sphere. Materials of the All-Russian scientific-practical conference]. Scientific ed. R.M. Valeev. Kazan, AN RT Publ., 2019, pp. 6-10. (In Russ.).
2. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts]. (In Russ.). Available at: http://kazgik.ru/kcontent/main/newsletter (accessed 12.05.2020).
3. Voronova E.Yu. Permskayapsikhologicheskaya shkola: istoriya i sovremennost'[Perm Psychological School: history and modernity]. Perm, PSPU Publ., 2008. 141 p. (In Russ.).
4. Kazanskiy gosudarstvennyy universitet kul'tury i iskusstv: 40 let [Kazan State University of Culture and Arts: 40years]. Kazan, Titul-Kazan Publ., 2009. 36 p. (In Russ.).
5. Melnikova O.M. Nauchnaya arkheologicheskaya shkola R.D. Goldinoy v Udmurtskom gosudarstvennom universitete [R.D. Goldina's Scientific archaeological school at Udmurt State University]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2006. 142 p. (In Russ.).
6. Melnikova O.M. Permskaya arkheologicheskaya shkola O.N. Badera (1946-1955) [O.N. Bader's Perm Archaeological School (1946-1955)]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., 2003. 183 p. (In Russ.).
7. Melnikova O.M. Sverdlovskaia arkheologicheskaia shkola V.F. Geninga (1960-1974) [V.F. Gening's Sverdlovsk archaeological school (1960-1974)]. Izhevsk, UdSU Publ., 2003. 194 p. (In Russ.).
8. Rudenko K.A. Bulgarskoe serebro. Drevnosti Bilyara [Bulgarian silver. Antiquities of Bilyar]. Kazan, Zaman Publ., 2015, vol. II. 528 p. (In Russ.).
9. Rudenko K.A. Istoriya arkheologicheskogo izucheniya Volzhskoy Bulgarii (X - nachalo XIII veka) [The history of archaeological study of the Volga Bulgaria (X - beginning of XIII century)]. Kazan, Republican Center for Monitoring the Quality of Education Publ., 2014. 768 p. (In Russ.).
10. Tagirov E.R. Planetarnaya tsivilizatsiya v zerkale globalistiki [Planetary civilization in the mirror of globalism]. Kazan, Tatar Book Publ., 2014. 336 p. (In Russ.).
11. Tagirov E.R. Ustoichivost' Planety - istoricheskayia nadezhda chelovechestva [Stability of the Planet - the historical hope of mankind]. Kazan, ABAK Publ., 2016. 384 p. (In Russ.).
12. Tagirov E.R. Vyzovy "vremeni-kairos'": missiya OON [Challenges of Time-Kairos: UN Mission]. Kazan, "Poznanie" of Kazan Innovation University Publ., 2019. 360 p. (In Russ.).
13. Tagirov E.R. Universitet na rasput'e [University at a Crossroads]. Universitetskaya korporatsiya: pamiat', identichnost', praktiki konsolidatsii: materialy Vserossiiskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennoy 210-y godovshchine osnovaniya Kazanskogo universiteta [University Corporation: memory, identity, practice of consolidation. Materials of the All-Russian scientific conference with international participation dedicated to the 210th anniversary of the founding of Kazan University]. Kazan, Yaz Publ., 2014, pp. 13-16. (In Russ.).
14. Tairov N.I. Akchuriny [Akchurins]. Kazan, Tatar Book Publ., 2002. 160 p. (In Russ.).
УДК 379.822+78.074
МУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
Камалова Гульнур Рафисовна, преподаватель кафедры музыкально-инструментального исполнительства, Казанский государственный институт культуры (Казань, РФ). E-mail: gulnurrk88@mail.ru
Ахмадиева Роза Шайхайдаровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности и педагогики, Казанский государственный институт культуры (Казань, РФ). E-mail: prector@kazgik.ru
Активизация познавательной деятельности подростков в условиях свободного времени, формирование их музыкально-этетической культуры, художественное воспитание и духовное становление занимают одно из ведущих мест в научных исследованиях.
Проведенный обзор современной социокультурной ситуации в стране выявил изменение трактовки уровней музыкально-эстетической культуры, которое вызвано современной тенденцией «омузы-каленности» общества, когда музыкальное искусство во многом превратилось в привычный звуковой фон жизни. Авторы на примере музейного проекта рассматривают потенциал культурно-досуговой деятельности и ее инфраструктуры в развитии музыкально-эстетической культуры подростков. Целью исследования является разработка и внедрение музейного проекта для развития музыкально-эстетической культуры подростков. Для реализации этой цели анализируется отечественный и зарубежный опыт в области музыкального искусства, культурно-досуговой деятельности, педагогики и психологии. Также в качестве диагностических инструментов использовано анкетирование и интервью-беседа, необходимые для определения эффективности музейного проекта и получения обратной связи от его участников. В результате авторами проанализировано современное состояние музыкально-эстетической культуры подростков, определены особенности подростковой аудитории, выявлен потенциал культурно-досуговой деятельности и музейного пространства в работе с данной аудиторией, обозначены необходимые принципы и предложены эффективные методы работы по развитию музыкально-эстетической культуры подростков средствами музейного проекта. Результатом работы стало создание собственного музейного проекта «Art music travel», главными принципами которого являются вовлечение подростков в активную творческую деятельность путем содружества и сотворчества подростков и специалистов в области искусства.
Ключевые слова: музейное пространство, музыкально-эстетическая культура, подростки, куль-турно-досуговая деятельность.
MUSEUM PROJECT AS A MEANS FOR DEVELOPING MUSICAL-ESTHETIC CULTURE OF TEENAGERS
Kamalova Gulnur Rafisovna, Instructor of Department of Musical and Instrumental Performance, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russian Federation). E-mail: gulnurrk88@mail.ru
Akhmadieva Roza Shaykhaydarovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Socio-cultural Activities and Pedagogy, Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russian Federation). E-mail: prector@kazgik.ru
As music becomes more accessible due to technical progress, musical tastes of the population are formed with audio and video broadcasts, which need careful selection. As mass and elite genres merge, the levels of musical-esthetic culture change and become hard to determine. The authors defines the role of cultural-leisure activity and its infrastructure in developing the musical-esthetic culture of teenagers by means of a museum project. The research objective is to find effective ways in working with teenagers to attract them to the world of elite art. The used methods were analysis of the Russian and foreign literature in pedagogy, psychology, musical art, museum activities, cultural-leisure activities, studying practices of the leading British, American and Russian museums, as well as questioning and interviews to reveal the interests and needs of teenagers in the sphere of art, music, and leisure. These methods helped to receive feedback, opinions and proposals of the teenagers about the content and organization of the museum project. The research showed the reasons for low demand for classical music among teenagers (structure, content, duration of pieces, etc.) and the most efficient activities for teenagers (involvement into a creative process). The result was a museum project "Art Music Travel." Questioning showed a significant growth of the level of musical-esthetic culture of participants (from 54,3 % to 76,2 %). Thus, we proved that it is important to involve teenagers into the world of elite art through cultural-leisure activity and using the potential of a museum space, as in this age the leisure preferences, tastes, interests and needs are formed.
Keywords: museum space, musical and aesthetic culture, teenagers, cultural and leisure activities.
Doi: 10.31773/2078-1768-2020-52-199-209
Введение
В последние годы развитие культурной активности подрастающего поколения является одним из важных приоритетов при разработке национальных проектов и программ. Так, в 2019 году в рамках реализации Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и внедрен Национальный проект «Культура» [2]. Благодаря своей структуре проект направлен на решение задач в области развития инфраструктуры, популяризации культуры (развития цифровых технологий), культурного продукта. Одна из главных задач проекта - развитие гармоничной личности с помощью вовлечения как можно большего количества детей и подростков в творчество, привлечение подрастающего поколения к высокому (элитарному) искусству в условиях свободного времени.
В реализации поставленной задачи значительным потенциалом обладает музейное пространство. Музей - это та площадка, в которой возможно реализовать инновационные и интерактивные культурно-досуговые проекты, включающие эмоциональный, эстетический и интерактивный опыт для подрастающего поколения.
В области музыкальной культуры в настоящее время наблюдается сложность в определении разницы между продуктами высокой (элитарной) и массовой музыкальной культуры. Данная трудность связана с несколькими факторами.
Первый фактор - появление феномена «ому-зыкаленности» общества (К. З. Акопян) (см. [4]), вызванного техническим прогрессом (музыкальные вкусы людей формируются под воздействием теле-, видео-, аудиотрансляций). То, как подростки потребляют музыку сегодня, сильно отличается от того, что делали поколения в прошлом. В XIX веке семьи собирались в гостиной и вместе пели песни, а умение играть на фортепиано было необходимым навыком для каждого члена семьи. Кроме этого, единственной возможностью послушать музыку было нечастое посещение концертного зала, театра. С появлением технологических инноваций (проигрыватель пластинок, радио, телевидение, электроинструменты, компакт-диски, Интернет и т. д.) музыка стала гораз-
до доступнее. В связи с этим появляется проблема распознавания образцов элитарной и массовой музыкальной культуры.
Второй фактор - взаимопроникновение жанров высокой (элитарной) и массовой культуры. Так, Н. А. Сосновская (см. [4]) отмечает тенденцию последних лет, когда классические певцы поют современные композиции, выступают в дуэтах с современными поп-певцами, музыкантами и исполняют произведения, относящиеся к массовой культуре. В результате становится трудно определить, к какой культуре относится то или иное музыкальное произведение. К сожалению, говоря о массовой музыкальной культуре, мы не можем говорить о творчестве, так как ее главная цель - создать продукт с целью продажи, как любой другой продукт на предприятии. Таким образом, актуально рассмотрение эффективных технологий, методов, приемов по вовлечению подрастающего поколения в мир творчества, способствующего развитию не только музыкальной, музыкально-эстетической культуры, но и культуры в целом, что является необходимым качеством современного человека.
Цель работы - развитие музыкально-эстетической культуры подростков средствами культур-но-досуговой деятельности на примере музейного проекта. Задачи: исследовать феномен музыкально-эстетической культуры с позиции вовлеченности подрастающего поколения в мир классического музыкального искусства; рассмотреть аудиторию подростков с позиции вовлеченности их в культурно-досуговые учреждения; актуализировать потенциал музея в работе с подростками и развитии их музыкально-эстетической культуры; определить ведущие принципы, технологии, методы, необходимые для создания музейного проекта с целью развития музыкально-эстетической культуры подростков; представить результаты авторского музейного проекта «Art music travel» по развитию музыкально-эстетической культуры подростков.
Материалы и методы:
Анализ отечественной и зарубежной научной, методической литературы в областях музыкально-эстетической культуры, музыкального искусства, досуговой деятельности, педагогики, психологии, музейного дела.
Анкетирование. Данный исследовательский инструмент, состоящий из серии вопросов, мы использовали с целью сбора информации от респондентов-подростков для определения уровней музыкально-эстетической культуры, а также степени вовлеченности подрастающего поколения в мир искусства.
Интервью-беседа. Данный метод мы используем, чтобы лучше понять интересы, потребности, проблемы подростков в сфере искусства, культуры, досуга. Также метод интервью-беседы помог нам улучшить качество работы над музейным проектом, так как мы считаем необходимым поддерживать обратную связь с аудиторией; их вопросы и предложения способствовали корректировке плана работы.
Обсуждение и результаты:
Площадка музея благодаря своему инструменту (музейные коллекции), а также уникальной атмосфере, имеет главную возможность, актуальную для нашей работы, - это заинтересовать подростков общением со сверстниками, педагогами, деятелями искусства и привлечь их в мир высокой (элитарной) музыкальной культуры.
По мнению известного педагога и музыканта Джейсона Хита (Jason Heath), спрос на классическую музыку среди подростков весьма мал. Согласно приведенным им данным, только 3 % записей, проданных в 2008 году, были классическими, а средняя запись классической музыки продавалась всего в 300 экземплярах. Также эта низкая цифра не компенсируется посещаемостью концертов - только 3 % проданных в 2008 году билетов на концерты классической музыки были куплены молодыми людьми [11]. Данная ситуация практически не изменилась и в 2017 году. Согласно исследованию, проведенному компанией Database Advisors, только 1,29 % подростков в 2017 году выбирали классическую музыку; 37,51 % выбрали поп-музыку; 31,28 % слушают все, что попадается им на пути, 17,69 % выбрали рэп, 8,28 % - хард-рок, 0,3 % -блюз, 0,23 % - джаз [7].
Главная причина низкого спроса на классическую музыку среди подростков и молодежи -это отсутствие интереса среди подрастающего
поколения к данному виду музыки. Джейсон Хит считает, что, хотя можно обвинить школы, телевидение и видеоигры в отсутствии популярности классической музыки среди подростков, на самом деле все сводится к одной причине - им (подросткам) просто скучно [11]. Опираясь на данное мнение, а также пообщавшись с подростками, мы выделили главные причины, по которым подросткам скучна классическая музыка.
Прежде всего, подросткам трудно воспринимать структуру классической музыки, а именно: ее ритм с многочисленными паузами, темп (который часто изменяется в течение произведения), разнообразную динамику, смену настроений (мажор, чередующийся с минором и наоборот), длину произведения - все это полная противоположность тому, что любит подростковая аудитория. Подростки быстро говорят, быстро играют и быстро думают. Они также хотят, чтобы их музыка была быстрой. По мнению Джейсона Хита, в связи с быстрым темпом жизни подросткам очень трудно сконцентрировать свое внимание на большом музыкальном произведении (например, четырехчастной сонате). Для них наиболее приемлема концентрация в районе трех минут, которая идеально подходит для современной поп-мелодии [11]; такие мелодии структурно гораздо проще, что контрастирует с многогранной сложностью классической музыки. Джейсон Хит сравнивает процесс прослушивания симфонии с процессом чтения высокохудожественного произведения, требующего от человека внимания, усидчивости, и считает, что данная деятельность («сидеть неподвижно в течение долгого времени (прослушивание симфонии занимает примерно 45 минут) и наслаждаться возвышенной тонкостью искусства») для подросткового возраста не естественна. Также он считает, что при всей значимости классической музыки она не говорит о проблемах типичного подростка. Тематика поп-музыки гораздо привлекательнее для подросткового возраста, чем классическое произведение без слов [11]. Кроме того, музыкальная составляющая повседневной жизни подростка не ориентирована на классическую музыку, то есть в повседневной жизни ребенка (в фильмах, телевизионных шоу, видеоиграх) практически не используются образцы классической музыки.
Исследуя интерес подрастающего поколения к классической музыке, мы выяснили, что подростки-музыканты, практикующиеся в музыкальном искусстве по нескольку часов в день, в основном слушают классическую музыку для изучения нового произведения или сравнения различных интерпретаций и почти никогда не слушают ее «просто так, для удовольствия». Когда они хотят расслабиться, они слушают поп-музыку, то есть подростки-музыканты признаются, что любят классическую музыку, но не слушают ее для удовольствия. Соответственно, эти два вида деятельности - игра (то, что они изучают и практикуют) и слушание музыки (то, что они слушают для удовольствия) - разделились. Таким образом, кратко рассмотрев современную ситуацию отношения подростков к классическому музыкальному искусству, мы считаем необходимым разработать культурно-досуговый проект в музейном пространстве, в основе которого лежит принцип активного вовлечения подростков в творческую, музыкально-эстетическую деятельность. Такая деятельность должна не только привлекать подростков в мир высокого искусства, но и вызывать у ребят интерес к систематичным творческим практикам (игра на фортепиано). Доказано благотворное влияние таких практик на умственное развитие личности и эмоциональное здоровье, улучшение концентрации внимания и развитие вербальных способностей [5]. Как показывает практика авторов, обучающиеся классической музыке ребята демонстрируют лучшую вербальную память, чем их сверстники, причем результаты улучшаются по мере освоения игры на инструменте. У подростков, которые учатся играть на музыкальных инструментах, улучшается самооценка, а также занятия музыкой могут стать почвой для взаимных интересов сверстников и помочь найти общее с новыми друзьями.
Наибольшими возможностями и перспективами при работе с подростками в развитии музыкально-эстетической культуры обладает культур-но-досуговая деятельность и ее инфраструктура.
В результате социального исследования куль-турно-досуговой деятельности московских подростков [9], выяснилось, что младшие подростки, не были так активно вовлечены в посещение культурных учреждений и городских праздников.
Исследователи отнесли их к категории «труднодоступных», ссылаясь на их удаленность от культурной жизни и политики города. Исследование показало, что культурные учреждения пользуются высоким спросом только среди молодых людей, которые поступили в университет или начали работать и ведут активную социальную жизнь [9]. Общая закономерность, по-видимому, заключается в том, что по мере того, как эти молодые люди становятся старше, частота посещения ими культурных центров и мероприятий снижается. Далее происходит возрождение их культурной деятельности, когда у них появляются собственные дети, однако, как только дети становятся самостоятельными или вступают в подростковый возраст, родители и дети исчезают из музеев и культурных центров. Опираясь на эти данные, а также на наши исследования, можно предположить, что указанная проблема распространена не только в России, но и во всем мире. Для нахождения путей ее решения необходимо рассмотреть категорию подростков и определить их приоритеты, вкусы, интересы, потребности.
Подростки постоянно «ищут себя», оценивая различные стороны своей жизни, пытаясь дистанцироваться от своих семей и обрести независимость. Подростковый период - это годы формирования досуговых привычек, которые далее сильно влияют на всю жизнь человека. Работа культурных учреждений с подростками сегодня означает приобретение в будущем большой аудитории взрослых. Подростки очень чувствительны ко всему окружающему, так как именно в этом возрасте, по словам психолога Катерины Мурашовой, происходит переоценка их взаимоотношений с окружающим миром, социальных отношений (дружба и любовь), которые как бы заново открываются, что приводит иногда к болезненному процессу переопределения (см. [9]). Также подростки имеют много свободного времени и к тому же очень мобильны. Эти факторы делают подростков желанной аудиторией для культурных учреждений.
При организации проектной деятельности с подростками необходимо учитывать неоднородность данной аудитории. Согласно социологическому исследованию [9], можно выделить четыре группы подростков в зависимости от предпочита-
емого ими вида досуга и уровня их участия в культурной жизни. «Бесцельные» подростки предпочитают проводить время с друзьями и активно путешествуют по городу. Они посещают культурные мероприятия, но с трудом ориентируются в потоке информации. «Сверхобщественные» подростки уверенно чувствуют себя в городской среде и окружающих социальных институтах (школе, центрах внешкольного образования, семье, музеях, театрах и т. д.). «Мятежные» подростки хотят быть независимыми от взрослых в своей деятельности в свободное время. Они предпочитают компанию своих друзей и собственные форматы досуга (физическая активность, посещение торговых центров с друзьями или самостоятельная творческая деятельность). «Домоседы» предпочитают проводить свое свободное время за видеоиграми и в кругу своих друзей, в большинстве случаев немногочисленных. Такие подростки имеют очень смутные и ограниченные представления о городской жизни и не имеют достаточных ресурсов (особенно финансовых) или мотивации для ухода из дома. Данную группу специалисты разделяют на две категории: тех, кто предпочитает проводить время со своими друзьями и неохотно общается со взрослой аудиторией, и тех, кто любит общаться с родителями, старшими родственниками (бабушками, дедушками и т. д.) и если посещает культурные учреждения (например, театр), то в окружении близких [9]. Для данной категории подростков важную роль играют родители, поэтому мы считаем, что именно родители должны предложить ребенку досуг, соответствующий его интересам и способностям, и обеспечить настоящий отдых и развитие [1].
Таким образом, учитывая неоднородность подростковой аудитории, разработка программы в культурно-досуговых учреждениях должна способствовать вовлечению и удовлетворению интересов и потребностей разных категорий подростков.
В своей работе по организации и проведению музейного проекта «Art music travel» мы учитывали особенности аудитории и после первых проведенных опросников, интервью-бесед с респондентами корректировали содержание проекта. Например, чтобы вовлечь в проект так называемых «бесцельных» подростков, которые прояв-
ляют интерес ко всему, но пока не ориентируются в культурной сфере и в большинстве случаев полагаются на мнение друзей или моду, мы используем новую форму культурно-досуговой деятельности - это «концерт-дегустация», в которой участвуют известные в подростковой музыкальной среде личности (молодые классические, современные исполнители-музыканты, композиторы г. Казани). Необходимо отметить, что при разработке рекламы таких концертов нельзя уступать продуктам массовой культуры.
Работая с группой «сверхсоциальных» подростков, которые умеют находить общий язык как со своими сверстниками, так и со взрослыми, а также имеют достаточно четкие планы на свое будущее, в музейном проекте можно раскрыть потенциал данных подростков в нескольких направлениях: 1) подростки данной группы выступают в качестве связующего звена между взрослыми и миром подростков; 2) они генерируют новые идеи, формы по организации проектной деятельности, тем самым реализуют себя в новых формах творчества; 3) они подают пример подросткам, к чьему мнению прислушиваются другие, так как в подростковой аудитории распространена тенденция, когда целая группа друзей принимает участие в новой деятельности по рекомендации одного подростка.
Для «мятежных» подростков главным препятствием в посещении культурно-досуговых учреждений является наличие жестких правил и границ, так как данная группа всегда стремится создать свои собственные правила. Учитывая это, мы предоставляем им возможность участвовать в организации проекта и подчеркиваем значимость их участия в этом процессе, обеспечивая достаточную свободу в выборе формата и правил (изучение современной музыки, исполнение современных мелодий, знакомство с современными исполнителями, например, со студентами эстрадно-джазового факультета Казанского государственного института культуры).
Работа с подростками «домоседами» предполагает их мотивацию к активной деятельности, например, вовлечение их в организацию проекта. В нашем проекте ребята организовывали рассылку приглашений для участников, обеспечивали техническую поддержку (составление и пред-
ставление презентаций) и т. д. Также, учитывая их интерес к компьютерным играм, в модуле «Инструментальное музицирование» мы использовали для знакомства с азами музыкальной грамоты современные игровые приложения, такие как «Rhythm cat», «Pianokeyboard», «Noteworks» и др.
Разница между взрослой аудиторией и подростками заключается в том, что подростки связывают культурно-досуговые учреждения только с внеклассной деятельностью, при этом культурно-досуговые учреждения не входят в их так называемый досуговый маршрут. Подросткам необходимо пространство и возможность самовыражения, диалог со взрослыми и проявление уважения к их интересам.
Прекрасно понимая, что культурно-досуго-вая деятельность отличается от обязательного школьного образования, подростки требуют иного отношения к ним со стороны организаторов, отличного от типичного формата своих школ. Очень строгая атмосфера может быть одной из причин, почему они покидают культурно-досуго-вые учреждения. Так, например, в большинстве случаев дети в подростковом возрасте бросают творческие культурно-досуговые учреждения, объясняя это нехваткой времени, сложностью программы, появлением новых хобби. В нашем проекте есть группа подростков, которые учились в данных учреждениях (14,6 %), что подтверждается относительно высоким когнитивным уровнем их музыкально-эстетической культуры (62,3 %), но, к сожалению, они не испытывают положительных эмоций при встрече с классической музыкой, что показывает достаточно низкий эмоциональный уровень (42 %). На вопрос: «В каком возрасте вы бросили ДМШ, ДШИ?» -они отмечают, что примерно в 14 лет. Причину выделяют следующую: «В этом возрасте хочется больше "тусоваться" с друзьями, проводить время вместе с ними и поэтому мне интереснее быть со своими сверстниками, чем идти в музыкальную школу». Таким образом, необходимы новые формы и методы работы с подрастающим поколением в стенах культурно-досуговых учреждений.
Согласно проведенным опросам, многие подростки очень редко посещают культурно-досуго-вые учреждения (филармонии, музеи, театры): примерно 1-2 раза в год. Также они редко быва-
ют в центре города (например, Казани) с целью самостоятельного, без внеклассной программы, посещения культурных достопримечательностей. В нашем проекте центральным музейным пространством стал музей Константина Васильева, находящийся в центре города Казани, на пешеходной улице Баумана, вблизи достопримечательностей, кинотеатров и торговых центров. Данное сотрудничество объектов визуального искусства (художественные музеи, галереи) и коммерческих организаций, согласно экспертным оценкам [4], благотворно влияет на обе стороны кластера (способствует расширению аудитории, спроса).
Рассматривая потенциал музейного пространства, необходимо охарактеризовать куль-турно-досуговые учреждения с точки зрения восприятия подростковой аудиторией. Культур-но-досуговые учреждения условно можно разделить на два вида: объекты «элитарной культуры», которые не очень популярны среди подростков, но обязательны для посещения хотя бы один раз в жизни, чтобы иметь представление о «высокой» культуре, и досуговые учреждения, которые доставляют удовольствие подросткам, соответствуют их потребностям и интересам [9]. Это места, которые должны быть веселыми и интересными одновременно (клубы по интересам, киноклубы, квесты и т. д.), в которые хочется возвращаться снова и снова. Крупные музеи, галереи, театры, концертные залы со стороны подрастающего поколения в большинстве случаев воспринимаются как «храмы высокой культуры», что крайне важно для формирования у них иерархии культурных ценностей. Подростки воспринимают такие учреждения как места безупречной дисциплины, что подтверждается значимостью выставляемых произведений искусства, классических концертов, спектаклей и т. д. Согласно проведенному опросу, наши подростки считают, что посещение «серьезных» культурных учреждений требует определенной дисциплины. Они принимают тот факт, что современный молодой человек должен быть всесторонне развитым и обладать культурным багажом, но серьезность этих мест делает их довольно непривлекательными для подростков. По этой причине они не видят причин посещать их больше одного раза. Очевидно, что этот фактор представляет собой серьезное
препятствие для вовлечения подростков в культурную жизнь города.
Таким образом, в настоящее время необходимы новые подходы во взаимоотношениях между подростками и учреждениями высокой культуры, которые, не принижая статуса «храма искусств», могли бы предложить наиболее благоприятную форму взаимоотношений на основе создания открытой и дружественной атмосферы, способствующей долгому и плодотворному сотрудничеству культурных учреждений с подростками.
Основой для создания нашего проекта «Art music travel» стал практический зарубежный опыт музеев, которые эффективно работают с подростковой аудиторией.
В США благодаря национальной грантовой поддержке удалось собрать команду коллегиальных институтов, ученых и экспертов-консультантов с инновационными творческими подходами для решения вопросов в области создания музея для подрастающего поколения. Пионерами в данной работе были: Музей американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art), Центр искусств Уокера (Walker Art Center), Музей современного искусства в Хьюстоне (The Contemporary Arts Museum Houston, сокр. CAMH) и Музей современного искусства в Лос-Анджелесе (The Museum of Contemporary Art, Los Angeles, сокр. MOCA) [6]. Через разнообразные программы для подрастающего поколения, главная цель которых - вовлечение в мир культуры и искусства подростков из разных слоев населения, музеям удалось выполнить следующие задачи: расширение возможностей музея, развитие прав и возможностей подростков, создание долгосрочных связей с миром искусства и культуры, расширение музейной аудитории и т. д.
Необходимо отметить, что интеграция музея в социальное пространство способствует интенсивному развитию музейной педагогики, в которой особое внимание уделяется творческому сотрудничеству музейных педагогов и посетителей [8]. Так, главный принцип, который объединяет программы данных музеев, - это наличие подросткового совета, реализующего модель ученичества (объединение разноплановой аудитории подростков для совместной работы со специалистами в сфере искусства, для создания ярких вы-
ставок и мероприятий, для привлечения подростковой аудитории).
Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк) предлагает интенсивные программы, в которых подростки строят устойчивые отношения с художниками, персоналом музея и сообществом сверстников для проведения экскурсий, планирования мероприятий, создания произведений искусства, а также для разработки медиапроек-тов. В художественном центре Уокера ключевую роль в реализации подростковых программ играет художественный совет центра. Еженедельно проводятся встречи группы, объединяющей учащихся старших классов, художников и энтузиастов в области искусства, которая занимается созданием, организацией и проведением мероприятий для подростков и широкой публики. Музей современного искусства в Хьюстоне знакомит с современным искусством и предоставляет курсы для подростков, способствующие повышению визуальной грамотности в области художественного искусства и развитию жизненных навыков (лидерство, коммуникабельность, усидчивость). В Музее современного искусства в Лос-Анджелесе подростки работают с художниками и сотрудниками музея, создают произведения искусства, организуют выставки и планируют мероприятия в рамках программы «MOCA teen» [6].
Также примером долгосрочного сотрудничества с подростковой аудиторией являются национальные музеи Великобритании, такие как галерея Тейта (Tate Gallery) и Музей Манчестера (The Manchester Museum). В них созданы программы в форме молодежных советов, которые оказывают более длительное воздействие и влияние, чем разовые мероприятия [10].
Одна из лучших моделей работы с подростками, по мнению автора, действует в художественной галерее Вулверхэмптона (Wolverhampton Art Gallery) [10]. Здесь создан арт-форум, предназначенный для молодых людей в возрасте 14-25 лет. Форум почти полностью управляется участниками-подростками, которые сотрудничают с кураторами и художниками. Они решают, над чем хотят работать, какие средства массовой информации будут использовать и в каких проектах, связанных с текущими выставками, будут участвовать. Необходимо отметить, что арт-форум является нефор-
мальным, то есть у участников нет обязанности присутствовать на каждой встрече.
Важной особенностью привлечения подростков является создание открытых пространств для проведения мероприятий, соответствующих их интересам. Хорошим примером применения такой стратегии в России стал проект Клуба молодых искусствоведов «Я покажу вам музей» при Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина [9]. Подростки взяли на себя роль сотрудников музея: они встречали посетителей и проводили экскурсии вместе с гидом. В музей также пришли друзья участников клуба в качестве посетителей или волонтеров. Таким образом, музей, не теряя своего высокого культурного значения, стал более комфортным и привычным местом для подростков.
Обобщая вышеперечисленный опыт, необходимо подчеркнуть, что при организации музейного проекта для подростковой аудитории, как и для привлечения в мир музыкально-эстетической культуры в целом, ключевым моментом должна быть совместная деятельность подростков и наставников.
Результатом нашей работы стало создание музейного проекта «Art music travel» для развития музыкально-эстетической культуры подростков, основанного на главном принципе - «синтез искусств» (литература, музыка, живопись). Программы мероприятий проекта предполагают чередование ведущих видов искусств. Например, в мероприятии музыкально-образовательного лектория (который представляет собой один из видов деятельности в рамках проекта), посвященном творчеству художника К. Васильева, такие виды искусств, как музыка и литература, способствовали раскрытию творческого стиля художника. В серии лекций, посвященных творчеству композиторов, портреты которых выполнены К. Васильевым, музыкальное искусство выходило на первый план, а художественное искусство и литература давали дополнительный материал. В каждом мероприятии музейного проекта есть рубрика активной творческой деятельности, когда подростки совместно разучивают и исполняют музыкальные произведения на элементарных музыкальных инструментах, а также выполняют художественные работы (организовываются ма-
стер-классы по рисованию) и т. д. Для популяризации проекта мы организуем «культурные акции» (один из модулей проекта), предполагающие проведение мероприятий в летних лагерях, школах (внеклассная работа), больницах (проведение новогодних праздников в Детской республиканской клинической больнице) и т. д. Для осуществления сотрудничества между сверстниками в нашем проекте реализуется модуль «Школа юного лектора» для подростков-музыкантов, которые знакомят своих сверстников с классической музыкой. В процессе организации проекта ребята сдружились и совместно обсуждают интересующие их темы (например, что им хотелось бы услышать в следующих мероприятиях и как в них поучаствовать).
Выводы
1. Обобщив изученный отечественный и зарубежный опыт, а также проанализировав свою работу с детьми и подростками, мы считаем, что развитие музыкально-эстетической культуры возможно через вовлечение ребенка в деятельность, которая должна быть комфортной для него, то есть доступной, понятной, увлекательной, удовлетворяющей интересы и потребности личности.
2. Учитывая, что подростковая аудитория характеризуется как независимая группа, способная самостоятельно организовывать, планировать, проводить собственную деятельность, при проведении культурно-досуговой деятельности в музее с целью развития музыкально-эстетической культуры подростков необходимо организовывать сотрудничество подростков со сверстниками, педагогами, специалистами музыкальной и досу-говой сферы, а также необходимо предоставлять подростковой аудитории возможность проявлять инициативу в организации и проведении мероприятий проекта.
3. Выбор музея в качестве основной культур-но-досуговой площадки обусловлен спецификой данного учреждения - это погружение в прошлое [3], в музейное пространство, которое способствует реализации главного принципа проекта - «синтез искусств», тем самым оказывая благотворное влияние на процесс восприятия музыкального, художественного, литературного искусства.
4. В своем проекте «Art musict ravel» мы стремимся осуществить работу, которая дает длительный результат и поможет подросткам в дальнейшей жизни. Обозначим ведущие направления этой работы: личностное развитие подростков (обретение самосознания, развитие коммуникабельности, целеустремленности, исполнительности); вовлечение подростков в мир искусства (увеличение частоты посещаемости культурно-досуговых мероприятий, повышение уровня активности участия в различных видах искусства), развитие лидерских качеств (способность мыслить самостоятельно, умение грамотно и интересно выступать на публике (модуль «Школа юного лектора»)); повышение художественной и культурной грамотности (умение наблюдать, анализировать, трактовать произведения искусства), накопление социального капитала (умения, которые подростки приобретают во время сотрудничества с людьми культуры и искусства, со сверстниками, и в дальнейшем могут использовать для создания взаимоотношений).
5. Музейный проект «Art music travel» в настоящее время продолжает свою деятельность, но для изучения его результативности мы проводили анкетирование участников экспериментальной и контрольной группы в начале проекта, в середине и в конце текущего периода. Данная диагностика показала значительный рост уровня музыкально-эстетической культуры в экспериментальной группе (с 54,3 до 76,2 %). Еще одним подтверждением интереса к музейному проекту являются отзывы наших респондентов, в которых они отмечали, что почувствовали себя в проекте активными участниками, а не просто зрителями мероприятий. Многие указывали, что для них изменилось понимание музея как учреждения, в котором не только выставляются произведения искусства, но и возможно осуществление интересной деятельности, и куда можно приходить снова и снова. Также ценны высказывания респондентов о том, что их заинтересовало музицирование на музыкальных инструментах, которое они хотели бы осуществлять в дальнейшем.
Литература
1. Ахмадиева Р. Ш. Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. - Казань, 2006. - 30 с.
2. Национальный проект «Культура» 2019-2024 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mkrf.ru (дата обращения: 15.06.2020).
3. Переверзев М. П., Косцов Т. В. Менеджмент в сфере культуры и искусства. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 189 с.
4. Поведенческие стратегии потребителей культурной продукции: ценности, интересы, типология / И. В. Лашук [и др.]; под науч. ред. И. В. Котлярова. - Минск: Белоруская навука, 2017. - 299 с.
5. Хамель П. М. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку. - М.: Классика-XXI, 2017. -248 с.
6. Danielle Linzer and Mary Ellen Munley. Room to Rise: The Lasting Impact of Intensive. Teen Programs in Art Museums [Электронный ресурс]. - URL: https://api.whitney.org/uploads/generic_file/file/148/room-to-rise.pdf (дата обращения: 16.06.2020).
7. DB Advisors - компания, занимающаяся многими направлениями в области социального взаимодействия и связей с общественностью в социальных сетях [Электронный ресурс]. - URL: https://www.database.az/ru (дата обращения: 17.06.2020).
8. Milovanov K.Y., Nikitina E.Y., Sokolova N.L., Sergeeva M.G. The creative potential of museum pedagogy within the modern society [Электронный ресурс]. - URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/a17v38n40p27.pdf (дата обращения: 17.06.2020).
9. Talaver A., Chernish A. The Leisure Time Activities of Moscow's Teenagers [Электронный ресурс]. - URL: http:// miscp.ru/en/assets/docs/teens-eng.pdf (дата обращения: 17.06.2020).
10. Why have museums forgotten the teens? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.theguardian.com/culture-professionals-network/culture-professionals-blog/2011/dec/19/museums-teenagers-engagement (дата обращения: 17.06.2020).
11. Why teens don't listen to classical music? [Электронный ресурс]. - URL: https://doublebassblog.org/2009/09/ why-teens-dont-listen-to-classical-music.html (дата обращения: 16.06.2020).
References
1. Akhmadieva R.Sh. Etnokul'turnye traditsii kak resurs optimizatsii pedagogicheskikh funktsiy sovremennoy sem'i: avtoreferat dis. kand. pedagogicheskikh nauk: 13.00.05 [Ethnocultural traditions as a resource for optimizing pedagogical functions of a modern family. Author's Abstract of PhD in Pedagogy: 13.00.05]. Kazan, 2006. 30 p. (In Russ.).
2. Natsional'nyy proekt "Kul'tura" 2019-2024 ["Culture" National project for 2019-2024]. (In Russ.). Available at: https://www.mkrf.ru (accessed 15.06.2020).
3. Pereverzev M.P., Kostsov T.V. Menedzhment v sfere kul'tury i iskusstva [Management in the sphere of culture and art]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012. 189 p. (In Russ.).
4. Povedencheskie strategii potrebiteley kul'turnoy produktsii: tsennosti, interesy, tipologiya [Behavior strategies of cultural products consumers: values, interests, typology]. I.V. Lashuk [et al.], Ed. I.V. Kotlyarov. Minsk, Beloruskaya navuka Publ., 2017. 299 p. (In Russ.).
5. Khamel P.M. Cherez muzyku k sebe. Kak my poznaem i vosprinimaem muzyku [Through music to oneself. How we cognate and perceive music]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2017. 248 p. (In Russ.).
6. Danielle Linzer and Mary Ellen Munley. Room to Rise: The Lasting Impact of Intensive. Teen Programs in Art Museums. (In Engl.). Available at: https://api.whitney.org/uploads/generic_file/file/148/room-to-rise.pdf (accessed 16.06.2020).
7. DB Advisors - a company engaged in activities in the sphere of social interaction and public relations in social networks. (In Engl.). Available at: https://www.database.az/ru (accessed 17.06.2020).
8. Milovanov K.Y., Nikitina E.Y., Sokolova N.L., Sergeeva M.G. The creative potential of museum pedagogy within the modern society. (In Engl.). Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/a17v38n40p27.pdf (accessed 17.06.2020).
9. Talaver A., Chernish A. The Leisure Time Activities of Moscow's Teenagers. (In Engl.). Available at: http://miscp.ru/ en/assets/docs/teens-eng.pdf (accessed 17.06.2020).
10. Why have museums forgotten the teens? (In Engl.). Available at: https://www.theguardian.com/culture-professionals-network/culture-professionals-blog/2011/dec/19/museums-teenagers-engagement (accessed 17.06.2020).
11. Why teens don't listen to classical music? (In Engl.). Available at: https://doublebassblog.org/2009/09/why-teens-dont-listen-to-classical-music.html (accessed 16.06.2020).
УДК 378
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ», РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ)
Амгаланова Мария Викторовна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и искусствоведения, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ, РФ). E-mail: amgalanova@rambler.ru
Манзырева Екатерина Сергеевна, кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой культурологии и искусствоведения, Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ, РФ). E-mail: ketrinm1@rambler.ru
Насущная необходимость развития науки о культуре - культурологии - обусловлена формированием принципиально новой социокультурной ситуации, связанной со стремительным развитием технологий, информатизацией общественной жизни. Такого в истории человечества еще не было, поэтому возникает необходимость рефлексии новой социокультурной картины с целью прогнозирования и проектирования моделей общественного развития. На первое место выходит проект «ново-