Научная статья на тему 'ООН и права женщин в Афганистане'

ООН и права женщин в Афганистане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2807
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / GENDER RELATIONS / СТАТУС ЖЕНЩИН / STATUS OF WOMEN / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ООН / UN / АФГАНИСТАН / AFGHANISTAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новикова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются консервативные гендерные отношения и традиционные представления о статусе женщины в афганском обществе. Работа основана главным образом на полевых исследованиях, проводимых сотрудниками Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА), и на других документах ООН. Автор выявляет ряд обстоятельств внутреннего и внешнего характера, препятствующих усилиям ООН по изменению положения женщин в ИРА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The UN and women’s rights in Afghanistan

This article examines the conservative gender relations mixed with traditional beliefs about the status of women in Afghan society. The paper is based mainly on UN researches carried out by UNAMA/OHCHR human rights officers in Afghanistan and other UN documents. Thе author identifies a set of internal and external challenges that hamper the efforts of the UN to change the situation of women in Afghanistan.

Текст научной работы на тему «ООН и права женщин в Афганистане»

О.Н. Новикова

ООН и права женщин в Афганистане

Аннотация. В статье рассматриваются консервативные гендерные отношения и традиционные представления о статусе женщины в афганском обществе. Работа основана главным образом на полевых исследованиях, проводимых сотрудниками Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА), и на других документах ООН. Автор выявляет ряд обстоятельств внутреннего и внешнего характера, препятствующих усилиям ООН по изменению положения женщин в ИРА.

Abstact. This article examines the conservative gender relations mixed with traditional beliefs about the status of women in Afghan society. The paper is based mainly on UN researches carried out by UNAMA/OHCHR human rights officers in Afghanistan and other UN documents. Th£ author identifies a set of internal and external challenges that hamper the efforts of the UN to change the situation of women in Afghanistan. Ключевые слова: гендерные отношения, статус женщин, права человека, ООН, Афганистан.

Keywords: gender relations, status of women, human rights, the UN, Afghanistan.

Организацией Объединенных Наций разработано около 200 документов о правах человека. Важное место в деятельности организации занимает проблема защиты прав женщин. По этой теме ООН приняла два основных документа - Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967) и Конвен-

цию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979). В рамках ООН работает Комиссия по положению женщин. Проведено четыре всемирных конференции, посвященных женскому вопросу (1975-1995). Образована структура «ООН-женщины», объединяющая четыре подразделения всемирной организации: Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ); Отдел по улучшению положения женщин (ОУПЖ); Канцелярию специального советника по тендерным вопросам; Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин (МУНИУЖ) (1). В 2012 г. на совещании Координационного совета руководителей системы ООН был принят общесистемный план действий ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин.

Европейцу может показаться странным, что положение и роль женщины в афганском обществе используются различными политическими группировками как тест на «исламскую легитимность». Тем не менее это вопрос не только веры, но и политики, который находится в центре афганских разломов «сельское-городское», «модернизация-традиционализм».

Задача данной работы - показать масштаб деятельности и пределы возможностей Организации Объединенных Наций в деле продвижения прав женщин на локальном уровне, в частности в Исламской Республике Афганистан. Данная статья написана на основе документов различных структур ООН с привлечением целого ряда материалов полевых исследований, проведенных сотрудниками Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА) на территории ИРА.

В Афганистане ООН работает с 1950 г., когда здесь открылось представительство ЮНИСЕФ. Ситуация с правами женщин в Афганистане отслеживается Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, комиссиями и экспертными группами Экономического и Социального Совета, в особенности - Комиссией по правам человека, Подкомиссией по поощрению и защите прав человека, Комиссией по положению женщин.

Безусловно, за время внешнего управления в Афганистане достигнут значительный прогресс в области защиты прав афганцев, включая женщин. Новая Конституция содержит положения о 184

тендерном равенстве. Но, к сожалению, подавляющее большинство афганских женщин не знают, что права человека носят универсальный характер и что они гарантированы афганской Конституцией. 5 марта 2003 г. Афганистан присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (2). Были созданы Афганская независимая комиссия по правам человека, в рамках которой работает группа по правам женщин, и Министерство по делам женщин. В 2010 г. вступил в силу Закон о запрещении насилия в отношении женщин (Elimination of Violence Against Women - EVAW).

Резолюцией № 1401 (2002) от 28 марта 2002 г. была учреждена Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА). Эта миссия должна выполнять задачи и функции, в том числе связанные с правами человека, обеспечением законности и гендерными вопросами, которые были возложены на Организацию Объединенных Наций в Боннском соглашении, одобренном Советом Безопасности в его резолюции № 1383 (2001). Структура «ООН-женщины» предоставляет разнообразную техническую помощь Министерству по делам женщин, которое возглавляет Высокую комиссию по предотвращению насилия в отношении женщин. МООНСА и Канцелярия верховного комиссара ООН по правам человека наблюдают за ситуацией в области прав женщин, руководя деятельностью восьми своих отделений по всей стране. МООНСА и ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) издали целый ряд документов, характеризующих положение женщин в ИРА, фиксируя проявления насилия в отношении женщин и девочек (включая широко распространенные «вредные» практики) и оценивая успехи и неудачи правительства Афганистана в деле защиты прав женщин (6; 7; 9; 12; 13; 14; 20; 22; 23). МООНСА собрала значительный объем статистической информации о регистрации и судебном преследовании случаев насилия в отношении женщин и применении Закона о запрещении насилия в отношении женщин на основании сведений, полученных у полицейских, прокуроров и судей, а также по результатам нескольких сотен интервью с жертвами насилия, родственниками этих женщин, обвиняемыми, врачами государственных больниц, руководителями и представителями районных департаментов по делам женщин, представителями отделов здравоохранения на местах, национальных неправительственных организаций, работни-

ками Афганской независимой комиссии по правам человека и журналистами. Деятельность сотрудников МООНСА всегда сопровождалась определенными трудностями, обусловленными нежеланием властей многих провинций предоставлять объективную информацию. Связано это с двумя обстоятельствами: во-первых, с тем, что многие афганские чиновники сами следуют местным традициям и не желают, чтобы при утечке информации виновные в актах насилия были преданы суду; во-вторых, с тем, что в стране отсутствует четкая система регистрации информации о случаях насилия в отношении женщин. Кроме того, сотрудники ООН воспринимаются местным населением как представители чуждой культуры, и афганки нередко опасаются контактов с ними из-за возможных последующих репрессий со стороны талибов. В докладе МООНСА, содержащем данные мониторинга применения афганскими судебными и правоприменительными органами Закона о запрещении насилия в отношении женщин за период с октября 2012 г. по сентябрь 2013 г., сообщалось, что увеличение числа зарегистрированных полицейскими и прокурорами актов насилия не привело к увеличению случаев использования данного закона, особенно в виде уголовного преследования. По мнению сотрудников ООН, это связано с тем, что прокуратура и суды не располагают достаточными ресурсами для того, чтобы справиться с растущим числом зарегистрированных жалоб, и рассматривают дела вне судебного разбирательства как примиряющая сторона; кроме того, это можно объяснить и осознанным стремлением судей выступать в роли примиряющей стороны, чтобы не рассматривать дела в судебном порядке (9, с. 4).

«Гендерный маятник»

Как показывает история, права женщин всегда были спорным вопросом в Афганистане, за периодами реформ следовало обратное движение и жесткое ограничение прав. Иногда этот феномен называют «маятником тендерной политики в Афганистане». К первому периоду реформ в гендерной сфере можно отнести правление короля Хабибуллы-хана (1901-1919) и его сына Аманул-лы-хана (1919-1929). Эти реформы натолкнулись на сопротивление религиозных лидеров и провинциальных элит. Аманулла-хан вы-

нужден был отречься от престола в 1929 г. Следующий период афганской истории, во время которого произошли существенные изменения в статусе женщин, наступил после апрельской революции 1978 г. при правительстве, поддерживаемом Советским Союзом. В этот период были созданы условия для образования женщин и их участия в общественной жизни. Впоследствии, когда при объединенной поддержке Соединенных Штатов, Пакистана, Ирана и Саудовской Аравии моджахеды свергли просоветский режим, наступил период самого жестокого беззакония и насилия в отношении женщин. Пришедшее к власти Движение Талибан начало управлять страной в соответствии с принципами, которые, по мнению талибов, были основаны на исламских законах и морали. При этом права женщин были жестко ограничены. После свержения режима талибов и введения в Афганистан Международных сил по содействию безопасности (МССБ) была принята Конституция, провозглашающая равные права женщин и мужчин перед законом. Но по мере вывода иностранных войск правительство Х. Карзая стало постепенно урезать права, которые были предоставлены женщинам. К сожалению, на каждом этапе истории «женщины оказывались между молотом и наковальней: они должны бороться и за свои формальные де-юре права, которым постоянно угрожают консервативные силы, и за свое реальное право на безопасность и человеческое достоинство, которые попираются в условиях беззакония и безнаказанности, царящих в обществе» (17, с. 514).

Права женщин и местная специфика

Предписанные шариатом установления, касающиеся прав женщин, основаны главным образом на интерпретациях догматов и правил, изложенных в У11-1Х вв. исламскими правоведами. Многие исламские государства включают эти положения в законодательство. Исламские законы базируются на гендерном подходе к обязанностям и ответственности мужчины и женщины, поэтому права у мужчин и женщин неодинаковые.

В соответствии с принципом нафака (предоставления содержания) мужчина отвечает за материальное обеспечение своей жены: как минимум, муж должен предоставить своей жене пищу,

одежду и кров. В свою очередь, жена должна повиноваться мужу, если его требования не противоречат религиозным принципам.

Исследования ООН (10; 13; 20) свидетельствуют, что нередко нарушения прав женщин в Афганистане во многом объясняются «вредными» традициями, существующими (в разной степени) во всех общинах и во всех социальных группах. В основе этих традиций лежит распространенное убеждение, что девочки не так ценны, как мальчики. Подобное предпочтение частично связано с тем, что девушка выходит замуж и становится «собственностью» кого-то другого, а сын приводит невесту, которая должна работать и обслуживать семью. Афганская пословица гласит: «Как ни важна женщина, быть ей чьей-то женой».

Одна из таких «вредных», по мнению экспертов ООН, традиций - браки по принуждению, которые признаны нарушением прав человека в целом ряде документов ООН. В 2006 г. Кофи Ан-нан, бывший тогда Генеральным секретарем ООН, дал определение браку по принуждению как браку, при заключении которого отсутствует свободное и правомерное согласие хотя бы одной из сторон (1б, с. 40).

Принудительные браки включают баад (обмен девушками при урегулировании споров), баадал (обмен браками), детские браки, принуждение вдов выходить замуж за родственника умершего мужа. Подавляющее большинство браков в Афганистане - это браки по принуждению.

Следует отметить, что принудительные браки являются инструментом защиты гомогенности этнической группы в условиях многонационального Афганистана. К тому же надо иметь в виду, что иногда трудно провести разделительную линию между насильственными и договорными браками. Нередко браки, заключенные в результате сговора родителей жениха и невесты, оказываются счастливыми, и тогда большинство афганцев не считают их насильственными. От брака по принуждению мужчина страдает меньше, поскольку всегда может взять вторую жену, и в браке мужчина не подвергается насилию. Нужно добавить, что принудительные браки не являются исламской традицией. Нормы шариата предусматривают добровольное согласие на брак жениха и невесты, независимо от того, девственница ли невеста, разведена или вдова. Сотрудники ООН, проводившие исследования в 29 провин-188

циях, выяснили, что ни мужчины, ни женщины в Афганистане не считают, что их дочери и сыновья должны сами выбирать себе мужей и жен. Но многие полагают, что родителям нельзя принуждать своих детей к браку, если те возражают (13, с. 9).

Также следует отметить, что модель «брака по любви», принятая в западном обществе, нетипична для исламского общества. В исследованиях сотрудников ООН понятие «брак по принуждению» включает весь спектр обстоятельств заключения такого брака -от прямого физического насилия, угрозы нанесения физических повреждений или причинения смерти до эмоционального давления, необходимости оправдывать ожидания окружающих и следовать традициям данного общества. Другими словами, существует значительное количество форм воздействия на индивида даже при отсутствии ясно выраженной угрозы, и потому, вероятно, лишь мнение самой женщины может служить основным критерием, определяющим насильственный ли это брак. Тем не менее европейский взгляд, обусловленный европоцентричным культурным восприятием этой проблемы и представляющий женщину исключительно как жертву, доминирует в средствах массовой информации, юриспруденции и политическом дискурсе.

Баад - это обычай, следуя которому для улаживания конфликта (например, в случае убийства) клан отдает пострадавшей стороне девочку в виде компенсации. Сотрудники МООНСА выявили, что эта практика наиболее распространена в тех зонах конфликта, где центральное правительство плохо контролирует ситуацию (13, с. 11). Подобная практика нарушает афганские законы и даже нормы шариата, на что прямо указывают авторитеты исламского правоведения.

Обмен браками (баадал) - это соглашение между семьями об обмене дочерьми. Такой обычай особенно распространен среди беднейших афганских семейств (кроме этнических узбеков). Шариат запрещает отдавать дочерей замуж, заключая подобные соглашения, чтобы избежать трат на свадьбу и приданое. Однако обычай сохраняется как раз из-за нищеты большинства населения. Экспертов ООН возмущает, что афганцы наказывают пришедшую в семью новую невиновную родственницу, если подверглась наказанию дочь, отданная в другую семью. Но нужно отметить, что подобная практика носит превентивный характер и направлена

именно на то, чтобы исключить возможность жестокого обращения с девушкой, отданной другому семейству. Это обстоятельство ускользает от европейцев.

В Афганистане остро стоит проблема детских браков. Чаще всего их заключают в семьях, принадлежащих к беднейшим слоям населения. Самое распространенное определение детского (раннего) брака - это брак до достижения 18 лет, верхней возрастной границы для лиц, подлежащих защите в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 1989 г. (3). В Афганистане в соответствии с местным законодательством мальчик может вступить в брак в 18 лет, девочка - в 16. В 15 лет девочка может выйти замуж только с согласия своего отца или по решению суда. Однако на деле, по данным ООН за 2008 г., 57% девочек вступают в брак до достижения 16 лет (11, с. 420).

Таким образом, девочек лишают детства. При этом, будучи детьми, они не в состоянии осознанно выбрать себе жениха. Они не готовы к рождению детей ни ментально, ни физически. Более обеспеченные пожилые мужчины берут в жены девочек в качестве вторых жен. Кроме того, часто семья жениха выбирает невесту-девочку, поскольку ее легче контролировать, а также и потому, что в этом случае гарантирована девственность невесты и долгий репродуктивный период. Семья заинтересована в большом количестве детей - будущих работников. Здесь необходимо отметить, что репродуктивное право - это право специфически женское, право всех женщин, независимо от расы, национальности, материального положения и образования. Все прочие права женщин - право на безопасность, на получение образования, а также на защиту здоровья - не могут быть реализованы, если женщина не имеет возможности распоряжаться своим телом и сексуальностью, решать, сколько иметь детей и рожать ли вообще.

Но детские браки - проявление гендерной дискриминации, нарушающей репродуктивные права женщин, - имеют еще одну, социально-экономическую причину. В соответствии с местными традициями семья юноши обязана выплатить крупную сумму (махр) семье девушки и заплатить за церемонию свадьбы. Поэтому отец девочки, обремененный долгами, обычно идет на то, чтобы выдать замуж свою несовершеннолетнюю дочь с целью получения денег. Кроме того, часто отцы отдают своих дочерей замуж в дет-190

ском возрасте (до достижения 16 лет), чтобы впоследствии заплатить за свадьбу сына.

После смерти мужа вдову нередко выдают замуж за брата умершего или за другого мужчину из семьи мужа. У этого обычая есть разумное объяснение, которое, как правило, игнорируется в работах сотрудников ООН на данную тему. Такая традиция появилась в периоды частых войн, сопряженных с массовой гибелью мужчин, и, по сути, служила тому, чтобы не оставлять в нищете оказавшуюся без экономической опоры вдову и ее детей. Именно задаче материального обеспечения детей подчинены и положения Гражданского кодекса Афганистана, в соответствии с которым при достижении детьми определенного возраста (9 лет для девочек и 7 -для мальчиков) они находятся на попечении отца, а в случае его смерти или развода - на попечении семьи отца. В экспертных оценках ООН эти положения трактуются только как факты закрепощения женщин (13, с. 27) и лишения их детей. Эксперты ООН считают браки вдов с родственниками почившего мужа насильственными и объясняют их в основном стремлением родственников лишить вдову полагающегося после смерти мужа наследства, с тем чтобы оно осталось в семье. Справедливости ради нужно отметить, что такие факты тоже имеют место, так как любой закон обнаруживает свои слабые стороны в процессе правоприменения.

Отслеживая действие Закона о запрещении насилия в отношении женщин, сотрудники Миссии ООН выявили ряд упущений. Например, они фиксировали многочисленные случаи, когда девушки и женщины бежали из дома, спасаясь от домашнего насилия, или чтобы не вступать в принудительный брак и после этого подвергались аресту по обвинению в намерении осуществить зина (прелюбодеяние), которое рассматривается как «моральное преступление».

В соответствии с законодательством ИРА побег из дома не является преступлением и, равным образом, он не является преступлением по законам шариата, но тем не менее в подобных случаях девушки и женщины подвергаются судебному преследованию за «моральное преступление» (15, с. 31). В январе 2014 г. женщины-заключенные в Мазари-Шарифе организовали трехдневную голодовку в знак протеста против того, что заключенные-мужчины, совершившие серьезные преступления, были освобождены, в то вре-

мя как дела женщин, обвиняющихся в «моральных преступлениях», которые не подлежат наказанию по афганскому законодательству, даже не рассматривались и женщины продолжали находиться в заключении (21, с. 8).

В исламском обществе женщина считается хранительницей семейной чести. Честь понимается как невинность, целомудрие всех женщин в семье - матерей, жен, сестер и дочерей. Поскольку честь «живет» в телах женщин, родственники мужского пола должны контролировать их, направлять, регулировать женскую сексуальность и свободу передвижения. Таким образом, афганские традиции и практики имеют целью «оградить» женщину от несанкционированной сексуальной активности, регламентируют ее одежду, социальные связи, образование, свободу передвижения (10, с. 13).

За мужчиной признается право безнаказанно осуществить так называемое убийство во имя чести в случае, если аморальные поступки женщины опозорили семью. Часто такое убийство совершается, если женщина бросает мужа, которого ей выбрали родственники, и убегает со своим возлюбленным или если женщина заподозрена в любовных отношениях с другим мужчиной. В исламе запрещена любая сексуальная связь вне брака (зина) - это влечет за собой наказание (хадд) по закону шариата. Запрет в равной степени касается и мужчин, и женщин. Наказание - 100 ударов палками каждому виновному, а если хоть один из любовников состоит в браке, обоих забивают камнями. Но последнее наказание по закону шариата применяется редко, потому что требуется присутствие четырех свидетелей преступления. Убийства во имя чести распространены в сельских областях, населенных пуштунами. Среди афганцев-таджиков они редки, и представители ООН объясняют это тем, что таджикские девушки ткут ковры, и отцы не желают терять этот источник дохода.

Здесь необходимо разъяснить, что законы шариата не осуждают женщин, которые, подвергнувшись насилию в своем доме, бежали к своим родственникам, или в дом мужчины-кровного родственника, или в орган юстиции. Правда, и Закон о запрещении насилия в отношении женщин не предоставляет таким женщинам защиты (23, с. 11). На практике правоохранительные органы обычно стараются подвергнуть аресту женщин, которые, пострадав от домашнего насилия, сбегают из дома. Еще в 2010 г. Верховный суд 192

Афганистана выпустил инструкцию для прокуроров, где квалифицировал бегство женщины в дом, где не проживают ее родственники, как преступление, поскольку подобный поступок может привести к адюльтеру и проституции, а в следующем году подтвердил свою позицию в ответ на критику деятельности судов, содержавшуюся в докладе о применении на практике Закона о запрещении насилия в отношении женщин, подготовленном отделением защиты прав человека МООНСА (24, с. 16). В сентябре 2012 г. министр юстиции и министр по делам женщин, а также замминистра внутренних дел ИРА подчеркнули, что бегство из дома не является преступлением в соответствии с афганским законодательством. Однако в мае 2013 г. около 600 женщин и девушек были посажены в тюрьмы за «моральные преступления». Их осудили не за бегство из дома, а за попытку совершить зина (прелюбодеяние), преступление, которое карается 15 годами заключения (24, с. 16).

Сотрудники МООНСА указывают и на еще одну слабую сторону Закона о запрещении насилия в отношении женщин. Дело в том, что расследование преступления в отношении женщины может проводиться лишь на основе официальной жалобы со стороны жертвы или ее родственника. Это означает, что если женщина отзывает жалобу под давлением семьи или опасаясь расправы, то государственные органы не могут проводить расследование и осуществлять судебное преследование. Хотя по закону исключения делаются в случаях изнасилования, доведения до самоубийства или самоубийства, на практике, если жалобы отзываются, расследование не проводится даже при совершении подобных тяжелых преступлений. Тем не менее МООНСА делает общий вывод, что при неукоснительном соблюдении данного закона он может стать эффективным инструментом в борьбе за права женщин (23, с. 12).

Безусловно, некоторые права женщин гарантированы в исламе, но эта религия определяет место женщины в обществе как подчиненное по отношению к мужчине. Подобное положение присутствует и в Декларации Всеафганского совета улемов от 2 марта 2012 г., в которой прописываются правила поведения женщин в обществе, во многом совпадающие с требованиями исламских фундаменталистов. Декларация была опубликована на сайте бывшего президента Х. Карзая и не встретила критики властей -

явное сидетельство того, что правительство пытается достичь согласия в переговорах с широким спектром политических сил, в том числе - за счет уступок в сфере прав женщин. Весьма возможно, что завоевания, достигнутые международным сообществом в деле защиты прав женщин в Афганистане, будут утрачены после вывода международных сил.

Исследования, проводившиеся МООНСА, показывают, что в большинстве областей, особенно в юго-восточной, южной и западной частях страны, традиционные правовые механизмы (шура и джирга) остаются намного более влиятельными органами, чем вновь созданные суды. Они являются центрами разрешения споров и обеспечения правопорядка для большинства населения. Сотрудники ООН отмечают, что традиционные моральные нормы поведения играют главную роль в этих областях, нередко заменяя принципы шариата, и что в вышеуказанных регионах и население, и представители афганских государственных структур чаще следуют традиционным нормам, которые хуже защищают права женщин, чем законы шариата и афганское законодательство. С помощью мониторинга ООН было выявлено, что, разбирая многочисленные случаи насилия в отношении женщин, афганская полиция, прокуратура, департаменты по делам женщин также консультируются с традиционными местными правовыми структурами. Решения этих структур контролируются и зачастую определяются влиятельными лицами, обладающими в местной общине непреложным авторитетом, на основе совокупности традиций, толкований исламского права, а также властных отношений, сложившихся в данном районе (23, с. 24-25). Например, суд может приговорить насильника к тюремному сроку, в то время как шура или джирга может решить, что насильник должен жениться на жертве, или призвать к бааду. Заметим при этом, что решение о женитьбе, принятое руководством местной общины, для опозоренной женщины является порой единственным шансом выйти замуж и иметь детей вообще.

Участие женщин в публичной сфере

В нормах шариата, относящихся к жизни семьи, не прописаны вопросы, касающиеся неравенства женщин в социально-поли-

тической сфере, допуска к высшему образованию, работы вне дома и участия в политике. Однако шариат настаивает на четком ген-дерном разделении ролей, что негативно сказывается на возможности женщин работать вне дома и препятствует достижению социально-политического равенства, поскольку в исламских странах нормы шариата служат стандартом поведения в обществе как для мужчин, так и для женщин. В то же время правила шариата стимулируют женщин придерживаться традиционных гендерных обязанностей, связанных с рождением и воспитанием детей, что воспринимается как безусловная ценность. Заметим, что даже в демократических обществах политические амбиции женщин сдерживаются традиционными гендерными нормами, возлагающими именно на женщин ответственность за воспитание детей, что часто препятствует работе женщин в публичной сфере и ограничивает их свободу передвижения.

В Афганистане женщина подвергается осуждению, если появляется в обществе без сопровождения родственника-мужчины, или выступает на людях в защиту прав женщин, или оказывается избрана на государственную должность в местные или центральные органы власти. Однако по Конституции Афганистана за женщинами закреплена квота в парламенте, равная 25%. Таким образом, из 249 членов парламента 64 - женщины (12, с. 2). В 2005 г. губернатором провинции Бамиан стала Хабиба Сароби, в 2009 г. Азра Джафери заняла пост мэра города Нили (провинция Дайкун-ди), в 2013 г. Сайра Шакееб Садат была назначена главой уезда в провинции Джаузджан. Женщины возглавляют Министерство по делам женщин (Хасанбуну Газанфар), Министерство здравоохранения (Сурайа Далиль) и Министерство труда и социальной защиты (Амина Афзали) (24, с. 9).

Следует, однако, заметить, что некоторые женщины во властных структурах представляют интересы мужчин - членов своих семей и зачастую выступают против расширения прав женщин. В адрес женщин, занятых в общественной жизни, поступают угрозы, они подвергаются нападениям, случаются даже убийства. Сотрудничество женщин с ООН, как, впрочем, и с неправительственными организациями, воспринимается как работа на «неверных». Снятие паранджи часто считают символом свободы афганских женщин. Но, например, женщины-полицейские в частной жизни,

как правило, носят паранджу, полагая, что становятся таким образом незаметными в общественных местах и могут чувствовать себя в безопасности. Женщина, снявшая паранджу, воспринимается как отступница, бросившая вызов исламу. Женщины - члены местных советов жалуются сотрудникам ООН, что коллеги-мужчины не принимают их всерьез, хотя присутствие женщин в провинциальных советах и в парламенте закреплено законом. Женщины чувствуют себя маргинализированными, их мнение игнорируется (20, с. 16).

Единственная сфера, где деятельность женщин считают приемлемой даже религиозные деятели, - это женское образование и здравоохранение, сфера, где не происходит контакта с мужчинами. Большая проблема - преодоление традиции ограниченного образования для девочек. Безусловно, в этой области есть заметные достижения. В 2013 г. девочки составили 40% из более чем восьми миллионов школьников по сравнению с предполагаемыми 3% при талибах (7). Но девочки посещают школу крайне нерегулярно, и качество образования очень низкое. Женщины-учителя и школьницы часто живут далеко от школ, и в 2013 г. Министерство образования даже стало выплачивать стипендии мужчинам, сопровождающим в школу своих жен, сестер или дочерей. При этом на школы для девочек происходят систематические нападения. В одном из докладов МООНСА указывается, что за первые шесть месяцев 2013 г. произошло на 18% больше нападений на школы, чем за тот же период 2012 г. (6, с. 66).

Афганские юридические институты, призванные гарантировать применение закона, неэффективны, некомпетентны и коррумпированы. Власти либо не хотят, либо не могут обеспечить безопасность девочек и женщин. Большинство семей считают, что женщина должна находиться дома. Ограничения, налагаемые обычаями на свободу передвижения женщин, препятствуют активному участию женщин в общественной жизни.

Поддержка со стороны мужа и семьи - важнейшее условие, при соблюдении которого женщина способна играть активную роль в общественной жизни. Кроме того, существует определенная разница в возможностях женщин выходить за пределы религиозных или традиционных ограничений в зависимости от места проживания. Деревенские женщины работают в полях вместе с муж-196

чинами, и в парандже работать невозможно. В этом смысле у городских женщин меньше легальных возможностей покинуть дом и заниматься активной профессиональной деятельностью. С другой стороны, в сельской местности из-за низкого уровня образования население более консервативно. Поэтому во многих районах убедить женщину «показаться в обществе» попросту невозможно.

Женщины в условиях вооруженного конфликта

В Афганистане особую важность приобретает право женщин на защиту во время конфликта и их право участвовать в процессе разрешения конфликта. Первым документом ООН, закрепляющим эти права женщин, была резолюция Совета Безопасности № 1325, принятая в 2000 г. (4), за ней последовали другие, однако, по сути, усилия Совета Безопасности оказались скорее декларацией о намерениях, поскольку механизм применения резолюции не был создан. Но дело не только в этом. В резолюции женщины рассматриваются только как жертвы, а ведь роль женщины в войне может быть и другой, женщины часто выступают как комбатанты, преследуют определенные политические цели. Резолюция Совета Безопасности способствует восприятию женщин в отрыве от существа конфликта, игнорирует их политическую позицию.

Вооруженный конфликт в Афганистане с разной степенью интенсивности продолжается уже более 30 лет. В материалах западных исследователей период присутствия в Афганистане контингента советских войск однозначно рассматривается как губительный для прав женщин, которые воспринимаются как жертвы военных действий. Однако даже такая организация, как «Хьюман райтс вотч» (Human Rights Watch - HRW), не в состоянии игнорировать очевидный факт, что до прихода к власти Движения Талибан 70% учителей, половина госслужащих, 40% врачей были женщинами (8, с. 7). После вывода советских войск в стране наступила анархия, моджахеды и криминальные группы похищали женщин, подвергали их насилию, продавали в сексуальное рабство. С приходом к власти талибов был обеспечен определенный уровень физической безопасности и порядка. Однако женщины стали первыми жертвами системы правления, основанной на исламском фундаментализме. Ношение паранджи стало обязательным, жен-

щинам воспрещалось появляться в общественных местах без сопровождения мужчины-родственника. И хотя талибы формально не запрещали образование девочек, на деле не удавалось создать требуемых условий для раздельного обучения. Работа женщин вне дома допускалась лишь в сфере здравоохранения.

Когда в страну были введены войска международной коалиции и возобновились военные действия, среди мирных жителей появились многочисленные жертвы. По сведениям МООНСА, с 1 января по 31 мая 2014 г. в Афганистане погибли 1143 мирных жителя и 2214 получили ранения. Это на 11% больше по сравнению с тем же периодом 2013 г. Сотрудники МООНСА выявили, что среди женщин жертв стало на 20% больше, чем в прошлом году (14).

Говоря об участии женщин в постконфликтном восстановлении мира, нужно учитывать тот факт, что настоящие игроки в процессе примирения и «миростроительства» - это люди, обладающие реальной военной силой. Участие женщин в решении вопросов, посвященных восстановлению разорванной социальной ткани общества, хотя и полезно, но лишь укрепляет стереотип, в соответствии с которым женщины могут заниматься только проектированием «мягкой силы». Женщины, которых прочие участники «миростроительства» воспринимают исключительно как статистов, «стоящих на обочине» истории, вряд ли найдут свое место в гражданском обществе создающегося Западом демократического Афганистана.

Резолюции ООН борются с гендерным стереотипом, существующим в исламской среде, который не позволяет женщине управлять собственной судьбой, и в более широком смысле - участвовать в определении будущего своих общин. Некоторые функционеры ООН даже выступают против употребления термина «женщины и дети», который выделяет группу, противостоящую мужчинам, укрепляя распространенное мнение, что женщины не в состоянии занимать властные позиции в обществе. Но если женщины не обладают властью - значит они не властны и над своей судьбой и не могут быть полностью свободны и жить в безопасности. Поэтому в стране, где происходит вооруженный конфликт, обеспечение безопасности женщин должно включать и наделение их властью. Но это непростая задача, потому что власть во время войны - производное от денег и оружия, а не от переговорного процесса. 198

Несколько обнадеживает принятая в октябре 2013 г. Резолюция СБ ООН № 2122, которая предусматривает необходимость предоставлять женщинам во время вооруженного конфликта и после него «полный объем медицинских, юридических, психологических услуг, а также средств существования» (5). Кроме того, - и это особенно важно - в резолюции указывается, что женщине должен быть гарантирован доступ к полному набору услуг в сфере сексуального и репродуктивного здоровья, в том числе в случае беременности, наступившей в результате насилия.

На Западе борьба женщин за свои права началась примерно 150 лет назад. С тех пор женщины добились больших успехов, -например, введения законов о реальном равенстве и аффирматив-ных действиях. Но во многих странах Востока, в том числе в Афганистане, существует значительная диспропорция в уровне грамотности мужчин и женщин. Афганские женщины страдают от нищеты и дискриминационных практик. Многие другие факторы, в частности глубоко укоренившееся в афганском обществе ощущение безнаказанности за совершение преступных действий по отношению к женщинам, также препятствуют усилиям ООН по реализации прав женщин. Деятельность Организации Объединенных Наций направлена на изменение данной ситуации. Она способствует введению новых законов и правил жизни. Но приживаются ли они?

О связи прав женщин со стабилизацией ситуации в ИРА упоминал еще Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своей речи на Саммите афганских женщин за демократию в декабре 2001 г.: «Я бы хотел воспользоваться случаем, чтобы сказать: не может быть прочного мира в Афганистане и восстановления страны без восстановления прав женщин» (20, с. 6).

Как повлияет вывод вооруженных сил международной коалиции на права афганских женщин? К сожалению, ответ однозначен. По мере вывода войск исполнительные и судебные органы ИРА предпринимают шаги по свертыванию деятельности, инициируемой и контролируемой ООН, направленной на обеспечение равенства полов. В 2009 г. Х. Карзай под давлением западных доноров изменил Закон о личном статусе шиитов, содержавший помимо других положений норму, позволявшую мужьям прекращать финансовую поддержку жен, которые не выполняют свои

«сексуальные обязанности», и передавать опекунство над детьми мужу. Этот шаг президента вызвал недовольство консервативно настроенных шиитов, и позже был принят закон с поправками, содержавшими ранее отмененную норму. В 2013 г. квота женщин во властных структурах провинций была сокращена с 25 до 20%.

По мере вывода сил международной коалиции уровень финансирования процесса обеспечения прав человека в Афганистане, прав женщин и организаций гражданского общества стремительно падает. Это неудивительно: опыт показывает, что поддержка доноров всегда связана с военным присутствием вооруженного контингента страны-донора.

Интересно отметить, что в Афганистане параллельно с деятельностью ООН в сфере поддержки прав женщин также наблюдалась активность Пентагона и НАТО. Вскоре после вторжения в Афганистан Дж. Буш в Послании президента Конгрессу США заявил: «В последний раз, когда мы встречались в этом зале, матери и дочери Афганистана находились в неволе в собственных домах, им запрещалось работать и ходить в школу. Сегодня женщины свободны» (11, с. 420). Это высказывание имело целью не только оправдать ввод войск необходимостью освобождения женщин, но и продемонстрировать, что Запад является силой, способной спасать. В 2009 г. в рамках американских подразделений морской пехоты были созданы «женские боевые группы» (ЖБГ), которые недавно стали неотъемлемой частью МССБ и армии США. В обязанности принятых в эти группы женщин-военнослужащих входят оказание медицинской помощи, преподавание языка, патрулирование и беседы с афганскими женщинами в их жилищах (такие разговоры обычно помогают вести переводчики с пушту и дари). При этом предполагается, что женщины в Афганистане имеют гораздо большее влияние на своих мужей и сыновей, чем принято думать, и что если афганские женщины поддержат противоповстанческую стратегию НАТО, направленную, как утверждают американцы, на защиту местного населения, то их семьи тоже ее поддержат. Функционеры НАТО надеются, что получение поддержки со стороны афганских семей может стать важным шагом на пути мобилизации местного населения на борьбу с вооруженной оппозицией. При помощи социальных и экономических программ американцы пытаются привлечь на свою сторону дружелюбно или нейтрально 200

настроенных афганских женщин, рассматривая их как возможных союзников в войне. Рождается иллюзия, что в патриархальном обществе афганки могут оказывать позитивное влияние на мужчин и способствовать трансформации семей и общин, в которых живут. Надо, правда, заметить, что некоторые исследователи считают главной целью создания женских боевых групп получение от афганских женщин информации разведывательного характера (11, с. 417). Так или иначе, мы видим, что, в отличие от деятельности в Афганистане структур ООН, работа специальных структур МССБ, и в частности женских боевых групп, направлена на выполнение задач военного характера.

Заключение

Нормы и практика, касающиеся положения женщин, и особенности брака, существующие в любом обществе, включая возраст вступающих в брак и обстоятельства его заключения, зависят от доминирующих в данном социуме взглядов на семью - на ее роль, структуру, индивидуальную и коллективную ответственность ее членов. Социальная форма брака исторически обусловлена. Представление о семье и ее функционировании варьируется в зависимости от места и времени и находится в процессе постоянной эволюции. Еще относительно недавно в Западной Европе заключение брака рассматривалось как экономическое соглашение, при котором взаимному согласию брачующихся придавалось небольшое значение и женщина считалась собственностью, передававшейся от ее отца к мужу. Со временем «романтическая» концепция брака, основанного на взаимном согласии, возвышенной любви и самостоятельном решении, стала идеальной европейской моделью. С 70-х годов ХХ в. в демографических исследованиях упоминаются две основные модели семьи - традиционная фамилистская и современная индивидуалистическая. Для традиционной системы характерны большие семьи, общинные домохозяйства, полигамия, авторитарное управление главы семьи, ранний возраст при заключении браков, подбор жениха и невесты старшими членами семьи, включение новобрачных в уже существующее домохозяйство, отрицание самостоятельности женщины в домохозяйстве (10, с. 11). При этом рождаемость целенаправленно увеличивают, выдавая

девушек замуж сразу после наступления половой зрелости, рассчитывая, что в таком случае они смогут родить большее количество детей. Дети (особенно мальчики) нужны для работы в домохозяйстве и для поддержания статуса семьи. Увеличение рождаемости крайне необходимо там, где высока детская смертность. Индивидуалистическая модель основана на противоположных принципах. Афганистан - яркое воплощение фамилистской модели со значительной религиозной составляющей.

На пути поощрения прав женщин в этом государстве ООН встречает немало трудностей, так как гендерное неравенство в Афганистане отражает религиозные и национальные традиции народа, связано с бедственным экономическим положением страны и продолжающимися военными действиями. Большим препятствием на пути к обеспечению равенства между мужчинами и женщинами и защиты прав женщин являются проблемы, существующие в правоприменительной практике. В Афганистане нарушения прав женщин караются в соответствии с гражданским кодексом, но таким нарушениям способствует попустительство со стороны традиционных и религиозных институтов правосудия, существующих параллельно с государственными.

Кроме того, как отмечалось ранее, одним из главных препятствий на пути реализации прав женщин сотрудники и эксперты ООН считают распространение традиционных практик, многие из которых возникли еще в доисламский период. Однако то, что на Западе нередко считают традициями, на самом деле является проявлением новых и более грубых форм порабощения слабых, что стало возможно в условиях криминальной экономики, тотального отсутствия безопасности, на фоне вызванной войной нищетой и социальными потрясениями, полной эрозии связей, основанных на доверии и солидарности (17).

Стоит отметить, что экономическое развитие не является определяющим фактором гендерного равенства (18). Сами по себе экономические показатели, например ВВП страны на душу населения, не влияют на уровень занятости женщин в общественном производстве. Демократия тоже не является необходимым условием для гендерного равенства в исламских странах. Существуют даже работы, где утверждается, что участие женщин в общественном производстве в исламских странах зачастую обратно пропорцио-

нально уровню демократического развития этих государств (19, с. 357).

Широко распространено мнение, что под влиянием процессов урбанизации и модернизации развивающиеся страны утрачивают свои верования, традиции и моральные устои. Однако на примере Афганистана мы наблюдаем, что традиционные практики сохраняются. Выстроенная по фамилистской модели семья, в которой женщина занимает подчиненное положение, неистово защищается как оплот традиционной культуры, подвергающейся растущему давлению в силу ускоренной урбанизации, увеличения мобильности населения, постоянного роста миграций и неустойчивости мирового рынка. Кроме того, традиционное общество Афганистана оказывает упорное сопротивление ускоренно насаждающейся инородной западной цивилизации, явившейся вместе с международными вооруженными силами. Усилия ООН, направленные на координацию международной гражданской деятельности по демократизации страны - совершенствование управления, обеспечение верховенства закона и защиту прав человека (в том числе женщин), - наталкиваются на многочисленные препятствия даже в условиях международного присутствия. После вывода войск появится новая проблема. В предшествующий период государственные структуры ИРА привыкли полагаться на международные организации, в частности на тесно сотрудничавшую с ними ООН, в деле демократического обновления страны. В результате сложились отношения, основанные не на содействии и поддержке со стороны Организации Объединенных Наций, а на определенной зависимости афганских государственных структур от помощи, которую предоставляла ООН. Сейчас перед международным сообществом стоит задача передать всю полноту ответственности за демократическое развитие страны афганскому правительству, конечно, при поддержке его усилий со стороны ООН. Однако возникает вопрос, возможно ли в принципе демократическое развитие Афганистана по западной модели в отсутствии международного контингента и активного западного донорства? Нет сомнения, что вопрос о демократическом развитии и поощрении прав женщин будет попросту снят с повестки дня, если после вывода международных сил к власти придут талибы. Но если удастся воспрепятствовать реставрации талибского режима, то в условиях вывода

войск, уменьшения объемов предоставляемой помощи и «усталости» доноров, ООН может оказаться самой надежной из сохранивших свое присутствие в Афганистане международных структур, способной оказать поддержку в деле поощрения прав женщин.

Поскольку в мусульманских странах население в целом более верующее, чем в западных странах, законы, основанные на религиозных догмах, представляются женщинам исламских государств легитимными и подлинными. Весьма скромные успехи международных институтов в деле реформирования существующих, основанных на шариате законов объясняются именно тем огромным влиянием, которое имеет ислам в мусульманских странах. В Афганистане невозможно полное преодоление исламских норм и традиций, касающихся положения женщин, и насаждение секулариз-ма западного образца - речь может идти лишь о том, чтобы они были смягчены и не были основаны исключительно на жестких интерпретациях шариата классиками исламского богословия. В это русло и должны быть направлены усилия Организации Объединенных Наций в Афганистане.

Список литературы

1. Женщины // ООН. Глобальные вопросы повестки дня ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/globalissues/women/ (Дата обращения - 08.02.2015).

2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года // ООН. Конвенции и соглашения. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ cedaw.shtml (Дата обращения - 08.02.2015).

3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // ООН. Конвенции и соглашения. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/childcon.shtml (Дата обращения - 08.02.2015).

4. Резолюция 1325 (2000) // ООН. Совет Безопасности. Заседание 4213.2000. - 31 октября. - 12 с. - Режим доступа: http://www.osce.org/ ru/odihr/75309?download=true (Дата обращения - 08.02.2015).

5. Резолюция 2122 (2013) // ООН. Совет Безопасности. Заседание 7044. -2013. - 18 октября. - Б/КБ5/2122 (2013). - 7 с. - Режим доступа: Ы1р//

daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/523/46/PDF/N1352346. pdf?OpenElement (Дата обращения - 08.02.2015).

6. Afghanistan: Annual report 2012. Protection of civilians in armed conflict / UN assistance mission in Afghanistan (UNAMA). - Kabul, 2013. -February. - 71 p. - Mode of access: http://www.ohchr.org/Documents/ Coun tries/AF/UN AMA_POC_armed_conflict.pdf (Дата обращения -08.02.2015).

7. Afghanistan country office: Education. Factsheet / UNICEF.-2011. -November. - 2 p. - Mode of access: http://www.unicef.org/infobycoun try/files/AC0_Education_Factsheet_-_November_2011_.pdf (Дата обращения - 08.02.2015).

8. Afghanistan: Humanity denied. Systematic violations of women's rights in Afghanistan / Human Rights Watch. - 2001. - 1 October. - Vol. 13, N 5 (C). -27 p. - Mode of access: http://www.hrw.org/reports/pdfs/aZafghan/ afgwrd1001.pdf (Дата обращения - 08.02.2015).

9. A way to go: An update on implementation of the law on elimination of violence against women in Afghanistan / UN assistance mission in Afghanistan (UNAMA). - Kabul, 2013. - December. - 47 p. - Mode of access: http://unama.unmissions.org/Portals/UNAMA/Documents/UNAMA%2 0REPORT% 20on% 20EVAW% 20LAW_8% 20December% 202013.pdf (Дата обращения - 08.02.2015).

10. Child, early and forced marriage: A multi-country study. A Submission to the UN Office of the High Commissioner on human rights (OCHCR) // Women living under Muslim laws. - 2013. - 15 December. - 52 p. - Mode of access: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Women/WRGS/Forced Marriage/NGO/WLUML2.pdf (Дата обращения - 08.02.2015).

11. Dyvik S.L. Women as 'practitioners' and 'targets': Gender and counterin-surgency in Afghanistan // International feminist J. of politics. - L.; N.Y.: Routledge, 2014. - Vol. 16, Issue 3. - P. 410-429.

12. Factsheet on the situation of women and girls in Afghanistan / UN assistance mission in Afghanistan (UNAMA). - Kabul, 2009. - 3 p. - Mode of access: http://www.peacewomen.org/assets/file/SecurityCouncilMoni tor/Missions/ Afghanistan/Afghanistan_WomenGirlsFactsheet_2009.pdf (Дата обращения - 08.02.2015).

13. Harmful traditional practices and implementation of the law on elimination of violence against women in Afghanistan / UN assistance mission in Afghanistan (UNAMA); Office of the UN High Commissioner for human rights (OHCHR). - Kabul; Geneva, 2010. - 9 December. - 62 p. - Mode of access: http://unama.unmissions.org/Portals/UNAMA/Publication/Harm ful% 20Traditional% 20Practices_English.pdf (Дата обращения - 08.02.2015).

14. Human rights // UNAMA. United Nations Assistance Mission in Afghanistan. - Mode of access: http://unama.unmissions.org/Default.aspx? tabid=12285&language=en-US (Дата обращения - 08.02.2015).

15. «I had to run away»: The imprisonment of women and girls for «moral crimes» in Afghanistan / Human Rights Watch. - 2012. - March.-119 p. -Mode of access: http://www.hrw.org/sites/default/files/reports/afghani stan0312webwcover_0.pdf (Дата обращения - 08.02.2015).

16. In-depth study on all forms of violence against women: Report of the Secretary-General / / UN. General Assembly. Session 61. Item 60 (a) of the preliminary list. - 2006. - 6 July. - A/61/122/Add. 1. - 139 p. - Mode of access: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N06/419/74/ PDF/N0641974.pdf?0penElement (Дата обращения - 08.02.2015).

17. Kandiyoti D. Between the hammer and the anvil: Post-conflict reconstruction, Islam and women's rights // Third World Quarterly. - L.; N.Y.: Routledge, 2007. - Vol. 28, Issue 3. - P. 503-517.

18. Measuring gender (in)equality: Introducing the gender, institutions and development data base (GID) / Jutting J., Morrisson C., Dayton-Johnson J., Drechsler D. // J. of human development. - L.; N.Y.: Routledge, 2008. -Vol. 9, N 1. - P. 65-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Rahman F.Z. Gender equality in Muslim-majority states and Shari'a family law: Is there a link? // Australian J. of political science. - L.; N.Y.: Routledge, 2012. - Vol. 47, N 3. - P. 347-362.

20. Silence is violence: End the abuse of women in Afghanistan / UN assistance mission in Afghanistan (UNAMA); 0ffice of the UN High Commissioner for human rights (OHCHR). - Kabul; Geneva, 2009. - 8 July. - 39 p. - Mode of access: http://www.ohchr.org/Documents/Press/VAW_Report_7July 09.pdf (Дата обращения - 08.02.2015).

21. The situation in Afghanistan and its implications for international peace and security: Report of the Secretary-General / / UN. General Assembly. Security Council. Session 68. Agenda item 37. - 2014. - 7 March. - A/68/ 789-S/2014/163. - 36 p. - Mode of access: http://unama. unmissions. org/Portals/UNAMA/SG%20Reports/SG-report-Afghanistan-March2014. pdf (Дата обращения - 14.02.2015).

22. The situation of women in Afghanistan // UN. - Mode of access: http:// www.un.org/ events/ women/2002/sit.htm (Дата обращения - 08.02.2015).

23. Still a long way to go: Implementation of the law on elimination of violence against women in Afghanistan / UN assistance mission in Afghanistan (UNAMA). - Kabul, 2012. - December. - 38 p. - Mode of access: http:// unama.unmissions.org/LinkClick.aspx?fileticket=Qy9mDiEa5Rw%3d&tabi d=12254&language=en-US (Дата обращения - 08.02.2015).

24. Women and conflict in Afghanistan / / Asia Report / International Crisis Group. - Brussels, 2013. - 14 October. - N 252. - 54 p. - Mode of access: http://www.crisisgroup.org/~/media/Files/asia/south-asia/ afghanistan/ 252-women-and-conflict-in-afghanistan.pdf (Дата обращения -08.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.