Научная статья на тему 'Онтология музыкальной культуры в контексте уровневой модели досуговой деятельности'

Онтология музыкальной культуры в контексте уровневой модели досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онтология / досуговая деятельность / общество / культура / социокультурный феномен / общественные отношения / ontology / leisure activity / society / culture / sociocultural phenomenon / public relations

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева А. В., Рукавицына Е. А., Мыльникова Е. В., Бородай С. С.

Музыкальная культура рассмотрена как уровневое образование в контексте деятельностного подхода к досуговой сфере. Доказано, что «музыкальная культура» – это уровень потребности человека в сфере музыки. В рамках исследования предложена уровневая модель музыкальной культуры, которая выделяет углубленную, усредненную и посредственную музыкальную культуру через отношение к музыке, уровень осведомленности об основах музыкальной теории и музыкальной литературы и прикладному использованию музыкального контента. Уровневые характеристики применены к исследованию предметной досуговой деятельности в подростковом возрасте. Показано, что современные общественные процессы требуют увлечения и развлечения ребенка в первую очередь, что вынуждает понижать требования к музыкальной культуре личности до усредненного уровня – когда интерес к музыке инертен, но общий уровень музыкальной эрудиции позволит человеку в дальнейшем развиваться самостоятельно. Обозначен комплекс формирования музыкальной культуры подростка, в котором ключевая роль отведена близкому окружению ребенка и деятельности организаций дополнительного образования. Уровневая модель формирования музыкальной культуры подростка, отражающейся в уровне потребности подростка в сфере музыки, зависит от музыкального окружения и музыкального воспитания субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontology of musical culture in the context of a level model of leisure activities

Musical culture is considered as a level education in the context of an activity-based approach to the leisure sphere. It has been proven that “musical culture” is the level of a person’s need in the field of music. As part of the study, a level model of musical culture is proposed, which distinguishes in-depth, average and mediocre musical culture through the attitude towards music, the level of awareness of the basics of musical theory and musical literature and the applied use of musical content. Level characteristics are applied to the study of objective leisure activities in adolescence. It is shown that modern social processes require the child’s passion and entertainment in the first place, which forces the requirements for the individual’s musical culture to be lowered to an average level when interest in music is inert, but the general level of musical erudition will allow a person to develop independently in the future. The complex of formation of a teenager’s musical culture is outlined, in which the key role is assigned to the child’s close environment and the activities of additional education organizations. The level model of the formation of a teenager’s musical culture, reflected in the level of the teenager’s need in the field of music, depends on the musical environment and musical education of the subject.

Текст научной работы на тему «Онтология музыкальной культуры в контексте уровневой модели досуговой деятельности»

Андреева А.В.

Кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности.

Гуманитарный институт, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.

Рукавицына Е.А.

Кандидат культурологии, доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности, Гуманитарный институт, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.

Мыльникова Е.В.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности, Гуманитарный институт, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.

Бородай С.С.

Исполняющий обязанности заместителя директора по организационно-просветительской работе. МАУДО «Детская школа искусств №8», г. Красноярск.

Онтология музыкальной культуры в контексте уровневой модели досуговой деятельности*

Аннотация. Музыкальная культура рассмотрена как уровневое образование в контексте деятельностного подхода к досуговой сфере. Доказано, что «музыкальная культура» - это уровень потребности человека в сфере музыки. В рамках исследования предложена уровне-вая модель музыкальной культуры, которая выделяет углубленную, усредненную и посредственную музыкальную культуру через отношение к музыке, уровень осведомленности об основах музыкальной теории и музыкальной литературы и прикладному использованию музыкального контента. Уровневые характеристики применены к исследованию предметной досуговой деятельности в подростковом возрасте. Показано, что современные общественные процессы требуют увлечения и развлечения ребенка в первую очередь, что вынуждает понижать требования к музыкальной культуре личности до усредненного уровня - когда интерес к музыке инертен, но общий уровень музыкальной эрудиции позволит человеку в дальнейшем развиваться самостоятельно. Обозначен комплекс формирования музыкальной культуры подростка, в котором ключевая роль отведена близкому окружению ребенка и деятельности организаций дополнительного образования. Уровневая модель формирования музыкальной культуры подростка, отражающейся в уровне потребности подростка в сфере музыки, зависит от музыкального окружения и музыкального воспитания субъекта.

Ключевые слова: онтология, досуговая деятельность, общество, культура, социокультурный феномен, общественные отношения.

Andreeva A.V.

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Advertising and Social and Cultural Activities. Humanitarian Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk.

Rukavitsyna E.A.

Candidate of Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Advertising and Social and Cultural Activities, Humanitarian Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk.

* © Андреева А.В., Рукавицына Е.А., Мыльникова Е.В., Бородай С.С., 2024. Онтология музыкальной культуры в контексте уровневой модели досуговой деятельности

Mylnikova E.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Advertising and Social and Cultural Activities, Humanitarian Institute, Siberian Federal University, Krasnoyarsk.

Boroday S.S.

Acting Deputy Director for Organizational and Educational Work, MAUDO "Children's Art School No. 8", Krasnoyarsk.

Ontology of musical culture in the context of a level model of leisure activities

Abstract. Musical culture is considered as a level education in the context of an activity-based approach to the leisure sphere. It has been proven that "musical culture" is the level of a person's need in the field of music. As part of the study, a level model of musical culture is proposed, which distinguishes in-depth, average and mediocre musical culture through the attitude towards music, the level of awareness of the basics of musical theory and musical literature and the applied use of musical content. Level characteristics are applied to the study of objective leisure activities in adolescence. It is shown that modern social processes require the child's passion and entertainment in the first place, which forces the requirements for the individual's musical culture to be lowered to an average level - when interest in music is inert, but the general level of musical erudition will allow a person to develop independently in the future. The complex of formation of a teenager's musical culture is outlined, in which the key role is assigned to the child's close environment and the activities of additional education organizations. The level model of the formation of a teenager's musical culture, reflected in the level of the teenager's need in the field of music, depends on the musical environment and musical education of the subject.

Key words: ontology, leisure activity, society, culture, sociocultural phenomenon, public relations.

Музыкальная культура - многогранное явление, которое нуждается в комплексном социально-философском изучении. Существует взаимосвязь между музыкальной культурой личности и музыкальной культурой общества. Таким образом, можно утверждать, чем качественнее музыкальная культура личности, тем качественнее музыкальная культура общества. Учет качественных критериев досуговой деятельности, на наш взгляд, является необходимым условием, в том числе, формирования категориального аппарата теории досуго-вой деятельности. Отношение субьекта досуговой деятельности к процессу самой деятельности, в случае данного исследования, к занятию музыкой. В дан-

ной статье мы применим предложенную Андреевой А.В. уровневую модель досуговой деятельности к конструированию понятия «музыкальная культура подростков» [1, 13-16]. Можно выделить три уровня в потреблении культурный благ: потребление, творчество и экстериоризация. На этапе творчества человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Рассмотрим музыкальную культуру как уровневое образование в контексте дея-тельностного подхода к досуговой сфере.

В научном осмыслении термин «музыкальная культура» имеет большое количество интерпретаций. Такое явление объяснимо культурологической, социальной, искусствоведческой

и педагогической природой подходов к изучению и определению самого термина. Сложность и многоаспектность термина «музыкальная культура» непосредственно связана с самим предметом культуры - музыкой. Содержание художественных музыкальных произведений, процесс восприятия музыки, средства выразительности, сочетание музыкальных произведений исторической эпохе и многое другое вызывают много обсуждений и мнений. Также большую роль сыграло представление музыкального искусства как сферы профессиональной и досуговой деятельности. К вопросу определения понятия подходили как академические композиторы и исполнители, музыкальные критики и педагоги, так и культурологи, социологи и ученые социально-культурной деятельности. Таким образом, рамки определения становятся разнонаправленными и широкими.

В.С. Цукерман предложил определение музыкальной культуры как совокупности накопленных ценностей музыкального искусства и деятельность людей и учреждений по производству, сохранению и потреблению ценностей [11]. Такая интерпретация близка к традиционному толкованию более широкого определения - «культура». С этой точки зрения музыкальная культура может трактоваться: как музыкальная развитость личности, обладающая художественным вкусом и способная критически осмыслять музыкальную интерпретацию, как деятельность по созданию, сохранению и передачи музыкальных культурных ценностей, как части духовной сферы социальной жизни людей.

С другой стороны, исследователи объединяли музыкальную культуру и музыку, однако при подробном рассмотрении стало понятно, что музыкальная культура шире самой музыки. При

определении музыкальной культуры общества важную роль играет социальное поле культуры. В научной литературе имеются понятия музыкальной культуры в общественном осмыслении и рамках отдельной личности. А.Н. Сохор в своей работе говорит, что музыкальная культура представляет собой единство музыки и ее социального функционирования [9].

Говоря о музыкальной культуре, нельзя упускать важный момент - любая культура, в том числе и музыкальная - это система. В поддержку этого тезиса выступают исследования и работы многих ученых. Так, М.М. Бухман, изучая этническое своеобразие музыкальной культуры подчеркивает, что музыкальная культура - это многоуровневая система, с разветвленной структурой и комплексом механизмов функционирования, актуализирующих этническую специфику исследования [4]. В систему музыкальной культуры, по мнению Э.В. Скворцовой, входят конкретная деятельность представителей музыкальной культуры, общая инфраструктура культурной деятельности и стабильность экономики и политики в стране [8].

Особое внимание стоит уделить классификации Р.А. Тельчаровой [10], которая выделяет высокий, средний и низкий уровни музыкальной культуры. Высокий уровень музыкальной культуры характеризуется: высокой степенью овладения комплексом знаний, умений и навыков музыкального искусства, высоким уровнем влияния на другие виды деятельности музыкально-культурного аспекта; систематичным и целенаправленным приобщением к музыкальному искусству, развитыми музыкальными потребностями и интересами; широкой эрудицией в области музыки; значительной силой музыкально-идейных убеждений, транслирующихся выбором высоких музыкально-эстетических идеалов.

средний уровень музыкальной культуры может быть описан: инертностью в области музыкального саморазвития; развитыми неравномерно музыкальными навыками и умениями; меньшим объемом практических и теоретических знаний в области музыки; незначительным проявлением музыкально-эстетического аспекта в других видах жизнедеятельности. Низкий уровень музыкальной культуры характеризуется: низким уровнем критических представлений о музыке и наличие низких требований к музыкальному произведению; скромным объемом знаний в области музыки; незначительным или отсутствующим уровнем музыкальной деятельности.

на основе приведенных ранее мнений относительно музыкальной культуры общества и личности можно вывести следующее рабочее определение музыкальной культуры - это уровень потребности человека в сфере музыки. Используя данное определение, мы предложим рабочую уровневую классификацию музыкальной культуры по следующим категориям:

поверхностная музыкальная культура - музыка используется как фоновая подложка для какой-либо основной деятельности или как воплощение гедонистической функции музыки;

усредненная музыкальная культура - в основе данной категории лежит интерес к музыке как искусству. Производится активное изучение музыкального материала, возможно применение субъективной оценки качества музыкальных произведений;

углубленная музыкальная культура - личность обладает большим опытом в музыкальной сфере, имеется профессиональная исполнительская, режиссерская или оценочная деятельность в отношении музыкального материала. Применим найденные уровневые

характеристики понятия «музыкальная культура» к исследованию досуговой деятельности в подростковом возрасте. Особенности музыкальной культуры подростков определяются физиологическими, психологическими и социокультурными факторами. Прежде всего, необходимо указать на влияние бурного физиологического развития в этот жизненный период.

С физиологической точки зрения подростковый период характеризуется как кризисный. В подростковом возрасте происходит смена авторитетов. Ребенок начинает воспринимать себя как самостоятельную единицу, формируется собственное мнение, проявляются демонстративность и бунтарство. Происходит перестройка памяти, которая становится логической. Увеличение информации, которую необходимо запомнить, приводит к частым жалобам на плохую память. однако с физиологической точки зрения память только улучшается.

Помимо прочего, высока роль педагогов в становлении личности подростка. Если в общеобразовательной школе соприкосновение с академической музыкой происходит только на уроках музыки (которые по сути своей являются симбиозом музыкальной литературы и общего хора в детских музыкальных школах) и мировой художественной культуры, являясь лишь одним элементом из обширного круга информации, проходимого за курс. Больший объем знаний и соприкосновения с классической музыкой у учащихся детских музыкальных школ и школ искусств. Требованиям развития музыкальной культуры личности в большей мере отвечает музыкальная педагогика.

Так, обращаясь к музыкальной педагогике, центром которой является сама музыка, стоит обратиться к мыслям Б.В. Асафьева. По мнению ученого

музыкальная культура есть музыка с ее ближайшим контекстом и всей совокупностью общественных форм музицирования [2]. В подростковом возрасте ребенок больше всего открыт к разного рода музыкальным активностям. Обучение музыке дается легче, чем в другие временные периоды жизни, конкретно выраженного музыкального вкуса еще не имеется и подросток открыт ко многим сферам музыки. Связано это также и с тем, что в подростковом возрасте случает переход к более аналитическому мышлению у ребенка и тем самым открывается возможность начинать понимать музыку не только как что-то радостное или грустное, но и более интеллектуально развито, хоть и по-прежнему поверхностно по большей части.

У Д.Б. Кабалевского, великого советского композитора и педагога музыкальная культура есть музыкальная грамотность [5]. Такой подход можно связать с тем, что из всех представленных выше ученых, Дмитрий Борисович является музыкантом и композитором с академическим образованием, которое определяет его трактовку в более профессиональном ключе.

В последние годы раскрылся феномен «омузыкаленности» общества [6, 199-209] Определяется это явление различием между использованием музыки сейчас, от времен расцвета классической музыки. Так, в XIX веке единственный доступный способ послушать музыку - либо собраться в кругу единомышленников в гостиной, либо отправиться на концертную площадку или сцену оперы. Сейчас же для прослушивания музыки достаточно иметь смартфон или радио. Таким образом, технический прогресс определил смену условий потребления музыки, оставив за бортом необходимое ранее получение музыкального образования.

формирование музыкальной культуры детей многогранно. Музыка окружает молодую личность в период становления с разных сторон: семья, друзья, школа, прохожие - всех факторов не учесть. Однако, из всех перечисленных источников музыкального просвещения, именно культурно-до-суговые учреждения и учреждения дополнительного образования благоприятнее всего сказываются на музыкальном окружении подростков.

обе формы учреждений направлены на реализацию дополнительного образования детей, которое может быть определено как процесс целенаправленного воспитания и развития личности. основная форма реализации

- обучение в рамках программ дополнительного образования или оказания дополнительных образовательных услуг. Главная цель такого образования

- развитие гармоничности личности, учитывая интересы, как человека, так и государства [7, 12].

Понимание процессов формирования музыкальной культуры подростков в контексте уровневой модели показывает, что прежняя система направлена на формирование углубленной музыкальной культуры - когда погружение в музыкальные академические процессы занимает значимую часть времени ребенка, что благоприятно сказывается на формировании музыкальной эрудиции ребенка. однако современные процессы требуют увлечения и развлечения ребенка в первую очередь, что вынуждает понижать требования к музыкальной культуре личности до усредненного уровня - когда интерес к музыке инертен, но общий уровень музыкальной эрудиции позволит человеку в дальнейшем развиваться самостоятельно.

Следовательно, нельзя забывать, что формирование музыкальной культуры

подростка, отражающейся в уровне потребности подростка в сфере музыки, зависит от музыкального окружения и музыкального воспитания субъекта. Представленная схема помогает приблизиться к пониманию всех факторов формирования музыкальной культуры, однако необходимо дополнить данный список неформальными объединениями и государственный орган, ответственный за создание и проведение государственной культурной политики.

References

[1] Andreeva A.V. Intellectual leisure as a sphere of polysubjective interaction // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. 2014. № 12-3 (50). P. 13-16.

[2] Asafiev B.V. Musical form as a process. Moscow:

Music, 1978. 376 p.

[3] Berezina V.A. Development of additional education

for children in the Russian education system: textbook. Moscow: Dialogue of Cultures, 2007. 512 p.

[4] Bukhman M.M. Ethnic originality of musical culture: specialty 24.00.01 "Theory and history of culture" dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences / Bukhman Mark Moiseevich; Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering. Nizhny Novgorod, 2005. 155 p.

[5] Kabalevsky D.B. How to teach children about mu-

sic? - Moscow: Education, 1989. 187 p.

[6] Kamalova G.R. Museum project as a means of de-

veloping the musical and aesthetic culture of adolescents // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2020. № 52. P. 199-209.

[7] Lorenz V.V. Formation of musical culture of ado-

lescents in the conditions of interaction between family, school and institutions of additional education: specialty 13.00.05 "Theory, methodology and organization of socio-cultural activities" dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences / Veronika Valerievna Lorenz ; Tambov State University named after. G.R. Der-zhavina. Tambov, 2012. P. 215.

[8] Skvortsova E.V. Ecological and cultural mission of the Russian emigration of the first "wave" (on the example of the activities of representatives of Russian musical culture): specialty 24.00.01 "Theory and history of culture" dissertation for the degree of candidate of cultural studies // Moscow State University of Culture and Arts. Moscow, 2003. 173 p.

[9] Sokhor A.N. Sociology and musical culture. Moscow: Soviet Composer, 1975. 200 p.

[10] Telcharova R.A. Music and culture (personal ap-

proach). Moscow: Knowledge, 1986.

[11] Tsukerman V.S. Music and the listener: experience of sociological research. Moscow: Music 1975. 202 p.

Список литературы

[1] Андреева А.В. Интеллектуальный досуг как сфера полисубъектного взаимодействия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-3 (50). с. 13-16.

[2] Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс.

Москва: Музыка, 1978. 376 с.

[3] Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебное пособие. Москва: Диалог культур, 2007. 512 с.

[4] Бухман М.М. Этническое своеобразие музыкальной культуры: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Бухман Марк Моисеевич; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. нижний новгород, 2005. 155 с.

[5] Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - Москва: Просвещение, 1989. 187 с.

[6] Камалова Г.Р. Музейный проект как средство

развития музыкально-эстетической культуры подростков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 52. С. 199-209.

[7] Лоренц В. В. Формирование музыкальной куль-

туры подростков в условиях взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования: специальность 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вероника Валериевна Лоренц; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2012. с. 215.

[8] скворцова Э.В. Эколого-культурная миссия русской эмиграции первой «волны» (на примере деятельности представителей русской музыкальной культуры): специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии // Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2003. 173 с.

[9] сохор А.н. социология и музыкальная культура. Москва: советский композитор, 1975. 200 с.

[10] Тельчарова Р.А. Музыка и культура (личностный подход). Москва: Знание, 1986.

[11] Цукерман В.С. Музыка и слушатель: опыт социологического исследования. Москва: Музыка 1975. 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.