Теория и методика обучения и воспитания
DOI: 10.31862/2500-297X-2020-3-9-20
И.А. Купцова, А.О. Елизарова
Московский педагогический государственный университет, 119991 г. Москва, Российская Федерация
Кул ьтурно-образовател ьная деятельность в структуре детского досуга: анализ региональных практик
В статье рассматривается проблема детского досуга, его организации и возможностей дополнительного образования в его развитии. Представлено авторское исследование детских культурно-образовательных практик, существующих в настоящее время в городе Коломне Московской области. Ведущим методом выступает контент-анализ сайтов и страниц в социальных сетях государственных и негосударственных организаций, предлагающих досуговые занятия для детей. Выявлены ведущие направления досуговой деятельности для детей, проживающих в Коломне: декоративно-прикладное искусство, рисование, музыка, спортивные занятия и т.д. Основными возрастными категориями для проводимых программ выступают дошкольники и младшие школьники при незначительном количестве занятий для подростков и практически полном отсутствии предложений для семейной аудитории с детьми раннего возраста. Ключевые слова: детский досуг, дополнительное образование, культурно-образовательная деятельность, досуговая деятельность, культурные практики, занятия для детей
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Купцова И.А., Елизарова А.О. Культурно-образовательная деятельность в структуре детского досуга: анализ региональных практик // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 9-20. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-3-9-20
© Купцова И.А., Елизарова А.О., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
I _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3
DOI: 10.31862/2500-297X-2020-3-9-20
I. Kuptsova, A. Elizarova
Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119991, Russian Federation
Cultural and educational activities in the structure of children's leisure: Analysis of regional practices
The article deals with the problem of children's leisure, its organization and opportunities for cultural and educational activities in its development. The authors' study of cultural and educational practices for children currently existing in the city of Kolomna, Moscow region, is presented. The leading method is content analysis of websites and pages on social networks of state and non-state organizations offering leisure activities for children. Leading areas of leisure activities for children living in Kolomna have been identified: decorative and applied art, drawing, music, sports activities, etc. The main age categories for the programs are preschoolers and junior schoolchildren with a small number of classes for teenagers and almost no offers for families with children of an early age.
Key words: leisure activities for children, educational activities, free time, leisure activities, cultural practices, children's activities
CITATION: Kuptsova I.A., Elizarova A.O. Cultural and educational activities in the structure of children's leisure: Analysis of regional practices. Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3. Pp. 9-20. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2020-3-9-20
Актуализация проблем детского досуга, наблюдаемая в последнее | время, связана с трансформацией всей системы дополнительного обра-^ | зования, происходящей под влиянием развития информационных тех-5 5 нологий и возникновения принципиально иных условий для осущест-| ™ вления образовательных и культурных практик. Осмысление вопросов, связанных с организацией досуга детей, становится уделом не только ученых, педагогов и родителей, но все больше привлекает внимание
К X
S ф
о. ^
8 социокультурных проектировщиков, инициаторов программ, учредите-
леи негосударственных коммерческих и некоммерческих организации.
Система дополнительного образования детей выступает значимым механизмом формирования и развития не только эстетического вкуса, креативности, творческих способностей, но играет ведущую роль в становлении социально значимых качеств личности, во много определяя деятельность и поведение во время досуга в будущем. Интерес к творчеству, занятия любимым делом, стремление к познанию в совокупности с взаимодействием с педагогом-наставником способны оказать существенное влияние на процесс социализации ребенка и траекторию всей его жизни. Нередко именно дополнительное образование ребенка определяет его будущую профессию.
Традиционно детский досуг рассматривается исследователями в контексте разработки и использования методических рекомендаций по организации различных мероприятий для детей (например, в условиях дополнительного образования, детских оздоровительных лагерей и пр.) [8]. Большое число работ содержит сценарии конкретных мероприятий, анимационных программ и иных активностей, предназначенных для организации детского досуга [2]. Отдельные публикации включают анализ детского досуга как части современной рыночной досуговой инфраструктуры [10], поднимают вопросы содержательного наполнения досуговых мероприятий для детей [11], связи досуга детей с городским пространством [6], а также посвящены проблемам профессиональной подготовки кадров в данной области [5; 12]. Не менее важны дискуссии о сущности детского досуга, его содержании, функциях и перспективах.
Обращаясь к анализу детского досуга, прежде всего необходимо определить его ведущие черты и характеристики, отличия и сходство с досугом взрослых людей. Досуговые практики понимаются нами как «различные виды активностей в свободное время, обеспечивающие реализацию потребностей человека в смене повседневной деятельности, рекреации, развитии интеллектуального и творческого потенциала, самореализации через привлекательные для субъекта формы» [4]. В случае с детским досугом необходимо отметить его значительную продолжительность, прямую зависимость от возраста ребенка, определяющую роль родителей и окружения в его организации. Именно для детского досуга исключительно важную роль играют его развивающая, познава- 1
тельная, воспитательная, коммуникационная функции, реализующие- ^ | ся в процессе занятий, когда дети приобщаются к искусству, культуре, ч у миру науки, техники и спорта. Таким образом, культурно-образователь- ш ™ ные практики - это деятельность, основанная на приобщении ребенка к миру культуры и искусства посредством освоения различных про-
СС X X ф
о.
грамм, участия в социокультурных и просветительских проектах, реали- § ^
зуемых в условиях как формального, так и неформального образования.
К ведущим организациям, традиционно развивающим детские культурно-образовательные практики, относятся профильные учреждения дополнительного образования (школы искусств; художественные, музыкальные, хореографические школы, осуществляющие свою деятельность по ступеням, с изучением различных предметов и использованием ряда соответствующих методик). Также это привычные кружки и студии, организованные для детей в школах, дворцах культуры, домах творчества, центрах культуры и пр. Отдельное место занимают многочисленные специализированные частные детские центры, предлагающие целый спектр занятий. В последние годы наблюдается стремительный рост числа досуговых предложений для детей со стороны различных учреждений культуры «недетского» профиля. Наряду с уже упомянутыми институциями, заметно наращивают количество и качество программ и проектов, связанных с досугом детей, музеи и библиотеки, выставочные залы и парки, зачастую претендуя на не свойственную им ранее детскую аудиторию и виды деятельности.
Ярким примером обращения к детскому досугу и его активного развития выступает проект «Детское Царицыно», реализуемый коллективом музея-заповедника «Царицыно». Он направлен на работу с детьми, начиная с категории 0+, и логически дополняет ранее существовавшие в музее культурно-просветительские программы, а также проект «Урок в музее». Создатели проекта «Детское Царицыно» позиционируют его как детский и семейный одновременно. В части работы с семьями предлагаются мероприятия для детей с самого раннего возраста, которые принимают участие в программах вместе с родителями. Например, для детей школьного возраста разработаны программы «Детское Царицыно. Летние смены», каждая из которых имеет тематическое содержание и предлагает работу над соответствующими проектами (например, на лето 2020 г. было запланировано 6 смен, среди которых «Зеленая смена», «Археология в Царицыне», «Архитектура», «Театр», «Лето балета»). Основное отличие проекта - неформальный творческий подход к содержанию программ, ориентация на малые группы семейной аудитории (так, для летних смен группа включает 15 детей разного 1 возраста, а программы для дошкольников проводятся для 4-5 семей). ^ | Музей активно продвигает детские досуговые программы в социальных g: у сетях, ведутся отдельные страницы и группы, посвященные «Детскому | ^ Царицыно» (например, страница tsaritsyno_kids в Instagram имеет более s g 3400 подписчиков).
^ Крупнейшие российские музеи также уделяют внимание работе с дет-8 ской аудиторией: в ГМИИ им. А.С. Пушкина действует Центр эстети-
— О
ческого воспитания «Мусейон», занимающийся творческим развити-
12
J
ем детей от 5 до 18 лет. Его кружки и студии пользуются неизменной популярностью уже много лет. Государственная Третьяковская галерея также развивает традиционные досуговые формы, предлагая программы по категориям: дети, подростки, семьи, взрослые. Еще один пример -Российская государственная детская библиотека - приглашает в студии и клубы для следующих возрастных категорий: дети от 2 до 6 лет, дети от 7 до 12 лет, подростки и молодежь. По объективным причинам столица и крупные города предлагают широкий выбор досуговых занятий для детей.
Особый интерес в этой связи представляют региональные практики развития культурно-образовательной деятельности для детей. В чем их особенности? Каковы перспективы? Обратимся к анализу социокультурного пространства города Коломны Московской области. Этот подмосковный старинный город выбран не случайно. За последнее десятилетие в Коломне произошла кардинальная трансформация городской социокультурной среды за счет появления и стремительного развития ряда успешных проектов (самым крупным из них является музейно-туристский кластер, созданный АНО «Коломенский центр познавательного туризма "Коломенский Посад"» и включающий ставшие популярными музей истории со вкусом «Коломенская пастила», музей «Калачная» и др. объекты). На этом фоне наблюдается рост туристического потока в Коломну, а также заметное благоустройство городской территории.
И если как туристический центр Коломна уже заняла свое достойное место, то развитие внутренней досуговой инфраструктуры, в том числе для детей, еще предстоит осмыслить. В данном исследовании предпринят анализ детских культурно-образовательных практик, существующих в настоящее время в Коломне. Ведущим методом исследования выступает контент-анализ сайтов и страниц в социальных сетях организаций Коломны, которые предлагают услуги культурно-образовательной направленности для детской аудитории. Полученные количественные и качественные сведения были обобщены с помощью инструментария «ментальная карта», что позволило проанализировать существующие институциональные формы и перечень предлагаемых ими услуг. С помощью статистического метода были определены наиболее распространенные, традиционные и редкие, ^ 1 новые направления культурно-образовательных практик в Коломне, Ц 5 что дает возможность выявить перспективные направления развития ш ™ детской инфраструктуры в городе, а также разработать рекомендации по развитию детского досуга.
Перейдем к непосредственной характеристике детской инфраструктуры в Коломне. В ходе исследования были проанализированы сайты
К X
X ф
о.
о ^
и социальные сети 90 светских организаций города, которые предлагают услуги спортивного, художественного, образовательного и развивающего направлений для детской аудитории в возрасте от 0 до 13-14 лет. Из них чуть больше половины реализуют спортивное направление организации досуга детей.
Остановимся подробнее на той части досуговых организаций, которые предлагают культурно-образовательные практики.
В городе выявлено примерно равное количество организаций художественно-творческого (21%) и развивающего (19%) направлений. В меньшинстве оказалось образовательное направление (4%), представленное центрами подготовки к ЕГЭ, которые в настоящем исследовании не рассматриваются. Далее подробно будут представлены данные по содержанию художественно-творческой и развивающей деятельности детских досуговых организаций. При этом отметим, что интересующая нас группа организаций не исключает занятий физкультурно-спор-тивной направленности, являясь многофункциональными.
Рассмотрим институциональную форму интересующих нас организаций. Исследователи выделяют такие формы организации детских творческих объединений и учреждений дополнительного образования, как клубы, школы, центры (детского и юношеского творчества, развивающие центры), студии, ансамбли, дома культуры [1; 9, с. 115]. В Коломне преобладающей формой организации являются центры (37% от общего числа досуговых детских организаций): развивающие, культуры и досуга, детского творчества. Затем по популярности следуют школы (25%) - узкоспециализированное учреждение, в котором обучающиеся получают профильное образование (музыкальное, художественное) [3, с. 58]. В равном процентном соотношении представлены клубы и студии (по 10%). В городе действуют молодежные центры, доля которых составляет 8%, а также встречаются такие форматы работы, как Развивающий институт, Дом детского и юношеского туризма и экскурсий, кукольный театр и Дом Культуры, которые объединены в категорию «Прочее». Обращаем внимание на то, что этот перечень не включает специализированные организации спортивной направленности.
1 Анализ культурно-образовательных практик детских организаций ^ ¡5 в Коломне показал общую картину имеющихся в городе предложений Ц5 по организации познавательного и развивающего досуга детей в городе. ф ™ Контент-анализ практик, представленных на сайтах и страницах в социальных сетях данных организаций, был проведен по количественному и качественному признаку: учитывались упоминания каждого вида
СС X X ф
о.
8 ^ занятия, а также градация предложений по возрастным характеристикам
участников.
Чаще всего упоминаются услуги, связанные с такими традиционными занятиями детей, как рисование, танцы, музыка и занятия физ-культурно-спортивной направленности. Наравне с ними представлено научное направление, а именно научно-техническое, которое предлагает детям Коломны освоить робототехнику, легоконструирование, инженерное проектирование или углубить свои знания по физике, биологии и химии. Значительное число предложений подобного типа отражает наличие интереса у детей и их родителей к этой тематике.
Большое количество предложений связано с занятиями декоративно-прикладным искусством (ДПИ), отдельно предлагаются мастер-классы. Объединив количественный показатель всех предлагаемых занятий ДПИ, получим самую массовую категорию детских практик в Коломне. Предположим, что такая ситуация будет характерна для многих городов в связи с относительной простотой организации и реализации данного направления в досуговой сфере детей, а также существующими со времен СССР традициями детских занятий ДПИ в кружках и студиях (которые в свою очередь заменили собой семейное обучение ремеслу и рукоделию). Значительная часть предложений детских досу-говых занятий связана с рисованием. Обобщив сведения о занятиях ДПИ в Коломне, получим следующую картину. Занятия можно разделить на две группы.
1. Проводимые на постоянной основе (ткачество, макраме, квиллинг, бисероплетение, шитье, вязание, ковровая вышивка, холодный батик, столярка, декупаж).
2. Разовые занятия (роспись елочной игрушки, картины маслом, графический портрет, роспись «Гжель», роспись футболок, роспись деревянных значков, кот в стиле поп-арт, акварель (животные), ретро-украшения, плетение из газетных трубочек, куклы на тубусах, изделия из кожи, скульптура, валяние из бусин шерсти, картина из пластилина, елочная игрушка из глины, керамические подсвечники, оттиск растений, плитка панно, игрушки из помпонов, гипсовый рельеф, живопись волокном).
Примерно в одинаковом соотношении находятся следующие детские досуговые практики: подготовка к школе, изучение иностранных | языков, театральные кружки и студии, а также профориентационные ^ ¡= занятия, которые направлены на ознакомление с основами и специ- ч у фикой таких профессий, как программист, модель, журналист, пред- | ™ приниматель. Например, навыки предпринимателя у детской аудитории формирует Клуб ПРО_Ьштезз, организаторы которого знакомят § ^ детей с успешными предпринимателями города, разрабатывают вместе ^ ^ со школьниками бизнес-идеи и запускают стартапы.
Следующую по количеству группу составляют предложения по организации праздников: дней рождения, вечеринок, дискотек, городских лагерных смен разной тематики (робототехника, бьюти-лагерь для девочек, семейные ценности и др.).
Самая малочисленная группа представлена предложениями по адаптации ребенка к детскому саду, занятиями типа мама - малыш, скорочтением, мини-детскими садами, организацией классных часов в образовательных центрах. При этом в виде отдельной услуги в развивающих центрах для детей предлагаются занятия с логопедом, психологом, рисование, музыкальные занятия, которые, как правило, входят в абонемент занятий по адаптации к детскому саду, т.е. наблюдается практика дробления абонемента на единичные услуги, что повышает общее количество предложений для детей от года. Это будет хорошо видно из следующего анализа практик по возрастному признаку.
На рис. 1 представлена общая картина культурно-образовательных практик для детей в Коломне.
Рассмотрим возрастные категории аудитории, на которую рассчитаны культурно-образовательные практики, предлагаемые в Коломне. Стоит обратить внимание на тот факт, что организаторы досуга довольно произвольно выделяют возрастные категории участников программ (например, предлагают отдельно программы для детей старше двух, четырех, шести лет). За основу возрастного деления аудитории нами принята психолого-педагогическая периодизация развития ребенка: 1-3 года, 3-6(7) лет, 6(7)—11 (12) лет, 11(12)—15 лет [7]. Для того чтобы представить общую картину имеющихся в Коломне программ каждой возрастной категории, нижней границей возраста определим минимальный (1 год), а верхней -13 лет. Анализ программ по возрастному критерию показал, что больше половины досуговых занятий охватывает дошкольников (58%), затем следует категория 7-11 лет (33%), а наименьшее количество предложений наблюдается в возрастной категории 12-13 лет (9%). При этом отметим, что проведенный контент-анализ свидетельствует об отсутствии предложений культурно-образовательных программ семейного типа, в том числе программ для родителей с детьми категории 0+.
| Учитывая высокий уровень развития музейной сферы в Коломне, 2 | отдельно был предпринят анализ детских программ, предлагаемых Ц 5 музеями города. В городской музейной среде, состоящей из 27 орга-ф ™ низаций (муниципальных и частных музеев, а также организаций, осуществляющих музейную деятельность), выявлено лишь 9 программ, разработанных специально для детской аудитории. При этом подавляющее большинство из них - 7 программ - это мастер-классы, 6 из которых предлагает одна организация - Дом посадских ремесел.
СС X
X ф
о. ^
о ^
ДПИ, в т.ч. мастер-классы Рисование
Научно-техническое направление Музыка
Физкультурно-спортивные занятия Танцы
Подготовка к школе Профориентация Иностранные языки Театр
Городской детский лагерь Организация праздников
Классные часы | | 4 Скорочтение| |4 Раннее интеллектуальное развитие | | 4 Интеллектуальные игры ^ 3 Мини-детский сад ^ 3 Чтение и письмо ^ 3 Ментальная арифметика ^ 3 Фестивали [] 2 Адаптация к детскому саду [] 2 Занятия с мамой [] 2 Подготовка к Всероссийским олимпиадам и конкурсам [] 1 Педагогика Монтессори [] 1
23 23 22
]] 18
И 17
14 13 13 12
] 10
7
Рис. 1. Культурно-образовательные практики для детей в Коломне (указано количество)
Тематика мастер-классов самая обычная и традиционная: кузнечное дело, гончарное дело, создание кукол-оберегов и прочие мастер-классы, которые есть во многих городах и населенных пунктах. Местную городскую историю и колорит передают только две программы: мастер-класс по калачепечению в музее «Калачная» и выездная программа в музее истории со вкусом «Коломенская пастила» - «Щедрое яблоко». Также развивается специальная тематическая программа для детей в Литературном кафе «Лажечников» - Воскресные полдники. Но эти программы ориентированы на детей старше семи лет. Для дошкольников адаптирована лишь выездная программа в музее «Коломенская пастила».
ч у о о
К X
X ф
о.
о ^
I _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3
Музейные досуговые программы для детей «нежного» возраста в городе отсутствуют, нам не удалось выявить предложений музеев для семейной аудитории с детьми возрастной категории 0+.
Мы рассмотрели культурно-образовательные практики для детей в Коломне, которые проходят на постоянной основе. Отметим, что практики нерегулярного типа в городе тоже есть - это театральные постановки в Доме культуры, киносеансы в Доме Озерова, специальные новогодние и рождественские программы и спектакли.
Таким образом, общий анализ культурно-образовательных практик в городе Коломна показал, что большая часть занятий с детьми связана с традиционным направлением занятий ДПИ, а массовыми формами учреждений являются центры развития и творчества, а также школы, которые занимаются профильной подготовкой обучающихся (художественно-музыкальной направленности). Анализ досуговых программ по возрастному признаку показал доминирование культурно-досуговых предложений для возрастных категорий детей от 3 до 11 лет, а также недостаточное количество и разнообразие занятий для детей в возрасте 12-13, и полное отсутствие культурно-образовательных практик для семейной аудитории и родителей с детьми 0+. Особо отметим высокий педагогический потенциал музеев, который необходимо развивать, используя методики и технологии музейной педагогики, превращая музейные пространства в центры дополнительного образования детей и семейного досуга.
Библиографический список / References
1. Грибкова Г.И., Рогачева Л.С. Организация детских творческих объединений в условиях образовательного учреждения: основные аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. C. 1-9. [Gribkova G.I., Rogacheva L.S. Organization of children's creative associations in an educational institution: Main aspects. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017. No. 2. Pp. 1-9. (In Russ.)]
2. Захарова Т.Г., Кондаурова И.К., Белова Е.А. Организация досуговых мероприятий по математике в школе // Карельский научный журнал. 2018. № 2 (23). С. 17-22. [Zaharova T.G., Kondaurova I.K., Belova E.A.
^ Organization of leisure activities in mathematics at school. Karelskij nauchnyj
2 zhurnal. 2018. No. 2 (23). Pp. 17-22. (In Russ.)]
§5 3. Куприянов Б.В. Школа как форма организации дополнительного обра-
Jj m зования детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010.
^ к № 9 (67). С. 57-62. [Kupriyanov B.V. School as a form of organization
cc i of additional education for children. Uchenye zapiski universiteta imeni
a. ¥ P.F. Lesgafta. 2010. No. 9 (67). Pp. 57-62. (In Russ.)]
О 18
4. Купцова И.А. Досуговые практики // Прикладная культурология. Энциклопедия / Сост. и научн. ред. И.М. Быховская. М., 2019. С. 603. [Kuptsova I.A. Leisure activities. Prikladnaya kulturologiya. Entsiklopediya. I.M. Bykhovskaya (compiler). Moscow, 2019. P. 603. (In Russ.)]
5. Олесина Е.П., Стукалова О.В. Гуманитаризация образовательного процесса подготовки будущих педагогов: концептуальные положения и перспективы // Казанский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 124-129. [Olesina E.P., Stukalova O.V. Humanization of the educational process of training future educators: Conceptual provisions and perspectives. Kazan Pedagogical Journal. 2015. No. 3. Pp. 124 129. (In Russ.)]
6. Олесина Е.П., Стукалова О.В., Радомская О.И. Гуманитаризация образования - Социокультурная среда города - Развитие современных школьников: Монография. М., 2016. [Olesina E.P., Stukalova O.V., Radomskaya O.I. Gumanitarizaciya obrazovaniya - Sociokulturnaya sreda goroda - Razvitie sovremennyh shkolnikov [Socio-cultural environment of the city - Development of modern schoolchildren]. Moscow, 2016.]
7. Савенков А.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. М., 2014. [Savenkov A.I. Pedagogicheskaya psihologiya [Educational psychology]. Textbook. Moscow, 2014.]
8. Фришман И.И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление // Народное образование. 2013. № 3. С. 171-175. [Frishman I.I. Leisure in the children's camp as a socio-cultural phenomenon. Narodnoe obrazovanie. 2013. No. 3. Pp. 171-175. (In Russ.)]
9. Челышева И.В., Романова Е.В. Основные направления организации культурно досуговой деятельности школьников // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2018. № 1. С. 114-118. [Chelysheva I.V., Romanova E.V. Main directions of organization of cultural leisure activities of schoolchildren. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chekhova. 2018. No. 1. Pp. 114-118. (In Russ.)]
10. Шафран Н.М. Современные тренды в формировании рынка детского досуга // Проблемы современного образования. 2018. № 6. С. 202-215. [Shafran N.M. Current trends in the formation of the children's leisure market. Problems of Modern Education. 2018. No. 6. Pp. 202-215. (In Russ.)]
11. Шульга И.И. Педагогическая анимация: детский досуг и неформальное образование: Учебное пособие. Новосибирск, 2018. [Shulga I.I. Pedagogicheskaya animaciya: detskij dosug i neformal'noe obrazovanie [Pedagogical animation: Children's leisure and non-formal education]. Novosibirsk, 2018. (In Russ.)]
12. Шульга И.И. Проблема подготовки педагога как воспитателя культуры досуга детей в меняющемся мире // Сибирский педагогический жур- к нал. 2013. № 5. С. 68-71. [Shulga I.I. The problem of training a teacher ^ as an educator of the leisure culture of children in a changing worl. Siberian 2 s Pedagogical Journal. 2013. No. 5. Pp. 68-71. (In Russ.)] g: у
h- CD
I -
Статья поступила в редакцию 04.03.2020, принята к публикации 09.04.2020 ^ Ц
The article was received on 04.03.2020, accepted for publication 09.04.2020 a. ^
I _
ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3
Сведения об авторах / About the authors
Купцова Ирина Александровна - доктор культурологии; профессор кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет
Irina А. Kuptsova - Dr. Culturology Hab.; ргоГеввог at the Department of Culturology of the Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]
Елизарова Анна Олеговна - магистрант кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет
Anna О. Elizarova - undergraduate at the Department of Culturology of the Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University E-mail: [email protected]
Заявленный вклад авторов
Купцова И.А. - общее руководство направлением исследования, планирование исследования, организация и участие в проведении контент-анализа, анализ первичных данных, участие в подготовке текста статьи.
Елизарова А.О. - планирование исследования, организация и проведение запланированного исследования, подготовка текста статьи.
Contribution of the authors
I.A. Kuptsova - general management of the research direction, research planning, organisation and participation in the content analysis, analysis of primary data, participation in the preparation of the article text.
A.O. Elizarova - planning the study, organisation and implementation of the planned study, preparation of the text of the article.
ч у о о
CC X
X ф
Q. J
о ^