Научная статья на тему 'Афганистан: женщины в условиях вооруженного конфликта'

Афганистан: женщины в условиях вооруженного конфликта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
415
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Афганистан: женщины в условиях вооруженного конфликта»

июнь 2015 г.

Выпуск 37(53)

АФГАНИСТАН: ЖЕНЩИНЫ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

Ольга Новикова,

зав. Отделом Западной Европы и Америки ИНИОН РАН

Как показывает история, права женщин всегда были спорным вопросом в Афганистане, за периодами реформ следовало обратное движение и жесткое ограничение прав. Иногда этот феномен называют «маятником гендерной политики». В настоящее время в этой стране особую важность приобретает право женщин на защиту во время конфликта и их право участвовать в процессе разрешения конфликта. Первым документом ООН, закрепляющим эти права женщин, была резолюция Совета Безопасности № 1325, принятая в 2000 г.1, за ней последовали другие, однако, по сути, усилия Совета Безопасности оказались скорее декларацией о намерениях, поскольку механизм применения резолюции не был создан. Но дело не только в этом. В документе женщины рассматриваются только как жертвы, а ведь роль женщины в войне может быть и другой, женщины часто выступают как комбатан-ты, преследуют определенные политические цели. Резолюция Совета Безопасности способствует восприятию женщин в отрыве от существа конфликта, игнорирует их политическую позицию.

Вооруженный конфликт в Афганистане с разной степенью интенсивности продолжается уже более 30 лет. В материалах западных исследователей период присутствия в Афганистане контингента советских войск однозначно рассматривается как губительный для прав женщин, которые воспринимаются как жертвы военных действий. Однако даже такая организация, как «Хьюман райтс вотч» (Human Rights Watch - HRW), не в состоянии игнорировать очевидный факт, что до прихода к власти движения Талибан 70% учителей, половина госслужащих, 40% врачей были женщинами2 (3, с. 7). После вывода советских войск в стране наступила анархия, моджахеды и криминальные группы похищали женщин, подвергали их насилию, продавали в сексуальное рабство. С приходом к власти та-

либов был обеспечен определенный уровень физической безопасности и порядка. Однако женщины стали первыми жертвами системы правления, основанной на исламском фундаментализме. Ношение хиджаба и паранджи стало обязательным, женщинам воспрещалось появляться в общественных местах без сопровождения мужчины-родственника. И хотя талибы формально не запрещали образование девочек, на деле не удавалось создать требуемых условий для раздельного обучения. Работа женщин вне дома допускалась лишь в сфере здравоохранения.

Когда в страну были введены войска международной коалиции и возобновились военные действия, среди мирных жителей появились многочисленные жертвы. По сведениям МООНСА, с 1 января по 31 мая 2014 г. в Афганистане погибли 1143 мирных жителя, а 2214 получили ранения. Это на 11% больше по сравнению с тем же периодом 2013 г., среди женщин жертв стало на 20% больше, чем в предыдущем году3.

На облегчение положения женщин во время войны направлена принятая в октябре 2013 г. Резолюция СБ ООН № 2122, которая предусматривает необходимость предоставлять женщинам во время вооруженного конфликта и после него «полный объем медицинских, юридических, психологических услуг, а также средств существования»4. Кроме того - и это особенно важно - в резолюции указывается, что женщине должен быть гарантирован доступ к полному набору услуг в сфере сексуального и репродуктивного здоровья, в том числе - в случае беременности, наступившей в результате насилия.

Говоря об участии женщин в постконфликтном восстановлении мира, нужно учитывать тот факт, что настоящие игроки в процессе примирения и «миростроительства» - это люди, обладающие ре-

1 Резолюция 1325 (2000), принятая Советом Безопасности на его 4213-м заседании, 31 октября 2000 года. Организация Объединенных Наций Совет Безопасности. Mode of access: http://www.osce.org/ru/ odihr/75309?download=trae

2 Afghanistan. Humanity denied. Systematic violations of women's rights in Afghanistan. Human Rights Watch, - 1 October 2001. - Vol. 13, N 5 (C) - p. 7. - Mode of access: http://www. hrw.org/reports/pdfs/a/afghan/ afgwrd1001.pdf

3 UNAMA. United Nations Assistance Mission in Afghanistan. Human rights. Дата последнего обращения - 31 июля 2014 г. -Mode of access: http://unama.unmissions.org/Default.aspx?tabid= 12285&language=en-US

4 Женщины и мир и безопасность. Резолюция 2122 (2013), принятая Советом Безопасности на его 7044-м заседании 18 октября 2013 года. S/RES/2122 (2013). - Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N13/523/46/PDF/ N1352346.pdf?OpenElement

Выпуск 37(53)

июнь 2015 г.

альной военной силой. Участие женщин в решении вопросов, посвященных восстановлению разорванной социальной ткани общества хотя и полезно, но лишь укрепляет стереотип, в соответствии с которым женщины могут заниматься только проектированием «мягкой силы». Женщины, которых прочие участники «миростроительства» воспринимают исключительно как статистов, «стоящих на обочине» истории, вряд ли найдут свое место в гражданском обществе создающегося Западом демократического Афганистана.

Международное сообщество борется с гендер-ным стереотипом, существующим в исламской среде, который не позволяет женщине управлять собственной судьбой, и в более широком смысле -участвовать в определении будущего своих общин. Некоторые функционеры ООН даже выступают против употребления термина «женщины и дети», который выделяет группу, противостоящую мужчинам, укрепляя распространенное мнение, что женщины не в состоянии занимать властные позиции в обществе. Но если женщины не обладают властью - значит, они не властны и над своей судьбой, и не могут быть полностью свободны и жить в безопасности. Поэтому в стране, где происходит вооруженный конфликт, обеспечение безопасности женщин должно включать и наделение их властью. Как с этим сейчас обстоит дело в Исламской республике Афганистан?

В нормах шариата, относящихся к жизни семьи, не прописаны вопросы, касающиеся неравенства женщин в социально-политической сфере, допуска к высшему образованию, работы вне дома и участия в политике. Однако шариат настаивает на четком гендерном разделении ролей, что негативно сказывается на возможности женщин работать вне дома и препятствует достижению социально-политического равенства, поскольку в исламских странах нормы шариата служат стандартом поведения в обществе как для мужчин, так и для женщин. В то же время правила шариата стимулируют женщин придерживаться традиционных гендерных обязанностей, связанных с рождением и воспитанием детей, что воспринимается как безусловная ценность. Заметим, что даже в демократических обществах политические амбиции женщин сдерживаются традиционными гендерными нормами, возлагающими именно на женщин ответственность за воспитание детей, что часто препятствует работе женщин в публичной сфере и ограничивает их свободу передвижения.

В Афганистане женщина подвергается осуждению, если появляется в обществе без сопровождения родственника-мужчины, или выступает на людях в защиту прав женщин, или оказывается избрана на государственную должность в местные или центральные органы власти. Однако по кон-

ституции Афганистана за женщинами закреплена квота в парламенте, равная 25%. Таким образом, из 249 членов парламента 64 - женщины1. В 2005 г. губернатором провинции Бамиан стала Хабиба Са-роби, в 2009 г. Азра Джафери заняла пост мэра города Нили (провинция Дайкунди), в 2013 г. Сайра Шакееб Садат была назначена главой уезда в провинции Джаузджан. Женщины возглавляют Министерство по делам женщин (Хасанбуну Газанфар), Министерство здравоохранения (Сурайа Далиль) и Министерство труда и социальной защиты (Амина Афзали)2.

Следует, однако, заметить, что некоторые женщины во властных структурах представляют интересы мужчин - членов своих семей и зачастую выступают против расширения прав женщин. В адрес женщин, занятых в общественной жизни, поступают угрозы, они подвергаются нападениям, случаются даже убийства. Сотрудничество женщин с ООН, как, впрочем, и с неправительственными организациями, воспринимается как работа на «неверных». Снятие паранджи часто считают символом свободы афганских женщин. Но, например, женщины-полицейские в частной жизни, как правило, носят паранджу, полагая, что становятся таким образом незаметными в общественных местах и могут чувствовать себя в безопасности. Женщина, снявшая паранджу, воспринимается как отступница, бросившая вызов исламу. Женщины - члены местных советов жалуются, что коллеги-мужчины не принимают их всерьез, хотя присутствие женщин в провинциальных советах и в парламенте закреплено законом. Женщины чувствуют себя мар-гинализированными, их мнение игнорируется3.

Интересна история 23-летней Нилуфар Рахма-ни. Она - одна из трех женщин, которые участвовали в программе подготовки пилотов 2010 г. При этом она скрывала это от родственников, полагающих, что женщины должны посвящать себя полностью дому и семье. Сейчас в ее адрес регулярно поступают письма с угрозами, раздаются телефонные звонки с требованиями уволиться из армии. Она говорит, что ей теперь недоступны простые вещи. Она не может ходить по улице, за покупками. «Вся

1 Factsheet on the situation of women and girls in Afghanistan. United Nations Assistance Mission in Afghanistan. - P. 2. - Mode of access: http://www.peacewomen.org/assets/file/SecurityCouncil Monitor/Missions/Afghanistan/Afghanistan_WomenGirlsFactsheet_ 2009.pdf

2 Women and conflict in Afghanistan. International Crisis Group. Asia Report N 252, 2013. - October14. - P. 9. - Mode of access: http://www.crisisgroup.org/~/media/Files/asia/south-asia/ afghanistan/252-women-and-conflict-in-afghanistan.pdf

3 Silence is violence. End the Abuse of Women in Afghanistan. Human Rights, United Nations Assistance Mission in Afghanistan. Kabul. Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. Geneva, 2009. - 8 July. 39 p.- Mode of access: http://www. ohchr.org/Documents/Press/VAW_Report_7July09.pdf

июнь 2015 г.

Выпуск 37(53)

моя свобода исчезла» - жалуется Нилуфар. Кстати, одна из трех женщин-пилотов все-таки покинула вооруженные силы1.

На Западе борьба женщин за свои права началась примерно 150 лет назад. С тех пор женщины добились больших успехов, - например введения законов о реальном равенстве и аффирмативных действиях. Но во многих странах Востока, в том числе в Афганистане, существует значительная диспропорция в уровне грамотности мужчин и женщин. Афганские женщины страдают от нищеты и дискриминационных практик. Многие другие факторы, в частности глубоко укоренившееся в афганском обществе ощущение безнаказанности за совершение преступных действий по отношению к женщинам, в том числе во время вооруженных конфликтов, также препятствуют усилиям международного сообщества по реализации прав женщин. Они способствуют введению новых законов и правил жизни. Но приживаются ли они?

О связи прав женщин со стабилизацией ситуации в ИРА упоминал еще Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своей речи на Саммите афганских женщин за демократию в декабре 2001 года: «Я бы хотел воспользоваться случаем, чтобы сказать: не может быть прочного мира в Афганистане и восстановления страны без восстановления прав женщин»2.

Как повлияет вывод вооруженных сил международной коалиции на права афганских женщин? К сожалению, ответ однозначен. По мере вывода войск исполнительные и судебные органы ИРА предпринимают шаги по свертыванию деятельности, направленной на обеспечение равенства полов. В 2009 г. Х. Карзай под давлением западных доноров изменил Закон о личном статусе шиитов, содержавший, помимо других положений, норму, позволявшую мужьям прекращать финансовую поддержку жен, которые не выполняют свои «сексуальные обязанности», и передавать опекунство над детьми мужу. Этот шаг президента вызвал недовольство консервативно настроенных шиитов, и позже был принят закон с поправками, содержавшими ранее отмененную норму. В 2013 г. квота женщин во властных структурах провинций была сокращена с 25% до 20.

По мере вывода сил международной коалиции уровень финансирования процесса обеспечения

1 Female Afghan «Top Gun» soars above gender barrier -Agence France-Presse. 29 April 2015. - Mode of access: http://www.ndtv.com/world-news/female-afghan-top-gun-niloofar-rahmani-soars-above-gender-barrier-759077

2 Silence is violence. End the Abuse of Women in Afghanistan.

Human Rights, United Nations Assistance Mission in Afghanistan. Kabul. Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights. Geneva, 2009. - 8 July. 39 p.- Mode of access: http:// www.ohchr.org/Documents/Press/VAW_Report_7July09.pdf

прав человека в Афганистане, прав женщин и организаций гражданского общества стремительно падает. Это неудивительно: опыт показывает, что поддержка доноров всегда связна с военным присутствием вооруженного контингента страны-донора.

Интересно отметить, что в Афганистане параллельно с деятельностью ООН в сфере поддержки прав женщин также наблюдалась активность Пентагона. Вскоре после вторжения в Афганистан Дж. Буш в Послании Президента Конгрессу США заявил: «В последний раз, когда мы встречались в этом зале, матери и дочери Афганистана находились в неволе в собственных домах, им запрещалось работать и ходить в школу. Сегодня женщины свободны»3. Это высказывание имело целью не только оправдать ввод войск необходимостью освобождения женщин, но и продемонстрировать, что Запад является силой, несущей свободу. В 2009 г. в рамках американских подразделений морской пехоты были созданы «женские боевые группы» (ЖБГ), которые недавно стали неотъемлемой частью МССБ и армии США. В обязанности принятых в эти группы женщин-военнослужащих входят оказание медицинской помощи, преподавание языка, патрулирование и беседы с афганскими женщинами в их жилищах (такие разговоры обычно помогают вести переводчики с пушту и дари). При этом предполагается, что женщины в Афганистане имеют гораздо большее влияние на своих мужей и сыновей, чем принято думать, и что, если афганские женщины поддержат противоповстанческую стратегию международных сил, направленную, как утверждают американцы, на защиту местного населения, то их семьи тоже ее поддержат. Американцы надеются, что получение поддержки со стороны афганских семей может стать важным шагом на пути мобилизации местного населения на борьбу с вооруженной оппозицией. При помощи социальных и экономических программ американцы пытаются привлечь на свою сторону дружелюбно или нейтрально настроенных афганских женщин, рассматривая их как возможных союзников в войне. Рождается иллюзия, что в патриархальном обществе афганки могут оказывать позитивное влияние на мужчин и способствовать трансформации семей и общин, в которых живут. Надо, правда, заметить, что некоторые исследователи считают главной целью создания женских боевых групп получение от афганских женщин ин-

3 Dyvik S.L. Women as «practitioners» and «targets». Gender and counterinsurgency in Afghanistan. International Feminist Journal of Politics. Routledge, L. Published online: 08 Apr. 2013. -Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/14616742.2013.779139

Выпуск 37(53)

июнь 2015 г.

формации разведывательного характера1. Так или иначе мы видим, что, в отличие от деятельности в Афганистане структур ООН, работа специальных структур МССБ и, в частности женских боевых групп, направлена на выполнение задач военного характера.

На пути поощрения прав женщин в этом государстве любые международные структуры встречают немало трудностей, так как гендерное неравенство в Афганистане отражает религиозные и национальные традиции народа, связано с бедственным экономическим положением страны и продолжающимися военными действиями.

Одним из главных препятствий на пути реализации прав женщин представители международного сообщества считают распространение традиционных практик, многие из которых возникли еще в доисламский период. Однако то, что на Западе нередко считают традициями, на самом деле является проявлением новых и более грубых форм порабощения слабых, что стало возможно в условиях криминальной экономики, тотального отсутствия

безопасности, на фоне эрозии связей, основанных на доверии и солидарности, что явилось следствием войны, нищеты и социальных потрясений2. По причине того, что ЕС связывает введение санкций в отношении РФ с состоянием вооруженного конфликта на территории Украины, РФ будет продолжать испытывать на себе экономическое давление вплоть до его деэскалации. Учитывая тот факт, что Россия не является стороной конфликта, данные санкции являются контрпродуктивными для поддержания партнерских отношений между Россией и ЕС. Для нашей страны такая политика европейцев дает стимул к тому, чтобы внимание в первую очередь было обращено на те отрасли экономики, которые являются наиболее уязвимыми, и была произведена структурная перестройка экономической системы, необходимость которой назрела уже давно. В дополнение к этому Россия, как евразийская держава, должна диверсифицировать свои торговые связи и переориентировать свое внимание на государства, расположенные в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

1 Dyvik S.L. Women as «practitioners» and «targets». Gender and counterinsurgency in Afghanistan. International Feminist Journal of Politics. Routledge, L. - P. 8. - Published online: 08 Apr. 2013. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/14616742.2013. 779139

2 Kandiyoti D. Between the hammer and the anvil: post-conflict reconstruction, Islam and women's rights. Third World Quarterly. Apr. 2007, Vol. 28, Issue 3, p. 503-517. 15 p. - Mode of access: http://web.a.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfviewer?vid=17& sid=1e674496-eebf-4bcf-b339-2535a02decf1%40sessionmgr4002& hid=4201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.