О.Н. Новикова
Кризисное урегулирование в Афганистане
Аннотация. В статье подвергнут анализу процесс политического урегулирования в Афганистане, отражены позиции сторон конфликта. Особое внимание уделено роли международных акторов. Также рассмотрены процессы реинтеграции и примирения.
Abstract. The article gives an analysis of the current political settlement in Afghanistan. It reveals the differing priorities and preferences of the parties to the conflict. The author puts emphasis on the role of international actors. The processes of reintegration and reconciliation are also examined.
Ключевые слова: разрешение конфликта, вывод войск НАТО, реинтеграция и примирение, меры по укреплению доверия.
Keywords: conflict settlement, NATO's withdrawal, reintegration and reconciliation, confidence-building measures.
Историческое развитие Афганистана за последние 150 лет характеризуется чередой конфликтов. Это - первая англо-афганская война (1839-1842), вторая англо-афганская война (1878-1881), третья англо-афганская война (1919), вторжение СССР в Афганистан (1979-1989), афганская гражданская война (1989-1992), падение правительства Наджи-буллы, гражданская война между моджахедами и анархия (19921996), правление движения «Талибан» (1996-2001) и антитеррористическая операция сил международной коалиции (2001 - до настоящего времени). Главная черта этих событий - участие
внешних сил - иностранных государств и организаций. В тех сложных ситуациях, в которых оказывались народы Афганистана и которые часто были им навязаны извне, такое средство урегулирования конфликта, как примирение, всегда играло важную роль. И на самом деле, примирение - главная черта норм и социальной практики народов этой страны, часто заменяющая применение силы (9). Приграничные пуштунские племена имеют долгую историю хорошо развитых религиозных, социальных и племенных структур, предусматривающих свои собственные способы управления и методы решения споров. Нынешняя нестабильность не соответствует местным традициям, а является результатом конфликта и разрушения традиционных структур иностранными акторами, что дало возможность экстремистским силам заполнить социальный и политический вакуум.
В литературе, посвященной разрешению конфликтов, реинтеграция и примирение считаются главными компонентами по-слеконфликтного миротворчества (12, с. 3). Реинтеграция - это последняя ступень стратегии «Разоружение, демобилизация и реинтеграция» (РДР). Реинтеграция подразумевает процесс, когда бывшие комбатанты обретают гражданский статус и постоянное место работы. Это процесс, не ограниченный во времени, происходящий в основном в провинциях, т.е. на местном уровне. Важно, чтобы при этом у бывших комбатантов не создавалось впечатления, что они сдаются на милость победителя. При этом начинается процесс восстановления доверия между бывшими комбатантами и мирным населением и инициируется процесс, когда бывшие боевики обретают гражданскую идентичность. Подразумевается, что реинтеграция не может увенчаться успехом, если она не станет частью более широкого процесса политического урегулирования путем переговоров (3). Притом, включение в гражданскую жизнь должно быть необратимым процессом. Известно, что сама по себе реинтеграция не может предотвратить возможность возобновления конфликта, обеспечить установление полного доверия между сторонами и заменить другие механизмы принуждения к миру, такие как укрепление верховенства закона, реформа сектора безопасности и неукоснительное соблюдение условий мирного соглашения.
Что касается примирения, то оно предусматривает культивирование общего видения на независимое и справедливое общество. 66
Это видение включает в себя различные взгляды и политические убеждения, трактует прошлое с помощью механизмов, обеспечивающих справедливость, восстановление в правах и компенсацию; способствует налаживанию позитивных взаимоотношений, обеспечению важнейших социально-экономических и политических изменений. Процесс примирения подразумевает значительный сдвиг во взглядах, идеологии и эмоциональном восприятии.
Существует более узкое понимание примирения, понимаемого как «политическое примирение», в процессе которого создается новая общая политическая платформа для ранее враждебных сторон, политических институтов и акторов. В контексте Афганистана примирение более соответствует параметрам «политического примирения», когда правительство и оппозиция должны создать новую систему взаимоотношений.
Реинтеграция бывших комбатантов была институализирова-на как важнейший элемент мирного строительства после поражения Движения талибов (ДТ) в 2001 г. В апреле 2003 г. в рамках реформы сектора безопасности была запущена «Афганская программа нового начала» (АПНН) под эгидой Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА), которая была направлена на то, чтобы пойти навстречу нуждам комбатантов и отвратить их от участия в боевых действиях. Программа РДР как часть АПНН исходит из того, что существующие вооруженные отряды должны разоружиться до того, как ответственность за безопасность полностью перейдет от сил международной коалиции к афганским национальным силам безопасности (АНСБ), т.е. афганской армии и полиции, таким образом, чтобы не образовался вакуум безопасности после нейтрализации вооруженных формирований. В программе предусмотрены три основных требования: складирование тяжелого вооружения; ликвидация антипехотных мин и запасов амуниции; роспуск нелегальных вооруженных формирований.
Страны НАТО, участвующие в операции в Афганистане, потратили сотни миллионов долларов, пытаясь претворить в жизнь программу «Разоружение, демобилизация, реинтеграция» (РДР). А Соединенные Штаты потратили еще больше средств в рамках Программы реагирования на чрезвычайные ситуации (ПРЧС) («Commander's Emergency Response Program») для поддержки проектов по оказанию гуманитарной помощи или проведению восстанови-
тельных работ. В Афганистане американское командование имеет прямой доступ к средствам, выделяемым в рамках Программы реагирования на чрезвычайные ситуации. В ИРА почти две трети затрат на образование поступало в 2008 г. из фондов ПРЧС (13).
Все более значительная часть американской помощи в настоящее время направляется через занимающиеся вопросами дипломатии подразделения военных ведомств. С 1998 по 2006 г. доля Министерства обороны США в общем объеме американской помощи возросла с 3,5 до 22% при одновременном падении доли Агентства США по международному развитию (USAID). Донорская помощь все чаще направляется в рамках операций, связанных с военными действиями, стирая тем самым грань между помощью в целях развития и обеспечением безопасности. Соединенные Штаты используют ПРЧС для поддержания своего влияния на политических брокеров на местах. Кроме того, американская помощь используется для вооружения связанных с правительством групп в рамках программы «Инициатива по обороне общин» (Community Defense Initiative). Афганские и американские власти надеются, что ее создание позволит поставить под ружье тысячи человек для защиты общинно-племенных территорий от талибов. Также производится финансирование Афганской местной полиции (Afghan Local Police). Эти меры привели к временному наделению властью отдельных влиятельных личностей в центре и на местах в условиях игнорирования прав остального населения.
В ходе усилий по примирению и реинтеграции были допущены просчеты стратегического характера. Зачастую те руководители вооруженной оппозиции, которые переходили на сторону центрального правительства, прокладывали себе путь к обретению нового статуса не в рамках многомиллионной программы РДР, а обращаясь непосредственно к президенту или в парламент (9, с. 5-6). Для афганского правительства при молчаливом согласии международного сообщества процесс примирения превратился в процесс заключения сделок. К тому же администрация Б. Обамы связала процессы примирения и реинтеграции с выводом войск в надежде, что они в целом завершатся к 2015 г.
Для повстанцев участие в вооруженной борьбе - это помимо идейной убежденности еще и материальная поддержка, и социально-политический статус. Однако для многих из тех, кто встает 68
на путь сотрудничества с центральным правительством, шансы на участие в политической и экономической жизни невелики.
Тем не менее международная коалиция продолжает прилагать усилия в целях достижения мира в Афганистане. В июне 2010 г. после Лондонской конференции была запущена Программа мира и реинтеграции в Афганистане (ПМРА), на реализацию которой мировым сообществом было выделено 140 млн. долл. К концу 2011 г. афганское правительство получило 133,4 млн. долл. на цели реинтеграции, но освоило только 7,7 млн. долл. (3). Предполагалось, что данная программа послужит основой контртеррористической кампании западных союзников. Но, как и предыдущие подобные мероприятия, ПМРА страдает от несовпадения взглядов МССБ и правительства Х. Карзая, которое рассматривает этот план как вспомогательный элемент в деле достижения политического соглашения с руководителями ДТ и Исламской партии Афганистана (ИПА), возглавляемой Г. Хекматьяром, и усиления патронажных сетей.
Сотрудники специального подразделения МССБ, занимающегося реинтеграцией, полагали, что ПМРА явится программой оказания правительственной помощи провинциям, однако на практике эта программа используется как орудие осуществления разведывательных действий, способствующих наведению на цели. Кроме того, существует двусмысленность в отношении кандидатов на участие в программе реинтеграции, которых порой направляют в Афганскую местную полицию (АМП) или используют в программе «Инициатива по обороне общин». Таким образом, ПМРА приобретает характер широкомасштабной разведывательной операции с использованием наемников с целью превратить милицию в инструмент борьбы против повстанцев, а не программы, имеющей целью смягчение недовольства на местах и завершение конфликта. На данную программу с 2010 по 2015 г. будет потрачено 784 млн. долл.
На тактическом и оперативном уровнях, предусматривающих реинтеграцию рядовых бойцов, небольших групп, местных лидеров, которые формируют основную массу повстанцев, программа включает следующие меры: прощение участников вооруженной оппозиции; поддержка процесса демобилизации; исключение определенных фамилий из «черных» списков; политическая
амнистия; перемена места жительства; обеспечение личной безопасности и возможности профессиональной подготовки; обучение грамоте и исламское образование; создание рабочих мест; перевод военных на гражданское положение; вмешательство с целью примирения (по просьбе) и фасилитация.
На стратегическом и политическом уровнях, касающихся руководства вооруженной оппозиции, предусматривается исключение из санкционного списка ООН, разрыв связей с «Аль-Каидой», возможное политическое убежище в третьей стране (12, с. 10).
Кандидаты, которые будут участвовать в программе реинтеграции, могут не сдавать свое оружие в целях собственной безопасности, но их оружие должно быть зарегистрировано. Тому, кто напишет документ с намерением сложить оружие и признает Конституцию, обеспечивается временная амнистия. Участникам программы предоставляется небольшая стипендия в течение трех месяцев, казенное жилье и возможности профессионального обучения. Но в целом программа нацелена на обеспечение личной безопасности, а не на материальную поддержку.
Однако гарантирование личной безопасности бывшим боевикам оказалось большой проблемой. Все реинтегрированные полевые командиры не уверены в своей безопасности. Некоторые из них живут в охраняемых домах, но другие вернулись в свои деревни. Программа не предусматривает каких-либо мер по их систематической защите. Особенно большому риску подвергаются реин-тегрированные боевики с юга и востока Афганистана (3).
Программой руководит Высший совет мира (ВСМ), все 70 членов которого были назначены президентом Х. Карзаем. В сентябре 2011 г. был убит председатель совета Бурхануддин Раб-бани. В ВСМ доминируют моджахеды, количество женщин крайне незначительно. Важнейшей задачей совета является вовлечение в программу руководителей провинций и уездов. Через губернаторов провинций проводится финансирование программы, и именно они назначают членов провинциальных советов мира. Они являются связующим звеном между потенциальными участниками ПМРА и местными филиалами ВСМ. Существует конкурентная борьба за доступ к финансовым ресурсам. Среди чиновников западных и юго-западных провинций, таких как Герат и Гильменд, где талибы проводят успешные рейды, наблюдается скептицизм в 70
отношении выполнения ПМРА. В связи с интенсификацией военных усилий Соединенных Штатов в Гильменде сомневаются в успехе программы реинтеграции боевиков, многие из которых переместились к северу, чтобы избежать операций МССБ. Часто местные жители рассматривают эту программу как возможность сменить место жительства. Они боятся прихода в их провинции пуштунов. Большинство из 3028 бывших боевиков, официально зарегистрированных к январю 2012 г. как кандидаты для участия в ПМРА, - непуштуны и являются выходцами из северных провинций. Только 200 человек из южных провинций присоединились к программе к январю 2012 г., а в провинции Гильменд присоединились лишь 19 человек. Можно сомневаться и в отношении истинных мотивов бывших членов вооруженной оппозиции, присоединившихся к ПМРА. Их дальнейшее поведение может зависеть от изменения военно-политической обстановки. Обескураживающим фактом явилось убийство 1 апреля 2011 г. семерых сотрудников представительства МООНСА в Мазари-Шарифе местными демонстрантами, среди которых были трое афганцев, недавно включившихся в программу ПМРА.
Большая проблема, возникшая при реализации данной программы, - отсутствие координации между руководством округов и провинций, между губернаторами провинций и центром, между афганским правительством и МССБ, между МССБ и посольствами.
Хотя участие в проекте гражданского общества должно было бы быть важнейшим элементом реализации программы реинтеграции, особенно в деле контроля над кандидатами и рассмотрении жалоб, не существует структуры, которая бы этим занималась.
Первая волна реинтеграции началась еще до того, как были созданы национальные советы мира и техническая поддержка на местах. И все мероприятия по реинтеграции проводились регулярными войсками и частями особого назначения МССБ, что еще больше указывало на то, что программа продвигается международными акторами. Бывшие комбатанты боятся регистрироваться под своими именами, давать свои отпечатки пальцев и биометрические данные, опасаясь мести талибов. Поэтому не существует точной цифры реинтегрированных комбатантов. Представители западных стран, участвующие в ПМРА, полагали, что в апреле 2012 г. реинтегрировано 900 боевиков, афганские чиновники полагают,
что 1000-1500. В соответствии с неофициальными данными МССБ в мае интегрированы 1650 человек, а по официальным данным афганского правительства - 1809 человек. Все равно, к августу 2012 г. общее количество реинтегрированных лиц оказалось значительно ниже 12-15 тыс. - цифры, которая могла бы повлиять на ситуацию (4).
Программа не в состоянии обеспечить безопасность реинтег-рированным комбатантам, особенно на юге и востоке страны. Они иногда находятся под угрозой ареста силами НАТО «за связи с талибами», что неоднократно случалось, потому что Главное управление национальной безопасности (ГУНБ) и другие афганские правоохранительные структуры не информируют МССБ, с кем они ведут переговоры. В теории любой полевой командир и его люди, признающие Конституцию, отказывающиеся от насилия и террора, могут подлежать политической амнистии. Но на деле до сих пор не разработаны параметры политической амнистии. И западные, и афганские ответственные лица опасаются затрагивать этот политически чувствительный вопрос, поскольку в соответствии с Законом об амнистии 2007 г. в противоречии с международными договорами, которые ратифицировал Афганистан, полная амнистия предоставляется лицам, нарушавшим права человека во время недавних конфликтов.
Возникла проблема с распределением фондов для проведения в жизнь программы реинтеграции и укрепления мира. Средства распределяются очень медленно, и присутствует элемент коррупции со стороны афганских властей.
Приблизительно 85% всех реинтегрированных комбатантов -из северных и западных провинций. Непонятно, все ли они бывшие члены ДТ и ИПА. Существуют подозрения, что некоторые из них - члены криминальных группировок.
В условиях, когда в стране не хватает рабочих мест и не решена проблема обеспечения безопасности, многие реинтегриро-ванные афганцы стремятся сохранить свое личное оружие. Кроме того, они опасаются мести со стороны талибов. Поэтому многие бывшие комбатанты направляются служить в Афганскую местную полицию (Afghan Local Police). Это приводит к многочисленным случаям злоупотребления властью, когда новоиспеченные полицейские занимаются вымогательствами и запугиваниями. Кроме того, местные элиты пытаются включить своих доверенных людей
в Программу мира и реинтеграции, даже если они не были членами ДТ, с тем чтобы затем продвинуть их в местную полицию и этим обеспечить собственную безопасность. Таким образом, Программа мира и реинтеграции в Афганистане, развивая в том числе идею местной самообороны, не привела к сокращению количества вооруженных людей в стране.
Вначале тактика стран НАТО заключалась в том, чтобы прежде всего стимулировать процессы реинтеграции, а не вступать в переговоры с руководителями ДТ. Предполагалось, что реинтегри-рованные повстанцы низшего и среднего звена подтолкнут своих лидеров к примирению. Эта тактика себя не оправдала. Между крупными полевыми командирами и рядовыми бойцами существуют крепкие узы, часто племенного происхождения. И рядовые бойцы, и руководители среднего звена зачастую не присоединяются к программе реинтеграции до тех пор, пока не начнутся мирные переговоры с их лидерами. Талибы связаны между собой идеологически. Многие из них считают, что в программе реинтеграции будут участвовать только те, кто вынужден был присоединиться к ДТ по материальным соображениям. Как известно, жалованье рядовых бойцов вооруженных формирований порой достигает 300 долл. Однако практика свидетельствует о том, что власти зачастую не выполняют полностью данных обещаний, поэтому процесс реинтеграции развивается чрезвычайно медленно.
Подход стран НАТО к проблеме реинтеграции носит в основном экономический характер и сфокусирован на предоставлении работы и экономическом стимулировании. При этом игнорируется политическая сторона дела. Талибы продолжают сопротивление не потому, что в стране разрушенная экономика. Речь идет не об экономике, а о власти. Кроме того, комбатанты сражаются из соображений чести и самоуважения, из-за религиозных мотивов и против иностранного вмешательства. Они рассматривают процесс реинтеграции как признание поражения и сдачу в плен.
Что касается экономических проектов международного сообщества, то доказано, что они продвигаются только в безопасных районах. Там, где нет стабильности, строительные компании платят талибам за возможность функционировать. Поток денежных средств, выделенных на развитие западными странами, подпитывает молодое поколение повстанцев. И если начнется усиленное
финансирование нестабильных областей, то это породит негодование в более спокойных районах.
Отсутствие всеобъемлющего подхода к проблеме реинтеграции и тот факт, что она не рассматривается в более широком контексте мирного процесса, связаны с нежеланием стран НАТО и афганского правительства бороться с первопричинами продолжающегося сопротивления, связанными с их собственным поведением - неэффективностью правительства, коррупцией, хищничеством, тактикой иностранных контингентов. Процесс реинтеграции рассматривается как натовский проект, поддержанный коррумпированным и несправедливым правительством. И действительно, поскольку страны НАТО оплачивают Программу мира и реинтеграции, а МССБ рассматривает ее как часть военной стратегии, иностранная военная машина глубоко вовлечена в ее осуществление.
Программа мира и реинтеграции началась в период наращивания военных усилий НАТО в регионе и была направлена на то, чтобы ослабить вооруженную оппозицию перед тем, как пригласить ее сесть за стол переговоров. Сейчас эти амбициозные планы уступили место более скромной задаче: обеспечить афганцам условия для достижения договоренности между собой после того, как большая часть западных войск покинет страну, и добиться, чтобы Пакистан участвовал в урегулировании (10). В ближайшем будущем натовские войска покинут страну, и афганское правительство возьмет на себя всю полноту ответственности за безопасность государства. Возможно, это приведет к расширению диалога с руководством ДТ. Но вероятна и другая перспектива: с уходом международных контингентов вооруженная борьба на местном и национальном уровнях может разгореться.
Центральному правительству не удалось устранить недостатки программы, что связано с тем, что оно не смогло договориться с властями в провинциях и получить консолидированную поддержку центра. Предполагалось, что Программа мира и реинтеграции в Афганистане будет способствовать усилению власти губернаторов провинций, однако фундаментальные основы местного управления остаются довольно шаткими, потому что отсутствуют конституционные и юридические основания для большей автономии провинций. Пока не будет осуществлен решительный
сдвиг конституционного баланса сил в сторону периферии, данная программа не сможет переломить ход борьбы с вооруженной оппозицией.
Начиная с 2002 г. (декрет об общей амнистии) был проведен целый ряд индивидуальных амнистий, сопровождаемых договоренностями о дележе власти на местном и национальном уровнях. Кабул пытался сделать отдельных членов ДТ своими политическими союзниками, используя все возможности, в том числе при помощи Совета национальной безопасности (СНБ), который заявляет о предоставлении гарантий безопасности бывшим государственным чиновникам и военачальникам, что на самом деле трудноосуществимо. Сложно найти срединную линию между стремлением к заключению мира и необходимостью соблюдать справедливость. Во время афганских конфликтов было совершено много преступлений, ответственность за которые возлагается большей частью на лидеров повстанцев. Однако во имя долгосрочной стабильности и интересов безопасности, возможно, было бы разумно в данной ситуации подавить чувство справедливого возмездия.
Президент Х. Карзай неоднократно обращался к мулле Омару, руководителю Шуры в Кветте, и к Г. Хекматьяру с предложением начать мирные переговоры. Однако его призывы к примирению так и не нашли отклика у лидера ДТ. Что касается руководителя ИПА, то он готов к переговорам, но только после вывода иностранных войск из Афганистана.
Представляется, что в условиях уменьшающейся поддержки ИРА со стороны международного сообщества, а также в связи с перспективой вывода коалиционных сил до конца 2014 г. как афганское правительство, так и международная коалиция пришли к единому мнению, что военного пути решения афганского конфликта не существует. НАТО все больше концентрирует свое внимание на проблеме реинтеграции и примирения как важных элементах своей афганской стратегии.
Было бы ошибкой полагать, что поскольку вооруженная борьба против талибов не увенчалась успехом, то положение спасет соглашение о разделении власти между центральным правительством, Движением талибов и другими группировками вооруженной оппозиции. Бессистемные попытки Х. Карзая заключить сделки с отдельными лидерами повстанцев ставят под угрозу ближайшую перспективу урегулирования. Х. Карзай использует риторику
примирения в своих политических интересах, позиционируя себя как главную опору будущего соглашения о разделе власти. Но репутация его правительства как партнера на переговорах испорчена в связи с коррупцией и злоупотреблением властью.
Неудачи правительственной политики примирения объясняются в какой-то степени тем, что не существует консенсуса по поводу того, что подразумевать под примирением. Известны три основных требования к вооруженной оппозиции: сложить оружие, порвать связи с «Аль-Каидой» и признать Конституцию Афганистана. Однако правительство до сих пор не обозначило, каким образом оно обеспечит членам ДТ и ИПА участие в политической жизни государства и сможет ли гарантировать конституционные права женщин и национальных меньшинств. К тому же замалчивается вопрос об ответственности талибов за многочисленные нарушения прав мирного населения, а также игнорируется требование ДТ наказать виновных в злоупотреблениях со стороны центрального правительства.
Шагом вперед в деле примирения можно было бы считать открытие офиса ДТ в Катаре, рассматриваемого в качестве площадки для межафганских мирных переговоров. Правда, как только просочились слухи о готовящемся событии, президент Х. Карзай отозвал своего посла из этой страны (в декабре 2011 г.). Однако в марте 2012 г. лидеры талибов решили приостановить переговоры с американцами, что говорит о глубоком недоверии между сторонами переговоров. Талибы не хотят вести переговоры с центральным правительством. Американцы не информируют никого о своих планах насчет переговоров. Президент Х. Карзай в свою очередь не смог прийти к согласию с легальной политической оппозицией. Кроме того, переговорный процесс вызывает недоверие у таджиков, хазарейцев, узбеков и других этических групп непуштунского происхождения. Он также вызывает нервозность у женщин и у гражданского общества Афганистана, которые опасаются, что официальный Кабул зайдет слишком далеко в своих уступках вооруженной оппозиции.
Неоднозначно было воспринято решение афганского правительства (конец 2010 г.) о неподсудности и политической амнистии всех боевиков, участвовавших в военных действиях до 2002 г. Этот закон был подвергнут критике со стороны международных право-
защитных организаций и афганской Независимой комиссии по правам человека. Однако не поступило никакой реакции от представителей НАТО и Международных сил содействия безопасности, а также от дипломатического сообщества в Афганистане. Нелишне вспомнить, что в 2007 г., когда парламент пытался принять этот закон, все представители НАТО жестко осудили данное намерение. Но с тех пор вера в победу над талибами существенно поубавилась. Есть опасение, что международное сообщество готово уступить власть в значительной мере пуштунскому Талибану, отступив от обязательств, принятых на себя после Боннской конференции 2001 г. по поддержке мультиэтнического инклюзивного правления.
В настоящее время напряженность в отношениях между различными этносами Афганистана возросла. Это связано, в частности, с недовольством Волеси джирги (нижней палаты парламента) вмешательством президента Карзая в избирательный процесс на парламентских выборах в сентябре 2010 г. Политическая оппозиция негативно относится к переговорам с талибами в связи с убийствами видных деятелей Северного альянса (например, генерала Дауда Дауда в мае 2011 г., бывшего председателя ВСМ Б. Раббани). Кроме того, политические силы непуштунского происхождения опасаются, что вывод из Афганистана международных сил приведет к развязыванию гражданской войны. Президент уже не рассматривается как заслуживающий доверие брокер, и в глазах политической оппозиции он теряет свой авторитет в связи с неудачами в деле налаживания национального диалога по вопросу политического урегулирования. Правительство Х. Карзая не может договориться с легальной политической оппозицией, в частности, потому, что на Джирге мира в июне 2010 г., на Лойе джирге в ноябре 2011 г. и на Боннской конференции в декабре 2011 г. не присутствовали видные лидеры оппозиции. Для того чтобы политическое урегулирование в Афганистане привело к устойчивому миру, нужно, чтобы правительство Х. Карзая учло взгляды и интересы легальной оппозиции еще до того, как начнутся переговоры с вооруженной оппозицией.
Президент Х. Карзай старается в первую очередь идти навстречу своему ближайшему окружению пуштунского происхождения. Пример этого - назначение 70 членов Высшего совета мира в сентябре 2010 г. Вся власть сконцентрирована в руках членов правления - в подавляющем большинстве пуштунов (41 человек),
ныне или ранее связанными с ДТ, ИПА, Хизб-е ислами Халиса и Ха-ракат-ул-инкелаб-ал-ислами. 12 членов работали в талибском правительстве, 13 - имеют связи с ИПА (11). И только 12 членов, включая 10 женщин, представляют интересы гражданского общества.
Высший совет мира можно рассматривать как символический орган, который призван удовлетворять требованиям, предъявленным президенту Х. Карзаю Западом по активизации процесса примирения и по приданию ему видимости широкого представительного органа. Руководство действовало без консультации с рядовыми членами совета. Самым большим влиянием в совете пользовался Б. Раббани и бывший губернатор Кандагара и Газни Асадулла Халед1. Вряд ли будут когда-либо обнародованы результаты расследования СНБ ИРА обстоятельств убийства Б. Раббани. Известно, что он поддерживал план Соединенных Штатов открыть в Катаре представительство ДТ, но не с дипломатическим статусом, а как площадки для переговоров. У него также было намерение привлечь группу независимых исламских богословов как посредников для организации переговоров с талибами в Кабуле. Возможно, внутренние распри среди талибских лидеров по поводу переговоров, а также по поводу прекращения огня на отдельных участках театра военных действий, а также планы издания фетвы, запрещающей атаки террористов-смертников на территории Афганистана, и послужили причинами убийства Б. Раббани. В любом случае контакты с Движением талибов и ИПА - двумя главными центрами силы повстанцев - велись в обход формальных афганских институтов, например Высшего совета мира. Правительство Х. Карзая также не играло сколько-нибудь значительной роли, потому что вооруженная оппозиция считает возможными переговоры непосредственно с американцами.
В этой связи возникают сомнения в отношении будущей роли ВСМ и насчет декларированного американцами «афганского руководства» процессом переговоров. Неясность существует в отношении того, кто должен вести переговоры. Если не удастся достигнуть соглашения между главными афганскими игроками, Со-
1 В декабре 2012 г. было организовано покушение на Асадуллу Халеда с тяжелейшими для его здоровья последствиями. В покушении просматривается след пакистанских спецслужб.
единенными Штатами и странами НАТО в отношении выработки критериев для выбора внушающих доверие высокопоставленных переговорщиков со стороны вооруженной оппозиции и в отношении стратегического видения конечной цели переговоров, то вряд ли возможен прогресс в достижении урегулирования.
Контакты между афганским правительством, талибами, ИПА и другими повстанческими группировками начались довольно давно, но особенно интенсивно они ведутся с 2008 г., когда стало ясно, что не удается военным путем одолеть вооруженную оппозицию. Большая часть инициатив в этом направлении осуществлялась Советом национальной безопасности, который организовывал встречи между членами правительства, «примирившимися»1 талибами и членами ИПА как внутри страны, так и за рубежом. Формально руководителем СНБ является Рангин Д. Спанта, советник президента по национальной безопасности и бывший министр иностранных дел, но проблемами примирения занимается также Ибрагим Спинзада, бывший глава СНБ, и Шаида Абдали, пуштун из племени папалзаев, друг семьи президента и бывший заместитель руководителя СНБ (в настоящее время - посол ИРА в Индии). В переговорах также участвует Рахматулла Набиль, сподвижник И. Спинзады, бывший руководитель охраны президента и ГУНБ (в настоящее время он заменил Ш. Абдали на посту заместителя Р.Д. Спанты).
Основные свои усилия Совет национальной безопасности под общим руководством И. Спинзады, Абдул Каюм Карзая, старшего брата президента, и в меньшей степени Ахмад Вали Карзая, его покойного двоюродного брата, направил на наведение мостов между администрацией Х. Карзая и их соплеменников в руководстве Шуры Кветты. Партнеров по переговорам также искали среди союзников талибов - выходцев из Кандагара, где семья Х. Карзая долгие годы имела земли и власть. Среди них можно выделить муллу Абдул Гани Барадара, пуштуна из племени папалзаев (как и сам президент), и Таеб Агу, основного переговорщика талибов из южной провинции Урузган. Но переговоры афганского правительства с ним были прерваны, когда Межведомственная разведка Пакистана в результате совместной операции с ЦРУ арестовала
1 Возможен термин «замиренные». - Прим. авт.
А.Г. Барадара в Карачи. Вскоре последовали аресты других высокопоставленных талибов в Пакистане, включая Моулави Абдул Ка-бира, бывшего главу Шуры Пешавара и губернатора провинции Нангахар при талибах. Эти аресты нужно расценивать как превентивный удар пакистанских военных, направленный против усилий афганского руководства упрочить связи со своими соплеменниками из Шуры Кветты. После ареста А.Г. Барадара у афганского правительства сузились возможности для установления контактов с лидерами талибов. Многие члены международной коалиции полагают, что выведение бывших видных членов ДТ из санкционного списка1 будет способствовать превращению этой структуры из вооруженной группировки в политическую организацию, как это произошло с легальной частью ИПА, которая фактически стала политическим крылом вооруженной группировки Г. Хекматьяра.
В материалах Международной кризисной группы отмечается, что, в то время как налаживание контактов с ДТ не имеет особого успеха, усилия правительства Х. Карзая в отношении ИПА довольно результативны. Причина, по которой группировка Хекматьяра ищет компромисса с правительством, - это ее относительная слабость по сравнению с ДТ и группировкой Хаккани (6, с. 15). Нам представляется, что скорее наоборот - благодаря своему позиционированию в обществе и авторитету ИПА заставила Х. Карзая с собой считаться. Тем более что ему на фоне давления со стороны северян необходимо было на кого-то опереться. Политическое крыло партии играет активную роль в парламенте, имеет 65 мандатов из 249. Несколько функционеров ИПА являются министрами, занимают посты в администрации президента. Ряд членов партии являются губернаторами провинций и руководителями округов. Х. Карзай в силу своей слабости готов идти на компромисс с ИПА, которая очень активно работает среди различных слоев населения страны, невзирая на этническую принадлежность людей. Партия насчитывает только зарегистрированных членов 40 тыс. человек.
1 Санкционный список ведет Совет Безопасности ООН в соответствии с Резолюцией СБ ООН 1267, принятой в 1999 г. Режим санкций касается «Аль-Каиды» и Талибана и связанных с ними лиц и организаций (1). 80
Если переговоры с ДТ и ИПА время от времени ведутся (пока контакты прерваны), то с группировкой Хаккани установить контакт не удается. Группировка Хаккани вряд ли пойдет на какие-либо переговоры, так как они ранее заявили о своей полной лояльности мулле Омару и будут следовать в форватере его политики. Соединенные Штаты пытаются оказать давление на эту группировку, накладывая санкции на ее главных лидеров и вынуждая Пакистан интенсифицировать военные действия против нее в Северном Вазиристане. Однако это вряд ли возможно, так как Г. Хекматьяр, который многократно менял свою позицию и союзников в зависимости от ситуации, поддерживает тесные связи с Объединенным разведывательным управлением ИРП. Кроме того, характеризуя лидера ИПА, американские аналитики употребляют термин «absolutely salvageable» (абсолютно восстанавливаемый, исправимый, пригодный для повторного использования). Г. Хек-матьяр - прагматик, с которым можно иметь дело (7).
В последние годы делегация ИПА не менее 16 раз встречалась с представителями афганского правительства. Однако после подписания 2 мая 2011 г. Стратегического соглашения между ИРА и США переговоры были прерваны.
Хотя все переговоры с ДТ проходят в обстановке секретности, нет никаких признаков того, что они ведутся вокруг главных вопросов, касающихся механизма, обеспечивающего участие вооруженной оппозиции в осуществлении государственной власти в Афганистане. Что же вместо этого может обсуждаться на переговорах с ДТ на современном этапе?1 Это - пересмотр санкционного списка ООН и вывод из него некоторых членов ДТ. Объявление амнистии для «примирившихся» талибов:
- открытие политического офиса ДТ в нейтральной стране и обеспечение возможности для членов семей представителей ДТ переехать в данную нейтральную страну (по соображениям безопасности) и получить там жилье;
- освобождение некоторых членов ДТ и других повстанцев, содержащихся в афганских и американских тюрьмах, прежде всего из Гуантанамо и Баграма.
1 Но нужно иметь в виду, что обсуждают представители ДТ эти вещи не с правительством, а с пакистанцами и американцами.
Среди лидеров ДТ не сложилось консолидированного мнения относительно этих «мер по укреплению доверия». Такие военачальники, как Моулави Кабир, руководивший операциями в Центральном и Восточном Афганистане, и мулла Абдул Каим За-кир, командовавший операциями на юге страны и ныне осуществляющий командование операциями в северо-восточных и центральных районах Афганистана, придерживаются идеи борьбы до полной победы, которая должна быть достигнута военным путем. Таким образом, были разногласия между муллой Абдулом Васайем Мутасимом Агой, главой политической комиссии руководящего совета ДТ, и основными военачальниками. Мутасим - ближайший сподвижник муллы Омара и сторонник Тайиб Аги, который налаживал связи с западными правительствами и продвигал идею создания представительства в Катаре. Как и другие члены ДТ, вступавшие в контакт с представителями стран НАТО самостоятельно, он оказался в конфликте одновременно с Шурой Кветты и с пакистанской межведомственной разведкой. Когда летом 2011 г. стало известно об открытии офиса в Катаре, на его дом в Карачи было произведено вооруженное нападение.
В течение нескольких лет афганское правительство пыталось открыть офисы ДТ в Турции или Саудовской Аравии. Но турки не дали согласия из опасений быть обвиненными внутренней оппозицией в исламизме. А саудиты были серьезно встревожены нежеланием талибов порвать связи с «Аль-Каидой». Эти обстоятельства подтолкнули США к решению открыть офис в Катаре. При этом согласия афганского центрального правительства даже не спросили, что вызвало возмущение Х. Карзая, и из Катара был отозван афганский посол «для консультаций».
Всё это говорит о противоречиях между афганским правительством и Западом по поводу методов политического урегулирования афганского конфликта. Серьезным препятствием на пути переговорного процесса послужили разногласия между правительством Х. Карзая и натовцами по вопросу исключения из санкцион-ного списка ООН (делистинга) некоторых членов Движения талибов. Совет Безопасности ООН в 1999 г. принял резолюцию 1267, утвердившую режим замораживания счетов, запретов на зарубежные поездки и эмбарго на поставки оружия для членов «Аль-Каиды», Талибана и связанных с ними частных лиц и организаций. 82
Резолюции 1988 и 1989 (17 июня 2011 г.) разделили санкционные режимы для «Аль-Каиды» и Талибана. Руководство НАТО полагало, что это явится важным шагом на пути укрепления доверия, однако талибы не торопятся разрывать связи с «Аль-Каидой». Маловероятно, что ДТ публично отречется от «Аль-Каиды». Другое дело, что талибы не поддерживает идею «Аль-Каиды» о всемирном джихаде и не хотели бы, чтобы «Аль-Каида» «хозяйничала» в Афганистане.
Вначале санкционный список ООН включал 144 человека. После Лондонской конференции из него были исключены 24 человека - руководители среднего звена, почти все из центральных и восточных провинций. Четверть из них уже скончались. Несколько человек стали членами Высшего совета мира, а затем, как многие надеются, будут работать в будущем представительстве ДТ. Х. Карзай выбрал тактику затягивания процесса делистинга, что вызвано разногласиями внутри афганского правительства. СНБ периодически выражал поддержку процессу переговоров, однако его члены не могли договориться по поводу того, кто должен и сможет вести эти переговоры. Советник президента по национальной безопасности Р. Спанта полагает, что главным препятствием для переговоров является сама возможность для талибов найти укрытие в Пакистане.
Между Вашингтоном и Кабулом идет упорная борьба по поводу пленников-талибов в Гуантанамо и Баграме. Американский Конгресс сопротивляется закрытию тюрьмы в Гуантанамо и освобождению некоторых видных членов Движения талибов1, что вызывает недовольство афганского парламента. В марте 2012 г. была достигнута договоренность о переводе пяти пленников из Гуантанамо в тюрьму более легкого содержания в Катаре при условии, что в эту страну за ними последуют их семьи. Однако освобождение заключенных было отложено. Напомним, что в стране возникла напряженность, когда в феврале 2012 г. в Баграме был сожжен Коран. Вскоре появилось сообщение, что близ Кандагара американский военнослужащий расстрелял 16 местных мирных жителей
1 Сопротивление Конгресса усилилось после того, как выяснилось, что освобожденный из Гуантанамо в результате переговоров мулла Абдул Каим Закир (упомянутый ранее) возобновил вооруженную борьбу против МССБ.
(на самом деле действовало целое подразделение). Талибы возвестили о прекращении переговоров с Соединенными Штатами, несмотря на то что Х. Карзай выступил с призывом об ускорении вывода американских войск из ИРА.
Еще одной темой переговоров, возможно, будет ряд решений о прекращении огня, что может дать талибам возможность осуществлять контроль над целыми районами на юге и востоке страны. Узнав об этом плане стран НАТО, афганское правительство заявило, что его реализация приведет к фактическому расчленению страны.
Мы можем наблюдать, как растет пропасть между риторикой о ведении переговоров «при лидирующей роли афганцев» и реальностью, когда мнение афганцев игнорируется, что, видимо, будет иметь место вплоть до конца 2014 г. Неудачи в переговорном процессе также в большой мере связаны с тем, что он проходит под руководством не афганцев, на которых непосредственно отразятся результаты переговоров, а под началом США, Великобритании и Германии. Они, кстати, сконцентрировали все свои усилия на налаживании контактов с ДТ, оставляя в стороне другие аспекты жизнедеятельности афганского государства. Остаются большие сомнения по поводу того, сможет ли нынешнее правительство, полностью зависимое от иностранной поддержки и испытывающее кризис легитимности, интегрировать в существующую систему управления идеологически мотивированное движение, настаивающее на том, чтобы догмы шариата превратились в конституционные принципы. Известна крайне отрицательная реакция системной оппозиции на создание предложенного талибами государственного устройства. Маловероятно, чтобы она участвовала в его строительстве. Не совсем ясно, смогут ли талибы примирить в своих рядах ваххабитов (и салафи-тов) и сторонников умеренного ислама? А навязанный внешними акторами мир не в состоянии снять растущую напряженность в отношениях между пуштунами и непуштунами. Соглашения о прекращении огня в отдельных районах, которые могут быть достигнуты опять-таки под нажимом иностранных участников, вряд ли способны предотвратить возобновление гражданской войны.
Стабильность в стране может быть достигнута, только если будет решен вопрос о том, станет ли афганское государство исламской республикой, демократией или исламским эмиратом и в ка-84
кой степени шариат будет определять жизнь его граждан. Другая важная проблема - это разделение властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти и между центром, провинциями, уездами и муниципалитетами. Все стороны конфликта в Афганистане должны прийти к консенсусу в отношении юридического оформления распределения власти в стране и правовой основы политической власти, т.е. в отношении Конституции. По-видимому, процесс переговоров должен начинаться с обсуждения новой Конституции. Очень важно провести электоральную реформу до 2014 г., имея в виду выборы президента Афганистана в 2014 г. и передачу ответственности за обеспечение безопасности в стране афганскому руководству.
Что касается роли внешних акторов, то понятно, что разрешить конфликт в Афганистане они не в состоянии. Представители Запада полагают, что их задача - принудить талибов к переговорам, но всякая попытка навязать условия урегулирования из Вашингтона, Лондона или Брюсселя только подтолкнет самих талибов и поддерживающих их пакистанских военных воевать до победного конца. Неудачи в деле проведения переговоров в большой степени также связаны с тем обстоятельством, что в Афганистане переплелись интересы слишком большого числа внешних игроков. Североатлантический союз - участник конфликта и поэтому не должен был бы руководить процессом переговоров. Лидирующая роль должна принадлежать ООН. Странам НАТО, России и Китаю, Организации исламского сотрудничества и даже ШОС надлежит поддерживать процесс со стороны и гарантировать соблюдение достигнутых соглашений. В одном из докладов Международной кризисной группы, ведущей исследования в Афганистане, отмечается, что «энтузиазм ООН в Афганистане несколько уменьшился после серии политических и вооруженных нападений на ее представительства начиная с 2009 г.» (15, с. 36). На самом деле это не так. МООНСА активно действует в русле избранной тактики по трем основным направлениям: поиск надежных каналов диалога с талибами; поддержка деятельности ВСМ; работа с членами СБ по вопросам исключения отдельных фигурантов из санкционных списков. В частности, МООНСА выступает за облегчение процедуры предоставления изъятий и запретов на поездки для отдельных
фигурантов санкционного списка, однако осуществляться это должно без подрыва санкционного режима. Важным также считается взаимодействие Кабула и МООНСА с региональными организациями, в том числе с ШОС и ОДКБ, в интересах стабильности и развития ИРА и всего региона.
При администрации Дж. Буша не просматривалась четко выраженная позиция США в отношении примирения. При Б. Обаме американцы определенно высказались в пользу переговоров с талибами, способными договариваться, которых они называют «умеренными талибами». В Госдепартаменте осознавали, что примирение может помочь стабилизировать Афганистан. Но существовали ограничения юридического характера, которые нашли поддержку и в Конгрессе, в отношении политических переговоров с вооруженными формированиями. Поэтому Программа мира и реинтеграции, основным донором которой являются США, сконцентрирована на переговорах с участниками вооруженной оппозиции низшего звена. Об этом упоминается и в исследовании Международной кризисной группы, посвященном вопросам воссоздания Афганской национальной армии (5, с. 25-26). Однако американцы не исключили взаимодействие с руководителями ДТ, которое должно было иметь более закрытый характер и осуществляться при посредничестве правительства Х. Карзая представителем, подотчетным непосредственно президенту ИРА. Кстати, в настоящее время именно руководство ВСМ и уполномочено афганским лидером представлять интересы страны на переговорах с вооруженной оппозицией.
Что касается Великобритании, то она заинтересована в тех параметрах примирения, которые предусматривают наделение полномочиями ранее исключенных из процесса общин и местных структур. Великобритания оказывает значительную финансовую поддержку Программе мира и реинтеграции в Афганистане, но рассматривает ее прежде всего как инструмент по сбору информации, а не как путь для политического урегулирования. Британцы хотят, чтобы офисы ПМРА в провинциях размещались вместе с офисами губернаторов, которые должны будут руководить процессом примирения на уровне провинций. К деятельности Лондо-
на в рамках процесса примирения и реинтеграции афганцы относятся с недоверием (9, с. 12).
Европейский союз осознает важнейшую роль примирения в миротворческом процессе. Некоторые европейские страны имеют связи с Северным альянсом, который еще не готов оказать полную поддержку этому процессу. Представители некоторых европейских стран испытывают сложности во взаимоотношениях со своими столицами, пытаясь убедить их в необходимости поддержать процесс примирения (9, с. 13). Эти сложности связаны с европейским общественным мнением, находящимся под влиянием СМИ, настроенных против талибов и Исламской партии Афганистана. Однако некоторые европейские государства являются последовательными сторонниками Программы мира и реинтеграции Афганистана, о чем свидетельствует их финансовый вклад в эту программу. Они полагают, что политические усилия по включению пуштунских общин в мирный процесс являются ключевыми для обеспечения стабильности на юге. Однако складывается впечатление, что европейцы ждут ясного сигнала от американцев и готовы уступить им главную роль в этом процессе.
Поскольку конфликт в Афганистане имеет ярко выраженное «международное измерение», безопасность и стабильность государства в значительной мере зависят от развития событий внутри соседнего Пакистана, от его внешней политики. Принимая во внимание комплексную природу конфликта, маловероятно, чтобы переговоры по поводу примирения с высокопоставленными лидерами вооруженной оппозиции проходили без надзора со стороны Исламабада. Поэтому администрация Б. Обамы сделала акцент именно на роли Пакистана, провозгласив в 2009 г. стратегию Аф-Пак. Многие наблюдатели восприняли арест муллы Барадара в начале 2010 г. как сигнал из Исламабада о том, что переговоры по поводу Афганистана должны вестись с его участием (12, с. 32). Сомнительно утверждение некоторых исследователей о том, что Пакистан - давний сторонник примирения. Если бы он бескорыстно хотел мира, то конфликт давно был бы исчерпан. Правда то, что талибский режим - единственный в истории Афганистана, имевший тесные связи с пакистанским правительством, а особенно с Объединенным разведывательным управлением (ОРУ) Пакистана
и с пакистанской армией. Действительно, президент А. Зардари установил хорошие отношения с Х. Карзаем. Но пакистанцы ведут сложную игру в расчете на установление своего доминирующего положения в ИРА. ОРУ поддерживает талибов, придерживающихся жесткой линии, и наказывает тех, кто проявляет интерес к примирению вне их контроля. Кроме того, Пакистан, исходя из интересов собственной безопасности, не желает, чтобы в Афганистане было правительство, которое имело бы тесные связи с Индией (9, с. 15).
Индия - еще один важный игрок в Афганистане, который является крупнейшим региональным донором, предоставив, например, в 2010 г. помощь на восстановление страны в размере 1,3 млрд. долл. Постепенное, но заметное наращивание индийского присутствия свидетельствует о том, что Индия намерена играть существенную роль в сложившейся политической ситуации, отслеживая усилия Пакистана в регионе. Очевидно, что индийская политика в Афганистане значительным образом связана с ее взаимоотношениями с Пакистаном. Индийцы увязывают разрешение конфликта в Афганистане с разрешением конфликта вокруг Кашмира. Принимая во внимания террористические нападения, которые имели место в Индии в последние годы, неудивительно, что Индия сдержанно относится к возможности проведения переговоров с лидерами вооруженной оппозиции, хотя и поддерживает идею реинтеграции. В любом случае на позицию Индии в отношении переговоров с талибами будет влиять уровень вовлеченности Пакистана в процесс мирных переговоров.
Индийцы внимательно наблюдают за афганской программой национального примирения, опасаясь усиления позиций талибов в будущих структурах власти в стране. Известно, что Индия выступает за превращение Афганистана в мощный региональный транспортный, торговый и энергетический центр, связывающий Центральную и Южную Азию.
Маловероятно, что мирные переговоры с талибами будут проходить без участия Ирана. ИРИ заинтересована в стабильности региона и пытается поставить заслон терроризму, исходящему из Афганистана (суннитское происхождение которого ИРИ подчер-88
кивает). Иран пытается создать альтернативу западным рынкам, способствуя развитию региональных энергетической и экономической систем, стремясь уравновесить американское влияние в регионе. Тегеран стремится ограничить военное присутствие США в соседних странах и в Центральной Азии, где территория, воздушное пространство и военные базы могут быть использованы для нападения на Иран. ИРИ надеется на расширение торговых отношений с центральноазиатскими странами и опасается новой вспышки гражданской войны в Афганистане, в результате которой в страну хлынут новые потоки беженцев. Существует тесное сотрудничество Ирана и Афганистана в противодействии наркотрафику через ирано-афганскую границу.
Иран поддерживает Северный альянс и в стратегическом плане не может поддерживать ДТ. У ИРИ никогда не было хороших отношений с талибским режимом, но зато Иран имеет контакты с другим участником оппозиции - Хизб-е-ислами и поддерживает идею примирения с его членами. В то же время Иран выступает против примирения с Талибаном как политической группой. Однако есть сведения, что отдельные радикальные элементы в ИРИ снабжают некоторые отряды талибов на западной границе Афганистана медикаментами и легким стрелковым оружием. Официальный Тегеран это отрицает.
Выводы
Трудно дать прогноз относительно развития событий в Афганистане после вывода иностранных войск. Эксперты Международной кризисной группы считают, что «поспешный вывод не поможет Афганистану и не будет способствовать решению реальных проблем региональной и международной безопасности, связанных с развалом афганского государства» (2). Сотрудники этого исследовательского центра полагают, что без поддержки извне правительство Х. Карзая рухнет, вооруженная оппозиция будет контролировать большую часть территории, внутренний конфликт ужесточится, усиливая перспективы возврата разрушительной гражданской войны образца 1990-х годов. Даже неполная победа талибов стимулирует террористическую активность пакистанских экстремистских групп. Это может способствовать росту насилия в
Пакистане и увеличению количества атак на Индию. В этой ситуации соседи Афганистана, несомненно, окажут поддержку родственным этническим группам населения, производя вливания военных ресурсов и финансируя войну. Конфликт может распространиться, чему будут способствовать беженцы, экстремистские группировки и другие силы, ситуация выйдет из-под контроля, и ее не решить атаками беспилотников.
Говоря о перспективах, следует признать, что если правительство Х. Карзая по-прежнему не будет учитывать интересы системной политической оппозиции, национальных меньшинств, женщин и населения в целом, то переговоры о мире вряд ли увенчаются успехом. По мнению европейских государств - членов НАТО, устойчивый мир может быть достигнут только при условии внесения изменений в Конституцию, которые должны реструктурировать нынешний политический порядок, при котором центральное правительство и власти на местах не подотчетны своим избирателям. При этом члены НАТО не должны рассматривать меры доверия как самоцель. Многие западные исследователи не поддерживают идею открытия политического офиса Талибана в третьей стране, ссылаясь на то, что его руководство не склонно создавать плюралистическую политическую систему. Однако нам представляется, что это ошибочная позиция. Военным путем, как известно, афганскую проблему не решить. Офис нужен для переговоров, а переговоры нужны для достижения мира. Ну, и как тут быть?
ООН - единственная международная организация, которая в состоянии обеспечить политическую поддержку и сконцентрировать ресурсы для длительного и сложного переговорного процесса. НАТО по мере вывода войск должна все больше включать ООН в процесс диалога и передачи ответственности афганским властям. Перераспределение власти по окончании урегулирования должно произойти в результате внутриафганского политического процесса, а не в результате сделок, заключенных НАТО и США. Должны быть обеспечены координация действий и консультации всех заинтересованных игроков. Лозунг НАТО «сражаться, говорить и строить» (fight, talk, build) сам по себе не поможет положить конец конфликту, создавая видимость переговоров с ДТ. Не надо удивляться тому, что мирный процесс, осуществляемый одновременно
с нарастанием военной активности иностранных войск, не оказался эффективным. Многие афганцы считают, что присутствие иностранных вооруженных сил способствует продолжению конфликта (8, с. 17).
Кроме того, одни только переговоры с лидерами ДТ и ИПА, если они вообще начнутся, не могут привести к ощутимым результатам. В случае их согласия с условиями примирения, им должна быть предоставлена возможность участвовать в выборах. Иногда высказывается мнение, чтобы выборы были отложены до тех пор, пока не начнется в реальности процесс примирения. Однако откладывать выборы никто не будет. Запад категорически выступает против этого. А реальные переговоры не могут начаться до тех пор, пока не будет выполнено условие ДТ и ИПА о полном выводе иностранных войск из страны. Теоретически только Пакистан мог бы повлиять на позицию вооруженной оппозиции. Но он этого делать не хочет, пока в Афганистане не будет власть, которая его устраивает.
Переговоры продвигаются с большим трудом еще и потому, что вооруженная оппозиция состоит из различных групп с разными интересами и целями, некоторые сконцентрированы на непосредственных задачах, другие - на положениях национальной повестки дня, а некоторые, например группировка Хаккани, - тесно связаны с региональными и транснациональными экстремистами, такими как пакистанские талибы, джихадистские группы, а также «Аль-Каида» (2, с. 10). Нам представляется, что Хаккани сделает то, что хочет Мулла Омар. Хекматьяр, который сначала вел переговоры с правительством и представителями западных стан, теперь тоже выдвинул условие - полный вывод иностранных войск из ИРА и только потом переговоры. Поэтому пока ситуация тупиковая.
Однако стало известно, что в декабре 2012 г. состоялась встреча бывших талибов, которые, правда, не имели полномочий от руководства ДТ, членов Высшего совета мира, депутатов парламента ИРА, некоторых руководителей Северного альянса и представителей афганского гражданского общества в Париже (14). От подобного мероприятия трудно было бы ожидать каких-либо практических результатов. Однако, как мы видим, политические инициативы вокруг афганского урегулирования продолжаются, хотя сам мирный процесс по-прежнему находится в эмбриональном состоянии.
Список литературы
1. Резолюция Совета Безопасности ООН 1267 (1999), принятая Советом Безопасности на его 4051-м заседании 15 октября 1999 года. -S/RES/1267 (1999). - Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC / GEN/N99/300/46/PDF/N9930046. pdf?OpenElement
2. Afghanistan: Exit vs engagement // Asia Briefing / International Crisis Group, Kabul/Brussels, 2010. - N 115, 28 November. - Mode of access: http://www.crisisgr0up.0rg/~/media/Files/asia/south-asia/ afghanistan/ B115%20Afghanistan%20--%20Exit%20vs%20Engagement.pdf
3. Derksen D. Impact or illusion? Reintegration under the Afghanistan peace and reintegration program // Peacebrief / United States Institute of Peace. -September 22, 2011. - Mode of access: http://www.humansecurity gateway.com/documents/USIP_ImpactorIllusion_ReintegrationundertheAf ghanistanPeaceandReintegrationProgram.pdf
4. Derksen D. Peace from the bottom-up? The Afghanistan peace and reintegration program / Peace Research Institute Oslo (PRIO). - 2011. - Mode of access: http://www.eplo.org/assets/filesZ5. % 20Miscellaneous/Derksen-Prio.pdf
5. A force in fragments: Reconstituting the afghan national army / / Asia Report / International crisis group. - N 190, 12 May 2010. - Mode of access: http://www.crisisgroup.org/~/media/Files/asia/ south-asia/ afghanistan/ 190%20A%20Force% 20in% 20Fragments% 20-% 20Reconstituting% 20the%20 Afghan%20National%20Army.pdf
6. The Insurgency in Afghanistan's Heartland / / Asia Report / International crisis group. - N 207, 27 June 2011. - Mode of access: http: / /www. crisisgroup.org/~/media/Files/asia/south-asia/afghanistan/207% 20The% 20Insurgency% 20in%20Afghanistans%20Heartland.pdf
7. Kaplan R.D. Man versus Afghanistan / / The Atlantic. - April 2010. - Mode of access: http: / /www. theatlantic. com/ magazine/ archive/2010/03/man-versus-afghanistan/7983/4/?
8. Lamey J., Winterbotham E. Painful steps. Justice, forgiveness and compromise in Afghan's peace process // Afghanistan research and evaluation unit. Policy note series. - 2011. - November. - Mode of access: http:// reliefweb. int/ sites/ reliefweb.int/files/resources/Full_Report_2940. pdf
9. Masadykov T., Giustozzi A., Page J.M. Negotiating with the Taliban: Toward a solution for the afghan conflict / / Crisis States Working Papers Series / Development Studies Institute. - 2010. - N 2, January. - Mode of access: http: / / www2. lse. ac.uk/internationalDevelopment/research/crisis States/download/wp/wpSeries2/WP662.pdf
10. Rosenberg M., Norland R.U.S. Abandoning hopes for Taliban peace deal // The New York Times. - 2012. - October 1. - Mode of access:
http://www.nytimes.com/2012/10/02/world/asia/us-scales-back-plans-for-afghan-peace.html?pagewanted=all&_r=0
11. Ruttig Th. The Ex-Taliban on the High Peace Council: A renewed role for the Khuddam ul-Furqan? // Afghanistan Analysts Network. - 2010. - April. -Mode of access: http://www.humansecuritygateway.com/documents/ AAN_ExTalebanOnHighPeaceCouncil.pdf
12. Sajjad T. Peace at all costs? Reintegration and Reconciliation in Afghanistan // Afghanistan Research and Evaluation Unit. Issues Paper Series. - 2010. -October. - Mode of access: http://www.areu.org.af/Uploads/ EditionPdfs/1035E-Peace% 20at%20all%20Costs%20IP% 202010%20web.pdf
13. The «securitization of aid». - Mode of access: www.unesco.org/new/.../ gmr2011-press-release-militarization-ru.pdf)
14. Taliban seek new Afghan constitution to join peace process // Sajad Press, Khaama Press. - 22 Dec. 2012. - Mode of access: http://www.khaama. com/taliban-seek-new-afghan-constitution-to-join-peace-process-59874
15. Talking about talks: toward a political settlement in Afghanistan // Asia Report / International crisis group. - 2012. - N 221, 26 March. - Mode of access: http: / / www.crisisgroup.org/ ~/media/Files/ asia/south-asia/afghani stan/221-talking-about-talks-toward-a-political-settlement-in-afghanistan.pdf