРД, ОРМ, ОВД, преступления, право, полиция, Россия, СОГ, УПК РФ.

Вопросы пресечения правонарушений в сфере экономики всегда являлись актуальными. Приоритетное значение уделено им в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г., в котором, в частности, отмечается, что особого внимания требует система контроля надзорных органов. В надзорных структурах, по разным подсчетам, занято около 1 млн человек, в связи с чем Президент России поручил Правительству внести предложения по изменению самих принципов работы контрольных органов. При этом он отметил, что контроль — это, безусловно, важнейшая функция государства, но неприемлемо, когда показателем деятельности контрольных органов служит не результат, а количество проверок, классическая палочная система. Параллельно необходимо ввести публичную отчетность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также — о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах для отчета о ее целесообразности. Одновременно необходимо продолжить наступление на коррупцию, которая уничтожает ресурс национального развития. Указав направления, нуждающиеся в дальнейшем совершенствовании, Президент России особо подчеркнул, что ни одна бизнес-структура не должна пользоваться привилегиями от близости к исполнительной, законодательной или судебной власти, причем любого уровня [11].

Отметим, что эти и другие меры и требования правоохранительные органы, и в частности, органы внутренних дел МВД России, не могут реализовывать без проведения оперативно-разыскных мероприятий, осуществления оперативно-разыскной деятельности.

Ныне существующие методы борьбы подразделений МВД России с экономическими преступлениями невозможно осуществлять вне взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств-членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность в усеченном объеме [8]. Только объединив усилия, удается успешно решать поставленные задачи по противодействию коррупции.

Скрытно совершаемым преступлениям в сфере экономики трудно противопоставить в силу вышеуказанных обстоятельств одни лишь гласно осуществляемые меры противодействия. Такой подход не дает желаемого результата. Проведенный анализ практики борьбы с организованными экономическими преступлениями позволяет утверждать, что сотрудники полиции (соответствующих подразделений органов внутренних дел), опирающиеся только на принятие уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и криминалистических мер, не в состоянии адекватно реагировать на противоправные деяния, совершаемые в сфере экономики. Причиной тому служат существующие в управленческой деятельности просчеты, связанные с практической реализацией принципа сочетания гласных и негласных начал.

Следует заметить, что ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2] создает необходимые предпосылки для превращения оперативно-разыскной деятельности в государственно-правовую форму борьбы с преступления-

ми в сфере экономики. Данный вид деятельности стал легитимным и способствует обеспечению экономической безопасности России.

МВД России, принимая меры по декриминализации экономики, в своей повседневной работе активно использует оперативно-разыскные силы, средства, методы, формы и мероприятия [10]. Так, в прошлом году было выявлено 155,4 тыс. преступлений экономической направленности, следствие по которым обязательно (из них 146,6 тыс. были выявлены органами внутренних дел). Из общего числа выявленных указанных видов преступлений 35 тыс. были совершены в крупном и особо крупном размере. За январь—декабрь 2012 г. было раскрыто 9,6 тыс. преступлений, совершенных группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, 6,4 тыс. — в составе организованной группы либо преступного сообщества. Размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил 141,8 млрд руб., обеспечено возмещение ущерба на сумму более 67,8 млрд руб. За указанный период было выявлено 41,2 тыс. лиц, совершивших преступления в сфере экономики, к уголовной ответственности было привлечено 31,8 тыс. лиц.

Из приведенных данных видно, что наблюдается некоторое снижение общего количества зарегистрированных преступлений. Такое положение дел, на наш взгляд, можно объяснить теми изменениями, которые вносились в уголовное, уголовно-процессуальное и налоговое законодательство.

Анализ результатов деятельности, в частности, подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК), свидетельствует о том, что некоторое распространение получили факты взяточничества и злоупотреблений должностными полномочиями в государственных властных структурах, криминализированы процессы приватизации собственности, внешнеэкономическая и социальная сферы, топливно-энергетический комплекс, потребительский рынок. К сожалению, продолжает оставаться сложной криминогенная ситуация в оборонно-промышленном комплексе, машиностроении, авиационной промышленности, сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также транспорта.

Масштабы коррупционных проявлений наиболее отчетливо проявляются при реализации должностными лицами федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления полномочий в сфере распределения бюджетных денежных средств при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, совершении операций с земельными участками, находящимися в федеральной и муниципальной собственности, а также в сфере

негосударственного регулирования экономической деятельности. При этом характерно то, что данные преступления нередко совершаются в составе групп лиц по предварительному сговору или организованных групп [12].

Исходя из криминологической обстановки в сфере экономики, МВД России перед территориальными органами внутренних дел и их подразделениями ЭБиПК на ближайшую перспективу были поставлены следующие основные задачи:

— выявление и пресечение фактов хищений и неправомерного использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию инфраструктурных проектов, в первую очередь, — при подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр, XI Пара-лимпийских зимних игр, которые пройдут в 2014 г. в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани;

— оказание эффективного противодействия проявлениям коррупции и организованной преступности, прежде всего при проведении процедуры приватизации объектов федеральной собственности, заключении госконтрактов в сферах медицины, ЖКХ, строительства и образования. При этом особое внимание обращается на выявление и пресечение наиболее значимых системных коррупционных деяний, совершаемых высокопоставленными чиновниками с широким кругом полномочий;

— своевременное выявление и пресечение фактов незаконного ввоза товаров на территорию России, в том числе контрафактных. Не принятие действенных мер, как показывает практика, ведет к росту теневых доходов организованных преступных формирований, контролирующих незаконные экспортно-импортные операции [9].

Успешное решение указанных задач немыслимо без разработки и проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 6 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2].

Практика деятельности подразделений ЭБиПК показывает, что проведение вышеназванных мероприятий в целях решения поставленных задач имеет большое преимущество по сравнению с иными мерами, осуществляемыми на гласной основе. При этом к достоинствам оперативно-разыскных мероприятий прежде всего следует отнести:

— добывание первичной информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния в сфере экономики, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших1.

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

71

1 Приведены данные ФКУ «ГИАЦ МВД России» (ф. 5 БЭП).

S н и о X

л

<

и н к

:'5

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

м

<

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве примера из практики можно привести следующий: по результатам проведения оперативно-разыскных мероприятий сотрудникам подразделений ЭБиПК ГУ МВД России по ЮФО удалось задержать организатора изготовления поддельных денежных купюр и активных участников организованной преступной группы, а также — изъять оборудование, на котором изготавливались фальсификаты, и сами поддельные купюры достоинством в 1000 руб. на сумму свыше 2,5 млн руб.; допущение проведения на стадии дослед-ственной проверки оперативно--разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина (на тайну переписки, телефонные переговоры, почтовые, телеграфные и иные сообщения, передаваемые по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища) при наличии информации о совершении преступлений средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления экономической и коррупционной направленности;

возможность создания и использования информационных систем в целях сбора, анализа, систематизации, обобщения и хранения сведений о фактах, обстоятельствах, лицах, событиях, представляющих интерес для оперативных подразделений системы МВД России, включая противоправные деяния в сфере экономики;

заведение, при наличии оснований, предусмотренных пп. 1—6 ч. 1 ст. 7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], дел оперативного учета. Законодатель тем самым предоставляет возможность документирования оперативно-разыскной деятельности. Трудно представить случаи изобличения организаторов и активных участников организованных преступных групп без предварительного осуществления документирования, только посредством разработки и проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий. Например, сотрудники УЭБиПК ГУ МВД России по Нижегородской области таким путем разоблачили организованную преступную группу, которая совершала хищения денежных средств с депозитного счета службы судебных приставов г. Нижнего Новгорода УФССП по Нижегородской области. Действиями преступников причинен материальный ущерб в размере 5 млн руб.; использование результатов оперативно-разыскной деятельности в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, а также при доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими собирание, проверку

и оценку доказательств. Иными словами, получение результатов оперативно-разыскных действий — это не самоцель, а создание необходимых условий для использования их результатов при подготовке и осуществлении следственных и судебных действий в целях обнаружения и закрепления фактических данных о совершенных противоправных деяниях экономической и коррупционной направленности и лицах, к ним причастных;

— отнесение сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-разыскных мероприятиях силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности к государственной тайне. Их рассекречивание допускается только на основании постановления руководителя органа внутренних дел.

Вместе с тем оперативно-разыскная деятельность преимущественно осуществляется в отношении лиц, совершающих в организованной форме тяжкие и особо тяжкие преступления в сфере экономики (в частности, коррупционные деяния). При этом они всячески пытаются завуалировать свои противоправные действия, одновременно принимая меры, направленные на получение данных, которыми располагают правоохранительные органы в отношении них.

Принимая во внимание данное обстоятельство, законодатель предусмотрел и систему защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Преимущества и достоинства ее осуществления в интересах своевременного выявления, предупреждения и раскрытия экономических преступлений и преступлений коррупционной направленности определяются не только указанными выше обстоятельствами, но и иными, к числу которых, в частности, относятся следующие:

— предоставленная ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» возможность устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе оперативным подразделениям органов внутренних дел, в частности, ЭБиПК. Проведенный нами выборочный анализ практики убедительно показывает, что объективная необходимость предоставления такого права, например, сотрудникам ЭБиПК, реально существует, и это представляется важным, поскольку экономические преступления часто совершаются в организованной форме тайно, кругом лиц, куда посторонних без тщательной проверки не допускают. Заранее строго распределенные роли по стадиям технологического процесса для каждого члена группы (подго-

товка и непосредственное совершение преступления — изъятие бюджетных денежных средств, их легализация, получение прибыли, ее распределение) не предусматривает привлечение сторонних лиц. Чтобы каждое звено единой цепи сработало по заранее разработанному сценарию реализации преступного умысла, организатор группы осуществляет строгий контроль, привлекая для этого службу безопасности. Документирование преступных действий намного облегчается, если установлено сотрудничество с отдельными членами группы; — создание предприятий и организаций подразделениями ЭБиПК для своевременного получения и закрепления сведений о совершаемых криминально активными лицами преступлениях экономической и коррупционной направленности. Подобного рода организации, имеющие статус юридического лица, создаются исключительно в интересах выявления и раскрытия тяжких и особо тяжких видов указанных преступлений.

Как видим, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» предоставляет определенные права (обязанности) в целях своевременного выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых группой лиц или группой лиц по предварительному сговору, в составе организованной группы либо преступного сообщества. Оперативно-разыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел и их подразделений ЭБиПК стало одной из основных функций в решении задач, поставленных перед ними в рассматриваемой сфере деятельности.

Отметим, что Министр возлагает обязанности на право проведения оперативно-разыскных мероприятий и оперативно-разыскной деятельности в основном на конкретные подразделения, согласно приказу МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» [8].

Вместе с тем недопустимо утверждать, что экономическая безопасность России обеспечивается только подразделениями ЭБиПК, поскольку она требует комплексного подхода и рассмотрения в широком смысле. Так, любые результаты оперативно-разыскных мероприятий и оперативно-разыскной деятельности требуют в последующем проведения дополнительных следственных действий сотрудниками

следственных подразделений (Следственного департамента МВД России, СК РФ), дознания. Нельзя не учитывать роли следственных оперативных групп (СОГ) в борьбе с экономическими преступлениями, а также проведении профилактической работы (предупредительной) противоправных деяний сотрудников полиции следующих подразделений: ГИБДД, вневедомственной охраны полиции (ВОП), УУП, дежурной части и др.

Кроме того, практика позволяет утверждать, что экономические правонарушения в основном начинаются с административных правонарушений, которые предусмотрены нормами КоАП РФ, а также федеральными законами, а именно:

— О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300Л [7];

— О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ [3];

— О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2013 г.) [4];

— Налоговый кодекс РФ (ч. 1 от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и ч. 2 от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 5 апреля 2013 г.)) [1] и др.

В реализации вышеназванных законов принимают участие сотрудники полиции названных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.

Вместе с тем правоохранительным органам (в том числе налоговым, финансовым и др.), имеющим отношение к контролю и надзору за предпринимательской деятельностью, в ближайшее время следует разрешить вопросы о порядке взаимодействия с вновь созданными согласно Федеральному закону РФ от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» субъектами — Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах России [5].

Полагаем, что вопросы обеспечения экономической безопасности России в настоящее время требуют совершенствования не только в области правовых механизмов, но и в сфере взаимодействия с субъектами, регулирующими экономическую политику стран [6].

S н и о X

л

<

и н к

:|5

о X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

к S а

О и н

73

к s

а

О ы н

Список литературы

S н и о X

л

<

и н

К

:|S

0 X

Л

<

и н S

1

<

а

X О О

са <

а

С

<

а s н

bS

<

а С

1. 2.

3.

4.

5.

6.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон РФ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (с изм. и доп. от 4 марта 2013 г.) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2013 г.) // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ // Рос. газ. 2013. 13 мая. О Национальном плане противодействия коррупции на 2012—2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 // СПС КонсультантПлюс.

7. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300—I (с изм. и доп. от 28 июля 2012 г.) // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992 г. № 15. Ст. 766.

8. О некоторых вопросах организации оперативно-разыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608.

9. План по противодействию коррупции на 2012—2013 годы: распоряжение МВД России от 14 мая 2012 г. № 1/3789.

10. Васильев Ф.П., Наливайко С.В. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности России // Вестник Чебоксарского филиала НОУ ВПО «Академия права и управления» (институт). Чебоксары, 2009. Вып. 4.

11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Рос. газ. 2012. 13 дек.

12. Информационно-справочные материалы об итогах оперативно-служебной деятельности ГУЭБиПК МВД России за 2012 г. URL: http: mvd.ru (дата обращения: 12.03.2013 г.).

E-mail: [email protected]

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.