Научная статья на тему 'Выявление и раскрытие преступлений, предусмотренных статьей 291. 2 УК РФ, совершаемых должностными лицами органов внутренних дел: оперативно-разыскной аспект'

Выявление и раскрытие преступлений, предусмотренных статьей 291. 2 УК РФ, совершаемых должностными лицами органов внутренних дел: оперативно-разыскной аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1686
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ ВЗЯТКА / КОРРУПЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BRIBE / CORRUPTION / INTERNAL AFFAIRS BODIES / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIONS / OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Красовский Артем Валерьевич

Рассмотрена новая уголовно-правовая норма, введенная Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 324-ФЭ, «Мелкое взяточничество» с точки зрения ее выявления и раскрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The identification and disclosure of crimes provided for by article 291.2 of the Criminal code, committed by officials of internal affairs bodies: оperational-investigative aspect

Considered the new criminal-legal provision introduced by Federal law of July 3, 2016, № 324-FZ «Petty corruption» from the point of view of detection and disclosure.

Текст научной работы на тему «Выявление и раскрытие преступлений, предусмотренных статьей 291. 2 УК РФ, совершаемых должностными лицами органов внутренних дел: оперативно-разыскной аспект»

УДК 343

Красовский Артем Валерьевич Krasovskiy Artem V.

адъюнкт адъюнктуры Нижегородской академии МВД России; сотрудник ОРЧ (собственной безопасности)

ГУ МВД России по Нижегородской области (603950, Нижний Новгород, ул. Горького, 71)

postgraduate student of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia; employee ORC (own protection)

GU MVD of Russia in Nizhny Novgorod region (71 Gorky st., Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Выявление и раскрытие преступлений, предусмотренных статьей 291.2 УК РФ, совершаемых должностными лицами органов внутренних дел: оперативно-разыскной аспект

The identification and disclosure of crimes provided for by article 291.2 of the Criminal code, committed by officials of internal affairs bodies: оperational-investigative aspect

Рассмотрена новая уголовно-правовая норма, введенная Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 324-Ф3, «Мелкое взяточничество» с точки зрения ее выявления и раскрытия.

Ключевые слова: мелкая взятка, коррупция, органы внутренних дел, коррупционные правонарушения, оперативно-разыскные мероприятия, оперативно-разыскная деятельность.

Considered the new criminal-legal provision introduced by Federal law of July 3, 2016, № 324-FZ «Petty corruption» from the point of view of detection and disclosure.

Keywords: bribe, corruption, internal affairs bodies, corruption, operational-investigative actions, operational-investigative activity.

Развитие уголовного законодательства Российской Федерации с 2010 года движется по пути гуманизации, то есть смягчения санкций по некоторым составам преступлений. Начало этого процесса было связано со снижением санкций за совершение преступлений в экономической сфере. И в настоящий период времени такие процессы гуманизации уголовного законодательства Российской Федерации не прекращаются. Так, например, с введением Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 324-Ф3 в действующий УК РФ статьи 291.2 законодатель, кроме уголовного наказания за мелкое взяточничество, в примечании к данной статье предусмотрел и те обстоятельства, при которых лицо, совершившее это преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности [1]. Безусловно, процессы гуманизации отдельных уголовно-правовых норм закона обусловлены развитием экономики страны в сложный и неоднозначный период, улучшением социальной

политики государства. В этих условиях суды руководствуются принципами справедливости и разумности назначаемых наказаний за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, тем самым проводится линия профилактики преступлений указанных категорий. В то же время следует учитывать, что и экономические, и коррупционные преступления относятся к категории латентных, а потому в большинстве случаев могут быть выявлены только с использованием средств и методов оперативно-разыскной деятельности.

В этой связи рассмотрим новую уголовно-правовую норму, предусмотренную статьей 291.2 УК РФ, с точки зрения ее выявления и раскрытия.

Прежде всего, необходимо определиться с перечнем тех оперативных подразделений органов внутренних дел, которые преимущественно осуществляют государственные функции по противостоянию мелкому взя-

точничеству, и с перечнем основных средств, применяемых в ходе оперативно-разыскной деятельности для выявления и раскрытия указанных уголовно-правовых деяний. Отвечая на первый вопрос, следует сказать, что к числу субъектов ОРД ОВД, занимающихся непосредственно выявлением и раскрытием мелкого взяточничества, в настоящее время относятся подразделения ЭБиПК и собственной безопасности МВД России.

Для того чтобы ответить на второй вопрос — о перечне основных средств, применяемых в ходе оперативно-разыскной деятельности для выявления и раскрытия указанных уголовно-правовых деяний, обратимся к некоторым результатам проведенного нами исследования. Так, в сентябре 2016 года в результате проведенного нами анкетирования и интервьюирования [2] было установлено, что выявление и раскрытие взяточничества, а также установление причастных к нему лиц в большинстве случаев осуществляется путем проведения таких оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ), как «оперативный эксперимент» и «прослушивание телефонных переговоров».

Однако проведение указанных ОРМ законом допускается не во всех случаях. В частности, законодатель в части 4 и части 8 статьи 8 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [3] (ФЗ об ОРД) четко закрепил обязательные условия проведения оперативно-разыскных мероприятий «прослушивание телефонных переговоров» и «оперативный эксперимент», допустив их осуществление только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

Другими словами, существует законодательно установленный запрет на проведение таких мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений небольшой тяжести, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Это обстоятельство как минимум значительно снижает применение оперативно-разыскных средств как правового инструментария, а как максимум фактически лишает органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, к числу которых относятся и подразделения собственной безопасности МВД России, действенного механизма борьбы с так называемой «бытовой

коррупцией», к которой относится преступление, предусмотренное статьей 291.2 УК РФ.

Следующей немаловажной проблемой подразделений собственной безопасности МВД России, решающих оперативно-разыскные задачи по выявлению и раскрытию преступлений, предусмотренных статьей 291.2 УК РФ, на наш взгляд, является определенная законодателем подследственность расследования преступлений указанной категории (п. 1 ч. 3 ст. 151 УК РФ). Например, согласно поправкам, внесенным законодателем в статью 151 УПК РФ, при получении результатов оперативно-разыскной деятельности, которые могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника органов внутренних дел по статье 291.2 УК РФ, подразделения собственной безопасности МВД России должны представить такие результаты оперативно-разыскной деятельности в территориальный орган МВД России в установленном законом порядке [4].

Но, по нашему мнению, принятое законодателем решение о наделении дознавателей органов внутренних дел полномочиями возбуждения уголовного дела по статье 291.2 УК РФ в отношении сотрудника полиции и его расследования нуждается в дополнительной проработке. Принимая во внимание данные обстоятельства, мы считаем, что возбуждение уголовного дела в отношении сотрудников полиции, в том числе по статье 291.2 УК РФ, и его расследование должны осуществлять следователи СК РФ.

В этой связи приведем пример из практики ОРЧ (собственной безопасности) ГУ МВД России по Нижегородской области. Так, в августе 2016 года в результате проведенных оперативно-разыскных мероприятий были получены результаты оперативно-разыскной деятельности, могущие служить основанием для возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников ГИБДД Б., М. и В. по признакам состава преступления, предусмотренного пунктом «а» части 5 статьи 290 УК РФ. Добытые результаты оперативно-разыскной деятельности были представлены в следственные органы в установленном законом порядке для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Однако, рассмотрев представленные материалы, следствие пришло к выводу, что в них содержатся признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 291.2 УК РФ.

Одновременно с этим в порядке взаимодействия у прокурора района было инициировано межведомственное совещание, на котором

прокурор поддержал предложение сотрудников собственной безопасности МВД России и в рамках своих полномочий определил подследственность следователю следственного отдела СК РФ (ч. 8 ст. 151 УК РФ).

Как показывает практика, не менее серьезной проблемой, возникающей у оперативных сотрудников подразделений собственной безопасности МВД России при выявлении и раскрытии фактов взяточничества со стороны сотрудников органов внутренних дел, является отсутствие законодательного стимулирования, мотивирующего граждан на сообщение о фактах коррупции в правоохранительные органы.

Одним из детерминантов такого виктимно-го (предрасполагающего к чему-то) поведения граждан является опасение мести со стороны коллег «сотрудника-оборотня». Другим же фактором, оказывающим влияние на принятие гражданами решения о передаче в правоохранительные органы сведений об известных им случаях коррупции, мы считаем несовершенство законодательных норм, позволяющих освобождать лицо, являющееся правонарушителем, от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Уголовно-правовые нормы, позволяющие изменить ситуацию в части, касающейся стимулирования граждан на сообщение в правоохранительные органы о фактах проявления коррупции, были представлены до 3 июля 2016 года в виде примечаний к статьям 291 и 291.1 УК РФ. Не стала исключением и статья 291.2 УК РФ, в которой имеется аналогичное примечание.

Однако в соответствии с примечаниями к данным статьям УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное указанными статьями, освобождается только от уголовной ответственности, если такое лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Другими словами, гражданин, дающий взятку должностному лицу за то, чтобы он не привлекался к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности за совершенное им правонарушение или проступок, не освобождается от административной или дисциплинарной ответственности. По нашему мнению, обозначенная нами проблема также затрудняет выявление и раскрытие преступлений, предусмотренных статьей 291.2 УК РФ, и

как следствие повышает уровень латентности мелкого взяточничества.

Полагаем, что проанализированные нами уголовно-правовые нормы, принятые законодателем в сфере борьбы с бытовой коррупцией, позволяют сделать следующие выводы.

1. Дополнив главу 30 УК РФ статьей 291.2 УК РФ, законодатель дал определение мелкому взяточничеству, совершаемому, как правило, в процессе повседневного взаимодействия граждан с сотрудниками ГИБДД, врачами, педагогами и другими, что указывает на развитие законотворчества и реализацию мер, направленных на снижение бытовой коррупции [5, подп. 3 п. 1]. Наряду с этим, с нашей точки зрения, следует констатировать существование низкого уровня правоприменительного механизма противодействия данному уголовно наказуемому деянию.

2. В настоящее время механизм взаимодействия уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-разыскного законодательства в сфере борьбы с коррупцией недостаточно проработан, что, по нашему мнению, существенно способствует снижению эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению и раскрытию уголовно наказуемых деяний в сфере борьбы с коррупцией.

3. Получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, совершенное сотрудником органов внутренних дел, является по сути своей должностным преступлением с высоким уровнем латентности и в связи с этим относится к одним из наиболее сложных уголовно наказуемых деяний с точки зрения выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия, а также установления лиц, его подготавливающих, совершающих или совершивших, в связи с чем наличие таких ситуаций требует от всех заинтересованных лиц системной, слаженной работы, вне зависимости от размера взятки.

Сделанные выводы еще раз подчеркивают назревшую необходимость внесения существенных изменений в действующее оперативно-разыскное законодательство.

Данную точку зрения разделяют не только практики, но и ученые, среди которых можно назвать профессора В.Ф. Луговика, который, понимая проблемы оперативно-разыскного законодательства, в 2015 году предложил проект Оперативно-разыскного кодекса [6].

Вместе с этим, мы разделяем и точку зрения В.И. Зажицкого, который, несмотря на указанные им отдельные существенные пробелы проекта Оперативно-разыскного кодекса, разработанного профессором В.Ф. Луговиком, справедли-

во подметил ряд новелл, сформулированных в кодексе, имеющих положительное значение в развитии оперативно-разыскной науки и потому могущих использоваться при разработке нового оперативно-разыскного закона [7].

Со своей стороны, обобщая мнение В.И. За-жицкого, В.Ф. Луговика и других ученых, отметим, что разработка нового оперативно-разыскного закона должна осуществляться в тесном взаимодействии научного сообщества с практическими сотрудниками, осуществляющими правоприменение уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-разыскного законодательства. По нашему мнению, такой подход будет способствовать повышению уровня борьбы не только с коррупционными преступлениями, но и эффективности работы правоохранительных органов в целом.

В качестве заключения по результатам анализа поднятых в настоящей статье проблем в разрезе оперативно-разыскного аспекта решения задач по выявлению и раскрытию преступлений, предусмотренных статьей 291.2 УК РФ и совершаемых должностными лицами органов внутренних дел, сформулируем следующие выводы и предложения.

1. В настоящее время назрела необходимость разработки нового оперативно-разыскного закона, который должен учитывать специфику деятельности оперативных подразделений, осуществляющих выявление и раскрытие коррупционных преступлений.

2. Дополнить примечания к статьям 291 и 291.2 УК РФ следующими словами: «а также освобождается от административной и дисциплинарной ответственности».

3. При тесном взаимодействии научного сообщества с практическими сотрудниками, осуществляющими правоприменение уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-разыскного законодательства, необходимо устранить и доработать обозначенные нами проблемы выявления и раскрытия мелкого взяточничества.

4. Системная работа всех заинтересованных ведомств должна быть ориентирована прежде всего не на выявление и раскрытие фактов взяточничества, а на минимизацию и искоренение любых проявлений и форм коррупции в деятельности всех должностных лиц без исключения, среди которых особенно необходимо отметить недопустимость коррупционных проявлений в правоохранительной и судебной системе.

И последнее. Достижение и выполнение обозначенных нами направлений будет способствовать повышению уровня профессио-

нализма и эффективности выполнения задач, стоящих перед сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел.

Примечания

1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 3 февраля 2016 г № 325-Ф3 // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 16.09.2016).

2. Исследование проводилось путем анкетирования и интервьюирования 7 руководителей и 18 оперативных сотрудников подразделений собственной безопасности МВД России, прибывших в г Домодедово Московской области из 25 субъектов Российской Федерации на курсы повышения квалификации, организованные на базе ВИПК МВД России.

3. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.09.2016).

4. Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: приказ МВД, МО, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН, ФСКН, СК Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.09.2016).

5. О национальном плане противодействия коррупции на 2016—2017 годы: указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 174 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.09.2016).

6. Луговик В.Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации (авторский проект федерального закона) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 1 (31). С. 109—135.

7. Зажицкий В.И. О проекте Оперативно-разыскного кодекса Российской Федерации // Российская юстиция. 2016. № 3.

Notes

1. On amendments to the criminal code of the Russian Federation and the Criminal procedural code of the Russian Federation: the Federal law from 03.07.2016 № 325-FZ // ATP «ConsultantPlus» (date accessed: 16.09.2016).

2. The study was conducted by questionnaire and interview 7 managers and 18 operational staff of divisions of own safety of the MIA of Russia, who arrived in Domodedovo, Moscow region from 25 constituent entities of the Russian Federation for a refresher course organized on the basis of the All-Russian institute of advanced training of MIA of Russia.

3. ATP «ConsultantPlus» (date accessed: 16.09.2016).

4. On approval of the instruction about the order of representation of results operatively-search activity the body of inquiry, investigator or the court: order of the

Ministry of internal affairs, the Ministry of defence, FSB, FSO, Federal customs service, the Foreign intelligence service, the Federal penitentiary service, Federal drug control service, Investigative committee of the Russian Federation of 27 September 2013 № 776/703/509/507 /1820/42/535/398/68 // ATP «ConsultantPlus» (date accessed: 16.09.2016).

5. About the national anti-corruption plan for 2016— 2017: the decree of the President of the Russian Fe-

deration from 01.04.2016 № 174 // ATP «Consultant-Plus» (date accessed: 16.09.2016).

6. Lugovik V.F. An Investigative code of the Russian Federation (author's draft of the federal law) // Legal science and law enforcement practice. 2015. № 1 (31). P. 109—135.

7. Zazhytcky V.I. On the project of an investigative code of the Russian Federation // Russian justice. 2016. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.