Научная статья на тему 'Противодействие мелкому взяточничеству как составная часть борьбы с коррупцией'

Противодействие мелкому взяточничеству как составная часть борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЫТОВАЯ КОРРУПЦИЯ / МЕЛКОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / НЕЗАКОННОЕ ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПОДСТРЕКАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / DOMESTIC CORRUPTION / PETTY BRIBERY / ILLEGAL MONETARY REWARD / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / INCITEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сизов Владимир Александрович

Актуальность и цели. Бытовая коррупция является наиболее распространенной формой коррупции. В связи с внесенными в 2016 г. изменениями в УК РФ при выявлении фактов взяточничества у правоохранительных органов возникли проблемы, обусловленные несовершенством действующего законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность. В статье рассматривается проблема правоприменения и толкования новой введённой нормы в УК РФ. До настоящего времени так и не нашел своего решения вопрос криминализации посредничества в мелком взяточничестве. Указанные пробелы не позволяют проводить соответствующие оперативно-розыскные мероприятия, что зачастую является единственным способом выявления и раскрытия фактов взяточничества, а также приводят к спорным ситуациям при определении правомерности проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами. Материалы и методы. В статье проанализированы изменения, внесенные в УК и УПК РФ федеральным законом от 3 июля 2016 г. №324-ФЗ, вступившим в силу с 15 июля 2016 г., а также статистические данные УМВД России по Пензенской области по преступлениям, предусмотренным ст. 290, 291, 291.2 УК РФ. Результаты. Анализ следственной и судебной практики свидетельствует о том, что имеется прямая зависимость между размером взятки и количеством совершаемых преступлений. Подавляющее большинство взяток это взятки, размер которых не превышает 10 тыс. рублей. Приведенные в статье статистические данные подтверждают, что фактически введенные изменения в Уголовный кодекс РФ выделяют мелкое взяточничество в отдельную категорию преступлений, однако не предусматривают, каким образом и какие именно подразделения правоохранительных органов должны заниматься борьбой с ними, что фактически приводит к безнаказанности за мелкое взяточничество. Данные обстоятельства усложняют задачу противодействия коррупции и негативно влияют на эффективность и результативность деятельности правоохранительных органов по пресечению взяточничества. Выводы. Изменения, внесенные в уголовное законодательство в части ответственности за взяточничество, не в полной мере удовлетворяют потребностям правоохранительных органов для эффективного противодействия коррупции. Необходимо рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности за посредничество в мелком взяточничестве, а также законодательно закрепить какие именно подразделения правоохранительных органов должны отвечать за противодействие бытовой коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING PETTY BRIBERY AS PART OF THE FIGHT AGAINST CORRUPTION

Relevance and objectives. Domestic corruption is the most common form of corruption. In connection with the amendments made in 2016 to the criminal code in identifying, the facts of bribery in law enforcement agencies have problems due to the imperfection of the current legislation governing the investigative activities. The article deals with the problem of law enforcement and interpretation of the new introduced norm in the criminal code of the Russian Federation. To date, the issue of criminalization of mediation in petty bribery has not been resolved. These gaps do not allow for appropriate operational-search activities, which is often the only way to identify and disclose bribery, as well as lead to disputes in determining the legality of operational-search activities by law enforcement agencies. Materials and methods. The article analyses the changes made to the criminal code and the code of criminal procedure by the Federal law of July 3, 2016 № 324-FZ, which entered into force on July 15, 2016, as well as the statistics of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Penza region for crimes under Art. 290, 291, 291.2 of the criminal code. Results. Analysis of investigative and judicial practice shows that there is a direct relationship between the size of the bribe and the number of crimes committed. The vast majority of bribes are bribes, the amount of which does not exceed 10 000 rubles. The statistical data presented in the article confirm that the actually introduced changes to the criminal code of the Russian Federation distinguish petty bribery as a separate category of crimes, but do not provide how and what kind of law enforcement agencies should deal with them, which actually leads to impunity for petty bribery. These circumstances complicate the task of combating corruption and have a negative impact on the effectiveness and efficiency of law enforcement agencies in combating bribery. Summary. The changes made to the criminal law in terms of liability for bribery do not fully meet the needs of law enforcement agencies to effectively combat corruption. It is necessary to consider the introduction of criminal liability for mediation in petty bribery, as well as legislate what kind of law enforcement agencies should be responsible for combating petty corruption.

Текст научной работы на тему «Противодействие мелкому взяточничеству как составная часть борьбы с коррупцией»

УДК 34.343.352.4

В. А. Сизов

кандидат социологических наук, доцент кафедра правосудия

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕЛКОМУ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВУ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Аннотация. Актуальность и цели. Бытовая коррупция является наиболее распространенной формой коррупции. В связи с внесенными в 2016 г. изменениями в УК РФ при выявлении фактов взяточничества у правоохранительных органов возникли проблемы, обусловленные несовершенством действующего законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность. В статье рассматривается проблема правоприменения и толкования новой введённой нормы в УК РФ. До настоящего времени так и не нашел своего решения вопрос криминализации посредничества в мелком взяточничестве. Указанные пробелы не позволяют проводить соответствующие оперативно-розыскные мероприятия, что зачастую является единственным способом выявления и раскрытия фактов взяточничества, а также приводят к спорным ситуациям при определении правомерности проведения оперативно-розыскных мероприятий правоохранительными органами.

Материалы и методы. В статье проанализированы изменения, внесенные в УК и УПК РФ федеральным законом от 3 июля 2016 г. №324-ФЗ, вступившим в силу с 15 июля 2016 г., а также статистические данные УМВД России по Пензенской области по преступлениям, предусмотренным ст. 290, 291, 291.2 УК РФ.

Результаты. Анализ следственной и судебной практики свидетельствует о том, что имеется прямая зависимость между размером взятки и количеством совершаемых преступлений. Подавляющее большинство взяток - это взятки, размер которых не превышает 10 тыс. рублей. Приведенные в статье статистические данные подтверждают, что фактически введенные изменения в Уголовный кодекс РФ выделяют мелкое взяточничество в отдельную категорию преступлений, однако не предусматривают, каким образом и какие именно подразделения правоохранительных органов должны заниматься борьбой с ними, что фактически приводит к безнаказанности за мелкое взяточничество. Данные обстоятельства усложняют задачу противодействия коррупции и негативно влияют на эффективность и результативность деятельности правоохранительных органов по пресечению взяточничества.

Выводы. Изменения, внесенные в уголовное законодательство в части ответственности за взяточничество, не в полной мере удовлетворяют потребностям правоохранительных органов для эффективного противодействия коррупции. Необходимо рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности за посредничество в мелком взяточничестве, а также законодательно закрепить какие именно подразделения правоохранительных органов должны отвечать за противодействие бытовой коррупции.

Ключевые слова: бытовая коррупция, мелкое взяточничество, незаконное денежное вознаграждение, оперативно-розыскное мероприятие, подстрекательские действия.

V. A. Sizov

Candidate of Sociology, associate professor Department of Justice Penza State University, Penza, the Russian Federation

COMBATING PETTY BRIBERY AS PART OF THE FIGHT AGAINST CORRUPTION

Abstract. Relevance and objectives. Domestic corruption is the most common form of corruption. In connection with the amendments made in 2016 to the

criminal code in identifying, the facts of bribery in law enforcement agencies have problems due to the imperfection of the current legislation governing the investigative activities. The article deals with the problem of law enforcement and interpretation of the new introduced norm in the criminal code of the Russian Federation. To date, the issue of criminalization of mediation in petty bribery has not been resolved. These gaps do not allow for appropriate operational-search activities, which is often the only way to identify and disclose bribery, as well as lead to disputes in determining the legality of operational-search activities by law enforcement agencies.

Materials and methods. The article analyses the changes made to the criminal code and the code of criminal procedure by the Federal law of July 3, 2016 № 324-FZ, which entered into force on July 15, 2016, as well as the statistics of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Penza region for crimes under Art. 290, 291, 291.2 of the criminal code.

Results. Analysis of investigative and judicial practice shows that there is a direct relationship between the size of the bribe and the number of crimes committed. The vast majority of bribes are bribes, the amount of which does not exceed 10 000 rubles. The statistical data presented in the article confirm that the actually introduced changes to the criminal code of the Russian Federation distinguish petty bribery as a separate category of crimes, but do not provide how and what kind of law enforcement agencies should deal with them, which actually leads to impunity for petty bribery. These circumstances complicate the task of combating corruption and have a negative impact on the effectiveness and efficiency of law enforcement agencies in combating bribery.

Summary. The changes made to the criminal law in terms of liability for bribery do not fully meet the needs of law enforcement agencies to effectively combat corruption. It is necessary to consider the introduction of criminal liability for mediation in petty bribery, as well as legislate what kind of law enforcement agencies should be responsible for combating petty corruption.

Key words: domestic corruption, petty bribery, illegal monetary reward, operational search activity, incitement.

Не вызывает сомнений утверждение, что взяточничество представляет собой самое опасное проявление коррупции. Оно отрицательно влияет на нормальное функционирование государственных и муниципальных органов и учреждений, снижает их авторитет, формирует противоправное поведение граждан, создавая у них ложное ощущение возможности удовлетворения личных потребностей только путем передачи незаконного вознаграждения должностным лицам. Тем самым общественное правосознание из поколения в поколение передает сформированную модель коррупционного поведения, применимую к конкретным жизненным ситуациям.

Бытовая коррупция является наиболее распространенной формой коррупции. Впервые определение «бытовой коррупции» было дано в Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг. как «коррупционные нарушения, с которыми граждане встречаются наиболее часто» [6].

Свое широкое распространение бытовая коррупция получила благодаря многочисленным желаниям граждан незаконно получить для себя преимущества при решении различных бытовых вопросов - без очереди устроить ребенка в детский сад, получить больничный лист, будучи здоровым, получить положительную оценку за экзамен, не сдавая его, не платить штраф за административное правонарушение и т.д.

За решение подобных вопросов граждане на постоянной основе дают мелкие взятки врачам, преподавателям, сотрудникам ГИБДД, то есть тем, с кем они ежедневно сталкиваются в повседневной жизни [12, с. 96].

Проблема коррупции постоянно вызывает научный интерес у видных ученых современного российского общества. Однако бытовая коррупция в силу

мнимой малозначительности исследуется, на наш взгляд, недостаточно. Назрела необходимость разработки комплекса совместных действий государственных органов и общественных организаций, направленных на борьбу с бытовой коррупцией. Прежде всего, необходимо чёткое согласованное понимание этого явления. В работах современных российских исследователей бытовая коррупция понимается как низовой уровень коррупционных проявлений, административная коррупция, мелкое взяточничество [9, с. 133].

В современной России мелкое взяточничество носит массовый характер и является одной из серьезных проблем, требующих от правоохранительных органов постоянного совершенствования механизмов выявления преступлений коррупционной направленности. Устранение данной проблемы возможно только при активном взаимодействии правоприменителя и законодателя. Однако, несмотря на то, что руководители государства постоянно заявляют об ужесточении ответственности за коррупционные преступления, говорить о том, что брать взятки стало невыгодно, не приходится.

В июле 2016 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) были внесены изменения, которые, по мнению разработчиков, предусматривали усиление ответственности за преступления коррупционной направленности. Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» добавил в УК РФ ст. 291.2, предусматривающую ответственность за мелкое взяточничество, если сумма взятки не превышает 10 тыс. руб. [5]. Принятая норма применима в первую очередь к бытовой коррупции. В пояснительной записке к проекту данного федерального закона отмечалось, что «в 2012-2015 годах в подавляющем большинстве уголовных дел по фактам взяточничества фигурировали суммы менее 10 тысяч рублей». Таким образом, законодатель формально продолжил противодействие бытовой коррупции, дав правоохранительным органам очередное средство для борьбы с ней.

Но так ли это на самом деле? Стало ли введение данного состава в УК РФ эффективным способом борьбы с мелким взяточничеством? Обратимся к статистике. По данным ИЦ УМВД России по Пензенской области количество уголовных дел, возбужденных по фактам получения взяток (ст. 290 УК РФ), выявленным сотрудниками всех правоохранительных органов области, по итогам 2013 г. составило 59, 2015 г. - 27, 2017 г. - 10, 9 месяцев 2018 г. - 6. Количество уголовных дел, возбужденных по фактам получения мелких взяток, составило по итогам второго полугодия 2016 г. - 5 , 2017 г. - 4, 9 месяцев 2018 г. - 4. Хотелось бы отметить, что фигурантами уголовных дел, возбужденных за получение мелких взяток, являются сотрудники силовых структур (МВД, ФСИН). Таким образом, за последние два года на территории Пензенской области не выявлено ни одного факта получения мелкой взятки работниками образования, здравоохранения, культуры, администраций всех уровней.

Критически оценивая данные статистики, можно выделить две причины таких результатов. Первая - за два с небольшим года после введения в УК рассматриваемых изменений бытовая коррупция сведена к минимуму. Врачи, преподаватели, работники администраций перестали брать взятки. Их правосознание резко повысилось. Эффективно сработали меры уголовно-правового предупреждения. Вторая - сотрудники правоохранительных органов потеряли интерес к борьбе с бытовой коррупцией, были переориентированы на выявление фактов взяточничества в крупном размере, совершенных статусными фигурантами, что в итоге привело к фактической легализации мелкого взяточничества.

Рассмотрим эффективность уголовно-правового предупреждения бытовой коррупции. Учитывая, что целью взяточничества является незаконное получение выгоды для взяткодателя, уголовно-правовое предупреждение взяточничества должно

исключить его преимущества от противоправного поведения и сделать нецелесообразным получение незаконного вознаграждения взяткополучателем [10, с. 260].

Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» было введено наказание за взяточничество в виде штрафов, кратных размерам взяток [3].

Результаты данных изменений неоднозначны. Конечно, наказание в виде штрафа способствует снижению нагрузки на уголовно-исполнительную систему и пополнению государственной казны. Однако это не оказывает положительного влияния на предупреждение взяточничества. Взяткополучатели принимают серьезные меры предосторожности, чтобы не быть задержанными при получении взятки, а если и допускают такую возможность, то штраф их не пугает и представляется несерьезным наказанием. Для усиления уголовно-правового предупреждения взяточничества, на наш взгляд, необходимо установить уголовную ответственность в виде реального срока лишения свободы и дополнительно для взяткополучателей пожизненного лишения права заниматься профессиональной деятельностью. В таком случае возможные последствия противоправного поведения, скорее всего, заставят многих граждан отказаться от взяточничества, поскольку уголовно-правовые меры, примененные к ним, ликвидируют все преимущества, которые предполагалось достичь с помощью взятки.

Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные выше меры уголовно-правового предупреждения не привели к искоренению взяточничества.

Рассмотрим приоритеты деятельности правоохранительных органов и в первую очередь самого многочисленного - МВД. Одним из приоритетных направлений их деятельности является борьба с коррупцией. Почти через три месяца после введения в УК РФ ст. 291.2, в октябре 2016 г., на очередном заседании президиума Совета по противодействию коррупции в своем докладе министр внутренних дел В.А. Колокольцев отметил, что наиболее коррумпированными на сегодняшний день являются сфера закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, строительство, а также содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образование, наука и культура. Другими словами, бытовая коррупция во всех отраслях осталась и представляет реальную угрозу.

Тогда возникает вопрос: какие именно подразделения МВД должны заниматься борьбой с ней? В структуре МВД существует Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции и его территориальные подразделения. Однако в перечень рейтинговых показателей сотрудников вышеуказанных подразделений выявление преступлений, предусмотренных ст. 291.2 УК РФ, не внесено, и привлечение оперативных сотрудников УЭБ и ПК к раскрытию фактов мелкого взяточничества может рассматриваться как отвлечение сил и средств от основных обязанностей.

Но даже если в должностные обязанности сотрудников УЭБ и ПК будет внесено противодействие мелкому взяточничеству, они столкнутся с серьезной проблемой. На сегодняшний день самым эффективным способом выявления и пресечения коррупционных преступлений, особенно взяточничества, безусловно, является оперативный эксперимент. Его проведение фиксируется техническими средствами, что создает необходимую доказательную базу и минимизирует ущерб, причиненный гражданам и государству. В федеральном законе от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отмечено, что проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления [8]. В силу того, что мелкое взяточничество отнесено законодателем к преступлениям небольшой тяжести, производство оперативно-розыскных мероприятий в целях документирования подобных деяний исключено.

Таким образом, наработанные годами механизмы противодействия коррупционным преступлениям нельзя применять для выявления мелкого взяточничества. Для разработки и внедрения новых потребуется время, а в этот период бытовая коррупция будет расцветать, взяткодатели и взяткополучатели чувствовать себя безнаказанно. Этим в первую очередь можно объяснить снижение количественных показателей в борьбе со взяточничеством [2, с. 161].

Актуальным, на наш взгляд, остается вопрос криминализации посредничества в мелком взяточничестве, так как она не установлена действующим законодательством. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Распространенным явлением, в частности в сфере лицензионно-разрешительной, миграционной, таможенной деятельности, стало предложение своих услуг за оказание содействия в оформлении различных документов. При этом происходит фактическое совершение преступлений, прикрытых гражданско-правовыми договорами об оказании услуг, а денежные средства делятся между посредником и взяткополучателем [3, с. 49]. Подобные явления повсеместно встречаются в сфере образования. Когда работники сферы образования (лаборанты, секретари и т.д.), не принимающие экзамены и не выполняющие функции должностного лица, выступают в роли посредника между преподавателем и студентом. Аналогичная ситуация сложилась в сфере здравоохранения, когда в роли посредника между врачом и пациентом выступает медицинская сестра. В случае задержания фигурантов сотрудниками правоохранительных органов посредники останутся безнаказанными, а это недопустимо.

В заключение хотелось бы отметить, что бытовая коррупция является серьезной проблемой. Она оказывает разлагающее воздействие на все стороны повседневной жизни общества. У молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, формируется убеждение, что бытовые проблемы проще и эффективнее решать путем мздоимства. Получив дипломы об окончании учебного заведения и устроившись на работу в учреждения любой сферы деятельности, они из взяткодателей превратятся во взяткополучателей и будут искренне уверенны, что их поведение единственно верное.

В настоящее время на территории России реализуется Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг., который провозглашает одним из направлений работы подготовку предложений по совершенствованию УК РФ в части, касающейся установления дополнительных квалифицирующих признаков мелкого взяточничества [7]. Это вселяет определенную надежду на принятие правоохранительными органами дополнительных мер к снижению уровня бытовой коррупции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бесчастнова О.В. Основы антикоррупционного поведения / О.В. Бесчастнова. — М. : КноРус ; Астрахань : изд-во Астраханского государственного университета, 2016. — 106 с.

2. Герасимова Ю.С. Значение состава преступления, предусмотренного ст. 291.2 УК РФ: теоретические и практические аспекты //Ю.С. Герасимова / Молодой ученый. — 2017. — № 17. — С. 160-163.

3. Михайлов В.И. Эволюция законодательства об ответственности за взяточничество // В.И. Михайлов / Уголовное право. — 2016. — № 5. — С. 46-56.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федер. закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113656/ (дата обращения: 29.10.2018).

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200716 / (дата обращения: 27.10.2018).

6. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2011-2011 годы: Указ Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460 (ред. от 13.03.2012) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99386/ (дата обращения: 25.10.2018).

7. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. №378 / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301352/ (дата обращения: 29.10.2018).

8. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 30.10.2018).

9. Самарцева А.Е. Мелкое взяточничество как одно из проявлений бытовой коррупции // А.Е. Самарцева, Н.Ю. Волосова / Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10 (12). — М. : ООО «МЦНО», 2017. — С. 132-135.

10. Терёхин П.Ю. Уголовно-правовые меры предупреждения взяточничества // П.Ю. Терёхин, А.А. Горшенин / Молодой ученый. — 2018. — № 22. — С. 259-262.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) / Правовой Сервер Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10699/ (дата обращения: 28.10.2018).

12. Юхачев С.П. Коррупция как экономические отношения социума / С.П. Юха-чев. — М. : Проспект, 2010. — 110 с.

REFERENCES

1. Beschastnova O. V. Osnovy antikorruptsionnogo povedeniia [Bases of anti-corruption behaviour]. Moscow, KnoRus Publ., Astrakhan, izd-vo Astrakhanskogo gosudarstvennogo uni-versiteta Publ., 2016, 106 p.

2. Gerasimova Iu. S. Value of the corpus delict provided by article 291.2 of the Criminal Code of the Russian Federation: theoretical and practical aspects. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2017, no. 17, pp. 160-163 (in Russian).

3. Mikhailov V. I. Evolution of legislation on liability for bribery. Ugolovnoe parvo = Criminal law, 2016, no. 5, pp. 46-56 (in Russian).

4. O vnesenii izmenenii v Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i Kodeks Ros-siiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniiakh v sviazi s sovershenstvovaniem gosudarstvennogo upravleniia v oblasti protivodeistviia korruptsii: feder. zakon ot 04.05.2011 № 97-FZ (On introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of the Russian Federation about administrative offenses in connection with improvement of public administration in the field of anti-corruption: the federal law of 04.05.2011 no. 97-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113656/ (accessed 29.10.2018).

5. O vnesenii izmenenii v Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii i Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii Federal'nyi zakon ot 03.07.2016 № 324-FZ (On introduction of amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation Federal law of 03.07.2016 no. 324-FZ). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200716/ (accessed 27.10.2018).

6. O Natsional'noi strategii protivodeistviia korruptsii i Natsional'nom plane protivodeistviia korruptsii na 2011-2011 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 13.04.2010 g. № 460 (red. -ot 13.03.2012) (About the National strategy of anti-corruption and the National plan of anticorruption for 2011-2011: Decree of the Russian President of 13.04.2010 no. 460 (edition of 13.03.2012)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99386/ (accessed 25.10.2018).

7. O Natsional'nom plane protivodeistviia korruptsii na 2018-2020 gody: Ukaz Pre-zidenta RF ot 29.06.2018 g. №378 (About the National plan of anti-corruption for 2018-2020: Decree of the Russian President of 29.06.2018 no. 378). Available at: http://www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_301352/ (accessed 29.10.2018).

8. Ob operativno-rozysknoi deiatel'nosti: feder. zakon ot 12.08.1995 № 144-FZ (On operational search activity: the federal law of 12.08.1995 no. 144-FZ). Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (accessed 30.10.2018).

9. Samartseva A. E., Volosova N. Iu. Melkoe vziatochnichestvo kak odno iz proiavlenii bytovoi korruptsii [Petty bribery as one of the manifestations of corruption]. Nauchnyi forum: Iurisprudentsiia, istoriia, sotsio-logiia, politologiia i filosofiia: sb. st. po materialam XII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Scientific forum: law, history, sociology, political science and philosophy: the collection of articles on materials of the XII international scientific and practical conference], no. 10 (12). Moscow, MTsNO Publ., 2017, pp. 132-135.

10. Terekhin P. Iu., Gorshenin A. A. Criminal measures of prevention of bribery. Mo-lodoi uchenyi = Young scientist, 2018, no. 22, pp. 259-262 (in Russian).

11. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 03.10.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 21.10.2018) (The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 no. 63-FZ (an edition of 03.10.2018) (with the changes and additions which came into force from 21.10.2018)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699/ (accessed 28.10.2018).

12. Iukhachev S. P. Korruptsiia kak ekonomicheskie otnosheniia sotsiuma [Corruption as economic relations of society]. Moscow, Prospekt Publ., 2010, 110 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сизов Владимир Александрович — кандидат социологических наук, доцент, кафедра правосудия, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: vas-055@mail.ru.

AUTHOR

Sizov Vladimir Aleksandrovich — Candidate of Sociology, associate professor, department of Justice, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: vas-055@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Сизов В.А. Противодействие мелкому взяточничеству как составная часть борьбы с коррупцией / В.А. Сизов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Sizov V. A. Combating petty bribery as part of the fight against corruption. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.